КАК ПРОДАТЬ БИЗНЕС   Пошаговое руководство

Шаг 1. Определитесь, какую цель вы перед собой ставите: продать доходный и перспективный бизнес стратегическому инвестору или избавиться от 1) надоевшего, обременительного, закредитованого, низкодоходного (читай: убыточного) и бесперспективного актива (читай: пассива) или 2) бывшего бизнеса, ставшего имущественным комплексом. На мой взгляд, это очень важный шаг, потому что попытки выдавать проблемный объект за доходное вложение приводят только к трате времени и сил. Если вы владеете действительно привлекательным бизнесом, можно переходить ко второму шагу.


Шаг 2. Проведите предпродажную подготовку. В первую очередь оценку бизнеса доходным подходом. Для небольших компаний достаточно экспресс-оценки. Если стоимость денежного потока меньше стоимости ваши активов (земли, недвижимости, оборудования и транспорта), то выходите на рынок с ценой, не выше, чем стоимость активов плюс 20 - 25%. Для быстрой продажи (не более 3-х месяцев) рекомендую применить скидку к стоимости активов в размере тех же 25%. Для объектов, приносящих доход на уровне среднерыночного по отрасли или выше, верхняя панка рыночной стоимости - текущая стоимость его будущих доходов. Сложное понятие, для понимания которого вы можете почитать соответствующую литературу или посоветоваться со специалистом.

В обязательном порядке надо ещё аз проверить пакет документов, которые вы держите в сейфе на случай визита контролирующих органов, выявить недостающие и просроченные, чтобы привести юридическую сторону бизнеса в порядок. Подумайте, кто ваш потенциальный покупатель и попытайтесь нарисовать в уме его "портрет". На основании этого продумайте, где и как вы его будете искать (т. н. стратегия продажи), а также план коммуникационной компании по поиску покупателя. Завершите второй шаг подготовкой содержательных презентационных материалов (меморандум, презентация, тизер бриф и т.п.).


Шаг 3. Поиск покупателя. Самый надёжный и проверенный способ - "сарафанное радио" и поиск по своим личным контактам. Многие предпринимателей далеко не безосновательно считают, что все сделки заключаются в бане. Одновременно используйте и другие методы поиска: социальные сети, специализированные ресурсы интернета (например, Авито и т. п.), адресные рассылки (не скатываясь в спам). Позаботьтесь о соблюдении конфиденциальности. Очень важно правильно вести себя с обратившимися к вам потенциальными покупателями. Не "перегибайте палку" в засекречивании финансовых показателей - сейчас эту информацию легко получить и без вас. Встречайтесь и показывайте объект лично, а не через старшего помощника младшего дворника. Стремитесь к тому, чтобы интересант смог принять взвешенное решение о переходе к третьему шагу.


Шаг 4. Переговорный процесс. Этот этап нацелен на согласование начальной цены, для подтверждения которой, собственно, и проводится процедура due diligence, и подписания предварительного договора (term sheet). Этот документ очень важен - он играет роль своего "дорожной карты" сделки и в обязательном порядке содержит описание объекта, порядок и сроки проведения проверок, контрольные показатели, "точки выхода", а также такие непривычные пока условия, как обеспечительный платёж, indemnity (возмещение потерь) и заверение об обстоятельствах. Рекомендую заверить предварительный договор у нотариуса.


Шаг 5. Проверка и передача бизнеса. Следуйте процедуре, прописанной в предварительном договоре. Все возникающие разногласия старайтесь уладить путём переговоров. Лучший способ не сорвать сделку - сделать разумную уступку в цене. Проведённые проверки оформляйте актами, а по окончании подпишите итоговый акт Далее следует подготовка договора купли-продажи бизнеса и сопутствующих документов, визит к нотариусу и внесение записи в единый государственный реестр.

Удачи!

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Если есть к примеру салон красоты и собственник продает его за 1.6 млн, при доходности в 150 -170 в месяц, которая подтверждается и я как брокер хочу его взять на продажу. Вопрос: как склонить собственника продавать через меня? И какая моя комиссия в этом случае будет адекватной (мне видится сумма в 300-350)

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Приходите завтра на нетворкинг-вечер, пообщаемся. Ненаучный трактат о продаже бизнеса - в подарок https://ob-edinennaya-rabochaya-g.timepad.ru/event/1049764/?...

Автор поста оценил этот комментарий

1) Надо стремиться к тому, чтобы предлагать рынку качественную услуги и завоевать авторитет и имя на рынке. Добиться того, чтобы не вы бегали за клиентом, выбирали вас и нанимали в проект на ваших условиях. 2) Бросьте заниматься микробизнесом и не парьтесь по этому поводу. Здесь денег не заработать. Салону красоты при наличии Авито ваша услуга не нужна и не надо её навязывать.  3) Освойте искусство оценки бизнеса и сопровождения сделок и работайте на своих условиях (у меня предоплата 300 тыс. руб., а у вас - гонорар). Но для этого надо иметь задатки, стремление и терпение. Таких на рынке - единицы. Присоединяйтесь к нам,научим.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы удивитесь, но почти все продавцы пишут только на авито и так коряво, и на личном общении выясняется, что им почти никто не звонит. Как к вам присоединиться? Ссылку на нетворкинг видел, но это я так понимаю общая встреча для все желающих.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Найдите время и приходите завтра, там удобно будет пообщаться. там народу много,, некоторые будут подходит с предложениями по малому бизнесу, и можно будет сразу знакомить их с вами. Или тогда на следующей неделе договоримся о встрече. Пожалуйста, если можете, вышлите мне свой профайл на почту moskvich-сonsult.ru  Я вам в ответ пришлю свой профайл

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте! Приглашаю на  двухдневный мастер-класс "Искусство купли-продажи бизнеса", который пройдёт 18-19 октября. Б. Дровяной пер. д. 20 стр. 2 м. Таганская начало в 10 час. Был бы рад вашему участию.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку