Как люди на Луну летали, часть 3. Ракета

В предыдущих сериях:

Как люди на Луну летали

Как люди на Луну летали, часть 2. Выбор трассы

Сколько было "Сатурнов", если ракета, улетевшая на Луну, называлась "Сатурн-5"? А вот и нет, их было всего три. Причём Сатурна за номером 1 было две. И понимайте это как хотите.

Сатурн-1 был чисто экспериментальной ракетой с целью отработать инженерные решения на практике (где-то мы это уже слышали, да). Затем его модернизировали, заменив вторую ступень, и получились Сатурн-1B. А потом эту вторую ступень сделали третьей, и так получился Сатурн-5. А ещё чуть позже точно такую же неиспользованную ступень превратили в "Скайлэб".

Таким образом, вместо того, чтобы разрабатывать супертяжёлую ракету с нуля, они взяли уже готовую вторую ступень (на которой уже летали макеты "Аполлонов") и просто подняли её наверх, а макет заменили настоящим кораблём. Экономия налицо - хотя, как по мне, слово "экономия" применительно к программе "Аполлон" звучит как ругательство.

Однако задача перед янки всё равно стояла нетривиальная. Нужно было поднять на низкую опорную орбиту аж 140 тонн, из которых около 50 занимал сам корабль, а остальное - это третья ступень, которая давала импульс для запуска на траекторию к Луне. Это вам не это, как говорится: по сей день "Сатурн-5" остаётся самой грузоподъёмной и тяжёлой ракет из созданных человеком, но вовсе не потому, что никто не может повторить этот шедевр, а потому, что под него тупо нет задач. Т. е. американцам пришлось спроектировать супер-БелАЗ, который после завершения программы остался не у дел.

Основная суть "Сатурна-5" мало чем отличалась от других ракет, разве что ступеней было аж три: это по-прежнему были огромные баки с топливом, к которым снизу прибили двигатели. Отличия были не в сути, а в цифрах, потому что двигателям тоже пришлось быть очень мощными, чтобы поднять весь этот хлам на орбиту. Вот простенькая схема:

Как люди на Луну летали, часть 3. Ракета Луна, Лунная программа, История, Космонавтика, Длиннопост

Здесь стоит отметить парадигму, которая, на мой взгляд, стала одним из решающих факторов в лунной гонке. Как проходила разработка ракетно-космической техники раньше? Очень просто: инженеры что-то посчитали, построили, запустили, посмотрели, что с ней случилось. Если упала - давайте искать ошибки. Надо понимать, что никаких CAD/CAM/CAE систем тогда не существовало, всё чертили и считали ручками. Причём, к примеру, в сопромате уже существовал метод конечных элементов, но область его применения оставалась весьма ограниченной из-за ограничения мощности компьютеров. А чертили примерно вот так:

Как люди на Луну летали, часть 3. Ракета Луна, Лунная программа, История, Космонавтика, Длиннопост

Однако в случае с двигателем F-1 всё получилось немного иначе. Изначально он не предназначался для "Сатурна", просто в один прекрасный день вояки пришли в Рокетдайн и сказали:

- Слушайте, ребята, тут через тридцать лет Вархаммер 40к выйдет, мы хотим быть готовыми к этому знаменательному событию. Нам нужен БОЛЬШОЙ ракетный двигатель.

- Насколько большой? - спрашивают в Рокетдайн. А военные такие:

Как люди на Луну летали, часть 3. Ракета Луна, Лунная программа, История, Космонавтика, Длиннопост

Ну а этим что, ваши деньги - ваши капризы. Взяли и разработали. Правда, на полпути какая-то светлая голова в ВВС задумалась о том, где этот двигатель применять, и оказалось, что негде, поэтому разработку бросили - ну, эти американцы, вы понимаете... Но чертежи благоразумно сохранили, и не зря - вскоре с тем же вопросом к ним постучались уже из NASA. Только в отличие от вояк там уже знали, для чего им нужен БОЛЬШОЙ ракетный двигатель.

Чтоб вы поняли, насколько он большой, вот вам Вернер фон Браун на фоне ракетной жопы:

Как люди на Луну летали, часть 3. Ракета Луна, Лунная программа, История, Космонавтика, Длиннопост

И вот инженеры посмотрели на то, что получается, и подумали: ребзя, а ведь если такая штука бабахнет, мало никому не покажется. Вон, со стабильностью горения куча проблем, то и дело прототипы жахают. И бабла такой комплекс стоит немеренно. Может, сначала получше проверим всё?

- А давайте, - сказали в NASA, подкрепили свои слова очередной порцией вечнозелёных, и все заверте...

В общем, инженеры построили стенд и модели, битком набитые датчиками, а к камере сгорания присоединили специальные патрубки, в которых взрывали небольшие бомбы. Поток газов от этих бомб устремлялся в камеру, и можно было легко отследить, как ведёт себя конструкция, и внести необходимые коррекции. Кроме того, движки F-1 были многоразовыми. То есть летали они в итоге каждый по разу, конечно, но их можно было запускать и останавливать многократно, так что на орбиту отправились уже проверенные и испытанные двигатели, а не просто "вроде бы нормальные". В результате денег вбухали в это дофига, зато ни один из "Сатурнов" в конечном итоге не бабахнул - двигатели работали как часы. Аналогичные стенды устроили для двигателей других ступеней, а потом и для самих ступеней тоже. Вот как выглядели огневые испытания F-1:

Как люди на Луну летали, часть 3. Ракета Луна, Лунная программа, История, Космонавтика, Длиннопост

Короче говоря, американцы вспомнили про старую поговорку "семь раз отмерь - один отрежь", и в то время как в СССР бабахала Н-1, они спокойно продолжали доводить конструкцию до совершенства (ну, ладно, Н-1 пускать начали когда американцы уже собирались на Луну высаживаться). Да, это стоило сотен нефти. Но зато двигатели не бабахали. Вообще.

Тут стоит сделать небольшое отступление и пояснить, зачем это нужно. Жидкостные ракетные двигатели работают в крайне экстремальных условиях. Хотя конструктивно первая ступень ракеты это просто огромный бак с двигателями, от него требуется охренеть какая тяга и высокий удельный импульс, да ещё и внешние условия изменяются по мере набора высоты. Более того, обычные для самолётов воздушно-реактивные двигатели не годятся для ракет, потому что в какой-то момент воздух попросту заканчивается (существует проект SABRE, который может переключаться между режимами, но это исключение). Как следствие, надёжность ЖРД снижается по мере увеличения тяговооружённости, и компенсировать это следует тотальной проверкой всего, что только можно.

Почему же всё-таки Сатурн-5 имеет номер 5? Потому что проектов действительно было пять, просто до реализации добрались только Сатурн-1 и Сатурн-5. Остальные так и остались концептами.

Ракета оказалась настолько большой, что делали её по частям: первую ступень - "Боинг" (а двигатели - "Рокетдайн"), вторую - "Норт Амэрикен", третью - "МакДоннел Дуглас". Командный модуль "Аполлона" делали "Рокуэлл", а лунный - "Грумман". А сколько было субподрядчиков, и вовсе не счесть. Потом это аукнется американцам во время полёта "Аполлона-13", к которому мы ещё вернёмся, но в целом из-за описанного выше подхода надёжность всей системы была просто беспрецедентной.

Как люди на Луну летали, часть 3. Ракета Луна, Лунная программа, История, Космонавтика, Длиннопост

Спокойно, ребята, мы всё рассчитали!

Исследователи космоса

16.3K постов46.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)