Как изменилась вода
Глава из книги "Зеркало совершенства: истории странствующих суфиев."
Суфизм — глубинное течение, духовное братство, родившееся внутри ислама. Однако ислам суфии считают лишь оболочкой, поэтому принимают все религии. Цель суфия — личный контакт с Богом, независимо от вероисповедания. Истинный суфий подобен божественному зеркалу, отражающему мир без единого искажения.
Одним из самых любимых суфиями жанров были сказки-притчи суфийских монахов — дервишей. Дервишские учителя обучали своих учеников, используя эти истории, которые должны были способствовать развитию восприятия, недоступного обычным людям. Некоторые из них следовало рассказывать только тем, кто уже получил определенную мистическую подготовку; другие специально предназначались для людей определенных эпох и культурных традиций.
В эту книгу вошли дервишские истории, большинство из которых собрано одним из самых выдающихся учителей суфизма ХХ века — Идрис Шахом. Многие из них в той или иной форме проложили себе путь в литературу Востока и Запада.
Однажды Хызр, учитель Моисея, обратился к человечеству с предостережением.
- Наступит такой день, - сказал он‚ - когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем на смену ей появится другая вода, и люди сойдут от нее с ума.
Лишь один человек понял смысл этих слов. Он набрал запас воды побольше и спрятал ее в надежном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится. В предсказанный день все реки иссякли, колодцы высохли, и тот человек, удалившись в свое убежище, стал пить из своих запасов. Но вот прошло какое-то время, и он увидел, что реки возобновили свое течение; и тогда он спустился к другим сынам человеческим и обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, что с ними произошло то, о чем их предостерегали, но они НЕ ПОМНЯТ этого.
Когда же он попытался с ними заговорить, то понял, что они принимают его за сумасшедшего, выказывая ему враждебность либо сострадание, но никак не понимание. Поначалу он не притрагивался к новой воде, каждый день возвращаясь к своим запасам.
Однако в конце концов он решился отныне пить новую воду - потому что выделявшие его среди остальных поведение и мышление сделали его жизнь невыносимо одинокой. Он выпил новой воды и стал таким же, как все. И начисто забыл о своем запасе иной воды. Окружающие же его люди смотрели на него как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.
Примечание Идрис Шаха.
Легенду эту неоднократно связывали с Зу-н-Нуном аль-Мисри, египтянином, который умер в 860 году и считается ее автором. Предполагают также, что эта сказка связана по меньшей мере с одной из форм братства вольных каменщиков. Во всяком случае, Зу-н-Нун — самая ранняя фигура в истории дервишей ордена Кассирийа, который, как часто указывалось западными исследователями, имел поразительное сходство с братством масонов. Считают, что Зу-н-Нун раскрыл значение фараонских иероглифов. Данный вариант рассказа приписывается Саиду Сабиру Али-шаху, святому из ордена Чиштийа, который умер в 1818 году.