200

Как офицеры слетали в Москву пивка попить

История произошла в начале 70-х в СССР.

Прошло уже, наверное, года два, как мы, вчерашние курсанты, вылетели из нашего гнезда и разъехались в разные стороны нашего необъятного Союза служить Родине. Не думали, не гадали, но как-то само собой получилось, что у нас троих закадычных училищных друзей совпали отпуска и мы встретились в нашем родном городе, из которого все трое и призывались. Один из нас успел за это время жениться и приехал с женой, двое холостяковали. Само собой, встречались в отпуске почти каждый день.


Вот и в этот день всем троим почти одновременно пришла в голову идея попить пива. Само собой, подготовились к этому мероприятию как полагается. Затарились хорошо просушенным донским лещом, а заодно и таранкой. А вот с самим пивом получился облом. Обычно мы, не мудрствуя лукаво, собирались возле самой заурядной пивной на открытом воздухе. Стол, пара скамеек, навес на случай дождя, да много ли бывалому военному надо. Самое главное, в этой пивной почти всегда было свежее бочковое пиво. Когда был очередной завоз, хозяин поднимал над своим заведением воздушный шарик, который был виден издалека. Все желающие приобщиться к живительному источнику вдохновения и знающие смысл этого незатейливого сигнала, ручейками стекались к точке сборки.


Но в этот день шарика не было, как не было и самого пива. Как сказал хозяин, безнадёжно коротающий время за пустой стойкой, один пивзавод на ремонте, а второй вот уже который день стоит из-за какой-то аварии. Так что разливного пива во всём городе не сыщешь. А с бутылочным пивом в советские времена тоже был почти постоянный напряг.


Однако, наш неиссякаемый энтузиазм и запах рыбы, доносившийся из нашего портфеля, не давал покоя и воодушевлял на поиски целебного напитка. Двинулись на вторую пивную точку. Кто-то из таких же страждущих обмолвился, что вроде бы по слухам там пиво было. Увы, пусто. Совсем уже отчаявшись, кинулись в третье место. Но и там нас ждало разочарование.


Сели пригорюнившись, призадумались. Тут мимо нас проплывает прохожий, несущий в сетке-авоське (были такие в советскую пору) пару бутылок «жигулёвского». Краткий экспресс-опрос показал, что раздобыл он его в буфете аэропорта. Ну, полчаса езды для совсем уж было отчаявшихся мужиков, не препятствие в таком святом деле. Втискиваем свои тушки в муниципальный транспорт и двигаемся в аэропорт.


Но и в аэропорту полное фиаско. Было пиво с утра, но его быстро разобрали. Ещё бы. Последний оплот надежды пал под ударами непреодолимых обстоятельств. Ну не расставаться же трём камрадам на сухую. Да и рыбу надо бы как-то оприходовать. Приземлились в том же буфете аэровокзальном, заказали по сто грамм, сидим, заливаем стресс. И тут, слышим, по радио объявляют: «Имеются свободные места на самолёт рейс такой-то Ростов-на-Дону – Москва». Сначала этому объявлению никто из нас значения не придал, мало ли куда есть свободные места. Но тут Славка вдруг задумчиво изрекает: «Хм, а ведь в Москве пиво наверняка есть. Хотя бы в том же аэропорту». Мысль эта показалась всем здравой и отторжения ни у кого не вызвала. В самом деле, до Москвы лететь всего час с небольшим. Деньги на билеты у всех были, удостоверения личности по военной привычке тоже при себе, отчего бы и не слетать. Сказано – сделано. Берём билеты в один конец и двигаемся на посадку.


Конечно же, пиво в столице было. Даже не пришлось из аэропорта куда-то ехать. Вот тут уж мы развернулись от души. Хорошо посидели, душевно. Такое возможно только старым закадычным друзьям, спаянным четырьмя годами одной курсантской казармы и общей профессией. Нашлось о чём потолковать, что вспомянуть.


Время протекло как-то совсем незаметно. Пора бы и до дому, до хаты. Сунулись в кассу аэропорта за билетами, а их-то и нет. От слова совсем. По крайней мере, на сегодня. Оно, конечно, не смертельно. Улететь можно и завтра, но только дома-то ждут. Кого родители, а кого и верная жена. Волнуются. И что они подумают, если их мужики не явятся на вечернюю поверку?


Здраво поразмыслив и обсудив эту тему, отправились в аэропортовское почтовое отделение и на междугородный переговорный пункт. Двое позвонили своим старикам и предупредили, чтобы те не волновались. А наш женатый товарищ за неимением домашнего телефона дал своей жене телеграмму: «Задерживаюсь в Москве. Буду завтра утром». Уж не знаю, что его благоверная подумала, получив такую вот депешу от мужа, который вышел из дома «на полчаса» купить сигарет.


Вот так и слетали в Москву пивка попить. Всё-таки у русского офицера широкая душа.

Армейский Шифровальщик: https://zen.yandex.ru/army_corder

Найдены возможные дубликаты

+8

У меня батя с друзьями так в начале 80-х с Ямала летали за пивом в Москву.

Север, зима, на улице -50 по товарищу Цельсию. Батя с друзьями собрались что то отмечать. Отмечали самогоном. Но в процессе компании захотелось пивка. Ну понятно, что в 80-х, вечером, на Крайнем Севере пива найти не просто сложно, а в принципе невозможно.

Слетали в Москву. Попили пива. Вернулись на следующий день.

раскрыть ветку 2
0

а я думал, в то время! билеты военным по удостоверению были бесплатными.... пиздешь наверное, коммунизм то да сё...

раскрыть ветку 1
0

Я не говорил что батя военным был. Он им не был. Просто ситуация аналогичная. Билет, насколько я помню, стоил рубля 3-5.

+5

Тогда билеты на самолет недорогие были:( У меня родители запросто летали например в музей в Питер. Или Москву позырить погулять

раскрыть ветку 3
0
Тогда и пиво в аэропорту подешевле было
0

Плановая централизованная экономика позволяла сделать стоимость билета на самолёт Владивосток-Москва по цене 10 бутылок водки.

раскрыть ветку 1
+5

Просто государство за всё платило. В сети есть достаточное количество расчётов во сколько при СССР обходились услуги гражданам и сколько за них реально платило государство.

Но мы ж сами захотели капитализма, а теперь ностальгируем.

+7

А сейчас, продал почку, полетел в Москву,  а там или помои магазинные или крафт за цену второй почки.

раскрыть ветку 5
+3

А сейчас пиво продают на каждом углу.

раскрыть ветку 1
+4

У нас офицеры с полигона (Казахстан, Приозёрск) на выходные летали с жёнами погулять по Москве - бесплатным бортом МО СССР, который курсировал до полигона и обратно каждые 2 дня.

3 часа 40 минут лететь до Москвы было, правда обратно облом - прилетаешь на 6 часов 40 минут позже времени вылета.

0
У вас почки по 4-8 тысяч стоят? Если уж про РнД, то и ещё дешевле.
раскрыть ветку 2
0

А вы даже намек на чувство юмора за крафт заложили?

раскрыть ветку 1
+2

С батей в отпуск летали в Москву из Алма-Аты)) 1980 год. Олимпиада, ЕПТА!!!! 68 рублей на Ту-144 , 48 рублей на Ту-154))) З/п батина в то время 360 р.))

0

Я так в этом году в Самаре оказался.

0

А у меня дядька с Тикси старлеем летал на выходных в Питер по ресторанам... Зарплат позволяла

0

Во время учёбы в институте (конец 70-х) мы ездили за сигаретами из  Тольятти в Москву. С куревом что-то тогда совсем плохо стало. В магазине одни гаванские сигары по рублю за штуку остались. Собирали в общаге денег на десяток блоков и обычно вдвоём с кем-нибудь отправлялись. Поезд уходил вечеров, утром в Москве. Вечером обратно - на утро в Тольятти. Билет в плацкарте по 50% студенческой скидке стоил 6 рублей. Дорога естественно окупалась ;)

раскрыть ветку 4
0

Вообще то поезд из Мск в Тольятти и обратно нихрена не ночь идёт.а 18-20 часов.это в 4 в Тольятти садишься - приперно в 11 утра в Мск и наоборот

раскрыть ветку 3
0
В Оренбург с Москвы в ночь идёт и 30 лет назад так же ходил, через Самару точно проходит, и через Тольятти тоже, думаю.
0

Не знаю как из Тольятти а из Куйбышева фирменный поезд "Жигули" отходил примерно в 14.00 и приходил в Москву в 8.00. Тот -же поезд отправлялся обратно где-то в 20.00. Так что целого дня на поиск апельсинов, копчёной колбасы по госцене, и прочих ништяков вполне хватало.

0

Возможно и так. Но помню, что ночь ехать. А зимой ночи длинные...=)

0

...кто-то из нас летит в...

Иллюстрация к комментарию
0

Было время, на выходные на моря летали винца попить. Батя с сослуживцами любили в Грузию по тихому вечерком в пятницу и до воскресения. На зп комитета можно было себе позволить без сильного удара по карману.

раскрыть ветку 5
+3

Батя в чине майора РВСН на полигоне в Казахстане получал порядка 350 рублей в месяц. Билет на самолёт до Москвы стоил как две бутылки водки - что-то порядка 7.5 рублей.

раскрыть ветку 4
0

Это на наши деньги 35000 и 750 рублей за билет!?

раскрыть ветку 3
Похожие посты
36

Летописец Москвы

Москва была его музой – и главной героиней всех фотографий. Вот «Интурист», вот открытый бассейн «Москва» и колесо обозрения в парке Горького. Всего этого уже в городе нет – но есть фотолетопись, оставленная нам Наумом Грановским.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

По его фотографиям можно легко проследить, как менялась Москва в течение десятилетий. В принципе, в этом и был его план: он часто снимал одни и те же места в столице с перерывом в несколько лет – хотел показать, как меняется любимый город.


При том что коренным москвичом Наум Самойлович не был.


Грановский родился в 1910 году в городе Александрия – ныне Кировоградская область Украины


Едва дождавшись 16-летия, буквально с котомкой за плечами он отправился покорять Москву. Увлечение фотографией началось у него за три года до этого, когда отец подарил ему первый в его жизни фотоаппарат.


Процесс настолько увлек мальчика, что все дни он посвящал съемкам, а все ночи – проявке пленок. Лабораторией – ввиду отсутствия прочего выбора – был определен санузел. Учитывая, что семья жила в коммунальной квартире, увлечение Наума причиняло огромные неудобства остальным жильцам.


Запершись в туалете, Наум туда никого не пускал, пока все фотографии не были до конца проявлены.


Покинув же «лабораторию», юноша зачастую проходил уже вдоль колонны изможденных ожиданием соседей – и от каждого получал тумаки.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

По приезде в 1926 году в Москву юноша чудом устроился в только что созданный при ТАСС отдел пресс-клише, миссией которого было снабжать все печатные советские издания иллюстративным материалом.


Сотрудников в отделе было поначалу совсем немного: два фотокорреспондента, два лаборанта и два «подмастерья», одним из которых и стал Наум. Первоначально он отвечал лишь за поддержание чистоты в помещении, затем был допущен к проявке, печати и сушке снимков, а вот уже только потом – к съемкам.


В 1930 году ТАСС стал одним из учредителей акционерного общества «Союзфото», в состав которого вошли организации «Пресс-клише» и «Фотохроника» с собственной фабрикой фотопечати. Грановский был переведен в штат «Фотохроники» – и именно там он, кстати, и проработал до конца жизни.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

В какой-то момент Грановского привлекли к работе в «Изогизе» – крупнейшем в стране издательстве по выпуску изобразительной продукции.


Пропагандируя коммунистические идеалы через средства изобразительного искусства, издательство привлекало к сотрудничеству лучших фотомастеров: их работы после печатались миллионными тиражами на марках, открытках и плакатах.


Строительная и архитектурная съемки – именно они показывали всей стране и миру величие нового молодого государства – были в приоритете.


Их поручали только лучшим из лучших – Грановскому, Александру Родченко и Борису Игнатовичу.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

Грановский вряд ли тогда мечтал заниматься преимущественно архитектурной съемкой, но прилежно выполняя поставленные перед ним задачи, все больше и больше втягивался в процесс. Постепенно он сделал Москву главным героем своих снимков – и дальше уже всегда воспринимал город именно как живого человека.


В этот момент и стало понятно, что фотографии Грановского, пожалуй, переросли марки: их начинают публиковать все центральные издания страны.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

На его снимках всегда была не просто техническая репродукция городской архитектуры, а настоящая жизнь, наполненная духом времени на фоне площадей, фонтанов, улиц и проспектов.


Сегодня трудно представить, что этих фотографий могло бы не быть – при этом известно, что еще на заре карьеры Грановский чуть было не лишился зрения во время работы.


Вот как сам мастер рассказывал об этом: «Это было в 31-м. Фотохроника ТАСС в Армянском переулке. И все мы такие молодые. Получаю задание сделать снимки для многотиражки Шатурской электростанции. Еду в Шатуру. Один из сюжетов – лучший кузнец. Захожу к кузнецу. В кузнице его темнота как в… в общем, как в старой кузнице. Была у меня магниевая машинка фирмы “Агфа”. Я ее зарядил магнием, взвожу – и в то же мгновение пружина срывается. Машинка у меня в руках, под самым подбородком – и вся вспышка идет мне в лицо. Первое, что крикнул: “Держите камеру”. А самого в больницу. Там смазали обожжённое лицо каким-то средством и сказали, что видеть буду – роговица цела».

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

Через несколько часов он вернулся в кузницу и закончил съемку.


Ранен Грановский был и во время войны, в годы которой был представлен к медали «За боевые заслуги», а также награжден орденом Красной Звезды.


Почти всю оборону Москвы военкор газеты «Тревога» Особой московской армии противовоздушной обороны проводил на передовой линии фронта.


По фотографиям техник-лейтенанта Грановского вся страна следила за тем, как обороняется столица. Эти уникальные свидетельства войны сегодня хранятся в Центральном музее Вооруженных сил.

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

После войны Грановский ездил по всему Союзу: фотографировал, проводил семинары, делился опытом и знакомил коллег с новинками фотографической техники. Но о главной героине своего творчества не забывал ни на миг.


Коллеги всегда шутили: «Нет ни одной крыши в Москве, которую не облазил Грановский». И это было действительно так.


Вот как он сам описывал свою работу: «Я проводил съемку Москвы по точно разработанному плану-сценарию, в котором были указаны объекты съемки, время съемки, точки съемки. Все данные были разработаны в результате длительных предварительных наблюдений. Вот, например, краткая выдержка из моего расписания :


1) 1-я Мещанская улица. Съемка с 10 до 11 часов утра с подмостков строящегося дома. Построение кадра по диагонали.


2) Крымский мост. Съемка с 12-30 до 13 часов. Съемка сбоку по диагонали.


3) Охотный ряд. Съемка с 17-30 до 18 часов с крыши гостиницы “Националь”».

Летописец Москвы Фотограф, СССР, Москва, Длиннопост

То есть он тщательно и кропотливо выверял каждую деталь, прежде чем нажать на спуск фотоаппарата. Он знал, в какое время суток и куда нужно ехать, когда на тот или иной объект лучи солнца упадут оптимально должным образом.


Отсюда и невероятная гармоничность каждой его композиции, с четко выверенным стилем и узнаваемыми профессионалами чертами «съемки Грановского».


Посмотреть на десятки лучших работ Наума Грановского можно было в Москве – 4 сентября в Центре фотографии им. братьев Люмьер проходила  выставка «Москва Наума Грановского 1920–1980 годов», приуроченная к 110-летию со дня рождения легендарного фотографа.

Автор : Алексей Викторов

Показать полностью 7
560

Прошлая Москва

1957. Серебряный бор, лето

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся 28 июля 1957 года в Москве. Лужники, прохождение делегаций, ГДР

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся 28 июля в Москве. Лужники, прохождение делегаций, Дания

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, открывшийся 28 июля в Москве. Лужники, прохождение делегаций, Кипр

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. Стенгазета

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1957. У библиотеки им. Ленина. 1 мая

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1960. Хорошевское шоссе

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1961. Встреча Ю.Гагарина

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост
Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1961. Ипподром. Зимние гонки

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1962. Лужники, Первенство Мира по конькобежному спорту, февраль

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост
Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1963. Измайлово, засыпка туннелей на подходе к станции Щелковская

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1964. Цирк. Клоуны

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

1964. Цирк. Карандаш

Прошлая Москва Москва, СССР, Фотография, Ретро, История, Длиннопост

https://humus.livejournal.com/7389263.html

Показать полностью 13
154

Как лётчики жили в СССР. Работа советского аэропорта

Как лётчики жили в СССР. Работа советского аэропорта Фильмы, Авиация, Гражданская авиация, Самолет, Аэропорт, Пилот, Летчики, СССР, Длиннопост

В своё время я зачитывался книгами Василия Васильевича Ершова. Это такой красноярский лётчик. Он отлетал в СССР и России, а на пенсии писал про свою лётную жизнь.


Его книги — романтизация профессии и неба, а летал он, кстати, на Ту-154.


Есть в его книгах и место суровой реальности, вот например:


Выходя из кабины, с благодарностью, потрясенный, человек сказал:
— Вам... вам за такой работа... миллион платыт надо!
Ага. Щас. Расщедрилась отчизна. Я к тому времени как раз добивал двадцатилетний "Москвич", заплатанный-перезаплатанный своими руками. И картошку только-только окучил, весь в мыле, между двумя рейсами.

В СССР был такой термин — «производственный фильм». Это когда зрителю показывали как специалисты работают над задачей. И если книги Ершова — своего рода производственная литература, то фильм «Аэропорт со служебного входа» — интересный пример производственного фильма про авиацию.


Начальник аэропорта Тужин справляется со снегопадом и, по сути, совершает трудовой подвиг — организует взлёт и посадку бортов в экстремальных условиях.


В этом фильме режиссёр Борис Яшин пытался показать закулисье советского авиабыта.


Маленькая пасхалочка: в одном из кадров пассажир читает книгу Артура Хейли «Аэропорт».

Как лётчики жили в СССР. Работа советского аэропорта Фильмы, Авиация, Гражданская авиация, Самолет, Аэропорт, Пилот, Летчики, СССР, Длиннопост

Тужин ловко разруливает проблемы: управляет аэропортом, поливает цветы и даже инспектирует столовую. Причём у зрителя создаётся впечатление, что именно Тужин держит на своих плечах всю эту аэропортную махину.


Тужин — это такой герой быта, человек, который попал в сложные обстоятельства, но продолжает делать работу просто потому, что кроме него — некому.


Как лётчики жили в СССР. Работа советского аэропорта Фильмы, Авиация, Гражданская авиация, Самолет, Аэропорт, Пилот, Летчики, СССР, Длиннопост

И если северный аэропорт оказался не готов к снегу — Тужин всё равно придумает как заставить самолёты садиться и взлетать.


Сегодня такой сюжет уже не увидишь. Аэропортные службы — отлаженные механизмы, а сами аэропорты — пятизвёздочные отели.


Тем и интересен этот фильм — это памятник эпохе авиации 80-х, где было место людям с безумной самоотдачей, таким как Ершов и Тужин.


Телеграм: Производственная драма сегодня

Показать полностью 2
143

На ВДНХ

Вчера шутейно отвечал одному брюзге на его  комментарий.  И пришлось  при этом  пользоваться  справочной  информацией по причине  забытости мной  некоторых фактов.

И наткнулся на такое:  оказывается на знаменитом фонтане в ВДНХ присутствует  конопля в качестве  одной  из важнейших сельскохозяйственных культур.

Жизнь за последние десятилетия несколько изменилась,  не курили тогда  коноплю,  делали из неё  ткани,  бумагу  и веревки.  Конопляным зерном канареек кормили. 

На ВДНХ СССР, Москва, ВДНХ, Фотография, Конопля, Фонтан

Взято из Википедии.

286

Мятеж на корабле «Сторожевой»

8 ноября 1975 г., капитан Валерий Саблин поднял восстание на корабле «Сторожевой». В тот день Саблин обратился к экипажу со словами: «Нынешний государственный аппарат должен быть основательно очищен и частично выброшен на свалку истории. План действий – идем на Кронштадт, а потом в Ленинград – город трех революций». Он изолировал командира корабля, самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград.

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Валерий Михайлович Саблин родился 1 января 1939 году в Ленинграде в семье потомственного военного моряка Михаила Саблина. В 1960 году окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Получил специальность корабельного артиллериста и начал службу на Северном флоте в должности помощника командира батареи 130-мм орудий эскадренного миноносца. До 1969 года проходил службу на строевых должностях и с должности помощника командира сторожевого корабля Северного флота поступил в военно-политическую академию имени Ленина. Академию окончил в 1973 году с отличием: его имя было выбито на мраморной доске среди имён других лучших выпускников академии (в ноябре 1975 года его поспешно вырубили зубилом). После окончания академии капитан III ранга Саблин был назначен замполитом на большой противолодочный корабль «Сторожевой».

Саблин разработал детальную программу переустройства общества. Саблин отличался высокой политической активностью и уже писал Хрущёву, излагая свои мысли о чистоте партийных рядов. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов в партии и стране. Огласить свою программу, указав на серьёзные ошибки и разложение советского руководства, офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой».

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Однако Саблин не мог сразу реализовать свой замысел. Корабль был новый, экипаж только формировался. Офицеры были загружены работой. В ходе несения боевой службы замполит изучал экипаж и постепенно знакомил со своими взглядами и планами некоторых его членов, нашёл среди них единомышленников. Возможность для выступления появилась у Саблина осенью 1975 года, когда корабль был направлен на плановый ремонт в Лиепаю, но перед этим получил приказ принять участие в военно-морском параде в Риге, посвящённом 58-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Некоторые офицеры корабля ушли в отпуск, их отсутствие было на руку Саблину.

6 ноября 1975 года «Сторожевой» прибыл на рейд Риги. 8 ноября 1975 года около 19 часов Саблин хитростью заманил и запер командира корабля Анатолия Потульного на нижней палубе. После этого он собрал 13 офицеров и 13 мичманов в мичманской кают-компании, где изложил свои взгляды и предложения. В частности, он заявил, что руководство СССР отошло от ленинских принципов. Саблин предложил совершить самовольный переход корабля в Кронштадт, объявить его независимой территорией, от имени экипажа потребовать у руководства партии и страны предоставить ему возможность выступлений по Центральному телевидению с изложением своих взглядов. По другой версии, Саблин планировал вести корабль в Ленинград, встать на рейд рядом с «Авророй» и оттуда ежедневно выходить в телеэфир, призывая граждан СССР к коммунистической революции, к смене брежневского партийно-государственного аппарата и установлению социальной справедливости.

Саблин предложил проголосовать за его предложения. Часть офицеров его поддержала, а 10 выступивших против были изолированы. Фактически офицеры и мичманы (даже те, кто не был согласен с Саблиным во всём и до конца) разрешили Саблину захватить корабль. Разрешили своим непротивлением, своим самоустранением от хода событий, своим согласием на арест. Затем Саблин собрал команду корабля и выступил перед матросами и старшинами. Он объявил, что большинство офицеров на его стороне, и предложил экипажу также поддержать его. Дезориентированный экипаж не оказал сопротивления. По сути, один решительный и активный человек подчинил своей воле весь экипаж. Ему мог помешать капитан, но Саблин его умело изолировал от экипажа.

Планы замполита нарушил командир электротехнической группы корабля старший лейтенант Фирсов, которому удалось незаметно покинуть «Сторожевой» и доложить о чрезвычайной ситуации. В результате Саблин утратил фактор внезапности. Он вывел корабль из порта и направил его к выходу из Рижского залива.

Вице-адмирал Косов приказал кораблям, стоявшим на Рижском рейде, догнать мятежника. Донесения о ЧП на «Сторожевом» тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Тревожный звонок застал Главнокомандующего ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Горшкова на даче; по дороге в Москву он связался из машины с министром обороны страны маршалом Гречко. Приказ министра был краток: «Догнать и уничтожить!»

По тревоге были подняты корабли пограничной охраны и Балтийского флота, а также 668-й бомбардировочный авиационный полк. Затем по приказу маршала Гречко взлетел полк стратегической авиации — ракетоносцев дальнего действия Ту-16. Пограничники просили разрешить снести ходовую рубку вместе с Саблиным из пулемётов, но Косов не разрешил. «Сторожевой» предупредили: при пересечении 20-го меридиана будет нанесён ракетный удар на уничтожение.

9 ноября в 10 часов утра адмирал Горшков передал по радио на «Сторожевой» приказ: «Застопорить ход!» Капитан Саблин ответил отказом. Маршал Гречко повторил приказ от своего имени. Вместо ответа Саблин передал в эфир обращение: «Всем! Всем! Всем!..» Корабельный радист в конце текста добавил от себя: «Прощайте, братишки!»

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Около трех часов ночи 9 ноября 1975 года 668-й бомбардировочный авиационный полк, базирующийся на аэродроме Тукумс в двух десятках километрах от Юрмалы, был поднят по боевой тревоге.

Имея на вооружении устаревшие к тому времени фронтовые бомбардировщики Як-28, полк не был подготовлен к нанесению авиационных ударов по морским целям, ночью в сложных метеорологических условиях при установленном минимуме погоды.

Командир полка, как и требует Боевой устав, начал принимать решение на удар по кораблю, заместители и начальники служб - готовить предложения по решению, штаб - выполнять необходимые расчеты, оформлять это решение и организовывать его выполнение.

Армейский экипаж самолета-разведчика, не подготовленный для таких задач, свою задачу не выполнил - корабль не обнаружил.

Экипаж бомбардировщика, осуществляющий поиск в расчетном районе нахождения «Сторожевого», практически сразу обнаружил крупную надводную цель в границах района поиска, вышел на нее на заданной высоте в 500 метров, опознал ее визуально в дымке как боевой корабль размерности эсминца и произвел бомбометание с упреждением по курсу корабля, стремясь положить серию бомб поближе к кораблю. Бомбы взорвались практически над ее поверхностью, и сноп осколков срикошетил прямо в борт корабля, который оказался советским сухогрузом, вышедшим за несколько часов до этого из порта Вентспилс.

Ошибка выяснилась довольно быстро: сухогруз в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах начало подавать сигнал бедствия, сопровождая его открытым текстом: бандитское нападение в территориальных водах Советского Союза. Корабли Балтийского флота и Пограничных войск КГБ эти сигналы приняли, доложили по команде. Сигнал бедствия это судно подавало более часа, до тех пор пока к нему не подошел один из военных кораблей. Известно, что убитых и раненых на борту не было, а ремонт повреждений судна обошелся Министерству обороны в автоцистерну спирта-ректификата и пятитонный грузовик масляной краски (все перечисленное было отвезено в Вентспилс).

И.о. командующего воздушной армией внезапно приказал поднять весь полк в максимально короткое время для нанесения удара по кораблю (при этом точное местонахождение корабля по прежнему было не известно).

Руководитель полетов на командно-диспетчерском пункте (КДП), первым поняв всю несуразность и опасность сложившегося положения, запретил взлетать без его разрешения кому бы то ни было, чем навлек на себя бурю отрицательных эмоций со стороны командира полка. К чести старого и опытного подполковника, который проявил твердость, взлет полка на выполнение боевой задачи приобрел управляемый характер. Но заранее разработанный боевой порядок полка построить в воздухе уже было невозможно, и самолеты пошли в район удара вперемешку на двух эшелонах с минутным интервалом на каждом. Фактически это была уже стая, не управляемая командирами эскадрилий в воздухе, и идеальная мишень для двух корабельных комплексов ЗУР с 40-секундным циклом стрельбы. С высокой степенью вероятности можно утверждать, что если бы корабль реально отражал этот авиационный удар, то все 18 самолетов этого "боевого порядка" были бы сбиты.

В это время самолет, осуществляющий поиск корабля со стороны острова Готланд, наконец, обнаружил группу кораблей, два из которых на экране радиолокационного прицела выглядели крупнее, а остальные выстроились наподобие фронта. Нарушив все запреты не снижаться ниже 500 метров, экипаж прошел между двумя боевыми кораблями на высоте 50 метров, которые он определил как большие противолодочные корабли (БПК). Между кораблями было 5-6 км, на борту одного из них четко был виден искомый бортовой номер мятежного "Сторожевого". Второй был корабль-преследователь. На КП полка сразу же пошел доклад об азимуте и удалении корабля от аэродрома Тукумс, а также запрос подтверждения на его атаку. Получив разрешение на атаку, экипаж выполнил маневр и атаковал корабль с высоты 200 метров спереди сбоку под углом 20-25 градусов от его оси. Саблин, управляя кораблем, грамотно сорвал атаку, энергично сманеврировав в сторону атакующего самолета до курсового угла, равного 0 градусов.

Бомбардировщик вынужден был прекратить атаку (попасть при бомбометании с горизонта в узкую цель было маловероятно) и со снижением до 50 метров (экипаж все время помнил о двух ЗРК типа "Оса") проскочил прямо над кораблем. С небольшим набором до высоты 200 метров выполнил маневр, называемый в тактике ВВС "стандартный разворот на 270 градусов", и атаковал корабль повторно сбоку сзади. Вполне обоснованно предположив, что корабль будет выходить из-под атаки маневром в противоположную сторону от атакующего самолета, экипаж атаковал под таким углом, чтобы корабль до сброса бомб не успел развернуться до курсового угла самолета, равного 180 градусов.

Произошло именно так, как и предполагал экипаж бомбардировщика. Саблин стремился не подставить борт корабля, боясь топ-мачтового бомбометания (он не знал, что у бомбардировщика нет тех авиабомб, которые нужны для этого способа бомбометания). Первая бомба серии попала прямо в середину палубы на юте корабля, разрушила при взрыве палубное покрытие и заклинила руль корабля в том положении, в котором он находился. Другие бомбы серии легли с перелетом под небольшим углом от оси корабля и повредили руль и винты. Корабль стал описывать широкую циркуляцию и застопорил ход.

Экипаж бомбардировщика, выполнив атаку, стал резко набирать высоту, держа "Сторожевой" в поле зрения и пытаясь определить результат удара, как увидел серию сигнальных ракет, пущенных с борта атакованного корабля. Доклад на КП полка прозвучал предельно кратко: ракеты пускает. В эфире и на КП полка мгновенно установилась мертвая тишина, ведь все ждали пусков ЗРУ и не на минуту об этом не забывали. Кому они достались? Ведь колонна одиночных самолетов уже подходила к точке нахождения корабля. Эти мгновения абсолютной тишины показались длинным часом. Через какое-то время последовало уточнение: сигнальные ракеты, и эфир буквально взорвался разноголосым гвалтом экипажей, пытающихся уточнить свою боевую задачу.

Самолеты полка вышли на цель, и первый экипаж колонны полка выскочил на один из кораблей преследования и сходу атаковал его, приняв за мятежный корабль. Атакованный корабль от падающих бомб уклонился, но ответил огнем из всех своих зенитных автоматических орудий. Стрелял корабль много, но мимо, и это объяснимо: пограничники вряд ли когда-либо в жизни стреляли по "живому", мастерски маневрирующему самолету.

И это атаковал только первый бомбардировщик из 18-ти в колоне полка, а кого будут атаковывать остальные? В решимости летчиков к этому моменту времени уже никто не сомневался: ни мятежники, ни преследователи. Видимо, военно-морское командование вовремя задало себе этот вопрос, и нашло на него правильный ответ, поняв, что пора прекращать эту вакханалию ударов, по сути, ими же и "организованную". В эфир открытым текстом в радиотелефонном режиме на УКВ-каналах управления авиацией многократно понеслось "Контрольным учениям сил флота и авиации - отбой".

Ещё до наглядного и показательного бомбометания по кораблю, его личный состав, начавший в инициативном порядке предпринимать меры к выводу из строя оружия и части технических средств, самооганизовался и предпринял энергичные действия по освобождению командира и офицеров.

В 10.20, еще до сбрасывания бомб самолетом, они были освобождены группой смелых матросов.

Действия командира корабля при освобождении и в дальнейшем были быстрыми и решительными. По его приказанию был вскрыт арсенал, вооружены матросы, старшины и офицеры.

Вот как рассказывает об этом сам командир «Сторожевого»:

«Я пытался выбраться из отсека, куда меня заманил Саблин. Нашел какую-то железяку, сломал запор у люка, попал в следующий отсек - тоже заперт. Когда сломал и этот замок, матрос Шеин заблокировал люк раздвижным аварийным упором. Все, самому не выбраться. Но тут матросы начали догадываться, что происходит. Старшина 1 статьи Копылов с матросами (Станкявичус, Лыков, Борисов, Набиев) оттолкнули Шеина, выбили упор и освободили меня. Я взял пистолет, остальные вооружились автоматами и двумя группами - одни со стороны бака, а я по внутреннему переходу - стали подниматься на мостик. Увидев Саблина, первое побуждение было его тут же пристрелить, но потом мелькнула мысль: «Он еще пригодится правосудию!» Я выстрелил ему в ногу. Он упал. Мы поднялись на мостик, и я по радио объявил, что порядок на корабле восстановлен».

Это был единственный случай применения огнестрельного оружия на борту «Сторожевого».

Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания. Саблин и его сторонники были арестованы. Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников.

Мятеж на корабле «Сторожевой» ВМФ, Балтийский флот, Мятеж, 70-е, История, СССР, 20 век, Длиннопост

Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в измене Родине – и приговорила к расстрелу. Следствие объявило, что вся эта политическая программа была разработана лишь с целью обмана будущих соратников: на самом же деле Саблин собирался вести корабль не в Ленинград, а к шведскому острову Готланд, где корабельный замполит намеревался попросить политическое убежище в США. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград. Саблин был расстрелян 3 августа 1976 года в Москве.

Источник : https://yandex.ru/turbo?text=https://masterok.livejournal.com/2614562.html

Показать полностью 3
933

Из истории поздравлений

Каждый год 8 марта женщинам СССР дарили сотни тысяч всевозможных поздравительных открыток. Вот те добрые открытки с 8 Марта, которые получали  наши мамы и бабушки.

Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Из истории поздравлений 8 марта, Ретро, СССР, Праздники, 60-е, 70-е, 80-е, Длиннопост, Открытка
Показать полностью 23
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: