Как дворянки теряли свою честь

Как дворянки теряли свою честь Дворяне, Брак (супружество), Потеря чести, Длиннопост

Запреты и условности, мнение света и правила, – у женщин-дворянок поводов опростоволоситься было намного больше, чем у купчих, мещанок или крестьянок. Какие ошибки совершали представительницы привилегированного сословия и чем за это расплачивались?


Роковые страсти


Жизнь девушек и женщин высших сословий всегда была уединенной и замкнутой, а кротость и скромность – являлись ценнейшими добродетелями. По наблюдениям австрийского барона Мейерберга, досуг московских княжон был «жалким». В своих заметках он писал: «заключенные во дворце, терпят постоянную муку в девственности своей плоти и ведут жизнь, лишающую их отрады в самых милых между людьми именах и в самых нежных чувствах».


Домашний уклад, напоминающий монастырский, предполагал тщательный присмотр мамок и нянек. Но пылкое сердце 16-летней барышни требовало чего-то, о чем и подумать-то было грешно. Посему нередки были случаи, когда девушки вели тайную переписку со своими воздыхателями или, того хуже, встречались с ними под покровом ночи.


В «Повести о российском дворянине Фроле Скобееве» конца XVII века ярко описана история дочери царского стольника Аннушки и охотника за приданным, бедного новгородского дворянина Фрола. До денег он не добрался, зато до девичьей чести – без труда. Тем более что глупая Аннушка «возымела любление» такое, что во время разбирательства скрыла местонахождение любовника.


Что ожидало тех, кто не в силах был унять «безумную дрожь»? Если удавалось скрыть факт любовных похождений, то кроме усиления надзора – ничего. Если же перед замужеством выяснялось, что девушка обесчещена, то о достойной партии можно было забыть – либо в девках век вековать, либо выходить за первого посватавшегося.


Тайный брак


В вопросах выбора жениха мнением девушки интересовались в последнюю очередь. Большинство смирялось с участью и делало то, что велит долг: шли под венец с «достойным мужчиной» или отказывались от приглянувшегося кандидата. Если же у девушки имелся «друг сердешный» на примете, то она могла решиться на предосудительный поступок – сбежать из дома и тайно обвенчаться.


Благополучно закончилась история в семье Державиных, когда младшая сестра жены поэта сбежала «тайком через окно», тайно обвенчалась «с забракованным» женихом, а затем, как ни в чем не бывало, вернулась домой «прямо из церкви» и «стала жить по-прежнему». В дальнейшем семейного скандала избежать не удалось, но супружеская жизнь женщины сложилась с тем самым избранником.


А вот в мемуарах XIX века находим отчаянный поступок дворянки Яньковой, которую некий молодой офицер уговорил на свадьбу и побег. Он оказался женатым, а после рождения ребенка девушку бросил. О ее дальнейшей судьбе ничего не известно, но последующие поколения не раз упоминали о «великом позоре» – мать (бабка, прабабка) «не вышла замуж, а бежала».


Ответ за клевету


Данное слово по неписаному дворянскому кодексу чести было нерушимо. И неважно, принадлежали слова мужчине или женщине. Не жаловали и лжецов, которые мололи языками: кто для своей выгоды, кто для красного словца. При этом лживые обвинения могли в прямом смысле стоить дорого.


Если в суде оклеветанному удавалось доказать безосновательность наветов, он мог рассчитывать на возмещение морального вреда. В одной из грамот конца XVII века указана астрономическая сумма компенсации за бесчестные слова одной дворянки – «сто рублев».



Если на брак с дворянином, пусть и против родительской воли, общество могло закрыть глаза, то за свадьбу с простолюдином (да не да бог еще и неграмотным) – ни при каких условиях. До екатерининской эпохи знатная женщина, выбравшая в мужья человека низкого сословия, полностью лишалась статуса и привилегий. В дальнейшем вышедшая за неровню дворянка сохраняла аристократическое происхождение, но не могла передать его своим детям.


Одна из родственниц первой жены Петра неоднократно слезно умоляла царя благословить ее на брак со слугой и получила одобрение только после того, как прожила с лакеем три года и родила ему второго ребенка. В обмен – женщину «попросили на выход» из дворца, и о ее судьбе ни в одном из источников упоминаний нет.


Замуж за дурака


В свете существовал и «образовательный ценз», по которому браки дворянок с неграмотными (и даже недостаточно образованными) считались mauvais ton (дурным тоном). Предполагалось, что безграмотный не сможет достигнуть успеха в жизни, не займет хорошее положение в обществе, не создаст для семьи благоприятные условия – выходить за такого всё равно, что смертный приговор себе подписывать. Более того, с начала XVIII века каждая невеста должна была знать «церковный минимум», а тех, кто не мог написать своего имени, специальным петровским указом было велено «замуж не допускать».


Двоемужство


Случаи, когда дворянки имели двух мужей, скорее, исключение, чем правило. Если факт двоемужства вскрывался, то второй брак признавали недействительным, жену «возвращали» первому мужу, реже – ссылали в монастырь. При этом священников, которые допустили подобные нарушения и обвенчали женщину повторно, лишали сана.


Иначе обстояло дело, если женщина выходила замуж повторно из-за длительного отсутствия мужа, – такие случаи не были редкостью. На протяжении всего XVIII века Россия постоянно воевала. Некоторые дворянки, не получавшие от мужей годами известий, решались на повторный брак (лет через 7-10 после последнего общения с мужем).


Обычно им давали временный развод и разрешали обрести личное счастье, но если первый муж возвращался, то поступок «нетерпеливой женки» общество осуждало, а брак расторгали. Объявившийся муж мог продолжить жить с женой, но чаще – он сам женился во второй раз, и закон не создавал ему никаких препятствий. Примечательно, что в одном из подобных дел Святейший Синод велел женщине, не дождавшейся мужа, оставаться в безбрачии, пока супруг не скончается.


Прелюбодеяние


Еще по правилам Василия Великого, на которых базировалось семейное право XVII-XIX века, оскверненная жена изгонялась из дома (без какого-либо содержания), при этом этот же грех мужу женщина по закону должна была простить, продолжая жить «в счастливом браке».

До конца XVII века вступившую «в блудное сожитие» жену секли плетьми (или назначали длительную епитимью), а затем ссылали в монастырь. Ну и, конечно, муж мог отвести душу. Сохранилось письмо некой дворянки Салтыковой, которая рассказывала подруге, как была дважды крепко бита мужем, а затем «совсем обобрана» (видимо, речь идет о лишении имущества и постриге).


Потом ситуация начала меняться – требования закона останавливали женщин в меньшей степени, особенно если речь шла о знатных и богатых. Худшее, что их ожидало – развод, но и по нему, как пишет антрополог Наталья Пушкарева, они «не впадали в нищету», а могли отсудить у экс-супруга «седьмую часть имений и четверть движимости и капитала».


Пренебрежение долгом


Мы знаем множество историй женщин, последовавших за мужьями в ссылку, и общество видело в этом благородную жертву во имя долга. Напротив, женщин, которые не спешили разделить судьбу мужа, а требовали развода, свет считал бесчестными. Хотя на такое решение дворянки имели полное право после екатерининского указа, когда вечную ссылку признали одним из оснований для расторжения брака.


Страсть к учению


Немало сохранилось историй и о любви молодой дворянки к учителям словесности, танцев, музыки. Тяга к наукам здесь играла последнюю роль, ведь в глазах некоторых барышень наставник становился кумиром – элегантным, образованным, обходительным. Конечно, если родители замечали чрезмерную тягу к знаниям, вопрос решался просто – грамотея гнали взашей, а за дочерью устанавливали усиленный контроль.


Но случались и более трагические истории. Так, в воспоминаниях XVIII века встречается история о некой молодой вдове Гагариной. Она влюбилась в учителя своих падчериц, и «сделала непростительную глупость», обручившись с ним. За свое безрассудство женщина поплатилась дважды – с ней прекратили общаться родные, а от новоиспеченного мужа она терпела «самое грубое обращение».


Неопытность часто толкала русских дворянок на безрассудство. Пылкие, импульсивные, неспособные адекватно оценивать происходящее и не знающие реальной жизни, они легко поддавались соблазнам, стремясь лишь к одному – обретению личного женского счастья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
56
Автор поста оценил этот комментарий
Интересненько. Примерно такая же участь была у девушек-казашек, сидеть дома, ее переступать порог без разрешения, даже так называемый, "сорок охранников", состоявший из родственников, братьев, родителей, а иногда из соседей. Но с другой стороны, были и моменты, единственная возможность, где они могли познакомиться с парнями ближе, играя в игры. Например, "алты бакан" - качели на шести стойках, ставившихся обычно во время праздников, и даже ночные игры, например, "ак суйек" - игра о поиске белой кости при лунном свете, чаще при полнолунии. Кстати, у казахов воспрещалось, и все еще запрещено выходить замуж за парня их одного племени, ру. Точнее, запрещалось вступать в брак с родственниками до седьмого колена. Для чистоты крови, так сказать.
раскрыть ветку (26)
77
Автор поста оценил этот комментарий
У девушек-казашек до сих пор не все в порядке в семейной жизни. Я иногда читаю mom.life, так аж пукан бомбит. У нас невестка это собственность свекрови, даже зарплату ей отдает, да что там зарплату, и декретные тоже. Причем до замужества девушки могли успешно работать, зарабатывать, иметь квартиру, машину, выйдя в декрет, большинство из них терпит "свекровье иго". Они даже, чтоб съездить к родителям, должны отпроситься у свекрови. А та чаще всего не пускает.
раскрыть ветку (22)
70
Автор поста оценил этот комментарий
В смысле отдавать? В смысле не пускает???? А вариант идти ей лесом - не, не рассматривается??
раскрыть ветку (14)
83
Автор поста оценил этот комментарий
А вот тут в игру вступает муж, который объясняет жене, что права ее остались за порогом ЗАГСа. Я видела посты, где девочки писали, что муж прямым текстом говорит: "Ты теперь моей матери служанка."
Я туда только с анальным охладителем захожу.
раскрыть ветку (12)
41
Автор поста оценил этот комментарий
Ебануцца бабы гнуцца...
А возможность развода есть?
раскрыть ветку (6)
36
Автор поста оценил этот комментарий
Это да, конечно. В правовом государстве живём. Но чот мало кто на развод идёт. Есть конечно и современные девушки, которые и послать могут, но такие во-первых со свекровями и не живут, а во-вторых - из обрусевших семей с обеих сторон.
раскрыть ветку (1)
17
Автор поста оценил этот комментарий

чтоб послать, надо каким-либо потенциалом обладать,например,отличными знаниями анг.языка, ну. или другими активами ( материальными или нет)

20
Автор поста оценил этот комментарий
Есть, но есть большая вероятность, что родители не примут в дом "опозоренную". Вышла замуж - терпи, вот это все с нами рядом творится. Знакомая свекрови отдавала зарплату, бонусы. Работала до 20.00, приезжала, мыла ребенка, готовила ужин для всех, уборка, стирка. Утром завтрак для всех и на работу. Свекровь давала ей деньги на проезд, остальные забирала.
раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

ну не примут и хрен с ними, снимать квартиру и жить отдельно. это же рабство какое то.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да, знакомой с родителями повезло - приняли домой с ребенком, помогают найти жилье
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это позор для семьи развод у мусульман

9
Автор поста оценил этот комментарий
Простите, пригорело...
Иллюстрация к комментарию
7
Автор поста оценил этот комментарий
Ну тогда только вариант не ходить в загс совершенно.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Извините,а можно на анальный охладитель в действии увидеть?
спасибо.
раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Наверное как то так. Взято тут же на пикабу.
Иллюстрация к комментарию
5
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Это нарушение средневековых обычаев  жена семейная рабыня у мусульман.

48
Автор поста оценил этот комментарий
А вы пореже это говно читайте. Я, когда беременная была, имела неосторожность поставить себе это приложение. Надолго меня не хватило, потому что такой лютой херни я больше нигде не встречала. Я вам как казашка, жена казаха и, соответственно, невестка казахской свекрови скажу, что у этих дамочек дело не в том, что они казашки, а в том, что либо они дуры, либо мужья их мудаки. Либо все вместе.
раскрыть ветку (3)
19
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это еще от региона очень зависит, вы, я думаю, не с Запада?) У нас такое сплошь и рядом.
раскрыть ветку (2)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Забавно, что когда речь идет о какой-нибудь дичи на западе, объяснение всегда одно: "это же запад, тут у всех так". Вот вы сами оттуда и поражаетесь тому, что творится у людей в семьях. Значит, дело не в регионе, и не в том, что эти люди - казахи. Проблема в том, что эти люди - идиоты. А таких везде найти можно.
раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Идиоты есть везде, но идиотизм везде разный. Конкретно этот вид идиотизма можно чаще встретить среди т.н. нагыз казак, которые сохранили традиции. У нас в алмате, такая херь если и есть, то только среди приезжих. Которые, глядя на наш уклад жизни, наверное тоже думают, что он идиотский.

13
Автор поста оценил этот комментарий

Это у колхозников такая жизнь. Они называют это "казаки тарбие", а всех кто живет по-современному-обрусевшими манкуртами. Моя подруга, обрусевшая алматинка по молодости втюрилась в шымкентца, вышла за него, переехала, а потом сбежала в одном халате, с грудничком в охапку. Классическая келинка сабина, только в жизни это ни хера не смешно. Муж в 5 утра выпинывал, и это не словесный оборот, буквально пинал с кровати, чтобы вставала и шла подметать двор, даже если он чистый, а потом паши до ночи, обслуживай не только его, его родителей и братишек-сестренок, но и многочисленных гостей. У меня был культурный шок после ее рассказов, как представители одной нации могут быть настолько разными ментально? Насчет казахоязычных казахов зареклась после этого, легче выйти за иностра, и то меньше будет культурных различий.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Вот о чем я и говорю, у нас это как за здрасте.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Хмм, у меня как раз двое сыновей подрастают, надо срочно присматривать невесток среди казашек )) эх, вот заживу

4
Автор поста оценил этот комментарий
У бурятов также родственников считают до 7 колена.
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку