Как продать бизнес, не зная ни одной цифры? Никак.

Как и в предыдущем посте, речь пойдет о примерах, полученных из моей небольшой по времени, но достаточно насыщенной фактами и знаниями профессиональной деятельности. @MirKote своим комментарием побудил меня написать этот пост, чтобы слова таргетинг, CRM система, ROI и т.д. стали для многих людей чуть ближе.

Сразу стоит сделать отступление: моя девушка занимается цветами по СПб на уровне хобби, но цветочный рынок и сама модель бизнеса довольно понятна.

Есть у меня знакомый, зовут Иван. Довольно простой человек, старше меня на 10 лет, не лезет в "эти ваши компьютеры". У него 3 цветочных магазина + оптовая база цветов по городу. Захотел Иван продать свой розничный бизнес, причина - потеря мотивации и интереса, опт ему стал более интересен. На любой вопрос, который я задавал: про CRM-систему, автоматизацию рабочих мест, налаженный трафик, Иван отвечал просто: не знаю/этого у меня нет.
Работал Иван по типичной для нашей страны модели: его CRM-системой была тетрадка с записями, а автоматизация доставок и создания букетов из себя представляла большой календарь, висящий на пустой стене, где на каждую дату были развешены стикеры с именем клиента, букетом и конечной стоимостью для заказчика. Как бы то это странно не было, это приносило Ивану доход.
Но потенциальный доход Ивана был раза в 2 больше. Все дело в нагрузке на персонал и в человеческом факторе. Системы автоматизации, будь то CRM, ERP и т.д., призваны к снижению человеческого фактора на выручку компании. В текущей модели бизнеса Ивана сложилась ситуация, где менеджер по продажам может потерять стикер с данными клиента, повесить случайно заказ на другую дату, стикер может упасть с календаря и так далее. Клиентская база "тетрадь 48 листов" не подразумевает никакой фильтрации и сортировки данных. Какой LTV клиента? Какой средний чек и какая корреляция по сравнению с последними 3 месяцами? Какая цена нового клиента из яндекс.директа, таргетинга в ВК и instagram? На эти вопросы у Ивана ответа не было.
Может ли Иван продать этот бизнес? Вопрос нужно поставить по-другому: вы бы купили бизнес, в котором очень много неизвестных цифр и напряженная обстановка в коллективе из-за постоянных потерь заказов? Вряд ли.
Что делать, если Вы узнали в себе Ивана? Попробуйте начать с малого. К примеру, завести CRM-систему, чтобы хоть как-то контролировать клиентов. К примеру, тот же битрикс24 идет бесплатным, настроить его можно и самому. В крайнем случае - заплатить фрилансеру 1-2 тысячи, чтобы он вам объяснил, что делать. Попробовать посчитать, сколько вы платите за клиента из каждого источника трафика, детализировать и перевести в цифры всё, что только можно.
Если вернуться к Ивану, то самая обычная CRM-система бы позволила ему не терять заказы, перевести всю клиентскую базу в единый цифровой вид, что дает неограниченные возможности: рассылки, акции для постоянных клиентов и так далее. Также, он бы без лишних усилий посчитал стоимость клиента из каждого источника трафика, разделив траты из рекламного аккаунта на кол-во покупок.

Мораль сей басни такова: не бойтесь автоматизировать. Это сделает вас и ваш бизнес только сильнее, а вы сможете оперировать и управлять цифрами, а не субъективными выводами по типу "не, это не работает, проверял".

Исходя из опыта последней статьи, в конце хочу добавить небольшой дисклеймер. Я не претендую на роль "эксперта в бизнесе". Мои знания на данный момент не позволят мне управлять большой компанией. Я никому ничего не хочу продавать, я не для этого на пикабу. Я убежден, что отдавая свои знания другим, я тоже получаю очень много.
Очень прошу, не оставляйте токсичные комментарии. Если вы предприниматель, то мыслите категорией результата, а не процесса. Если вам эта статья оказалась вредной - скажите, почему, укажите на факты. Я буду этому очень признателен, этим вы сделаете лучше всем.

Бизнес

2.4K постов32.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Автоматизация - это хорошо. Но только не битрикс. Тем более для маленькой конторки.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не могу согласиться. Для многих микро-компаний/ИПшников хочется сначала потыкать, посмотреть, а потом взять. Да, в Б24 есть много лишнего для маленькой компании, но у него есть несколько неоспоримых плюсов: довольно прост в понимании, огромная база приложений, бесплатен. Если есть какой-либо другой хороший вариант CRM для подобной ситуации, то буду очень признателен, если поделитесь!

раскрыть ветку (7)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Просто в понимании? Интерфейс хуже придумать сложно.

Даже Амо удобнее.

У меня большинство клиентов это те кто бегут с Битрикса. На интерфейс жалуются в первую очередь.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

По-моему, интерфейс это вкусовщина. Я проработал в компаниях, где для управления проектами использовались google docs/trello/vtigerCRM/wunderlist ну и конечно же Б24.

Мне кажется, что если человек вообще не работал ни в одной системе, то битрикс он освоит быстро. В противном случае, будет тупить, т.к. как правило люди привыкли к обилию кнопок, форм настроек, а битрикс пытается закосить под социальную сеть с лентой новостей, лайками и смайликами. Но опять-таки, интерфейс это дело десятое. Я например блджад Jira за интерфейс ненавижу до зубного скрежета, но штука мегамощная, отрицать глупо.

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это не вкусовщина, а удобство или его отсутствие. у всех продуктов 1с с этим плохо.

у Jira Интерфейс логичен. Очень логичен. И не перегружен всякими свистоперделками.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот мне очень интересно, что логичного вы видите в жире и не видите в б24? Это не сарказм, реально интересно

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Просто к жире у меня не было ни единого вопроса. Я просто сел и стал работать. Б24 не позволил сразу найти что нужно. Я уже не помню, что именно, но я сильно злился. Кстати, сквозной поиск работает в б24 сильно хуже чем в жире.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Он бесплатен для 10 человек, а это значит что он не нужен, 10 струдниами проще с оупеспейса упрсвлять
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А потом уходит сотрудник, который с клиентами взаимодействовал и вместе с ним пропадают данные клиентов, потому что CRM не было и записывалось все как попало в разном формате на стикерах.

CRM или другая система управления становятся нужными, если сотрудников становится>2

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку