6

Как убить 25 человек и остаться безнаказанным

Реллигиозные фанатики существовали всегда. На Русси одним из самых фанатичных реллигиозных движений было движение Старообрядцев, возникшее во второй половине 17го века. Не будем углубляться в школьный курс истории, напомним лишь, что церковная рефома начатая патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем была встречена в штыки, как многими церковными иерархами, так и не малой частью простого населения.


Черной страницей в истории староверов, без сомнения, можно назвать массовые самоубийства совершаемые верующими в ответ на гонения властей. Предрекая скорый конец света и приход Антихриста (которого некоторые видели в самом Никоне, а потом и в царе Петре I), лидеры раскольников проповедовали добровольную мученическую смерть.

Как убить 25 человек и остаться безнаказанным Старообрядцы, Староверы, Старообрядчество, История, Длиннопост

Самым популярным способом самоубийства оказалось самосожжение, но практиковалось также утопление, самопогребение и фатальное голодание. Согласно историкам только за XVII век самоубийство совершило около 8 000 человек, однако данные могут быть и занижены царскими властями, ведь известно, что только в 1672 году в Нижегородской области произошёл ряд самосожжений, в результате которого сгорело 2000 старообрядцев.

Как убить 25 человек и остаться безнаказанным Старообрядцы, Староверы, Старообрядчество, История, Длиннопост

Стоит признать, также, что и действия властей не особо способствовало исправлению этой жуткой ситуации. Если раскольников ловили, то их сначала пытками пытались заставить принять новые обряды, а в случае отказа подвергали казни, в том числе и сожжению. Так например в срубе был сожжен протопоп Аввакум, т.е. у некоторых староверов было только два пути: отказ от убеждений или смерть, своими или чужими руками.

Как убить 25 человек и остаться безнаказанным Старообрядцы, Староверы, Старообрядчество, История, Длиннопост

Тем не менее, постепенно количество самоубийств снижалось. Апокалипсис так и не наступил, да и сама власть, хоть и со скрипом, но таки научилась уживаться с еретиками. Конечно, случаи массовых самоубийств периодически возникали в разных местах России, но безусловно не в таких объемах, как в самом начале раскола. Последний задокументированый случай самосожжения староверов был зафиксирован уже в XX веке.

Как убить 25 человек и остаться безнаказанным Старообрядцы, Староверы, Старообрядчество, История, Длиннопост

Собственно, причем тут безнаказанное убийство, спросите вы?


А дело в том, что данный заголовок отсылает нас к интересному случаю произошедшему в молдавской старообрядческой общине в 1896 году!


В 1897 году в Российской Империи должна была пройти всеобщая перепись населения. Видя в этом очередное проявление Антихриста, старообрядец Фёдор Михаайлович Ковалёв заживо закопал 25 человек и в том числе двоих своих малолетних детей, жену, брата, сестру и 60-летнюю мать.


В ночь на 23 декабря 1896 года девять сектантов приготовили себе яму и отпели над собой «чин погребения». Когда они легли в яму, в том числе жена Ковалёва с двумя детьми, Ковалёв, как каменщик, по их просьбе, заложил яму кирпичом.


В последующие несколько месяцев он также похоронил заживо еще 16 человек.


Только в Апреле Ковалёв был арестован и заключён в тюрьму. Однако его не решились предать суду, так как власти предпочли не раскрывать перед общественным мнением подробности этого преступления, боясь что это вызовет волну подражания и новый виток самоубиств.


Министр юстиции испросил у императора Николая II разрешение на прекращение этого дела. Император же повелел направить Ковалёва бессрочно в один из православных монастырей по усмотрению Синода. В 1898 году Синод направил его в арестантское отделение при Спасо-Евфимеевском монастыре в Суздале. В монастыре Коволёв провёл 7 лет, а в 1905 году в был освобождён! После освобождения повторно женился, имел трёх сыновей. Не похоронил ли он их снова, история умалчивает.

Найдены дубликаты

+6

Со старообрядцами не все так просто. Вы по вершкам прошлись, а тему как всегда не изучили.

Например, в 19 веке вся текстильная промышленность Ивановской губернии и разные другие заводы Российской империи  были созданы и выведены на мировой уровень старобрядцами. Фактически почти вся промышленность перед революцией была под ними.  И вы их называете сектой.

Что там на самом деле было во времена Никона и Авакума еще историкам разбираться и разбираться.

раскрыть ветку 1
0

Отдельные общины, занимающиеся самовыпилом, вполне можно назвать сектой. А так, я и не ставил задачу рассмотреть Староверов со всех сторон, пост о суицидах) У самого предки Старообрядцы есть.


Да, кстати, понятие "Секта" очень широкое. Само христианство из иудейских сект выросло)

+3
Реллигиозные фанатики существовали всегда. На Русси одним из самых фанатичных реллигиозных

Я всё.

Иллюстрация к комментарию
+3

Бля, я ж теперь спать не смогу, пока не выясню: как двое самосожженцев на второй фотке смогли самопривязаться к столбам за руки??

раскрыть ветку 2
+1
Прекрасный пример изворотливой истории
-3

Этих уже царская власть сожгла, за то что отвергали новые обряды и агитировали самосжигаться других. Рекурсия)

+1
Сам автор знает Кто такие старообрядцы и какие названия носили общины старообрядцев? Думаю что нет.
Если посмотреть полистать историю, то можно найти множество фактом добровольного ухода из жизни целыми общинами других вероисповеданий или другого направления христиан.
раскрыть ветку 4
0

Да много их было. И беспоповцы и нетовцы, всех не перечислить. Пост не об этом

раскрыть ветку 3
0
Пост о том - Какие были упоротые фанатики толкавшие на самосожжение свои семьи и их имена?
А ничего, что именно староверы спасли десятки тысяч голодных людей от смерти после революции 1917 года?
раскрыть ветку 2
0
Старро-обрядцы.
0

Кстати, известны еще два случая массового самоубийства среди старообрядцев, не желавших принимать участие в переписи населения уже 1926 года.


Это до жути похоже на поведение некоторых современных фанатиков связывающих с Антихристом штрих-коды, биометрические паспорта и т.п. Благо хоть сейчас без суицидов

0

Похоже старообрядцы что-то знали.

0
А что старообрядцы видели такого в переписи населения? Это даже не какой-то обряд появившийся после церковного раскола!
раскрыть ветку 1
+2

Согласно преданию, Антихрист в последнии дни будет вести учёт людей и ставить им печать с числом зверя. Т.е. кого посчитают, тот не спасётся. Поэтому любая перепись и учет - от лукавого. По той же причине современные мракобесы боятся паспортов, особенно биометрических

-2

Умереть, но сдаться - вполне по русски.   

"Мы проявим историческую слепоту, если этот геноцид сведем только к двуперстию, сугубой аллилуйе и другим обрядам. Геноцид староверов был учинен за то, что «русские люди во времена Никона не отреклись ни от своей совести, ни от свободы, ни от здравого смысла. Стало быть старообрядчество есть ... протест русского православного народа против внесения архипастырями идей и дисциплины папизма в теорию и практику отечественной церкви... Русский великий народ превратился бы в толпу идиотов, если бы в делах религии отказался бы от свободы, а с нею от смысла и совести: перестал бы быть православным, если бы не стал за свою плоть и кровь, за свои народные характерности». (Из Докладной Записки Православному Синоду в 1881 г. единоверческого священника Иоанна Верховского).

В 1987 г. профессор Санкт-Петербургской духовой академии, протоиерей Иоанн Белевцев на церковной конференции в Москве заявил, что «Никоновская реформа была богословски необоснованной и совершенно ненужной».

Похожие посты
477

Как старообрядец Фёдор Ковалёв замуровал  25 человек живьем

Как старообрядец Фёдор Ковалёв замуровал  25 человек живьем Старообрядцы, Секта, Перепись, Массовое безумие, Суицид, История, Российская империя, 19 век, Длиннопост

Церковный раскол XVII века на Руси породил множество староверческих сект, обычаи которых порой приводили в ужас даже самых закаленных жандармов. Убийства, самоубийства и акты членовредительства, совершаемые сектантами были, как казалось староверам, единственным способом спасти душу.

Эта история началась в декабре 1896 года в Херсонской губернии, на Терновских хуторах, где жила община старообрядцев часовенного согласия. Возглавляли общину, как это иногда бывает у раскольников, две женщины – пожилая начетчица Мария Ковалева и старица Виталия.

Хутор числился зажиточным – у общины было вдоволь земли, швейное производство и гончарный цех. Однако в конце XIX века их размеренную жизнь всколыхнула Первая всенародная перепись населения Российской империи.

Поскольку и до этого старообрядцы считали, что власть Москвы – это не больше не меньше как власть самого антихриста, весть о том, что «всех перечтут» изрядно напугала хуторян.

Вместо того, чтобы как-нибудь успокоить паству, женщины, наоборот, стали пророчествовать о том, что со дня на день наступит конец света, у власти уже встал антихрист, а кто примет участие в переписи, примет его «печать», а значит, будет лишен царствия Божьего. Старухи настолько растревожили своими речами староверческий скит, что даже дети и подростки стали беспрестанно твердить о приближающемся конце. Дело дошло до того, что, распалившаяся собственными фантазиями старица Виталия стала призывать всех к самоубийству.

Было решено покончить с жизнью привычным для старообрядцев способом – похоронить себя заживо. Сделать это было решено в погребе одного из общинников – Назара Фомина. В ночь на 23 декабря староверы «радели» в доме Фомина, читали молитвы, прощались, а затем, спустившись в погреб двое мужчин – сам Назар и сын начетчицы Марии, Федор Ковалев, стали рыть «мину» – могилу. Остальные торопливо помогали.

После того как могила была готова, в нее вошли 9 человек, среди которых были сам Назар Фомин с женой и дочерью-подростком, его работник, 18-летний парень, невестка Марии Ковалевой, Анюша, с двумя малолетними детьми и еще несколько человек. Затем Федор Ковалев с одной стороны и с Назар Фомин с другой замуровали могилу двойной каменной кладкой на глине.

Любопытно, что сама старица в могилу не спешила. Зато, – как писал в статье «Эпидемические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах», киевский психиатр Иван Алексеевич Сикорский, с собой обязательно было решено взять всех детей, «чтобы их не крестили в православную веру».

Через несколько дней после фактического убийства единоверцев, в землю Федором Ковалевым было замуровано еще 6 человек.

Полиция о массовом умопомешательстве староверов ничего не знала. В день, когда на хутор пришли переписчики, старица Виталия отказалась дать информацию об общине. За это оставшиеся в живых сектанты были задержаны и заключены в тюрьму, где объявили голодовку и через пять дней были отпущены на свободу.

Спустя два месяца Федор Ковалев продолжил свое черное дело и в два приема замуровал в земле еще 10 односельчан. На этот раз среди решившихся на самоубийство сектантов была его мать, начетчица Мария Ковалева, и старица Виталия.

Нагрянувшие на хутор жандармы арестовали Федора Ковалева как непосредственного исполнителя всех убийств и посадили в тюрьму. Следователи, поражаясь фанатизму и ограниченности закосневших в суевериях сектантов, не знали, что с ним делать. С одной стороны он собственными руками убил всех своих родных, близких, друзей в том числе и жену с малолетними детьми.

С другой стороны обнародование всех подробностей дела могло бы привести к возмущениям среди староверческой среды и новым массовым самоубийствам раскольников. Сект накануне XX века в России расплодилось чрезвычайно много и стоило только поднести к этому пороху спичку как мог бы вспыхнуть настоящий пожар – одни сектанты снова бы побежали бы «в лес», другие стали бы сжигать и хоронить себя заживо, а третьи могли бы начать душить друг друга, лишь бы не участвовать в переписи.

Поэтому дело о Ковалеве сначала дошло до обер-прокурора Синода Константина Петровича Победоносцева, а затем было донесено и до молодого императора Николая II. Интересовались состоянием Ковалева и психиатры. Обследовавший его психиатр Сикорский отмечал, что сначала сектантом владело «полное нравственное безразличие и бесчувствие», которое, по мере того как он освобождался от влияния старицы Виталии, сменялось «глубоким раскаянием и разбором собственных ошибок».

Поэтому император не стал предавать дело широкой огласке. Суда постарались избежать, и массового убийцу Ковалева отправили в тюрьму при Спасо-Евфимьевском суздальском монастыре отбывать наказание бессрочно и замаливать грехи.

Раскаяние убийцы было очевидным: Ковалев просидел в камере-одиночке 7 лет и в письмах к сестре признавался, что смирился с участью и не будет просить о помиловании. Через шесть лет его перевели в келью.

келье Ковалев прожил недолго. Общественность и даже царские силовики в начале 1900-х стали настаивать на закрытии тюрьмы в Спасском монастыре. Церковные власти, напротив, всячески отстаивали темницу. Но, несмотря на их протесты, в 1905 году суздальскую тюрьму под «влиянием революционных событий начала XX века» ликвидировали.

Ковалев вернулся в Херсонскую губернию, женился, родил трех сыновей .

Осознание собственной вины не помешало ему стать на Терновских хуторах почитаемым старцем, страдальцем за веру.

В 1920-е годы он вместе с другими староверами часовенного согласия эмигрировал сначала в Румынию, а затем в Канаду, где и умер в середине 1930-х годов.

Источники: https://cyrillitsa.ru/history/143139-fedor-kovalev-pochemu-c...

https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/zamuroval-25...

Показать полностью
343

Чёрные староверы

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Я знаю, вам не очень интересны мои рассказы о старообрядчестве, но зато мне очень интересно их писать. А тут еще на прошлой неделе сын возьми да и спроси меня: «Пап! А ты знаешь, кто такие староверы?» Я думаю про себя: «Ну сейчас выдаст!». И спрашиваю: «Кто же, сынок?»

- Ну этот такие дядьки с бородами. Они, представляешь, в тайге живут и не признают ни электричества, ни машин! Это я по Discovery видел!


Вот-те раз! Родной сын, крещенный в старообрядческой церкви, купился на расхожую «клюкву».

Сегодняшний рассказ будет про необычное и во многом удивительное явление – чернокожих старообрядцев Уганды. Для нашей церкви все, случившееся в уже вроде как бы неблизком 2013 году – почти чудесный и абсолютно новый опыт.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Что вы знаете об Уганде? До встречи с отцом Иоакимом Киимбой я не знал о ней вообще ничего. Но догадаться и так можно – нищая центральноафриканская страна. Бывшая Британская колония – и сегодня, чтобы выбиться там в люди, нужно знать английский язык, ведь большая часть населения говорит на языках луганда и суахили. Уже 35 лет правит страной «президент» - Йовери Кагута Мусевени. Городское население – 13%, остальные живут в селах. Треть жителей страны живет за чертой бедности. Средняя продолжительность жизни – 55 лет. Средний возраст жителей – 15 лет! А еще по стране бродит состоящая из таких вот мальчишек «Господня армия сопротивления», насчитывающая несколько тысяч человек. Эта полу-террористическая группировка, полу-деструктивная секта под предводительством «пророков Святого духа» действует в стране с 1987 года, сражаясь против правительства Мусевени за установление в Уганде теократического режима, основанного на 10 библейских заповедях. Весело там!

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Большинство верующих в стране – христиане, в основном католики и англикане (есть немного мусульман, процентов 10-15). Но в двадцатых годах прошлого века появились в Уганде и островки православия. Как ни странно, это было связано с Россией. В первой четверти прошлого столетия в Восточной Африке (Уганда находится на экваторе и расположена в непосредственной близости от Восточной части континента) жил епископ Христофор (Спартас Мукаса). Именно он сыграл значительную роль в распространении новообрядного христианства во всей Восточной Африке. Он узнал о православной вере в 1914 году в России, когда был еще солдатом во время Первой мировой войны.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Однажды он пришел в российский храм на службу. Этот храм оказался греко-российским (господствующего вероисповедания). Даже будучи англиканцем, он решил помолиться в этой церкви, хотя раньше он никогда не слышал о православной вере.

Он внимательно наблюдал за тем, как совершаются молитвы, как устроено богослужение. Будущий епископ заинтересовался и почувствовал большую необходимость в этом. По возвращении из России он твердо решил принести эту веру в Уганду.


Вернулся в Уганду в 1921 году и проповедовал слово Божие на основе греко-российской доктрины в соответствии со старым календарем в Уганде и во всей Восточной Африке. Он совершал эту проповедь с помощью своего хорошего друга по имени Обадия Кабанда. Через несколько лет люди всерьез заинтересовались верой в Бога, и два проповедника стали выбирать кандидатов в священные степени. Таким образом, он выбрал кандидатов и отправил их в Грецию проходить обучение служению в греческой Церкви.


В 1939 году, во время Второй мировой войны, епископ Христофор (Спартас) вернулся в Россию и оставался там до 1945 года. Когда война закончилась, он вернулся в Уганду и снова продолжил проповедовать слово Божие. В течение этого времени многие ученики из Кении и Танзании приезжали в Уганду, чтобы учиться в школах, созданных епископом Христофором. Он продолжал посылать молодежь для обучения в Грецию. Угандийская церковь закрепилась за Александрийским патриархатом.


Спустя некоторое время, в 1982 году, епископ Христофор умирает от тяжелой болезни. Однако до своей смерти он успел научить некоторых молодых людей той вере, которую он хотел установить в Уганде, объяснив разницу между старой греческой верой и новой верой. Среди этих юношей, слушавших проповедь пожилого епископа, был молодой человек по имени Иоаким Киимба.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Иоаким Киимба родился 28 февраля 1948 года. Он вырос в религиозной семье, его отец был священником в Православной Церкви нового стиля. Его семья была небогата, как и большинство угандийских семей. Его родители изо всех сил старались платить за обучение сына, несмотря на то что у них не было надежного источника дохода. Вскоре Иоаким Киимба получил возможность выехать на обучение за границу по рекомендации епископа Христофора. В 1970-х годах он оканчивает медицинский факультет и начинает работать в национальных больницах, включая Республиканскую больницу в Мулаго. Его медицинская карьера была успешной, потому что он работал профессионально и с Богом в душе. Будучи врачом, он имел частную медицинскую клинику, чтобы получать доход для поддержки Церкви. Однако часто он бесплатно лечил пациентов, поскольку у многих не хватало средств, чтобы оплатить лечение.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Отец Иоаким Киимба в своей жизни много рассказывал о епископе Христофоре. Он рассказывал своей общине истории из жизни своего учителя, в том числе как епископ Христофор до того, как он стал православным верующим, был англиканином, но, вернувшись из России, он принес в Африку греко-российскую веру. Епископ Христофор с усердием изучал греко-российскую веру и старался во всем передать ее в Уганде. Угандийская церковь в 70–80-е годы XX в. переживала новостильный раскол, и через некоторое время отцу Иоакиму пришлось взять ситуацию под свой контроль, так как люди уходили из церкви, духовная жизнь в общинах угасала. Отец Иоаким Киимба был рукоположен в священники в 1992 году. Он твердо решил, что нужно придерживаться старостильного календаря, как того хотел его учитель. Позже, когда церковная работа расширилась настолько, что стала требовать еще большего внимания и сил, отец Иоаким решил сократить время, которое он выделял для своей медицинской практики в качестве профессионального доктора, и стал посвящать больше времени Церкви. Отец Иоаким Киимба — человек, который жертвовал многим ради Божьего дела. Он был тем, кто приносил в жертву все, чтобы развивать церковь. Было время, когда церкви нужны были средства для развития, и единственный вариант был таков, что необходимо было продать даже свой личный участок земли, чтобы собрать деньги для нужд строящегося храма. Он посвятил все свое время церкви и всегда думал о различных планах по ее развитию.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Задумка его была такова – совместить храм, куда приходили бы люди лечить раны душевные, с больничным комплексом, где он вместе со своими учениками и единомышленниками лечили бы и всех страждущих. При этом комплексе отец Иоаким задумывал (и в итоге так и получилось) создать училище для подготовки и обучения младшего медицинского персонала. В такой стране, как Уганда, любая проповедь веры или духовное окормление идет параллельно с социальным служением. Половина из его учеников — это сироты города Кампалы, столицы страны, и из тех сёл, где они эта христианская община занимается духовным окормлением.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

После 2010 года, после того как епископ Иоанн, который рукоположил его, умер, о. Иоаким Киимба, имея, как и его учитель епископ Христофор, тягу к Древнему Преданию, отыскал такую Церковь, которая опирается на основы и Предание Древней Церкви. Церковный совет начал свои поиски в Интернете и наткнулся на Русскую Православную Старообрядческую Церковь. История РПСЦ была глубоко изучена церковным советом и о. Иоакимом Киимбой. Вскоре он рассказал членам общины о том, что его искания старых традиций наконец остановились на русских старообрядцах, хранящих древнее Предание Церкви Христовой, чего он и хотел с самого начала. Через некоторое время был вновь созван церковный совет, и главным вопросом обсуждения стал переход в Русскую Православную Старообрядческую Церковь. Начался длительный диалог между верующими России и Уганды о воссоединении, которое произошло в 2013 году.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Для Московской митрополии эти переговоры были делом удивительным и абсолютно новым. Ведь до того дня все старообрядцы мира (а их немало в обеих Америках, в Австралии, на Дальнем Востоке и в Европе), даже если он плохо говорят по-русски, все- таки это потомки русских древлеправославных христиан, с русской традицией и русской верой. Староверы из Бразилии или Румынии зачастую знают свою историю и свою веру лучше, чем коренные москвичи. А тут – англоязычный чернокожий «батюшка», совсем другой традиции и менталитета. В итоге, Советом Митрополии было принято решение пригласить о. Иоакима Киимбу вместе с женой Маргаритой в Москву, чтобы рассмотреть вопрос о его присоединии к Древлеправославной Церкви (РПСЦ) в России. И 22 мая 2013 года, на праздник перенесения честных мощей святителя Николы, в Никольском храме тверской старообрядческой общины г. Москвы о. Иоаким Киимба и его супруга, матушка Маргарита, были присоединены к Церкви. Обряд присоединения совершался по второму чину — через миропомазание и отречение от ересей.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Умер отец Иоаким в 2015 году от рака, передав общину под руководство Иоакима Валусимби. До перехода в лоно Русской Православной старообрядческой Церкви Иоаким был священником Александрийской патриархии. При исследовании выяснилось, что он был крещен обливательно, поэтому вместе с супругой их крестили троекратным погружением, назвав Иоакимом и Иустиной. Чин венчания совершил покойный о. Иоаким Киимба. После этого Иоаким стал уже мирянином и кандидатом в священные степени. Рукополагали его тоже в России, на Рогожском. Сейчас отцу Иоакиму 42 года, он имеет пятерых детей. Я, кстати, думал, что он намного младше – он невероятно веселый и непосредственный. Все увиденное им здесь, в России, вызывало у него живой и неподдельный интерес. За время пребывания на Рогожке он старался как можно больше запомнить и научиться тому, что ему преподавали. Он человек сильной веры, всегда приветливый и радостный, внимательный и ответственный к своему служению. А главное, он имеет от Бога дар — музыкальный слух, что еще больше украшает его как священнослужителя и как славящего Бога на трех языках: греческом, английском и своем родном угандийском.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост
Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост
Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост

Вера этих людей отличается от нашей. Как отличается от нашей вся их жизнь. Они на многое смотрят совсем другими глазами. И зачастую наши с вами проблемы рядом с их заботами – просто пустая фигня! Только, эти люди даже в таких, на наш взгляд, трудных условиях не перестают быть ЛЮДЬМИ. В самом ЛУЧШЕМ смысле этого слова.

Чёрные староверы Африка, Уганда, Старообрядцы, Староверы, Вера, Религия, Православие, Длиннопост
А вот и я!)))
Показать полностью 13
350

Любопытный факт в истории старообрядчества 1930-х гг.

Не по причине актуальности событий, а ввиду профессиональной необходимости работаю я со статьями про историю старообрядчества данного периода. Разбирая очередной научный труд я наткнулся на весьма любопытный факт.


На всякий случай я сообщу уважаемым читателям, что старообрядческие общины в данный период испытывали на себе всю мощь советской антирелигиозной политики (так же как и другие религиозные группы), которая как раз в 1930-е гг. набрала разгон и была наиболее эффективна и деятельна.

Старообрядцы, ввиду различных причин (описывать их долго, если кому-то интересно могу позже написать отдельно) сопротивлялись данной политике намного сильнее, чем представители других конфессий и религий. Это важно для оценки приведённой далее информации.


Далее собственно к информации.


Исследователь И.В. Куприянова (доктор исторических наук, Алтайский государственный институт культуры) в одной из своих статей об истории старообрядчества приводит следующую информацию:


"В 1930-х гг. многие из них уже не могли, а порой и не хотели препятствовать социальной адаптации своих детей в реально существующих условиях и сохранять свое влияние на них в области религиозного воспитания, стараясь лишь по возможности не восстановить их против религии как таковой.... Так, например, уроженка села Никольского современного Красногорского района, П.С. Тельменова, 1917 г. р., происходящая из семьи старообрядцев белокриницкого согласия, помнила, как в 1937 году арестовали «и увезли» священников, а церковь закрыли. Но ее эти события не затронули, потому что в то время она «этому делу не касалась»: была неверующей, как почти вся сельская молодежь. Она вспоминает, как в те годы была секретарём комсомольской организации что послужило причиной ее конфликта с матерью. Когда приехал из Бийска совершать требы священник, отец Григорий, и девушка ему пожаловалась на мать, он, попросив у нее комсомольский Устав, зачитал матери качества и обязанности настоящего комсомольца: «Ну, там че: не воровать, не предавать; тоже в Уставе такое же все, по-хорошему... Он это ей все прочитал и говорит: “Ну и чем она грешна? Она, придет время, постарее будет – придет в веру. А сейчас, мол, ей это нужно: молодежь!”»


Ещё раз напомню, старообрядцы - весьма закрытая этнорелигиозная группа.


Весьма любопытно, я бы даже сказа "очень иронично" наблюдать, как представительница данной общины становится секретарём организации, , которая, к слову, отрицает и бога, и верну в него (к слову, данный девушка так же подтверждает, что на тот момент является неверующей), на этом основании конфликтует с матерью и обращается за помощью К СВЯЩЕННИКУ! Который вместо того, что бы "читать морали" или иным образом стыдить и поучать девушку находит максимально возможный компромисс в данной ситуации, объясняя матери поступок ребёнка теми словами, которые она сможет услышать и понять, убеждая её в том, что ребёнок придёт к вере тогда, когда посчитает необходимым.

И всё это происходит при суровых условиях 1930-х гг.


Как мне кажется в данной ситуации можно увидеть весьма интересный пример гибкости момента воспитания, в которой подчёркивается религиозная роль в первую очередь в контексте нравственных идеалов, а не в плане строгого соблюдения религиозных обрядов без понимания их содержания, смысла и сути.


Данная ситуация показалась мне достаточно интересной, что бы поделится ей с общественностью, надеюсь, что и читателю будет интересно узнать сей исторический факт.


Да, забыл самое важное. Информация автором приведена на основании материала следующего источника - Архив ГХМАК. Экспедиция № 38. Красногорский район

Полностью статья Куприяновой (часть которой я цитировал) содержится в журнале МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (41) 2013 (326-330 с.)

Полную электронную версию журнала легко найти тут: http://amnko.ru/index.php/russian/journals/

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: