6

Как получилось, что британский флот окончательно деградировал?

В своем нынешнем состоянии Королевский флот интересы Британии защитить неспособен.


Задержание Ираном двух британских танкеров в Ормузском проливе показало, что некогда могучий флот Ее Величества не может обеспечить интересы Соединенного Королевства даже против страны третьего мира. И это вовсе не преувеличение. Такого мнения официально придерживается действующий заместитель министра обороны Тобиас Элвуд. Проблему нужно срочно решать, на что требуются дополнительные деньги.

Как получилось, что британский флот окончательно деградировал? Великобритания, Флот, Новости, Политика, Длиннопост

Понятное дело, алармистская позиция военного командования в первую очередь вызвана желанием выбить из парламента дополнительные фонды. Впрочем, такое у них происходило каждый раз после получения ощутимой плюхи. И раньше эта тактика работала достаточно успешно. Однако сейчас те времена окончательно ушли.


Последний раз британский лев показывал свое могущество на море 15 июня 1953 года на традиционной якорной стоянке Спитхэд в проливе Солент между Портсмутом и островом Уайт. В честь восшествия на престол Елизаветы Второй в морском параде приняли участие одновременно 200 вымпелов только основных классов и 300 самолетов морской авиации. Потом началась череда утраты колоний, вместе с которыми Британия теряла как смысл содержания большого флота, так и деньги его существование оплачивать.


К настоящему моменту некогда имевший грозную репутацию Grand Fleet усох до 35 боевых кораблей. Всего. В том числе: 4 атомных стратегических подводных ракетоносца типа "Вэнгард"; 7 атомных ударных подлодок (4 относительно старых "Трафальгара" и 3 новейшие типа "Астьют", еще три "Астьюта" находятся в разных стадиях постройки); 2 авианосца типа "Куин Элизабет"; 6 новых эсминцев Тип 45 "Дэринг"; 13 фрегатов Тип 23 "Дюк"; 1 десантный вертолетоносец "Оушен" и 2 быстроходных корабля-дока типа "Альбион". Все. Мелочь, вроде тральщиков и посыльных катеров в расчет можно не брать.


До инцидента в Ормузском проливе и, особенно на всех мероприятиях с новыми авианосцами, британская пресса во всю расписывала новые времена как возрождение морского могущества Лондона, особо напирая на два фактора. Во-первых, ого-го какие могучие авианосцы, сразу даже целых два!


Во-вторых, напирая на выдающиеся характеристики "Дэрингов". Они, де, все из себя электронные, с действительно развитой радиолокацией, специально заточенные под задачи ПВО/ПРО. Сегодня специалисты считают их лучшими в своем классе. А очевидный недостаток противокорабельной ударной мощи компенсируется зарезервированным в конструкции пространством под 12-16 универсальных ракетных шахт, способных нести как противокорабельные ракеты, так и КР большой дальности.


Однако, если с эсминцами британские журналисты в целом правы (хотя степень их выдающести может проверить только реальное применение в бою, которого Тип 45 еще никогда не проходил), то с авианосцами они уже откровенно лукавят. "Куин Элизабет" и ее систершип являются кораблями в своем классе очень средними. Проблема непонятности назначения и главный мотив "владычица морей авианосцы иметь просто обязана" привели руководство страны и командование флотом к стремлению получить по возможности дешевый корабль.


В результате, еще на этапе проектирования, по финансовым соображениям они отказались от использования как электромагнитной (американцы такую поставили на авианосцы типа "Джералд Форд"), так и традиционной паровой катапульты. Сделав ставку на самолеты вертикального и укороченного взлета F-35B.


А так как заказчик одновременно хотел универсальности по задачам, то "Куин Элизабет" еще нагрузили возможностью высаживать десант вертолетами. Из-за чего у него на борту ударных самолетов поместилось только 26. Для войны с какими-нибудь папуасами в конфликте низкой интенсивности вполне достаточно, но лишь при условии, что те не станут сколько-нибудь серьезно сопротивляться.


Да и качество конструкции оказалось довольно так себе. Пока каждый выход "Королевы Елизаветы" в море заканчивается протечками, поломками и даже затоплением отсеков. Так что даже в очень ограниченном круге задач новые британские авианосцы прикрытие корабельной группировки, а тем более огневое сопровождение десанта в зоне высадки, обеспечить толком не способны.


Фрегаты Тип 23 "Дюк" - корабли хорошие, но по возможностям очень средние. Сопровождать кого-нибудь для защиты от пиратских катеров могут вполне, а вот больше - уже нет. При громком названии и большом бортовом боезапасе зенитных ракет, фактически уровня ЗРК "Стрела-2" только в морском исполнении, "Дюки" не способны отразить воздушную угрозу не только для сопровождаемых судов, но даже самих себя.


Их запланировано в 2023 году начать выводить из состава флота, с заменой на 8 (по одному в год) новейших "многоцелевых" фрегатов Тип 26 (General Purpose Frigate) и 5 еще более многоцелевых Тип 31. Однако способность страны выполнить программу к 2036 году остается сильно сомнительной. С деньгами у Британии уже обозначились серьезные проблемы, которые усугубляется "Брекситом".


Эксперты полагают, что в полном объеме планы неисполнимы, а значит вместо 13 "Дюков" флот получит существенно меньшее количество замены и общая численность Royal Navy скорее всего снизится еще больше. Вероятно – до 32 вымпелов, с которыми ни о какой защите британских зарубежных интересов речи не может идти вовсе. Как это выглядит – наглядно продемонстрировал Иран. При всех громких заявлениях о решительной готовности "показать персам мать Кузьмы", все, что Лондон сумел выделить для патрулирования и сопровождения – один эсминец и один фрегат.


В парламенте надеются на существенную помощь со стороны ВМС США и создание некой международной корабельной группировки на базе флотов Саудовской Аравии, Эмиратов и всех прочих стран региона. Это сильно напоминает историю с "Великой сделкой", когда в обмен всего на полсотни старых американских эсминцев, Британская Империя расплатилась предоставлением Америке права разместить военные базы США в своих колониях и разрешить американцам там торговать.


Заокеанские союзники, в лучших традициях русской сказки, домик у зайца очень быстро полностью отжали. С той лишь разницей, что осенью 1939 года у Соединенного Королевства чем расплатиться за услугу нашлось, а сейчас платить за военную помощь уже нечем. Так что можно констатировать – формально у Британии какой-то боевой флот еще есть, но практически ни на что серьезное он уже не способен. И чем дальше, тем сильнее будет деградация.

Дубликаты не найдены

+6
Последний раз британский лев показывал свое могущество на море 15 июня 1953 года

Не, ну ещё можно вспомнить старушку Маргарет и отжим отжатых Аргентиной Фолклендских островов.

раскрыть ветку 7
0

Ага, где их флот феерически обосрался в войне с папуасами.

А если бы англы не потопили бы древний "Бельграно" (причём за пределами самими же англами установленной зоны боевых действий), то вообще соотношение потерь было бы позорным.

Но даже так по утопленному тоннажу аргетинцы немного опередили мелкобриттов, причём аргентинские корабли были древним хламом времён ВМВ, у англичан же топились их новейшие корыта.

раскрыть ветку 6
+1

А результат?

раскрыть ветку 5
+2

Для противостоянием с Ираном или с кем то ещё нужны не столько новые боевые корабли, сколько стальные яйца

+1
Забавно, но получается что наш авианесущий крейсер "Кузя" по размеру авиагруппы превосходит их "Лизку", хотя те гордо именуются авианосцами.
раскрыть ветку 2
+3

Не только по размеру.

"Кузя" несёт полноценные палубные самолёты, которые лишь чуть хуже наземных своего поколения.

"Лизу" изначально хотели оснащать палубниками Ф-35Ц, но не осилили бабло на катапульту и финишер и теперь она несёт исключительно Ф-35Б, которые, как и любой самолёт с вертикальным влётом, по сравнению с палубником говно.

раскрыть ветку 1
0

Только вот Кузя не на ходу сейчас:(

+1

Парусные фрегаты с дульнозарядными пушками - вот славное будущее британской военно-морской мощи.

0
Комментарий удален. Причина: флуд, повторяющийся или мешающий обсуждению комментарий
0

Им флот и не нужен, когда у американцев он есть. Друганы же, братушки. Хотя я сильно сомневаюсь что американцы готовы рисковать ради бриташек, своя шкура дороже. Но для приличия, могут одной своей мощью ВМФ,  шугануть неприятеля.

раскрыть ветку 1
+1

Ты что-то перепутал, это не флот США должен защищать мелкобриттов. Это Мелкобритания должна подставлять свои корабли под ракеты, которые иначе бы полетели в корабли США.

-1
Так и что делать с этой информацией?
раскрыть ветку 4
0

Как что? Злорадствовать конечно! Что может быть приятнее для гиены чем попинать павшего от старости льва)

раскрыть ветку 1
0

Лев пал не от старости, а потому, что его загнали под лавку более сильные - мы и США. Так что мы вполне себе можем гордиться хорошо выполненной нашими предками работой по превращению мерзкого и подлого льва в облезлую смешно тявкающую болонку.

-1
зачем читаешь?делай, что хочешь, можешь продать
раскрыть ветку 1
0
А я и не читал
Похожие посты
107

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой

1 мая 1915 года, в 12 часов 15 минут гигантский 240-метровый трансантлантический лайнер «Лузитания» покинул Нью-Йорк, взяв курс к британским берегам. Несмотря на войну, экипаж и пассажиры скептически оценивали возможную угрозу: лайнер был одним из быстрейших. Почти две тысячи людей на борту не подозревали, что жить большинству их них осталось всего неделю.

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой Флот, Катастрофа, Первая мировая война, Корабль, Великобритания, Кораблекрушение, Длиннопост

Несостоявшаяся гроза судоходства


«Лузитания», один из самых роскошных лайнеров своего времени, была настоящим военным резервистом. В 1903 году британское правительство выдало компании «Кунард лайн» на её строительство крупный кредит под очень хороший процент, а также выплачивало 75 тысяч фунтов в год — помощь в эксплуатации судна.


Всё это, разумеется, делалось не просто так. В случае войны «Лузитанию» бы реквизировали и переделали во вспомогательный крейсер. Её существенным плюсом была отличная мореходность, позволявшая месяцами оставаться в море, невзирая на капризы погоды.


Но с началом войны внезапно выяснилось, что «Лузитания», один из быстрейших лайнеров Атлантики, весьма прожорлива, а для крейсера это — крайне неприятное качество. Поэтому реквизированную «Лузитанию» довольно быстро вернули «Кунарду», после чего она продолжила делать свои обычные трансатлантические рейсы из Нью-Йорка в Ливерпуль.

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой Флот, Катастрофа, Первая мировая война, Корабль, Великобритания, Кораблекрушение, Длиннопост

Ложная уверенность


Первого мая 1915-го «Лузитания» вышла в 19-й трансатлантический рейс с начала войны. Незадолго до отправления германское посольство в США сделало официальное объявление — все, кто путешествует на британских судах, делает это на свой страх и риск.


Не то чтобы это кого-то всерьёз впечатлило. «Лузитания» даже на частично законсервированных котлах шла более чем в два раза быстрее, чем неприятельские подлодки в подводном положении. Чтобы получить торпеду, лайнеру требовалось буквально напороться на сидящую в засаде лодку — а шансы на это были не очень велики.


Кроме того, все были уверены, что немцы не станут сходу топить пассажирский лайнер с множеством женщин и детей. А если и утопят, то сделают это «по-цивилизованному» — остановят лайнер, ссадят всех на шлюпки, и только после этого отправят судно на дно.


Правда, к весне 1915-го война на море изменилась в достаточной степени для того, чтобы рассчитывать на подобное всерьёз не приходилось.


Во-первых, если всплывать и отправлять на судно досмотровую партию, оно могло успеть передать местонахождение лодки. Во-вторых, капитаны судов британского торгового флота получили инструкции тут же уходить от замеченной подводной лодки, а при удобной диспозиции — таранить её корпусом. За уничтоженные лодки экипажам полагалась награда. Ну и в-третьих, британцы повадились использовать «корабли-ловушки», замаскированные под мирные суда, идущие под нейтральными флагами. При появлении всплывшей для досмотра германской подлодки с орудий сбрасывался брезент, и по противнику открывался ураганный огонь — при удаче с плачевными для последнего результатами.

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой Флот, Катастрофа, Первая мировая война, Корабль, Великобритания, Кораблекрушение, Длиннопост

Всё вышеперечисленное, разумеется, отбивало у подводников кайзера любое желание исполнять международные приличия. Благо сама Германия вовсю страдала от британской надводной блокады, и акулы подводного флота не видели никаких причин не отплатить англичанам той же монетой.


Большой улов капитана Швигера


Подводная лодка U 20 вышла в очередной поход 30 апреля — за день до отплытия «Лузитании» из Нью-Йорка. Капитану Вальтеру Швигеру предстояла охота на британские торговые суда в Северном море и близ ирландских берегов.


Пятого мая он встретил первую жертву — небольшую 132-тонную шхуну. Тратить на неё торпеду было жалко — и, скорее всего, бессмысленно из-за малой осадки. Было сомнительно, что британцы вооружили это судёнышко скрытой артиллерией, поэтому Швигер честно всплыл, посадил команду шхуны на шлюпки и лишь после этого потопил неприятельское судно двенадцатью выстрелами из 88-мм пушки.


Затем он атаковал ещё четыре больших парохода — уже без предупреждения. Попасть удалось по двум — оба британца водоизмещением почти по шесть тысяч тонн каждый были потоплены.


Но его ждал главный улов — «Лузитания», тоннаж которой был в семь раз больше любого из этих двух пароходов.


«Лузитанию» заметили на U 20 седьмого мая во втором часу дня. Лайнер беспечно шёл по Ирландскому морю: до Ливерпуля оставалось совсем чуть-чуть. Капитан Тёрнер, командовавший «Лузитанией», не прибегал к противолодочному зигзагу. В то время подводная война только-только становилась реальностью, и к мерам противодействия привыкнуть ещё не успели. Тёрнеру выдали соответствующие инструкции, но они были составлены настолько туманно, что капитан решил: применять зигзаг он должен лишь тогда, когда обнаружит неприятельскую лодку.

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой Флот, Катастрофа, Первая мировая война, Корабль, Великобритания, Кораблекрушение, Длиннопост

(Изображение встречи «Лузитании» и U20 на немецкой открытке)


Это вовсе не означало, что у него не было шансов, — как видно выше, U 20 в этом походе попадала торпедами далеко не во все цели. Но «Лузитании» не повезло, причём дважды — сперва, когда она наткнулась на германскую подлодку, а потом, когда выстрел Швигера попал в цель.


U 20 выстрелила в 14:10. Только одной торпедой — на борту их было всего девять штук, что требовало аккуратного расхода. Но её оказалось достаточно — попадание спровоцировало второй взрыв, гораздо более сильный, чем от самой торпеды.


На борту имелся груз боеприпасов, но это были не они — винтовочные патроны и пустые шрапнельные стаканы и дистанционные трубки так шарахнуть не могли. Кроме того, их в изобилии находили при последующих подводных экспедициях на затонувший лайнер. Поэтому, скорее всего, рванули котлы. Как бы то ни было, именно второй взрыв определил судьбу лайнера.«Лузитания» погружалась под воду быстро — на спасение у команды и пассажиров было всего лишь каких-то 18 минут.


Трагедия у ирландских берегов


Положительных факторов было два. Во-первых, трагедия произошла недалеко от ирландских берегов: можно было рассчитывать на сравнительно быструю помощь. И во-вторых, воронка, что всегда образуется на месте тонущего судна, затягивая в себя всё вокруг, вышла слабенькой. Причиной тому была небольшая глубина затопления — всего 90 метров. Размеры же лайнера достигали почти 240 метров, поэтому о дно он ударился до того, как «закончился» сам.


На этом хорошее заканчивалось.

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой Флот, Катастрофа, Первая мировая война, Корабль, Великобритания, Кораблекрушение, Длиннопост

«Лузитания» быстро накренилась на правый борт — это значило, что опускать шлюпки можно было только с одной стороны, и то с большим трудом. На лайнере не было массовой паники, однако её подчас заменял неподдельный, но дилетантский энтузиазм пассажиров — некоторые из них активно пытались помочь команде спускать шлюпки, и создаваемая возня приносила больше вреда, чем пользы.


Из-за того, что шлюпок оказалось сильно меньше, чем пытавшихся спастись людей, на воде подчас разыгрывались душераздирающие, достойные Лавкрафта сцены.


Так, например, путешествовавший на «Лузитании» подданный Российской империи Юдко Бланкман вспоминал:


«…какой-то господин плыл рядом, держа на руках сыночка. Мальчик окоченел от холода, отец выбился из сил. На несколько минут ему удалось устроить сына на обломках, но едва он переводил дыхание, как мальчик сваливался с них. У ребёнка показалась изо рта кровавая пена. Вскоре он потерял сознание и посинел. Отец обезумел. Взобравшись с трудом на какой-то большой обломок, он взял сына на руки, подержал его несколько секунд и потом с диким хохотом отшвырнул его в море, и, оскалив на меня зубы, начал смеяться безумным смехом. Я тоже стал смеяться, но вовремя сдержал себя. Я чувствовал, что, если буду продолжать смеяться, то перестану владеть собою и погибну».


Последствия


Из находившихся на борту 1959 человек спаслось меньшинство — 761 человек. На корабле было 72 подданных Российской империи — из них погибли 45 человек, в том числе и финский член команды.


В числе погибших были и 128 американцев — это стало сильным ударом по американо-германским отношениям, но немедленного вступления США в войну всё же не спровоцировало. Чаша терпения Дяди Сэма была ещё глубока.


Зато по США и Британии прокатилась серия немецких погромов. В отдельных случаях беспорядки провоцировались самими местными немцами — например, в Нью-Йорке те собрались в одной из немецких гостиниц, где радостно пели патриотические гимны в честь потопления «Лузитании». Учитывая, что большинство погибших американцев были из Нью-Йорка, мысль была не самой умной. Впрочем, по суровости времён, отделались немцы довольно дёшево — погромщики обошлись без трупов. Зато в госпитализированных недостатка не было.

Последний рейс «Лузитании»: главное кораблекрушение Первой мировой Флот, Катастрофа, Первая мировая война, Корабль, Великобритания, Кораблекрушение, Длиннопост

Но вернуть погибших у ирландских берегов эти избиения не могли. А крупнейшая на тот момент война в истории человечества продолжалась — даже не успев достигнуть своего пика.

Показать полностью 5
128

Подвиг «Бенгала» и «Ондины»

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

11 ноября 1942 года в Индийском океане к юго-востоку от Кокосовых островов состоялся один из самых удивительных морских боёв Второй мировой войны.


Японские вспомогательные крейсеры «Хококу-мару» и «Айкоку-мару» атаковали маленький союзный конвой, состоявший из голландского танкера «Ондина» и корвета «Бенгал» австралийской постройки, принадлежавшего Королевскому Индийскому флоту.


Силы сторон были несопоставимы (против двух 102-мм орудий японские корабли имели шестнадцать 140-мм), однако с самых первых выстрелов что-то пошло не так.


К осени 1942 года оборонительный периметр Японской империи достиг своих максимальных размеров и начал прогибаться под натиском противника — в первую очередь в районе Гуадалканала и на Новой Гвинее. В этих условиях Индийский океан стал вспомогательным театром, для действий здесь командование Объединённого флота могло выделить лишь вспомогательные крейсеры и подлодки. Крейсерскими действиями против британского судоходства к югу и востоку от Индостана японские силы должны были отвлечь хотя бы часть морских сил и авиации союзников от Бирмы и Индокитая.



Неразлучная парочка


1 ноября 1942 года из Сингапура в Малаккский пролив вышла ударная группа из двух японских вспомогательных крейсеров: «Хококу-мару» и «Айкоку-мару». Эти корабли, вступившие в строй незадолго до войны, были «профессиональными» рейдерами японского флота. Они представляли собой одинаковые пассажирские лайнеры водоизмещением 10 438 т, построенные для рейсов в Южную Америку; два дизеля «Мицуи BMW» по 6500 л.с. обеспечивали им максимальную скорость до 21 узла.


Теплоходы изначально строились для возможного использования в качестве быстроходных войсковых транспортов и на полученную от государства субсидию. В августе-сентябре 1941 года они были мобилизованы для переоборудования во вспомогательные крейсеры. Вскоре корабли получили по четыре 152-мм 50-калиберных орудия «Тип 41», две 76/40 зенитки, два спаренных 13,2-мм пулемёта, а также два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.


В феврале 1942 года старые шестидюймовки были заменены на восемь 140/50-мм орудий «Тип 3», причём носовая и кормовая могли стрелять на оба борта. Наконец, в августе 1942 года ПВО каждого корабля была усилена двумя спаренными 25-мм автоматами «Тип 96».

Пассажирский лайнер «Хококу-мару» в 1940 году.The Story of Mitsui and O.S.K. Liners lost during the Pacific War

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Кроме того, на крейсерах имелось по два боевых прожектора (диаметром 110 и 90 см), а также два гидросамолёта «Тип 94», он же Каваниси Е7К2 — один из них хранился в разобранном виде в качестве запасного. Катапульты не было, для спуска и подъёма машин монтировалась специальная стрела.


15 октября 1941 года оба корабля вошли в состав 24-й крейсерской дивизии Объединённого флота под командованием вице-адмирала Такеда Мориджи; кроме них сюда же вошёл вспомогательный крейсер «Кайосуми-мару». Первым командиром «Хококу-мару» стал капитан 1-го ранга Аихара Аритака, командиром «Айкоку-мару» — капитан 1-го ранга Окамура Масао, одновременно он считался и командиром «Кайосуми-мару».


С этого момента корабли почти постоянно действовали в паре: при их вооружении это теоретически позволяло атаковать не только одиночные суда, но даже конвои под прикрытием эсминцев или вспомогательных крейсеров. Первый свой рейд они совершили в декабре 1941-январе 1942 года, действуя на американских коммуникациях к востоку от Австралии. Здесь им удалось потопить американские пароходы «Винсент» и «Малама».


В феврале 1942 года, прибыв в метрополию, крейсеры были перевооружены на 140-мм артиллерию и дооборудованы для снабжения подлодок топливом и запчастями, после чего переведены в состав 6-го флота.


29 марта 24-я дивизия крейсеров была официально расформирована, а оба рейдера переданы 8-й флотилии подлодок капитана 1-го ранга Исизаки Нобору.

Вспомогательный крейсер «Айкоку-мару» и гидросамолёт Каваниси Е7К2. Вид по состоянию на весну 1942 года (после перевооружения 140-мм артиллерией).

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Первый рейд в Индийский океан



В апреле 1942 года крейсеры вместе с несколькими подлодками отправились в малайский порт Пенанг, откуда 5 мая вышли в рейд по Индийскому океану. При этом главной задачей крейсерам ставилось снабжение топливом и запчастями группы из пяти подлодок (I-10, I-16, I-18, I-20 и I-30), направленной в Мозамбикский пролив для действий против британского флота, как раз в этот момент осуществлявшего высадку на французском Мадагаскаре (операция «Броненосец»).


Хотя действия против вражеского судоходства на этот раз не были основной целью пары вспомогательных крейсеров, уже 9 мая они добились первого успеха, захватив в центре Индийского океана, в 480 милях к юго-юго-востоку от Диего-Суареса (в точке с координатами 17º40’ ю.ш., 76º20’ в.д.), голландский танкер «Генота» водоизмещением 7987 брт. Призовая команда доставила танкер в метрополию, где он был включён в состав Императорского флота под названием «Осё».


10 и 15 мая вспомогательные крейсеры осуществили заправку подлодок, после чего начали поиск судов противника. Удача улыбнулась им только через три недели: утром 5 июня к югу от Мадагаскара (27°19’ю.ш., 37°01 в.д.,) «Айкоку-мару» встретил и обстрелял британский пароход «Элизия» водоизмещением 6757 брт, шедший из Южной Африки с войсками и снаряжением. Пароход получил повреждения, и через четыре дня был добит подлодкой I-18. Спасённых не было.


27 июня рейдеры последний раз заправили подлодки и двинулись обратно в Сингапур. 12 июля возле Цейлона (17°36’ю.ш., 80°27 в.д.) им удалось перехватить новозеландский вооружённый пароход «Хаураки» (7113 брт), шедший без груза из Австралии в Египет. Команда из 56 человек не оказала сопротивления и покорно спустила флаг. Пароход был доставлен в Японию и включён в состав Объединённого флота как транспорт снабжения «Хоки-мару».


Таким образом, за три месяца рейдерства крейсеры пополнили японский флот двумя вспомогательными судами. Операции подлодок оказались ещё более успешными: пяти субмаринам удалось потопить 19 судов общим тоннажем порядка 150 000 брт.


Кроме того, в ночь с 29 на 30 мая спущенные с субмарин I-16 и I-20 сверхмалые подлодки смогли потопить в гавани Диего-Суареса танкер и серьёзно повредить британский линкор «Рамиллес».

Модель вспомогательного крейсера «Айкоку-мару».

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

В августе-сентябре на обоих кораблях гидросамолёты Каваниси Е7К2 были заменены на более современные Аити E13A (американское обозначение — «Джейк»), было усилено зенитное вооружение, а также нанесён искажающий камуфляж нового типа — изломанные полосы светло-серого и тёмно-серого цветов; «Айкоку-мару» также получил чёрные полосы.


25 августа на кораблях сменилось командование: командиром «Хококу-мару» был назначен капитан 1-го ранга Хироси Имазато, бывший командир 2-й дивизии подлодок, а на «Айкоку-мару» — капитан 2-го ранга Оиси Томоцу.


Резкое ухудшение обстановки в районе Соломоновых островов заставило японское командование начать переброску туда морских и сухопутных сил с других театров. Оба рейдера были задействованы для перевозки войск и снаряжения из Сингапура в Рабаул, и 20 сентября 1942 года временно вошли в состав 8-го флота (флота Южных морей). Лишь 10 октября их вернули в Сингапур и вновь объединили в ударную рейдерскую группу.


1 ноября оба вспомогательных крейсера вышли в свой последний рейд по Индийскому океану. Теперь им была поставлена задача нарушать коммуникации между Австралией и Персидским заливом, откуда в Тихий океан шли танкеры с нефтью.



Неравный бой



7 ноября рейдеры вышли из пролив Сунда, а уже утром 11 ноября юго-восточнее Кокосовых островов (в точке с координатами 19º45’ ю.ш. и 92º40’ в.д.) наблюдатели «Хококу-мару» обнаружили на горизонте маленький конвой — одиночный танкер в сопровождении небольшого эскортного корабля. «Хококу-мару» повернул к ним, «Айкоку-мару» двигался в 6 милях следом. Капитан 1-го ранга Хироси Имазато решил сначала потопить военный корабль, рассчитывая, что после этого танкер сам сдастся без боя, как это ранее произошло с танкером «Генота» и вооружённым пароходом «Хаураки».

Голландский танкер «Ондина».

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Обнаруженные корабли были голландским танкером «Ондина» и британским корветом «Бенгал». Танкер шёл пустым из Фримантла в Абадан. Он был построен в 1939 году в Амстердаме для компании «Ройял Датч Шелл», имел вместимость 9070 брт, одновальный дизель мощностью 2800 л.с. обеспечивал ему скорость в 12 узлов. В 1940 году «Ондина» перешла под контроль британского флота, и была вооружена одним 102-мм орудием, а также несколькими зенитными пулемётами.


Артиллерийские расчёты были британскими, предоставленными Службой вооружения судов.


«Бенгал» имел бортовой номер J243 и вступил в строй Королевского Индийского флота 8 августа 1942 года. Он принадлежал к строившейся в Австралии серии корветов типа «Батэрст», предназначавшихся для австралийского и индийского флотов.


Официально эти корабли обозначались как «Австралийские минные тральщики» (AMS), но сразу проектировались в качестве эскортных, на большинстве из них тральное оборудование не устанавливалось.


Корвет «Фримантл» (J246), однотипный с «Бенгалом».
Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Это были недорогие корабли мобилизационного проекта со стандартным водоизмещением 650 т и полным — 1025 т. Две паровых машины по 2000 л.с. обеспечивали скорость до 15 узлов. Вооружение могло варьироваться, но обычный набор составлял одно 102-мм орудие Mk XIX (по другим данным, корвет имел только 76-мм орудие) и три 20-мм «эрликона»; иногда вместо одного «эрликона» ставился 40-мм «бофорс», но на «Бенгале» его не было.


Для борьбы с подлодками служил гидролокатор-асдик «Тип 128» и до 40 глубинных бомб. Всего было построено 60 кораблей этой серии, средняя цена составляла около 250 000 фунтов стерлингов. Корабли обладали неплохой мореходностью, поэтому широко использовались для сопровождения конвоев в Индийском океане.


Наблюдатели с «Бенгала» обнаружили неизвестный корабль в 11:45 по местному времени (в 15:18 по токийскому). До него было 80 каб, он находился по пеленгу 290º градусов и шёл курсом 110º. Командир корвета лейтенант-коммандер Уильям Уилсон приказал снизить ход и развернуть корабль навстречу неизвестным, одновременно пробив боевую тревогу. В 11:54 по пеленгу 310º в 100 каб обнаружилось второе судно, шедшее курсом 125º.


Оба судна не несли флагов, но по внешнему виду были опознаны как японские вспомогательные крейсеры, после чего в 11:55 с «Бенгала» по радио приказали «Ондине» двигаться самостоятельно, одновременно назначив точку рандеву на следующий день.

102-мм палубное орудие Mk XIX, которым вооружались корветы типа «Батэрст».

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

В 11:56 корвет лёг на курс 260º, дал полный ход и двинулся навстречу первому из рейдеров: Уилсон рассчитывал отвлечь противника от танкера и сблизиться с ним на минимальную дистанцию, чтобы использовать свои зенитные автоматы.


Отчасти ему это удалось: в 12:12 второй рейдер также повернулся навстречу «Бенгалу», а тем временем «Хококу-мару» открыл огонь из 140-мм орудий. В этот момент он находился всего в 17 каб от «Бенгала» на курсовом углу 10º правого борта. Крейсер стрелял четырёхорудийными залпами — первый лёг в паре кабельтовых по носу корвета.



Удачный выстрел


Вместо того чтобы скрыться, капитан «Ондины» Виллем Хорсман решил прийти на помощь корвету. Он двинулся навстречу японским рейдерам, первым открыв огонь из единственной 102-мм пушки по «Хококу-мару» с дистанции около 40 каб. Это было поистине самоубийственное решение: к орудию имелось всего 32 снаряда. Однако далее случилось буквально чудо: уже на третьем выстреле выпущенный со столь большой дистанции снаряд угодил в надстройку рейдера.


На этом чудеса не закончились: шестой снаряд «Бенгала» также угодил в «Хококу-мару». В фок-мачту «Ондины» также попал 140-мм снаряд, оторвав её верхнюю часть, но не нанеся существенных повреждений.


В 12:15 «Айкоку-мару» тоже начал стрелять по «Бенгалу», однако результата не добился. Зато через пару минут в «Хококу-мару» попал ещё один снаряд. Не совсем ясно, откуда он прилетел: британцы утверждали, что с «Бенгала», голландцы — что с «Ондины». Японцы официально подтверждают последнюю версию, но, по некоторым данным, это был случайный 140-мм снаряд с «Айкоку-мару».

140-мм орудия «Хококу-мару». The Maru Special No.53 Japanese support vessels.

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Так или иначе, этот снаряд оказался буквально «золотым»: он угодил в торпедный аппарат правого борта, стоявший под навесной площадкой, на которой располагался гидросамолёт. Обе торпеды со страшной силой взорвались, самолёт выбросило за борт, вспыхнули цистерны с авиационным бензином, в кормовой части правого борта образовалась пробоина, достигшая ватерлинии. «Хококу-мару» начал крениться на правый борт и понемногу оседать кормой.


Тем не менее рейдер продолжил стрельбу, ведя правым бортом огонь по «Ондине», в то время как орудия левого борта (за исключением третьего бортового, повреждённого взрывом), продолжали стрелять по «Бенгалу».


По нему же вёл огонь и «Айкоку-мару», постепенно приблизившись на 11 каб. В 12:20 корвет получил первое попадание: 140-мм снаряд взорвался под его полубаком, осколки продырявили борт, в корпус начала проникать вода.


Считается, что в это же самое время в надстройку «Хококу-мару» попало ещё несколько 102-мм снарядов. Вряд ли эти попадания имели существенное значение: на корме вспомогательного крейсера продолжал разгораться пожар, который никак не удавалось потушить. Корабль строился не как военный и поэтому не имел нужного количества внутренних переборок, а система пожаротушения оказалась недостаточной.


Огонь, вызванный воспламенением авиационного бензина, добрался до машинного отделения, а вскоре вышло из строя всё электроснабжение корабля. Рейдер уклонился с курса и прекратил огонь.


«Ондина» и «Бенгал» ведут бой с японскими вспомогательными крейсерами. Картина художника Фреда Блума, 2010 год.

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Тем временем «Бенгал» также разворачивался к северу и к 12:40 лёг на курс 200º, так что его 102-мм орудие больше не могло стрелять по противнику. Впрочем, к этому моменту у него осталось всего пять снарядов. Теперь корвет преследовал только «Айкоку-мару». «Бенгал» попытался укрыться от противника дымовой завесой, однако сброшенные за корму дымовые буи не сработали.


В 12:41 в корму «Бенгала» попал ещё один снаряд, разрушивший офицерские каюты и вызвавший пожар, который, впрочем, удалось быстро погасить. В 12:45 корвет включил дымовую аппаратуру и дал полный ход, пытаясь оторваться от врага.


К этому моменту «Ондина» находилась по его корме на расстоянии 70 каб от «Хококу-мару», который продолжал по ней стрелять. «Айкоку-мару» продолжал стрелять по корвету, и в 13:04 «Бенгал» чуть отвернул к западу, взяв курс 230º.


В 13:08 ещё один 140-мм снаряд с «Хококу-мару» угодил в заднюю часть мостика «Ондины», вызвав здесь пожар. Однако вскоре после этого капитан Хироси Имазато получил сообщение, что пожар подбирается к кормовому погребу, и приказал экипажу покинуть корабль.


Выполнить приказ успели не все: в 13:12 «Хококу-мару» взорвался. Столб дыма и пламени поднялся на сотню метров, а когда дым рассеялся, на поверхности моря оставались только мелкие обломки. Из 354 членов экипажа погибло 76, в том числе командир корабля.



«Бенгал» уходит


В это время «Бенгал» пытался уйти на запад. В 13:20 он окончательно потерял «Ондину» из виду, корабли расползлись по большому пространству. В 13:40, когда вокруг перестали падать снаряды, корвет прекратил ставить дымовую завесу, а когда дым рассеялся, его наблюдатели с удивлением обнаружили, что океан вокруг пуст.


Корвет довернул к северу, взяв курс 305º, и уменьшил ход. Уилсон приказал выяснить повреждения. Из примерно двухсот выпущенных по «Бенгалу» 140-мм снарядов в корабль попало всего два. Он получил две пробоины выше ватерлинии, была затоплена носовая провизионная кладовка и повреждена обмотка размагничивания, корпус и надстройки сильно посечены осколками. Однако, как это ни странно, из 85 членов экипажа ни один не был даже ранен.


Не обнаружив «Ондину», Уилсон приказал двигаться на остров Диего-Гарсия, куда корвет прибыл 17 ноября. Его командир доложил, что «Ондина» погибла. Впоследствии за этот бой многие моряки «Бенгала» были награждены, а Уилсон получил Орден за выдающиеся заслуги.


Повреждения самого «Бенгала» оказались незначительными. Маленький кораблик прослужил до конца войны, в 1947 году при разделе Королевского Индийского флота между Индией и Пакистаном был передан первой, служил в индийском флоте и отправился на слом в 1960 году.



Судьба «Ондины»



Вскоре после 13:20 командир «Айкоку-мару» прекратил погоню за «Бенгалом» и повернул обратно, решив добить повреждённый танкер. Ему удалось догнать «Ондину», на которой к этому моменту уже кончились снаряды. Капитан Хорсман приказал остановить танкер и поднять белый флаг, а команде — покинуть судно.


Все кодовые книги были выброшены за борт. Последним снарядом, попавшим в мостик танкера, капитан Хорсман был убит. Тем временем удалось спустить на воду три спасательные шлюпки и два плота.


«Айкоку-мару» подошёл на пару кабельтовых к потерявшему ход танкеру и выпустил в его правый борт две торпеды. Обе торпеды взорвались, проделав в борту две огромные дыры. Порожний танкер накренился на 30º, но остался на плаву. Затем рейдер обстрелял людей, спасавшихся на воде и в шлюпках, при этом погибло четыре человека (старший механик Дж. Ньекерн и три китайских машиниста), а также тяжело ранен матрос А. Генри.


По некоторым данным, ещё два китайца, оказавшиеся в воде, были съедены акулами, но, согласно списку в газете «Дэйли Телеграф» от 26 ноября 1942 года, на «Ондине» погибло 5 человек.


Повреждения носовой части танкера «Ондина».

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Убедившись, что танкер брошен командой, «Айкоку-мару» направился спасать экипаж «Хококу-мару». Затем он вновь вернулся у «Ондине» и обнаружил, что танкер упорно не желает тонуть. В него выпустили последнюю оставшуюся в аппарате торпеду — она прошла мимо судна.


Тем не менее танкер продолжал погружаться, и командир крейсера Оиси Томоцу (десятью днями ранее произведённый в капитаны 1-го ранга) решил не задерживаться для его добивания артиллерией. Японский рейдер развернулся и ушёл на восток, в Пенанг, а затем в Сингапур.


Но «Ондина» не затонула. Когда рейдер ушёл, первый помощник капитана Рехвинкель приказал шлюпкам вернуться к танкеру и распорядился подняться на его борт. Правда, людей пришлось уговаривать довольно долго: все боялись, что танкер вот-вот пойдёт ко дну.


Однако когда добровольцы во главе со вторым помощником Баккером и третьим инженером Лейсом поднялись на борт, оказалось, что машина не повреждена, переборки целы, а поступление воды можно остановить. Всего в танкер попало шесть снарядов: два в носовую часть, три — в мостик и надстройку, ещё один — в мачту.


В итоге пожар удалось потушить, а судно выпрямить путём контрзатопления отсеков. К 21 часу был запущен дизель, и танкер двинулся обратно в Австралию, не зная о судьбе «Бенгала». Попытка танкера сообщить о своей судьбе и запросить помощи оказалась безуспешной: в Коломбо радиограмму, переданную открытым текстом, приняли за японскую дезинформацию и не ответили на неё.


Лишь 17 ноября танкер был обнаружен в 200 милях от Фримантла австралийской патрульной «Каталиной», а на следующий день вошёл в гавань Фримантла, преодолев за неделю 1400 миль.


Впоследствии весь расчёт 102-мм орудия танкера наградили Голландским бронзовым крестом, а капитан Хорсман посмертно был удостоен титула рыцаря Военного ордена Вильгельма 4-го класса.

Танкер «Ондина», послевоенное фото.

Подвиг «Бенгала» и «Ондины» Война, Япония, Великобритания, Вторая мировая война, Флот, История, Длиннопост

Повреждения «Ондины» оказались серьёзными, поэтому её признали негодной к дальнейшей эксплуатации и 15 декабря исключили из списков флота. Затем танкер был направлен в залив Эксмут на западном побережье Австралии, где использовался в качестве заправщика базировавшихся там американских подлодок.


Год спустя, когда союзники стали испытывать острую нехватку танкеров, «Ондину» всё же отправили на ремонт в США, причём один только путь до Панамского канала занял более трёх месяцев.


Ремонт был проведён в городе Тампа (штат Флорида), после чего «Ондина» прослужила ещё пятнадцать лет и была пущена на слом в 1959 году, за год до «Бенгала».


Судьба «Айкоку-мару» оказалась гораздо более печальной. После возвращения в Сингапур корабль направили в Рабаул, где он был «разжалован» из крейсеров и далее использовался лишь в качестве войскового транспорта. 3 апреля 1943 года Оиси Томоцу был снят с должности командира судна и переведён в береговую службу.


Бывший вспомогательный крейсер был потоплен в лагуне Трук при знаменитом налёте американской палубной авиации 17-18 февраля 1944 года (операция «Хэйлстоун»), и ныне весьма популярен среди дайверов.


https://warspot.ru/15401-podvig-bengala-i-ondiny
Показать полностью 10
444

А не нарушили ли наш суверенитет?

Вот эта статья на Евроньюс  https://ru.euronews.com/2019/07/04/gibraltar-oil-tanker-seiz...  о задержании танкера с иранской нефтью вызвала весёлый смех. Точнее, вот эта цитата из заявления министра иностранных дел Испании:

Естественно, мы знали об операции. Катера полицейских патрулировали этот район. Но мы изучаем обстоятельства, при которых это произошло. Речь идёт о просьбе США, направленной Соединённому Королевству. Мы анализируем то, насколько этот факт влияет на наш суверенитет, поскольку, как мы понимаем, задержание произошло в территориальных водах Испании".

Для понимания - британские военные высадились на гражданское судно в водах, которые Испания считает своими территориальными и задержали судно. Под предлогом нарушения санкций, которые наложил Евросоюз. Судно, которое не принадлежит компаниям из Евросоюза.

Предложу аналогию - на территорию России заехали автоматчики из Литвы и задержали гражданина Китая.  Вот такая аналогия.

А испанский министр анализирует... послали ли Испанию нахер или нет.

Кстати, это очень хороший сюжет для понимания, почему России нужна армия и флот.

90

Великобритания закупает у США новейшие мини-подлодки

Новые подводные боевые аппараты предназначены для подразделений спецназа.

SWCS - Shallow Water Combat Submersible - мини-подлодки США, которые предназначены для доставки боевых пловцов к месту выполнения задачи.

Великобритания закупает у США новейшие мини-подлодки Военные закупки, Технологии, Вооружение, Охота за АПЛ, Великобритания, Флот, Длиннопост

Подводная лодка «Астьют» ВМС Великобритании с аппаратом доставки спецназа на надстройке

SWCS это новое поколение боевых аппаратов, принятых на вооружение ВМС США в 2017 году.

Технические характеристики:

Длина: 6,8 метра

Ширина: 1,5 метра без подводных рулей

Высота: 1,5 метра

Масса (сухая): 456 кг

Экипаж: 2 оператора 6 пловцов

Длительность плавания: 12 часов

Скорость: 6 узлов (11 км/ч)

Великобритания закупает у США новейшие мини-подлодки Военные закупки, Технологии, Вооружение, Охота за АПЛ, Великобритания, Флот, Длиннопост

Аппарат SDV во время транспортировки спецподразделений

Новый SWCS будет оснащен высокочастотным гидролокатором для обнаружения минных заграждений и навигационными средствами. Так же на вооружении аппарата будет минное оружие.
Великобритания закупает у США новейшие мини-подлодки Военные закупки, Технологии, Вооружение, Охота за АПЛ, Великобритания, Флот, Длиннопост

Прототип SWCS 24 мая 2018 года

Показать полностью 2
70

Шанхаинг.

Как при помощи обмана и мошенничества тысячи мужчин становились моряками против своей воли.



Под старой частью города Портленд находится сеть туннельных переходов, соединяющих подвалы баров и отелей в центре города с набережной реки Уилламетт. В XIX веке эти ходы использовали в основном торговцы для перемещения грузов с кораблей, пришвартованных в гавани, прямо в складские помещения, избегая оживлённого наземного движения. Но за много лет эти грязные туннели стали центром организованной преступности и многих гнусных практик, таких как шанхаинг. Эти истории настолько распространены, что местные жители называют портлендские подземные ходы «Шанхайскими туннелями». Но что именно значит «шанхаинг»?



В Век паруса – период, длившийся с XVI по XIX век – для удовлетворения потребностей морских судов требовалось большое число квалифицированных и неквалифицированных моряков. Но жизнь в море была суровой, и добровольцев было слишком мало. По этой причине многие европейские страны, особенно Британский королевский флот, прибегали к самому простому методу вербовки, а именно – похищению людей.


Банды патрулировали набережную в поисках бродяг, которые крутились возле таверн и пансионатов или же просто шли по улице. Также есть сообщения о том, что банды врывались в дома и хватали спящих мужчин или увозили женихов прямо со свадебной церемонии, хотя, возможно, это всего лишь слухи. Такая принудительная вербовка на самом деле чаще всего происходила в море, особенно во время наполеоновских войн. Мишенями часто становились американские торговые суда.


Одна из самых крупных вербовочных операций произошла весной 1757 года в Нью-Йорке, который тогда находился ещё под британским колониальным правлением. Три тысячи британских солдат оцепили город и начали обыскивать таверны и другие места сбора моряков. Было схвачено восемь сотен человек, половину из которых впоследствии принудительно отправили на корабли.


Американское западное побережье вскоре превратилось в любимое «место охоты» для вербовщиков, а саму практику стали называть «шанхаинг», возможно, потому, что корабли с похищенными мужчинами отправляли в Шанхай.


Самый простой способ вербовки заключался в том, чтобы лишить жертву сознания; чаще всего это делалось при помощи наркотиков, подсыпанных в напиток, или же не менее эффективного удара по голове. Перед тем как представить похищенного капитану корабля, вербовщики подделывали его подпись на документах. Если имя новоиспечённого моряка было не известно, ему давали новое.

Шанхаинг. Вербовка, Похищение, Флот, Вербовщики, Великобритания, США, История, Длиннопост

Вербовщики зарабатывали кучу денег на шанхаинге. В конце XIX века хорошо проведённые операции приносили доход в размере 9500 долларов в год (примерно четверть миллиона долларов в переводе на сегодняшние деньги).


Шанхаинг процветал в британских портовых городах, таких как Лондон и Ливерпуль, и на американском западном побережье (Сан-Франциско, Портленд, Астория и Сиэтл). На восточном побережье самыми популярными городами для вербовки были Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия и Балтимор. Некоторые записи указывают на то, что Портленд в конечном итоге превзошёл по масштабам шанхаинга Сан-Франциско, хотя историки утверждают, что портлендские туннели никогда не были частью этой коварной практики.


Ведущим вербовщиком той эпохи был Джеймс Келли, который управлял несколькими барами, салоном и пансионатом в Сан-Франциско. Эти учреждения позволили Келли обеспечивать постоянную «поставку» моряков неукомплектованным судам.


Одна из его самых известных операций произошла в начале 1870-х годов, когда Келли отплыл на арендованном пароходе с сотней гостей, которых он пригласил, чтобы отпраздновать свой «день рождения». Когда на приглашённых подействовал опиумный виски, он спокойно передал их трём ожидающим в море кораблям. Самой большой заботой Келли было объяснить возвращение с широко освещаемого мероприятия на пустом судне. К его счастью, в том районе ударился о скалу и начал тонуть другой пароход. Келли спас всех на борту и возобновил празднование. Когда его пароход вернулся, никто на набережной не заметил, что люди, сошедшие с него, были другими.


Ещё одним прославившимся вербовщиком был Джозеф Келлей, который признался в том, что за всю свою пятнадцатилетнюю карьеру завербовал около 2000 мужчин и женщин. Келлей однажды установил рекорд, завербовав за три часа 50 человек. В 1893 году он доставил на судно 22 мужчин, которые по ошибке выпили бальзамирующую жидкость, из открытого подвала морга. Он продал их капитану, который отплыл до того, как было обнаружено, что большинство из них были мертвы.


Женщины также принимали участие в вербовке. В Сан-Франциско мисс Пигготт управляла салоном, оборудованным люком. Она угощала ни о чём не подозревающих гостей коктейлем, приготовленным из виски, бренди и джина с добавлением опиума. Иногда требовался удар по голове, чтобы завершить то, что не удалось сделать наркотикам и алкоголю. После этого мисс Пигготт тянула за рычаг и сбрасывала бессознательного мужчину в подвал на матрас, который ждал внизу.

Шанхаинг. Вербовка, Похищение, Флот, Вербовщики, Великобритания, США, История, Длиннопост

К концу XIX века шанхаинг начал терять обороты после принятия ряда законов, направленных на борьбу с вербовщиками (например, теперь моряки должны были подписывать контракты в присутствии федерального комиссара судоходства; также им запрещалось брать авансы).


Этому поспособствовало и широкое распространение пароходов. Вербовщики больше не могли накачать человека наркотиками или похитить его прямо на улице, поскольку новые суда больше полагались на квалифицированную рабочую силу и подготовленных специалистов.


В конечном счёте, закон, принятый в 1915 году, сделал вербовку федеральным преступлением, и это положило конец шанхаингу.

http://sail-friend.ru/index.php

Показать полностью 2
73

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты.

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты. Великобритания, Османская империя, Дарданеллы, Антанта, Флот, Артиллерия, Коджа Сейит, История, Длиннопост

Броненосцы Антанты во главе с несокрушимым супердредноутом «Куин Элизабет» режут мир пополам, тысячи тонн смертоносной стали готовятся нанести последний удар. Только грубая сила, только хардкор! Османы обречены — ведь ничто не устоит перед такой мощью. И тут на сцену выходит один человек.....



Как войти в историю



Ранним утром 18 марта 1915 года капрал Коджа Сейит ещё не знал, что вот-вот войдёт в историю, а спустя сто лет о его подвиге будет без запинки рассказывать любой турецкий школьник.


Форт Румели Меджидие, где служил Сейит, был одним из ключевых укреплений, простреливавших самую узкую часть пролива Дарданеллы (на британских картах эта часть пролива так и называется — The Narrows — «узость»). Если бы армада союзников собралась прорваться, то неизбежно попала бы под огонь. В орудийных двориках, расположенных на возвышенностях европейского берега, ждали своего часа две крупповских 280-миллиметровых и четыре 240-миллиметровых пушки.


Это тяжёлые артиллерийские системы, стреляющие снарядами весом от 140 килограммов (бронебойный снаряд для 240-миллиметровой пушки) до 275 (фугас для 280-миллиметровой пушки), которые подаются к орудиям с помощью подъёмного механизма и рельсовых тележек.

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты. Великобритания, Османская империя, Дарданеллы, Антанта, Флот, Артиллерия, Коджа Сейит, История, Длиннопост

Вид батареи сегодня. В последние годы часть укреплений реновируют до состояния «лучше, чем было»



Жаркая перестрелка началась в 11 утра. Оглушительный рёв тяжёлых орудий, водяные столбы выше мачт линейных кораблей от падающих «чемоданов» — тяжёлых снарядов — вокруг кораблей Антанты и облака пыли, затмевающие солнце — от разрывов британских снарядов на берегу. Один из этих снарядов взрывается прямо во дворике, где располагался расчёт 240-миллиметровой пушки, в состав которого входил Сейит.


Дальше легенда удивительным образом раздваивается, причем обе версии уживаются как в официальных источниках, так и в массовой культуре. Давайте рассмотрим обе.



Две правды



Коджа очнулся и увидел вокруг только мёртвых и умирающих. В живых остались лишь он и ещё один артиллерист. Будущий герой услышал, как «снаряд на складе призывает его стрелять», принёс его на руках к неповреждённому орудию и выстрелил. Итогом стал фатальный взрыв на британском броненосце «Оушен», что окончательно сломило прорыв противника.

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты. Великобритания, Османская империя, Дарданеллы, Антанта, Флот, Артиллерия, Коджа Сейит, История, Длиннопост

Диорама, изображающая этот сценарий в музее Кабатепе. О развитии событий рассказывается в аудиовизуальной презентации



По другой, более реалистичной версии, основным последствием попадания снаряда в дворик стал выход из строя подъёмного механизма и рельсовой тележки. Капрал лично перенёс три снаряда, один из которых попал в «Оушен», лишив его управления, после чего броненосец вошёл в циркуляцию и подорвался на мине.



Принятая британская версия гибели корабля Его Величества «Оушен» говорит, что 14000-тонный линкор (точнее, броненосец-«додредноут») сначала подорвался на мине, спасая экипаж с также подорванного броненосца «Иррезистибл», и, уже в результате подрыва потеряв ход, получил несколько попаданий тяжёлыми снарядами с берега.


Обстрел не позволял оперативно исправить повреждения, и экипаж (а заодно и выжившие с «Иррезистибла») покинул корабль. В ночь на 19 марта британское командование отправило миноносец «Джед» с приказом торпедировать «Оушен», чтобы избежать его возможного захвата турками, но к этому времени броненосец уже утонул без посторонней помощи.

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты. Великобритания, Османская империя, Дарданеллы, Антанта, Флот, Артиллерия, Коджа Сейит, История, Длиннопост

Скульптурная группа на форте Румели Меджидие. Орудие перевезено из-под Измира. Оно аналогично орудию капрала, но станок неправильный



Наиболее драматично эта версия событий представлена в  турецком фильме «Чанаккале, год 1915».

В разных версиях событий сильно разнится вес снаряда, который таскал отважный капрал. В принципе, есть два варианта: фугасный снаряд немецкого крепостного орудия 240 мм L/35 весил 215 кг, а бронебойный и вовсе, как уже сказано выше, был «легковесом» в 140 кг.



Надо будет — повторим



Легенды легендами, но героический подвиг Сейита стал широко известен, и его всячески раскручивала османская пропаганда. По окончании битвы даже хотели повторить события на камеру, однако капрал не смог поднять снаряд под прицелом фотоаппарата. В ответ на претензии он ответил: «Когда они опять будут прорываться, я и подниму». Впрочем, османские пропагандисты были готовы к такому повороту событий и заранее подготовили деревянный муляж, покрашенный под настоящий. С ним-то и сделали фотографию.

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты. Великобритания, Османская империя, Дарданеллы, Антанта, Флот, Артиллерия, Коджа Сейит, История, Длиннопост

Коджа прослужил до окончания войны и успел увидеть, как корабли врага после подписания перемирия идут к Константинополю мимо молчащих пушек. После демобилизации герой вернулся в родную деревню и в 1934 году, после принятия «Закона о фамилиях» (до этого была распространена арабская именная формула), взял себе фамилию Чабук.



Именем Коджи Сейита назван международный аэропорт в городе Эдремит, а также улицы, площади и бульвары по всей Турции. Ему поставили множество памятников — и на всех герой больше похож на былинного (хоть и турецкого) богатыря, чем на реального человека.

Кто кого: турецкий солдат против броненосцев Антанты. Великобритания, Османская империя, Дарданеллы, Антанта, Флот, Артиллерия, Коджа Сейит, История, Длиннопост

Антон Железняк

Евгений Башин-Разумовский

Кирилл Копылов

Показать полностью 5
289

О проблемах военно-морского флота Великобритании...

Два британских подводника пожаловались премьер-министру страны Терезе Мэй на то, что во время походов не могут скачивать порно из интернета, пишет Business Insider со ссылкой на The Times.

Инцидент произошел во время приема для членов ЛГБТ-сообщества в саду резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит в Лондоне. Посетители мероприятия услышали разговор Терезы Мэй и двух моряков, которые рассказали премьеру о низкой скорости интернета и попросили ее исправить ситуацию. Та заверила военных, что ситуацию с интернетом на субмаринах вполне можно улучшить.

Поблагодарив Мэй, один из подводников решил в подробностях пояснить, для чего морякам это нужно. "Проблема в том, что мы не можем скачивать порно, и нам приходится загружать его на жесткий диск заранее", — сказал он.


https://news.rambler.ru/crazy-world/37464711-podvodniki-pozh...

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: