Как поезда друг в друга не врезаются

Этот пост пилю по многочисленным "просьбам". Часто в комментариях вижу одни и те же вопросы, мол, расскажи, как поезда друг за другом идут и не врезаются. Поэтому чтобы в следующий раз можно было просто закопипастить ссылку на пост - я его, собственно, и создаю.
***
Особенностью железнодорожного подвижного состава является его огромная кинетическая энергия. С одной стороны, это хорошо, так как благодаря этой особенности жд-транспорту и удаётся тратить минимум топлива на единицу перевезённого груза/пассажира. С другой стороны, поезда обладают огромным тормозным путём, который зачастую больше, чем расстояние, на которое видит и контролирует машинист. Поэтому движение поездов не может быть организовано "из кабины". Со способами разграничения поездов я вас и познакомлю.


Автоматическая блокировка (или АБ).
На данный момент это основной вид сигнализации и связи.

Суть её простая, многие из вас в курсе. Между станциями перегон разделен на блок-участки. Между блок-участками установлены проходные светофоры. Длина блок-участка подобрана таким образом, чтобы поезд, имеющий самый большой остановочный путь на этом участке, проследовав светофор, успел остановиться, если с машинистом что-то случилось, и сработал авто-стоп (экстренное торможение), не проезжая следующий светофор.

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

Машинист по показанию проходного светофора может понять, сколько перед ним блок-участков свободно. При жёлтом огне - один блок-участок за ним свободен, следующий светофор красный. Зелёный светофор - впереди свободны два или более блок-участка. Если АБ четырёхзначная, то у неё есть ещё жёлто-зелёный светофор (впереди свободны два блок-участка), а зелёный означает свободность трёх или более блок-участков. Красный светофор в любом случае означает занятость блок-участка за ним, требует остановку.
При АБ показания путевых светофоров передаются по рельсам на локомотив, в кабинах их дублирует локомотивный светофор, что ещё более усиливает безопасность движения.

Есть более продвинутый вид сигнализации и связи - АЛСО (автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи). Это та же АБ, только проходных светофоров нет, вместо них - сигнальные знаки "Граница блок-участка". Машинист же руководствуется показанием локомотивного светофора. Как-то так:

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

Ещё более продвинутой и перспективной является АЛСО с подвижными блок-участками. Эта та же АЛСО, но только она не имеет фиксированных географически блок-участков. Выше я писал: "длина блок-участка подобрана таким образом, чтобы поезд, имеющий самый большой остановочный путь на этом участке, проследовав предыдущий светофор, успел остановиться, если с машинистом что-то случилось, и сработал авто-стоп (экстренное торможение), не проезжая следующий светофор". А что, если у нас идёт поезд с коротким тормозным путём? Он может остановиться, например, за 600 метров, зачем его аж на два километра отделять от хвоста другого поезда? Таким образом и формируются "подвижные блок-участки". Для каждого поезда будут свои длины блок-участков в зависимости от их остановочного пути. Система видит, какой поезд следует, и подбирает для него свои длины блок-участков. АЛСО с подвижными блок-участками позволяет чуть ли не в 1,5-2 раза уменьшать интервалы между поездами без потери скорости по сравнению с классической АБ.

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ).
Слегка устаревшее средство, но кое-где применяется до сих пор.
Суть её такова. Между станциями перегон не разделён на блок-участки как при АБ. Поезд отправляется со станции и единолично занимает весь перегон. Пока он не прибудет на следующую станцию, и дежурный по этой станции не убедится, что поезд прибыл всем составом - следующий поезд на этот перегон не отправится.
На локомотивный светофор при ПАБ никакие показания не дублируются.

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

Недостатки ПАБ очевидны:
- низкая пропускная способность. Перегон может быть длиной в 20/30/40/n километров, поезд может следовать по нему хоть целый час - и всё это время следующему поезду нужно ждать. В то время, как при АБ следующий поезд можно отправить через 4-6 минут.

- нет контроля за состоянием рельсовой цепи. С помощью кодов, передающихся по рельсам на локомотив при АБ машинист может контролировать, цел ли перед ним путь. При ПАБ этого нет.

- от работников станции требуется внимательность и прилежность в исполнении своих обязанностей, в противном случае возможно отправление поезда на перегон в случае прибытия предыдущего поезда в неполном составе. То есть на перегоне вагоны остались, а туда поезд пустили.

Электрожезловая система (ЭЖС).
Это ещё более старая система, чем ПАБ, настоящий динозавр.)) Кое-где используется до сих пор.

При ней вообще никаких светофоров нет. Ни на станции, ни на перегоне. У дежурных по станции стоят электрожезловые аппараты:

Как поезда друг в друга не врезаются Машинист, Электричка, Железная дорога, Сцб, Длиннопост

На картинке видны жезлы в специальных желобах аппарата.
Итак, имеем две станции, между ними перегон. В каждой станции по аппарату. Чтобы отправить поезд, дежурный по станции должен вручить жезл машинисту поезда, достав его из аппарата. Только жезл является разрешением на занятие перегона. При этом, пока жезл находится у машиниста, дежурный по станции не может достать следующий жезл, аппарат механически заблокирован. Машинист, проследовав перегон и прибыв на другую станцию, возвращает жезл дежурному этой станции, тот его вставляет в свой аппарат. Когда жезл возвращён в аппарат - он разблокирует аппарат соседней станции.

Недостатки ЭЖС по сравнению с ПАБ:

- снижение скоростей движения, так как жезл невозможно передать на полной скорости, поезда для этого притормаживали, а то и зачастую вообще останавливались. Самая мякотка была, когда поезд притормаживал, жезл не удавалось передать. Тогда машинист экстренно останавливал поезд, и работникам приходилась бежать к локомотиву и/или помощнику машиниста за жезлом к работнику.
- требует от работников дисциплинированности, так как жезл легко можно прое... потерять.

В остальном ещё все недостатки как при ПАБ.


Других основных средств сигнализации и связи на РЖД нет. В качестве резервного и самостоятельного средства связи могут использоваться телефонные средства связи (ТСС), но о них я в посте не писал, так как вносят путаницу.
Надеюсь, мой пост будет полезен.)

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
81
Автор поста оценил этот комментарий
Теперь я знаю как приблизительно выстраивать дороги в железнодорожном экономическом симуляторе, спасибо было очень познавательно.
раскрыть ветку (25)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Подскажите пожалуйста, в каком экономическом симуляторе про жд может пригодится эта инфа? Пока не встречал такой игры.

раскрыть ветку (23)
36
Автор поста оценил этот комментарий
Ну как вариант Transport Fever, сам играю в Railway empire, и все не мог понять как построить систему сигналов для железной дороги что бы поезда ходили с минимальными задержками между собой.
раскрыть ветку (9)
21
Автор поста оценил этот комментарий

А как же Factorio? Хоть это и не экономический симулятор, но железные дороги крутые, и при большом количестве поездов быстро показывают, в каком месте накосячено - если не столкновениями поездов, то так называемым deadlock-ом (когда без ручного управления уже не разблокировать участок), или просто долгими простоями поездов.

раскрыть ветку (5)
10
Автор поста оценил этот комментарий

В игре Factorio, если  я понял, упор сделан в основном на организацию цепочек производства как таковых. Хоть колбасу выпускай, хоть поезда катай... Мне было интересно именно про применение АБ в играх про ж.д.

раскрыть ветку (4)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Совсем нет. Когда доходите до определённого этапа развития, то возня с ЖД обязательна. И как раз в Factorio всё сделано по правилам, включая проходные светофоры и так далее. Более того, из-за весьма хорошей симуляции всего этого, у достаточно большого кол-ва людей возникают проблемы с постройкой ЖД путей и они пользуются готвыми чертежами, потому что иначе ничего не получается, по причине отсутствия необходимых знаний и понимания как это всё работает.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Рад видеть человека разделяющего интерес к этой игре. Сам я так, копошусь в ней, полноценно ещё не понял ее, но вижу глубину проработки игры и ее потенциал. Это и манит
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Главное вовремя остановиться.

Иллюстрация к комментарию
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, что рассказали. Так глубоко с игрой Факторио до этого дня не знакомился.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо.Насчет Railway empire, я не нашел достаточного терпения, чтобы "научить" поезда ездить по светофорам.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Да легко там вообще. Одна из простых систем. В workers and resources тоже есть железка. Есть ещё более древние динозавры, но у меня глаза текут от их графики.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Попробуй ещё игру Mashinky
Она еще в раннем доступе, но все равно достаточно интересно играть, если нравятся игры про поезда
10
Автор поста оценил этот комментарий
Mashinky
Там есть эти светофоры. Я поначалу ставил только на въезде и выезде со станции, потом как-то допер, что это неэффективно, и лучше ставить их еще через какое-то расстояние. Прям читал и так горд, что в игрушке сам до этого додумался)
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

так там же автоматически можно поставить такой режим установки светофоров)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Эта функция относительно недавно появилась, с последними обновлениями
10
Автор поста оценил этот комментарий
OpenTTD
6
Автор поста оценил этот комментарий

Transport tycoon , дедушка. Щас есть openTTD, куда получше оригинала. Вот там эти перегоны и блокировки осознаешь,  когда у тебя не одна ветка.  А когда их под полусотню? ой бля.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ой бля. Давно не играл. Ну бывает, да.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Нинада!!! Я что. зря его сносил (достал тягомотностью и необходимостью перманентной "ручной подстройки")

1
Автор поста оценил этот комментарий
Есть новый voxel tycoon
2
Автор поста оценил этот комментарий

Попробуйте Factorio. Это не совсем экономический симулятор, но ЖД там похожие и вообще игра стоит десяти своих стоимостей.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
ЖД там играет немалую роль. И присутствуют проходные светофоры, которые действуют именно так, как описано в посту. И именно так я их на длинных перегонах и пересечениях и использовал
2
Автор поста оценил этот комментарий
Transport tycoon
Автор поста оценил этот комментарий

не слушай никого, лучше open transport tycoon с модами ничего еще не придумали.

Автор поста оценил этот комментарий
Mashinki. Чудесный тайкун.
1
Автор поста оценил этот комментарий

transport tycoon deluxe -наоборот оттуда как бы и узнаёшь, как оно бывает на самом деле - строишь большую магистраль, к ней ветки присобачиваешь, а так как траффик большой становится, то проходные вот эти вот и ставишь автоматом через сколько там - 7 клеток.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку