Как открыть коворкинг в Москве. Часть 2
Привет, я делюсь тем, как я открывал офисы ко-воркинга FreeDom в Москве с нуля.
В части 1 можно почитать как я сделал обзор рынка и рассчитал цену для аренды 1-го рабочего места. Следующим шагом было найти площадку.
Каждый вариант под коворкинг FreeDom я рассматривал с двух точек: расположение и характеристики самого помещения.
Я написал список требований и проранжировал их. Среди наиболее важных по месторасположению помещения я выдели:
- Наличие рядом больших университетов, ПТУ, их общежитий. Так как вначале я ориентировался на таких же как я, студентов и недавних студентов, мне казалось это очень важным.
- Соседство с офисами крупных компаний. Я также рассчитывал, что возможно большим компаниям может не хватать своих переговорок под встречи или под свои проекты и им может быть полезен офис по соседству. Проще говоря, я искал пути как быть ближе к своей аудитории.
- Шаговая доступность до метро.
- Наличие дешевой или бесплатной, а главное свободной парковки рядом со зданием. Это было важно.
Также при расположении плюсом для меня являлись инфраструктура в здании, вокруг (кафе, магазины, парикмахерские), спортивные центры вокруг, панорамный вид, расстояние от парка не более 10 минут. Мне хотелось, чтобы мой офис стал центром жизни человека. Поработал – пошел погулял, поработал – выпил чашечку кофе, поработал – сходил снять напряжение в спортзал. И так далее.
К самому помещению список требований был длиннее. И чем больше я ходил площадки, тем длиннее он становился.
- Простота доступа- вход в здание, 24 часа. Это мега-важно. Помните, мне нужно, чтобы люди могли прийти поработать в коворкинг FreeDom в любой время, хоть в 4 утра, хоть в воскресенье. Всегда!
- Устойчивый интернет канал - не менее 1 Гбит/сек. Это самый минимум.
- Устойчивость связи 4G.
- Устойчивость организации WI-FI, отсутствие помех. Я выяснил, что в некоторых точках Москвы есть сложность с настройкой WI-FI.
- Вывоз мусора. Казалось бы, мелочь, но это может стать огромной и дорогой проблемой в будущем.
- Возможности установки в здании банковского оборудования. Некоторые центры могут запрещать это делать, поскольку это может противоречить желаниям «якорных арендаторов».
- Возможности установки в здании торгового оборудования. Тоже самое.
- Система вентиляции 50м куб/час на 4,5 м кв. площади. Воздуха, больше воздуха. 😊
- Возможности перепланировки. У меня изначально в плане было построить минимум две переговорки на площадки коворкинга FreeDom.
- Электро-мощность 0,5 КВт на 4,5 м кв. площади.
- Холодная вода 25 л. В сутки на 4,5 м кв.
- Горячая вода 5 л на 4,5 м кв.
- Туалет не менее 1 на 65 м кв. Это вот совсем не мелочь. Когда я разговаривал с некоторыми людьми, которые работают в коворкингах, они при выборе места, специально ходили сначала посмотреть туалет. Понимаете насколько это важно для некоторых?
И это не конец списка. Также важно для меня было высота потолков > 3 метров; наличие отдельного входа (кстати так и не нашел), возможность организации Зона отдыха, курилка, организация уборки помещений в здании, IT специалисты в здании (чтобы можно было оперативно решить проблемы с интернетом и другие), сантехник и электрик в здании, система кондиционирования, стеклопакеты, возможность организации кухни (своя миникухня в коворкинге – это моя мечта), наличие место для телефонных переговоров, наличие возможности организации душа 1 на 100 кв. м.
Ещё я смотрел какие лифты в здании, кто соарендаторы и вообще есть ли они, есть ли гардероб или можно ли его сделать и другие мелочи.
И вот с этими огромным списком требований и совсем скромной суммой на аренду я объездил, как мне кажется, всю Москву. В общей сложности это заняло около полугода.
В какой-то момент мне стало казаться, что это нереально. В некоторых местах со мной отказывались разговаривать, так как выгляжу я очень молодо. Приходилось уговаривать ездить со мной отца. В каких-то центрах, несмотря на всю кажущуюся современность, все впечатление портили охранники на входе, которые мне кажется мечтали на полиграфе всех входящих проверять. Настолько они усложняли процедуру выдачи пропуска.
Поэтому, когда я нашел свой первый офис, то сначала не верил. Рядом с метро Новые Черемушки. И это мое любимое место вместе с отцом. Родное место из детства. Там раньше находилась «мини-гобушка», три этажа техники, где можно было бродить и разглядывать всякие новые интересные штуки как , например, первые огромные КПК. Я вместе с отцом мог пропадать там часами. И там я нашел площадку для офиса FreeDom: рядом с метро, разумная арендная плата, большие окна и очень красивый вид на МГУ. Можно смотреть салюты прямо как из вип-ложи. Я был счастлив.
Второй офис FreeDom помог найти знакомый моего отца. Вначале я был настроен крайне скептически к этому варианту, потому что он далеко от метро, и там сложно дойти от входа до двери коворкинга (поворотов пять и еще лестница). Но, когда мы туда приехали, и мне, и отцу там очень понравилось. Все минусы, и несоответствия списку требований, перебила удивительная творческая атмосфера этого здания. Там находится центр Todes и выставка картин. И есть огромный светлый атриум, и рядом красивый вид на реку. И, низкая цена аренды. 😊
Так, у меня появилось два офиса, которые нужно было отремонтировать, оборудовать, прорекламировать. И вообще, оформить аренду на юр.лицо. А для этого еще открыть юр.лицо.
Об этом я расскажу в следующих постах.