Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

После уроков в инклюзивной школе Эмили возвращалась домой в слезах


Британцы все чаще выбирают домашнее обучение для детей с особенностями развития. Точно так же нередко поступают и российские родители.


У 11-летней Эмили аутизм и синдром дефицита внимания. Последний год она училась дома.


Решение забрать дочь из школы далось Лорне Линч нелегко: она дважды переводила девочку в новое учебное заведение, но результат был всегда один и тот же.


После уроков Эмили возвращалась домой на грани нервного срыва, и Лорне было невыносимо видеть ее расстроенной и озлобленной.


Иногда было настолько трудно, что женщине приходилось звонить в социальную службу. При этом девочка уверяла: учиться она действительно хочет. Но как это делать, не понимает, а объяснить ей никто не пытается.


"Я чувствовала себя белой вороной. Если я делала ошибку, меня отчитывали так, как никого другого", - рассказывает Эмили. Кроме того ей сложно было найти общий язык с одноклассниками.


Сейчас Лорне Линч кажется, что она приняла верное решение. Тем не менее, она уверена: если бы в школе у Эмили было больше поддержки, переводить ее на домашнее обучение не пришлось бы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Лорна Линч решила, что для ее дочери с аутизмом лучше будет учиться дома


История Лорны и ее дочери - не единичный случай, а часть нарастающего тренда. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии за последние пять лет детей с особенными нуждами, которые учатся дома, стало на 57% больше.


Это не всегда выбор родителей: иногда в очереди за местом для такого ребенка в школе приходится ждать месяцами. Сейчас в такой ситуации находятся тысячи детей с особенностями развития.


Адам Бодисон, глава благотворительной организации "Насен", объясняет: школам трудно оставаться инклюзивными из-за жестких требований к эффективности и бюджету.


"Если становится известно, что школа хороша для детей с особенностями, она превращается в магнит. Нагрузка увеличивается, и она уже не может в полной мере обеспечивать нужды особенных учеников", - говорит Бодисон.


При этом, добавляет он, все школы оцениваются по одним и тем же параметрам эффективности, хотя одни школы более инклюзивные, а другие менее.


В Англии, где рост числа выбравших домашнее обучения самый стремительный - 64% за пять лет - правительство обещает создать больше мест в спецшколах и потратить 222 млн фунтов на разработку поддержки детей с особенностями развития.


Школа для Вани


В восемь лет Ваня Попов пошел в обычную школу Краснообска. В небольшом поселке под Новосибирском все знакомы, так что в одном классе с ним оказались дети маминых друзей. А за одной партой - сама мама.


Как рассказывает Анна Юдина, школа предложила мальчику с ранним детским аутизмом индивидуальные занятия по главным предметам - математика, русский. А остальные - рисование, музыку, физкультуру - Ваня должен был постигать вместе с классом.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Чтобы Ване проще было привыкнуть к школе, с ним за парту села мама


Наставников в провинциальной школе предсказуемо не нашлось, поэтому сопровождать Ваню на занятиях стала мама.


"Вот им раздали карандаши, листочки и объяснили, что делать, - вспоминает Анна об одном из уроков рисования. - Все поняли, а Ваня, конечно, нет".


Поэтому дальше маме пришлось переводить Ване задание учителя. Рисунок удался, и мальчик очень обрадовался: вскочил, начал размахивать руками.


По словам Анны, это обычная для него реакция: Ване обязательно надо выплеснуть сильные эмоции.


Одноклассники с усмешкой поглядывали на него, тыкали пальцами. Учительница поджимала губы, не пыталась утихомирить Ваню, но и замечаний остальным не делала.


После урока кучка девочек подбежала к Ваниному столу, и мама начала терпеливо объяснять, что он не болеет, а просто развивается иначе. И не говорит не потому что глупый, а потому что ему не интересно.


"Вот тебе не нравится карате, а ему - произносить слова", - растолковывала Анна одной из девочек.


Одноклассницы поняли и больше над Ваней не насмехались. А вот с мальчиками оказалось сложнее: те продолжали шушукаться и дразнить его даже после долгой беседы.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Домашнее обучение с учительницей у Вани тоже не пошло, и теперь мама с ним занимается сама


Впрочем, забрать сына из школы Анна решила не из-за нападок одноклассников. После болезненного случая - пятилетний Ваня пытался присоединиться к играющим на площадке детям, а они толкали его - он вообще не интересовался сверстниками.


Домашнее обучение Анна выбрала, чтобы не досаждать одноклассникам.


"Я знаю их родителей. Рано или поздно они бы устроили мне очную ставку и потребовали забрать сына: иногда он и правда срывал уроки", - объясняет она.


Но и с домашним обучением дело не пошло. Первые два месяца учительница исправно приходила, но Ваня запирался в своей комнате, а она шла на кухню и расспрашивала маму: "Как вы с ним живете?"


В итоге Анна забрала документы из школы и стала заниматься с Ваней сама. Благо в интернете можно найти кучу материалов, говорит она.


Никита и его папа


Ванин сверстник Никита Жердев знает только два слова: "папа" и "люблю". Диагноз - атипичный аутизм - врачи во Владивостоке поставили ему поздно, в пять лет. До этого медики из родной Находки пожимали плечами и говорили, что у Никиты, вероятно, умственная отсталость.


При этом консилиум во Владивостоке постановил: у мальчика сохранный интеллект, но он - невербальный.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

Никита не может учиться в школе. Вместо этого папа занимается с ним спортом: ходит на каток или катается на роликах


Это значит, что он не понимает слов, не говорит и не откликается на "команды". Поэтому когда 30-летняя сотрудница психолого-медико-педагогической комиссии позвала его по имени, Никита не ответил. Комиссия задала мальчику еще несколько вопросов, после чего постановила: он не может пойти в школу.


Папа Сергей верит, что у сына был шанс попасть в первый класс. Но в районном реабилитационном центре, на который отец возлагал большие надежды, с Никитой не занимались.


По словам Сергея, там развивали детей с небольшими проблемами - например, если ребенок не мог произнести "ш" или "щ". А за теми, у кого были трудности посерьезнее, просто присматривали. Но ни о каких развивающих занятиях речи не шло.


Сейчас Сергей каждое утро кладет Никите в руку зубную щетку и водит его кистью туда-сюда. Сам Никита чистить зубы не может, зато охотно ест зубную пасту. Причем зарубежным маркам он предпочитает российский мятный "Новый Жемчуг".


Потом Жердевы идут на каток, а если есть снег - идут на лыжах в лес. Вообще спорт сейчас - главное развивающее занятие для Никиты.

Как учатся дети с аутизмом: истории из России и Великобритании Аутистические расстройства, Инклюзия, Длиннопост

У Никиты пока нет друзей, он не понимает, как общаться с другими детьми


Лето Жердевы провели, гоняя на роликах и роликовых лыжах. Еще Никита бродил по берегу моря в поисках морских ежей и много плавал.


Друзей у мальчика нет, потому что он не умеет играть и общаться со сверстниками. Хотя и хочет: подходит к другим детям и, не зная, что с ними делать, просто обнимает их.


"Школы очень не хватает. Я понимаю, что академиком сын не станет - но хочу, чтобы он социализировался", - признается Сергей.


Источник

Аутистические расстройства

639 постов2.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
18
Автор поста оценил этот комментарий

Инклюзия в той форме, в какой ее пытаются повсеместно внедрять, не работает и работать не будет. Даже если каждому такому ребенку посадить по персональному тьютору, который будет их успокаивать и объяснять то, что говорит учитель, за программой он успевать не будет. А уж если ребенок не умеет контактировать, орет, срывает уроки, то такая инклюзия разве что ненависть к аутистам привьет, но никак не толерантность.

раскрыть ветку (14)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Был у мамы такой «дитё индиго», а на деле - невоспитанный долбоёб обычный, который крыл учителей матом, и говорил «а чё вы сделаете?».

Зато им мама восхищалась, хотя объективно интеллект не выше среднего.


Вот где та тонкая грань? Когда ребёнку действительно нужен особый подход. Тогда нужно создавать спецклассы, в обычной школе, но чтобы эти дети не мешали на уроках остальным. Я понимаю, что социализация нужна. Но на уроках нужна сосредоточенность на предмете, а не на одном ученике - страдают остальные 30.

И не все учителя могут с такими детьми работать - нужна подготовка. Опять же, это во благо всех детей.

раскрыть ветку (3)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Тонкая грань лежит в диагнозе, установленном специалистами. Педагогически запущенный ребенок имеет массу отличий от ребенка с отклонениями в развитии. Особый подход нужен в итоге обоим, но разный.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Как это объяснить родителям? Что это не ребёнок особенный, а просто невоспитанный ими. И если ему уделять внимание, заниматься с ним, то и человеком хорошим станет, и поумнеет. А то эти Родители орут «это школа должна! Это учителя не могут совладать с моим золотцем!». А на деле, ребёнок предоставлен сам себе.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Никак. Тут может сработать только та самая пресловутая "ювеналка" (хотя ювеналка вообще не об этом, но сейчас любой контроль со стороны органов опеки начали называть так). Родителей, которые отрицают вполне реальные диагнозы и считают нормальным ребенка, которому нужен спец.уход, тоже навалом. В обоих случаях должна бы работать комиссия, которая будет решать вопрос об изъятии ребенка или хотя бы о контроле за семьей. Потому что поведение родителей самым прямым образом лишает ребенка будущего, и неважно, чем их поведение смотивировано.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Так она уже эта ненависть цветет и пахнет. Ребенка с диагнозом ненавидят все, вне зависимости от его поведения. Их не берут в секции, от них шарахаются в поликлиниках, про школы вообще молчу. Чтобы не принять аутиста в обычный класс школа из кожи вон полезет. Инклюзия во всей красе.
раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Не надо сказок, в моем очень и очень многочисленном круге общения нет ни одного человека, который бы ненавидел ребенка с диагнозом только по факту самого диагноза. Есть секции, в которых и детей без диагноза берут одного из десяти, и никто не кричит, что их ребенка ненавидят. Кто в поликлиниках шарахается, для меня вообще загадка, там вообще у каждого какой-то диагноз. И да, сейчас любая школа будет стараться не брать детей с особенностями, потому что на таких детей нужен специалист по этим особенностям, которых нет нихрена. И как предлагаете их учить?

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Сказки? Упаси боже. Я это наблюдаю не первый год. То что в вашем окружении так все радужно это не значит что везде так. И я вам ничего не предлагаю.
раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Что вы наблюдаете? Ненависть? Люди прям подходят и говорят "я ненавижу вашего ребенка, потому что у него диагноз"? Люди могут испытывать самый разный спектр чувств, от безразличия до брезгливости, ненависть всем подряд приписываете вы сами. И что я знаю точно, люди, работающие с детьми, имеют наметанный глаз в первую очередь на родителей. И да, они по возможности стараются не связываться с родителями, зараженными идеей "моего ребенка все ненавидят", потом проблем не оберешься в первую очередь от них.

раскрыть ветку (6)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Да и говорят иногда)) а что брезгливость к ребенку это гораздо лучше чем ненависть и надо радоваться что тобой брезгуют а не ненавидят? Заражённых идеей про ненависть честно не видела, 99% родителей детей с каким либо диагнозом более чем адекватные люди, по крайней мере в моем окружении. А вот людей "а что вы хотели у вас же такой ребенок" к сожалению в разы больше.
раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А по-вашему, люди обязаны искусственно вызывать в себе положительные эмоции по отношению к чужому ребенку? Причем здесь лучше-хуже? Ваши права и права ребенка могут быть нарушены или не нарушены, какие там эмоции люди при этом испытывали, вас колыхать не должно. Для вас, видимо, станет огромным сюрпризом, что обычные дети тоже не вызывают приступов умиления у каждого встречного.

И вы "яжродителей" особенных детей как-то далеко от себя искать решили, поищите поближе. Скажем, в зеркале.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Как же вас эта тема задевает то. Вон уже ярлыков навешали, выводов наделали. Вашими же словами могу сказать - меня не должно колыхать что там каким то детям мешает. Так видимо? Для вас видимо огромным сюрпризом станет что приступов умиления обычные дети не вызывают у каждого встречного. А с чего вы взяли что я считаю что кто то кому то умиляться должен?)) Это вот откуда такой вывод? Искать что пошли? Яжеродитель особых детей по каким то конкретным признакам определяется? Просветите будьте добры, у вас видимо глаз наметан, раз так сходу к ним причисляете. Столько негатива вылить это постараться надо.
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Негатив пока только у одной вас, это же у вас все особенных детей ненавидят, а не у меня. Вон и переносы уже пошли, текст бессвязный, классика прям, как по учебнику. Я уж совсем молчу о том, что с темой ненависти именно вы и вылезли, это ж вы на мой коммент отвечать кинулись, какие все плохие вокруг.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да как раз наоборот. Как минимум все ваши фразы про яжеродителей и и зеркало, посылы что то поискать там, и идеи про сюрприз(вот это вообще смешно) один сплошной негатив и переход на личности. И вы мне так и не ответили, как же всё-таки яжеродитель определяется раз так быстро меня в них записали. Да что уж там, ни на один вопрос не ответили)) но собственно зачем, можно же тыкнуть бессвязным текстом, прицепиться к какому нибудь слову и вот я в белом пальто а вы негатив сплошной и вообще сама все придумала. Смысла продолжать диалог нет, точнее диалога то собственно и нет, есть злые выпады непонятно на чем основывающиеся. Удачи.
можете придраться к грамматике и пунктуации, очевидно это будет следующим шагом с вашей стороны.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мдаааа, это ж насколько вас по этой теме прищемляет-то... Мадам, пне пох и на вашу пунктуацию, и на ваше видение мира - это ВЫ прибежали доказывать, что вашего ребенка все ненавидят. Но в принципе, по диалогу  уже понятно, что не в ребенке проблема.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку