Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах


Британцы все чаще выбирают домашнее обучение для детей с особенностями развития. Точно так же нередко поступают и российские родители.


У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.


Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.


После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.


Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.


"Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого", - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.


Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома


История Лорны и ее дочери - не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.


Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.


Адам Бодисон, глава благотворительной организации "Насен", объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.


"Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников", - говорит Бодисон.


При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.


В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный - 64% за пять лет - правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.


Школа для Вани


В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой - сама мама.


Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам - математика, русский. А остальные - рисование, музыку, физкультуру - Ваня должен был постигать вместе с классом.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама


Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.


"Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, - вспоминает Анна об одном из уроков рисования. - Все поняли, а Ваня, конечно, нет".


Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.


По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.


Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.


После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.


"Вот тебе не нравится карате, а ему - произносить слова", - растолковывала Анна одной из девочек.


Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама


Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая - пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его - он вообще не интересовался сверстниками.


Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.


"Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки", - объясняет она.


Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: "Как вы с ним живете?"


В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.


Никита и его папа


Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: "папа" и "люблю". Диагноз - атипичный аутизм - врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.


При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он - невербальный.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах


Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на "команды". Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.


Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.


По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами - например, если ребенок не мог произнести "ш" или "щ". А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.


Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный "Новый Жемчуг".


Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег - идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас - главное развивающее занятие для Никиты.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми


Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.


Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.


"Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался", - признается Сергей.


Источник

Аутистические расстройства

648 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий

Ебанутым нет покоя. Если ребенку нужна специальная программа обучения, нахуя его пихать в обычную школу.

раскрыть ветку (8)
5
Автор поста оценил этот комментарий
А куда ему идти ? У нас что много специализированных школ?
раскрыть ветку (7)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот над этим и надо работать - над созданием специализированных школ, где обеспечат выполнение посильной программы реабилитации для этого ребёнка. А не заталкивать всех в обычную школу, которая не в силах обеспечить условия для аутичных детей (кто-то не переносит яркий свет, кто-то резкие звуки, кто-то громкие голоса или многолюдье). А в обычной школе это все есть.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий
К сожалению у нас в России, те кто должен это делать не особо горят желанием. И самое простое решение это отправить таких детей на домашнее обучение.
раскрыть ветку (5)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"те кто должен это делать не особо горят желанием"

Мне кажется, что если ждать, пока кто-нибудь другой что-нибудь сделает, то этого можно не дождаться никогда. Должна быть заявлена потребность от родителей детей-инвалидов, что им нужны школы для особенных детей с подходящими условиями пребывания и программой реабилитации, запросы от общественных организаций инвалидов.


Из локального - можно написать проект по созданию такой реабилитационной школы и подать его на президентский грант, может получится.


Я думаю это возможно, если есть моторчик - пробивной человек, инициатор.


Основное, что я пытаюсь донести - нужно уйти от парадигмы конкуренции и борьбы между родителями нейротипичных и аутичных детей. Уже выявлено на опыте, что совместное "инклюзивное" обучение не всегда оправдывает себя, особенно если это ментальные заболевания, чаще всего страдают и те и другие дети, просто по разным причинам.


Тогда надо концентрироваться не на том, чтобы "отправить особого ребёнка в обычную школу любым способом", а "хочу отправить ребёнка в школу с программой реабилитации, где ему помогут развиваться, не будут смеяться другие дети, и все прочее".


Двадцать первый век, информации о аутизме масса (хотя скорее всего - в основном на английском, это да, но тем не менее). В жисть не поверю, чтоб невозможно было создать школу с программой реабилитации для детей-инвалидов.

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Вы шутите ?
у родителей детей инвалидов очень много времени уходит на реабилитацию своих детей. У них нет времени создавать проекты, все заявки и просьбы упираются в бюрократическую стену.
Отдельные школы для особенных детей существуют, но в них запихивают и психически сложных, буйных детей. По этой причине многие родители и идут в обычные школы, которые только на словах готовы к "инклюзии"
раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Было бы желание. Я своими глазами видела подобную родительскую инициативу, то бишь проект.


Я не вижу причин держаться за поддержание изначально калечной модели "инклюзивного" обучения. Если вы не в курсе, это сделали не для блага детей, а чтоб побольше школ объединить, слить в одну и денег чиновникам сэкономить.

2
Автор поста оценил этот комментарий
С чего вы всех аутистов в инвалиды записали? Если с аутистами заниматься в раннем детстве, к школе они вполне подготовлены. Проблема в том, что многим не доступна ранняя коррекция. Диагностируют в лучшем случае с 3-4 лет, в большинстве детсадов просто присмотр, никакого развития. Школа уже сталкивается с результатами
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А с чего вы со мной разговариваете в таком тоне? Аутизм он разный бывает.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку