Как сделать город видимым для слепых пешеходов
Журналисты из РИА Новости Недвижимость сделали полезный и, как мне кажется, очень важный лонгрид о том, как ориентируются в Москве незрячие или слабовидящие пешеходы. В нём говорится о том, какие вещи действительно помогают ориентироваться в городе, а какие сделаны лишь для вида. Также рассказывается, как обычным людям вести себя, если они встретили незрячего человека на улице или в общественном транспорте
Материал очень большой, чтобы полностью копировать его сюда, поэтому я лишь приведу несколько интересных и важных фактов оттуда. Целеком его можно будет прочитать у них на сайте: https://realty.ria.ru/20240620/svoboda-1953432464.html
Тот факт, что пешеходам с приобретенной слепотой ориентироваться проще. Такие люди знают, как выглядят здания, как они расположены, как устроены перекрестки, свой собственный район, да и в целом город.
Если зрячие люди при передвижении часто не замечают того, что у них под ногами, особенно в сухую погоду, то для слепого или слабовидящего каждая мелочь имеет значение. Сейчас, к сожалению, часто убирают бордюры перед проезжей частью, что для незрячего человека очень неудобно, так как сложно белой тростью определить границу тротуара и дороги. То есть им тяжело передвигаться, когда "не за что зацепиться"
Отсутствие бордюров очень мешает навигированию. А вот тротуарные столбики, опоры освещения и даже ливневки, напротив, помогают ориентироваться при условии, если они расположены однотипно, ровно, на четком расстоянии друг от друга. Есть еще один нюанс: большие фонарные столбы и клумбы в целом легко обнаруживаются тростью, а вот стоящий посреди тротуара узкий столб с дорожными знаками трость может проскочить, тогда как сам человек натолкнется прямо на него.
Любой нависающий элемент, будь то расположенные на уровне лица дорожные знаки или рекламные щиты, а также наклоненные в сторону тротуара деревья, летние веранды кафе – это потенциально опасная история для незрячего, ведь их тростью не обнаружить. Собака-поводырь тоже не очень поможет. Хотя, можно научить питомца распознавать препятствие сверху, но работать это будет только на тех маршрутах, которые он помнит и по которым передвигается регулярно.
Особая группа опасных препятствий для незрячих связана с коммунальными и инженерными недоработками. Маленькие дыры на асфальте, выбитые элементы плитки или вылетевшие сегменты решетки ливневки опасны для слепого больше, чем крупные участки деформации дорожного покрытия. Дело в том, что маленькую дырку тростью нащупать крайне сложно, но зато, если в нее попадет каблук, можно сильно травмировать ногу.
Белая трость слепого пешехода попала в поврежденный элемент ливневой канализации
Еще на одну важную вещь обращает внимание Светлана: если городские службы или строительные компании монтируют какие-то элементы для незрячих людей, то они должны понимать, как правильно это делать, для чего и обязательно осуществлять контроль выполнения работ на всех этапах. Плюс такие направляющие следует класть ровно, чтобы трость по ним скользила плавно, не спотыкаясь и не застревая.
Действительно, есть места, где тактильные плиты и направляющие лежат напрасно, а где-то есть и нужны, но выложены неправильно. Так, на брусчатке тактильная плитка белой тростью не чувствуется, хотя визуально кажется, что она отличается и должна помогать.
Если человек с рождения не видел, то работы будет больше, так как ему нужно с помощью специальных тактильных карт и макетов показать, как устроено пространство, как двигается транспорт на перекрестках, и только потом приступить к изучению маршрутов. А вот для тех, кто по каким-то причинам потерял зрение уже в процессе жизни, важна психологическая готовность, ведь обучаться самостоятельному передвижению в городе можно и нужно в любом возрасте.
В метро, особенно в часы пик, лучше уступить место незрячему или слабовидящему пассажиру, чтобы его не затолкали, а собаке-поводырю не отдавили лапы. Еще важно помнить, что собаке требуется пространство для посадки на эскалатор и для прыжка с него, чтобы она не застряла лапами в зазорах движущегося полотна и не травмировалась, а значит хозяину придется немного подождать, пока предыдущий пассажир отъедет на несколько ступеней вперед. Так что окружающим нужно проявить терпение, подождать буквально пару секунд и уж точно не выскакивать и не становиться прямо перед слепым.
Если слепой человек замешкался, и вы видите, что вокруг него непростая навигационная ситуация – сложный перекресток, на тротуаре множество помех, особенно расположенных на уровне головы, – то лучше подойти и предложить помощь.
Читать полностью: https://realty.ria.ru/20240620/svoboda-1953432464.html
Лига журналистов
781 пост1.3K подписчиков
Правила сообщества
-Все правила Pikabu
-Если вы хотите, чтобы журналисты с вами связались - оставляйте свои контакты (почта/вк/фб и т.п.). Напомним, правилами сайта и сообщества запрещено публиковать данные третьих лиц - только СВОИ.
-Запрещены непроверенные данные, а также данные, вводящие в заблуждение.