Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак».

Во второй половине XX века обе страны активно работали над специальными поездами, замаскированными под обычные составы, но при этом способными запускать ракеты с ядерными боеголовками. Первой вопросами создания такого поезда в самом начале 1960-х годов озаботилась Америка. В 1961-м первые испытания прошла межконтинентальная баллистическая ракета «Минитмен». В отличие от предшественников, она не боялась вибраций при перемещении и не нуждалась в заправке перед стартом — новинка как нельзя лучше подходила для базирования на какой-нибудь движущейся платформе. Например, прямо на поезде.


Почему именно железнодорожный состав? Потому что поезда, оснащенные установками для запуска ракет, можно было относительно легко и быстро рассредоточить по всей стране. Стандартные для того времени шахтные установки не могли похвастаться такими преимуществами — при обнаружении их месторасположения противник мог легко уничтожить опасное оружие еще до того, как оно придет в боевую готовность.


Уже в 1960-х годах американское командование собиралось принять на вооружение 30 поездов, каждый из которых должен был нести по пять «Минитменов». Успели даже создать прототип состава! Однако потом кому-то пришла в голову идея посчитать стоимость проекта… В итоге в 1961 году от него моментально отказались.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

Вторая попытка американцев вернуться к созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) предпринималась во второй половине 1980-х годов. Аккурат по мотивам советского состава, известного под названиями «Молодец», «Скальпель», «поезд-призрак» и «состав номер ноль». Опытный образец прошел испытания, но наступил 1991 год, и предполагаемый соперник, против которого и создавалась махина, вдруг на время исчез из списка возможных врагов. Необходимость в поезде отпала, его создание вновь признали нецелесообразным и бесперспективным.


Зато в СССР, а потом и в России, единственный в мире БЖРК действительно стоял на боевом дежурстве и кое-как протянул аж до 2007 года. Так что же из себя представлял самый смертоносный в обитаемой части Вселенной поезд?


Советский Союз озаботился разработкой практически сразу после того, как идея зародилась где-то в недрах американской военной машины. Вообще, начало 1960-х — это один из самых напряженных периодов в истории холодной войны.


Стало ясно, что бомбардировать друг дружку придется с помощью межконтинентальных ракет, способных нести ядерный заряд. Но здесь проявилась другая проблема — все стартовые площадки на территории двух стран были известны. Значит, смысла в стационарных комплексах не было. Тогда ракеты стали прятать в шахты и устанавливать на разного рода мобильные платформы — прежде всего на бомбардировщики и подводные лодки. Как тут не вспомнить про поезда?


Несмотря на то что приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса с ракетой РТ-23» был подписан еще в 1969 году, полностью идея поезда-ракетоносителя оформилась только к концу 1970-х. Заниматься решением сложнейшей задачи поручили конструкторскому бюро «Южное», возглавляемому Владимиром Уткиным.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

Делали ракету почти пять лет. Получилась трехступенчатая РТ-23УТТХ (модификация РТ-23). Сопла впервые встроили в сами двигатели, располагавшиеся на первой ступени. Это сделали для того, чтобы уместить орудие в вагоне. С этой же целью пришлось применять надувной обтекатель головной части ракеты. Ладно, кое-как уместили РТ-23УТТХ в поезде, но как ее запустить, чтобы на старте не повредить газовой струей сам вагон и пути?


Для этого использовали систему заклона. Как только ракета принимала вертикальное положение, она как бы выталкивалась в воздух за счет создаваемого пороховым аккумулятором давления в замкнутом пространстве. При этом включались вспомогательные двигатели, которые заклоняли ракету на определенный угол. Только после этого, уже в воздухе, включался основной маршевый двигатель, струя от которого благодаря заданному ранее углу не причиняла вреда железнодорожному составу.


Одновременно команда Алексея Уткина, брата Владимира, трудилась над подходящим железнодорожным составом-ракетоносцем. Внешне он ничем не должен был отличаться от обычного состава с рефрижераторными и пассажирскими вагонами.


За передвижение «состава номер ноль» отвечали три тепловоза. В семи вагонах размещался командный состав, в одном — горючее. Еще девять замаскированных под рефрижераторы вагонов скрывали в себе три пусковые установки. Таким образом, на одну ракету приходилось три вагона: в одном размещалась сама установка, а два соседних были нужны для распределения нагрузки тяжелого оружия.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

Опытная эксплуатация первого БЖРК началась в 1983 году, однако полноценные полевые испытания готового изделия стартовали спустя полтора года. В начале 1985-го «поезд-призрак» в обстановке строжайшей секретности прибыл на стартовую площадку в Плесецк.


Боевой запуск должен был выглядеть примерно так. После соответствующей команды поезд останавливался в заданной точке маршрута. Особо крепкие гидравлические домкраты, опираясь на рельсы и шпалы, выравнивали положение вагона с ракетой. Специальное устройство разрывало контактную сеть, одновременно откидывалась в сторону крыша вагона, а ракета поднималась на специальной гидравлической установке. Затем осуществлялся запуск. На все про все уходило около трех минут.


При испытаниях не обошлось без курьезов. Первый запуск производился в лютый мороз, а поезд только-только выкатили из теплого ангара. В итоге примерзла откидная крыша. Пришлось загонять весь поезд обратно в ангар, отогревать, менять аккумуляторы. Кроме того, порой насыпь не выдерживала веса поезда и проседала.


Запускать можно было сразу три ракеты. Кроме того, благодаря наличию трех тепловозов состав умел разделяться на три части и при необходимости производить запуски из разных мест. Всего за почти три года испытаний поезд проехал 400 тысяч километров по всей стране в разных климатических зонах. За это время запустили 32 ракеты. Через города «состав номер ноль» проходил по ночам, под строжайшей охраной.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

В 1987 году первый «поезд-призрак» заступил на боевое дежурство. Всего же было создано 12 БЖРК и около сотни ракет РТ-23УТТХ. Создатели хвастались, что их детище невозможно обнаружить, а одной ракеты с десятком боезарядов, по мощности в 25 раз превышающих сброшенную на Хиросиму бомбу, хватит, чтобы опустошить какую-нибудь европейскую страну. А там и до Америки недалеко, ведь 23-метровые 100-тонные ракеты способны преодолевать по 10 тысяч километров!


На протяжении нескольких лет поезда курсировали по всей стране. В каждом составе — не менее 70 военнослужащих и ни одного гражданского, даже в качестве машинистов выступали офицеры. В местах базирования поездов в радиусе полутора тысяч километров Министерство путей сообщения специально модернизировало железнодорожные пути, заменяя рельсы на более тяжелые и устанавливая железобетонные шпалы вместо деревянных.

Как в СССР создали самый смертоносный в мире «поезд-призрак». Владимир Уткин, Поезд, Бжрк, Длиннопост, Военная техника, Разработка, Вооружение, СССР

В начале 1990-х, еще когда с конвейера не сошли все «поезда-призраки», передвижение составов существенно ограничили, фактически привязав их к месту дислокации. Ближе к новому столетию «Скальпели» принялись демонтировать, что продолжалось до 2007 года. Чуть ранее было объявлено о снятии поездов с боевого дежурства. Осталось лишь два музейных экземпляра — в Тольятти и Санкт-Петербурге.


Недавно в России заговорили о создании нового типа БЖРК под названием «Баргузин». Успели даже испытать предназначенные для него ракеты. Но год назад Минобороны внезапно сообщило о закрытии проекта. Слишком дорого.


Думается, это и есть основная причина отказа от уже существовавшей дюжины поездов. Речь ведь не только о содержании железнодорожных составов, но и о подверженных высокому износу путях. К тому же ближе к XXI веку стало очевидно, что при современных средствах спутниковой разведки скрыть такую установку, да еще с тремя тепловозами в комплекте, невозможно.


https://www.belvpo.com/100728.html/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

Жду не дождусь ТТХ спутниковой группировки, отслеживающей тепловозы по всей стране.

внимание, вопрос!

№1 - за какое время спутник пролетает над всей территорией России?

вопрос №2 - какова площадь территории РФ, которую видит спутник с геостационарной орбиты?

раскрыть ветку (34)
12
Автор поста оценил этот комментарий

И на сколько успеет уехать поезд от места съемки, прежде, чем данные будут с него переданы, обработаны и расшифрованы? Плюс еще надо дать команду на уничтожение, а средствам для поражения поезда долететь до этой точки... Где поезда уже не будет. Так что аргумент о малой скрытности поезда не подходит.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Плюс ложные цели никто не отменял, кто мешает пустые поезда прицепить к трем локомотивам и гонять туда сюда?
4
Автор поста оценил этот комментарий

о том и речь...

глупости какие-то написаны.

раскрыть ветку (2)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
И почему минусами херачат тебя - непонятно.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну не хотят люди критически осмысливать информацию, что ж поделать.

Любят у нас верить печатному слову))))

3
Автор поста оценил этот комментарий

Проблема в том что спутников наблюдающих за территорией в различных диапазонах, не 1, не 2 и не 10. Их намного больше. они располагаются на различных орбитах и некоторых из них способны передавать данные в реальном времени.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

И конечно вы сейчас проведете пример фото хоть с одного из этих спутников на разных орбитах, переданных в режиме реального времени?)))))))))))

Ведь они же есть, раз такая уверенность сквозит)))

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ему не надо летать. На гсо спутники висят над одной точкой. Собственно над россией может висеть сколько угодно спутников-шпионов.

Много и не надо. Поворот камеры и можно хоть на сочи хоть на владивосток смотреть.

Тут в другом фишка. Ныне поезда напичканы навигацией, электроникой, жипиес, глонасами и тп. Отследить белую ворону без приблуд, мне кажется, легко. И с приблудами легко. Какая-нибудь нейросеть легко найдет поезд со странным поведением.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Высота геостационарной орбиты 35 786 км. Там не камера, там телескоп нужен за поверхностью следить.
2
Автор поста оценил этот комментарий

)))))))))

Можно фото Сочи и Владивостока с камеры такого спутника, до и после поворота камеры?))))))

Во тупые американцы, да?

Придумали кейхоул какой-то, районы патрулирования пгрк ограничивают - нет чтобы сколько угодно спутников-шпионов развести.

Не, ну какие же тупарезы-то)))))))))

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку