168

Как научиться поддерживать себя?

Как научиться поддерживать себя? Психологическая поддержка, Саморазвитие, Как полюбить себя, Любовь, Галина Никишина, Близость, Совет, Длиннопост

«Нууу, опять ничего не получилось. Лучше бы не начинал(а). Ты всегда так.»


Мы очень легко себя ругаем, даже не всегда замечая это. У нас очень развит и силён внутренний критик, внутренний цензор, который точно знает как надо, как лучше и какие мы плохие. Это то, что снижает нашу самооценку, что блокирует нас в развитии и не даёт построить гармоничные отношения.


Чтобы начать развиваться, чтобы поверить в себя и узнать свою самоценность, нам необходимо дать самим себе тепло, принятие и поддержку. Дать себе все то, что мы ищем у других.


Другие не всегда имеют возможность помочь так, как нам хочется . Другие не всегда находятся рядом. Найти других, которые точно знают как нас поддержать, очень мало. Каждый человек , к которому мы обращаемся в моменты трудностей, пытается нам передать свой опыт, дать ценный совет или рассказать -как это было у него.

А это не всегда то, в чем мы нуждаемся.


Если мы постоянно ищем поддержки извне, мы становимся эмоционально зависимы, мы начинаем общаться с другими и нуждаться в них. Нужда – это очень неприятное слово, это нехватка , недостаток в необходимом или даже бедность.

И, когда мы очень сильно нуждаемся, мы выбираем не тех людей, ведь нам некогда выбирать. Когда ты голоден, то любая еда будет казаться ценностью, совсем неважно любишь ты её или нет.


Чтобы стать самодостаточным, необходимо повернуться от поиска поддержки у других к себе, стать к себе лицом. Важно увидеть себя в своей потребности и дать себе то в чём мы нуждаемся.


Жизненно необходимо развивать хорошее отношение к себе. И это не простая работа.

Иногда просто не замечаешь как сильно себя внутренне ругаешь. Я это часто называю "привычно мочишь".


Чтобы понимать -что с нами происходит, чтобы начать исправлять своё восприятие, нам надо как можно чаще обращаться к себе, заглядывать внутрь себя. Ведь мы обычно живем как поезда, мчимся от вокзала к вокзалу, не замечая остановок и не чувствуя себя живыми.


Я рекомендую, для начала, это делать по таймеру.


Да, именно так!


Заводите себе будильник на телефоне и раза три, а можно пять в день , в момент сигнала, обращаетесь к себе как к лучшему другу или к своему ребёнку .


Спросите себя:


-дорогой, как ты сейчас? как ты сейчас себя чувствуешь?

-о чем ты сейчас думаешь ? Эти мысли хорошие?

-нравится ли тебе то, что сейчас происходит? Ты делаешь это сейчас, чтобы что? Потому что должен ( должна) или потому что хочешь ?

- хочешь ли ты чего-нибудь ещё прямо сейчас? Можешь это сделать для себя?


Дайте себе тепло и поддержку ! Тогда вы не будете строить зависимые отношения, вы не будете делать то, что вам не хочется, лишь бы вас не отвергли, вы будете строить здоровые и полноценные отношения, которые будут дополнять вашу жизнь и наполнять вас радостью.









Дубликаты не найдены

+24
Прекрасно видеть такие посты на Пикабу. Они стали появляться всё чаще и больше людей обращает на это внимание. Мы создаём организацию в Новосибирске, занимаемся подобной работой с людьми. Это оказывается очень востребованным. В повседневной жизни многие совсем забывают про себя и живут по "накатанной". А подобные вещи направляют внимание на себя и помогают решить многие проблемы. Благодарю Вас за труд и за слог😉
раскрыть ветку 2
+7

Спасибо большое за отклик🙏

0

ну, пускай хоть такой костыль, если помогает.

но фундамент надежнее.

+10
У меня есть мои детские фотографии, как и у большинства, впрочем. Недавно перелистывал семейный альбом, наткнулся на несколько своих. И такие теплые чувства к себе тому испытал.
Сейчас стараюсь те чувства проецировать на себя нынешнего. И как-то приятно себя ощущаю, знаете. Умиротворенность, чсв меньше будто становится.
раскрыть ветку 12
+11

Да, супер 👏. Вы интуитивно сделали то, что надо. Я ещё рекомендую одну из детских фоток носить всегда с собой в телефоне. И, когда накрывает,  смотреть на этого ребёнка говорить с ним, спрашивать « в чем нуждаешься сейчас? Я с тобой! Я тебя никогда не брошу»

раскрыть ветку 7
0

Я ненавижу этого ребенка и мне неприятно до тошноты на него смотреть

раскрыть ветку 6
+1

Такой коммент с такой авой как-то странно сочетается

раскрыть ветку 3
+2
На аве не моя фотка =)))
0

А что не так в аватарке?

раскрыть ветку 1
+2

нужно больше информации на эту тему. понимаю, что тону и такие посты - веточки за которые хотя бы есть шанс удержаться

+2

У нас очень развит и силён внутренний критик, внутренний цензор, который точно знает как надо, как лучше и какие мы плохие.

Это то что дает нам стимул развиваться, способствует нашей адекватной самооценке и помогает построить гармоничные отношения.
Да, я написал вывод строго противоположный выводу автора статьи, и в точно такой же аксиомативной форме. Очевидно что либо автор статьи либо я ошибаемся.
А вот теперь тонкий момент: для того чтобы определить кто их нас ошибается. нужны достаточно веские аргументы, и "я так чувствую" в их список явно не входит.
Я вот могу обосновать свою позицию. А Вы можете обосновать мнение автора?

раскрыть ветку 9
+8

Внутренний цензор часто проецирует чужой опыт на наш внутренний, и как результат, адекватная самооценка может быть подавлена неоднократно. Не?

раскрыть ветку 1
+2

Да. Именно так. Сравнивать надо только себя с собой прежним.

+2

Ни вы, ни ТС не ошибаетесь.
Вопрос лишь в придирчивости внутреннего критика - у вас он, может, снисходительный и критикует непростительные косяки и прощает мелочи.
У многих других этот критик - как шизофреничный начальник или деспотичные родители и тогда человеку надо учиться не себя не только гнобить, но и поддерживать, об этом и речь.

раскрыть ветку 2
-1

Вопрос лишь в придирчивости внутреннего критика...

Не выдумывайте. Вопрос в балансе "ребенок-взрослый-родитель" вообще, и в слабости внутреннего взрослого в частности.

У многих других этот критик - как шизофреничный начальник или...

Нет.
У этих ваших многих ведущее состояние - это ребенок, который боится критики и страдает от критики. Причем не просто внутренний ребенок, а неприспособленный внутренний ребенок.
Если бы вы в такой ситуации перешли в позицию внутреннего взрослого, то все эти ваши "шизофрении начальника" превратились бы из проблемы в забавные рожицы на стекле.

и тогда человеку надо учиться не себя не только гнобить, но и поддерживать,

Вы так часто повторяете эту мантру (не только Вы лично, я имею ввиду всех ваших единомышленников), что ваш внутрнний ребенок млеет + хочет чтобы это было на самом деле. В промежутках между хотением мороженного и волшебной палочки.
Это не преступление, но проблема в том, что когда вы поддерживаете себя вы не становитесь сильнее - вы становитесь слабее. А когда вы стиснув зубы включаете внутреннего взрослого - то вам вот эта вот манящая поддержка самого себя становится просто не нужна. (вот как в Матрице: "Я смогу уклоняться от пуль? Тебе  это не потребуется!", но только на самом деле так происходит).
Вы просто берете и делаете то что вам нужно, без всякого негатива.
А когда нужно повеселиться и поиграть - включаете приспособленного внутреннего ребенка, который к придиркам "шизофреничного начальника" не восприимчив.
Ну и время от времени включаете внутреннего родителя, когда надо.... интересно, Вы или кто-нить другой сможет угадать зачем следует включать внутреннего родителя?
Это ведь очень важная и очень полезная позиция личности, в ряде случаев незаменимая. Сможете или нет? ;)

раскрыть ветку 1
+1

Я не вижу смысла что-то оспаривать. Обе версии имеют право на существование. Кому-то для движения дальше помогает слово доброе, и это я, так как автор статьи-я . А кому-то подходит пинок и палка-это вы, и вас стимулирует это. Все мы разные, и это нормально 😉

раскрыть ветку 3
-1

Я говорил не про "оспаривание", а про "обоснование". И в этом есть разница.


Кому-то для движения дальше помогает слово доброе, и это я, так как автор статьи-я... .

Ок, вы автор статьи, вы понимаете что ваши выводы в отношении какой-то немаленькой части людей не работают. Это хорошо. Собственно, для подчеркивания этого обстоятельства я написал предыдущий комментарий.
Но тогда позвольте спросить: вам религия не позволила указать в статье этот факт?
Или вы сами не видите то, что из статьи следует, что ваш подход должен подходить каждому?

раскрыть ветку 2
0

не помогает

раскрыть ветку 4
0

Не помогает что?

Приходите ко мне на группы и на игры. Это больше продвинет к себе.

раскрыть ветку 3
0
Не помогает поддержка себя самого... Это слова и даже если мозгом получается себя "поддерживать", то по факту ничего не меняется.
Куда и к кому "Вам"
раскрыть ветку 2
Похожие посты
199

В чем счастье на Земле?

В день своего семидесятилетия Станиславский оторвал клочок от бумаги, в которую были завернуты цветы, и по просьбе артистки Тихомировой что-то быстро написал ей на память... вот эти слова:


«Долго жил. Много видел. Был богат. Потом обеднел. Видел свет. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести. Был молод. Состарился. Скоро надо умирать.


Теперь спросите меня: в чем счастье на земле?


В познании. В искусстве и в работе в постигновении его.


Познавая искусство в себе, познаешь природу; жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу — талант!


Выше этого счастья нет.


А успех?


Бренность.


Какая скука принимать поздравления, отвечать на приветствия, писать благодарственные письма, диктовать интервью.


Нет, лучше сидеть дома и следить, как внутри создается новый художественный образ.


1933—20—1. 70 лет жизни».

В чем счастье на Земле? Психология, Совет, Саморазвитие, Истории, Люди, Смысл жизни, Помощь
58

Почему некоторые люди избегают отношений?

Почему некоторые люди избегают отношений? Отношения, Семья, Брак, Психолог, Галина Никишина, Саморазвитие, Длиннопост

«Если вы считаете, что можете найти средства, чтоб заставить кого-то вас полюбить, будьте осторожны. Результатом может быть не настоящая любовь, а преходящее влечение, желание обладать вашей красотой, вашим вниманием, вашим умением готовить, вашей сексуальностью, вашими способностями и вашим умом.


И когда вы перестанете соответствовать его требованиям или ее ожиданиям, то с горечью обнаружите, что любимы не по-настоящему.


Дж. Рейнуотер



Есть люди, которым сложно в отношениях быть собой . Для них это постоянный напряг, потому что они не могут быть собой, когда рядом появляется кто-то другой, не могут заниматься тем, что им хочется. Они начинают делать то, что, как им кажется, ждёт от них другой.


Например, девушка не любит готовить и вообще хозяйство у неё не в почете, но вдруг начинает печь блинчики по утрам и мыть полы каждый день. Как думаете-долго она выдержит?


Её ошибка в том, что она делает то, что как-будто от неё ожидает партнёр.


На самом деле она даже ничего не проясняет. У неё в голове есть убеждения-как должна вести себя женщина и мысль, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок». И вот она старается готовить, а иногда и он старается их есть, даже, если ненавидит блинчики.


То есть ошибка в том, что она не проясняет ожидания партнера, а делает все «как принято». Кем принято? Кому это подходит и кому нет? Хочешь ли ты это делать? Чего хочет от тебя партнёр? И главное-чего хочешь ты-остаётся за кадром.


И тогда отношения, это постоянное делание и работа . Расслабляться и заниматься своими делами, абсолютно некогда.


На одной из сессий клиентка жаловалась, что очень устала от готовки дома, а сама с большим удовольствием питается в кафе. Я спросила её-« А что будет, если ты не приготовишь?». Она растерялась, задумалась и сказала «Не знаю. Я не пробовала».


На следующую сессию она пришла радостная, потому что спросила мужа-как ему, если она не будет варить суп? С удивлением она услышала его ответ : «Нормально. Я на работе в обед буду есть первое».

А суп она варила уже лет 15 как))) представляете?


А вы задумывались когда-нибудь про себя?

Делали ли остановки, спрашивали ли себя-хочу ли я это делать сейчас и вообще?

Показать полностью
76

Три мозговые системы

Три мозговые системы Психология, Мозг, Ум, Совет, Эксперимент, Саморазвитие, Помощь, Эмоции, Длиннопост

Согласитесь, что хорошее знание любого устройства позволяет нам в нужный момент разобраться и понять, что с ним не так, что надо исправить и устранить. И наоборот, когда мы не знаем, как это работает, мы будем получать повторяющиеся негативные результаты. Точно так же и с нашим мозгом – зная его системы, характерные особенности и распределение их ответственности, мы будем лучше понимать себя, природу и сущность своего поведения.


Эти знания дают нам более глубокий уровень понимания, эффективный контроль над нашим поведением, и соответственно, возможность получать нужные нам результаты.


Представление о том, как функционирует мозг человека, даёт нам знания о том, где он может быть нашим союзником, а где, как ни странно, может тормозить наше движение. Разобравшись со взаимодействием его систем в контексте нашей темы, изучив навыки мозга, мы получим ключ к пониманию того, почему многие люди не могут достичь своей мечты, и как можно избежать напрасных усилий при её достижении.


Итак, заглянем внутрь своего мозга и посмотрим, как поживает эта «коммунальная квартира».


Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает ретикулярный (рептильный) мозг, эмоциональный (лимбический) мозг и визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).


1. Рептильный мозг (R-комплекс) – мозг млекопитающих.


Существует 100 млн. лет, он – самый древний. Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это:


— инстинкт размножения,


— защита своей территории,


— агрессия,


— желание всем обладать и всё контролировать,


— следование шаблонам,


— имитация, обман,


— борьба за власть, стремление к иерархическим структурам,


— ритуальное поведение,


— контроль меньшинства.


Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей. Говоря на современном языке – «победитель получает всё», «у кого сила, тот и прав», «победителей не судят». Не даром убийцу мы обычно называем «хладнокровным», а философ Николо Макиавелли провозглашал принцип «растить в себе зверя». Так же меня почему-то не покидает мысль, о том, что рептильный мозг ярко проявляет себя в поведении наших политиков, да и “власть имущих” вообще.


Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма. Следовательно, он всегда воспринимает окружающий мир негативно, как полный угроз и подвохов.


Рептильный мозг видит мир совсем по-другому. В нём живут следы наших первобытных «рептильных» страхов, которые дети проявляют, казалось бы безо всяких оснований, едва научившись разговаривать. Может, не случайно, звук «п-с-с-с!», который обычно мы издаём, призывая к тишине или чтобы привлечь внимание, напоминает шипение наших предков-рептилий? Так же наш R-комплекс действует в наших снах, и мы всё ещё слышим топот динозавров. Его нельзя обойти или игнорировать, но эволюция позаботилась о том, чтобы притормаживать излишнюю активность рептильного мозга, создав в височных долях тормозящие центры. Днём активность R-комплекса подавляется неокортексом, но в состоянии сна он может снова активизироваться, и тогда мы переживаем первобытные страхи – мы боимся упасть или падаем, убегаем от преследования, испытываем сексуальные переживания.


Функция рептильного мозга, безусловно, полезна для выживания в случае реальных опасностей. Но, если состояние выживания становится сущностью всей жизни, вы попадете в его плен. Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы. Помните: под воздействием такого программирования вас пытаются «запереть» в рептильном мозгу, чтобы затем легко контролировать. Всё, что им нужно от нас – это наш страх.


Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берёт под контроль ваш разум и тело. В доисторические времена он хорошо охранял наше тело, но теперь часто тормозит наши трансформационные процессы, пока не убедится, что организму ничего не угрожает. Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом, и вы «перериагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг всё ещё выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.


2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».


Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Он:


— отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту;


— управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием,


— участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др.


Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших». Кстати, может, именно потому мы так любим своих домашних питомцев? Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.


Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня. Сотрудничая с рептильным мозгом, он переносит уроки прошлого на момент «сейчас» и не думает о будущем. Другими словами, он связывает все воспоминания так, как если бы события происходили в настоящем времени, и тогда вы переживаете чувства и эмоции из прошлого опыта.


«Гравитация» эмоционального мозга в своём стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из неё для эмоционального мозга – стресс. Запомните это понятие – “зона комфорта”, оно крайне важно для понимания нашего поведения, когда мы решаемся на перемены.


Можно сказать, что это наш «заботливый и оберегающий родитель». Ему нравятся знакомые вам вещи: «мамина еда», всё, что радовало вас с самого детства, привычное окружение, поведение и обстановка. Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.


Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.


Его черты:


— живёт настоящим временем;


— аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);


— ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;


— не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;


— ассоциативность с определёнными моментами жизни – когда мы думаем о чём-то, мы входим в образ и испытываем чувства.


Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации. Когда кто-то задевает наши чувства, он выделяет адреналин, стимулирует приток крови к большим мышцам, мгновенно концентрирует наши мысли для защиты от угрозы.


Важно знать, что до того, как в вас начнут происходить какие-либо трансформационные процессы, эмоциональный мозг должен понять, что вся группа, семья или клан будут в безопасности. Его мышление устроено так, что он всегда будет искать проявления сходства. Например, при общении с новыми людьми он почувствует безопасность «зоны комфорта», когда убедится, что новый человек похож на вас. Это исполнение его функции «свой-чужой». Убедить его в этом – задача вашего разума.


«Всё, что вы хотите, находится сразу за зоной вашего комфорта», – говорит Роберт Аллен, соавтор книги «Миллионер за минуту».


Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека. Ваш эмоциональный мозг может отвергать все ваши усилия, допустим, когда вы худеете. Вместо того чтобы правильно питаться, вы ловите себя на том, что неосознанно тянетесь к пище. Эмоциональный мозг тому заслугой – он сконцентрирован на моменте «сейчас» и чутко следит за вашими желаниями в данный момент, и немедленно реализует все ваши привычки. Кто худел, тот знает: стоит потерять контроль, и тут же лишние калории у вас оказываются во рту.


Как же преодолеть «чуткую заботу» и привычки наших самых древних мозговых структур и добиться того, чего вы сознательно хотите? Вам необходимо узнать, как использовать силы визуального мозга.


3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).


Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Он являет собой то, что мы называем рассудком:


— размышления,


— умозаключения,


— способность к анализу,


— в нём происходят познавательные процессы и т.п.


Он обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ. Имеет 16 трлн. соединительных нейронов, и занимает большую часть черепной коробки.


Человеческий мозг содержит около 10 в 13 степени синапсов. Синапс – это место контакта, щель между нейронами. Таким образом, число различных состояний, в которых он может находиться, представляет собой число 2, помноженное само на себя десять триллионов раз. Это невообразимо большое число, намного превышающее число всех электронов и протонов во Вселенной, которое меньше чем число 2, возведённое всего в степень 10 в кубе. Если попытаться записать число возможных комбинаций (вариантов связей) между его нейронами, то нули придётся записывать 75 лет! Это даёт невероятную гибкость мышления, колоссальные возможности видения будущего, жажду знаний.


С его помощью вы можете представить всё, что захотите!


Это ещё и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).


Этот мозг может определить:


— какие действия вам нужно предпринять,


— поставить цели и составить план,


— обсуждать ваши цели и мечты,


— вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,


— с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.


Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе. Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.


Поль Мак-Лин, автор модели структуры и эволюции мозга, которую он назвал “триединым мозгом”, говорил: “Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трёх совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.» Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трём взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, своё собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».


Эмоция — энергия вырабатываемая подсознанием. Эта энергия соответствует информационной программе эмоции: испуг — энергия страха, обида — энергия обиды и т.д. Энергия эта несёт определённую программу — либо разрушительную, либо созидательную .


Чувства и эмоции отражают наше отношение к какому либо событию или человеку, причем эмоции — это непосредственная реакция на что-либо, на животном уровне, а чувства — больше продукт мышления, переживания, накопленного опыта и т.д.


Эмоции — это наша психическая реакция на события . сопровождается : изменением дыхания . пульса. жестов и т.д


мой телеграмм https://teleg.run/deepernetwork_news
Показать полностью
352

Эффект Чемберлена: почему мы принимаем плохие решения, даже если знаем лучше

Эффект Чемберлена: почему мы принимаем плохие решения, даже если знаем лучше Саморазвитие, Личностный рост, Креатив, Уроки жизни, Принятие решений, Совет, Длиннопост

В холодную дождливую ночь 1962 года в Херши (штат Пенсильвания, США) состоялась одна из величайших игр в истории баскетбола. Команда Philadelphia Warriors играла против New York Knicks.


Звёздный игрок Philadelphia Warriors был ростом 2 метра 16 сантиметров и весил 125 килограмм. Его звали Уилтом Чемберленом.


В баскетболе игроки ростом более двух с лишним метров выглядели неуклюжими и неловкими на площадке. Однако Уилт Чемберлен отличался от них. Он был высокий, как жираф, и грациозный, как балерина.


Во время баскетбольного сезона 1962 года Уилт Чемберлен набрал в среднем 50,36 очка за игру. Этот рекорд так никогда и не был побит. Для сравнения, Майкл Джордан, широко известный как величайший баскетболист всех времён, в среднем набрал 37,09 очка за игру во время своего наилучшего сезона. Задумайтесь об этом на минуту.


Ладно, вернёмся к игре. К концу первой четверти Чемберлен набрал 23 очка. 41 очко – к половине игры. 69 очков – к третьей четверти. И он не собирался останавливаться на достигнутом.


Когда оставалось 46 секунд до конца игры, Чемберлен обошёл пять игроков Knicks, приблизился вплотную к баскетбольному кольцу, высоко подпрыгнул и забросил мяч в корзину. Болельщики взорвали зал в исступлении. Сотни зрителей штурмовали площадку, чтобы поздравить и прикоснуться к герою вечера. Уилт Чемберлен только что набрал 100 очков, наибольшее количество, которое кто-либо получал в профессиональной баскетбольной игре.


Но это ещё не всё. После этой исторической игры произошло нечто странное. Звёздный игрок Уилт Чемберлен принял решение, которое многие назвали полным безумием.


Напрашивается вопрос: почему мы принимаем плохие – или даже глупые – решения, даже если хороший выбор – прямо перед нами?


«Бабушкины» свободные броски


Когда Уилт Чемберлен впервые присоединился к НБА, он доминировал над своими противниками физически, забрасывая мяч в корзину как угодно, даже если ему препятствовали двое и более игроков. Но когда дело доходило до свободных бросков — попытке получить очки беспрепятственно — у него это получалось ужасно. Мы говорим о 40 процентах бросков, сделанных с линии штрафного броска.


В начале сезона, предшествующего исторической игре, Уилт Чемберлен принял решение попробовать другой способ выполнения свободных бросков. Вместо того чтобы бросать мяч ото лба, как это делали все баскетболисты, Чемберлен перешёл на броски «из-под юбки», также известные как «бабушкины броски».

Эффект Чемберлена: почему мы принимаем плохие решения, даже если знаем лучше Саморазвитие, Личностный рост, Креатив, Уроки жизни, Принятие решений, Совет, Длиннопост

«Бабушкин» бросок

На протяжении всего сезона Уилт Чемберлен использовал этот вид бросков, и внезапно у него стали довольно хорошо получаться свободные броски. Показатель улучшился до 60 процентов.


Затем, в тот исторический вечер в Херши (штат Пенсильвания), Чемберлен попал в корзину 28 раз из 32 возможных с линии штрафных бросков. Это составило 87,5%! Это наибольшее количество свободных бросков, когда-либо выполненных за один баскетбольный матч в истории НБА.


Это резкое улучшение, с 40 до 87,5 процента, произошло не потому, что Чемберлен улучшил свои навыки спортсмена. Оно случилось потому, что он изменил способ выполнения штрафных бросков. Но что было потом? Уилт Чемберлен продолжил придерживаться своего хорошего решения, и у него стали отлично получаться броски со штрафной линии?


Или нет?


После той исторической игры произошло что-то невероятное. Озадачивающий, почти безумный момент. Уилт Чемберлен перестал совершать броски «из-под юбки» и вернулся к классическому методу. Он решил снова стать баскетболистом, у которого ужасно выходят свободные броски!


Говорят, что неразумно делать одно и то же снова и снова и ждать другого результата. Но разумно ли делать что-то другое, находить решение важных проблем, а потом возвращаться к старым способам, которые не работали?


У Уилта Чемберлена не было никаких рациональных причин перестать выполнять свободные броски «из-под юбки», поскольку он прекрасно осознавал положительные результаты нового подхода. Однако, несмотря на это, Чемберлен вернулся к своему старому способу выполнения бросков и до конца карьеры оставался игроком, у которого плохо получалось совершать свободные броски со штрафной линии.


В то время единственным другим игроком, который выполнял свободные броски «из-под юбки», был Рик Бэрри, который обладал почти таким же внушительным ростом и размерами, как и Чемберлен – 2 метра 1 сантиметр.


В отличие от Уилта Чемберлена, Рик Бэрри никогда не возвращался к классическим брсокам. И по чертовски веской причине. На момент своего выхода на пенсию Рик Бэрри удерживал рекорд в истории НБА по успешному выполнению свободных бросков – 90 процентов. Однако Уилт Чемберлен вполне мог бы побить этот рекорд, если бы он не отказался от свободных бросков «из-под юбки» к концу своей баскетбольной карьеры.


Итак, чем же отличается мир УИлта Чемберлена, который принял плохое решение при том, что знал лучшее, от мира Рика Бэрри, который продолжал придерживаться хорошего решения, даже осознавая его аномальность?


Пороговая модель коллективного поведения


В своём знаменитом эссе, опубликованном более сорока лет назад, социолог из Стэнфордского университета Марк Грановеттер попытался ответить на вопрос, почему люди делаю то, что не характерно для них.


Грановеттер использовал беспорядки в качестве одного из основных примеров, поскольку во время бунта нормальные люди вовлекаются в деструктивное и насильственное поведение. Зачем законопослушным гражданам вдруг бросать камни в окна?


До выхода работы Грановеттера социологи пытались объяснить это явление с точки зрения убеждений человека. Предыдущие теории предполагали, что когда люди находятся в толпе, они теряют своё независимое рациональное мышление и меняют собственные убеждения, чтобы соответствовать толпе. Например, если, скажем, в начале бунта один человек из толпы бросит камень в окно, убеждения остальных людей изменятся, и они будут действовать иррационально.


Но Грановеттер считал иначе. По его мнению, причина беспорядков не связана с коллективом людей, которые придерживаются убеждений относительно того, что является правильным, а затем внезапно, под влиянием менталитета толпы, меняют их. Скорее, бунты движимы социальной реакцией на поведение людей в окружении. Они движимы порогами.


Ваш порог – это количество людей, которые должны выполнить какое-либо действие, прежде чем вы присоединитесь к ним. Вы можете рассматривать пороги как форму давления со стороны сверстников. Чем выше ваш порог, тем больше людей должны что-либо сделать, прежде чем вы станете одним из участников.


В контексте бунта бунтарь, который нуждается в поощрении, чтобы бросить первый камень в окно, имеет очень низкий порог. Однако в противном случае законопослушный гражданин, который решил украсть компьютер потому, что вокруг него все также грабят, обладает весьма высоким порогом.


Грановеттер представил свои идеи как «пороговую модель коллективного поведения». Последствия этого заключаются в том, что, независимо от наших убеждений, в определённых социальных контекстах или порогах мы можем принимать действительно плохие решения, даже если знаем лучше. Это на один шаг приближает нас к решению головоломки иррационального решения Уилта Чемберлена вернуться к классическим свободным броскам.


Вот ещё одна подсказка. В автобиографии Уилт Чемберлен пишет: «Я чувствовал себя глупо, как девчонка, когда выполнял бросок “из-под юбки”. Я знаю, что я был неправ. Я знаю, что наилучшие игроки в истории баскетбола выполняли штрафные броски таким же образом. Даже Рик Бэрри бросает мяч “из-под юбки”. А я просто не мог это делать».


Вы не заметили ничего странного в комментариях Чемберлена? Какой-нибудь признак, связанный с пороговой моделью Грановеттера?


Давайте проанализируем слова Чемберлена. Во-первых, он пишет, что «чувствовал себя глупо, как девчонка». Почему? А потому, что почти все баскетболисты того времени выполняли классические свободные броски, не считая Рика Бэрри. Во-вторых, броски «из-под юбки» высмеивали и называли «бабушкиными». Чемберлен не хотел выглядеть глупо перед своими сверстниками и всем миром.


Во-вторых, Уилт Чемберлен сказал: «Я знаю, что я был неправ... я просто не мог это делать». Таким образом, несмотря на то, что он прекрасно осознавал, что перед ним был хороший выбор, он всё равно отдал предпочтение плохому решению. Именно убеждения Чемберлена привели к принятию такого решения. Это был социальный контекст. Иными словами, Уилт Чемберлен был человеком с высоким порогом, который практиковал бы «бабушкин» бросок, если бы большинство других баскетболистов также это делали. Но как насчёт Рика Бэрри?


Когда Бэрри впервые перешёл на броски «из-под юбки» (это было в старшей школе), он также считал, что будет выглядеть как девчонка. На самом деле его поначалу высмеивали за такой стиль выполнения бросков. Однако Бэрри не позволил этому обескуражить себя. Единственное, что имело для него значение – это улучшение его производительности.


В отличие от Чемберлена, у Рика Бэрри был очень низкий порог. Он не нуждался в одобрении других людей, чтобы придерживаться хорошего решения.


Нам нравится думать, что плохие решения являются результатом убеждений или невежества. Но это не всегда так. В большинстве случаев мы не всегда делаем то, что лучше для нас, даже если мы знаем это, из-за давления сверстников.


Но есть люди, такие как Рик Бэрри, которые предпочитают быть правыми, нежели пытаться нравиться всем. В отличие от Чемберлена, который умер с сожалениями, Рик Бэрри ни о чём не жалеет, потому что он не позволил мнению других помешать ему стать лучшей версией себя.


via

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: