Как сосредоточиться? Прием для повышения концентрации внимания
У вас наверняка случались такие ситуации: читаешь книгу и вдруг осознаешь, что читаешь эту строчку уже пятый раз и не понимаешь о чем она? доехал до дома за рулем и не помнишь дороги? постоянный шум в голове мешает сосредоточиться на важной задачи, который порождают абсолютно не важные и не понятные мысли?
В прошлом посте я рассказывала, как пробовала разные ноотропные средства. Они частично помогают справиться с подобными проблемами, поэтому если вы ищете легкий путь к улучшению внимания, концентрации и быстрому усвоению информации, читайте предыдущий пост.
В этом посте, я хочу поделиться техникой “разделения”, которая позволяет справиться с блуждающим разумом и мыслями в голове. Я вычитала ее в книге “Ловушка счастья”. Автор Хэррис Расс.
Всем нам понятны слова “внимание”, “сосредоточенность”, “осознание”, “концентрация”, однако мало кто знает про то, что в голове есть “я-наблюдатель” и “я-мыслитель”.
Для начала нужно научиться проводить границу между “я-мыслитель” и “я-наблюдатель”.
“Я-мыслитель” - это та часть вашей личности, которая думает, строит планы, выносит суждения, сравнивает, творит, воображает, визуализирует, анализирует, запоминает, мечтает и фантазирует. Она более известна как Разум.
“Я-мыслитель” - это как раз те самые мысли, которые вдруг возникают ниоткуда и начинают проводить свою оценку происходящему, говорить нам что делать, а что нет. Их очень сложно контролировать.
“Я-наблюдатель” же коренным образом отличается от “я-мыслителя”. “Я-наблюдатель” не думает: это та часть вашей личности, которая отвечает за внимание, осознание и сосредоточенность. Она может наблюдать за вашими мыслями, но не способна их генерировать.
Чтобы разобраться где что, представьте, что вы играете в теннис, и все ваше внимание приковано к летящему мячу. Это работа “я-наблюдателя”. Вы не думаете о мяче, вы за ним наблюдаете.
А теперь предположим, что вы начинаете думать: “Надеюсь, я правильно держу ракетку” или “Ого, как быстро летит мяч”! Это просыпается “я-мыслитель”. Конечно, подобные мысли отвлекают вас, и если начать уделять им слишком много внимания, то качество игры страдает, т.к. не хватает сосредоточенности. Так бывает и с задачами в повседневной жизни. Мы пытаемся сосредоточиться, и вдруг в голове всплывает какая-то мысль, которая отвлекает нас и уводит от задания. Знакомая ситуация, не правда ли?
Мы привыкли свой мыслительный процесс называть “разум”, “ум”, не проводя никакого разделения. Различные техники медитации как раз-таки учат нас включать “я-наблюдателя” и следить за своим “я-мыслителем”, чтобы научиться разделять их и успокаивать свой ум.
Попробуйте сделать одно несложное упражнение (оно займет 1 минуту): закройте глаза и в течение минуты концентрируйтесь на работе вашего разума. Пристально отслеживайте все возникающие мысли и образы. Если никаких мыслей и образов нет, продолжайте наблюдение: рано или поздно они точно появятся.
Отметьте, где именно “располагаются” эти образы или мысли: перед вами, над вами, позади вас, в стороне от вас или внутри? Когда минута истечет, откройте глаза.
Во время упражнения вы имели дело с двумя различными процессами:
1. вы думали, то есть генерировали слова, мысли и образы.
2. вы наблюдали, то есть могли отслеживать эти мысли и образы.
Это небольшое упражнение должно помочь ощутить дистанцию между вами и вашими мыслями: мысли и образы сначала появлялись, затем исчезали, и вы могли отслеживать их движение.
“Я-мыслитель” часто напоминает постоянно вещающий радиоприемник, где 24 часа в сутки передают истории о моментах прошлого, прогнозы будущего и выпуски новостей на тему “что у вас не так”.
К сожалению, у нас нет возможности выключить это радио. Иногда оно замолкает само на несколько минут, но сами мы бессильны остановить его, если только не устраиваем короткое замыкание в виде наркотиков или алкоголя. Чем активнее мы пытаемся выключить радио, тем громче оно играет.
Так что же делать? Существует другой подход. Часто радио звучит где-то на заднем фоне, но вы настолько поглощены своим занятием, что на самом деле не слушаете его. То есть вы слышите звук, но не обращаете внимания на него.
Конечная цель техники разделения - проделывать то же самое со своими мыслями. Когда вы знаете, что ваши мысли - всего лишь инструменты языка, мы можем относиться к ним как к фоновому шуму. Пусть себе приходят и уходят, мы не обращаем на них внимания и не переживаем за них.
Итак, вот основные цели различных техник разделения:
- Если “я-мыслитель” транслирует бесполезную информацию, “я-наблюдатель” должен игнорировать ее. Вместо этого “я-наблюдатель” может сосредоточиться на том, чем вы заняты здесь и сейчас.
- Если “я-мыслитель” передает полезную информацию, то “я-наблюдатель” может подключиться и сосредоточиться на ней.
Важно: не пытайтесь полностью заглушить ваши мысли, от этого они становятся только громче.
Если вам понравилась такая статья, ставьте плюсики и в следующей я расскажу еще об одной технике, которая научит вас не отвлекаться на фоновые мысли.
Прим.: в статье была использована информация из книги “Ловушка счастья”. Автор Хэррис Расс.
Лайфхак
1.7K постов23.6K подписчиков
Правила сообщества
Блокировка допускается в случае нарушения правил сайта Pikabu, а также в случаях:
Целенаправленного издевательств над подписчиками сообщества. Если пользователь Пикабу троллит, издеваясь над тематикой Вашего сообщества, тем самым ухудшая атмосферу и вызывая негатив подписчиков. Пример: в сообщество про лошадей приходит пользователь с комментариями "М-м-м, какая вкусная конина, я бы съел";
Добавления нетематических постов в сообщество;
Добавления спама.