Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах


Британцы все чаще выбирают домашнее обучение для детей с особенностями развития. Точно так же нередко поступают и российские родители.


У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.


Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.


После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.


Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.


"Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого", - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.


Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома


История Лорны и ее дочери - не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.


Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.


Адам Бодисон, глава благотворительной организации "Насен", объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.


"Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников", - говорит Бодисон.


При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.


В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный - 64% за пять лет - правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.


Школа для Вани


В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой - сама мама.


Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам - математика, русский. А остальные - рисование, музыку, физкультуру - Ваня должен был постигать вместе с классом.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама


Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.


"Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, - вспоминает Анна об одном из уроков рисования. - Все поняли, а Ваня, конечно, нет".


Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.


По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.


Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.


После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.


"Вот тебе не нравится карате, а ему - произносить слова", - растолковывала Анна одной из девочек.


Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама


Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая - пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его - он вообще не интересовался сверстниками.


Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.


"Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки", - объясняет она.


Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: "Как вы с ним живете?"


В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.


Никита и его папа


Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: "папа" и "люблю". Диагноз - атипичный аутизм - врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.


При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он - невербальный.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах


Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на "команды". Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.


Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.


По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами - например, если ребенок не мог произнести "ш" или "щ". А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.


Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный "Новый Жемчуг".


Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег - идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас - главное развивающее занятие для Никиты.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми


Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.


Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.


"Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался", - признается Сергей.


Источник

Аутистические расстройства

639 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
29
Автор поста оценил этот комментарий

«он не болеет, а просто развивается иначе»

Чего? Мамаша курит что-то?  Давайте я продолжу. У человека СПИД? Он не болеет — у него просто именная система другая. Альцгеймер? Он не болен — у него просто интеллект нестандартный. Лейкемия? Он здоров, просто состав крови нетрадиционный.

Нет, мамаша, аутизм — это не «развивается иначе», это тяжёлая психическая болезнь, F84.0 в действующей международной классификации болезней. Таким детям нужны особые программы, которые они должны пытаться осваивать под присмотром особых специалистов. Пост выдаёт как благо и чуть ли не подвиг, сто мамаша всячески пытается показать своего тяжело больного ребёнка  здоровым, но на самом деле это однозначное зло. Уже хотя бы потому, что учитель обычной школы — это, блин, не педагог-дифектолог! На нем лежит туева хуча самых разных обязанностей, он за свою копеечную ЗП выполняет широченный спектр задач, а такие герои как в посте на него ещё пытаются повесить работу, в которой он ничего не понимает и не обязан понимать. И ещё а ещё и возмущаются, получив предсказуемый и полностью справедливый укор. Вы, блин, вообще не понимаете, что, пытаясь выставить своих больных ( научитесь честно признавать этот факт - больных. Не нестандартных, не особенных и уж точно не индиго - просто больных) детей здоровыми, добиваетесь только трёх вещей: осложняете жизнь педагогическому составу, который не может и не должен уметь работать с такими детьми, как не может и не должен лор уметь вырезать аппендикс, осложняете жизнь своему ребёнку ( и без того нелегкую жизнь), тем, что оставляете его без необходимой помощи, которую обувная общеобразовательная школа оказать не может в принципе, и осложняете образовательный процесс остальным детям - тем, на кого школьная программа рассчитана, но которые не могут освоить ее в полной мере потому, сто учитель вынужден тратитьогромные силы на работу с теми, Стрем работать не обязан? Богу богово, кесарю - кесарево. Никто же не пытается оживить раковых больных в стоматологических кабинетах, ремонтировать  автомобили в хирургических отделениях больниц и готовить к полету космонавтов в онкодеспансерах, верно? Так почему вы людей, которым нужна медицинская помощь, вместо заведений, где такая помощь оказывается, тушите туда, где ее никто не умеет оказывать и где занимаются совсем другими вопросами?


Ну и, конечно, никого не оскорбляю, я против дискриминационно, разжигания вражды и насилия, за мир во всем мире, всеобщее равенство и братство. А ещё, я за здравый смысл.

раскрыть ветку (24)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что у нас сраная инклюзия. И под это дело сокращаются спецклассы и спецшколы. А по факту в садике мне сказали так мы возьмём вашего ребенка, ведь мы должны взять. А вот что с ним делать мы не знаем. Да у нас есть дефектолог, психолог и логопед но они не знают что делать с вашим ребенком (аутизм). Теперь я вожу ребенка в спецсадик в 50 минутах от домав (и это не в сторону работы). И это мне ещё повезло. А тем кому не повезло (нет садика, нет сил, нет работы с гибким графиком) у них выбор либо пихать куда можно либо сидеть с ним дома.
9
Автор поста оценил этот комментарий

К сожелению не видя во круг себя таких же как, он сам, аутист ни когда не научиться вести себя как "нормальный" ребенок, это как учить плавать по книгам

раскрыть ветку (21)
8
Автор поста оценил этот комментарий

«это как учить плавать по книгам»

У Теодора Калуцы вполне себе получилось))) именно плавать и именно по книжкам.

Но это, конечно, лирика, не отменяющая вашей правоты: сложно набираться социального опыта, не имея контактов с его носителями.

Я вам о другом говорю: это не проблема учителя и других учеников. Больные люди должны обучаться в заведениях, предназначенных для больных людей. Я не говорил, сто это легко, я сказал, что это правильно. Увы, это часто антонимы. Больному открытой формой туберкулеза наверняка тоже не очень приятно подвергаться ограничениям контактов с людьми, но это необходимо, обратное наносило бы несоразмерный вред окружающим. Обучение больного ребёнка в общей школе, к сожалению, также вредит окружающим — учителю, который 6е обязан быть дефектологом. А если вы скажете, сто обязан, то не вопрос, но за три современных учительских зарплаты. Потому, что если вы повесите эту обязанность на учителей сейчас, кто в школах останется? В пед. вузах итак уже недобор, в школах хроническая нехватка кадров, а вы хотите, чтобы учитель за 20к в месяц ещё и диыеутологию изучал? Это шутка предновогодняя? Это кредит, как я уже сказал, ученикам, потому, сто это снижает общий уровень преподавания в классе. Да и самому больному тоже вредит: набираться социального надо под присмотром специально обученных людей.

Гуманизм — это здорово, я полностью его разделяю. Только я не считаю гуманизмом ситуацию, когда мы ради интересов одного ребёнка ущемляем интересы десятков других детей и взрослых, чья жизнь, по идее, не менее ценна.

раскрыть ветку (17)
5
Автор поста оценил этот комментарий

да согласен все упирается в то что такие дети "мешают" и поэтому из них делают "прокаженных" которых надо не "терпеть" давая им шанс влиться в общество, а изгнать на "остров" чтоб они не снижали успеваемость (хотя как известно кто хочет тот знания получит). Просто им в отличии от "туберкулезников" контакты с людми помогают.

раскрыть ветку (16)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Они не «мешают», и именно мешают, без кавычек. Да, кто хочет учиться— научится, но дотянут не все. Поэтому выбор очень простой: или нормальные дети получат нормальные знания, или из-за одного больного весь класс учится по стандартам больных. Третьего нет и не будет. Вернее нет, есть ещё и третий вариант. Набирать в школы педагогический коллектив, обученный по стандартам дифектологов. Но тогда готовьтесь к тому, что все школы станут платными, и год обучения будет стоить как айфон последней модели, если не дороже. Логика проста как тапок: как только вы обяжете учителей изучать все то, что необходимо дифектологам и корректорам, в школа и пед. вузах не останется никого. Никому нахрен не упала перспектива заниматься таким квалифицированным трудом за зарплату учителя. Останутся только те, кому пофиг на результат, кто готов делать свою работу абы как через задний проход, лишь бы получать свою пятнашку потому, что на большее они все равно не способны. Естественно, это уже будут не профессионалы своего дела, а черт знает кто. Их бы по-хорошему уволить, но увольнять не будут — тогда придётся школы совсем закрывать. А хорошие спецы тут же уйдут в платные школы. И стоить их услуги будут именно как новенький айфон, а то и как три айфона, потому что по новым стандартам работать смогут только люди с элитным образованием, которые меньше, чем за семьдесят штук в месяц рта не раскроют. И у вас как у родителя вполне здорового ребёнка будет выбор: вести своё чадо в бесплатную школу, где его обучат на уровне психически больного люди, которым на него и на их работу будет откровенно плевать ( все равно же не уволят), либо вести его в школу, где он получит нормальное образование. Но стоить это вам будет сто, двести, а то и пятьсот тысяч в год.

Давать шанс — это хорошо. Но теперь ответьте на простой как тапок вопрос: будучи родителем здорового ребёнка, готовы ли вы этот шанс проплачивать по полмиллиона в год из своего кармана? Или вы настолько наивны, что думаете, будто человек, владеющий такими ценными навыками и знаниями, станет работать за пятнашку?

раскрыть ветку (15)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вы же понимаете что в "спецучреждениях" куда вы ссылаете тех кто "мешает по вашему мнению" получают не по 70 тысяч, а соответственно по вашей логике научить там ничему не могут. и даже если у ребенка был шанс вы его с легкостью лишаете. Следуя Вашей логике, нормальным и пандус и парковки для инвалидов мешают, "припаркуются то не все" вот такие рассуждения и ведут к евгенике в чистом виде.

раскрыть ветку (14)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Пандусы не мешают. А вот артисты снижают стандарты образован я — это факт.

Да, со спецучреждениями тоже свои проблемы. Но я же сказал: я говорю не как легко, а как правильно. Оба решения имеют свои минусы, важно, чтобы от этих синусов не страдало большинство. Раз уж мы говорим о том, что жизнь каждого человека одинаково ценна, то в ситуации выбора из двух зол меньшее то, которое меньшее для большинства.

раскрыть ветку (13)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я вас понял, чтоб большинство не отвлекались на уроке, можно лишить шанса на нормальную жизнь меньшинство.  Ну что ж такие мнения есть и были, все знают во что они вылились после небольшого развития, они же там в спецучреждениях тратят бессмысленно бюджетные деньги, так ведь?

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, если дают эффект. И ещё: спец. Учреждения нужны не только потому, что иначе мееьшинство мешает большинству ( сто само по себе плохо), а ещё и потому, что иначе вам ( лично вам) придётся платить полмиллиона в год, чтобы ваш ребёнок научился читать. Причины я уже описал.

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий

По вашим же выкладкам, что спец меньше чем за 70 работать не будет, толку от них нет, что эвтаназия ваш выход и ни кто ни кому не мешает?

раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Большого толка, конечно, нет. Но это лучше, чем жертвовать уровнем  образования всех. Кстати, вы не ответили: вы лично за такой гуманизьмь готовы платить полмиллиона в год?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Какие бюджетные деньги,скоро всё после социолизации придут в школу в качестве учителей всё Аутисты, вот тогда будет счастье
3
Автор поста оценил этот комментарий
Почему для вас аутист=тупой, у многих аутистов интеллект сохранен, и дисциплину в классе гораздо чаще нарушают дети из маргинальных семей! И разве не в интересах большинства социализация любых детей, ведь от общества они никак не изолированы, и весь негатив венут ему сторицей? Чудовищно, что медицина и образование настолько коммерционализированы, что дети не могут получить вовремя адекватной помощи и образования(((
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Похоже, некоторые под "аутизмом" понимают только наиболее тяжелые формы. Сегодняшний пост - как раз против этой тенденции.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

И степень тяжести болезни того или иного человека ( БОЛЕЗНИ, блин! Научитесь уже назвать вещи своими именами. Это не «Развивается иначе», это БО-ЛЕЗНЬ) почему-то определяют его родители, да? А если учитель говорит, что вот с данным конкретным ребёнком работать без ущерба для его одноклассников невозможно, его мнение мы игнорируем.

Этот пост не против тенденции стигматизации, он против здравого смысла и логики. Он о том, что аутист — нормальный человек, просто с особенностями. НЕТ! Лысый — это особенность. Не знаю, шерстистым родиться — особенность. Быть аутистом = быть больным. Как у любой болезни, у этой, понятно, есть разнообразные формы и степени тяжести, но вопрос о том, как и где должны учиться люди с той или иной степенью аутизма, должен решаться исключительно и только профессионалами - педагогами и психиатрами - исходя из интересов как самого больного ( ещё раз капсом - БОЛЬНОГО!), так и окружающих.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Я не сказал, что аутисты тупые. Я сказал, что они психически больны. Если для вас это синонимы, тогда привет вашим школьным учителям.

В интересах большинства социализировать таких детей так, чтобы это не мешало социализации — сюрприз — большинства. То есть, этим должны заниматься  специально обученные люди в специальных учреждениях. Обратное приводит к огромным проблемам, которые я описал.

Ну да, легко строить из себя гуманиста пред экраном монитора и сокрушаться на тему чудовищной коммерциализация. Давайте так: вы ( лично вы — мне не нужны чужие примеры, отвечайте лично за свои слова, ведите себя как взрослый человек) потратите десять лет жизни на освоение специальности, потом пойдёте по ней работать на пятнадцать тысяч в месяц. Поработайте так лет десять, покажите здесь доказательства того, что этот путь вами пройден, и только тогда я признаю за вами право рассуждать в таком тоне. А рассуждать о недопустимости меркантилизма врачей и учителей, не зная условий их работы и не имея ни малейшего представления о том, что такое жить их жизнью, — это признак очень и очень дурного воспитания. Это я стараюсь корректно выражаться, что ничьей ранимой натуры не задеть. Здесь уместны несопоставимо более крепкие выражения, которые я оставлю при себе, пожалуй.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Он не сможет вести себя как нормальный (без кавычек) ребенок. Никак, никогда.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы специалист в данном вопросе?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я умею читать, анализировать данные и делать на их основании выводы.

А вы умеете?

Если да, то могу ссылочками поделиться для ликбеза.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Плюсую

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку