227

Как ушли экранопланы

Для начала определимся, что же это за зверь такоё. Многие слышали, видели фотографии, а кто-то видел и саму машину вживую и первое впечатление - это самолёт. Однако экранопланы, хотя конструктивно схожи с самолётами и используют при движении принципы аэродинамики, всё же по классификации относятся к скоростным судам. Кстати это, отчасти, и явилось причиной закрытия проекта, но об этом позже.

Отцом отечественного скоростного судостроения был гениальный конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.

Это он разработал известные всем СПК "Ракета" и "Метеор". Но скорости в 70 и 90 км/ч ему было мало. Алексеев, по отзывам современников, по своей сути был мечтателем, творцом, он всегда хотел отбросить те пределы скорости которые обусловлены законами гидродинамики. А единственным способом это сделать было выйти из воды.

Однажды Ростислав Евгеньевич обратил внимание на описываемый лётчиками экранный эффект или эффект влияния земли — эффект резкого увеличения подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и др.).

И была принята первая попытка разработки судна на динамической воздушной подушке или экраноплана.

Первые самоходные модели экранопланов в ЦКБ по СПК были выполнены по схеме «тандем», когда два крыла на фюзеляже располагались одно за другим с целью обеспечения продольной устойчивости применением двух разнесённых крыльев.

В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.

При массе 500 тонн и длине около 100 метров «КМ» (Корабль-макет), на момент создания, стал самым крупным и тяжёлым летательным аппаратом в мире. КМ проектировался как транспортный экраноплан (возможно транспортно-десантный) и имел проектную грузоподъемность в 300 тонн (можно было, к примеру, перебросить танковую роту через Атлантику за 4 часа).

Позже был проект создания ударного экраноплана, который получил название "Лунь"

И десантных экранопланов "Орлёнок"

А теперь немного о причинах неудачи экранопланов.

  1. Как я уже говорил выше экранопланы по классификации являлись не самолётами, а кораблями, и, как следствие, получить от государства для строительства дорогой алюминий было невозможно, по этой причине Каспийский монстр был построен из судовой стали (!), что конечно повлияло на его характеристики.

  2. В день проведения оного из опытных полётов на каспийском море поднялся шторм с высотой волны, превышающий расчетно-допустимую. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию (у экраноплана оторвало нос), жертв не было (корабль дошел до пристани), экраноплан после аварии ещё неделю оставался на плаву, однако попыток спасти его не предпринималось, после чего затонул. Это стало ударом по репутации Алексеева и одной из причин последующего политического преследования.

  3. Политический фактор: "чиновники пытались засекретить конструктора и его деятельность, Алексеев, наоборот, стремился всячески вывести работы по экранопланам в гражданский сектор, считая что бессмысленным засекречиванием теряется время и упускаются возможности, тем более что основные технические проблемы этого вида транспорта были уже решены и отработаны на многочисленных опытных экземплярах. В 1970-х в его ЦКБ разрабатывались проекты пассажирских экранопланов вместимостью от 8 до 250 человек, была обоснована их экономическая эффективность, намечены заводы-изготовители и сроки постройки головных образцов. Однако программа строительства скоростных транспортных средств, разработанная Алексеевым и посланная на рассмотрение в правительство, осталась без ответа. Опорой в верхах оставался Д. Ф. Устинов, курировавший в ЦК КПСС оборонную научно-техническую политику и поддерживающий военное экранопланостроение (в 1976 году он становится Министром обороны).

    В 1976 году, приказом министра судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомы, Алексеев был отстранён от должности начальника и главного конструктора ЦКБ, поводом послужила авария экраноплана «Орленок» во время испытаний на Каспии (в документальном фильме «Сожжённые крылья. Предать конструктора» высказывается мысль, что Бутома был в числе недоброжелателей конструктора, поскольку Алексеев обратился к Хрущёву через голову вышестоящего начальства)."

В целом история строительства сверхскоростных судов получилась довольно скомканной и не смотря на инновационность и уникальность данного проекта, строительство нескольких тяжелых экранопланов проекта "Лунь", строительства ряда проектов малых экранопланов для вооруженных сил проект экранопланов закрыли. И в первую очередь по политическим причинам.

Использованы материалы из собственных знаний и ru.wikipedia.org

@Gem0r01, загляни.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
34
Автор поста оценил этот комментарий

На самом деле идею и разработки остановили как начало развала страны так и низкий (на тот момент) уровень технологической базы.

в 76-м не было нормальных, экономичных двигателей, не было компактных ЭВМ и если задуматься, то у обычного школьника сейчас в кармане устройство которое мощнее бортового компьютера того же ТУ-144.

Да и моторы сейчас другие. Как то мы не заметили, что все самолеты с 4-х двигательных бандур стали двухмоторные (Тот же Боинг 777, А380 не считаем, он уже снят с производства)


как-то так...

раскрыть ветку (27)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я примерно о том и говорю, добавлю только, что в такой области всё же нужен энтузиаст. А применение при строительстве, например авиационного алюминия уже в то время могло существенно улучшить характеристики этих кораблей.

раскрыть ветку (25)
18
Автор поста оценил этот комментарий

как реально эти машины применять до сих пор не понятно...


Добавлю, что современными композитами было бы еще забавнее)

Хотя еще год назад вояки толком не знали как использовать дроны, беспилотники и прочее, все казалось ненужными игрушками, а все решают ракеты, танки и авиация....

раскрыть ветку (22)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Применять можно, например на реках сибири для перевозки грузов и пассажиров. Плюсом будет отсутствие необходимости углубления русла, строительства аэродрома, опять же высокая скорость и большая при прочих равных грузоподъемность (относительно авиации где-то в полтора раза).

С современными двигателями и материалами корпуса в качестве десантных кораблей.

Лунь планировался как ракетный крейсер или, принимая во внимание его размеры, эсминец.

раскрыть ветку (20)
8
Автор поста оценил этот комментарий

посмотрите на картах на Ангару))))

Только недавно от туда)

Максимум Камское устье ну и море)

раскрыть ветку (18)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я про экранопланы типа "Орленок" там 60 метров всего или меньшего размера. Данных по радиусу поворота на крейсерской скорости меня нет, но рискну предположить, что будет не более 500 метров, что позволяет из применять практически на всех крупных реках (Лена, Енисей, даже, пожалуй Ангара).

Нужно понимать, что речное судостроение начинается именно с изучения водных путей, на которых будет эксплуатироваться судно. Его результатом как раз и является выбор габаритных размеров, осадки и радиуса поворота. Именно эти параметры, наряду с грузо(пассажиро)вместимостью будут определять всё дальнейшее проектирование.

раскрыть ветку (17)
18
Автор поста оценил этот комментарий

я к тому, что русла этих рек не такое уж и прямое, а вот вонзится в какую нить баржу за островком вполне себе реальная затея.

раскрыть ветку (16)
9
Автор поста оценил этот комментарий
+ мосты, опять же. Даже при фиксированной ширине пролёта, высота в течении суток может гулять +/- несколько метров.
раскрыть ветку (15)
5
Автор поста оценил этот комментарий

плюс простой в зимний период....

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Зимой и так ни чего не ходит, а тут будет ещё и очень дорогое ничего. Это так по совецки...
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

авиация и наземный транспорт более понятные штуки...

Автор поста оценил этот комментарий

Вариативно. Можно поставить на лыжное шасси. Это шутка (или нет?)

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
От лыжных аэросаней отказались ещё в 30х годах 20 века. За полвека до изобретения экранопланов.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Сложный вопрос, но полагаю решаемый. Высота того же орлёнка 8 метров + высота полёта 2-3 метра итого 11 - меньше высоты волго-дона (сейчас не помню, вроде 21 м). Как вариант прохождение арок моста в глиссирующем режиме (по поверхности воды).

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Нереально. На скорости 30 км/ч умудряются не в те фермы мостов пройти и устроить катастрофу, а тут скорость под 300 км/ч
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это как то за гранью фантастики.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Почему?

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Никто так и не понял из военных, как использовать ракетопланы, поэтому решили по стандартному пути пойти- изобрести убийцу авианосцев, который незаметно подкрадывается к врагу, пуляет ракету и сваливает. И оказалось, что по такой концепции уже работают МРК пр. 1234, РКА пр. 1241 и чудо техники- МРК пр. 1239. А также в той же ближней морской зоне отлично работают авиация и БРК. А потом ракетное оружие немного вперëд ушло, и стрелять с ближней дистанции уже не нужно стало. Да и сама концепция так себе, если при атаке внезапность, как преимущество экраноплан имел, по при отходе, при отсутствии хоть какого бы ПВО - вернуться на базу вариантов уже не было. А десантные Орленки успели послужить несколько лет официально в составе флота, пока Устинов, большой любитель новаторства не умер. И как и с ударным вариантом, концепция морского десанта тоже была так себе, т.к. использование десантных судов- целая флотская операция, и настолько большая скорость избыточна, разве что для высадки развед-диверсионных подразделений, что и так осуществлялось традиционными способами.
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Хотя еще год назад вояки толком не знали как использовать дроны, беспилотники и прочее, все казалось ненужными игрушками
Беспилотник MQ-1 Predator с 1995 по 2018 эксплуатировали активно, дроны просто позднее появились, а так были раньше крылатые ракеты, просто экранопланы нафиг никому не нужны.
3
Автор поста оценил этот комментарий

10 двигателей. Как эту проблему мог решить алюминий? Как алюминий мог помочь расчистить акваторию для пролета? Как алюминий мог помочь не подлетать на волне?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Так, что количество двигателей можно бы было сократить (уменьшение взлетной массы, нужно меньше тяги)
Зачем нужно расчищать акваторию вообще непонятно, а держать волнение до 4 баллов (посмотрел, все-же до четырех) это прилично. Тем более для опытного образца, не забывайте, что мы обсуждаем по сути рабочий макет, созданный как раз для выявления и исправления недостатков.
0
Автор поста оценил этот комментарий

76 и развал?

экономичность - важный показатель. по сути американцы так же свернули программу развития своих военных спк (которых было больше чем у ссср, как я помню) именно из-за того что они были не выгоды и не нужны - межконтинентальные ракеты, и сверхзвуковые самолеты решали те задачи, которые ставили вояки.
А гражданские суда были и остались везде где были нужны

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку