Как продать бизнес, не зная ни одной цифры? Никак.

Как и в предыдущем посте, речь пойдет о примерах, полученных из моей небольшой по времени, но достаточно насыщенной фактами и знаниями профессиональной деятельности. @MirKote своим комментарием побудил меня написать этот пост, чтобы слова таргетинг, CRM система, ROI и т.д. стали для многих людей чуть ближе.

Сразу стоит сделать отступление: моя девушка занимается цветами по СПб на уровне хобби, но цветочный рынок и сама модель бизнеса довольно понятна.

Есть у меня знакомый, зовут Иван. Довольно простой человек, старше меня на 10 лет, не лезет в "эти ваши компьютеры". У него 3 цветочных магазина + оптовая база цветов по городу. Захотел Иван продать свой розничный бизнес, причина - потеря мотивации и интереса, опт ему стал более интересен. На любой вопрос, который я задавал: про CRM-систему, автоматизацию рабочих мест, налаженный трафик, Иван отвечал просто: не знаю/этого у меня нет.
Работал Иван по типичной для нашей страны модели: его CRM-системой была тетрадка с записями, а автоматизация доставок и создания букетов из себя представляла большой календарь, висящий на пустой стене, где на каждую дату были развешены стикеры с именем клиента, букетом и конечной стоимостью для заказчика. Как бы то это странно не было, это приносило Ивану доход.
Но потенциальный доход Ивана был раза в 2 больше. Все дело в нагрузке на персонал и в человеческом факторе. Системы автоматизации, будь то CRM, ERP и т.д., призваны к снижению человеческого фактора на выручку компании. В текущей модели бизнеса Ивана сложилась ситуация, где менеджер по продажам может потерять стикер с данными клиента, повесить случайно заказ на другую дату, стикер может упасть с календаря и так далее. Клиентская база "тетрадь 48 листов" не подразумевает никакой фильтрации и сортировки данных. Какой LTV клиента? Какой средний чек и какая корреляция по сравнению с последними 3 месяцами? Какая цена нового клиента из яндекс.директа, таргетинга в ВК и instagram? На эти вопросы у Ивана ответа не было.
Может ли Иван продать этот бизнес? Вопрос нужно поставить по-другому: вы бы купили бизнес, в котором очень много неизвестных цифр и напряженная обстановка в коллективе из-за постоянных потерь заказов? Вряд ли.
Что делать, если Вы узнали в себе Ивана? Попробуйте начать с малого. К примеру, завести CRM-систему, чтобы хоть как-то контролировать клиентов. К примеру, тот же битрикс24 идет бесплатным, настроить его можно и самому. В крайнем случае - заплатить фрилансеру 1-2 тысячи, чтобы он вам объяснил, что делать. Попробовать посчитать, сколько вы платите за клиента из каждого источника трафика, детализировать и перевести в цифры всё, что только можно.
Если вернуться к Ивану, то самая обычная CRM-система бы позволила ему не терять заказы, перевести всю клиентскую базу в единый цифровой вид, что дает неограниченные возможности: рассылки, акции для постоянных клиентов и так далее. Также, он бы без лишних усилий посчитал стоимость клиента из каждого источника трафика, разделив траты из рекламного аккаунта на кол-во покупок.

Мораль сей басни такова: не бойтесь автоматизировать. Это сделает вас и ваш бизнес только сильнее, а вы сможете оперировать и управлять цифрами, а не субъективными выводами по типу "не, это не работает, проверял".

Исходя из опыта последней статьи, в конце хочу добавить небольшой дисклеймер. Я не претендую на роль "эксперта в бизнесе". Мои знания на данный момент не позволят мне управлять большой компанией. Я никому ничего не хочу продавать, я не для этого на пикабу. Я убежден, что отдавая свои знания другим, я тоже получаю очень много.
Очень прошу, не оставляйте токсичные комментарии. Если вы предприниматель, то мыслите категорией результата, а не процесса. Если вам эта статья оказалась вредной - скажите, почему, укажите на факты. Я буду этому очень признателен, этим вы сделаете лучше всем.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

пост очень ок

как пособие для молодых и резких, но не очень опытных

для начала пара вопросов:

вот у твоего Ивана есть тетрадка, комп у менагера и принтер

для твоей автоматизации, ему потребуется что?

ну наверное сервер, наверное человек, который будет этот сервер обслуживать, потом нужен будет специальный человек, который в течении полугода будет внедрять твою автоматизацию, а потом её поддерживать

что я еще забыл?

раскрыть ветку (17)
3
Автор поста оценил этот комментарий

обучение персонала, контроль над персоналом при вводе ключевой информации, контроль над контролером.

2
Автор поста оценил этот комментарий

В посте я имел в виду банальный контроль клиентов и продаж, а не автоматизацию всего и вся. Перенести продажи в цифровой вид, когда у тебя есть 3-4 менеджера - это дело максимум одной недели. А про сервер, внедрение и поддержку - это уже куда-то не в ту степь. Начинать лучше с малого, про разработку ERP системы только под компанию, которую нужно обслуживать и которая будет стоять на сервере компании, я не сказал ни слова. А перенести продажи в цифровой вид можно и с помощью любой облачной CRM, как пример, я в посте написал про битрикс.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

чувак, я не знаю, что ты имел ввиду

но выглядит это так:

вот есть вася-крестьянин, счас мы ему прикрутим яндекс.директ, срм и прочие инстаграммы, и бабло потечет рекой, потому что не зная, с какого твиттера или фейсбука к тебе пришли клиенты, нельзя вести дела

1
Автор поста оценил этот комментарий

время, время, время

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ну его обычно никто и не считает))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

небось еще и доплатить предложат - за предоставленные безграничные возможности для личного развития и самообразования

Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас есть менеджер с умением включить компьютер.

После автоматизации понадобится айтишник с желанием принимать заказы.

И никакого раздувания штатов!

(вопрос, какого работника проще найти, на схеме условно не показан)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

это уже незначительные детали!

и вообще

я стратег, вот вам направление куда идти, а дальше сами!

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

это услуга и все в облаке.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

это услуга платная?

для доступа к облаку требуется комп и канал доступа в интернет?

раскрыть ветку (7)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

и что? затраты ничтожны по ставнению с затратами от заказов проебанных по причине отвалившегося стикера

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

это твоя фантазия

обосновать сможешь?

или как аффтар, чисто своё видение выдаёшь?

раскрыть ветку (5)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

это опыт автоматизации хозяйств которые велись на бумажке.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

хозяйства бывают разные

давай цыферки

вот у нас тут кейс вполне рабочий

сколько будет стоить автоматизация такого предприятия и какие ежемесячные затраты у него появятся?

раскрыть ветку (3)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Для него достаточно электронной системы учёта. С минимумом автоматизации. Автоматизация будет только для движения товара и денег.
четыре лицензии по 1500р. Это владелец и три продавца.
мы за внедрение берём от 250тр просто потому что меньшие объемы нам не интересны. Тысяч за 50 сделают партнёры, но потом у владельца по-любому будут доработки. Это 3000р в час. При этом он получает полный контроль за точками, отчёты по продажам с которых можно делать прогнозы на закупки.
можно вести хоть в экселе. Но там надо самому разбираться) но автоматизировать можно и в нем.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

написал было большую портянку, но потом стало неинтересно её дописывать

поэтому напишу короче

у тебя вполне бюджетный вариант автоматизации рабочего места руководителя, а аффтал напридумывал более глобальное

но в нашем случае ни то ни другое нахуй не нужно

потому что предполагаемое увеличение прибыли будет ничтожным, а затраты на внедрение (общие, тут еще и персонал и перестройка бизнес-процессов и многое другое) и обслуживание перекроют это увеличение с лихвой

просто такая специфика данного бизнеса

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

еще раз. можно вести даже в экселе. важно вести.

я могу сделать это хоть в гугл таблицах.

есть у меня товарищ с цветочным магазином и конторой по оформлению цветами. все ведет в электронке. выгружает базы поставщиков, сравнивает цены сразу. за годы эксплуатации автоматизировано много чего и все это позволяет не тратить лишнего времени.

согласен, что гвозди микроскопом забивать смысла нет.

нашу систему тоже часто берут чисто оплачивая лицензии и делают ее под себя без автоматизации. если что-то нужно ставят задачу и мы делаем.


резюмирую, даже собирая данные в табличке можно сэкономить время и избежать ошибок. стоить будет практически ничего.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку