8

Как мы создаем свой мир

Как мы создаем свой мир Психология, Психотерапия, Личность, Текст, Длиннопост

В первую очередь хочется вспомнить уже давно навязшую в зубах и многократно спародированную шутку о наполовину полном и наполовину пустом стакане. Одна и так же ситуация выглядит для разных людей разно, и это понятно и привычно. Также достаточно легко понять, что это относится не только к стакану, но и к целым классам ситуаций. Некий класс ситуаций вызывает стандартный алгоритм оценки, в том числе и эмоциональной. Полстакана воды — это хорошо или плохо? Нас это радует, расстраивает, раздражает, печалит, обнадеживает или еще что-то? И алгоритм планирования. Что надо делать с этим стаканом? Долить, допить, помыть и убрать или еще что-то?


Вариантов получается множество, но даже если у человека не полностью шаблонная реакция, то всегда есть приоритет выбора, в котором какие-то реакции находятся в топе, а другие используются редко или вообще никогда.


Есть и обратный механизм, иллюстрируемый древним же анекдотом "Доктор, откуда у вас такие картинки?". Я в разных статьях упоминал эксперимент Крейга.


Крейг провел серию опытов с самцами горлицы, отбирая у них самок на постепенно возрастающие промежутки времени и выясняя, какие объекты могли все же вызывать токование самца. Через несколько дней после исчезновения самки своего вида самец горлицы готов был ухаживать за белой домашней голубкой, которую до того полностью игнорировал. Еще через несколько дней он уже кланялся и ворковал перед чучелом голубки, еще позже – перед смотанной в узел тряпкой и, наконец, после нескольких недель одиночества стал адресовать свое токование пустому углу клетки, где пересечение реек по крайней мере задерживало взгляд. В переводе на язык физиологии эти наблюдения означают, что при длительном неупражнении некоторого инстинктивного поведения – в данном случае токования – пороговое значение запускающего его раздражения снижается. Это настолько распространенное и закономерное явление, что народная мудрость давно уже с ним освоилась и выразила в простой пословице: «При нужде черт муху слопает» [В подлиннике: In der Not fri?t der Teufel Fliegen]. Гёте выразил ту же закономерность в изречении Мефистофеля: «С неутоленной этой жаждой Елену ты увидишь в каждой». А если ты самец горлицы, то в конце концов увидишь ее даже в старой пыльной тряпке или в пустом углу своей тюрьмы!
В отдельных случаях пороговое значение запускающего раздражения может снизиться до нуля – иначе говоря, при некоторых обстоятельствах инстинктивное движение может «прорваться» без какого-либо внешнего стимула.
К.Лоренц "Так называемое зло"

Сейчас интересен не сам эксперимент и не классический вывод, а то, что, как и в случае с анекдотом, если есть потребность, то автоматически ищется повод ее удовлетворить. И еще интереснее: если есть способность, то тоже ищется повод ее применить. Как кошка на прогулке вспрыгивает на ствол дерева не потому, что ей туда надо, а просто. Даже если это не способность копать, а способность реагировать.


Если у нас есть наготове какая-то актуальная реакция, то происходит поиск повода. Реакция-то актуальная. Если мы ее не применяем, значит, получается, чего-то не заметили. Надо поискать повнимательнее и применить.


Крейг в своем эксперименте работал с базовой потребностью. С ней просто. Если мы, к примеру, привыкли завтракать яйцами бенедикт, то, если их не будет, на третий-четвертый день согласимся и на обычные, хоть и без удовольствия. Через неделю обойдемся бутербродом. А через две нормально пойдет овсянка. Потому что питание — базовая потребность, хоть чем, но удовлетворять ее надо.


Но с реакцией то же самое. Вот копится у нас адреналин, находится у нас центр, отвечающий за раздражение, в стойком торможении, и вот — он уже наготове, он ждет, куда бы выстрелить. Если взять раздражительного человека, выяснить, что именно его бесит и старательно исключить из его окружения эти стимулы, не стоит ждать, что он сразу успокоится. То есть, конечно, сначала именно успокоится, и ему будет хорошо. Но спустя время он найдет другие причины раздражаться. А если убрать и их — третьи, а затем и четвертые. То же самое будет с тревожностью, печалью, страхом и так далее. Но то же самое будет и с позитивными реакциями — радостью, любопытством, и тому подобным.


Не стану абсолютизировать этот подход, есть такая штука, как реактивное состояние, когда реакцию определяет именно мощный стимул, который невозможно игнорировать. Но в основном эти стимулы лежат в области ощущений (да и то не всех), а не в зоне оценки ситуации. Менее в основном они лежат в зоне безусловного восприятия, не говоря уже о нейроанатомических и нейрофизиологических особенностях.


Проиллюстрирую. Одна дама, страдавшая в Петербурге от промозглости и темных зимних дней, переехала в солнечную страну. Спустя год она оценила результат и сообщила, что действительно, в тепле и на солнце у нее больше энергии, комфортнее эмоциональный фон. А другой стороны, как и многие россияне, она всегда испытывала постоянное желание искупаться в море и поваляться на пляже. И если первое время в эмиграции она так и делала, ходила на море каждый день и валялась на песочке, сколько позволяло время, то через год оказалось, что доступность теплого моря не является достаточным условием для того, чтобы пойти купаться. Уже не тянет. Привыкла.


Из этого следует, что комфортная температура и достаточное количество света влияет (для этой дамы, но не только для нее) на организм и изменяет его состояние независимо, а потребность плавать в море и загорать является условной, ситуативной. Как и потребность влезть на гору, коль скоро гора оказалась рядом. Или желание есть арбузы, если вы переехали куда-то, где они особенно вкусны. Сначала, конечно, вы их объедитесь, потом будете радостно вкушать, а потом привыкнете и не будете выделять из общей массы еды, а то и станете относиться пренебрежительно.


Собственно, реакции можно по уровню безусловности разделить на биологические, инстинктивные, стереотипные и ситуативные.


Например, полноценная еда — биологическая потребность. Какое-то время можно игнорировать недовольство некачественным питанием, но в результате это отразится на состоянии организма и, как результат, на состоянии психики.


Инстинктивные реакции — это, например, отношение к одобрению окружающих. Безусловная потребность в одобрении заложена в нас как компонент стадного инстинкта (ну, в разных людей в разной степени), и, если она не удовлетворяется длительное время, если мы живем в недружелюбном обществе, то наш эмоциональный тонус сползает. Вплоть до невроза.


Стереотипные — привычные. Тут не все ясно, поскольку стереотип определяется не только воспитанием и обучением, но и генетикой.


Ситуативные — это когда требуется некоторое усилие подсознания, а то и сознания, чтобы решить, какую именно реакцию выдавать в ответ на стимул.


Если биологические и инстинктивные реакции безусловны и контролировать их сложно, ситуативные же напротив, произвольны, то стереотипные как раз нам и интересны больше всего своей вариабельностью относительно полного и пустого стакана.


Уровень тревожности (раздражительности, еще чего-нибудь) определяется биохимией, которая, в свою очередь определяется генетикой. Больше половины людей сохраняет общую структуру своей личности на протяжении всей жизни.


Но, во-первых, стереотипы реагирования есть и менее общие, а во-вторых, меньшая половина людей все же умудряется значительно изменить параметры своей личности.


Тем не менее, сформулируем два важных промежуточных положения:


1. Только часть картины мира объективна.

Даже такой измеримый параметр, как температура воздуха, может для одного человека быть комфортным, для другого — жаркой духотой. То есть восприятие одного и того же объективного фактора объективно же вариабельно в пределах выборки.


2. Оценка одного и того же фактора у одного человека может быть разной.

Как в случае с морем и арбузами. То есть восприятие одного и того же фактора вариабельно у одной и той же личности и определяется его опытом.


Следствие: поскольку факторов много, то оказывается, что один и тот же мир у разных людей категорически разный. Более того, он и не может быть одинаковым. И бессмысленно требовать от нескольких разных людей, чтобы они оценивали одну и ту же ситуацию единым, разумным с чьей-то точки зрения образом.


То есть и вправду, у каждого человека свой мир, и иначе и быть не может.


А вот второе следствие интереснее. Как было показано выше, только часть реакций жестко детерминирована физиологией и нейрофизиологией. Значительную часть можно изменять. Даже в области биологии.


Вот, например, та мерзлявая дама, о которой шла речь. Она вегетарианка и гипотоник, и употребляет очень мало соли. Гипотоники мерзнут. Гипертоникам, напротив, жарко. Ну, в общем. То есть, чтобы в северной природе чувствовать себя комфортно, надо поднять давление. Например, увеличить выработку энергии и нагрузить почки (для улучшения фильтрации они выделяют ренин, поднимающий давление). Первое достигается жирной пищей, а второе — пищей соленой. Вы поняли, да? Диету северных народов не напоминает?


В области психологии тоже есть простые возможности. Время от времени ко мне, как психологу, приходят верующие люди. Независимо от моего отношения к вере и религии, это их дело, во что верить и каким канонам следовать, и, если нет запроса на коррекцию мировоззрения, то я его и не трогаю. Но учитывать приходится. И вот, один молодой человек, решивший идти христианским путем, точнее одним из христианских путей, пожаловался мне, что он, конечно, старается, но не может абстрагироваться от милых девушек вокруг него. Все время тянет, и глазами, и мыслями... А пост, спрашиваю я, держишь? Нет, — делает он круглые глаза, — не вижу в этом религиозной надобности. А ты, говорю, попостись. С голодухи на бабу не потянет.


Есть и сложные возможности. Привычные реакции — это не просто готовые к запуску реакции, это, понимаете ли, натренированные реакции. Накачанные, как бицепс. И в первую очередь в ход идут именно они, как самые развитые. И для того, чтобы что-то поменять в своем мире, надо не просто подавить стандартный способ реагирования, а натренировать альтернативные реакции, чтобы был выбор. И только потом можно будет этот выбор делать. Доступнее всего эта тренировка в актерской студии. Режиссеры и актеры очень хорошо знают, что любая ситуация предполагает спектр реагирования. Зависит он не только от ситуации, но и от роли, и реакция должна быть не только адекватной обстановке, но и органичной для персонажа, но тем не менее.


И даже более, изменяя органичный спектр реакций вы становитесь другим персонажем. Это ли не цель желанная?


Есть и другие техники, пришедшие к нам с Востока, но тоже направленные на контроль эмоциональной ситуации.


Исходя из этого получается, что мы можем, путем целенаправленных усилий, если не полностью, то в значительной степени стать такой личностью, какой нам хочется быть.


Здесь есть еще одна сложность: персонаж должен быть конгруэнтен. То есть, его набор реакций и доступных состояний не должен быть внутренне противоречив. Личность — это комплекс, орнамент. И для того, чтобы себя целенаправленно изменять, надо достаточно хорошо себе представлять, что за персону, в ее полноте и гармонии, мы имеем в виду.


А это уже практически работа актера и режиссера над ролью, и совсем отдельный разговор.



P.S. В процессе написания статьи нашел новый ответ на старый коан: "Изменяется ли Луна, когда мышь смотрит на нее?"

Конечно же, изменяется, ведь Луна у каждой мыши своя.



Источник

Дубликаты не найдены

0

соблюдал однажды все посты в течение года, бабу все равно хотелось :)

раскрыть ветку 3
0

Сочувствую…

раскрыть ветку 2
0

Да не, не надо :)

раскрыть ветку 1
0

Из вышеописанного логическим путём выходит, что неосторожными действиями потребность можно как создать, так и разрушить, верно? Если так - было бы справедливо увидеть заметку не только о том, как мы создаём свои миры, но и о том, как разрушаем чужие.

раскрыть ветку 3
0

ИМХО разрушить сложнее. Если нечто легко ломается, то оно найдет причину сломаться.

раскрыть ветку 2
0

В условиях равного взаимодействия с этим согласиться проще, а если взять родителей и детей - как-то уже не совсем.

раскрыть ветку 1
-1

очередной псевдопсихологический бред?

раскрыть ветку 1
-1

Набор философских выводов о жизни от скучающего интеллигента, под общим названием "Моя картина мира".

-1
О чём портянка? Можно хотя бы в 3-4 абзацах?
раскрыть ветку 3
+1

Для тех, кому трудно читать, есть картинка.

раскрыть ветку 2
+1

Глянув на картинку, сразу подумал, что сидеть на оч холодном - вредно.

раскрыть ветку 1
Похожие посты
31

Экзистенциальный кризис как превышение функциональности

Экзистенциальный кризис как превышение функциональности Психология, Психотерапия, Развитие, Развитие личности, Экзистенциальный кризис, Кризис, Текст, Длиннопост

Текст не для легкого чтения, извините.


Когда я писал статью «Что такое психологический кризис?», я отметил, что экзистенциальный кризис стоит особняком, и что напишу об этом как-нибудь потом. «Потом» наступило.

Как водится, прежде чем писать, я порылся в сети, чтобы убедиться, что то, что я хочу поведать, не написано уже кем-то другим, еще более умным. Как обычно, статей о предмете много, есть даже хорошие. Но плохих больше. Тоже как обычно. В основном это пересказы кругами отдельных точечных озарений теперь уже неизвестных умных психологов. Наверное, было бы справедливо и благодарно найти тех, кто высказал хорошую мысль первым, тем более, что не так уж их (и мыслей, и психологов) много, но, поскольку пишу не академическую работу, а популяризаторскую, не стану тратить на это силы.


На вопрос, что такое экзистенциальный кризис, все дружно отвечают сходным образом: это когда человек тяжело переживает бессмысленность и пустоту своего существования. В этом экзистенциальный кризис (ЭК) отличается от остальных, когда переживать приходится необходимость адаптации к новой реальности. В случае ЭК страдальца настигают не обстоятельства; новизна реальности сводится к фрустрирующему обнаружению неуловимости смысла жизни.


О смысле жизни я тоже писал в «Книге о тебе». Если коротко — нет его, и быть не может. Если подробнее — читайте соответствующую главу книги. И каким же вдруг образом это обстоятельство становится невыносимым?


Когда я сказал, что ЭК стоит особняком, я имел в виду, что он не связан с депривацией каких-либо потребностей, в отличие от остальных. Наврал. Каюсь. Сейчас буду исправляться.

Одна из хороших мыслей, повторяющаяся почти в каждой статье об ЭК, состоит в том, что он случается у людей (и в обществах), когда основные потребности удовлетворены. У человека все хорошо: работа, семья, хобби, комфорт, стабильность, уважение коллег... И тут внезапно — бах! Все бессмысленно, мы все умрем, жизнь пуста, зачем я в этой вселенной оказался?


А теперь следите за руками: мысли — продукт ума, самой свежей функции мозга, они не могут быть причиной переживаний, они могут быть только следствием. В ситуации любого переживания мысли о том, что что-то плохо, являются всего лишь спутниками каких-либо неудобств, результатом когнитивной функции осознания, сопутствующей процессу переживания, как процессу адаптационному.


То есть мысль может быть либо аналитическим результатом интерпретации факта, либо аналитическим же результатом актуализации эмоции.


Примерно как в случае, скажем, повышенной тревожности сначала возникает тревожность, а только потом уже ум подыскивает причины для нее. Или в случае с патологической ревностью: сначала ревность, а потом уже старательный поиск поводов. Ну или с неадекватно низкой (а хоть бы и неадекватно высокой) самооценкой: сначала ощущение собственной неполноценности или собственного величия, а потом изобретение доказательств к тому.

Итак: первично ОЩУЩЕНИЕ бессмысленности, пустоты и неудовлетворенности реальностью.


Едем дальше (видим мост).


В последние годы, работая с клиентами, я склоняюсь к алгоритму, в котором мы обнаруживаем неудовлетворенные инстинктивные потребности (которых у человека примерно три десятка), и из них выводим, почему человек ощущает себя некомфортно. Ну или, в редких случаях, находим потребности, удовлетворенные чрезмерно, избыточно. Когда я писал о кризисах, я полагал, что ЭК в эту схему не укладывается. Я формулировал ситуацию ЭК как случай, когда возможности превышают потребности, когда человек может больше, чем ему нужно. Почему это способно привести к мучительности, в такой формулировке не очень понятно.


Зато становится понятно, если вспомнить мучения Маслоу по поводу самореализации.


Когда Маслоу рассуждал об иерархии потребностей, из которой потом его последователи сделали пирамиду (сам он таким пошлым схематизмом не страдал), он разделял их по важности для выживания. Выживание — не в смысле сохранения жизни, а в смысле передачи генофонда по наследству. От попыток выстроить иерархическую линейную последовательность он отказался достаточно быстро, ограничившись разделением потребностей на группы: базовые, социальные, высшие. Базовые обеспечивают выживание на уровне особи, социальные — на уровне группы, популяции, высшие же сами по себе ни на что толком не влияют, однако способствуют, а в стратегической перспективе — весьма способствуют.


Маслоу также писал, что потребности более высокого уровне могут быть актуализированы только после того, как удовлетворены более низшие, разными образами пытаясь эту идею обосновать, однако к концу жизни отказался от этой идеи (поэтому слово «мучения» – не опечатка). Художник, понимаете ли, может активно творить даже будучи голодным. То есть потребность более высокого уровня может не только быть актуальной при неудовлетворенной базовой, но и доминировать.


Отдельно в этой системе появилось слово «самореализация», поначалу даже сакрализованное, в том числе и другими психологами, как высшее проявление стремления личности к развитию. И вообще почему-то самое высшее. О развитии я тоже писал, определяя его через повышение адекватности и адаптивности особи.


А теперь давайте посмотрим, что происходит с реализованной личностью, когда ей удалось удовлетворить все свои потребности, в том числе и потребность (?) в самореализации.


Когда-то я был ярым компьютерщиком, ковырялся в операционной системе (тогда еще в винде, нынче я гордый линуксоид), добиваясь ее безупречного функционирования наиболее удобным для меня образом. И вот в какой-то момент я добился оного безупречного функционирования. И до сих пор помню свое ощущение: сижу перед монитором, и все там у меня в порядке, все отлично, все удобно, все функционально, все ресурсы использованы наилучшим образом, никаких неудобств нет, просто бери и... И что? Что мне теперь с этим делать? Зачем оно мне?

Это, выходит, компьютер был мне нужен для того, чтобы приводить его в порядок? Добиваться совершенства?


Другой пример.


Достался мне нож. Клинок. Из очень интересной инструментальной стали. Мне удалось приделать к нему идеальную анатомическую ручку, хотя и несколько не такую, какая предполагалась. Я его заточил — это был отдельный квест. Первоначальную заточку вообще пришлось делать болгаркой, минут двадцать елозил. Потом доводил его не до идеальной бритвенной остроты (таким ножом резать неудобно), но до функционального компромисса между гладкостью режущей кромки и способности не сечь, но резать. Потом сделал ножны. И вот у меня отличный нож. И зачем он мне? Колбасу им строгать избыточно, в походы я не хожу, убивать никого не собираюсь (да и нож не совсем подходящей конфигурации). Вот лежит он, я им горжусь, а делать-то мне с ним что?


Понимаете, какой фокус? Цель — максимальная адекватность (неважно, чему: задаче ли, обстоятельствам ли) — достигнута. И что дальше? Положим, достигнута также и максимальная адаптивность, то есть способность адекватизироваться под изменение ситуации. А вопрос тот же: и что? Или даже: и чо?


Потребность в развитии, вытекающая из стремления к безопасности, комфорту — удовлетворена. Закрыты также высшие потребности (в приведенных примерах — потребности в творчестве и изобретательстве). Закрыты в смысле достигнуты поставленные цели, решены поставленные задачи, даже с избытком, с запасом. Но потребности-то остались! «Выпил больше, чем мог, но меньше, чем хотел».


Вот. Это оно. Переносим ситуации с компьютером и ножом на собственную жизнь и имеем пресловутый ЭК.


И даже вопросы те же самые: «Зачем это все?», «В чем смысл?», «Что дальше-то?» И ощущение пустоты, недоумения, невозможности действовать и отсутствия целей.


Не стану самозабвенно растекаться мыслью (вообще-то белкой) по древу, расписывая, какими гениальными рассуждениями я пришел к гениальным же выводам; к тому же, по чести, выводы-то достаточно очевидные.


Выходов из ЭК вижу примерно три:


1. Изменение ситуации таким образом, чтобы понадобилось к ней приспосабливаться, то есть добиваться адекватности и адаптивности в новых условиях, образовать новое направление развития.


Казалось бы, кто в своем уме станет портить собственную жизнь, меняя ее от комфортной, удобной и приятной к такой, чтобы заново проходить путь к этому комфорту, удобству и приятности? Ан нет: народ массово сплавляется на плотах и байдарках, карабкается на вершины, на которых заняться вообще нечем, кормит комаров в экстремальных походах, а то и вообще меняет место жительства, переезжая иногда в совсем дикую природу, в отсутствие микроволновки, джакузи и биде, а то и страшно вымолвить: интернета! В некоторых вариациях это называется дауншифтинг, хотя именно только в некоторых, и интенции там несколько иные. Да что далеко ходить, возьмите знаменитую книгу Генри Торо «Жизнь в лесу». Там подробно, вкусно и живописно.


Дело, конечно, не только в том, чтобы создать себе неудобства. В первую очередь это ИНЫЕ обстоятельства, требующие иных, отличных от привычных навыков адекватности. Эмиграция может быть вполне комфортной, но все равно требовать приспособления, врастания в другую реальность, то есть активизации как раз тех механизмов, ненагруженность которых вызывает дискомфорт и дисфорию.


2. Уход в идеальный мир, актуализация одной из пассивных высших потребностей: любопытства — наука, религия, философия, история, пусть даже эзотерика. В этих направлениях абсолютная адекватность и адаптивность недостижимы, частью за неисчерпаемостью, частью за умозрительностью.


Да, все эти предметы в конечном счете находятся у нас в голове. Но, вообще-то и все остальные в конечном счете тоже находятся у нас в голове: в восприятии, ощущениях, переживаниях, размышлениях. Не буду продолжать, а то в два хода – придем к солипсизму. При этом ограничения умозрительных миров парадоксальным образом тоже находятся у нас в голове, например в размере мысли, которую мы в состоянии удерживать и обдумывать, или в количестве вводных, потребных для производства корректного вывода. Поэтому становятся важны инструменты: построение адекватных моделей, логический и математический аппараты, способы обработки массивов данных...


Надо оговориться, что под религией я здесь подразумеваю не ритуальное поклонение высшему сверхъестественному, а, скорее, философскую ее часть.


3. Насильственная актуализация второй пассивной высшей потребности: эстетизма. Сосредоточение на восприятии прекрасного: музыки, литературы, живописи, фотографии, кинематографа, а хоть бы даже кулинарии, или ее девиаций в виде чайных церемоний, изучения вин и способов их употребления, да мало ли...


Это тоже обращение внутрь, совершенствование способностей воспринимать, переживать, анализировать, в том числе анализировать собственные восприятие и переживание. Этот вариант может быть связан с творчеством (которое также неисчерпаемо), но может и не быть. Творчество в любом случае нуждается в развитом вкусе, и, прежде чем научиться играть, скажем, блюз, вам придется научиться его слышать, понимать и чувствовать.



В результате выбора одного из этих путей вы не то, чтобы найдете смысл жизни, но сама проблема его поиска волшебным образом станет бессмысленной, жизнь наполнится, поток энергии найдет свой выход.


Я предвижу возражения людей, этот смысл нашедших в какой-либо деятельности, но я об этом писал в уже упомянутой статье о самореализации. Понимаете, здесь я говорю о случае, когда результат деятельности УЖЕ достигнут. Положим, нашли вы смысл жизни в спасении, допустим, голодающих. И вот, представьте, в какой-то момент вы обнаруживаете, что у вас все получилось. Все голодающие вдруг сыты. Бороться вам больше не за что. Вот, вот как раз об этом состоянии я здесь и пишу.


Не могу сказать, что любой из этих трех вариантов будет легок и естественен. Если нет интереса к науке и религии, если не хочется переть свое физическое тело в леса и горы, если Рембрандт и Моцарт вызывают одинаковую скуку, то остается только ментально метаться до тех пор, пока эта скука не вынудит ум двигаться в одном из этих направлений хотя бы от безысходности. Это тоже мучительно, но это все же выход.


Это поиск хоть чего-нибудь, что даст пусть маленький, но интерес, выброс дофамина. Это как тренировки мышц: сначала надо поднять хотя бы три кило. Почувствовав волну, можно попытаться ее усилить или подыскать нечто смежное, то даст волну побольше. Это тоже развитие, развитие, не побоюсь этого слова, духа. Да, любое развитие начинается с дискомфорта, с преодоления себя (снова употреблю аналогию с качалкой), но как только начнутся достижения, ситуация станет более привлекательной. В общем, как я люблю говорить: хотите золота – берите кайло и идите в шахту. Не хотите в шахту – значит не настолько вам нужно золото.


Наверное, пора заканчивать. Разумеется, я что-то упустил, рассмотрел не все варианты, погрешил в рассуждениях... Но мои опыты с компьютером и с ножом, а также аналогичные, научили меня не стремиться не к совершенству, а к применимости результата, достаточной для решения задачи. Мне кажется, получилось.


Источник

Показать полностью
92

Неудачница. Один из способов перестроить реальность

— Меня очень легко обмануть, — предупредила женщина и улыбнулась. Довольно обаятельно.

Я улыбнулась в ответ.

— Я пока еще даже не начала. Мало информации.

Информация была тут же выдана. Все, в общем-то, просто. Ее всегда все «кидали». От лучших друзей до погоды и мироздания в целом. Все начинания кончались неудачей. Если она находит хорошую работу, то контора прекращает свое существование спустя два месяца. Если знакомится с интересным мужчиной, то оказывается, что он приезжий, и ему по обстоятельствам крайне нужна питерская прописка. Если она кладет деньги в банк, то банк лишают лицензии и банкротят практически немедленно. Если она подходит к остановке, то нужный ей троллейбус отъезжает у нее на глазах. Если она с утра берет зонт, то весь день стоит хорошая погода. Если не берет, то… понятно? Она никого ни в чем отдельно не винит. Ясно, что это с ней самой что-то не так. Но что?

Допустим, что у нее не хватает ума разобраться в надежности банков и порядочности мужчин. Но погода-то?!

Женщина была миловидна и хорошо одета. Фигура ее явно знакома с фитнесом и диетами. Чтобы положить деньги в ненадежный банк, их надо иметь. В общем, все не так уж плохо. Но ей хочется поговорить, обсудить, может быть, даже что-то действительно изменить в своей личности.

— Наверное, надо теперь рассказать про семью, в которой я росла? — деловито предлагает женщина.

Она явно смотрела фильмы, может быть, что-то читала, составила себе представление о том, как работают психотерапевты, и ждет, что я сейчас начну оправдывать ее ожидания. Увы! — думаю я. — Сейчас я поступлю с ней точно так же, как банк, мужчины и погода (и в каком-то смысле тоже оправдаю ожидания). «Кину» ее.

— Вы совершенно правы, — говорю я. — Что-то в вашей жизненной стратегии нуждается в пересмотре. И вполне возможно, психотерапия сможет вам в этом помочь. Но отчего вы обратились в детскую поликлинику? Вон, посмотрите, у меня на стенке висят телефоны ближайших психологических консультаций для взрослых и телефон центра «Гармония». Если вас это не устроит, вы сможете справиться в интернете…

Обычно я работаю с детьми или семьями. И в девяти случаях из десяти остаюсь в весьма узких рамках психологического консультирования. Это мой сознательный выбор. Разумеется, я училась аналитическим и прочим методикам современной психотерапии и отдельно — гипнозу. Когда только начинала работать, с изумлением обнаружила, что подростки, например, входят в трансовое состояние практически по щелчку пальцев. Но что с этим делать? В большинстве случаев я не нахожу нужным (да и сказать по чести, просто опасаюсь!) залезать глубоко в структуру личности и уж тем паче — что-то там менять. Современная психотерапия с ее несколькими тысячами описанных методик наполовину искусство, на одну четверть шаманство, а на оставшуюся четверть — догадываетесь, что?..

Я восхищаюсь гениальностью Фрейда, талантами Юнга, Перлза и прочих корифеев. Я глубоко уважаю своих многочисленных коллег, которые работают почти исключительно методами глубинной терапии и готовы за деньги клиента и по его запросу годами строить конструкции исключительного изящества и прихотливости. Верить в их объективное существование, убеждать в этом человека, совместно эти конструкции перестраивать и иногда тем самым действительно разрешать какие-то проблемы. Во всяком случае, клиенту гарантировано что-то вроде психотерапевтического массажа личности. Я знаю, что обратившейся ко мне женщине есть куда пойти. И все равно мне несколько неловко…

— У меня есть дочь, — говорит женщина. — Ей двенадцать лет. Недавно она спросила меня: мама, ну почему я такая неудачница? И я испугалась: это что — наследственное? Или, может быть, заразное?

Все, попалась! — мысленно сказала я себе. — Теперь, как миленькая, из интересов ребенка будешь слушать, как с тетенькой обходились в ее собственной семье и подробную историю ее однообразных неудач с мужчинами.

— Расскажите о дочери, — уныло попросила я.

Как я и ожидала, выяснилось, что с девочкой все в порядке. Прилично учится в хорошей школе, есть подружки, с удовольствием занимается дополнительным английским и ходит в театральный кружок. Но с подружками все время какие-то разборки, а учителя к ней несправедливы. Другому поставят пять, а ей за то же самое — только четыре…

— Так! — решительно сказала я, когда женщина торопливо закончила с дочерью и изготовилась со вкусом, с толком, с расстановкой, с оглядкой на комплекс Электры рассказать мне о своих отношениях с отцом. — Даю специальное психотерапевтическое упражнение. Выполнять один раз в день, после ужина. Поскольку вы до сих пор не померли в муках под забором, а вполне живы и адаптивны, значит, иногда вам все-таки везет. Стало быть, в конце каждого дня находите три случая ежедневного везения, рассказываете их дочери вслух и записываете в специальную тетрадку. Описание каждого случая заканчиваете фразой: Повезло мне! Годится любая мелочь. Потом приносите тетрадку ко мне.

— Да у меня же три не наберется!

— Наберется!

— А дочери рассказывать обязательно? Это же со мной…

— Обязательно!

Тетрадку она мне отдала, хихикая. Я взяла, начала читать вслух (почерк крупный, красивый, как у девочки-отличницы)… В конце концов тоже не выдержала и рассмеялась. Тетенька по профессии бухгалтер, но вообще-то могла бы, мне кажется, подрабатывать текстами для современных юмористических программ. Вот образцы:

«Сегодня днем ограбили три квартиры на нашей площадке. Торопились, наверное, наркоманы. У нас взяли только немного денег, старый ноутбук и дочкины серьги из-под зеркала. Бабку-соседку стукнули по голове. Увезли в больницу. Нас с дочкой не было дома. Повезло нам, могли бы тоже по голове получить!»

«Сегодня поскользнулась на льду под снегом и упала по дороге на работу. Прямо следом за мной шла ветхая старушка. А если бы она упала? Наверняка — перелом шейки бедра. Пришлось бы вызывать скорую, везти ее в больницу, искать родственников. Пропустила бы весь рабочий день, а так только синяк на ляжке. Повезло мне!»

«Сегодня выяснилось, что классный мужик, которого Лялька отбила у меня на новогоднем корпоративе, заразил ее сразу тремя заболеваниями, передающимися половым путем. Повезло мне!»

— А что дочка?

— Сначала хохотала, теперь тоже стала такое писать, про школу. У нее еще смешнее получается. Читала в театральной студии, руководительница сказала: будем ставить!

— Вы по-прежнему считаете себя неудачницей?

— Да нет вроде, но что же это…

— Некоторым — да что там, многим! — людям обыкновенная жизнь кажется слишком обыкновенной. Хочется быть особыми. Но сделаться космонавтами или разбойниками они по тем или иным причинам не могут. Вот и перестраивают под себя реальность. Совсем немножечко. Вспоминаю один эпизод из мемуаров Айседоры Дункан: приходит она к очень богатой европейской женщине просить денег, чтобы построить на пустынной скале в Греции что-то вроде храма, где босые девочки в белых одеждах будут красиво танцевать (Дункан искренне уверена, что это очень важно). А та ей отвечает: ах, милочка, это ерунда какая-то, и вообще мне не до ваших затей — я серьезно работаю с доктором Юнгом и каждый день часов по пять-шесть записываю сны, которые мне этой ночью приснились.

— Хи-хи-хи! Вы хотите сказать, что я как они — Дункан и эта богачка? — явно польщено спрашивает женщина. Я молча киваю.

— Скажите, а можно эту реальность под что-нибудь другое перестроить? Не под неудачи?

— Можно, конечно, выбирайте! — щедро предлагаю я. — Судя по этой тетрадке, вы человек талантливый.

— Хотелось бы, пока не состарилась, побыть немножко… ну… роковой женщиной, что ли.

— Возможно. Вполне. Но придется, разумеется, поработать. Пятнадцать минут я готова слушать и обсуждать ваш план.

Через пятнадцать минут она ушла уже немножко преобразившаяся. Облизываясь на ходу. А я поняла, что Ляльке, даже когда она вылечится, уже ничего не светит.

Екатерина Мурашова. 

t.me/berezin_child

Неудачница. Один из способов перестроить реальность Психология, Психотерапия, Екатеринбург, Длиннопост
Показать полностью 1
182

От психолога до психотерапевта

Я клинический психолог, закончил первый мед. Сеченова, работал в психиатрии при СИЗО, наркологии и т.д.
В этом посте расскажу, чем различаются специалисты с приставкой ПСИ. ver 2.0

1) Психолог.
Обучение 4 года.
Работает с нормой!
Диагноз, медикаменты вне компетенций. Есть огромное количество направлений психологов: спортивный, детский, специальный, социальный и т.д.

2) Клинический психолог.
Обучение 5,5 лет.
Может помогать психиатру в диагностике, но сам диагноз не ставит и медикаменты не выписывает, и, как следствие, работает с нормой или помогает в адаптации при психиатрии, но строго при взаимодействии с психиатром.
При приëме на работу в мед.учереждении предпочтение отдают тем, кто отучился в медицинском ВУЗе.
(Клиническим психологом может стать и классический психолог при наличии доп.образования)

3) Психиатр.
6 лет меда + 2 года ординатура по психиатрии. Итого 8 лет.
Ставит диагнозы, назначает лечение. С нормой и личностью не работает, работает только с диагнозом.

4) Психотерапевт.
6 лет меда + 2 года ординатура по психиатрии + 4 месяца первичная специализация по психотерапии.
Итого 8 лет и 4 месяца, ВУАЛЯ и по законам РФ человек имеет право называть себя психотерапевтом.
В идеале - ставит диагноз, назначает лекарства и лечит душу.
В реале - после 8 лет медицины и работы с диагнозом трудно за 4 месяцы переучиться и начать ещë и душу лечить.

И отдельным пунктом.
0) Разговорные психотерапевты.
При наличии базового психологического образования можно пойти обучаться направлению разговорной терапии — "гештальту", "психоанализу" и т.д.

При отсутствии базового психологического образования, но при наличии сертификатика с курсов многие называют себя ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ, что является некорректным, и именно из-за таких "коллег" у населения подорвано доверие к психологам, Нас ровняют под одну гребëнку с астрологами.

От @Torhumm,

Поправлю-сейчас у клинических тоже бакалавриат и магистратура есть (4 года+2 по желанию). Т.е. сейчас клиническими через 4 становятся. Хотя и специалитет(5,5) где-то остался наверняка

#comment_184644128

P.S. Я оставил 3947 комментариев.
Как уже писал ранее, их колличество не изменится. Зарëкся заходить в комменты, если есть вопросы, просьбы, идеи, пишите в личку по ссылкам.
@posle3budet4, огромное спасибо за помощь в редактировании поста, безмерно благодарен!


Телеграмм канал https://t.me/prizma_psy
Инстаграм https://instagram.com/prizma_psy?igshid=4k4ak39pyf3k
(Контент авторский, тег МОË, на канале и в инсте продаж нет, выкладывание ссылок правилами одобрено)

Показать полностью
51

Как наладить сон?

Нарушения сна встречаются у каждого пятого человека на земле. Согласно клинических рекомендаций NICE (The National Institute for Health and Care Excellence) в большинстве случаев помогает гигиена сна, но к сожалению, именно эти советы мы привыкли игнорировать.


Чаще всего, нарушения сна происходят из-за тревоги или депрессии. Во время этих состояний нарушаются обменные процессы серотонина и как следствие мелатонина. Поэтому для упрощения процесса засыпания во время стрессов или кризисных ситуаций вопрос гигиены стоит более остро.


Но и в целом эти рекомендации помогут улучшить качество сна и как следствие повысить продуктивность.


Общие рекомендации


Авторитетный ресурс sleepfoundation.org издал общие рекомендации которые следует соблюдать даже если у вас нет проблем, так как они необходимы для нормального функционирования мозга.


Кардиотренировки


Бег, плаванье, велосипед, но не ходьба, необходимое условие учащения пульса от 40% покоя) минимум 30 минут в неделю, но не позже, чем за 2 часа до сна;


Здоровые социальные контакты


Как один нейрон не может работать без связей, так и один мозг не может полноценно работать без связи с другими


Режим работы и отдыха


делать каждые 25 минут перерыв в 5 минут и каждые 2 часа 20 минут


Обучение чему-то новому


Новые нейронные связи помогут избежать профессиональному выгоранию и добавить ощущения счастья


Соблюдение режима сна


Мозг любит постоянство, особенно когда знает, что у него есть свое время для отдыха


Медитация


Как спорт - зарядка для тела, так и медитация - разминка для ума

Если у вас есть проблемы с засыпанием обратите внимание на:


Место для сна


Место где мы спим играет одну из ключевых ролей в качестве нашего сна. Не забывайте, кровать – для сна, поэтому старайтесь ложиться в нее только для того чтобы спать. «Ленивые выходные» и просмотр сериалов старайтесь проводить в другом месте, чтобы это не сказывалось на качестве вашего сна.


Помимо этого, есть несколько советов, как должно выглядеть место для сна:

Помещение должно быть чистым, хорошо проветриваемым без посторонних запахов;

Могут нарушать глубину сна посторонние звуки и свет, поэтому имеет смысл купить в спальную плотные шторы и поставить окна с шумоподавлением. Как более дешевый аналог повязка на глаза и беруши;

Постельное белье следует менять не реже 1 раза в неделю;

Температура в помещении может колебаться между 18-24 градусами;

Уделите внимание выборы матраца и подушки. После ночи у вас не должно болеть шея или спина;


Ряд причин, которые могут мешать уснуть

Тяжелая еда на ночь. Помимо трудностей в засыпании, при активном пищеварении (особенно мясных продуктов), вы не сможете отдохнут и скорее всего проснетесь уставшим и разбитым;

Дневной сон. Если у вас проблемы с засыпанием ночью, то дневной сон следует исключить;

Свет от гаджетов. На нашей сетчатке есть рецепторы, которые выделяют серотонин и сообщают мозгу, что сейчас период бодрствования, поэтому можете заменить телефон книгой;

Физическая активность перед засыпанием (уборка, активные игры);

Алкоголь, табак, снотворные и другие психоактивные вещества. Все эти «народные» средства нарушают физиологический сон. У алкоголя – нет безопасной дозы и полезных свойств – это миф, пора перестать в это верить. Среди снотворных – не существует средств, которые бы налаживали здоровый сон.

Кофе и крепкий чай;


Что может помочь уснуть?

Гигиена сна предусматривает наличие некого ритуала с которым формируется определенная привычка засыпать. Помимо этого есть вещи нацеленные на психологическую разгрузки или релаксацию:


Теплая ванна или душ перед сном;

Легкая растяжка, прогулка на улице или не интенсивная йога;

Ведение дневника. Если вы не можете уснуть из-за тревожных мыслей, то как отличным ритуалом будет записывание этих мыслей в дневник

«Считание барашков». Не обязательно барашков, но, чтобы переключиться вы можете заполнить свою голову «белым шумом», вспоминать имена одноклассников или возводить двухзначные числа в квадрат;


Что если гигиена сна не помогает?

Если не можете все равно уснуть, в течении 20 минут, то вставайте и что-то делайте. Уменьшение время отведенное на сон иногда благотворно влияет на нарушения сна.


Источники:

https://ru.4help.com.ua/gigiena-sna/

http://sleepeducation.org/essentials-in-sleep/healthy-sleep-...

https://www.cdc.gov/sleep/about_sleep/sleep_hygiene.html

National Institutes of Health (NIH). (2012, January). NIH News in Health: Breaking Bad Habits. Retrieved July 10, 2020, from
Показать полностью
326

Нет ни у кого инструкции к жизни?

Ни у кого не за валялось инструкции к жизни? А то мне ее то ли не выдали, то ли выдали, но я ее потерял.

У Вас бывало ощущение, что живете не так, что у всех все нормально, а у тебя все как то не так? Вроде есть свое жилье, работа, машина, мотоцикл. Но нет желания и особого смысла жить. Живешь и не для себя, и не для кого то. Даже, скорее, просто существуешь. А со стороны кто взглянет, не понимает, чего тебе не хватает, все же есть. Пытаешься объяснить, чего нет, а тебе говорят, что пургу несешь, все это фигня и быть такого не может.
Не было? Тогда, уверен, подумаешь, уважаемый читатель, что я несу пургу, все это фигня и быть такого не может.

Каждую весну и осень я впадаю в депрессию, порой все переносится легко, порой тяжело, иногда выхожу из этого состояния через месяц, иногда все затягивается на пару-тройку месяцев. Порой, пытаясь сбежать от этого, ухожу в запои, иногда они помогают, но чаще усугубляют состояние. Рано или поздно, конечно, становится легче, но я знаю, что скоро все повторится.

А причина всем кажется странной. Я не представляю/не умею/не знаю/боюсь, как знакомиться с девушками, если же получается преодолеть все пункты, то я никогда не знаю что говорить, что делать, я молчу, стою и трясусь от страха сделать/сказать что то не то. Многие предлагали не бояться/знакомиться/говорить что угодно/делать что угодно. Но для меня это звучит так же, как для параллизованного прозвучало бы "просто встать и идти", ибо в таком состоянии не удается не то что говорить, даже думать не выходит. Причем, если я общаюсь с просто подругами, то такого нет, но достаточно хоть немного допускать иное и сразу начинается все вот это.
Вроде уже давно не 15 лет, чтобы бояться, но с возрастом становится все страшнее и страшнее как при попытках знакомства и общения, так и за то, что придется всю жизнь прожить одному.

Если у кого завалялась инструкция к жизни, можете подсказать, что в пункте про мою проблему написано.

P. S.
Немного сумбурно, но сложно все это описать как словами, так и в эмоциональном плане.

152

Приложение для ведения дневника автоматических мыслей

Добрый день. Мне нравится когнитивно-поведенческая терапия и я часто использую ее методы для саморазвития, решения проблем здесь и сейчас, борьбы с состояниями, провоцирующими нервное напряжение в нашем нелегком и суетливом мире. Дневник автоматических мыслей (или техника двух/трех колонок, как ее называет Дэвид Бернс) одно из самых эффективных упражнений. Вы записываете огорчающие мысли, находите в них когнитивные искажения, даете на свои мысли рациональный ответ. Таким образом можно переучить себя и начать воспринимать вещи более реально, а не через черные очки. Минусом является то, что писать на бумаге или в Word-файл можно далеко не везде.

Как начинающий Android-разработчик, я сделал для себя и знакомых людей с депрессией, приложение, которым хочу со всеми поделиться.

Приложение для ведения дневника автоматических мыслей Психотерапия, Психология, Софт, Лига психотерапии

Приложение бесплатное, доступа к файлам в телефоне не имеет, в Интернет не просится, рекламы не показывает. Может содержать ошибки/недоработки. Рассказать о них можно, либо через само приложение либо ниже в комментариях. Буду рад, если кому-то оно так же окажется полезным. Так же хочу обратить внимание, что я не психолог и не врач, поэтому возможно, что есть неточности в самом методе.


Приложение с открытым исходным кодом, размещено на GitHub (и пока что только там).

Приложение на GitHub

Загрузка с GitHub

49

Когнитивная триада депрессии

«Я неудачник, мир дерьмо, будущее ужасно» — примерно так можно представить когнитивную триаду депрессии, которую впервые описал основатель когнитивной психотерапии, Аарон Бек. Когнитивная триада складывается из трех основных когнитивных паттернов, детерминирующих идиосинкразическое отношение пациента к:
1. самому себе
2. своему текущему опыту
3. собственному будущему

Первый компонент триады связан с негативным отношением пациента к собственной персоне. Пациент считает себя ущербным, неадекватным, неизлечимо больным или обделенным. Свои неудачи он склонен объяснять якобы имеющимися у него психологическими, нравственными или физическими дефектами. Пациент убежден, что эти, мнимые, дефекты сделали его никчемным, никому не нужным существом, он постоянно винит и ругает себя за них. И наконец, он считает, что лишен всего того, что приносит человеку счастье и чувство удовлетворенности.

Вторым компонентом когнитивной триады является склонность к негативной интерпретации своего текущего опыта. Пациенту кажется, что окружающий мир предъявляет к нему непомерные требования и/или чинит ему непреодолимые препятствия на пути достижения жизненных целей. В любом опыте взаимодействия со средой ему видятся только поражения и потери. Тенденциозность и ошибочность этих трактовок особенно очевидны, когда пациент негативно истолковывает ситуацию при наличии более правдоподобных альтернативных объяснений. Если его убедить поразмышлять над этими более позитивными объяснениями, он, возможно, признает, что был необъективен в оценке ситуации. Таким образом пациента можно подвести к осознанию того, что он извращает факты, подгоняя их под заранее сформированные негативные умозаключения.

Третий компонент триады связан с негативным отношением к собственному будущему. Обращая взгляд в будущее, депрессивный видит там лишь нескончаемую череду тяжких испытаний и страданий. Он полагает, что ему до конца дней суждено терпеть трудности, разочарования и лишения. Думая о делах, которые ему нужно сделать в ближайшее время, он ждет провала.

При работе с депрессией в когнитивной терапии одной из ключевых задач является выявление и проверка автоматических негативных мыслей.

Когнитивная триада депрессии Психология, Психотерапия, Психиатрия, Депрессия
504

Психолог или мошенник. Как отличить?

Суперсистема определения компетенций специалиста, исключительно для Пикабу от Чарторийского Юрия.
Анализ под аббревиатурой С.О.С.И.П.С.И.(по первой букве, из каждого пункта)

1) Спросите чем подход в котором он работает отличается от клиентцентрированного, гештальта, психоанализа, КПТ и экзистенциалки?
Спец с удовольствием расскажет, почему он выбрал данное направление и АРГУМЕНТИРУЕТ ЭТО.
Мошенник постарается как можно быстрее соскочить или будет тупо описывать свой подход, хвалить его и просто обсирать другие, без аргументации.

2) Образование.
Психолог, вероятнее всего, начнëт с места, где он получал "вышку" например РГСУ, ПМГМУ, РТПУ. А потом дополнит институт психоанализа, объединëнный гештальт-университет и т.д.
Мошенник блеснëт красивым названием, связанным с психологией. "Европейский институт бихевиоризма", "Международный психотерапевтический союз" и т.д.
При просьбе уточнить проф.образование замешкается.

3) "Сколько нужно сеансов?"
Психолог не даст точного ответа, ведь всë индивидуально.
Мошенник скажет: "Нам нужно минимум 10 сессий, кстати, если прямо сейчас приобретëте их, то скидка 20% + тренинг в подарок"

4) "И это поможет?"
Психолог скажет: "Я сделаю всë, что могу, но вы должны помочь мне, и себе. "
Мошенник скажет: "Да гарантия 99%, а если ещë на мой тренинг сходите, то 176%!"

5) Психиатрия.
Спросите, работает ли он с психиатрическими диагнозами.
Психолог ответит: "Если человек в ремиссии и нужна помощь в адаптации ему или семье, то могу попробовать помочь, но при больницах есть специальные занятия для этого"
Мошенник: "Да, помогу, а то врачи-палачи таблетками мозг разрушают и убивают"

6) Семья.
"А можно вам мою вторую половинку в терапию отправить?"
Психолог : "Нет. это не этично, если я долгосрочно работаю с вами, то у нас есть "терапевтический альянс", и я не смогу объективно работать с вашим партнёром"
Мошенник: "Да, конечно, ещë маму, папу и сестру, чем больше людей из вашего круга придут ко мне, тем лучше, я смогу их проработать, и они перестанут задерживать ваш рост"

7) Имитация деятельности.
Выходя за дверь после сеанса со специалистом, вы заберëте с собой как минимум новые знания, максимум — навыки, которые сможете привнести в свою жизнь.
У мошенника сегодня вы вспомнили свой седьмой ДР, на следующей консультации 8 ДР. И вдруг окажется, что вам подарили мелки не того цвета, и у вас обида на родителей именно из-за этих мелков! Эта обида не даëт вам раскрыть свой потенциал. Чтобы обида ушла, надо, чтобы родители признали свою вину, но они не осознанные. Так что приводите их ко мне, я их проработаю-проработаю! Они извинятся за мелки и вы наконец сможете найти работу мечты и построить счастливые отношения!

P. S. @posle3budet4, огромное спасибо за помощь в редактировании поста, безмерно благодарен! Сам я клинической психолог, закончил первый мед. специализация патодиагностика и психотерапия.
Приглашаю вас в мой канал с ламповыми обсуждениями https://t.me/prizma_psy жду Вас.

Показать полностью
510

Депрессия и её начальные признаки

Каждый год примерно 105 млн человек страдают от хронической депрессии — дистимии. В это сложно поверить, ведь при слове «депрессия» в голове всплывают картинки с изображением человека, который не может встать с кровати, не ходит на работу и в целом не хочет ничего. Но тем и коварна депрессия — она выражена не так явно и очень сложна в диагностике.


Человек, страдающий депрессией, чаще всего ведет вполне обычный образ жизни, встречается с друзьями, работает, а все симптомы скрывает от окружающего мира. Зачастую депрессия не воспринимается как болезнь ни самим человеком, ни окружающими. Больной объясняет все усталостью, стрессом или же попросту считает себя неудачником. Друзья и окружение

называют его человеком настроения и списывают поведение на особенности характера.


Определить, что это именно расстройство, можно по нескольким симптомам.


Признаки депрессии:


— Первый признак — это грусть и депрессивное настроение почти каждый день. Человек не находится в таком состоянии непрерывно, но то и дело скатывается в уныние. Также могут появляться суицидальные мысли.


— Человек перестает видеть радость в вещах, которые раньше делали его счастливым. Например, пробежки по утрам или походы с друзьями в кино раз в 2 недели. При этом он не отказывается от этих вещей, но делает все машинально, без прежнего удовольствия.


— Бессонница или переизбыток сна, повторяющиеся регулярно.

Например, герой сериала «Настоящий детектив» Раст Коул страдал от продолжительной бессонницы, что являлось первым звонком, говорящим о его расстройстве.


— Сложности с концентрацией и принятием решений.


— Изменения аппетита и веса в любую сторону.


— Постоянные размышления о прошлом и переживания о будущем.

Один подопечный постоянно возвращался в свои воспоминания, переживая тяжелые моменты жизни снова и снова. И в целом воспринимал окружающую реальность скептически и пессимистично, что тоже можно отправить в копилку симптомов депрессии


— Усталость и недостаток энергии.


— Заниженная самооценка и болезненное стремление к перфекционизму.


— Чувство беспомощности, безнадежности и ощущение вины и неполноценности.


— Замкнутость, добровольная асоциальность.


— Поиск «лечения» в алкоголе, наркотических средствах, игромании.

Один подопечный не имел друзей, много времени проводил в одиночестве, а утешение и спасение искал в наркотиках, табаке и алкоголе. Все эти признаки, длящиеся к тому же много лет, говорят о том, что у подопечного была затяжная хроническая депрессия — дистимия.


Если перечисленные выше симптомы беспокоят уже достаточно давно и приносят вред социальной и личной жизни человека, то самое время обратиться к психологу. Многие считают, что в таком состоянии главное — взять себя в руки и самостоятельно избавиться от гнетущих мыслей. Но все же депрессия представляет собой расстройство, которое требует комплексного лечения — медикаментозного в сочетании с психотерапией.


Точные причины появления дистимии пока не установлены, но нередко это расстройство появляется еще в детстве. Поэтому важно отслеживать настроение своих детей, разговаривать с ними, повышать самооценку и учить оставаться спокойными в стрессовых ситуациях.


Мой telegram канал - "Психологическое счастье"
Депрессия и её начальные признаки Психология, Психотерапия, Депрессия, Личность, Страх, Стресс, Длиннопост
Показать полностью 1
82

Записки из кабинета психотерапевта, часть 3 - о том, где купить себе личность

Записки из кабинета психотерапевта, часть 3 - о том, где купить себе личность Психотерапия, Психотерапевт, Личность, Пограничное расстройство, Прл, Рисунок, Длиннопост, Видео

Привет, Пикабу) Меня зовут Алина, и у меня все еще Пограничное расстройство личности.

Посты о ПРЛ можно найти у меня в профиле.

Предыдущий пост о работе с психотерапевтом здесь: https://pikabu.ru/story/zapiski_iz_kabineta_psikhoterapevta_...

Писать мне можно сюда: https://t.me/LinablinA


Лирическое отступление: я тут недавно задумалась о том, что, возможно, есть люди, которые подписались на меня ради постов про ПРЛ и психотерапию, а я неожиданно начала постить и что-то другое («Я хочу видеть сиськи, а ты пишешь о том, как прошел день, пролетел пень, проскакал конь…») Перед этими людьми я, наверное, хочу извиниться за разочарование. Вне пограничного расстройства у меня есть жизнь – прям такая вот, настоящая, и иногда мне хочется поделиться чем-то другим.


В этом посте я решилась на эксперимент и «ноу-хау» - добавила диктофонную запись небольшого диалога с моим психотерапевтом Р.В. на одном из сеансов, из которой я склепала видео. Часть этого диалога я записала и текстом – кому как удобнее. Да, на записи мой настоящий голос – здрасьте) И я сразу извиняюсь за мою манеру речи и слова-паразиты(

***

Cчитается, что терапия должна приводить человека к его истинному «Я», а терапевт быть «проводником» в путешествии через тернии, дремучие леса и косогоры-горы-горы, которые стоят на этом пути. Депрессивного терапевт вытянет из апатии и печали, тревожного научит не беспокоиться из-за потенциальных опасностей, биполярщик попробует кататься на «качелях», не падая с них. Человек с ПРЛ похож на шопоголика, застрявшего в огромном супермаркете, где эти самые «Я» продаются по приемлемой цене. Обезумевший от огромного ассортимента пограничник бродит между стеллажами и полками, ощупывая, примеряя, прицениваясь – но никак не может сделать выбор. Пограничного клиента терапевт должен взять за руку, и, минуя красочные полки, вывести из «лабиринта» к кассе с окончательной покупкой – одной-единственной подходящей.


***

- Поехали, - говорит РВ, стоя у окна напротив меня с кружкой чая в руке. Долго молча смотрю на него, думая, что сказать.

- Вас раздражают ваши пациенты? –неожиданно вырывается странный вопрос.

- Одна.

- Я?))

- Нет.

- Почему раздражает?

- Почему? Даже не потому, что она профессиональная проститутка и сутенерша, а потому, что она очень неискренняя и противная (Обожаю, как РВ всегда «смачно» выговаривает это слово. «Противная» у него синоним слова «вредная»)

- Так вы и меня «противной» называете)

- Нет. Ты тоже противная, но тебя я люблю, а она меня раздражает.

- Мне кажется, что это такая странная профессия – люди приходят и буквально «сморкаются» в вас, как в носовой платок. Это не надоедает со временем?

- Неа.

- Почему?

- Ну…каким-то образом мне это интересно – то, что я делаю. Я же развиваюсь. Это может тебе кажется, что я носовой платок, а я скорее Фабрика по переработке утильсырья в новые, нужные вещи. Это же совсем другое дело. *долгая пауза» Тебе может кажется, что в меня все сморкаются и какают, но на самом деле с другого конца выходят аккуратные пакетики с удобрениями – поэтому мне очень нравится то, что я делаю. К тому же ко мне приходят такие люди, как ты – которым бог очень много чего дал, и они…

-Ничего с этим не делают.

- …они не знают, как это пристроить. А потом со мной вместе начинают к чему-то приходить, и я счастлив, что мир улучшается за счет этого. Поэтому я не ощущаю себя носовым платком

***

- Вот, возьмите, - протягиваю листок. –Хочу это обсудить.

На листке очередной кусочек постоянного потока моих беспокойных мыслей. Ежедневно я плаваю среди своих тревог, страхов, псевдо-философских размышлений о смысле чего бы то ни было, и изредка вытаскивая что-то из этой Леты, трансформирую в слова в вордовском файле.


- «Моя голова была у него на коленях» - вот странно, усмехается РВ, бегая глазами по строчкам. – Я в такой позе всегда засыпаю.

«А я чувствую опору», - мысленно отвечаю я.


«Однажды мы с С. смотрели какой-то фильм, лежа на диване. Моя голова была у него на коленях – одна из любимых поз. Обведя взглядом сначала потолок, потом стену напротив, посреди какой-то сцены на экране я задумчиво спросила куда-то в пространство: «А что, если я себе такая не понравлюсь?» «Какая такая?», - уточнил С., уже вполне привыкший к тому, что я люблю ронять ни к чему конкретному не привязанные фразы – так, как будто разговор уже давно идет, или неожиданно, спустя несколько часов, отвечать на давно заданный вопрос.


- Ну вдруг я выздоровею, и себе не понравлюсь?»

- Когда ты выздоровеешь, ты не будешь задавать таких вопросов.


«Ну, это логично», - подумала я, и успокоилась. Ненадолго, конечно. Мысль «А что, если…?» грызет меня до сих пор. Я действительно боюсь однажды утром проснуться и не узнать себя. Не ту себя, что отражается в зеркале, а ту, что живет внутри моей головы, ту, что только я могу слышать. Или, что еще хуже, я ВООБЩЕ перестану ее слышать. Мы перестанем вести часовые диалоги с воображаемым собеседником, рассказывая ему истории, жалуясь, смеясь и рыдая. Перестанем видеть эти странные сны, похожие на какой-то совершенно безумный арт-хаусный фильм. Не будем так жестоко привязываться к кому-то, и не будет так мучительно больно «отрывать» от себя кусочки этих людей, когда они уходят.


Что останется от меня, если я перестану быть такой эмоциональной, неуверенной в себе, закрытой и мечтательной? Перестану быть яростным, иногда нелогичным спорщиком и «Мистером справедливость»? Если я перестану периодически «падать» в болото из вязкой апатии и ненависти к себе и своему телу, хотеть умереть или вообще никогда не рождаться? Если я наконец перестану бояться еды, как какого-то жуткого монстра? Что от меня останется, и останется ли хоть что-то? Сейчас я даже не знаю, какие черты моего характера, моей личности принадлежат мне, а какие – пограничному расстройству. И есть ли у меня вообще какая-то личность. Что если, когда из меня, как дымок через трубу, медленно «вытечет» все ЭТО, останется только пустая прозрачная оболочка?»

Из записи: (- Передергиваешь, Алина. Ты же не собираешься лишаться эмоциональности и мечтательности, как от этого можно избавиться. Ты собираешься избавиться от тревоги и ее не утилизированных производных, чтобы то, что составляет твою личность, не глушилось слабостями твоего характера.

- Просто я не знаю, какая у меня личность. Получается, что та личность, с которой я жила с подросткового возраста – она нереальна. Т.е. это личность, возникшая в последствии определенного сбоя в этой изначальной личности.

- Подожди, как это? Она реальна.

- Ну да, она реальна, потому что я живу с ней, но я была бы возможно не такой. У меня постоянно ощущение, что я как бы паззл, собранный из кусочков других людей. Я отбираю у других людей их части, перенимаю их повадки, особенности внешности. Я уже и не помню, сколько раз я меняла свой стиль одежды, иногда в течении года, увидя где-то что-то новое у кого-то, сколько раз я перенимала манеру речи, меняла тональность голоса. Сколько раз, когда мне нравился персонаж книги или фильма, я пыталась стать такой. И в итоге это такой комок обслюнявленных бумажек.

- Такое у тебя о себе представление?

- Я так себя чувствую. У меня всегда была с этим проблема – отсутствие цельности. Я настолько, как говорят, многогранна – но в плохом смысле. И иногда мне бывает интересно: а какой бы я была, если бы у меня не было этой способности?

- Очень обыкновенной. Кто определяет норму? Ты сама ее и определяешь. Ты ведь сама определяешь свое аутентичное «Я».

- Но какое оно?? Я не знаю. Один день я такая, на следующий  – другая, еще через полгода все полностью меняется. И я думаю: когда это все «отойдет» от меня – что останется?

- Знаешь, по моей теории люди делятся на два типа: экзистенциально зависимые и экзистенциально независимые. Одни должны должны стать «собой», и жить «своей» жизнью, другие – и их большинство, живут по правилам, и никогда не попадают ко мне и таким, как я. Они сразу отливаются в готовую форму менталитета – их несколько, но они все готовые. Это так называемые «цельные личности», и они достаточно спокойно живут. Такие же, как мы с тобой, взрослея, начинают испытывать дискомфорт, потому что появляются эти вопросы типа «Кто я?». Понимаешь, на этот вопрос нет ответа, потому что это «я» еще нужно собрать. Его придется создавать, готовые формы не подходят.)


Супермаркет с «Я-шками» всегда забит до отвала. Прохаживаясь мимо стеллажей, то и дело запускаешь руку в какой-нибудь контейнер, и, воровато озираясь, выуживаешь горсть чьих-нибудь симпатично выглядящих «черт», «вкусов» или «увлечений», и сразу, пока никто не заметил, рассовываешь по карманам, и которых тут-же валятся фантики от уже потребленного. Все «заныканное» проходит проверку временем: если через несколько месяцев тебе это все еще нравится и подходит– оставляем. Нет – добро пожаловать на помойку.

Разговоры в прямом смысле с самой собой стали нормой еще в детстве. Наверное это и есть та самая «Я», которая должна было вырасти во что-то бОльшее и взрослое, определиться с тем, чего ей хочется, что ей нравится, и куда она движется. Но в итоге ее завалило кусками чужих личностей и историй, и мы вместе постоянно горюем об этом, размышляя, как бы осторожно и аккуратно сделать «проход».


Склеить из себя живое существо – мало. «Франкенштейну» нужно как-то функционировать, а для этого надо питаться. Питание должно быть сбалансированным и разнообразным, поэтому пограничник питается эмоциями. Эмоции – это всегда разнообразно и интересно. Вот так постоянно находишься в поиске кого-то или чего-то, что тебе эти эмоции даст. Сам себя накормить не способен, а без эмоциональной подпитки внутри только смутное черное нечто. Люди делятся на «полезных» и «неполезных». Полезным ты нравишься, и они – потенциальная вкусная еда. Положительные, эйфорические эмоции – это основное блюдо. В перерывах перекусываешь негативом, словно пытаясь нарваться на него специально. Во время срывов и истерик высасываешь все по максимуму, отправляя «кормушку» буквально в нокдаун. Рано или поздно наступает тот самый момент, когда изможденная «жертва» отказывается давать тебе хоть что-то добровольно, пытается сбежать, и тогда начинаешь заниматься рэкетом, выБ/Пивая все до остатка.


Я прихожу на терапию для того, чтобы мне сказали: «Цепляйся за фразу: Жизнь без срывов скучная», и научиться заряжаться собой, а не другими людьми, для того, чтобы однажды иметь возможность сказать какое оно – мое «Я», если кто-нибудь спросит.


P.S. Рисунок мой.

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: