Как в СССР школы закрывали

Практически в любой теме про образование находится человек, который приплетает к падению качества образования уменьшения количества школ. И почему-то кричит, что это началось после распада СССР. Все это наводит лично меня на одну мысль – он нихуя не понимает ничего в образовании. Истории и статистики тоже не знает. Но громко кричит. Хотя, если взять по чесноку, таких в темах про образование большинство.


Теперь обратимся к фактам и разберемся, а плохо ли в том, что их закрывают и нужно ли их сохранять. Глупо отрицать, что число школ сокращается. Но ведь они закрываются уже с 1951 года.


Открываем очень любопытную книгу, статистический сборник «Основные показатели социального и экономического развития РСФСР за 70 лет советской власти»


Открываем десятую станицу и смотрим таблицу, где отражено число образовательных учреждений. И видим очень примечательные цифры. Максимум число школы в СССР было в 1951 году – 131300 штук, а потом пошло сокращение, до 70,8 в 1986 году. При этом, что видно их таблицы численность учеников возрастала 20 лет при планомерном снижении числа учеников, а потом медленно стабилизировалась.

Как в СССР школы закрывали Образование, Школа, Советское образование, Образование в России, Длиннопост

Т. е. очевидно, что не смотря на все стенания про защиту адептов советского образования что все было для народа, лучшее детям, на образовании не экономили в СССР деньги считали и школы не только строили, но и закрыли 50 тысяч школ, о чем забыли, а вероятнее всего, и не знали «знатоки» образования.

Также как и не знали, что В последние годы перед первой мировой войной 1908-1914 год в России строилось примерно по 5000 начальных школ в год. Темпы строительства и роста учеников в школах были сверхвысокими.

Грамотность в Россию пришла не из за большевиков, она пришла в ногу со временем и была бы и без них. В 1913 году школ было 80,8 тысяч, больше, чем в 1973 году.


Почему происходило закрытие. Тут комплекс причин. Первая и основная – это закрытие сел. Урбанизация шла, села закрывались, многие расформировывали как неперспективные. Естественно школы там тоже закрывались. Вторая – это оптимизация. Что бы не говорили, но ее тогда тоже проводили. Школы были и есть трех типов – начальные, общие (неполные средние) и полные. При Сталине большинство получало начальное образование – 4 класса. Естественно, что их было большинство и, в первую очередь, они попали под удар. Начали школы укрупнять, превращать в средние полные и неполные.


Я лично ничего не вижу в закрытии сельских маленьких школ. Как тогда, так и сейчас. Я немало таких повидал и даже поработал в одной три года. Самая большая претензия – это качество образования. В большинстве сельских школ оно хромает, а если школа малокомплектная – то хромота на обе ноги. Детей хотя бы пожалели. Бытует мнение, что закрытие сел ведет к распаду села. Я вот вижу обратное, сначала уезжает молодежь, а потом школу закрывают. Кто решил уехать, того не задержит сельская школа, уезжают в том числе и из-за детей, получить качественное образование в большой школе гораздо выше.


То же самое происходит и сейчас. Школы закрывают, особенно начальные и неполные, укрупняют. Есть школьные автобусы, которые возят в большие школы из близлежащих сел. С 2004 года число средних школ в России начало падать. Сначала по чуть-чуть, и это было связано с сокращением числа школьников. С 2009 года стали учитываться только государственные, муниципальные и негосударственные учреждения, реализующие программы общего образования. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального вышли и списка образовательных учреждений. Что привело к падению числа школ сразу на 5000 штук. Ныне ежегодно добавляет исчезновение 200-500 школ процессы оптимизации сети образовательных помещений.

К примеру, в Москве из 1730 школ на начало 2010 года, осталось менее тысячи Но это юридически, многие школы продолжают функционировать.


Так что происходит ровно те же самые процессы, непонятно только почему закрытие школ сейчас вызывает такое бурление говен, а то, что в СССР закрыли половину школ – не вызывает. Ведь главное не число школ. Школа не более, чем здание. И не число учителей. Не нужно сейчас столько, как в СССР, детей то меньше стало. Куда важнее соотношение учеников на учителя. В СССР это соотношение было от двадцати и выше в середине века, потом происходило сокращение, достигнув минимума в 1991 году - 13,5 учеников на учителя. Сейчас это соотношение 10,7 на учителя.


PS. Хотя и это не остановит любителей меряться письками, ой, считать школы и преподносить это как катастрофу


Источники:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/IssWWW.exe/Stg/d010/i01185...

http://istmat.info/files/uploads/40054/rgae_1562.41.65_stati...

http://istmat.info/node/86

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

А зачем вообще что-то говорить человеку, который качество образования связывает с количеством школ?

раскрыть ветку (7)
11
Автор поста оценил этот комментарий

А вы прочитали статьи по ссылкам ТС? В начале 20 века под образованием подразумевалось не полноценное образование - а грамотность - умение читать и писать.  ТС сам напередергивал факты, что-то умолчал. И получился вот этот вот пост.

раскрыть ветку (3)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я и без поста ТС неплохо знаю историю формирования образовательной системы России на разных этапах.

то, что выдаёте за образование в начале 20 века - это грамотность. Это понятие эквивалентно 4-х классному образованию. В РИ было не мало проф училищ и вузов.

Однако, сравнивать количественные показатели с разрывом в пол века - туше. Это не сравниваемые вещи. Весь мир спустя две мировые войны изменился, а механизация позволила высвободить массы людей для задач сложнее, а чтоб эти люди могли задачи сложнее решать, нужно было пересматривать образовательные программы и стандарты. Все же очень просто. Советская школа не многим лучше современной, просто институтам образования давали механизмы и инструменты воспитания,что повышало их эффективность.

ещё комментарий
Автор поста оценил этот комментарий

В чём передёргивание автора??? В том, что вам не нравится статистика и в том, что определение слова "образование" претерпело изменения за 100 лет ?

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку