Как мы уехали, часть вторая - "Здравствуй, Калгари".

Первый пост из серии "как мы уехали" - вот тут, если кто не видел.

Мы с детьми прилетели в Калгари 27 июня 2003-го года, рейсом из Москвы через Франкфурт. Визы (даже транзитной) в Германию у нас не было, но во Франкфурте была «чистая» транзитная зона, так что виза и не требовалась.

С собой у нас были по два места багажа на каждого, такие черные сумки "от Бори"  (был в конце 90-х-начале 2000-х такой персонаж в Москве, продавал уезжавшим относительно недорого крепкие и надежные черные сумки из прочной плащевки точно по габаритам, разрешенным авиакомпаниями) и по два места ручной клади.


В аэропорту Калгари получили багаж, проследовали в небольшой зал Immigration, там офицер проверил наши визы, заполнил на каждого из нас бумагу с названием Record of Landing. Эта бумага оказалась достаточно важной впоследствии, хотя поначалу впечатления не произвела, тоненькая какая-то, текст от руки и через копирку... Мне в эту бумага вписали сумму имеющихся наличных, тут произошла накладка, меня спросили сколько денег с собой, я сказал сумму на счету, а офицер взл и приплюсовал сумму на счету и ту, что я сказал. И вписал сумму в два раза больше того, что у нас было. Оно нам потом аукнулось слегка..

Потом нас проинформировали, что поскольку у нас еще нет постоянного адреса – то они не знают, куда нам высылать карточки постоянного жителя Канады (Permanent resident Card). Дали номер телефона и сказали позвонить, как у нас появится постоянный адрес. Потом нам еще насыпали гору каких-то брошюрок для новых иммигрантов и выпустили к встречающим.


Адрес постоянного места жительства – это не прописка, разумеется, но он в Канаде важен, поскольку на него приходит вся корреспонденция, все документы тут посылают по почте (паспорта, водительские удостоверения – как пример).


Да, еще когда мы в России бодались с опекой (нам квартиру не разрешали продавать из-за детей), нас там спрашивали – ну вот приедете вы в Канаду – и где вы там жить будете? Для меня вопрос был странным. Я отвечал – «Приедем и поселимся в отеле, в чем проблема-то?». Напомню, год 2003, у меня интернет был уже лет 7 как, я уже летал по Канаде (когда был на стажировке), пользуясь электронным билетом, который виртуален. Знал, как отели букируются через инет, а для большинства в России этот период тогда еще не наступил.

Ну а нас в Калгари встречала русскоязычная женщина-риэлтор, я с ней познакомился в инете. Она же забукала нам отель, куда нас и отвезла, спасибо ей. В принципе, и без ее помощи бы справился, но она очень хорошо помогла в плане информации – где снять жилье, что и где покупать.

Следующим утром вышли из отеля – пешеходов на улицах нету, только мы одни гуляем, остальные все – на машинах. И троутуары – узкие-узкие, на одного пешехода только, моим было непривычно, я-то уже бывал в Канаде.

Тут надо сказать, что я немного лоханулся со временем приезда. Вообще все на канадских форумах рекомендовали приезжать в конце месяца, числа так 27-го-28-го. Потому что квартиры сдают с первого числа каждого месяца и приехав за пару-тройку дней – имеешь время поискать варианты. Однако, я выпустил из вида, что 1-го июля – это День Канады, государственный праздник, никто не работает и обычно народ старается уехать из города за несколько дней до и вернуться через несколько дней после. Так что варианты жилья – были, но вот лэндлордов (тех, кто жилье сдает) – часто не оказывалось на месте. Жилье мы смотрели в газете бесплатных объявлений и в инете на разных сайтах. Но наиболее действенным оказалось просто ходить в нужном районе и смотреть объявления на домах. Там можно было сразу зайти в дом и поговорить с менеджером (если он, конечно, был на месте). Оказалось также, что наша встречающая выбрала нам отель очень удачно – как раз в том районе, в котором я и хотел найти жилье (район Хэритейдж-стэйшен). Там же мы и нашли второго июля подходящую квартиру в небольшом трехэтажном доме, в том доме все квартиры сдавались. Вообще многоквартирные дома тут бывают построенными специально под сдачу (на сленге – рентовки), в них один хозяин, чаще всего – фирма. В таком доме обычно живет менеджер этого дома (или нескольких рядом расположенных). Или бывают дома - кондоминимумы. В кондоминимумах у каждой квартиры - свой хозяин, но управляет домом т.н Board, своего рода управляйка. В таких домах, как правило, все очень жестко регламентировано. И есть система штрафов. Пожаловались на тебя соседи за шум, к примеру – тебе выпишут штраф. Такие квартиры хозяева иной раз тоже сдают, но там требуют выполнения всех условий. В рентовках все намного либеральнее.

Мы нашли квартиру в рентовке в паре кварталов от станции Си-трэйна, это такой местный аналог наземного метро или, скорее, трамвайчик такой несколько-вагонный. Квартира – по российским меркам четырехкомнатная, по канадским - т.н трехбедрумка (то есть три спальни). В квартире были два туалета, кухня, совмещенная с гостиной. Квартиры обычно сдаются не мебилированными, но с оборудованной кухней. Так что у нас в кухне были холодильник, посудомойка, электроплита, навесные и напольные шкафы и барная стойка, отделявшая кухню от гостиной. А вот стульев и стола не было. При заселении с нас потребовали или письмо с работы, или выписку из банка. Моя выписка из банка их устроила. Оплата была 950 канадских в месяц и в первый месяц дополнительно 50% от месячной оплаты т.н. Security deposit. Эта сумма возвращается при выезде, если не требуется покрывать какие-либо убытки (пятна на ковролине, сломаные двери-окна, кухонные приборы и т.п. ). Да, в квартире везде был серый ковролин, за исключением кухни, в кухне был линолеум.

Заселились мы в квартиру 3-го июля. Ну и первую неделю спали на полу, расстелив там простыни-полотенца. Хотя дочери наши спали на большом двухспальном матрасе, что нам дали на время знакомые. Позже мы его им вернули.

Надо сказать, что в первые дни произошли большинство наших знакомств с недавними русскоязычными иммигрантами, знакомились мы тогда очень активно и онлайи, и офлайн.

Пока еще жили в отеле – съездили в банк, в отделение в центре Калгари (центр города в Северной Америке называется Даунтаун), там мне выдали временную карточку и несколько временных чеков, перевели по моей просьбе меня на обслуживание в отделение неподалеку от отеля. Постоянную карточку обещали прислать на постоянный адрес, который я должен был сообшить в то отделение, как только получу этот самый адрес.

Карточка привязана к счету, она дебетовая. У карточки есть лимит снятия денег в банкомате и у кассира в день, лимита на покупки нет. Но народ обычно не пользуется этими дебетовыми карточками, все предпочитают кредитные. Объяснение простое – каждое использование дебетовой карточки – это транзакция. А количество бесплатных транзакций в месяц – ограничено. То есть вот  у тебя 15 бесплатных транзакций в месяц, все транзакции свыше лимита в 15  – уже по 50 центов за каждую. (Правда, это зависит от плана обслуживания, у меня сейчас при наличии на счету остатка в 2500 долларов – все транзакции бесплатны)


Поэтому народ предпочитает получать кредитные карты, типа Виза, Мастеркард или АмерикэнЭкспресс. Кредитные карты не имеют привязки к счету с деньгами. На кредитной карте есть лимит кредита, его нельзя превысить, просто не пройдет такая оплата. Еще с кредитной карты совсем невыгодно снимать наличные. Сделать это, в принципе, можно в пределах кредитного лимита, но процент на снятую наличными сумму будет значительно выше, нежели на покупки. Да и комиссия за снятие налика будет тоже.

Транзакции по кредитной карте фактически бесплатны для владельцев карт, (за снятие наличных может быть комиссия как уже упоминал). Ну и есть т.н. грэйс период, обычно около месяца, когда проценты еще не начисляются. Так что делаешь покупки в магазинах, рассчитываясь кредиткой, потом один раз в начале месяца оплачиваешь счет по этой кредитке – и тем самым у тебя по дебетовому счету проходит только одна транзакция, и не набегают проценты. Плюс многие кредитки дают разные бонусы, кэшбэк там или пойнты.

Примечание – текст я написал еще давно, сейчас для многих в России это не новость, все уже все знают про кредитные карты, хотя между российскими и канадскими картами есть и отличия.


И вот еще чеки, столкнулся первый раз. Чеки обычно выдаются именные, там на каждом чеке – твое имя/фамилия и адрес. Чеками рассчитываются за рент квартиры, чек можно выписать мастеру за ремонт (к примеру - сантехнику или электрику), чек выписывается за занятия школьников (я рассчитывался позже за занятия дочерей). Полученый чек человек депозитирует в банк , ему на счет зчисляется сумма из чека, потом банки там между собой проводят транзакцию и сумма списывается со счета выдавшего чек. Сейчас чеки еще остались, хотя и используются весьма редко, да и не надо сейчас чек в банк нести, достаточно сфотать его из банковского приложения. В 2003-м же чеки использовались весьма активно. Я видел даже как люди рассчитывались чеками в продуктовых магазинах, правда, принимались чеки только в магазинах одной продуктовой сети и только у многолетних покупателей.

Чеки выдаются в виде книжки, обычно по сотне штук в одной книжке, они платные, несколько десятков долларов за тысячу чеков.Их надо заказывать в банке и потом они приходят по почте.


Сразу, как получили адрес постоянного проживания (а рентованная квартира рассматривается как такой адрес) – сразу стали получать все необходимое. А это – регистрация на получение медицинской страховки, это именные чеки в банке, это постоянная карточка в банке, это карта постоянного жителя Канады и водительское удостоверение. Почти все сделал по телефону, только для регистрации на медстраховку пришлось съездить всей семьей в Даунтаун, и водительское удостоверение – лично ходил в т.н. Реджистри. Медстраховка начинает действовать через три месяца после приезда, она условно-бесплатна. Это ОМС, включает прием у врача в поликлинике, госпитализации и все лекарства в госпитале. Не включает лечение зубов и прием у окулиста по поводу очков (для детей последнее включено). Если же проблема с глазами связана с заболеванием – тогда окулист бесплатно. Условно-бесплатна потому, что с семьи каждый месяц берут небольшую сумму. Но позже в нашей провинции эти сборы отменили, так что сейчас Альберта – единственная провинция в Канаде где обязательная медстраховка – бесплатна для жителей.


Права получил в специальной организации, занимающейся их выдачей. Называется реджистри. Частная контора, работающая по контракту с провинцией. Все платежи, что они берут – едины для всех реджистри и установлены правительством провинции. Пришел, показал российские права, они сделали их копию и предложили тут же сдать теоретический экзамен. Сел за комп, сдал быстренько без ошибок, в отличие от российского экзамена этот мне показался каким-то примитивным. Но здесь сыграло свою роль то, что правила я еше до приезда скачал в PDF и изучил. Тут же предложили сдать и вождение, у нас, говорят, вот и машина как раз по случаю есть для сдачи (хотя обычно надо сдавать либо на своей либо на машине автошколы). Однако я не стал спешить, отказался, все же знание правил – это одно, а нюансы вождения в Канаде - это другое. Выдали мне бумажку, типа временные права, постоянные обещали прислать по почте. Постоянные права обещали выдать седьмого класса. Это недо-права, с ними можно ездить только когда рядом сидит владелец прав пятого класса. Пятый класс – права, позволяющие без ограничений управлять легковым авто, небольшим грузовиком и автобусом-автодомом. Пятый класс можно было получить после сдачи теста на вождение на дороге. Но фактически мои российские права были действительны еще три месяца. Однако даже права седьмого класса – рассматриваются как нормальный документ, удостоверяющий твою личность, выданный правительством. И права – это основной документ в Канаде, многие паспортов не имеют, обходятся водительским удостоверением. На момент нашего приезда канадцы могли даже в Штаты ездить и летать по водительскому удостоверению (как и американцы в Канаду). Потом это дело отменили, стал нужен паспорт для поездок в Штаты. А летают по Канаде многие и сейчас без паспорта, только с водительским удостоверением.

На другой день позвонил а автошколу, что нашел в инете, договорился взять два часа т.н. Brush-up lesson. Покатался с инструктором, он мне объяснил как делать Shoulder check и паралельный паркинг. Поворот головы при повороте и перестроении и взгляд влево/вправо (shoulder check) c целью проверки боковым зрением других машин в России не считается обязательным, водитель типа и в зеркало может увидеть. В Канаде же это – обязательно, делать должны все. Реально уменьшает количество аварий. После инструктор меня отвез в другое реджистри, там потребовали перевод моего российского водительского удостоверения. Дело в том, что получив права седьмого класса нужно ждать целый год, только потом можно сдавать на пятый. А я ж типа опытный водитель, что подтверждается российскими правами. Так что ждать не надо, но надо заверенный перевод российских прав. Как назло, перевод у меня был, но не заверенный. Инструктор оказался хорошим мужиком. Говорит – знаешь, где могут тебе быстро заверить перевод? Давай, отвезу тебя туда. Позвонил я в центр помощи иммигрантам, там у них была русскоязычная сотрудница, они могли заверить. Инструктор говорит – садись за руль, едем. Съездили, заверили мне перевод, вернулись, отдали его в реджистри. Сел в эту же машину экзаменатор, ему инструктор говорит – этот парень нормально ездит. Ну проехал немного с инструктором, сделал паралельный паркинг, инструктор – «все, сдал, вези меня назад». Приехали, там мне выдали другую бумажку – временное удостоверение пятого класса. А инструктор с меня отказался деньги брать за то время, что на меня потратил сверх оговоренных двух часов. Я ему – «ну ты ж на меня еще как минимум два часа потратил, возьми деньги за два часа, ну хоть за один возьми». Он – «нет, я тебе просто помог, ты ж новый иммигрант, тебе деньги не лишние, а мне это плюсик в карму».

Несколько слов про отличия правил вождения.

Отличия в правилах небольшие – тут разрешен правый поворот на красный, если никому не мешаешь, на нерегулируемых перекрестках по дефолту – «стоп на все четыре стороны». Это означает, что нерегулируемый перекресток без знаков нельзя проехать без полной остановки, первый подъехавший и остановившийся – имеет преимущество. Если подъехали двое одновременно – то действует правило помехи справа. На деле же оба будут друг друга пропускать долго-долго. Хотя обычно на таких перекрестках знаки стоят со всех четырех сторон - знак "Стоп" и табличка внизу "4-Way". Что  как раз и есть  "Стоп на все четыре стороны"


Но вот стиль вождения... Мне стоило больших трудов не водить в том стиле, что привык, поскольку российский стиль вождения тут считается очень агрессивным. Соответственно – никаких резких стартов с перекрестка, никаких обгонов и т.п.


Права канадские получил – стал искать машину. Хотел какой-нибудь минивэн или небольшой грузовичок, чтобы вещи можно было возить.


Уже в первые дни мы поняли – пешеходы тут одни мы, все остальные предпочитают передвижение на машинах. В самом деле – пешеходов тут так мало, так что даже тротуары для них – очень узкие, только чтобы одному пройти. Расстояния же – огромные. Наш город Калгари, в котором жителей – чуть больше  миллиона, занимает площадь больше, чем Москва. Если представить площадь города в виде круга, то радиус будет где-то километров 35. Сюда стоит добавить, что метро тут нет, есть только два маршрута уже упоминавшегося наземного длинного трамвайчика, отдаленно напоминающего метро, называется Си – трэйн. Автобусы есть, но ходят не слишком часто, минут через 10 в час пик и минут через 30-40 в остальное время. Плюс магазины, которые построены большими (гигантскими, если уж быть точным) и далеко как друг от друга, так и от жилья.


Зашел на несколько дилершипов, прицениться к подержанным, ибо на то время купить надо было кучу всего, а работы еще не было. Да и денег, что с собой привезли, на новую ну никак не хватало, а кредит... Кто же свежему иммигранту кредит даст, кредитной истории нет как нет.

Дилершипы цены выставляли ломовые. Это сейчас я знаю, что их цены легко можно было сбить как минимум процентов на 20, а тогда... Ушел я от них. Стал просматривать газеты бесплатных объявлений. Выписал несколько телефонов, обзвонил, назначил время, когда приду смотреть. Поехал смотреть. Ходить мне в те дни приходилось – ой-ой. Ноги к концу дня гудели как

телеграфные столбы.


Что хотелось? Минивэн, не старше 10 лет, в неплохом состоянии. По цене не более 5000 канадских. Решил остановиться на Додж-Караванах и Плимут-Вояжерах. Американок тогда не знал совершенно, просто читал, что многие тут имееют Караваны. Посмотрел несколько Караванов и Вояжеров (который тот же Караван, только лейбл другой). Ужасно не понравились, салоны в них были как будто люди там навоз возили, причем очень долго. К тому же после того как я проехался на одном из них – у меня отпала всякая охота вообще брать Караван. Может, после Волги он и нормальной машиной покажется, но после Висты,что у меня была в России, Караван просто дубовая машина. Управляемость – как у грузовика, тормозные характеристики – просто ужасные. Разгон до сотни – да о чем вы вообще говорите, какой разгон. Замечу, что все это мои впечатления о Караванах выпуска 1993-1995 годов. Позже проехался на Караване 2000 года – совсем другая машина.


Тут как-то вечером к нам заехали новые знакомые и повезли нас в магазин, закупаться продуктами на неделю. У них была Мазда MPV 1992 года, которую они купили совсем недавно. Они мне и подсказали, что кроме Караванов можно (и нужно) смотреть и другие марки.

Как уже упоминал, в самые первые дни мы много знакомились с недавними иммигрантами и знакомые нам много в чем помогали. Позже и я стал помогать другим свежим иммигрантам.


На другой день я уже смотрел Мазду MPV.

К покупке машины, если честно, я подошел как чайник. Еще и эйфория первых дней наложилась, но вот почему я как тупой чайник не позвал с собой знающего человека - до сих пор понять не могу. Почему-то понадеялся на себя. Приехал, посмотрел машину. Внешне она была ничего, ни ржавчины, ни царапин. Проехался немного, была она, конечно же, тупее, чем Тойота Виста (что была у меня в России, та была праворулька 1997-го года, я ж жил на Дальнем Востоке) но много лучше, чем Караван. Заглянул под капот. Не очень понравилось, что двигатель в масле. Тут бы мне и задуматься. Но мы, чайники, на то и чайники, чтобы решать не думая. Купил, короче. Ни масло не проверил, ни трансмиссию. Ну чайник, что возьмешь. Заплатил 3 тысячи канадских баксов. Тетка, что продавала, мне ее и перегнать помогла. Поскольку сам я города не знал, карты с собой не взял, номера на машину у меня не было, то она поехала впереди, а я за ней на Мазде с ее номером. Приехали, открутил и отдал ей номер. На следующий дань решил вопрос со страховой компанией, заехал за регистрационными документами и номером на машину в реджистри. Все - счастливый владелец. Да, в нашей провинции у машины только один номер - сзади, на переднем бампере у машины ничего нет. Очень долго это было непривычно.


В первую же неделю полезли и проблемы. Часть из них - по моей собственной вине. Я ведь даже и не заглянул под капот, чтобы не то что жидкости поменять, нет, чтобы их уровень хотя бы проверить. Короче, начал ездить. И как-то через пару дней поехали в дальний парк, а там на подъемчике и закипел я. То есть не я, конечно. Вот там-то я и вспомнил, что жидкости проверять и менять надо. Проверил масло - практически нет, проверил антифриз (после получаса остуживания двигателя) - почти ничего. Как же я ругал себя! Сбегал за километр на заправку, купил жидкости. Залил антифриз, залил масло, проблема вроде разрешилась. Правда, лампочка Check Engine продолжала гореть, но когда на дилершипе узнал, за сколько они ее выключат - решил воздержаться. Так с тех пор несколько месяцев и ездил с горящей лампочкой.


Еще через пару дней заехал на стоянку у магазина, запарковался, выключил скорость и – оп-па - ручка переключения передач( которая была под рулем) просто осталась у меня в руке, отдельно от машины. Во, блин. Хорошо, что уже стоял на стоянке и случилось буквально в 2 километрах от дома. Да, напомню - гаража у меня тогда не было, машину просто парковал на открытом паркинге у нашей рентовки, никаких вообще инструментов не было.



Купил набор ключей в том магазине у которого встала машина, разобрал этот узел под рулем, выяснил, что сломалась втулка. Маленькая, диаметром в сантиметр и длиной в пару сантиметров. Мне потом сказали, что эта втулка на MPV частенько ломается.

Машину бросил на пару дней на той стоянке у магазина, повезло – ее не эвакуировали.


Поехал (на общественном транспорте) в дилершип Мазды, показал втулку. Сказали, что продадут и поменяют мне весь узел в сборе всего за 700 баксов. Я обалдел. Посоветовался со знакомыми, сказали, что надо искать на авторазборках. Один из них меня и провез по авторазборкам, а то я и не знаю, как бы я туда добирался, мало того, что далеко, так туда и автобусных маршрутов нет. На разборках Мазды были, но нужного узла на них уже не было. Посоветовали поискать сварщика и заварить эту втулку. Зашел в ближайшую кузовную мастерскую, показал втулку хозяину. Он позвал сварщика, спросил: "Сделаешь?" Тот взял ее, ушел на пару минут, пришел, что-то там на наждаке подправил и мне отдает. Спрашиваю - "Сколько?". Сварной - "да ну, тут работы было на минуту, за что тут деньги брать".



Что-то я  размахнулся сильно, уж очень много текста получается, заканчиваю на этом, будет продолжение чуть позже.


Да, кое-что (про машину) я уже публиковал как-то давно-давно на автомобильном ресурсе (на дроме), оттуда и взял сейчас.



Вот на фото справа у руля торчит рычаг переключения передач, который и оторвался.
Как мы уехали, часть вторая - "Здравствуй, Калгари". Канада, Эмиграция, Моя история эмиграции, Длиннопост
Как мы уехали, часть вторая - "Здравствуй, Калгари". Канада, Эмиграция, Моя история эмиграции, Длиннопост
Как мы уехали, часть вторая - "Здравствуй, Калгари". Канада, Эмиграция, Моя история эмиграции, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Так и знал,что появятся едкие комментарии завистников.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да пофиг на завистников :-)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку