8

Как создавать электронную музыку: Азы

Привет, меня зовут Антон и я музыколиг… *хлоп-хлоп-хлоп*


Не будем тянуть кота за яйца, придумывать вступление, сразу перейдем к сути.


Прошу не расценивать мои знания как элемент обучения, так как я самоучка и мои познания могут и будут отличаться от методички. Прошу оценивать как ИМХО.


Сразу скажу, если нет начальной базы нотной грамотности, а именно понимания что такое звукоряд - дальше будет темный лес. https://ru.wikipedia.org/wiki/Звукоряд


Любая музыка это набор звуковых волн, если мы возьмем камень и будем бить по нему палкой, после удара палка будет колебаться, от прилагаемой силы удара, или сильнее, или слабее, вибрация будет происходить с разной интенсивностью - тем самым создавая определенные частотные резанирования. Вот эти резанирования и есть те самые ноты.


Возьмем плоский брус и кинем плашмя об землю, из-за его веса, при приземлении происходит низкочастотный хлопок, это тот же самый принцип извлечения звуковой волны, что ударом об камень. Но при этом за счет размера бруса, его веса, мы получаем тоже какую-то ноту, но в другой октаве.


Будем отталкиваться визуально, представляем метр высоты, пляж, мелкий утоптанный песок, кидаем с высоты разные предметы и представляем какой объем и звук они могут воспроизвести при столкновении. Плотный кирпич, упавши плашмя даст резкий хлопок, сопровождающийся коротким, плотным давлением в низком диапазоне частот, звук сам по себе кажется тяжелым и выраженным. Если сбросить мешок с тем же песком, мы получим больше объема, хлопок будет выражен, но за счет большего размера предмета сильнее подавлен, мы получаем уже совсем другое давление и тем самым плотность в звуке уже теряется, звук кажется большим, громким за счет веса и габаритов предмета. Поиграйте с воображением, представьте как звучит любой предмет, например кастрюля? Кусок рельсы?

Какой звук издает предмет если по нему ударить?


Возьмем шакалу от 0 до 20000, где 20к это ультразвук. Так вот, к какой цифре можно было отнести момент приземления кирпича? Или мешка с песком или что вы там нафантазировали? Если «шум моря» составляет до 6000, а "голос типичного взрослого мужчины имеет фундаментальную частоту (нижнюю) от 85 до 155, типичной взрослой женщины от 165 до 255.» (с) https://ru.wikipedia.org/wiki/Частота_голоса то в каком диапазоне будет усиленный звук от кирпича?

Эта шкала называется частотный диапазон и измеряется он в герцах.

Условно мешок упал с гулкими 250 герцами - это нота СИ, а кирпич упал в 80гц - это уже нота МИ. https://nch-nch.ru/apps/frequency/


Отличный пример - уличные музыканты, которые играют на мусоре, кастрюли в виде барабанов, бутылки с водой и т.д. каждый предмет звучит в определенной ноте. Причин тут много, самые простые это размер и объем. Одинаковые бутылки, наполненные водой, смена нот происходит за счет вытеснения воздуха, уменьшением объема. Больше воды, меньше объема - выше звук.


Простыми словами, в одном подземном переходе отражения от стен наших шагов могут звучать в ДО, а в другом переходе уже в ЛЯ, причина смены тональности кроется в размерах и отражениях от стен в подземных переходах. В случае с палкой - все зависит от её длинны, чем палка длиннее - тем ниже звуковые колебания она будет создавать.


Подведем итог: все звуки которые нас окружают - это ноты.

Сжимаешь в руке банку алюминиевую от напитка, слышно как метал сгибается, ломается, но если прислушаться можно услышать в каком именно частотном диапазоне происходят колебания, и благодаря практике понять какие это ноты. Но это чисто все за гранью фантастики, единственное что стоит сделать, представить визуализацию, стараться слышать окружающий мир и запомнить, что ЛЯ первой октавы это 440 герц, максимально грубо говоря, очень грубо говоря, это середина.


По этому принципу работают все «живые» инструменты, струнные: гитары, скрипки, виолончели, контрабасы, балалайки, арфы, рояль (спорно) и т.д. и еще бесконечность турецких инструментов. Духовые: трубы, тромбоны, саксофоны, флейты и еще куча всякий разных инструментов. Различные клавишные, аккордеоны, баяны, органы - неограниченное множество. Простыми словами к «живым» инструментам относится всё, что может работать только за счет усилий человека.

С электронными инструментами все проще - для работы инструмента нужно электричество. Именно от слова электричество появилось понятие электронная музыка. (это отсебятина)

Но, принцип работы с электронными инструментами базово не отличается от «живых», там тоже ноты, тоже частоты, вибрации, гармоники и всё вот это прекрасное и настоящее. И есть один важный момент - это синтез.


Синтезаторы, сразу в голове всплывает образ касио, только по сути это ромплер. Синтез - это генерация звуковых волн (об этом чуть позже). Ромплер - воспроизведение заранее подготовленных звуков. Если у нас есть тот же касио, который может запускать и ударные партии, и фоновые призвуки, и еще играть поверх свои партии - все равно это ромплер, но с возможностью мультистанции. Если касио может модулировать звуки, накладывать эффекты и т.д. - это все еще ромплер но с модуляцией. Если касио может изменять звук с помощью осцилляторов - это уже синтезатор.

(я считаю, что в эру создания касио, назвать ромплер синтезатором - было маркетинговым решением, желанием продать более «доступный» инструмент, чем "Аналоговый Синтезатор» пользующийся на тот момент отличной популярностью.)


Теперь сложнее.


Так вот, синтез - это колебания звуковой волны, получение желаемого результата происходит за счет смешивания двух и более различных генерируемых волн, по этому принципу построена вся «честная» электронная музыка. Можно регулировать каждый осциллятор отдельно ADSR - огибающей, подробнее лучше почитать на вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/ADSR-огибающая

Генерация звуковых волн является неотъемлемой частью математики, каждая форма волны имеет своё уравнение. Каждое уравнение звучит естественно по-разному, существует четыре волы: синусоид, меандр, треугольная, пилообразная. К примеру, можно подмешать к синусоидной волне пилообразную, с условием, что пилообразная будет звучать в два раза тише, на выходе мы получим синусоидное колебание с дополнительными искажениями от пилообразной волны. Так же максимально подробно на вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Форма_волны

Так же каждую сгенерированную волну можно или поднять на октаву выше или понизить. Если синусоидальная волна будет играть в нижнем диапазоне, а пилообразная в среднем, то дополнительные искажения будут только в том месте, где будут срабатывать усиления пилообразной волны и синуса, - место наложения.

Так же синтезаторы как правило напичканы своими дэлэями, ревербераторами, лфо, модуляторами, арпеджераторами и кучей всего, - что уже не является частью синтеза, а уже является частью художественной работы, креатива.

Принцип работы на всех синтезаторах один и тот же, это создание колебаний, а художественные пожелания на прямую зависят от толщины вашего кошелька.


Теперь проще.


Генерация звуковых колебаний, у-у-у… как страшно звучит, а на деле когда вы говорите, вы также генерируете звуковые колебания. К синтезу также можно отнести усиления когда вы начинаете орать на своего собеседника, а смешивание генерируемых волн, это когда собеседник начинает орать в ответ на вас, пока вы орете на него. Но при условии что вы с собеседником одного пола, ведь М от 85 до 155гц, и Ж от 165 до 255гц, то есть диапазон с 155 - до 165 остается не затронутым. Это если мы в "вакууме", так как есть еще отражения, реверберации и вот это вот всё о чём побеседуем гораздо позже.


Чуть чуть фантазии, если мы опустим Ж на октаву ниже, то получим 82 - 123гц и смешивание генерируемых волн будет с 85 до 123гц.


Естественно в диалоге смешивание вы не заметите, но если на улице ночью стоит под ларьком 10 бухих мужиков и начинают выяснять одновременно у кого бас в голосе ниже, а вы стоите на балконе и нервно тикаете глазом, из-за расстояния от «излучателя» (мужиков) до вас происходит смешивание генерируемых волн с недостаточным усилением какой либо одной волны (мужика), и в итоге вы слышите просто гул и набор звуков. А когда мужик крикнет из всего гула выделится только его голос - это как раз было усиление сигнала генерируемой волны, просто сделали мужика громче.


Возьмем 5 мужиков, и 5 девушек, все они будут генерировать одну и туже фразу цикл, за циклом, бесконечное количество раз, это называется луп (loop), петля. 2 мужика и 2 девушки будут говорить обычным голосом (О). Еще 2 пары будут шептать и иногда чуть громче шептать (Ш), и оставшиеся двое будут громче всех (Г). Сгруппируем их, поставим в линию перед собой шептунов, дальше тех кто говорит громче и за ними с обычной силой голоса.

Мы получим общий сигнал из 5 мужиков с низким диапазоном частот и общий из 5 девушек, но на выходе у нас будет всего 2 слышимых достаточно громко звука - 1 девушка с 4 дополнительными эффектами, 1 мужик с таким же посылом. Ближняя группа (Ш) повышая усиления будет создавать эффект накала, средняя группа (Г) несет основной характер, а дальняя группа (О) несет за собой усиления для группы (Г). Вроде визуально все просто, но теперь мужиков можно заменить на синусоид, а девушек на пилообразную волну. Условные ШГО - это глубокие настройки в аналоговым синтезаторе, тут письмом не обойтись, тут надо щупать.


Принципы и приемы не отличаются между аналоговым или цифровым синтезатором. Разница только в звучании, и возможностях встроенной модуляции. Естественно аналоговый звук прям с розетки по понятным причинам будет чище и ярче, плюс отсутсвие более «гибких» настроек не позволяет уйти куда не надо и тем самым не испортить звук случайной ошибкой.


Драм машины, аналоговые, цифровые, сэмплирование да как угодно звуки - все сводится к одному, качество. «Да я там пак скачаю, там то, там сё» - ваще не вопрос, но я лучше к аналогу вернусь. Чем дороже аналог, тем более жирное звучание он имеет, звучит «дорого». Принцип работы такой же, покрутили-повертели, послушали, тут особо говорить нет о чём. Всегда чистый и правильный звук.


Музыка, звуки, всё взаимосвязано и без одного не понять другое.


Подведём итог:

- Мы отлично умеем бить палкой и скидывать предметы

- Узнали что когда кричим друг на друга наши голоса не пересекаются и соседи слышат отлично обоих

- Глядя на бухих мужиков под ларьком вы будете вспоминать синтез

- Если палку заменить на струну, вы поняли только что как работает гитара

- Плотный низ не должен быть мешком с песком


Этот пост был написан для людей которые вообще никогда не интересовались музыкой как таковой. Следующий пост будет более информативный для начинающих пользователей и интересующихся.


Спасибо.


з.ы. Пост построен по принципу «нужно перечитать пару раз» - так как в музыке нет определённых правил, упустив мелочь в самом начале - можно очень сильно запутаться в дальнейшем. Без понимания «как это работает?» фантазировать и выходить за рамки - не получится.

Авторская Электронная Музыка

13 постов43 подписчика

Добавить пост