Как люди стали рабами? И откуда пошло выражение "Драконовские меры"?

Как полагают исследователи, уже в античности разделение физического и умственного труда имело глобальный характер, т.е. одни люди занимались только физическим трудом, а другие только умственным. В следствии этого развития и появился новый социально-исторический вид взаимоотношений в обществе - рабовладение. И связанно это было с тем, что только малое число известных людей специально получало доступ к умственной жизни.


Отмечается, что родовой строй VIII-VI веков до н. э. окончательно перешел в рабовладельческую форму государственности, исконная родовая знать лишилась власти благодаря реформам афинян Клисфена, Солона и Дракона (Драконта). Первые двое происходят из знатных родов древней греции, происхождение Дракона мне на данный момент не известно, но известно, что именно он считался одним из самых суровых законодателей, из-за чего появилось крылатое выражение - драконовские меры, которое относится к чрезмерно строгим наказаниям.


Демад - древнегреческий оратор и политик писал об Драконе так:
δι' αἵματος, οὐ διὰ μέλανος, τοὺς νόμους ὁ Δράκων ἔγραψεν
Перевод:
Драконтовы законы писаны не чернилами, а кровью.

А теперь поговорим о рабах, ведь рабовладение имело под собой определенную основу - это и экономика, и мышление, и философия. В этом случае обратимся к Аристотелю, ученику Платона и воспитателю великого Александра Македонского. Аристотель в своем учении о рабах пишет:


"И приобретение собственности требует для себя массу орудий, раб же является в известной степени одушевленной частью собственности" - ("Политика"I 2, 4, 1253b 31 – 32). "Понятие"собственность"нужно понимать в том же смысле, в каком понимается понятие"часть". А часть есть не только часть чего либо другого, но она немыслима вообще без этого другого. Это вполне приложимо и к собственности. Поэтому господин есть только господин раба, но не принадлежит ему; раб же – не только раб господина, но и абсолютно принадлежит ему" - ( "Политика" 6, 1254a 8 – 13).

Но боле интересно следующее определение:


"Кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все таки человек, тот по своей природе раб. Человек же принадлежит другому в том случае, если он, оставаясь человеком, становится собственностью; последняя представляет собою орудие активное и отдельно для себя существующее" - (7, 1254a 14 – 17).

Что значат слова Аристотеля "кто по природе принадлежит не самому себе..."? Удивительно и то, что Аристотель не считает раба человеком, для него он вещь, как орудие, инструмент, только в виде физического тела, и даже, если это тело живое и одушевленное, то он говорит, что этот человек по природному происхождению - раб. А орудия он называет неодушевленными рабами. При это все эти вещи, неодушевленные и живые являются частью господина.


"Раб есть как бы отделимая часть и орудие господина, а орудие как бы неодушевленный раб" - ("Евдемова этика"VIII 9, 2, 1241b 22 – 24).
"Раб является своего рода частью господина, как бы одушевленною и отделенною частью его тела" - ("Политика"I 2, 20, 1255b 11 – 12).

Определение раба данное Аристотелем играло большую роль в отношениях между людьми, оно формировало не только формы правления будущих государств и предприятий, но и целостное мышление для последующих поколений людей, которое дошло и до наших дней. Главным же посылом изучения этого вопроса послужила необходимость разделения умственного и физического труда. Как говорится


Не можешь работать головой - работай руками.


Но на этом исследование рабства не заканчивается. Греческий философ, ритор IV века н. э. Либаний в одном из своих рассуждений заключил - "никто не свободен"! Но о этом в следующий раз.


Ссылка на источник - Как люди стали рабами? И откуда пошло выражение "Драконовские меры"?

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Какая ересь! К возникновению рабства привело совсем не это.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Благодарю за отклик. Просветите своими знаниями, что же в действительности привело к возникновению рабства?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

К возникновению рабства привели развитие производительных сил и возникновение разделения труда. Но наверное тебе вредно об этом задумываться.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

странный вы человек однако, я как раз и писал о разделении труда, но вот развитие производственных сил способствовало облегчению труда и, как следствию, для одной и той же работы требовалось меньше людей.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ты писал о разделении умственного и физического труда. Вернее не ты, но тебе, я повторюсь, вредно об этом задумываться.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку