Как правильно брифовать клиента: полезный пост для всех дизайнеров

Многие начинающие дизайнеры воспринимают клиентский бриф как формальность и спрашивают заказчика только про базовые вещи — деятельность компании, географию и конкурентов.


Логомашина забрифовала более 3 000 клиентов по всему миру: в этой статье мы рассказываем, какие вопросы дизайнер должен обязательно задать клиенту, чтобы впоследствии не вносить в работу кучу правок.


Не задавайте слишком сложные вопросы

Не спрашивайте у клиента, какая у компании миссия или, чего еще хуже, какие у нее корпоративная и коммуникационная стратегии.

Подобные вопросы собьют заказчика с толку, а вы в лучшем случае получите формальный ответ, имеющий мало общего с настоящим положением дел в компании.

Лучше спросить «Почему проект получил такое название?» или «Если бы вы могли рассказать своим потребителям о проекте одним предложением, как бы оно звучало?»: отвечая на подобные понятные вопросы, клиент гораздо быстрее расскажет вам важную информацию о компании.


Узнайте, почему дизайн нужен именно сейчас

Спросите у клиента, почему компания решила обратиться к вам сейчас, а не вчера или год назад.

Скорее всего, происходят какие-то изменения: например, компания начала сдавать позиции и дизайн ей нужен для отстройки от конкурентов, а может быть новый дизайн понадобился из-за смены рынка (бренд перешел из масс-маркета в другой ценовой сегмент).


Поймите проблемы целевой аудитории

Вместо того, чтобы просить заказчика просто описать целевую аудиторию, задавайте ему ситуативные вопросы. При разработке дизайна вам вряд ли поможет информация о том, что среднестатистическому клиенту компании 25 лет и он зарабатывает 50 тысяч рублей в месяц.

Изучая аудиторию нужно смотреть глубже: узнайте, почему люди обращаются в компанию (например, это продуктовый магазин и большая часть покупателей туда ходит не из-за качества продуктов, а из-за близости к дому), какие у них боли (например, высокая стоимость продуктов, узкий ассортимент фруктов и овощей), поймите их отношение к компании в целом (например, нейтральное, но если рядом с домом появится магазин с более низкими ценами, они будут совершать покупки в нем).


Попросите клиента представить свою компанию как человека

Предложите заказчику оживить компанию: она будет ярким экстравертом, который заряжает энергией окружающих или спокойным, уравновешенным интровертом, для которого важны рациональность и внимание к деталям?

При составлении портрета компании очень хороши на первый взгляд весьма абсурдные вопросы: «Какая у вашего бренда была бы собака?», «Какой автомобиль водил бы ваш бренд?», «Если бы ваш бренд был героем фильма, он был бы Джеймс Бондом или Терминатором? — все они про то, что изначально обладает характером. Так, если клиент на вопрос про героя фильма отвечает: «Терминатором», становится понятно, что свою компанию он воспринимает как мощного лидера, способного победить всех конкурентов.


Узнайте о предыдущих попытках клиента разработать дизайн

Уточните, не работал ли заказчик раньше над дизайном для проекта.

Бывает так, что клиент уже пробовал разрабатывать дизайн как своими силами, так и силами фрилансером и целых студий: в таких случаях обязательно попросите его показать вам предыдущие попытки.

Если вы видите, что клиенту предыдущие исполнители предлагали действительно хороший дизайн, а он отказался — возможно, это сигнал о том, что заказчик очень сложный и стоит подумать о работе с ним в целом. Если же вы понимаете, что предыдущие варианты неоднозначны — уточните у клиента, что именно ему не понравилось, чтобы сэкономить ваше общее время.


Поймите, что нравится клиенту, на конкретных примерах

Одни и те же эпитеты означают совершенно разное для дизайнера и заказчика. Для вас современным дизайном кажется то, что сегодня висит в топе на Behance, а клиент под этим понимает обилие шрифтов и теней.

Прежде, чем приступать к работе соберите для клиента мудборд и попросите его прокомментировать понравившиеся варианты (обязательно уточните, что именно понравилось: графика, цвета, градиенты).

Никогда не перекладывайте эту задачу на клиента: он ее с 99% вероятностью проигнорирует, сославшись на нехватку времени, либо перечислит бренды, которые ему нравятся, например, из-за качественной продукции, а не из-за понравившегося дизайна.


При согласовании дизайна исключите лишних людей

Уточните, кто принимает решение при утверждении дизайна, и работайте с ним. Со стороны дизайнера идеальная ситуация выглядит следующим образом: дизайн согласовывает один человек — например, генеральный директор.

Если заказчик хочет, чтобы решение принимало несколько человек, вы должны понимать, что согласия добиться будет трудно и скорее всего по каким-то субъективным причинам кому-то дизайн не понравится и работу придется переделывать.

Если к вам изначально обратился посредник (например, менеджер), который не будет участвовать в утверждении дизайна, попросите его поговорить с лицом, принимающим решение, и убедитесь, что ожидания второго совпадают с теми, что указал в брифе первый.


Кроме того

В конце брифа можно добавить еще несколько полезных вопросов: готов ли заказчик купить платный шрифт, какой основной носитель дизайна (у кофейни — стаканчики, у такси — машины), есть ли нежелательные ассоциации и какие предметы или образы не стоит использовать. Кроме того отдельно стоит уточнить, существует ли возможность для экспериментов: предложите заказчику по шкале от 1 до 10 оценить готовность к смелым и нестандартным решениям.