Как мужики из Behemoth косплеили страдающий Ренессанс
Группа Behemoth не нуждается в громких представлениях. На сегодняшний день она не только является национальной гордостью для многих поляков, но и в целом умудряется удерживать свой статус одной из самых коммерчески успешных и популярных групп в жанре блэк/дэт-метал.
В октябре этого года вышел их 11-й студийный альбом - "I Loved You at Your Darkest". В этот раз альбом особенно изобиловал отсылками к религии: начиная от названия альбома (вольное толкование Рим.5:8) до визуального оформления. О последнем и пойдет речь.
Для того чтобы, по словам Нергала, "извратить" традиционные библейские образы в живописи, группа объединилась с моделью Мелани Гайдос и фотографом Сильвией Макрис. Фото задумывались как своеобразные иллюстрации к буклету альбома. Но работа получилась настолько масштабной, что вылилась в полноценную выставку "Thou Art Darkest". В ней они, кажется, постарались собрать все самые шокирующие/провокационные образы христианства.
И так как никто так и не объяснил кого же они косплеят, я решила собрать все картины и их "бегемотские" версии самостоятельно.
1. ИЗЕНГЕЙМСКИЙ АЛТАРЬ (первая развертка) - 1516
Magnum opus немецкого художника Маттиаса Грюневальда, один из шедевров немецкой живописи. Именно в косплей этой работы и был запечатан диск в одном из изданий альбома.
Картина "Распятие Христа" находится в центре и привлекает больше всего внимания. По праву считается одним из самых мрачных и шокирующих изображений этого сюжета: пальцы Христа сведены конвульсиями, по его стопам стекает кровь, а ужаснувшаяся Мария падает в обморок, прямо в руки апостола Иоанна. Слева и справа от картины изображены св. Антоний и св. Себастьян, снизу - сцена оплакивания Христа.
2. ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ИСААКА - 1601-1602
Картина Караваджо посвящена одной из самых известных и жутких библейских историй: Авраам заносит нож над своим сыном, дабы исполнить волю Бога, которая в результате оказалась лишь проверкой его веры.
Авраам сомневается, Исаак кричит, ангел указывает на барашка.
3. ЯВЛЕНИЕ СВ. ПЕТРА СВ. ПЕТРУ НОЛАСКО - 1629
Работа "испанского Караваджо" Франсиско де Сурбарана. Тут изображен святой Петр Ноласко, удивленный появлением в своей строгой келье своего святого заступника, апостола святого Петра, который предстает вниз головой, таким образом, как он был распят, чтобы утешить святого, который не смог посетить могилу апостола Петра в Риме, а также поддержать его и воодушевить на продолжение своей апостольской миссии в Испании.
Группа, скорее всего, выбрала эту картину по единственной причине - перевернутый крест.
4. ЮДИФЬ, ОБЕЗГЛАВЛИВАЮЩАЯ ОЛОФЕРНА - 1614-1620
Работа итальянки Артемизии Джентилески.
Юдифь была иудейкой, которой удалось спасти свой народ от нападения превосходящих сил ассирийцев. Молодая и красивая вдова, нарядившись, усыпила бдительность охранников, а затем попала в шатер ассирийского полководца Олоферна, а когда тот уснул, обезглавила его.
5. ЮДИФЬ С ГОЛОВОЙ ОЛОФЕРНА - 1525
История Юдифь продолжается на картине нидерландского художника Яна Вермеена. После того, как она отрубила голову Олоферну, Юдифь со своей служанкой внесла трофей в родной город со словами: "...Господь поразил его рукою женщины!".
6. СМЕРТЬ - 1902
Не обошлось и без соотечественников Макрис и Behemoth - в коллекцию был добавлен переосмысленный шедевр поляка Яцека Мальчевского.
На фоне села и полей, ночью появляется девушка с косой, символизирующая ангела смерти. Для Мальчевского смерть - это освобождение от земных забот и жизненных невзгод, поэтому старец на картине полон доверия к девушке, а та в свою очередь смотрит на него с любовью и состраданием.
7. ФРАГМЕНТ ТРИПТИХА "МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ, ГОЛГОФА И СМЕРТЬ СВЯТОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ" - 1465-1480
Версия Behemoth пусть и выглядит не настолько впечатляюще, как оригинал кисти Хайме Уге, но все же не упускает главной детали - сдирание кожи.
На картине изображен св. Варфоломей, один из 12 апостолов, который погиб мученической смертью. Иногда его изображают и вовсе без кожи - она лишь накинута на него, как своеоразная тога.
8. ТРИПТИХ "МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОГО ЭРАЗМА" - 1458
Автор: голландец Дирк Баутс.
Св. Эразм - еще один мученик, погибший ужасной смертью. Согласно легенде палачи вынули его внутренности, намотав их на лебедку. И хотя история такой казни весьма впечатляет, многие исследователи ставят подлинность этой легенды под вопрос, в основном потому что св. Эразм был покровителем моряков (отсюда, кстати, и огни Эльма пошли), а лебедка была его "атрибутом".
9. ФРАГМЕНТ ТРИПТИХА "СТРАШНЫЙ СУД" - 1473
"Страшный суд" - триптих Ганса Мемлинга, венец нидерландской живописи 15 века. К слову, сейчас находится в одном из музеев Гданьска.
На фрагменте изображен архангел Михаил в золотом сиянии лат, взвешивающий души умерших. Посохом он ранит душу справа и сбрасывает ее в ад (то же самое можно увидеть во всей красе в клипе Behemoth "God=Dog").
У ног Михаила - мертвые в саванах и без них, кричащие, испуганные, пытающиеся избежать своей последней участи.
10. БОГ ОТЕЦ НА ПРЕСТОЛЕ ~ конец 15 в.
Эта работа была написана неизвестным мастером из Вестфалии.
По мнению некоторых искусствоведов именно она лучше всего отражает восприятие образа Бога людьми того времени: фигура строгого отца, скрещенная с образом власти и всемогущества короля, восседающего на троне.
11. ПЬЕТА - 1891
"Пьета" или "Оплакивание" - это, казалось бы, настолько устаревший сюжет, что сказать им что-то новое уже невозможно. Но Франц фон Штук смог.
На его полотне, необычно длинном для Штука, мертвый Христос лежит на плите, будто в склепе, но его сжатые руки и напряженное тело показывают силу даже в смерти. Расположение фигуры скорбящей Марии, которая прячет лицо в ладонях, устанавливает баланс между ними двумя: Христос-Богородица, сын-мать, мужчина-женщина. Такое композиционное решение только укрепляет драматизм сцены, и подчеркивает силу горя и скорби.