Как продать бизнес, не зная ни одной цифры? Никак.

Как и в предыдущем посте, речь пойдет о примерах, полученных из моей небольшой по времени, но достаточно насыщенной фактами и знаниями профессиональной деятельности. @MirKote своим комментарием побудил меня написать этот пост, чтобы слова таргетинг, CRM система, ROI и т.д. стали для многих людей чуть ближе.

Сразу стоит сделать отступление: моя девушка занимается цветами по СПб на уровне хобби, но цветочный рынок и сама модель бизнеса довольно понятна.

Есть у меня знакомый, зовут Иван. Довольно простой человек, старше меня на 10 лет, не лезет в "эти ваши компьютеры". У него 3 цветочных магазина + оптовая база цветов по городу. Захотел Иван продать свой розничный бизнес, причина - потеря мотивации и интереса, опт ему стал более интересен. На любой вопрос, который я задавал: про CRM-систему, автоматизацию рабочих мест, налаженный трафик, Иван отвечал просто: не знаю/этого у меня нет.
Работал Иван по типичной для нашей страны модели: его CRM-системой была тетрадка с записями, а автоматизация доставок и создания букетов из себя представляла большой календарь, висящий на пустой стене, где на каждую дату были развешены стикеры с именем клиента, букетом и конечной стоимостью для заказчика. Как бы то это странно не было, это приносило Ивану доход.
Но потенциальный доход Ивана был раза в 2 больше. Все дело в нагрузке на персонал и в человеческом факторе. Системы автоматизации, будь то CRM, ERP и т.д., призваны к снижению человеческого фактора на выручку компании. В текущей модели бизнеса Ивана сложилась ситуация, где менеджер по продажам может потерять стикер с данными клиента, повесить случайно заказ на другую дату, стикер может упасть с календаря и так далее. Клиентская база "тетрадь 48 листов" не подразумевает никакой фильтрации и сортировки данных. Какой LTV клиента? Какой средний чек и какая корреляция по сравнению с последними 3 месяцами? Какая цена нового клиента из яндекс.директа, таргетинга в ВК и instagram? На эти вопросы у Ивана ответа не было.
Может ли Иван продать этот бизнес? Вопрос нужно поставить по-другому: вы бы купили бизнес, в котором очень много неизвестных цифр и напряженная обстановка в коллективе из-за постоянных потерь заказов? Вряд ли.
Что делать, если Вы узнали в себе Ивана? Попробуйте начать с малого. К примеру, завести CRM-систему, чтобы хоть как-то контролировать клиентов. К примеру, тот же битрикс24 идет бесплатным, настроить его можно и самому. В крайнем случае - заплатить фрилансеру 1-2 тысячи, чтобы он вам объяснил, что делать. Попробовать посчитать, сколько вы платите за клиента из каждого источника трафика, детализировать и перевести в цифры всё, что только можно.
Если вернуться к Ивану, то самая обычная CRM-система бы позволила ему не терять заказы, перевести всю клиентскую базу в единый цифровой вид, что дает неограниченные возможности: рассылки, акции для постоянных клиентов и так далее. Также, он бы без лишних усилий посчитал стоимость клиента из каждого источника трафика, разделив траты из рекламного аккаунта на кол-во покупок.

Мораль сей басни такова: не бойтесь автоматизировать. Это сделает вас и ваш бизнес только сильнее, а вы сможете оперировать и управлять цифрами, а не субъективными выводами по типу "не, это не работает, проверял".

Исходя из опыта последней статьи, в конце хочу добавить небольшой дисклеймер. Я не претендую на роль "эксперта в бизнесе". Мои знания на данный момент не позволят мне управлять большой компанией. Я никому ничего не хочу продавать, я не для этого на пикабу. Я убежден, что отдавая свои знания другим, я тоже получаю очень много.
Очень прошу, не оставляйте токсичные комментарии. Если вы предприниматель, то мыслите категорией результата, а не процесса. Если вам эта статья оказалась вредной - скажите, почему, укажите на факты. Я буду этому очень признателен, этим вы сделаете лучше всем.

Бизнес

2.4K постов32.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.