-28

Как в СССР школы закрывали

Практически в любой теме про образование находится человек, который приплетает к падению качества образования уменьшения количества школ. И почему-то кричит, что это началось после распада СССР. Все это наводит лично меня на одну мысль – он нихуя не понимает ничего в образовании. Истории и статистики тоже не знает. Но громко кричит. Хотя, если взять по чесноку, таких в темах про образование большинство.


Теперь обратимся к фактам и разберемся, а плохо ли в том, что их закрывают и нужно ли их сохранять. Глупо отрицать, что число школ сокращается. Но ведь они закрываются уже с 1951 года.


Открываем очень любопытную книгу, статистический сборник «Основные показатели социального и экономического развития РСФСР за 70 лет советской власти»


Открываем десятую станицу и смотрим таблицу, где отражено число образовательных учреждений. И видим очень примечательные цифры. Максимум число школы в СССР было в 1951 году – 131300 штук, а потом пошло сокращение, до 70,8 в 1986 году. При этом, что видно их таблицы численность учеников возрастала 20 лет при планомерном снижении числа учеников, а потом медленно стабилизировалась.

Как в СССР школы закрывали Образование, Школа, Советское образование, Образование в России, Длиннопост

Т. е. очевидно, что не смотря на все стенания про защиту адептов советского образования что все было для народа, лучшее детям, на образовании не экономили в СССР деньги считали и школы не только строили, но и закрыли 50 тысяч школ, о чем забыли, а вероятнее всего, и не знали «знатоки» образования.

Также как и не знали, что В последние годы перед первой мировой войной 1908-1914 год в России строилось примерно по 5000 начальных школ в год. Темпы строительства и роста учеников в школах были сверхвысокими.

Грамотность в Россию пришла не из за большевиков, она пришла в ногу со временем и была бы и без них. В 1913 году школ было 80,8 тысяч, больше, чем в 1973 году.


Почему происходило закрытие. Тут комплекс причин. Первая и основная – это закрытие сел. Урбанизация шла, села закрывались, многие расформировывали как неперспективные. Естественно школы там тоже закрывались. Вторая – это оптимизация. Что бы не говорили, но ее тогда тоже проводили. Школы были и есть трех типов – начальные, общие (неполные средние) и полные. При Сталине большинство получало начальное образование – 4 класса. Естественно, что их было большинство и, в первую очередь, они попали под удар. Начали школы укрупнять, превращать в средние полные и неполные.


Я лично ничего не вижу в закрытии сельских маленьких школ. Как тогда, так и сейчас. Я немало таких повидал и даже поработал в одной три года. Самая большая претензия – это качество образования. В большинстве сельских школ оно хромает, а если школа малокомплектная – то хромота на обе ноги. Детей хотя бы пожалели. Бытует мнение, что закрытие сел ведет к распаду села. Я вот вижу обратное, сначала уезжает молодежь, а потом школу закрывают. Кто решил уехать, того не задержит сельская школа, уезжают в том числе и из-за детей, получить качественное образование в большой школе гораздо выше.


То же самое происходит и сейчас. Школы закрывают, особенно начальные и неполные, укрупняют. Есть школьные автобусы, которые возят в большие школы из близлежащих сел. С 2004 года число средних школ в России начало падать. Сначала по чуть-чуть, и это было связано с сокращением числа школьников. С 2009 года стали учитываться только государственные, муниципальные и негосударственные учреждения, реализующие программы общего образования. Учреждения начального профессионального, среднего профессионального вышли и списка образовательных учреждений. Что привело к падению числа школ сразу на 5000 штук. Ныне ежегодно добавляет исчезновение 200-500 школ процессы оптимизации сети образовательных помещений.

К примеру, в Москве из 1730 школ на начало 2010 года, осталось менее тысячи Но это юридически, многие школы продолжают функционировать.


Так что происходит ровно те же самые процессы, непонятно только почему закрытие школ сейчас вызывает такое бурление говен, а то, что в СССР закрыли половину школ – не вызывает. Ведь главное не число школ. Школа не более, чем здание. И не число учителей. Не нужно сейчас столько, как в СССР, детей то меньше стало. Куда важнее соотношение учеников на учителя. В СССР это соотношение было от двадцати и выше в середине века, потом происходило сокращение, достигнув минимума в 1991 году - 13,5 учеников на учителя. Сейчас это соотношение 10,7 на учителя.


PS. Хотя и это не остановит любителей меряться письками, ой, считать школы и преподносить это как катастрофу


Источники:

http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_13/IssWWW.exe/Stg/d010/i01185...

http://istmat.info/files/uploads/40054/rgae_1562.41.65_stati...

http://istmat.info/node/86

Найдены возможные дубликаты

+8

А зачем вообще что-то говорить человеку, который качество образования связывает с количеством школ?

раскрыть ветку 7
+5

А вы прочитали статьи по ссылкам ТС? В начале 20 века под образованием подразумевалось не полноценное образование - а грамотность - умение читать и писать.  ТС сам напередергивал факты, что-то умолчал. И получился вот этот вот пост.

раскрыть ветку 3
+5

Я и без поста ТС неплохо знаю историю формирования образовательной системы России на разных этапах.

то, что выдаёте за образование в начале 20 века - это грамотность. Это понятие эквивалентно 4-х классному образованию. В РИ было не мало проф училищ и вузов.

Однако, сравнивать количественные показатели с разрывом в пол века - туше. Это не сравниваемые вещи. Весь мир спустя две мировые войны изменился, а механизация позволила высвободить массы людей для задач сложнее, а чтоб эти люди могли задачи сложнее решать, нужно было пересматривать образовательные программы и стандарты. Все же очень просто. Советская школа не многим лучше современной, просто институтам образования давали механизмы и инструменты воспитания,что повышало их эффективность.

-2

В чём передёргивание автора??? В том, что вам не нравится статистика и в том, что определение слова "образование" претерпело изменения за 100 лет ?

-9

Так чем отличается начальное образование от церковно-приходского двухгодичного? Тоже четыре класса. Кроме Закона Божьего? Ликбез тоже и делал, учили писать и читать "мама мыла раму". Более того, такое было во всех странах. Прогресс требовал образования и его углубления, и поэтому и происходило развитие образования. 

ещё комментарий
-8

А чтобы не писали такой пурги. Ведь постоянно пишут

раскрыть ветку 2
-2

Так все равно будут) Им на факты то плевать)

ещё комментарии
ещё комментарии
+2

Не в количестве школ дело и даже не в программах образования. Дело в головах людей!

раскрыть ветку 4
+1

А с людьми-то что не так? Раньше были лучше?

раскрыть ветку 3
0

Причем тут лучше, хуже? Как минимум взгляды, интересы и потребности другие.

раскрыть ветку 2
+1
Грамотность в Россию пришла не из за большевиков, она пришла в ногу со временем и была бы и без них.

А мне вот всегда казалось, что дело не в ликбезе, а во времени, которое ты можешь выделить на учебу. Когда ты херачишь на работе чуть ли не 16 часов в сутки, то сил на образование как-то не остается. Собственно о нормальных условиях труда и просили царя на Кровавое воскресенье, что он "благополучно" проигнорировал. Так что нет, заслуга большевиков тут все таки есть.

0

В 60-е проводилась Хрущевым политка укрупнения колхозов и совхозов.  Например, в корестностях моего поселка бли еще два села: Крутояровка и Суслы, в каждом свой колхоз, шокла. После укрупнения прямо срубы домов перевозились в райцентр и школа соответственно слилась из трех в одну.

-2

О, советские стасборники... Крайне рекомендую - более антисоветского источника нельзя найти, куда там всем этим Сванидзе и Новодворским...

раскрыть ветку 3
-2

Знаю. Это антисоветчина похлеще всех либерастов взятых вместе. И плющит от нее, от данных ЦСУ СССР))). И против фактов не попрешь, а некоторые хотят, чтобы их не было вовсе

раскрыть ветку 2
0

Да, источник-то - кошерный. Нельзя сказать "да это всё выдумки либерастов 90-х"... ))

раскрыть ветку 1
-3

дело не в количестве школ или учеников - сейчас все могут учиться, мест хватает, но сейчас школы негласно делятся на "простые" и для "одаренных" (сейчас это топ 500) - это две большие разницы

раскрыть ветку 7
-3

Епта, то-то раньше в глухой сельской школе учили как в большой городской школе))).

раскрыть ветку 6
-3
А сейчас по программе.. но избранные школы могут давать больше. Кстати, этот принцип появился в СССР, принят западными странами, и успешно развивается у нас, с одним "но" - уровень "простых" школ неуклонно снижается.
раскрыть ветку 5
-5

Все эти переселения были настоящей трагедией для населения . Перечитайте "Прощание с Матёрой" и "Пожар" Валентина Распутина..

ещё комментарии
-11

Все как я и ожидал, юные и старые поклонники "лучшего в мире" нихуя не могут опровергнуть факты и будут активно минусить. Хули, лучшее в мире образование, вырастило "аналитЕГов")))

раскрыть ветку 20
+8

Что вы ожидали? Да вы сами приведенные статьи нормально не прочитали и передернули факты. Вот после таких «аналитегов» у тех, кому лень читать, складывается неверное представление. Зачем вы обманываете людей? Да, число школ росло. Но каких? Вы прочитали? А там написано - церковно-приходских! Там пишется об их благонадежности! Что такое грамотность населения вы прочитали? А там пишут, что речь идет всего лишь об умении читать и писать! Речь идет не о полноценном среднем образовании, и, уж тем более, не о высшем. Какой процент был людей с высшим образованием до революции в вашей статье? А? Мужчины - 1.3% и женщины - 0.8%! Обалдеть, какое образованное население! Вы думали, всем лень будет читать и все за чистую монету примут ваши рассуждения? Ленин не скрывал, не приписывал себе только строительство школ. По вашим ссылкам пишут, что сам Ленин писал о том, что строительство школ - было до революции. И оно началось не просто так, а потому что народ начал требовать эти школы. И давайте отдельно поговорим о таких вещах как наличие школы и возможности в ней учиться! Наличие школы не гарантирует того, что ребенок сможет учиться. На это влияет материальное положение семьи. До революции многие не учились потому, что не могли материально себе это позволить. Надо было работать, чтобы выживать. Только зажиточные люди могли позволить себе оплатить образование. А что там было с дошкольными учреждениями в начале двадцатого века? Их не было!

Итого, что я вижу, - ваша статья не об образовании, а о режиме!

Школы в настоящее время вовсе не сократили, а объединили. Вы пишите «многие из них продолжают функционировать». Они все продолжают функционировать! Более того, во многих школах увеличился набор учащихся.

Да, сельские школы закрывают. Но дети не остаются без образования. Да, кому-то приходится ездить. Но качество образования в более крупной школе лучше. По крайней мере, есть учителя предметники. А не так как бывало в сельских школах, что немецкий язык, например, ведет учитель истории и т д.

Да, не все радужно сегодня в образовании. Но намного лучше, чем 100 лет назад.

раскрыть ветку 13
-2

Вы сами-то прочли свой опус??? Вы противоречите сами себе!

-3
Зачем вы обманываете людей?

Действительно, зачем Вы обманываете людей? Пора переставать транслировать советскую пропаганду.


А там написано - церковно-приходских

Лол, нет.


А там пишут, что речь идет всего лишь об умении читать и писать

Как будто в сталинском СССР ситуация радикально изменилась:

Именно поэтому результаты переписи населения, проведенной в январе 1937 года, в части грамотности опрошенных вряд ли должны были удивить руководство партии и государства. Но действительность превзошла худшие ожидания. По предварительным данным переписи, в стране насчитывалось 62 521 486 неграмотных граждан и 61 333 867 грамотных. Если не считать детей до десяти лет, соотношение получалось чуть менее устрашающим — 26% граждан СССР не умело ни читать, ни писать.

Такие дела.


Какой процент был людей с высшим образованием до революции в вашей статье?

Небольшой, конечно, это факт. Но факт и то, что советское "высшее образование" было явно похуже царской гимназии. Не вуза, нет.


До революции многие не учились потому, что не могли материально себе это позволить

Вы, наверное, не в курсе, что при Сталине школы на селе содержали сами колхозники (советское государство не давало на это ни рубля), а городским с 1940 г. образование сделали платным:

https://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_СНК_СССР_от_2.1...№_1860

раскрыть ветку 1
-4
Итого, что я вижу, - ваша статья не об образовании, а о режиме!

Товарищ, протри очки! И больше не галлюционируй!


Школы в настоящее время вовсе не сократили, а объединили. Вы пишите «многие из них продолжают функционировать». Они все продолжают функционировать! Более того, во многих школах увеличился набор учащихся.
Да, сельские школы закрывают. Но дети не остаются без образования. Да, кому-то приходится ездить. Но качество образования в более крупной школе лучше. По крайней мере, есть учителя предметники. А не так как бывало в сельских школах, что немецкий язык, например, ведет учитель истории и т д.
Да, не все радужно сегодня в образовании. Но намного лучше, чем 100 лет назад.

А ТС не об этом же самом пишет?

-5
Вы так возмущаетесь тому, что в РИ строились начальные школы, а не средние и высшие, как будто не понимаете, что и в СССР тоже сначала строились начальные школы, где население как раз учили только писать и считать. И есть целое поколение людей, которые только писать и умели, 4 класса образования. Всеобщее полное среднее образование нельзя организовать сразу, сначала нужно было хотя бы грамоте население научить, хоть в РИ, хоть в СССР.
-8

И чем церковно-приходская отличалась от начальной? Кроме Закона Божия? И малый процент населения с высшим образованием - это разве плохо? А остальное - словесный понос с приплетенным режЫмом. А говорить, что сейчас лучше, чем сто лет назад образование - а кто говорит???????????????????????????

раскрыть ветку 7
ещё комментарии
+4

Сокращение школ в СССР связано с "укрупнением" совхозов и колхозов... Маленькие деревни планомерно ликвидировались, людей переселяли в крупные сёла, райцентры. Приплюсуйте к этому зоны отчуждения при строительстве ГЭС.

раскрыть ветку 2
+6

Это одно из следствий урбанизации, которая продолжается и сейчас. Люди едут из деревень в города, деревенские школы закрываются. Рост количества школ в РИ и СССР до 50-х годов был связан с необходимостью ликвидации безграмотности.

раскрыть ветку 1
+1

Да вы сами плохо статьи прочитали. И лучше, все же писать о химии, то что вы изучали, а не об истории.

ещё комментарии
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: