227

Как мы запустили бизнес по продаже подписок на Spotify, Netflix и PlayStation, параллельно занимаясь основной работой

Всем привет! В марте 2022 года я, дата-инженер, и мой коллега-маркетолог запустили сервис-посредник, через который в России можно купить подписки на Netflix, Spotify, PlayStation, Steam и другие площадки, которые ушли с рынка.

В этой статье я расскажу, как это работает: где закупаем подписки, как решили вопрос «параллельного импорта» и как получилось, что теперь подписка для пользователя выходит дешевле, чем было. Да, мы сами офигели, но это правда.

Идея продавать подписки появилась спонтанно

История сервиса началась в марте 2022 года со знакомой многим истории: у меня закончилась подписка на Netflix. В России сервис уже заблокировали, поэтому я попытался купить доступ за границей. Это тоже не сработало: карты российских банков не принимали за рубежом, оплата не прошла.

Решил не рисковать, а обратиться к своему коллеге-маркетологу — он не так давно уехал зимовать в Индонезию и завел карту местного банка, поэтому без проблем купил там для меня индонезийскую подписку. Через VPN у меня всё прекрасно заработало, и я смог досмотреть финал «Последнего королевства».

Такая же проблема была у многих знакомых, кто привык к развлекательным сервисам, но теперь остался без любимых игрушек. Тогда и пришла идея создать свой сервис и продавать коды и доступы, которые теперь нельзя купить в России.

По сути, всё, что было нужно для старта работы, — карта зарубежного банка, которая у коллеги уже есть. Он согласился на партнерских условиях 50/50, мы скинулись по 50 тысяч на первоначальный капитал и начали делать стартап.

Сначала мы разослали предложение купить подписки на Netflix друзьям и знакомым, в рабочие чаты. Народ спрашивал, а есть ли у нас что-то еще, например Spotify. Так мы расширяли ассортимент. Стали продавать подарочные карты PlayStation как раз во время релиза God of War Ragnarok — поставили абсолютный рекорд: 380 заказов за три дня при обычном количестве около 50 подписок в день.

Как мы запустили бизнес по продаже подписок на Spotify, Netflix и PlayStation, параллельно занимаясь основной работой Бизнес, Торговля, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Так выглядит сайт сервиса сейчас: мы продаем подписки и подарочные коды на семь разных сервисов

Однажды с нами связался очень дотошный покупатель с большим количеством вопросов. Выяснилось, что это создатель одного из подобных сервисов: среди прочего он заявил, что мы украли его собственную идею. Но мы посмотрели, когда он зарегистрировал домен сайта, — оказалось, что позже нас на три недели. Такие дела ¯\_(ツ)_/¯

Зарегистрировали бизнес и подключили интернет-эквайринг

До запуска стартапа мы проанализировали конкурентов и выяснили, что их главная беда — схемы оплаты. Происходит это примерно так: покупателю присылают в Телеграме ссылку, он оплачивает, отправляет обратно чек, ждет, когда сообщение прочитают и проверят оплату. Это может занять довольно много времени.

В целом понятно, почему продавцы подписок не хотят подключать оплату через банк: им неинтересно регистрироваться официально и платить налоги с каждой продажи, поэтому и работают «всерую». Мы прикинули цифры и решили, что прозрачность оплаты стоит того, чтобы заморочиться с оформлением ИП и налогами.

Зарегистрировать ИП оказалось несложно, я просто открыл инструкцию по первой ссылке в Гугле и сделал всё по шагам. Но встал другой вопрос: будет ли наш ИП работать легально? Честно, сами мы разобраться в новых законодательных актах не смогли, наняли юриста.

Оказалось, что на данный момент это законно, то, чем мы занимаемся, это — что-то вроде параллельного импорта. Юрист привел действующие в 2022 году указы, благодаря которым мы можем работать, не нарушая ничьих прав:

  • Указ Президента РФ от 28 февраля 2022 года №79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»;

  • Указ Президента РФ от 1 марта 2022 года №81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации»;

  • Указ Президента РФ от 5 марта 2022 года №95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»;

  • Указ Президента РФ от 27 мая 2022 года «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями».

Дальше юрист оформил для нас необходимые документы, которые должны быть на сайте: договор публичной оферты, пользовательское соглашение и политику конфиденциальности. Консультация юриста и оформление документов обошлось в 35 000 ₽.

После общения с юристом мы наконец занялись интернет-эквайрингом: заполнили форму на сайте Тинькофф и приложили документы. Сначала нашу заявку отклонили — видимо, проверка происходила автоматически, и для робота сработал какой-то «красный флаг». Но мы подали апелляцию, и заявку рассмотрел человек — после этого ее приняли.

За каждую покупку через интернет-эквайринг мы платим комиссию 3%, эту сумму мы включили в цену подписки.

Как мы запустили бизнес по продаже подписок на Spotify, Netflix и PlayStation, параллельно занимаясь основной работой Бизнес, Торговля, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Теперь мы могли показать пользователям нормальную страничку, где нужно ввести данные карточки и код подтверждения, как в нормальном интернет-магазине

Закупили подписки на заблокированные сервисы в Турции и Индонезии — дешевле, чем было в России

Мы закупаем подписки оптом с индонезийской карты моего коллеги Дмитрия. Чаще всего закупаем подписки в Индонезии и Турции — у них одни из самых низких цен в мире.

Для продажи мы берем за границей семейные подписки Spotify на 5 человек, не считая хозяина «семьи», а в России продаем места в них поштучно. В Steam, Netflix и PlayStation Store мы продаем подарочные карты на определенную сумму. Сначала закупали их только в Турции, но выяснили, что PS Store в этой стране работает нестабильно и не все игры поддерживаются на русском языке, поэтому сейчас предлагаем еще и польские карты.

Несмотря на издержки бизнеса и наценку, подписки чаще всего выходят покупателям дешевле, чем раньше стоили в России.

Как мы запустили бизнес по продаже подписок на Spotify, Netflix и PlayStation, параллельно занимаясь основной работой Бизнес, Торговля, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Сверстали сайт и автоматизировали продажу подписки, чтобы доступ приходил клиенту даже в 3 часа ночи

Мы купили платную подписку на Тильду и сверстали сайт за неделю до запуска сервиса. Пользовались готовыми шаблонами — никаких сложностей не было.

Трудности возникли с «отгрузкой» товара: сначала мы отправляли все оплаченные подписки клиентам вручную, но когда вышли на уровень 20+ продаж в сутки, поняли, что не сможем совмещать с основной работой.. Плюс, если клиент оплачивает подписку ночью, отправить ответное сообщение некому, до утра он на нервах, считает, что его обманули.

Чтобы оптимизировать процессы, я написал скрипт на Python, который автоматически отправляет покупателям их подписки: он берет из заказа электронную почту клиента, название подписки, вставляет эти данные в свободный слот сервиса и отправляет доступ к слоту клиенту. Все эти действия происходят за 5–10 минут.

Но без факапов на старте тоже не обошлось: однажды скрипт случайно отправил клиенту вместо оплаченных 10 подарочных кодов 24!  Дело в том, что у нас обычно заказывали одну-две подписки за раз, поэтому скрипт не был заточен под большие операции. После шести отправок кодов возникала ошибка, и он начинал делать всё заново — отправлять новую партию подарочных кодов покупателю. В итоге скрипт повторил свой цикл четыре раза по шесть кодов — так и вышло 24 штуки. В теории он мог отправить и все остальные коды с нашего электронного «склада», но мы успели заметить ошибку и остановить программу. Писать клиенту и разбираться с лишними подписками не стали — решили, что ему просто повезло.

После этого я переписал скрипт так, чтобы он отправлял все коды сразу в одном сообщении, а не циклом.

Как мы запустили бизнес по продаже подписок на Spotify, Netflix и PlayStation, параллельно занимаясь основной работой Бизнес, Торговля, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Мы настроили отправку подарочных кодов на почту через API сервиса почтовых рассылок. Если отправлять письма сразу через API электронной почты, они автоматически летят в спам в большинстве почтовых клиентов. Не спрашивайте, откуда мы это узнали

Написали инструкции и сделали техподдержку

Раньше, до блокировки сервисов, всё было просто: купил подписку у официалов — и заработало. Сейчас, чтобы запустить тот же Netflix после оплаты подписки на нашем сервисе, надо подключать VPN, менять IP-адрес у телевизора через телеграм-бота или использовать дополнительный сервис смены DNS: у каждого сервиса разная сложность обхода блокировок.

Мы составили максимально подробные инструкции, как что подключать и выложили их на сайт. Плюс наняли двоих сотрудников техподдержки: когда возникают новые проблемы, их решают наши сотрудники, а потом мы дополняем инструкции.

Людей в техподдержку нашли из числе знакомых, обычно общение с клиентами занимает часа 3-4 в день. Они тоже совмещают это с основной работой и получают за это по 25 000 ₽ в месяц.

Как мы запустили бизнес по продаже подписок на Spotify, Netflix и PlayStation, параллельно занимаясь основной работой Бизнес, Торговля, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Техподдержка решает вопросы за час-полтора. В ней работает двое сотрудников — в течение 12 часов они следят за чатом, отвечают на вопросы и разбираются в возникших проблемах

Итого: сколько мы тратим и зарабатываем на стартапе

Когда мы в конце марта 2022 года запустили стартап, то сразу начали получать по 3–5 заказов каждый день. В апреле число выросло до 20 в день, а сейчас их более 50.

Кому-то может показаться, что у нас бешеные наценки и мы гребем деньги лопатой. Это не так. Расскажу, как мы формируем цены на наши подписки. В наши изначальные расходы входят:

  • комиссия за закупку подарочных кодов и карт на сайтах посредников — от 1 до 10%; 

  • дополнительная комиссия за конвертацию валют — например, индонезийских рупий в турецкие лиры. В среднем 1–5%;

  • ежемесячные платежи за хостинг и сервисы, которые поддерживают работу сайта — около 10 000 ₽;

  • зарплата сотрудникам техподдержки — в сумме 55 000 ₽.

После того как мы посчитали себестоимость, определяем наценку. Для нее учитываем:

  • расходы на налоговые отчисления — 6% по ИП на УСН;

  • комиссию за платежи через интернет-эквайринг — 3%;

  • рекламу через партнерские программы с блогерами — они получают 10% от продажи каждой подписки, если клиент пришел от них.

В итоге маржинальность подписок варьируется от 10 до 25%. От 30 до 50% чистой прибыли уходит в фонд развития проекта: мы тратим эти деньги на маркетинг, дизайн и запуск новых продуктов. Оставшуюся прибыль выводим себе раз в месяц.

Мы не пытаемся выжать из сервиса максимум и не накручиваем цены в несколько раз. По большому счету, стоимость диктует рынок. Например, когда курс доллара упал, мы снизили цены на подписки почти вдвое.

Как мы запустили бизнес по продаже подписок на Spotify, Netflix и PlayStation, параллельно занимаясь основной работой Бизнес, Торговля, Малый бизнес, Идея, Длиннопост

Работаем не на сиюминутную прибыль, а на лояльность постоянных покупателей — просто потому, что в перспективе так выгоднее

Если говорить о перспективах такого бизнеса, понятно, что они туманны. Но когда мы только начинали, то каждую неделю ждали, что сервисы вот-вот разблокируют и мы окажемся не нужны.

Сейчас отношение немного изменилось: даже если официалы вернутся, мы продолжим делать наш сервис. Наши цены ниже, чем у того же Netflix или PlayStation в России, поэтому мы сможем оставаться конкурентоспособными. Думаю, что после возврата сервисов на рынок львиная доля заказов пропадет, но кто-то всё равно захочет сэкономить — и будет покупать у нас.

Могу рассказать, как это работает еще подробнее. Кому интересно, спрашивайте в комментариях.

Бизнес

2.6K постов32.8K подписчиков

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".

Работает премодерация.

Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.