Как на корабле помыться и, пардон, в гальюн сходить

Как на корабле помыться и, пардон, в гальюн сходить Флот, Моряки, Техника, Интересное, Воспоминания, Длиннопост, Яндекс Дзен

Тема эта требует дальнейшего освещения, хотя я к ней ранее и обращался. Вот, бывает, едешь в городе в общественном транспорте и такой духан от гражданина, а то и от гражданки исходит, особенно летом! И это при наличии в городе водопровода...


У нас в училище была своя баня, куда нас водили раз в неделю. Заходила вся рота сразу и начиналось веселье! А заодно и помыться можно было горячей водой, которая в казармы не подавалась вообще. Но ограничения в холодной не было, мойся хоть каждый день и круглый год.


Впервые с нормировкой воды я встретился во время корабельной практики на третьем курсе. На первом пришлось провести её на ремонтируемом эсминце, подключённом к береговой системе, а на втором лодка наша выходила в море всего пару раз на сутки.


А вот на третьем мы попали на плавбазу, перегонявшуюся на Камчатку. Пресная вода подавалась по графику на совсем короткое время, обычно перед приёмом пищи. А в душевых постоянно была вода забортная, благо шли в тропических широтах.. Для такой воды существовало специальное мыло, так что без проблем.


Обычно, открывая кран в квартире, люди не задумываются, как оно всё устроено. Ну, есть какие-то насосы, да и пёс с ними. Тем более, где-то на судах.


А мы давайте разберёмся. Конечно, никто в здравом уме гонять круглосуточно насосы не будет. Берётся герметичный стальной резервуар, называемый гидрофором или иногда пневмоцистерной. Как всем после школы известно, жидкость несжимаема, поэтому в верхней части гидрофора находится воздушная подушка. Насос нагнетает воду в гидрофор, воздух сжимается до определённой величины, регулируемой реле давления. Дошло например давление до 3 атмосфер, реле - щёлк, и насос выключается. А чтобы вода не хлынула через него обратно в цистерну, между насосом и гидрофором стоит невозвратный клапан, так что выход воды только через расходный трубопровод.

Как на корабле помыться и, пардон, в гальюн сходить Флот, Моряки, Техника, Интересное, Воспоминания, Длиннопост, Яндекс Дзен

Вот так примерно он выглядит. Тут мы видим и горловину для очистки его от загрязнений, и серебристое реле давления, и манометр. Сверху кран для выпуска воздуха, а внизу - слива воды. Золотистое устройство в центре - предохранительны клапан, а вертикальный прямоугольник слева - мерное стекло.


По мере расхода воды через умывальники или на камбузе, уровень в гидрофоре понижается, а воздух, расширяясь, продолжает стремиться вытолкнуть воду в систему. До той поры, пока заданное давление не достигнет нижнего значения и реле вновь включит насос.


Какие тут есть тонкости, а тонкости есть в любом деле :) Как бы мы не старались, но небольшие утечки воздуха из гидрофора всё же существуют. Количество его всё уменьшается, сжимается поэтому он всё быстрее и насос включается-выключается всё чаще. Тут механику пора обратить внимание на это дело. По хорошему надо обмылить все соединения и где пузырьки будут надуваться, там и утечка, надо постараться её загерметизирвать.


После этого добавить воздух по специальному трубопроводу от системы сжатого воздуха через редуктор. Чтобы сделать включения насоса менее частыми, уровень воды должен быть ну где-то около двух третей, это контролируется по мерному стеклу. Отключаем насос, подаём воздух тоже где-то под три атмосферы и открываем расход воды. Уровень под давлением воздуха падает до желаемого. Потом воздух закрыли, слив прекратили, электропитание на насос включили. Вуаля!


Теперь и вы могли бы это сделать, я думаю :) Но тут есть небольшой подводный камушек. Если уровень слишком занизили, то при очень большом расходе может случиться так, что вся вода выскочит и из кранов начнёт шипеть водух, плюясь ржавчиной. В системах питьевой и мытьевой воды это нестрашно и быстро исправляется, а вот в обеспечивающей смыв гальюнов может привести к печальным последствиям.


Я думаю, любому понятно, что будет, когда сделав свои дела, вы беспечно открываете смыв, а вместо воды в унитаз врыватся струя воздуха, сжатого до пары атмосфер, а то и больше. Результаты могут быть сопоставимы с ужасами рассказов о результатах ошибок в пользовании гальюном на лодках в подводном положении или эпизода с продувкой фекальной цистерны из повести Конецкого. Подаётся на эти нужды обычно забортная вода. Интересно наблюдать при переходе из реки в море, как вода в унитазе становится постепенно всё более пенистой. И здесь есть своя эстетика :)


Ну, и о горячей воде. Она греется разными способами. Сейчас очень распространённые стали электробойлеры. Но существуют, особенно на более старых судах и водогрейные котлы. Вот на старичках "река-море" такие стояли, а может, и стоят кое-где, они грели воду в системе отопления жилых помещений.


А ещё используются раскалённые выхлопные газы двигателей. Раскрутив по пути роторы турбин нагнтателей воздуха в цилиндры, они попадают в так называемые утиль-котлы, где отдают часть тепла воде, используемой в различных нуждах и лишь потом вылетают в атмосферу из трубы. Но работают эти котлы, само собой, только при работе двигателей, так что необходима и другая система подогрева.


На верхнем снимке встречающаяся иногда ситуация, когда приходится идти на поклон к "королю воды, говна и пара" - как иногда называют тех механиков, которые обслуживают все эти системы.


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...