69

Как продать бизнес, не зная ни одной цифры? Никак.

Как и в предыдущем посте, речь пойдет о примерах, полученных из моей небольшой по времени, но достаточно насыщенной фактами и знаниями профессиональной деятельности. @MirKote своим комментарием побудил меня написать этот пост, чтобы слова таргетинг, CRM система, ROI и т.д. стали для многих людей чуть ближе.

Сразу стоит сделать отступление: моя девушка занимается цветами по СПб на уровне хобби, но цветочный рынок и сама модель бизнеса довольно понятна.

Есть у меня знакомый, зовут Иван. Довольно простой человек, старше меня на 10 лет, не лезет в "эти ваши компьютеры". У него 3 цветочных магазина + оптовая база цветов по городу. Захотел Иван продать свой розничный бизнес, причина - потеря мотивации и интереса, опт ему стал более интересен. На любой вопрос, который я задавал: про CRM-систему, автоматизацию рабочих мест, налаженный трафик, Иван отвечал просто: не знаю/этого у меня нет.
Работал Иван по типичной для нашей страны модели: его CRM-системой была тетрадка с записями, а автоматизация доставок и создания букетов из себя представляла большой календарь, висящий на пустой стене, где на каждую дату были развешены стикеры с именем клиента, букетом и конечной стоимостью для заказчика. Как бы то это странно не было, это приносило Ивану доход.
Но потенциальный доход Ивана был раза в 2 больше. Все дело в нагрузке на персонал и в человеческом факторе. Системы автоматизации, будь то CRM, ERP и т.д., призваны к снижению человеческого фактора на выручку компании. В текущей модели бизнеса Ивана сложилась ситуация, где менеджер по продажам может потерять стикер с данными клиента, повесить случайно заказ на другую дату, стикер может упасть с календаря и так далее. Клиентская база "тетрадь 48 листов" не подразумевает никакой фильтрации и сортировки данных. Какой LTV клиента? Какой средний чек и какая корреляция по сравнению с последними 3 месяцами? Какая цена нового клиента из яндекс.директа, таргетинга в ВК и instagram? На эти вопросы у Ивана ответа не было.
Может ли Иван продать этот бизнес? Вопрос нужно поставить по-другому: вы бы купили бизнес, в котором очень много неизвестных цифр и напряженная обстановка в коллективе из-за постоянных потерь заказов? Вряд ли.
Что делать, если Вы узнали в себе Ивана? Попробуйте начать с малого. К примеру, завести CRM-систему, чтобы хоть как-то контролировать клиентов. К примеру, тот же битрикс24 идет бесплатным, настроить его можно и самому. В крайнем случае - заплатить фрилансеру 1-2 тысячи, чтобы он вам объяснил, что делать. Попробовать посчитать, сколько вы платите за клиента из каждого источника трафика, детализировать и перевести в цифры всё, что только можно.
Если вернуться к Ивану, то самая обычная CRM-система бы позволила ему не терять заказы, перевести всю клиентскую базу в единый цифровой вид, что дает неограниченные возможности: рассылки, акции для постоянных клиентов и так далее. Также, он бы без лишних усилий посчитал стоимость клиента из каждого источника трафика, разделив траты из рекламного аккаунта на кол-во покупок.

Мораль сей басни такова: не бойтесь автоматизировать. Это сделает вас и ваш бизнес только сильнее, а вы сможете оперировать и управлять цифрами, а не субъективными выводами по типу "не, это не работает, проверял".

Исходя из опыта последней статьи, в конце хочу добавить небольшой дисклеймер. Я не претендую на роль "эксперта в бизнесе". Мои знания на данный момент не позволят мне управлять большой компанией. Я никому ничего не хочу продавать, я не для этого на пикабу. Я убежден, что отдавая свои знания другим, я тоже получаю очень много.
Очень прошу, не оставляйте токсичные комментарии. Если вы предприниматель, то мыслите категорией результата, а не процесса. Если вам эта статья оказалась вредной - скажите, почему, укажите на факты. Я буду этому очень признателен, этим вы сделаете лучше всем.

Дубликаты не найдены

+10
Автоматизация должна быть разумна , а если вам нужно оплатить документ подписать,отсканировать , приложить его к виртуальному документу и поставить галочку ...это автоматизация ?))
раскрыть ветку 13
+1

Полностью согласен, об этом и пост :)
Автоматизировать стоит наиболее затратные по времени процессы. В следующем посте напишу про то, как с помощью одного небольшого приложения мне получилось сэкономить месяц работы менеджера, а также не потерять 160 заявок. Если хотите, то могу вас отметить там, чтобы уведомление о нем пришло :)

раскрыть ветку 8
+18
Читатели видят это так: у васи цветочная база и сеть магазинов и он еблан, а я знаю что и как и расчказываю всем в интернете какой я умный, хотя достижений мы не видим. Без обид но это выглядии именно так, если у васи бизнес работает и процаетает, лезть туда нет необходимости, а так же не забывай что автоматизация также может нести определенные затраты причем не маленькие
раскрыть ветку 4
0

Что-то мне подсказывает, что если бы Иван(да и кто угодно) автоматизировал свой бизнес, знал и управлял бы цифрами, получал стабильный доход без сверхусилий... хрен бы он его продал))) Такая корова нужна самому..

0

Как можно с вами связаться?

0
В прошлом году, для учёта, искал решение. Наткнулся на CloudShop, очень понравилось, все просто, быстро и наглядно.
+1

Я полностью согласен с Вами :)
Речь в посте как раз и идет про то, что автоматизировать нужно те процессы, которые тормозят ключевые этапы в продаже. В следующем посте расскажу про довольно интересную практику, когда получилось сэкономить месяц работы менеджера и обработать 160 заявок лишь с помощью 1 небольшого приложения, которое автоматизирует самую затратную по времени часть обработки заявки. Если пожелаете, могу там вас отметить, если интересно

раскрыть ветку 1
+2

Спустя некоторое время...

"В следующем посте я расскажу, как я развилось из небольшого приложения и избавилось от менеджера, тормозящего обработку заявок..."

:)

0

Это систематизация, необходимая при масштабировании бизнеса. когда нужно будет найти документ из 100500 файлов это можно будет сделать за 2 секунды вместо пары дней.

а уже дальше идет автоматизация и введение новых решений - ЭЦП подпишет, RPA поставит галку ;)

0
Я рад что у вас получилось....
+4

Что-то я не уверен, что у Ивана была рекламная компания в яндексе, вк или инсте.

раскрыть ветку 2
+1

Нет, почему же, вк и инста была запущена и довольно хорошо продавала. Речь не совсем про продажи, сколько про статистику этих продаж.

0

что еще раз доказывает что он колхозник и вася вапще а аффтар — молодец!

+5

Автоматизация,конечно, нужна.Но ваш пример, с продажей бизнеса, не очень удачен.недавно обсуждался вопрос о том, насколько этично использовать чужую базу клиентов.Из тетрадки ее сложно скопировать. а в компьютере это будет сделать намного проще.

раскрыть ветку 2
+5

Ное если человек продаёт бизнес без клиентов, то что он продаёт?

+1

От Вашего комментария складывается ощущение, что хранить что-либо в компьютере вообще не стоит.

+4

Автоматизация - это хорошо. Но только не битрикс. Тем более для маленькой конторки.

раскрыть ветку 8
0

Не могу согласиться. Для многих микро-компаний/ИПшников хочется сначала потыкать, посмотреть, а потом взять. Да, в Б24 есть много лишнего для маленькой компании, но у него есть несколько неоспоримых плюсов: довольно прост в понимании, огромная база приложений, бесплатен. Если есть какой-либо другой хороший вариант CRM для подобной ситуации, то буду очень признателен, если поделитесь!

раскрыть ветку 7
+2

Просто в понимании? Интерфейс хуже придумать сложно.

Даже Амо удобнее.

У меня большинство клиентов это те кто бегут с Битрикса. На интерфейс жалуются в первую очередь.

раскрыть ветку 4
-1
Он бесплатен для 10 человек, а это значит что он не нужен, 10 струдниами проще с оупеспейса упрсвлять
раскрыть ветку 1
+6

Автоматизация=CRM, - формула заблуждения. Заскриптуй продавца, база данных клиентов, - священная корова купи-продай. Битрикс вротегопоголове, как бесплатный гомеопатический порошок. Все эти мантры, кроме спама, формального отношения к клиенту и возможности профанации продавцами своих обязанностей, дают мало полезного. Если к ручной мясорубке прикрутить датчик контроля объема мяса, который нужно будет обслуживать, обнулять, данные записывать в 1С, то извините, такой автоматизатор нам и нах.. не нужОн

раскрыть ветку 5
+1

Речь шла в первую очередь про взаимодействие с клиентами, поэтому и CRM. Нет, если вы Ваших клиентов рубите на мясо, то тогда вопросов нет конечно. Иначе очень странный комментарий получается.


Процитирую Записки автоматизатора :Еще нужно постараться понять, нет ли среди руководства "вселенского IT-мечтателя", жаждущего запихнуть в компьютер весь реальный мир и на меньшее не согласного. Соглашаться можно только если "вселенским мечтателем" является хозяин фирмы, и он достаточно богат. Внедрения, конечно, не будет, но Вы будете творить нетленку и получать зарплату, пока у него не кончатся деньги.


Поэтому зачастую CRM отдельно, финансы зачастую отдельно в 1С, а некоторые еще и для управлениями задачами отдельную систему используют, я уже молчу про отдельную систему тикетов для поддержки клиентов и т.п.

раскрыть ветку 3
+1

Зачет про вселенского мечтателя.  Не обращайте внимания,  ни чего личного.  Вчера просто узнал как моей знакомой в розничную сеть,  "внедряют"  битрикс24 за 30 т. Р.  Подгорело.  Комментатору ниже: СРМ рассматривают как достаточное програмное обеспечение для отдела продаж.  Конечно,  продавцы же клиентами взаимодействуют.  Зачем они это делают,  хрен пойми... ах да,  ради строчки в базе  данных. Поговорил с клиентом,  записал все как есть,  а потом открыл склад,  поискал,  ненашол,  и побежал по морозцу к кладовщику.  Узнать как эта херь в приходе обзывается.  В том же битриксе не стали заморачиваться и чат забабахали.  Взаимодействуйте внутри фирмы.  Дружите отделами и лично. 

раскрыть ветку 2
0

Вы критикуете, не предлагая альтернатив. По определению, это неконструктивная критика.


Не могли бы Вы добавить в Вашу критику конструктива - что именно нужно внедрять и как, чтобы от этого был толк?

+2

все что может работать полу- и автоматически - должно быть автоматизировано

+2

Хорошая реклама ЦРМ, но нет.

+4

пост очень ок

как пособие для молодых и резких, но не очень опытных

для начала пара вопросов:

вот у твоего Ивана есть тетрадка, комп у менагера и принтер

для твоей автоматизации, ему потребуется что?

ну наверное сервер, наверное человек, который будет этот сервер обслуживать, потом нужен будет специальный человек, который в течении полугода будет внедрять твою автоматизацию, а потом её поддерживать

что я еще забыл?

раскрыть ветку 17
+3

обучение персонала, контроль над персоналом при вводе ключевой информации, контроль над контролером.

+2

В посте я имел в виду банальный контроль клиентов и продаж, а не автоматизацию всего и вся. Перенести продажи в цифровой вид, когда у тебя есть 3-4 менеджера - это дело максимум одной недели. А про сервер, внедрение и поддержку - это уже куда-то не в ту степь. Начинать лучше с малого, про разработку ERP системы только под компанию, которую нужно обслуживать и которая будет стоять на сервере компании, я не сказал ни слова. А перенести продажи в цифровой вид можно и с помощью любой облачной CRM, как пример, я в посте написал про битрикс.

раскрыть ветку 1
+2

чувак, я не знаю, что ты имел ввиду

но выглядит это так:

вот есть вася-крестьянин, счас мы ему прикрутим яндекс.директ, срм и прочие инстаграммы, и бабло потечет рекой, потому что не зная, с какого твиттера или фейсбука к тебе пришли клиенты, нельзя вести дела

+1

время, время, время

раскрыть ветку 2
+1

ну его обычно никто и не считает))

раскрыть ветку 1
0

Сейчас есть менеджер с умением включить компьютер.

После автоматизации понадобится айтишник с желанием принимать заказы.

И никакого раздувания штатов!

(вопрос, какого работника проще найти, на схеме условно не показан)

раскрыть ветку 1
+4

это уже незначительные детали!

и вообще

я стратег, вот вам направление куда идти, а дальше сами!

0

это услуга и все в облаке.

раскрыть ветку 8
+1

это услуга платная?

для доступа к облаку требуется комп и канал доступа в интернет?

раскрыть ветку 7
+2

Работал Иван по типичной для нашей страны модели:

Понятно. Статья написана по рекламным шаблонам для продвижения своего на занятый сегмент. Автор, знаешь, что я тебе хорошее скажу, умное и полезное: не используй приёмы обсирания непричастных для продвижения. Это, как минимум, некрасиво.


Если уж взялся срать, сри на прямого конкурента. Впрочем, это тоже не шибко этично.

+2

А сколько будет стоить эта автоматизация главному герою? Если пройтись по минимальным вложениям? Учитывая приобретение оборудования, самой системы, рабочих мест в системе, настройки, обучения ... Кароче под "ключ".

И через какое время это по вашим прогнозам окупится?

Ведь внедрение системы не приведет за собой новых клиентов и их нужно будет искать и привлекать...

раскрыть ветку 5
+1

У меня на внедрение 1С на предприятии с 10 сотрудниками (которых обучал сам, не привлекая специалистов со стороны, деньги тратил только на оборудование и доводку 1С под наши нужды) ушло около 300 тыр, за первые 2 года в докризисных ценах. Это сервер 1С-150 тыр, винду поставил 2003, чтобы ничего не платить за лицензию, сама 1С-10400(ставили бух как основу, так как конфигурация была своя бесплатно), лицензия на 3*5=15 рабочих мест 35 тыр(сейчас гораздо дороже), покупка сканеров и тонких клиентов около 50 тыр, остальное ушло программисту 1С за допиливание. В последствии правда еще 100 тыр ушло на переделку сайта под обмен с 1С. Сейчас я думаю это обошлось бы раза в 1.5 дороже.

раскрыть ветку 1
+1

Не удивлена.

И вот стоит Иван с доходом в 100 тысяч. Семью накорми, друзей напои, где то на предприятии дырку закрой. Да, у него учёт на коленке и календарике. Но я не думаю, что менеджеры халатно относятся к заказам - ведь это и из деньги. Поэтому у Ивана все работает.

И тут к нему прходят с предложением поставить систему учёта, за "не знаю сколько, потому что выбери сам, но все равно это встанет дорого". И эта система в его торговлю не привлечет новых клиентов, а только на первых порах сильную головную боль.

Поэтому - не всегда эти системы и нужны при хорошем бухгалтере.

0

Учитывая, что у Ивана есть 3-4 менеджера, которые имеют непосредственное отношение к заказам, есть несколько вариантов.

Дешевый: взять бесплатную CRMку. Есть та же free-crm, есть битрикс, который чуть сложнее, но удобнее в перспективе и безопаснее. Сам софт (в вашем сообщении это оборудование, сама система, рабочие места в системе) идет бесплатным. Иван, посидев 2-3 дня и разобравшись в банальным ведением клиентов в битриксе, собирает всех менеджеров и за 1 день рассказывает, как и что делать. Это тоже бесплатно.

Средний: взять amoCRM. 4 менеджера обойдутся в ~2000 абонентки в месяц. Она интуитивно понятна, есть все необходимые инструменты для работы. Внедрение amo можно сделать за день, без каких-либо на то проблем.

Дорогой: под ключ. Вам настроят CRM и сделают презентацию, как это работает + проведут обучение для персонала. Честно скажу, я не знаю, сколько это стоит, но ради 4 менеджеров брать это под ключ довольно глупо.

Через сколько окупится - не самый правильный вопрос, поскольку, как видите, затрат тут особо никаких и нет. Основная цель - не потерять клиентов, собрать букеты и доставить их вовремя. Это больше работа на жизненный цикл клиента, нежели на прибыль здесь и сейчас.

А то, что внедрение системы не приведет за собой новых клиентов - само собой. Тут речь не про маркетинг и не про новых клиентов, а про удержание старых, если мы говорим в контексте клиентов. В контексте внутренних бизнес-процессов - это и повышение лояльности сотрудников, где теперь у каждого косяка будет имя, поскольку CRM логирует все действия (те, кто не косячит или косячит очень мало, не будут отвечать за постоянные косяки других), и прозрачный учет всех клиентов - где, когда, сколько купил и так далее.

раскрыть ветку 2
+1

Нет. В моем сообщении был вопрос перехода от календаря к системе учёта на оборудовании.  Плюс сам Иван, если бы знал все сам, так бы не вел учёт.

Слишком у вас радостно.

Вы рассказываете, как у Ивана вырастет оборот, когда он внедрить систему учёта, но абсолютно не располагаете данными, сколько это будет стоить на предприятии.

Иногда вот такое ведение бизнеса приносит больше дохода, чем внедрение всех систем.


Мне звонили такие менеджеры, и рассказывали о голубых далях при внедрении их бесплатной системы.

Только бесплатной она для меня как всегда с только в их рассказах. То Винду десятку покупать надо, то лицензию 1 с. То сенсорные мониторы. И создание дичайшей бюрократии внутри компании и реальное увеличение времени. Обслуживания одного клиента.

У меня складывается впечатление,что вы далеки от реалий. Да, хорошо давать советы силя в стороне на стуле, даже не понимая реальных затрат.

раскрыть ветку 1
+2

Ваша ошибка в неправильности донесения информации читателям. Если я вас понял, то многие поймут неправильно, отсюда комментарии, как вы называете " токсичные". Нужно доносить так, чтобы было понятно тому, до кого доносите инфу. Подитожу вашу информацию: система управления бизнесом нужна, но строго индивидуальна. Одному подойдет простое мобильное приложение для учета затрат. Другому целая система.

+2

Мля, теперь я знаю ник человека, который периодически названивает и пытается впарить мне воздух.

+1
Появятся умные грузчики, кто коробки таскать будет? Вот и появляются автоматизаторы, учут как правильно не таскать. Потом гастеров нанимаем, автоматизируемся.......
+1

Для внедрения CRM системы, владелец компании должен ее знать как свои пять пальцев, иначе любой сотрудник со знаниями больше чем у владельца разведет его легко и непринужденно, а обучение достаточно длительный процесс. Так что на практике внедрение CRM у сложившихся ИП, почти тупик. Первое к чему приводит внедрение CRM, это увеличение накладных расходов и только через год или два начинается их сокращение. Совсем другое дело, если владелец обладает навыками работы с CRM, но тогда скорее всего он уже все внедрил. Работать по "старинке" или с использованием новых технологий это почти религиозный вопрос.

0

Какая нахуй автоматизация в цветочном магазине?!! Ты о чем, болезный?! Че за хуйовая реклама никому не нужной программки?! Тьфу блять.

0
По моему, надо Вам купить бизнес Ивана, для своей девушки. И автоматизировать его.
раскрыть ветку 1
0

Мне сам Иван это предлагал, но мы живем в 2000км друг от друга :(

0

Любой инструмент должен соответствовать целям. Подозреваю, что в описанном бизнесе залогом успеха является личные способности нескольких менеджеров общаться с клиентами, а всякие CRM,  ERP, FuckBlablaP - будут пустой нагрузкой на финансы компании и рабочее время сотрудников, учитывая разницу в стоимости внедрения и поддержания всех этих радостей и банального календаря со стикерами....

0
Всё отлично, пиши ещё. Давай больше букоФ и примеров.
0
А его точно Иван звали ? Не Ильхам ?
раскрыть ветку 3
0

Не, точно нет. Не хочу раскрывать имя, все-таки человек согласия не давал на это :)

раскрыть ветку 2
+1
Ислам ? Ильчин? ))
раскрыть ветку 1
-1

могу конечно ошибаться, но вот не верю я, что бизнес, который приносит деньги, будут продовать. если бизнес продается - значит что-то с этой лошадью не так, за редким исключением, имхо.

раскрыть ветку 1
0

На опте прибыль в разы больше, и розница по сравнению- это мышиная возня.

-2

Столько непонятных нерусских слов...

Похожие посты
Похожие посты не найдены. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: