Как поезда друг в друга не врезаются

Этот пост пилю по многочисленным "просьбам". Часто в комментариях вижу одни и те же вопросы, мол, расскажи, как поезда друг за другом идут и не врезаются. Поэтому чтобы в следующий раз можно было просто закопипастить ссылку на пост - я его, собственно, и создаю.
***
Особенностью железнодорожного подвижного состава является его огромная кинетическая энергия. С одной стороны, это хорошо, так как благодаря этой особенности жд-транспорту и удаётся тратить минимум топлива на единицу перевезённого груза/пассажира. С другой стороны, поезда обладают огромным тормозным путём, который зачастую больше, чем расстояние, на которое видит и контролирует машинист. Поэтому движение поездов не может быть организовано "из кабины". Со способами разграничения поездов я вас и познакомлю.


Автоматическая блокировка (или АБ).
На данный момент это основной вид сигнализации и связи.

Суть её простая, многие из вас в курсе. Между станциями перегон разделен на блок-участки. Между блок-участками установлены проходные светофоры. Длина блок-участка подобрана таким образом, чтобы поезд, имеющий самый большой остановочный путь на этом участке, проследовав светофор, успел остановиться, если с машинистом что-то случилось, и сработал авто-стоп (экстренное торможение), не проезжая следующий светофор.

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

Машинист по показанию проходного светофора может понять, сколько перед ним блок-участков свободно. При жёлтом огне - один блок-участок за ним свободен, следующий светофор красный. Зелёный светофор - впереди свободны два или более блок-участка. Если АБ четырёхзначная, то у неё есть ещё жёлто-зелёный светофор (впереди свободны два блок-участка), а зелёный означает свободность трёх или более блок-участков. Красный светофор в любом случае означает занятость блок-участка за ним, требует остановку.
При АБ показания путевых светофоров передаются по рельсам на локомотив, в кабинах их дублирует локомотивный светофор, что ещё более усиливает безопасность движения.

Есть более продвинутый вид сигнализации и связи - АЛСО (автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи). Это та же АБ, только проходных светофоров нет, вместо них - сигнальные знаки "Граница блок-участка". Машинист же руководствуется показанием локомотивного светофора. Как-то так:

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

Ещё более продвинутой и перспективной является АЛСО с подвижными блок-участками. Эта та же АЛСО, но только она не имеет фиксированных географически блок-участков. Выше я писал: "длина блок-участка подобрана таким образом, чтобы поезд, имеющий самый большой остановочный путь на этом участке, проследовав предыдущий светофор, успел остановиться, если с машинистом что-то случилось, и сработал авто-стоп (экстренное торможение), не проезжая следующий светофор". А что, если у нас идёт поезд с коротким тормозным путём? Он может остановиться, например, за 600 метров, зачем его аж на два километра отделять от хвоста другого поезда? Таким образом и формируются "подвижные блок-участки". Для каждого поезда будут свои длины блок-участков в зависимости от их остановочного пути. Система видит, какой поезд следует, и подбирает для него свои длины блок-участков. АЛСО с подвижными блок-участками позволяет чуть ли не в 1,5-2 раза уменьшать интервалы между поездами без потери скорости по сравнению с классической АБ.

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ).
Слегка устаревшее средство, но кое-где применяется до сих пор.
Суть её такова. Между станциями перегон не разделён на блок-участки как при АБ. Поезд отправляется со станции и единолично занимает весь перегон. Пока он не прибудет на следующую станцию, и дежурный по этой станции не убедится, что поезд прибыл всем составом - следующий поезд на этот перегон не отправится.
На локомотивный светофор при ПАБ никакие показания не дублируются.

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

Недостатки ПАБ очевидны:
- низкая пропускная способность. Перегон может быть длиной в 20/30/40/n километров, поезд может следовать по нему хоть целый час - и всё это время следующему поезду нужно ждать. В то время, как при АБ следующий поезд можно отправить через 4-6 минут.

- нет контроля за состоянием рельсовой цепи. С помощью кодов, передающихся по рельсам на локомотив при АБ машинист может контролировать, цел ли перед ним путь. При ПАБ этого нет.

- от работников станции требуется внимательность и прилежность в исполнении своих обязанностей, в противном случае возможно отправление поезда на перегон в случае прибытия предыдущего поезда в неполном составе. То есть на перегоне вагоны остались, а туда поезд пустили.

Электрожезловая система (ЭЖС).
Это ещё более старая система, чем ПАБ, настоящий динозавр.)) Кое-где используется до сих пор.

При ней вообще никаких светофоров нет. Ни на станции, ни на перегоне. У дежурных по станции стоят электрожезловые аппараты:

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

На картинке видны жезлы в специальных желобах аппарата.
Итак, имеем две станции, между ними перегон. В каждой станции по аппарату. Чтобы отправить поезд, дежурный по станции должен вручить жезл машинисту поезда, достав его из аппарата. Только жезл является разрешением на занятие перегона. При этом, пока жезл находится у машиниста, дежурный по станции не может достать следующий жезл, аппарат механически заблокирован. Машинист, проследовав перегон и прибыв на другую станцию, возвращает жезл дежурному этой станции, тот его вставляет в свой аппарат. Когда жезл возвращён в аппарат - он разблокирует аппарат соседней станции.

Недостатки ЭЖС по сравнению с ПАБ:

- снижение скоростей движения, так как жезл невозможно передать на полной скорости, поезда для этого притормаживали, а то и зачастую вообще останавливались. Самая мякотка была, когда поезд притормаживал, жезл не удавалось передать. Тогда машинист экстренно останавливал поезд, и работникам приходилась бежать к локомотиву и/или помощнику машиниста за жезлом к работнику.
- требует от работников дисциплинированности, так как жезл легко можно прое... потерять.

В остальном ещё все недостатки как при ПАБ.


Других основных средств сигнализации и связи на РЖД нет. В качестве резервного и самостоятельного средства связи могут использоваться телефонные средства связи (ТСС), но о них я в посте не писал, так как вносят путаницу.
Надеюсь, мой пост будет полезен.)

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо. Классный пост. Интересно заглянуть в такой закрытый мир, как жд
раскрыть ветку (27)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Не за что)

раскрыть ветку (26)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне интересен порядок начала смены.

Например: у машиниста явка на 6.30 утра. Он прибыл, проходит медобследование, а него, бац (ну бывает) повышенное давление. Что делают с машинистом?

раскрыть ветку (25)
Автор поста оценил этот комментарий

Отстранят от поездки тогда. Возможно, пойдёт на больняк.)

раскрыть ветку (24)
5
Автор поста оценил этот комментарий

ну ему ехать! а кто его заменит? а поезд должен выйти вовремя.

Есть дежурные машинисты или как?

раскрыть ветку (23)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Тут могут быть варианты:

1. Вместо него едет машинист, у которого заболевший должен был принять поезд. Но это если его рабочее время позволяет (нельзя работать больше 12 часов).

2. Вместо него едет машинист, который в это время закончил работу на другом маршруте, но ему ещё можно поработать (не выработал 12 часов).

3. Вызванивают машиниста, который живет близко возле станции. «Собирайся быстро, Иванова отстранили!»

Запас времени от явки на работу до отправления поезда есть, можно замену найти.

раскрыть ветку (22)
5
Автор поста оценил этот комментарий

а если вызваниваемый накануне с Дня рождения друга (однополчанина, любимого кота)?)))

раскрыть ветку (12)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Я, кстати, близко у депо живу. Пару раз меня вызванивали, когда я был изрядно навеселе.)) Так и говорил, мол, выпил я.))

Обязанности выходить нет, сугубо добровольное дело.)

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо) вопросов пока боле не имею!

Продолжайте публикации, занятно!

раскрыть ветку (9)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати, когда-то давно 31-го декабря и 1-го января реально дежурили бригады. Потому что многие уходят на НГ на больняк, некоторые с бодуна придут - замены нужны.

Но это отменили. Потому что эффективные менеджеры не хотели платить деньги дежурным бригадам (они же по среднему за каждый час получали). Да и сами бригады не были в восторге сидеть на дежурстве под бой курантов.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

и сильно драли тех кто с "выхлопом" приходил?

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я помню, когда еще не было сотовых телефонов, отец меня просил взять трубку стационарного и сказать, что его нет, что бы не вызвали на работу. А бывало явку после смены не давали и могли позвонить хоть ночью и сказать: черезе 3-5 часов явка
2
Автор поста оценил этот комментарий

4. Вместо него едет дежурный инструктор

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В моем депо такая практика не применяется.)

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

У нас периодически было время, когда ВСЕ инструктора были в линии за машинистов.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

У нас некоторые инструктора были и есть вообще негодными водить поезда.)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И невыездные поехали. Потом кассеты прятали.

Автор поста оценил этот комментарий

у меня под новый год и начальник депо до Мариинска ездил

1
Автор поста оценил этот комментарий

У меня родственник машинист, насколько я помню из обрывочных сведений с застолья с ним:


Есть такое понятие как дежурство.

То есть допустим у тебя два выходных, и один из них(я так понимаю то ли обоюдно, то ли это входит в график) у машиниства дежурство.

В это дежурство он должен быть готов, что его в любой момент вызовут, и он должен в течении какого то определенного времени приехать в депо.

За это дежурство сколько то доплачивают, но разумеется меньше, чем если ты в этот момент на полноценной смене.

И как я понимаю, таких машинистов на дежурстве может быть много, тут лишь вопрос составления графика.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Есть вызывная система, есть графиковая. В вызывную да, будешь сидеть на телефоне, в графиковой на месяц тебе работа уже расписана с явками по числам и времени заступления.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ну я обьяснил как мог, что бы принцип был понятен. А так да, спасибо за разьяснение,буду знать.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку