Как роботы (не) сделают нас бесполезными: Часть 1

Предлагаю вашему внимаю очень интересный рассказ о будущем человека в мире роботов, под авторством довольно известного в узких кругах Ватоадмина. Так как статья крайне большая, то я разобью её на 3-4 части. Внизу указаны ссылки на оригинал, а также на два двухчасовых стрима по этой теме. Приятно чтения!

Два основных источника, на которых основан этот рассказ - замечательная обзорная статья Ростислава Капелюшникова "Технологический прогресс - пожиратель рабочих мест?" (опубликовано в "Вопросах экономики" в № 11 за 2017 год) и на обзоре литературы в статье "The Race Between Machine and Man: Implications of Technology for Growth, Factor Shares and Employment" Дэйрона Аджемоглу и Паскуаля Растрепо (http://www.nber.org/papers/w22252). Впрочем, наш рассказ не сводится к пересказу двух этих блестящих работ: используется немало других материалов.

Как роботы (не) сделают нас бесполезными: Часть 1 Экономика, Робот, Ватоадмин, Будущее, Прогресс, История, Технологии, Длиннопост

1. Пару лет назад Хал Вэриан (кое-кто из читающих эти строки наверняка сталкивался с его знаменитым учебником микроэкономики), главный экономист корпорации Гугл, сформулировал своё знаменитое Varian Rule. Правило гласит: "простой способ предсказать будущее - взглянуть на богатых людей сегодня; средний класс будет иметь примерно то же, что имеют они, через 10 лет, а бедные - ещё через десятилетие".


И действительно, десять лет назад смартфон был практически предметом роскоши; сегодня он превратился в обычный телефон, который найдётся в кармане у каждого первого пассажира московского метро. Двадцать лет назад высокоскоростной интернет могли позволить себе только очень богатые люди; сегодня он доступен людям среднего достатка. Наверное, вы и сами сможете найти немало подобных примеров в окружающей нас жизни.


С другой стороны, даже в США, оплоте технического прогресса, бедные сегодня не живут в таких же домах, в которых богатые жили 20 лет назад. Напротив, бедные живут примерно там же, где они жили в 1998 году, и то же справедливо для богатых и среднего класса. Бедняки в США сегодня питаются примерно так же, как и в 1998, почти так же редко летают на самолётах, пользуются всё теми же отвратительными по качеству услугами Амтрака (государственная железнодорожная компания). Бедные жители США не всегда (а точнее сказать - редко) могут воспользоваться теми последними достижениями медицинской науки, которые открыты для людей обеспеченных.


Но прогресс не только делает нашу жизнь лучше - он заставляет нас бояться. Что если новые технологии - роботы, нейросети и прочие - сделают нас самих бесполезными, уничтожат наши рабочие места и обрекут нас на вечную безработицу?


Вот что пишет израильский историк Юваль Ной Харари в своей нашумевшей книге "Sapiens: краткая история человечества": "Искусственный интеллект приведёт "к возникновению массивного нового неработающего класса... бесполезного класса, который будет не просто незанятым, но который будет и неспособен быть занятым". Ему вторит американский IT-специалист Мартин Форд в своём нашумевшем бестселлере "Rise of the robots": "В прошлом машины всегда были орудиями в руках людей, но сейчас они начинают вытеснять и замещать всё больше работников".


Если верить исследованию, проведённому на базе Оксфордского университета Карлом Фреем и Майклом Осборном, в стране-лидере технического прогресса - в США - к 2033 году могло исчезнуть 47 % рабочих мест могли исчезнуть под натиском автоматизации. Мировой банк подсчитал, что для Китая такая пропорция составляет целых 77 %. Международная организация труда считает, что даже в таких странах, как Камбоджа, Индонезия, Филиппины, Вьетнам и Таиланд 56 % работников находятся под риском автоматизации. Отношение числа занятых к общему числу жителей в работоспособном возрасте в США и Западной Европе за последние десять лет резко упала, и доля труда в национальном доходе упала (см., например, "The Global Decline in Labor Share", 2014, Karabarbounis, Neiman).

Как роботы (не) сделают нас бесполезными: Часть 1 Экономика, Робот, Ватоадмин, Будущее, Прогресс, История, Технологии, Длиннопост

Компания МакКинси в своём докладе утверждает: "согласно нашему исследованию, 45 % всей оплачиваемой деятельности США может быть автоматизирована с использованием уже существующих технологий. В США эта деятельность оплачивается двумя триллионами долларов в год. Хотя часто думают, что автоматизация в основном влияет на низкоквалифицированных малооплачиваемых работников, мы показываем, что даже самые высокооплачиваемые профессии, такие как профессии финансистов, докторов и даже генеральных директоров, могут быть частично автоматизированы".


Машины заменяют кассиров в магазинах, курьеров на улицах, рабочих у станков, шофёров за рулём и так далее. Новости приходят со всех сторон. В Швеции создан робот-доильщик, позволяющий коровам самим выбирать время дойки. В Австралии разработан робот, способный укладывать 1000 кирпичей в час. IBM пытается создать машину, способную определять злокачественные опухоли на снимках лучше професиональных онкологов. Международное энергетическое агентство рапортует, что автоматизация грузовых автомобильных перевозок уничтожит 3,5 млн рабочих мест только в США. Foxconn обещает уволить в ближайшее время пол-миллиона сборщиков электроники. Киоски с сенсорными экранами заменяют живых работников в Макдональдсе. Большинство американцев, если верить опросам, согласны, что в скором времени машины займут две трети ныне существующих рабочих мест (при этом, что забавно, 80 % уверены, что их самих автоматизация не коснётся).


Новые технологии начинают завоёвывать области, где их, кажется, никто не ожидал. Выдающийся математик русского происхождения Владимир Воеводский создаёт формальный язык, позволяющий проверять верность математических доказательств. Самообучающиееся нейросети начинают понемногу вытеснять программистов - революция вычислительных технологий грозит, как и положено приличной революции, начать пожирать собственных детей.


Неужели нас действительно заменят роботы, нейросети, 3D - принтеры и прочие новинки так называемой "Четвёртой промышленной революции"? Что нам останется делать в прекрасном новом мире, если потребность в нас с вами исчезнет?


Мы попытаемся понять, какое будущее ожидает человечество. Правда ли, что нас ожидает невиданный технологический бум, который сделает сотни миллионов людей ненужными для экономики? Или всё это страшилки и мы живём накануне многолетней стагнации? Что делают новые технологии в первую очередь - создают или уничтожают рабочие места? Почему и как?


Будем разбираться вместе.


2. Разговоры о том, что новые технологии убьют все рабочие места и навсегда оставят сотни миллионов безработными, среди специалистов обычно воспринимаются с большой долей скепсиса. И это неудивительно - подобные разговоры идут уже много лет, но предсказания пока отказываются сбываться.


Если верить Светонию, ещё император Веспасиан запретил новый механизм, способный частично механизировать перевозку грузов, со словами "вы должны позволить моим бедным перевозчикам зарабатывать свой хлеб". Английский пастор Уильям Ли в XVI веке ходатайствовал у королевы Елизаветы Великой выдать ему патент на новую прялку, позволяющую повысить производительность труда пряхи в несколько раз; королева отказалась, заявив, что не готова обрекать на голодную смерть тысячи своих подданных. (Через два века практически идентичная конструкция прялки под именем "Дженни" стала одним из главных изобретений Промышленной революции). Нельзя не вспомнить о знаменитых "луддитах" - последователях полумифического рабочего Лудда, разбивавших машины в Англии начала XIX века - дело заключалось не в простом хулиганстве, а в том, что машины отнимали у них работу. Одно время британское правительство было вынуждено задействовать против луддитов больше войск, чем против Наполеона на Пиренейском полуострове.

Как роботы (не) сделают нас бесполезными: Часть 1 Экономика, Робот, Ватоадмин, Будущее, Прогресс, История, Технологии, Длиннопост

О том, что технический прогресс ведёт к обнищанию рабочих и замене "хороших" рабочих мест на "плохие", писал не только Карл Маркс (сделав тезис об "абсолютном и относительном обнищании пролетариата" по мере развёртывания технического прогресса краеугольным камнем своей теории), но и Дэвид Рикардо, один из основателей классической экономической теории. (Удивляться не стоит: сам Маркс считал себя наследником идей Смита и Рикардо).


Новая волна разговоров о "вечной" технологической безработице развернулась в начале 1930-х гг. С одной стороны, в 1920-е гг. в развитых странах мира (в первую очередь в лидерах - США и Великобритании) имел место быстрый технический прогресс. Массовая перестройка фабрик, замена паровой энергии на электрическую; массовая автомобилизация; теплоходы, радио, железобетон, синтетические материалы - производительность труда быстро росла. Неудивительно, что 1920-е гг. известны как "ревущие двадцатые". Вслед за "рёвом" пришла Великая депрессия, а с ней - массовая безработица. Многие поверили, что мир движется к вечной безработице для львиной части населения. Джон Мейнард Кейнс, безусловно, самый знаменитый экономист XX века, писал в 1930 году: "Мы поражены новой болезнью, название которой многие читатели могли ни разу не слышать, но с которой нам придётся иметь дело в грядущие годы - я говорю о технологической безработице"(Keynes, 1930). Реальность опровергла прогнозы: в годы Второй мировой войны и последовавшего за ней бума развитые страны страдали скорее не от избытка, а от нехватки рабочей силы.

Новая волна рассуждений о грядущей всеобщей безработице началась в 1960-е. Одним из первых волноваться начал Василий Леонтьев (американский экономист, нобелевский лауреат, сын эмигрировавшего из России петербургского профессора экономики). Ещё в 1952 году он писал: "Труд становится всё менее и менее важным... Всё больше и больше работников будут вытесняться машинами. Я не понимаю, как новые отрасли смогут занять всех, кто захочет работать". В 1960-е многие светила тогдашней экономической науки. В 1965 историк экономики Роберт Хейлбронер писал: "По мере того, как машины продолжают проникать в наше общество, начиная выполнять всё больше и больше функций в этом обществе, бесполезным оказывается сам человеческий труд". Предсказания оказались неверными: люди вновь смогли найти себе место в меняющемся технологическом укладе.


Третья волна нахлынула в 1990-е гг. На этот раз выкинуть сотни миллионов человек с рынка труда должны были не элекричество, не бензин и не автоматизация, а компьютеры. В книге "The end of work" американский экономист Джереми Риффкин писал в 1995 году: "Мы вступаем в новую фазу мировой истории, в которой всё меньше работников будет необходимо для производства товаров и услуг для глобального населения" (Riffkin, 1995). И вновь мрачные (или оптимистичные? не всё так просто) прогнозы не оправдались.


Разговоры о "вечной" безработице продолжаются постоянно. Например, в 2011 году два профессора чрезвычайно уважаемой Школы менеджмента MIT (Sloan School) опубликовали книжку с ярким и длинным названием "Race Against the Machine: How the Digital Revolution Is Accelerating Innovation, Driving Productivity, and Irreversibly Transforming Employment and the Economy" (Brynjolfsson, McAfee, 2011). Они утверждали, что медленное восстановление занятости после мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. объясняется не макроэкономикой, а технологическими сдвигами: безработица в Соединённых Штатах теперь будет высокой всегда, это "новая нормальность". Сегодня, когда уровень безработицы находится недалеко от исторического минимума, этот прогноз может показаться забавным.

3. Значит ли это, что нас стоит забыть о подобных страшилках и заняться своими делами?


Давайте вспомним об одной интересной категории американских работников. Ещё в начале XX века численность этих работников в США составляла несколько десятков миллионов, и с каждым годом их становилось всё больше и больше. Но затем появилась одна-единственная технология, и в течении считанных лет эти работники становятся бесполезными. Они исчезают, а во многом случах оказываются физически уничтожены (пошли на мясо).


Речь идёт о лошадях.


Обычно пример с лошадями, впервые предложенный тем самым Василием Леонтьевым в 1983 году, приводят в качестве исторического анекдота. На самом деле за ним стоит значительно более глубокий смысл. Долгое время бум развития технологий, начавшийся на рубеже XVIII - XIX вв., не снижал, а повышал спрос на лошадей. Позволим у читателя извинения и углубимся в историю.


С одной стороны, замена лошадей на железные дороги позволила снизить стоимость перевозок на некоторых направлениях в десятки, а порой и в сотни раз. Но результатом такого падения издержек стал огромный скачок объёмов самих перевозок. Груз, перевозимый по железной дороге, нужно было доставить до железнодорожной станции, а сделать это могла только лошадь. В результате дополнительный спрос на лошадей превысил снижение спроса, вызванного заменой живых лошадок на лошадок с паровыми котлами.

Как роботы (не) сделают нас бесполезными: Часть 1 Экономика, Робот, Ватоадмин, Будущее, Прогресс, История, Технологии, Длиннопост

С другой стороны, в XIX веке, используя железные дороги, пароходы, скорострельные винтовки и новые аграрные технологии, европейцы смогли освоить гигантские новые территории. Ещё в начале столетия колонисты в Северной и Южной Америке не решались селиться вдалеке от океанских берегов. Но в течении ста лет девятнадцатого века площадь освоенных земель, принадлежащих Соединённым Штатам, выросла даже не в разы, а в десятки раз. Быстрое освоение новых земель происходило в Аргентине, в дельте Амазонки, в Южной Африке, в Алжире, в Австралии, в Бирме, на Северном Кавказе, в Новороссии, в Сибири, Нижнем Поволжье, в Канаде и так далее. Европейский крестьянин, пересекая Атлантику, оказывался владельцем участка земли, в разы, а то и в десятки раз превышавшего по площади его старый надел. Понятно, что для обработки новых земель требовалось больше лошадиных сил в расчёте на одного крестьянина.


Даже урбанизация вела к росту количества лошадей. В большом городе, таком как Нью-Йорк, Чикаго, Лондон, Париж, Санкт-Петербург, Москва, Вена или Берлин, миллионам людей нужно было каждый день передвигаться на многие мили, а то и десятки миль - хотя бы для того, чтобы попасть на рабочее место. Помочь горожанам могли только лошади, способные тащить омнибусы ("конки") или кэбы.

Как роботы (не) сделают нас бесполезными: Часть 1 Экономика, Робот, Ватоадмин, Будущее, Прогресс, История, Технологии, Длиннопост

И вот, в начале 1910-х гг., распространение одной-единственной технологии делает лошадей бесполезными. Речь идёт о двигателе внутреннего сгорания. Трактор оказывется эффективнее лошади. Грузовик и легковушка оказываются эффективнее кэба или гужевой повозки. Танк, бронеавтомобиль, истребитель, бомбардировщик оказываются эффективнее кавалерии. Даже автомобильные гонки оказываются популярнее скачек.


Если бы у лошадей были свои, лошадиные, экономисты, на протяжении всего XIX века они бы повторяли, что новые технологии не приведут к исчезновению спроса на парнокопытных. И долгое время их прогнозы были бы верны. Но одна-единственная новая технология - детище Отто, Даймлера, Майбаха, Дизеля и других сумрачных немецких гениев - смогла убить "лошадиную" экономику.


Что если в двадцать первом веке с людьми случится то же, что случилось с лошадьми в веке двадцатом?



Оригинал: https://vk.com/v_for_vato?w=wall374723332_20819 (да ссылка на контакт, но все претензии к пикабу, где домен telegraph является запрещенным)

Запись стримов:

https://www.youtube.com/watch?v=l4SOUR5oBHs

https://www.youtube.com/watch?v=eeRVel8VNiY