Как спасали Норильск.

Зима 1979 года выдалась необычайно холодной. Норильск морозами не удивить, но в январе столбики термометра опустились до рекордной отметки в -56 градусов, а в окрестной тундре охотники фиксировали и более низкие температуры. И это при ветре в 10-12 м\с. Есть на Крайнем севере такой показатель: жёсткость воздуха – это когда значение температуры суммируется с удвоенным значением ветра. Так вот, в те дни жёсткость превышала 80 баллов, и казалось, что это далеко не предел.


Город жил своей обычной жизнью. Правда, по причине низких температур в школах были объявлены актировки – отменены уроки, что для норильских школьников дело привычное. В такие дни, несмотря на мороз, ребята собирались во дворах и жгли костры, а старшеклассники пользовались передышкой в учебном графике и приходили в школу, чтобы позаниматься индивидуально по некоторым предметам – скоро экзамены.


Обычно такие сильные морозы в Норильске долго не держатся: неделя, другая и начинается пурга, несущая потепление. Неизвестно ещё, что лучше – морозы или ветра, а бывает, что всё вместе, и тогда не до шуток. Тогда, ровно сорок лет назад, морозы не отступали слишком долго, уже февраль начался, а термометры теплее -40 ни разу не показали.

Как спасали Норильск. Норильск, Техногенная катастрофа, СССР, Длиннопост

Утром 2-го февраля жители Норильска, как обычно, собирались на работу, не обращая внимания, что в квартирах несколько похолодало. Такое иногда бывало, когда на городской ТЭЦ немного сбрасывали параметры – так требовала технологическая схема. А вот к вечеру, когда в некоторых домах и общественных зданиях температура понизилась аж до 10-12 градусов, по городу поползли слухи: на газопроводе, питающем энергией единственную ТЭЦ, произошла авария и все дома остались без горячей воды и тепла. Вода вскоре появилась, а вот батареи были холодные… Сразу стало страшно – бежать греться некуда! Норильск – по сути, остров, к нему нет сухопутных дорог. Как говорится, «только самолётом можно долететь». Все жители стали заложниками ситуации. Паники не было. Пока не было! Норильчане ждали официальных сообщений, верили во всемогущий комбинат и грелись электричеством. С каждой минутой напряжение нарастало, а слухи становились всё более зловещими.


Между тем, ситуация и в самом деле сложилась катастрофическая. На газопроводе Мессояха-Норильск, единственном источнике энергии всего промышленного района, лопнули немецкие трубы, не выдержали сверхнизких температур. Газопровод эксплуатировался уже десять лет и считался надёжным, проверенным сооружением. Однако длительные аномальные морозы оказались сильнее германской стали. По официальной версии, трубы лопнули от гидроудара и пошла цепная реакция: струя газа срывала части трубопровода с опор и разбрасывала по тундре. За несколько минут в сотне километров от города раскидало около сорока километров трубопровода на двух участках! Самое страшное, что резервного газопровода не было – «голубое топливо» подавалось в Норильск по единственной нитке. В такой ситуации о быстрой ликвидации аварии даже мечтать не приходилось. Место катастрофы из вертолёта выглядело так, будто рассыпали коробок спичек. Все жилые, общественные и промышленные объекты, весь огромный, отрезанный от мира заполярный социум – всё это в одночасье осталось без тепла.


Передачи норильской студии телевидения ежедневно начинались в 18-00 – с мультфильма, которого ждали все дети. Тем страшным февральским вечером мультфильма не было – в эфире появился директор комбината Борис Колесников и рассказал о случившемся, ничего не скрывая, но и не нагнетая обстановку. Важно, что своим выступлением лидер создал уникальную атмосферу надёжности и спокойствия, именно это и было самое главное в тот момент. Назвал, ничего не преуменьшая, примерные сроки ликвидации аварии.

Как спасали Норильск. Норильск, Техногенная катастрофа, СССР, Длиннопост

Что было в душе самого директора – мы уже не узнаем никогда. А повод для паники был очень весомый. Во всяком случае, в Москве, в министерских кабинетах при попытке рассмотреть вариант эвакуации населения самолётами (а это почти 300 тысяч человек), выяснилось, что в лучшем случае процесс затянется на полгода – 2300 авиарейсов! Значит никаких других вариантов, кроме как переключаться на резерв угля и дизельного топлива, а после ударно восстанавливать газопровод, у Норильска не было.


Каждую минуту город замерзал, и остановить это надо было в считаные часы. Срочно расконсервировали запасы угля и открыли старые угольные разрезы. Позднее, за несколько дней наладили отгрузку угля на ТЭЦ. Остановили всё металлургическое производство, временно перевели плавильные агрегаты в спящий режим. Этот факт говорит о самом серьёзном положении вещей: производственный процесс в Норильске никогда не останавливался, такова технология.


Штаб по ликвидации аварии собрали сразу, понимая степень ответственности за решения и результат. Первое, что прозвучало на заседании: нельзя ни в коем случае допустить паники. Город должен жить обычной жизнью. Ни один спектакль, ни один концерт, ни одно массовое мероприятие нельзя отменять. Все учреждения должны работать в штатном режиме, включая даже рестораны. А уже потом штаб начал обсуждать другие вопросы: о переходе на резервное топливо, создании отрядов по восстановлению трубопроводов, остановке промпредприятий…

Через семь дней газовики смогли сделать перемычку и «продавить» газ в обход разрушенного участка через конденсатопровод. После этого газ понемногу, но всё же пошёл на ТЭЦ, и все облегчённо вздохнули. Долгих семь суток инженеры «Норильскгазпрома» жили прямо на рабочих местах, все основные службы города и комбината находились в режиме круглосуточной связи и были готовы оперативно решать вопросы когда угодно. Теперь положение стабилизировалось.


Но радоваться было рано! Той же ночью, 9 февраля, температура наружного воздуха, державшаяся до этого в районе -40С, опять упала до 52 градусов ниже нуля, и пришлось остановить подачу газа по временной схеме: рисковать было нельзя, любая случайность могла стать роковой. В эту ночь не только Колесников, но и всё руководство комбината опять не покидало своих рабочих мест. Снова обсуждали планы эвакуации населения из Норильска. Звучали самые невероятные предложения, вплоть до использования грузовых судов и ледоколов…

Как спасали Норильск. Норильск, Техногенная катастрофа, СССР, Длиннопост

А ситуация становилась всё хуже, всё опаснее. Из-за низких температур перемораживались и лопались трубы в жилых и общественных помещениях, в цехах ломались калориферы, арматура… "Размороженные" здания – зрелище страшное! Когда вода в системе отопления замерзает, то трубы разрывает льдом, как взрывом, -- пар, лед, покорёженный металл... Оборудование покрывалось наледью, инеем, с потолков свисали сосульки. По радио то и дело жителей призывали экономить горячую воду (а она была!) и не включать электрические обогреватели. Но становилось всё холоднее, норильчане грелись печками и калориферами, но предохранители не выдерживали, и многие сидели без света. Аварийные бригады электриков и сантехников работали постоянно, круглые сутки, падая от усталости и не успевая устранять поломки.


Беда сплотила людей. Перед лицом реальной опасности свои лучшие качества проявили не только городские и комбинатские организации, но и все жители Норильска. Мало кто жаловался и ныл. Иногда жильцы нескольких квартир собирали детей в одну, чтобы создать малышам комфортные условия, так проще и веселее…


Бытовые вопросы решались моментально, помощь социальным объектам оказывалась независимо от принадлежности. Часто люди сами включали смекалку и находили выход из ситуации. Например, когда в роддоме стало опасно холодно, из комбината привезли тепловые пушки. А когда выяснилось, что этого мало, доставили со складов Норильскснаба матрасы и с помощью добровольцев заделали ими все окна. Роддом тогда работал в обычном режиме, а как иначе…


Ситуацию удалось взять под контроль и стабилизировать только 12 февраля. Морозы немного отпустили, параметры тепла восстановили, наладив временную схему с использованием угля. Теперь надо было решить главную проблему – восстановить разрушенную магистраль. Кроме специалистов в процессе восстановления приняли участие сотни добровольцев.

По телевизору показывали уже не Колесникова, а сам процесс работы на восстановлении трубы, конкретных героев работающих на морозе по две смены, новые участки, ими построенные. Воодушевлённые жители лепили пельмени и пирожки для ликвидаторов аварии, местные охотники и мастерицы делились тёплыми вещами – собачьими и волчьими унтами, полушубками. Лучшие рестораны промрайона готовили деликатесы и отправляли рабочим, стремясь тоже помочь процессу восстановления. В частном порядке жители передавали на место работ дефицитные сигареты, фрукты, консервы… О деньгах в ту пору говорить было просто неприлично.


Газопровод восстановили только в середине марта, и срок этот следует считать рекордным в создавшейся ситуации. Газ снова пошёл на ТЭЦ в полном объёме. Норильск вернулся к обычному режиму жизни. Но для руководства Норильского промышленного района этот период стал самым страшным, несмотря на блестящий выход из ситуации. Все решения принимались впервые, на свой страх и риск, а результаты не были прогнозируемы. Выводы по результатам событий февраля 1979 года в Норильске были сделаны незамедлительно. Правильные выводы. Этим же летом началось строительство второй, резервной нитки газопровода. Сегодня их три! Да и в теплоснабжении города были сделаны многие позитивные изменения. Чтобы не повторилось.


Автор: Станислав Стрючков, председатель Клуба исследователей Таймыра (КИТ), член союза журналистов России, Норильск.

https://goarctic.ru/live/avariya-gorod-bez-tepla/

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
971
Автор поста оценил этот комментарий

Каждый героический подвиг это чей-то проёб.
Трехсоттысячный город. За полярным кругом. С единой точкой отказа по теплоснабжению.

раскрыть ветку (111)
659
Автор поста оценил этот комментарий

Ну как бы в тексте говорится про резервную схему с углём. И судя по всему она отработала штатно. Честно говоря не люблю такие тексты, в них выпиливаются факты чтобы страшнее было.

раскрыть ветку (56)
90
Автор поста оценил этот комментарий

Теперь понятно чем вдохновлялись создатели

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (16)
15
Автор поста оценил этот комментарий
это игра о холоде?
раскрыть ветку (10)
56
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
да о холоде. Только вот люди там нихуя не сплоченные. Не как в Норильске. Только ноют и причитают и на власть жалуются. Мое альтерэго в одной из каток, моя же инквизиция сожгла на костре.
раскрыть ветку (7)
47
Автор поста оценил этот комментарий

Пф, я выбрал путь тоталитаризма. И знаешь, это спасло все поселение от смерти, когда встали лесопилки при -80 и народ хотел меня уже на вилы посадить, однако удалось ситуацию исправить и пережить бурю. К сожалению, ради спокойствия всего поселения пришлось застрелить пару-тройку особо горластых.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не томите, что за игра??? )

раскрыть ветку (2)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Frostpunk
4
Автор поста оценил этот комментарий

Frostpunk

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

игра очень легкая, даже в режиме хардкор) но, оно великолепная)

4
Автор поста оценил этот комментарий

все вспоминаю момент когда все же пришлось ввести сортировку больных во время бури. Оч ярко это представил в реале

1
Автор поста оценил этот комментарий

Брось. говоришь людям работать 24/7 - будут, пока не упадут мертвыми; жертвуют собой чтобы разгрести завалы, не по приказу; будут голыми руками уголь добывать и получать обморажения. Но да, возможна паника, это вторая часть игры с которой нужно бороться. Вот в норильске с этим в первую очередь разобрались

27
Автор поста оценил этот комментарий
О выживании люлей вокруг большой печи при апокалипсисе в сеттинге стимпанка.
22
Автор поста оценил этот комментарий
В целом игра ни о чём. Сеттинг крайне дегенеративный, геймплей скучный, людей убить хочется а не спасать. По факту про то как выживали бы разрабы, с мышлением хипстеров.
2
Автор поста оценил этот комментарий

это что за игра?

раскрыть ветку (1)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Frostpunk

2
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже вспомнилась по ходу рассказа)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Frostpunk?

Автор поста оценил этот комментарий
Самое главное, пока читаешь, включить на фоне саундтрек...
https://youtu.be/TpaFE6_nDJw?list=PLpas7-jjCh0Z7-t9yqhg3ibXT...
225
Автор поста оценил этот комментарий

повествование должно держать в напряжении) иначе мало кто дочитает.

раскрыть ветку (33)
130
Автор поста оценил этот комментарий

Напряжение продолжается с 79го года до сих пор. Т.к. нормальных дорог до Норильска по-прежнему хуй.

раскрыть ветку (32)
55
Автор поста оценил этот комментарий

Кто же их по вечной мерзлоте делать будет?

раскрыть ветку (29)
42
Автор поста оценил этот комментарий

тот же кто делал ФАД Р504 «Колыма́» по вечной мерзлоте

раскрыть ветку (4)
22
Автор поста оценил этот комментарий

Что-то вы переоцениваете "Колыму". Это фактически грунтовка.

раскрыть ветку (3)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Ну как есть...временами. Разольется какая-нибудь река по пути - нет дороги, зимой пока некоторые реки не замерзнут(по ним только проехать можно) - дороги нету. Вообщем тот кто назвал это гордым названием ФАД очень сильно пошутил.

6
Автор поста оценил этот комментарий
Но она же есть!
раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий
До норильска есть автозимник. Но катаются по нему дальнобои, рыбаки-охотники, кореные жители тундры и экстремалы.
ещё комментарии
31
Автор поста оценил этот комментарий
"нормальных дорог до Норильска"? Батенька, вы вообще о чём? Их нет вообще и никогда не будет. Это впринципе невозможно, да и вряд-ли вообще практично.
раскрыть ветку (1)
19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Это впринципе невозможно,

вот не надо тут, в абсолют все возводят только ситхи. Это возможно, но очень дорого.

32
Автор поста оценил этот комментарий

судя по тексту - как раз не очень штатно.
но возможно автор просто добавил драмы

10
Автор поста оценил этот комментарий
А ещё там есть город Кайеркан, и это город угольный разрез, добыча угля не прекращается и ТЭЦ на весь НПР не одна.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
А в1979 году так же было? Ведь выводы сделали...
2
Автор поста оценил этот комментарий
Условно штатно, судя по массовому использованию калориферов, лопнувшие трубы и т.д.
ещё комментарий
67
Автор поста оценил этот комментарий

Газопроводы - они и сейчас в единственном варианте. И за полярным кругом. и в средней полосе. А впочем - это конечно печально и я помню случай когда на заводской котельной от которой было отопление в жилрайоне на 15-20 тыс чел. в подобной ситуации пришлось сжечь 3 цистерны веретенного масла.

раскрыть ветку (9)
34
Автор поста оценил этот комментарий
У нас в городе котельные газовые, раньше была резервная схема с мазутом. Но от мазутного хозяйства отказались, экономия.
раскрыть ветку (4)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Скорее экология.
раскрыть ветку (3)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Экономия. Мазутное хозяйство дорого в обслуживании, хоть ты его даже и не используешь вовсе..

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, его еще сжечь надо. Это кажется что так просто.
21
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это резерв, вряд ли мазут портит экологию, находясь в цистернах.
16
Автор поста оценил этот комментарий
У нас схема с двумя нитками и мазутным хозяйством
раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

У нас с одной от городской ГРП и мазутным. Только вот мазута в емкостях благодаря "эффективным менеджерам" не оказалось.

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Кто тебе такую еренду сказал? Зачастую у нас в стране двухниточные МГ
раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Это вероятно магистрали. На завод идет одна труба, на районную котельную тоже одна, часть котлов можно топить мазутом - который "эффективные менеджеры" забыли или не посчитали нужным завезти.

19
Автор поста оценил этот комментарий

А Тольятти  в 1979г.? В самый Новый год рванул цех и хим реактор перебил теплоцентраль, а заодно завалил высоковольтную линию города.Тогда не было МЧС, но была эдакая хитрая контора Химмонтажремонт. Нас бригадой самолетом туда, а там уже электричество восстановили. В 9-ти этажном общежитии уже на всех этажах стопки срезанных лопнувших батарей и рядом стопки новых. Бригады со всей страны, москвичи, хохлы, кого только не собрали. Мороз 40-43, там увидел в первый раз как водку в магазин разгружали с "ёлочкой" льда по центру бутылки. Школа милиции там была, патрулям приказ был - всех пьяных строго по домам развозить.Работали по 12 часов, цеха со станками под слоем льда метра в 4. Лазили по тепло магистралям отогревали. Город так толком посмотреть и не получилось, пахали без выходных.

раскрыть ветку (1)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Мой отец прилетел к маме в первый раз как раз в эти дни - свататься, но так и просидел в Курумоче 3 суток, пока морозы не отпустили и не начали летать гражданские самолёты. В город не пускали. Но стихия не помешала ;)))
12
Автор поста оценил этот комментарий

На Белоярской АЭС в канун 1979 года тоже было несладко: https://www.oblgazeta.ru/politics/28525/

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда и соседние некоторые города готовились к эвакуации
45
Автор поста оценил этот комментарий

А какая разница сколько их? Лопнул один от мороза - лопнут и другие. И велика вероятность, что в одно время

раскрыть ветку (22)
18
Автор поста оценил этот комментарий
Грубо, по одной нитке надо 100 атм давление держать, а по трём может и 40 атм хватать.
68
Автор поста оценил этот комментарий
Не сказано, что используются сразу все. К примеру, если есть два водопровода - один с водой, другой пустой, то пустой сам по себе, скорее всего, не лопнет. Это же физика. А тот, внутри которого вода, лопнет от перепада давления, где в какой-нибудь трещинке эту воду разопрет при замерзании и всё, цепная реакция. Гарантий, что в таких условиях резервный выдержит нет, но есть шанс, что он послужит пару-тройку дней, а там может и погода наладится, или старый восстановят
раскрыть ветку (9)
29
Автор поста оценил этот комментарий
Вода не протечет по пустому водопроводу в такой мороз. Ледяной затор образуется
раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Насколько я знаю, то для воды и не используются трубопроводы такой длины и диаметра, другая специфика.
15
Автор поста оценил этот комментарий

Там газопроводы шли, в которых не выдержал сам металл. Водопроводы естественно лопнут, но при чем тут они?

раскрыть ветку (5)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Про водопровод для простоты понимания написала. С газом, насколько я понимаю, система идентичная, но нюансов больше
раскрыть ветку (4)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Идентичная? Газ что-ли замерзает и трубы от этого лопаются? В посте написано, что металл сам не выдержал, ничего идеетичного

раскрыть ветку (2)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Может конденсат замёрзнуть в трубе, было разок так в Кирове, под новый год аномальные морозы были. Газ встал. Воду кипятили на утюге. Год не помню, я тогда то-ли совсем малой был, то ли батя рассказывал
4
Автор поста оценил этот комментарий
Газ не замерзает, но сам по себе создает давление. Таким образом ему нужна гораздо меньшая "трещинка". Там, где вода начнет просто капать, газ разорвёт трубу. Металл сам по себе не мог просто "не выдержать". Если вы в такой холод возьмёте и просто положите металлическую трубу на снег, то с ней ничего не произойдёт. А если вы будете на ней прыгать, то она разрушится под воздействием
8
Автор поста оценил этот комментарий
Если не знаете, зачем писать?
Автор поста оценил этот комментарий
Пустой трубопровод гниёт сам по себе.
47
Автор поста оценил этот комментарий

разница большая:
во-первых даже простым дублированием надежность увеличивается на порядки: если вероятность отказа одного трубопровода в морозы 10% (совершенно жестокая цифра, означающая проёб в проектировании), то двух сразу - 1%, трех - 0,1%
во-вторых резервирование - не обязательно дублирование. газовые хранилища, мазут, уголь. расчитанные на номинальную нагрузку и горячее переключение.

раскрыть ветку (10)
32
Автор поста оценил этот комментарий

В кировске однажды заказали неправильное климатическое исполнение стрел экскаватора. И в одночасье на морозе лопнули все. Если резервирование происходит из тех же материалов, что и основная ветка, она гарантированно вылетает.

А в Мончегорске году в 1998 упали железные опоры линий электропередач. Было тоже очень холодно. Упали друг за другом, потому что из одного материала. А зона аномально низкой температуры иногда составляет буквально 10 км. Мы ехали на машине, и на одном участке машина еле ехала на третьей передаче, примерно десяток км ехали на второй, так загустела смазка на подшипниках колес. И никакое резервирование экономически в данном случае не вариант. Только если разные материалы применены, и они себя поведут по-разному.

Другое дело, ликвидировать моменты, как с тем трубопроводом, на предмет гидроудара. Подогрев подшипниковых опор, как это сделано на магистральном карьерном конвейере. Вот где следует проявлять интерес, как обойти последствия сверхнизких температур.

Так что да, резервирование - не дублирование, как многие представляют. Но не всегда возможно что-то, кроме дублирования.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
С гидроударом в газопроводе как-то странно, всё-таки.
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Пневматика тоже отлично рвет и трубы, и шланги.

Автор поста оценил этот комментарий
Там вероятно СУГ качали. 10МПа
16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не очень точно считаете вероятность отказа.

Если всех трёх газопроводов применена одинаковая сталь, которая не может эксплуатироваться при -50, то вероятность отказа - 100%.

раскрыть ветку (2)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Я абсолютно точно считаю вероятность: если при определенных условиях вероятность отказа одного трубопровода - 100%, то и трех сразу - тоже 100. (А если 90, то у трех -73).

Но строить дом полярным кругом нечто с высокой степенью вероятности неработоспособное при -50 само по себе косяк

4
Автор поста оценил этот комментарий
Если косяк был в одной точке, которая послужила катализатором для остального - то вторая нитка может быть такой лишена. Также это может зависеть от давления и тогда второй стоит использовать в аварийных условиях не на полную мощность и т.д.
12
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, если линия может работать при морозах до -40, то в -50 они выйдут из строя все, хоть 1, хоть 10

4
Автор поста оценил этот комментарий

Цифры с потолка?)

Про разные виды систем соглашусь

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Первая цифра (вероятность отказа при температуре Х) - с потолка. Остальные элементарный расчет

13
Автор поста оценил этот комментарий
Ну в принципе и сейчас так. Беготня начинается, только когда внезапно пожар в ТЦ/газ рванул/еще что случилось, а до тех пор работает - и ладно.
3
Автор поста оценил этот комментарий

Денег НЕТ все подряд дублировать.

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
но вы держитесь )
4
Автор поста оценил этот комментарий
Конечно нет. Надо за недвижку налоги платить в италии и франции..
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

...Англии есчо  не мало очень 

16
Автор поста оценил этот комментарий
И ведь акцент сделан на то, что "германская сталь не выдержала", "германские трубы лопнули". Виноваты германские трубы, а не долбоёбы градостроители, которым похуй на резервирование, главное пятилетку за три оттарабанить.
раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Соглашусь, лично мне текст очень напомнил какую-то агитку.
2
Автор поста оценил этот комментарий

> город. За полярным кругом

Это уже пиздец

10
Автор поста оценил этот комментарий
Сейчас бы в такие сроки не уложились , сто пудов город заморозили ..
раскрыть ветку (4)
16
Автор поста оценил этот комментарий

вот раньше, когда на деревьях жили, было зашибись

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Древесные жители за полярным кругом не селились
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Неа.. сейчас селятся
3
Автор поста оценил этот комментарий
Да раньше и глина была гуще....
Автор поста оценил этот комментарий
А ты и случаем не сетевик?)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, и это от того, что таков был уровень материального производства на тот момент. давно ли туда вообще газ провели от указанной даты?


А насчет

Каждый героический подвиг это чей-то проёб.

Это вообще чушь собачья. Чей проёб был в подвиге Матросова?

раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Чей проёб был в подвиге Матросова?

Сума проебов на многих уровнях. Начиная от атаки на ДОТ'ы без артиллерии, заканчивая тем, что вообще немцы делали под Тверью. Не было артиллерии там, говорите ? - вот еще один проёб.

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку