Как мы воспитали поколение, неспособное выживать и ненужное семье

Анна Кулешова, социолог, мама троих детей


Как мы воспитали поколение, неспособное выживать и ненужное семье

Их уже назвали «поколением снежинок». Они, рожденные после 1989 года в благополучных семьях, «такие ранимые и вместе с тем такие агрессивные», с ними трудно родителям, масштабы их инфантильности и эмоциональности зашкаливают, их не оставляет перманентная уверенность в том, что мир им должен, а они миру — нет. Анна Кулешова решила усугубить эту не очень-то приятную картину и добавить, что ситуация — еще хуже.



Эти дети в традиционном смысле не востребованы и не нужны семье: они не могут претендовать на полноценных помощников по хозяйству (их одних на улицу-то толком не выпустишь), им нельзя доверить младших братьев и сестер, от них не дождешься добровольной помощи и огребешь по полной, если посмеешь вести себя авторитарно и диктовать родительскую волю.


Ранимые создания, привыкшие брать и не научившиеся давать. В некотором смысле они лишены пола и возраста: фиалочки, не планирующие становиться матерями, мальчишки, не стремящиеся к ответственности и защите слабых. Они не станут взрослыми ни в 7, ни в 14, ни в 18, ни в 21 годик, а к 30 годам по‑прежнему будут называть себя девочками и мальчиками… Традиционная система ценностей и ролей для них уже не актуальна, но и новой нет. Родители лелеют надежды, что молодые люди захотят не только получать удовольствие от жизни, но и стать профессионалами, вот только вокруг так мало историй успеха и так много обедневших высококлассных специалистов, подрабатывающих в службах по доставке еды, что навязчиво твердить о ценности высшего образования и профессиональных достижений становится неловко.


Но хуже всего, что для родителей дети оказались бесконечной обузой, отнимающей прорву сил.

Это тебе не старые добрые времена, когда родила, руки-ноги дала, и этим уже молодец. Сегодня всё иначе. Дай репетиторов, дай телефоны, дай обучающие лагеря и отдых на море, дай няню и лучшую школу, дай модную одежду и милосердно вытерпи все заскоки, капризы, дай право на самовыражение, ошибки, ничего не требуй взамен и прими как данность, что ребенок бесконечно долго не будет взрослеть.


Мне кажется, мы создали «снежинок» в тот момент, когда выбрали безопасность детей и отобрали у них свободу, право на самостоятельность. Ну, ок, не мы лично, родители оказались лишь частью системы, винтиками и шестеренками, глупо проморгавшими необратимые перемены.


В конце XIX века в массы пришла идея педоцентризма, в рамках которой психологи и педагоги начали пересматривать целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания, делая ставку на самовыражение и творчество ребёнка. Эта идея имела большой успех и распространение, родителям были близки и взгляды итальянки Марии Монтессори, и нашего соотечественника Константина Вентцеля, говоривших фактически об одном: ребенок должен расти свободным, авторитаризм недопустим, жестокость в воспитании — тем более. Ключевыми должны стать слова «индивидуальность» и «любовь».


Этот благостный подход показался заманчивым и перспективным не только родителям. Коммерсанты и государства быстро поняли, какую именно выгоду можно извлечь из массовой гуманизации родительства и детства. Бизнесмены шустро масштабировали индустрию потребления. К концу ХХ века все уважающие себя магазины обзавелись детскими отделами с новинками моды для подрастающего поколения, развивающими игрушками, специальным питанием и пр. Родители подобного изобилия не могли позволить самим себе, зато появился шанс дать всё лучшее сразу детям. Это ведь именно то, что хочется сделать для своих любимых, да? Пусть хоть они будут счастливы… А про проблемы, сопряжённые с переизбытком вещей и тем, что родители тратят большую часть времени на заработок денег ради ненужного потребления в ущерб общению с детьми, говорить оказалось не принято.


Если любишь — покупай и терпи.

Государства тоже не проигнорировали новый тренд на невиданное ранее чадолюбие, быстро сориентировались, что ответственность за образование, здоровье и безопасность подрастающих граждан можно легко переложить на плечи заботливых родителей. Да, доступность всеобщего образования и медицинской помощи гарантирована, от этого никто не отрекался. Но какого качества? На хорошее качество требуются изрядные ресурсы, которые с успехом можно потратить, например, на обогащение элит, усилении армии и другие национальные интересы. А с образованием и здоровьем своих детей родители непременно справятся сами — они же гуманны и любят их. Если же не справятся, допустят болезнь ребенка, попадание в сложную жизненную ситуацию или отставание в школе — виноваты сами. Недоглядели.


Школы особенно резво интегрировали такой подход. Буквально в считанные годы во многих странах, от Южной Кореи до России, стала мемом фраза: вы плохо занимаетесь с ребенком дома. Выполнение домашней работы и занятия с репетиторами оказались уделом пап и мам. (Справедливости ради отмечу, что в это же время ряд стран (Испания, Италия, Финляндия и др.) вовсе отказываются от домашних заданий, поскольку они ведут к дискриминации (в каких-то семьях папы и мамы имеют достаточные компетенции и могут помочь ребенку, например, с математикой, какие-то — нет; у кого-то есть ресурс на репетиторов, а у кого-то его нет и т. д. и т. п.)).



Отдельного внимания заслуживает тема безопасности. Если раньше даже пятилетние дети могли самостоятельно гулять на улице, а те, кому 7−9 лет, — забирать братьев и сестер из детских садов, то сегодня эта практика почти исчезла, родители не имеют права выпускать своих чад без сопровождения. Согласитесь, на улицах достаточно бомжей, наркоманов, нелегальных мигрантов и недостаточно патрулей, инфраструктуры для защиты детей (где тот дядя Стёпа — Светофор, к которому побежит ребенок в случае опасности?). Строго говоря, родителей никто не обязывает сопровождать детей в круглосуточном режиме, но по факту, в случае первой же неприятности они попадают под административную ответственность по ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.


Вы оставили ребенка одного дома, и он ошпарился кипятком? Ювенальная юстиция идёт к вам…

Особенностью российской ситуации стало то, что государство взяло на себя часть вопросов, касающихся безопасности, переведя их в плоскость контроля: камеры слежения, охрана и металлодетекторы наличествуют в каждой школе, обязательна пропускная система, оповещение родителей о входе/выходе с территории школы по SMS, электронные дневники, полиция на ЕГЭ и т. д. Прогулять школу и не сделать уроки теперь не так уж и просто. Да и вообще трудно сделать что-либо без контроля взрослых. Расписание дня задается родителями и учреждениями образования, посещение школы и внешкольных занятий строго фиксируется системами наблюдения, прогулки вне надзора взрослых исключены или почти исключены, выполнение учебных заданий учитывается в электронном дневнике… И у детей нет пространства для взросления, самостоятельного выбора. За них уже все решено.


Стремясь к любви и всеобщему благоденствию, мы нечаянно создали тюрьму повышенной комфортности для наших миленьких деточек.

Инфантильные дети

Её особенностью стали небывалых масштабов надзор (в том числе благодаря гаджетам, приложения в которых человеколюбиво называются «Детская безопасность» и «Родительский контроль») и замена физического насилия — психологическим давлением. Родители больше не бьют детей, они их убивают морально, лишая свободы и самостоятельности, превращая в удобных никчемных существ, основная ценность которых оказалась заключена в школьных успехах и отсутствии проблем. Они приучают детей покорно жить в ситуации постоянного слежения и постепенно забывают сами, что альтернативой контролю может быть доверие…


Мы все оказались в ловушке: с одной стороны, педоцентризм и детоцентризм, не оскорбив чувства детей, с них трудно что-либо потребовать, пусть даже убраться в своей комнате и приготовить ужин на семью; необходимость обеспечить детей всем лучшим сразу кажется неизбежной и нормальной (а как иначе-то?). При этом современные родители сталкиваются с колоссальной незащищенностью и ответственностью (им больше не в помощь ни родные бабушки (многие вынуждены или хотят работать, а не сидеть с внуками), ни государство, ловко сыгравшее на родительской любви, ни учителя и медики, перегруженные и зачастую попросту недоступные) и полным отсутствием социальных лифтов. По причине последнего обстоятельства родители включаются в гонку за призрак успешного будущего детей буквально с младых ногтей: надо пристроить в садик при правильной школе, сотрудничающей с университетом, нанять репетиторов, чтобы «ребенок тянул», платно учить в университете, чтобы — дай Бог! — выросшее чадо имело достойную работу и зарплату.


Но к этому светлому дню свободной взрослой жизни дети приходят без опыта какой-никакой самостоятельности, без опыта структурирования свободного времени и опыта нарушения норм. А без всего перечисленного повзрослеть трудно. Они, скажем прямо, совсем не похожи на спартанцев, которые, если верить описанию Плутарха, взрослели, переступая порог допустимого:


«Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сесситии, стараясь выказать вполне свою хитрость и осторожность. Попадавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и кушанья, причем учились нападать на спящих и на плохих сторожей. Кого ловили в воровстве, того били и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы заставить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них людей смелых и хитрых».


Наши дети действительно похожи на снежинок. Хрупкие, нестабильные, не парные, готовые к жизни в мире, которого не существует.


Скопированно с https://www.goodhouse.ru/family_and_children/vospitanije/kak...

Психология | Psychology

19.8K постов59K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

Как здорово, что я родился в 87. А вообще странная цифра... Почему именно после 89, есть статистические данные?

Единственное, что я могу сказать, что рождённые в 2000-ые вот это полный треш, отбитые напрочь. Мы такими не были.

раскрыть ветку (41)
13
Автор поста оценил этот комментарий
то рождённые в 2000-ые вот это полный треш, отбитые напрочь. Мы такими не были.

Я примерно рядом с вами по дате рождения, что я скажу вас удивит, то же самое говорили все и всегда. В Риме блджад точно так же говорили "Не ценят предков, не слушают родителей и вообще мозгус отбитус" :)

ещё комментарии
6
Автор поста оценил этот комментарий

У меня друг 30 г.р. работает в школе учителям с детьми рожденными в 2000е, ну и говрит что в то время когда мы учились в школе дети были на много более отбитые и отмороженные чем сейчас...

раскрыть ветку (13)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы так не сказал. Моё детство прошло в 90-ые и я точно знаю, что наше поколение, боялось взрослых, мы не ругались матом при них точно, а когда начали покуривать сигареты, то шкерились, как можно дальше. Сейчас они ходят и орут на всю улицу со своими колонками, сидят на детских площадках, матерятся при самых маленьких (дошкольниках и тех, кто научился ходить) и взрослых. На замечания не реагируют.

раскрыть ветку (12)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас выросло поколение непуганных идиотов, они не видели кризисов, пустых полок, безденежья и нищеты родных, когда жрать нечего было, не донашивали одежду двоюродных братьев и тд. Все что они знают, что мир им задолжал, что Путин хуйло и должен уйти и тогда они заживут.

раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И кто же им это в голову вложил? федеральные учителя? Нет. Все те же, кто видел кризисы, пустые полки, безденежье и нищету родных, когда жрать было нечего, кто донашивал одежду двоюродных братьев и тд.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вовсе нет, отсутствие проблем, уровень жизни, пропаганда по ушам, тв и сети.


У меня племянник 18 лет думает, что ему все должны, родители, государство, все ему не так, денег нет (иди работай говорю), образование гавно, медицина тоже, Путин *уйло и вот это все, этому в семье не учили точно.  Я в 18 лет не думал, что мне кто-то должен, работал ещё и семье помогал.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Дело в том, что родитель вроде как должен помочь отпрыску научиться с этим всем разбираться. Мы в принципе живём в век, когда информационная сфера сильна как никогда ранее. И те, кто оставляют воспитание на откуп телевидению, совершают огромнейшую ошибку.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен, но родители большинства вкалывают с утра до вечера.

Автор поста оценил этот комментарий

Я с вами согласна, я написала пост выразив мысль, что у современных детей все есть, всего в достатке, но нет радости и покоя, так меня заминусили, как раз большинство аргументов и было, что они не видели кризисов, пустых полок, безденежья и нищеты, это и есть радость и покой

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ни разу не приходила мысль, что тебе просто повезло с районом в детстве? Лично я, рожденная в 92 году, отлично помню, как мальчишки из моего двора посылали матом бабулек на лавочке, а мои одноклассники курили прямо на уроке при стареньком учителе литературы. Ты родился в 87, разница всего 5 лет - не такая уж большая.

Да, гордиться тут нечем, но и говорить, что нынешнее поколение хуже - тоже неправильно. Да, есть отбитые ребята (но они были всегда), но есть и умные талантливые школьники, которые побеждают в олимпиадах, занимаются творчеством и ведут себя прилично, прямо как ты в детстве.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Я учился обычном провинциальной городе, в самой средней школе, находящейся в спальном районе. От 0 до 17 лет я жил в общежитии, где рядом были точно такие же общаги. В нашей школе никто и никогда не курил при учителях и уж тем более не замил им. Все педагоги были от бога: историк - директор школы рассказывал так, что складывалось впечатление, что посмотрел передачу, физрук - обладатель чёрного пояса по карате до шотокан и при этом добрейший человек, преподаватель математике и геометрии, он же классный руководитель, душевнейший человек.

На наших уроках всегда была практически идельнейшая тишина, что слышно, как гудит лампа дневного освещения. Я не отрицаю, что есть такие, кто ведут себя вызывающе, но их знала вся школа в лицо и таких на всю школу было человек 10-15, которых "сгребали" в "в" и" г"классы, где допинывали до 9 класса и с чистой совестью выпускали.

Не знаю в каком таком месте вы учились.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Пф! Боялись взрослых и не ругались матом! Вы где учились в новодевичьем монастыре? Школота 90-х была отбитая напрочь.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Не было такого, вы с какого года? Может только вы учились в г классе или вспомогательной школе?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Я училась в гимназии и была приличной и домашней девочкой. Но видела как старшеклассники курили на крыльце, не стесняясь учителей, как однокашники матерились на уроках, которые им не нравятся. Им кстати часто попадало за это. Да что там говорить, родителей вызывали в школу, а потом дома многим прописывали лечебные пиздюли, но они не имели большого воздействия. А про то как пили водку под лестницей во время дискотек рассказать? А как вонючки взрывали в коридорах или как поджигали кабинет? И это одна из благополучных школ города. В обычных средних торговали наркотой и дули пиво, а то и что покрепче, прямо на уроках. Учителя просто разводили руками - заставлять таких дебилов учиться было просто небезопасно. Подруга училась в обычной школе, ей на перемене в туалете предлагали покурить траву и еще ржали, потому что она отказывалась. Это были 95-2005 года. Нет, возможно, вы жили в маленьком городке, куда подобный трэш еще не докатился, верю. Но к сожалению, так было не везде.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, яжила в Москве и у меня было все так же: поджигали замок и дверь в классе географички, спички загоняли в скважину замка

4
Автор поста оценил этот комментарий
Тут скорее с 95 года такие растут .
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку