Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44)

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

Авиация не прощает ошибок, и увы и ах, вертолеты иногда падают.

Дело было осенью 2011 года, ноябрь месяц. В тверских болотах, рядом с Оршей, пропал Robinson-44. Небольшой, одномоторный, четырехместный вертолет, на борту был только пилот. Погода, как водится - дрянь… местами уже начал высыпать снег. Болото, грязь, туман, сверху непроглядная хмарь, температура болтается около ноля. Полный набор… все как мы любим.

Вводные паршивые.

Вертолет взлетел с одной площадки и в СМУ (сложных метео-условиях) так и не прибыл к месту назначения. На R-44 был установлен аварийный маяк системы КОСПАС-САРСАТ. Он срабатывает в ручном и автоматическом режиме… в автоматическом – когда ударная нагрузка превышает расчетную.

Маяк сработал… Спутник засек три срабатывания при прохождении.

Проблема в том, что маяк не имел модуля GPS, точность определения местоположения при таких условиях 29 кв. км., а разброс точек на все три срабатывания показал зону поиска в 300 кв. км..

Что такое триста квадратных километров болот на поиске?

Давайте считать… Группа из 6 человек закрывает квадрат леса 500х500 метров где то за 8 часов.

Леса… Но не болот… Скорость передвижения по болоту несравнима с прохождением сухого участка. В лесу можно передвигаться со скоростью до 3-х км в час, по болоту согласно GPS, она падает до 500 метров в час, то есть становится ниже в 6 раз. Даже если посчитать грубо, то нужно в шесть раз больше ресурсов на закрытие того же квадрата.

1 кв. км это 4 квадрата 500х500 и 32 часа в обычных условиях или 192 часа в условиях болот.

300 кв. км это 9 600 часов для одной группы в обычных условиях или 57 600 часов в условиях болот… это 2 400 дней… или 6,5 лет непрерывного поиска.

Впечатляет, не правда ли.

Разумеется группа не одна и не две… но и не тысячи…

Если на поиск приедет 300 человек, мы сможем организовать 50 групп, которые и в этом случае потратят 48 дней без сна и отдыха на осмотр всей территории.

Вот она основная печаль истории поисков… людей всегда не хватает.

Это все для понимания масштаба проблемы, а далее собственно сама история.

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

Днем отработала авиация СПАСОП, они пытались запеленговать маяк с воздуха, локализовать район поиска и по возможности обнаружить место крушения. К сожалению, на аварийной частоте маяк предательски молчал. К вечеру мы выдвинулись колонной по Ленинградскому шоссе в сторону Твери. 150 км… Ехали довольно долго, чем ближе к району поиска тем хуже дорога, а АЗС вообще остались где то там за спиной в цивилизации. На месте разбиваем лагерь, основная часть ложится спать… нужно начать поиск с рассветом, ночью осматривать болота бесполезно.

Одна группа с пеленгатором до утра объезжает район, пытаясь засечь хотя бы слабый сигнал аварийного маяка… впрочем - тоже безрезультатно.

Встаем до рассвета и формируем группы, чтобы с восходом выдвинуться в заданные квадраты. Первые три группы отправляются в точки срабатывания маяка. После от каждой необходимо начать осмотр по расходящейся спирали и закрыть как можно больше территории до захода солнца. Нашей группе достается самая дальняя точка. Вездеходом нас закидывают поближе к ней на сколько это возможно. Это самое «поближе» получается около 4 –х км. 4 км нам придется пройти по болотам и после еще отработать на точке и вернуться. Попутно за одним осмотрим все что пройдем до места. Особое внимание лес… верхушки деревьев (падая, вертолет прорубает небольшую просеку, ломая деревья и ветки). Беда в том, что лес на этом болоте сплошная береза. Три четверти березовых стволов повалены вместе с корневищем… и где-то среди этого белого бардака лежат обломки белого вертолета.

С рассветом начинает работать авиация. Такие же волонтеры, на своих вертолетах просматривают подстилающую поверхность с воздуха.

В штаб стягивается внедорожная техника. Приезжают квадроциклы. Им дают задачи и они колонной уходят в горизонт на осмотр всего до чего смогут дотянуться.

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

Возникает серьезная проблема со связью на земле. Расстояния таковы, что мы тупо не добиваем до «Зари» своими портативками. Работа в полном автономе не редкость для работающих на дальнем периметре, но на этом поиске большинство оказалось без связи.

Джипы забрасывают группы на точки, далее они уходят в лес… и если повезет, то сообщить что-то смогут если поймают сигнал GSM (а с ним тоже напряженка).

Выдвинули пару ретрансляторов к месту поиска, но весь район охватить все-равно не получилось. Уж очень велика зона поиска. Где то в соседних квадратах лазят бойцы МЧС. Но мы их не видим и не слышим у них свои частоты. И только авиация может сверху наблюдать работу всех групп.

Ломимся по болоту… пытаюсь разглядеть хоть что то среди хоровода берез, в глазах начинает рябить уже минут через 30-ть.

Лес... болото...

ландшафт непростой... основная часть - выгоревший на 30-50 см слой торфа, из-за чего деревья повалены вместе с корнем... те редкие, что стоят обломаны... завалы из березняка повсеместно, под стволами часто вода... все это припорошено снегом. К сожалению вывороченный с корнем березовый ствол, до неприличия напоминает белую хвостовую балку с остатками двигателя... Пару раз ловил себя на мысли что "вот оно" и даже TailNumber практически различим... но пройдя метров 200 ближе к объекту понимал что чудовищно ошибся...

Обычно слышишь группы и примерно представляешь соседей, тут в эфире практически тихо… ну разве что вертушки над головой при схождении отрабатывают стандартные фразы по радиообмену:

- наблюдаю слева

- разошлись левыми бортами

Идти тяжело… вот откровенно тяжело. Перелазишь через поваленные стволы, под ними хлюпает вода, поверх стволов иней… Совершенно не к месту где то в стороне выстрелы. Явно кто-то пошел на охоту… район правда себе выбрал неудачный.

В добавок к выстрелам прямо из-под ног выпрыгнул заяц и помчался вдоль цепи поисковиков, перепугал зараза. Жирный… уже перелинял в зимнюю шубу.

Доходим до точки. Ноги уже разбиты… с таким количество препятствий страдают колени и голень. Ничего серьезного, идти можно… завтра все будет болеть… завтра, не сегодня.

Недолго отдыхаем и начинаем отрабатывать по расходящейся на сколько сможем. Пейзаж однообразен… болото, болото, болото и нескончаемые поваленные стволы до горизонта.

По рации докладываем друг-другу что у всех без результата. Собираемся вместе и прикидываем, как и куда выходить. В теории можно запросить вездеход для эвакуации, но для этого нужна связь, а ее нет. Придется двигаться обратным маршрутом к штабу, а уж там, если повезет, через ретранслятор сможем вызвать вездеход. По дороге обратно уже в лесу начинаю слышать рокот двигателя, кто-то явно ломится через лес, так как по карте дорог здесь нет и никогда не было… да что там дорог… просек и тех нет. Все это кажется не реальным, но спустя минут 15 действительно вижу нехило подготовленный внедорожник, который буром прет прямо по лесу, по принципу: все что валится бампером – трава…

Клево… но нам не светит… в машине нет мест и она на задаче, поговорили и пошли своей дорогой.

Вышли к мелиоративной канаве… там встретили еще одну группу… У них один с травмой, уже вызван транспорт на эвакуацию, но пока мы ждем появляются возвращающиеся с задачи квадроциклисты, пострадавшего и еще одну девушку из соседней группы они готовы взять до штаба, больше мест у них нет. Нормально, посидев еще минут пять, выдвигаемся навстречу вездеходу.

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

Где то через полчаса встречаем рычащую зверюгу продирающуюся за нами по разбитой колее. В жуткой тесноте, но в тепле прибываем в штаб. Далее доклад коорду и отдых.

На костре горячий чай, суп с мясом и рагу из баранины…

В такие минуты начинаешь думать, что никогда ничего вкуснее не пробовал.

Возвращаются другие группы… По слухам где –то в этом бардаке одна из групп нашла упавший самолет… Немецкий Me-109, занятно, но нам ни к чему…

Ложусь отдохнуть на час, мне с утра на работу, надо успеть доехать до Москвы и хоть пару часов поспать. Собираю тех, кто готов ехать и развожу по домам… практически к утру вваливаюсь домой, сдираю с себя и валюсь в постель.

Планирую выезд к выходным, если не найдут раньше… но выезд не потребовался.

Вертолет нашла одна из поисковых групп.

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост
Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

Обнаружили случайно… Двигались на прочес квадрата, а по пути останавливались пару раз на отдых, вот на одной такой остановке боец, отошедший на 5 минут по делам и обнаружил обломки.

Тело пилота находилось на рабочем месте КВС (командира воздушного судна), хвостовая балка была оторвана при ударе. Антенна аварийного радиомаяка оторвалась вместе с ней. Сигнал который был пойман спутником передавался на 3 мм огрызок провода, торчащий из разъема.


Смерть пилота наступила в результате катастрофы при получении травм несовместимых с жизнью.


Все выводы о причинах катастрофы содержатся в отчете Международного Авиационного Комитета, в открытом доступе. Желающие могут свободно ознакомиться.

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост
Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

В процессе поисков R-44 случилось несколько травм… Рассказ об одной из них приведу от первого лица:

По моему в эту субботу со мной произошло, не побоюсь этого слова самое экстремальное приключение в моей жизни :) Не могу сказать, что раньше не сталкивался со всякими сложностями в том числе и экстремального характера, но эта ситуация переплюнула все. Но обо всем по порядку. Повезла наша группа на 6-7 квадрах поисковиков до района высадки, на пути попалась канава мелеоративная, покрытая льдом, я ее первый переехал, но у выхода на берег лед проломился, я то успел выскочить на берег, но следующий квадр там бы уже не проехал, и следующим пошел Антон немного в другом месте, но под ним лед почти сразу проломился, и его квадр вытащили обратно, получилось что на другом берегу я остался один, и пройдя чуть в перед понял, что везти поисковиков дальше нет смысла, сплошные завалы и скорость передвижения будет ниже, чем пешком. Посмотрев на свой навигатор я увидел, что где то через 350 метров можно выйти на просеку идущую в сторону лагеря, и что бы не переезжать обратно канаву, говорю нашим ребятам типа езжайте в лагерь, а я попробую прорубиться до этой просеки, и в лагере увидимся. Ну и начал рубиться, дошел еще до одной канавы и пошел вдоль нее. Рельеф был довольно сложный, но меня это особо не смутило, думаю фигли там, и не такое проезжал, но то что случилось дальше, иначе как роковым стечением обстоятельств язык не поворачивается назвать. Иду по самому низу канала, уклон почти критический, слезаю с квадра поддерживаю его со стороны газа и канала соответственно, и вдруг то ли оступился, то ли поскользнулся, корче машинально чуть дернул его на себя, ну он и начал на меня наваливаться, видимо я до конца пытался его удержать, но ноги мои попали уже на лед и то ли разъехались, то ли еще чего, короче квадр придавил меня в какой то немыслимой позе. Что бы представить эту позу, можно сесть на пол, ноги расставить максимально широко, головой прижаться к колену правой ноги предварительно согнувшись, и в этой позиции кладем на себя квадроцикл, поргом или еще каким местом которого мне зажало шлем и ногу, правая рука оказалась где то у шеи, а левая была более менее свободна, как в прочем и левая нога. Квадрик при этом лежал на мне боком. Я естественно попробовал первым делом его как то спиной приподнять, но он даже не шелохнулся. Достал кое как рацию пытался связаться с супругой и поисковиками но успеха это не имело, пробовал отправить СМС с телефона, но связи не было, постепенно подо мной стала собираться верховая вода, лед периодически потрескивал, во мне теплилась надежда, что если он резко проломится, я успею выскочить из под квадра, но как я на него не давил, ничего не получалось. Правая нога затекла уже на столько, что я перестал ее чувствовать, вода постепенно прибывала и я очень отчетливо понял, что у меня осталось не так много времени, если лед начнет садиться плавно, я просто захлебнусь под этим квадром. Стал пробовать вытаскивать голову из шлема, а так как он был придавлен и треснул это тоже оказалось сделать не так просто. С божьей помощью наверное, но все таки удалось вытащить голову и выбить шлем из под квадра, вроде он ногу придавил еще сильнее, но другая его часть чуть приподнялась, и мне удалось, правда тоже не с первой попытки, фактически заныривая в образовавшуюся лужу протащить голову к лавой ноге и соответственно вылезти из под него, тут уже я вздохнул с облегчением, понял, что теперь то уж не захлебнусь, весь этот процесс присходил не менее часа, потом еще с пол часа пытался вытащить ногу, в итоге и этот маневр кое как удался, тут и рация сработала, ну и когда удалось выйти на связь с Людмилой я ей объяснил где меня найти. Поначалу, когда я из под него вылез, подумал, щас типа нога отойдет и дальше поеду, решил что просто затекла, но не тут то было, и без помощи пару шагов то сделать не могу. Тут меня ребята и подобрали. Итог такой, щас в больничке, уже в Москве, ступню пока толком не чувствую, на спине ожог от двигла повидимому, короче предстоит полечиться. Хочу всем кто оказался рядом сказать огромное спасибо за помощь, а так же всем кто поддержал за поддержку. Отдельная благодарность Лехе Горелову (Алекс Док)

примчался за мной в Тверь и перевез в свою больницу, теперь мы с ним в плотном контакте :) Надеюсь восстановиться и вернуться в ваши ряды!

Сначала была мысль написать, ребята не ездите по одному, и в таком духе, но сейчас понимаю, что все равно от судьбы не уйдешь, кстати был абсолютно трезв, да и зимой на снегоходах как правило разъезжаемся далеко от дома и едешь один и по реке, тоже может всякое случиться, в любом случае 100% гарантии безопасности не добиться. Так что берегите себя друзья мои.

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост
Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

По результатам того поиска были сделаны выводы и в часть методик поиска были внесены изменения (это позволило в дальнейшем более грамотно искать с воздуха). Позже при поисках вертолета Agusta A.109 все это удалось применить и пешие группы не потребовались, вертолет был найден с воздуха (к сожалению и в той трагедии выживших не было).

Как мы искали вертолет. (катастрофа Robinson-44) Природа, Лес, Болото, Вертолет, Катастрофа, Robinson-44, Тверь, Москва, Длиннопост

P.S. текст мой (за исключением приключений квадроциклиста)

Фото - не мои (надергал у всех с кем там лазил)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

а что с немецким самолетом?

раскрыть ветку (8)
14
Автор поста оценил этот комментарий

а что с ним случится? лежит... 75 лет уж скоро, как лежит

раскрыть ветку (4)
13
Автор поста оценил этот комментарий

так он еще интересней же, я 4 года пикабу листал и вот прочитав рассказ про вертолет этот и самолет зарегестрировался что бы спросить, нравится мне эта тематика

ходили (машина-лыжи) на другой самолет смотреть на Оршинских болотах, наш бомбардировщик

раскрыть ветку (3)
9
Автор поста оценил этот комментарий

да нам как то не до него было... местные говорили что про него слухи и раньше ходили, просто так до него не добраться, поэтому никто не заморачивался.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Может стоило поисковикам передать информацию?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

судя по тому что все что можно с него давно ободрано "поисковики" в курсе.

Автор поста оценил этот комментарий

Купи гамаши.. гамаши.. гамашиии

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

вообще когда нибудь куплю, мне они в плане функционала не так нужны, ибо и так гоняю в уставных берцах, но прям чет хочется, как будто я в них пизже буду выглядеть в лесу, где меня никто не видит))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Игрушки надо покупать по запалу, а не по нужде.

Я верю в тебя!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку