Как и зачем S7 создает собственную ракету

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Несколько месяцев назад стало известно, что в группе компаний S7 уже два года работает «Центр разработок С7» или S7 R&D. Эта компания занимается разработкой легкой ракеты, а в перспективе и средней, для запусков с «Морского старта» или наземных площадок.


«Центр разработок С7» располагается на пути из Москвы в аэропорт Домодедово. Будущее предприятие занимает несколько цехов, где планируется производство ракет. Пока эти цеха полупустые, но сейчас идет активное освоение технологий, которые должны значительно упростить и удешевить производство ракет.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

В традиционной космонавтике не принято начинать создание ракеты от технологии. Обычно начинают с техзадания, и точной формулировки задачи, а уже исходя из неё определяют решение. Сначала готовится аванпроект, потом эскизный проект и конструкторская документация, рассчитывается и чертится всё до последнего винтика, а уже потом переходят к натурным макетам, испытаниям и запускам.


У S7 R&D тоже есть техзадание, но, судя по всему, сформулировано оно достаточно общо: сделать ракету с нагрузкой до полутора тонн, которая подойдет для пусков с «Морского старта».

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

А вот в технической реализации тоже решили пойти другим путем.

Во-первых, совершенно не заморачиваются разработкой ракетного двигателя. И, на мой взгляд, это решение совершенно верное. Не потому, что ракетные двигатели устарели и пора переходить на антигравитацию, а потому, что у нас в стране и так производятся двигатели на любой взыскательный вкус. В частности, под техзадание S7 прекрасно подходит ещё «королёвский» РД-108, который сейчас летает на второй ступени ракеты «Союз-2».

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Во-вторых, создание ракеты «Центр разработок С7» начинает с технологий. Чтобы создавать ракету с наименьшими затратами, на небольшой производственной площадке и конкурентоспособную на мировом рынке, традиционные «советские» подходы не годятся. Возможности построить гигантский комплекс, размером с небольшой город, у S7 нет, поэтому разработчики ищут более компактные и экономичные решения.


По сути, сейчас осваиваются две ключевые технологии для производства корпуса и баков ракеты: сварка трением с перемешиванием (СТП) и проволочно-дуговое выращивание.

Про космическую сварку трением я слышал ещё в школе, но представлял себе это в виде двух металлических деталей, которые трутся друг о друга и сплавляются от нагрева. Оказалось, что немного сложнее, но внешне это выглядит как магия: никаких вспышек, искр или летящих осколков. К двум листам прижимается металлический конус, он начинает вращение и трением превращает металл вокруг себя в мягкий «пластилин», который и перемешивается.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Если всё сделано правильно, то остается только гладкий красивый шов, который по прочности лишь незначительно уступает окружающему металлу.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Прочность шва, и отсутствие сильного температурного воздействия на металл делают СТП лучше привычной электродуговой сварки. Высокая температура электрической дуги преобразует структуру металла, и он меняет свойства вокруг сварного шва.


Сварка трением с перемешиванием в космонавтике не новость. Так варили топливные баки шаттлов в последнее десятилетие программы, так варят баки «Ангары», так варят центральную ступень будущей сверхтяжелой ракеты SLS и корпус лунного корабля Orion. Но для этих целей применяют гигантские и дорогие станки, размером с дом, которые ничего другого не умеют.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

S7 R&D идет дальше по пути прогресса, и доверяет СТП роботу Kuka. Таких в компании два, их даже по спецзаказу покрасили в фирменный цвет S7.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Kuka это не дань моде на робототехнику, а средство, которое позволяет выполнять сварочную операцию намного дешевле и экономичнее чем специализированный станок. Но и это не главное. Важная особенность робота в том, что он может выполнять разные операции, и для разработчиков это важно, т.к. они применяют СТП не только для сварки швов.


Если присмотреться ко внутренней части ракетных топливных баков, хоть на американской SLS, хоть на российской «Ангаре», то можно увидеть характерную «вафлю» — структуру корпуса баков напоминающую известный кулинарный продукт.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Такое решение неслучайно выбрано ракетчиками по обе стороны океана. Термин «топливный бак» создает впечатление, что ракета состоит из привычных нам баков, т.е. тонкостенных емкостей, которые только и нужны для хранения жидкостей. Но ракета не просто стоит где-то в углу, она должна лететь причем с ускорением, то есть на всю её конструкцию действуют трехкратные перегрузки, аэродинамический напор и температурный градиент в сотни градусов…


В общем бак должен не просто устоять вертикально, но и не схлопнуться между толкающим двигателем и сопротивляющимся воздухом. А ещё ракете надо полезную нагрузку нести, т.е. быть как можно легче, а тяжести поднимать больше.


Для этого конструкторы и создают «вафельные» панели, которые достаточно легкие, чтобы оставить место для груза, и достаточно прочные, за счет ребер жесткости, чтобы противостоять жизненным невзгодам.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Десятилетиями это решение работало, но какой ценой? Чтобы сделать такую «вафлю» нужно взять лист алюминия толщиной в несколько сантиметров и «отсечь всё лишнее». Потом листы свариваются трением в полноценный бак, а завод покидают самосвалы с алюминиевой стружкой…


А потом пришел Илон Маск… Куда уж без него в разговоре о ракетах. Так вот он решил не идти по стопам классиков Возрождения, а подойти к задаче на новом технологическом уровне, сделать ракету легче и дешевле в производстве, как самолет. И вместо алюминиевых плит стал использовать тонкостенные баки, а чтобы его ракеты не расползлись как вареные макароны, изнутри баков навариваются продольные стрингеры и поперечные шпангоуты. Так изготавливают корпуса самолетов, но в них используются заклепки.


Хотя это тоже придумали в СССР. Ракета Н1 имела несущий корпус созданный по самолетной схеме «полумонокок», но и там были заклепки, а варились только сферические баки.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

У Маска же стрингеры «натираются», потому что скрепить два тонких листа металла с помощью сварки трением с перемешиванием можно не только в стыке, но и наложив друг на друга.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Так SpaceX получила сразу несколько преимуществ. Прежде всего повысилась эффективность ракеты до 4,1%. Именно столько от массы полностью снаряженной ракеты может вывести на низкую орбиту Falcon 9. Для примера эффективность конкурирующих Atlas V — 2,9-3,5%, «Протона-М» — 3,4%, и «Ангары-А5» — 3,16%. А ведь на них, напомню, на всех стоит российская гордость — ракетные двигатели закрытого цикла, превосходящие по тяге Merlin SpaceX.


Эффективность Falcon 9 так высока в сравнении с конкурентами, что некоторые российские эксперты всерьез подозревают Маска во введении в заблуждение широкую общественность.

Благодаря авиационному решению, ракету Falcon 9 оказалось можно масштабировать просто вытягивая ввысь. А ещё её можно укладывать горизонтально, что тоже не характерно для американского ракетостроения. Это упрощает предстартовую подготовку и логистику — теперь для перевозки ракеты достаточно автомобильного тягача.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

В S7 R&D решили воспользоваться лучшим мировым опытом: двигатели взять отечественные, а конструкцию баков и технологию — самую современную. И сейчас активно осваивают процесс.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Ракеты состоят не только из цилиндрических баков и двигателей. Внутри корпуса располагаются поперечные ребра жесткости — шпангоуты; на кронштейнах крепится вспомогательное оборудование; межбаковые фермы разделяют ракетные ступени… Традиционно, все эти элементы конструкции вытачиваются из алюминиевых заготовок. Но в S7 R&D и тут заходят с другой стороны.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Технология проволочно-дугового выращивания позволяет создавать изделия заданной формы при помощи проволоки, которой наваривается нужное изделие. Это обеспечивает заметную экономию материалов и трудозатрат в производственных процессах, причем использование промышленных роботов Yaskawa дает возможность выращивать изделия с габаритными размерами в несколько метров. Процесс выращивания начинается с CAD модели и практически полностью автоматизирован.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Поверхность «выращенных» изделий требует доработки фрезой, но эта работа значительно проще чем выточка из болванки. Прочность такой конструкции не уступает традиционному литью и последующей фрезеровке.


В цеху S7 R&D можно увидеть немало изделий различной формы и размера, созданные такой технологией. Ради эксперимента сделали даже классическую «вафлю», но убедились, что классика уже хороша сама по себе, хоть и не нужна для будущей салатовой ракеты.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост
Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Зато многое другое нужно, например силовой шпангоут с торосферическим участком крышки бака. Их выращивание происходило прямо во время моего посещения предприятия, поэтому удалось заснять весь процесс.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Рабочая зона станка отгорожена плотной темной пластиковой завесой, для защиты людей от яркого света и ультрафиолетового излучения.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Процесс выращивания не быстрый, но зато на одной площадке происходит превращение мотка проволоки в заготовку, требующую только незначительной доработки фрезой. Для чистовой обработки крупногабаритных деталей используется промышленный робот KUKA для небольших деталей – трехкоординатный станок.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Сейчас в S7 R&D работают в основном технологи и материаловеды, поэтому и подход к созданию ракеты нестандартный. Но компания растет и ощущает потребность в конструкторах, ракетчиках, двигателистах, баллистиках, и всех, кто необходим для создания полноценной космической ракеты.


Например, уже сейчас на подручных средствах начинается отработка программы управления вектором тяги двигателя, как элемента системы управления. Пока это просто макет, подвешенный на пластиковых стяжках, но для отработки алгоритмов пока и этого достаточно. То есть, в перспективе, компания рассматривает возможность создания своего ракетного двигателя или целой серии.

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

А в идеале, когда-нибудь должно получиться примерно так:

Как и зачем S7 создает собственную ракету Ракета, S7 AirSpace Corporation, Частная космонавтика, Технологии, Гифка, Длиннопост

Пожалуй, самое необычное для частной компании, это отсутствие какого-либо интереса к рыночным перспективам легкой ракеты. Фактически, компания делает продукт, но не прилагает усилия к поиску его потребителей. И, на мой взгляд, тому можно найти объяснение. Скорее всего, ракета легкого класса, какой бы эффективной или многоразовой она ни была, не окупится в пусках с «Морского старта». Стоимость обслуживания космодрома, созданного для ракеты почти тяжелого класса, перевесит все выгоды легких ракет. Компании S7 нужна ракета аналогичная «Зениту» или Falcon 9, т.е. среднего или тяжелого класса.


Для чего же тогда эти эксперименты с «легковушками»? А тут всё просто — это школа. Илон Маск начинал с легкой Falcon 1, Джефф Безос — вообще с суборбитальной New Shepard, да, что там, и Советский Союз впервые дострелил до космоса «королёвской» Р-1А... «Морскому старту» нужна большая ракета. Будет ли это «Союз-5» или «Союз-6» от Роскосмоса, или «самодельная» от S7 R&D, главное, чтобы космодром был востребован и совершал как можно больше пусков, а потребность в них точно не отпадет, пока человечество смотрит в небо.

Исследователи космоса

16.3K постов46.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
77
Автор поста оценил этот комментарий
Российские капиталисты пытаются в технологии ракетостроения? Охереть... Рогозину теперь ещё наши спецы хвост будут накручивать))) Будем надеяться что у ребят все не заглохнет и их не задавят.
раскрыть ветку (34)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Так Роскосмос,  сотрудничают с S7. Не зря же и Союз-5 будет способен взлетать с Морского старта

раскрыть ветку (26)
26
Автор поста оценил этот комментарий
Просто сейчас Маск и прочие сейчас на слуху, а вот за наших ребят как-то помалкивают. Я вот например до этого поста вообще не знал, что С7 занимается подобным.
раскрыть ветку (21)
21
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Может потому что один уже десятилетие космическую технику отправляет в космос, а других еще долгие годы отделяют от первого пуска? Это если они вообще не повторят судьбу Космокурса и абсолютно всех частных ракетных компаний в России.

раскрыть ветку (15)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Лучше пробовать, чем не пробовать? Может все таки выстрелит.
раскрыть ветку (1)
13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так я и не говорю ничего и желаю им удачи, хоть и не представляю как возможно обойти факт незыблемой монополии Роскосмоса, который ни при каких условиях не станет делиться контрактами, которые и так изрядно поредели за последние годы. Просто странно удивляться, что про Маска говорят все, а про S7 мало пока кто знает - планы заведомо менее интересны фактических достижений.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Ах ты ж пессимист такой!)

Про стартап Космокурс рекомендую тут почитать https://vsatman888.livejournal.com/310742.html

раскрыть ветку (12)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Ну приведи пример, опровергающий мною сказанное, и я изменю точку зрения. Есть кто-то, кто запускает у нас ракеты, помимо монополиста РК?

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А в мире кто не из крупных? Посчитать по пальцам руки токаря можно) Коммерческий рынок запусков и так пока мал.

Из 3 стран в топе по запускам, только в США все частные. Что и Китая, что у РФ все государственное изначально. В Китае только только что то кому то разрешают


У С7 больше всего шансов начать запуски с Морского старта, чем у Космокурса 115 запусков в год с туристами делать.

раскрыть ветку (10)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Продолжаешь шпынять почивших из космокурса за излишне популистские выпады, но при этом S7 запилило ролик про собственную космическую станцию)

В Китае им не просто что-то дозволяют - их спонсируют и им передают готовые двигатели. Ну давай ровняться на отстающие страны и не принимать во внимание лидеров, тогда да, у нас все прямо замечательно выходит.

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Китай - отстающая страна?
Да и структура космической отрасли США такая только из за того, что государственных космических предприятий нет. И у них тоже есть монополисты. СпейсИкс еле еле смогли урвать военные запуски
раскрыть ветку (8)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Но смогли. Ровно как смогли raven, rocketlab, abl, relativity и те, которых я просто не стал запоминать - все они получили военные контракты.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий
рокетлаб интересный случай. А вот остальные больше похожи просто на дочек остальных монополистов. Локхид и т.д. Если что, все провалы не на головной компании. Иначе как объяснить вложения Локхид в ABL и контракт на полмиллиарда? То есть так просто все. А чего не СпейсИкс этот контракт получили?
раскрыть ветку (6)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я нигде о них новости не видел. Даже в некоторой степени приятно шокирован.

Причем, используют уже современные технологии.

ТСу спасибо за материал!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я больше скажу я про S7 раньше вообще не слышал...

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А на самолётах летал?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ан-8 и кукурузник считается? ми-2, ми-8 ну это вертолёты...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну понятно, просто если бы ты на самолётах летал, то по-любому бы по С7 услышал бы.
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Дак вроде как S7 уже сто раз пожалела что выкупила морской старт. На приколе стоит, ржавеет.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так ракеты нет. Афера с производством Зенита на Южмаше в обход правительства Украины не прошла

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Т.е. сначала выкупили старт, потом замутили аферу? Как то неосмотрительно.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я подозревая какое-то кулуарное решение. Лопота за выкуп МС на средства РКК "Энергия" получил уголовное дело, затем решался вопрос куда деть МС, и внезапно появилась С7. Ситуация усугубилась после гибели Филёвой, которая и курировала космос в S7.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Не смогут. 7 не такие патриотично, как был Трансаэро, поэтому и не был задавлен гос-вом, в угоду сраному и охуевшему, аэрофлоту!
раскрыть ветку (6)
7
Автор поста оценил этот комментарий

"Трансаэро" не было задавлено государством, а держалось сугубо на госгарантиях по набранным кредитах, лоббировал компанию Примаков.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Без разницы кто лоббировал. Их реально убили. А веть у них и качество услуг соответствовало и цены были приемлемые. Да и закрывали много направлений. В аэрофлоте же цены несоразмерные, салоны не комфортные, чем у газели, про сервис вообще молчу. Говножуи. А Трансаэро реально убили, аэрофлот тоже на дотациях сидит и ничего.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

У "Трансаэро" под конец были долги свыше 250 млрд рублей, что уже не покрывалось никакими движимыми и недвижимыми активами. Хорошего-то много можно написать (и плохого - тоже), но вот экономика - бессердечная сволочь.

Автор поста оценил этот комментарий
Ага, именно поэтому они гоняли пустые рейсы, не брали пассажиров, пока не пришли к банкротству и парк самолётов не выкупил Аэрофлот, породив победу-родину-россию. Ну ну. Нихера не искусственно и все прям случайно.
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

>именно поэтому они гоняли пустые рейсы, не брали пассажиров

Действительно, у ориентированной на обслуживание туристов авиакомпании с началом кризиса просел пассажиропоток. Какая неожиданность!


>парк самолётов не выкупил Аэрофлот, породив победу-родину-россию

Большая часть парка "Трансаэро" находилась в лизинге и после банкротства вернулась к лизингодателям. В "Аэрофлоте"/"России" оказались в счёт долгов 25 машин, которые были в собственности и имели приличное техническое состоянии.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Туристов из Москвы на ДВ? Досвидания
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку