39

Как до Луны. По чьей вине мы сегодня оказались на космической обочине? (Много текста)

Как до Луны. По чьей вине мы сегодня оказались на космической обочине? (Много текста) Космос, Роскосмос, Луна, Марс, Техника, Технологии, Длиннопост

Писатель, журналист, лауреат Госпремии СССР Владимир Губарев:

— Повезло. Познакомился с уникальным документом. Он предназначен для высших руководителей страны. Наверное, даже для Первого.


Без сомнения, в советское время на нём появился бы гриф «Совершенно секретно», так как речь идёт о ракетной и космической технике. Однако сейчас времена иные, подобные тайны быстро становятся достоянием общественности, но тем не менее...


Процитировал фрагменты из документа чиновнику из «Роскосмоса». Тот среагировал моментально:


— Только не сообщай об авторе письма!


— Почему?


— Он будет сразу же уволен! Ведь понятно, что он работает в нашей системе. Таких критиканов у нас не любят... Да и ошибается автор: у нас дела идут не так плохо, как ему представляется. По запускам мы уже обошли американцев.


— Но обещали же вдвое больше?!


— Не наша беда, что планы не всегда выполняются.


— А кто же виноват?


— Система... Это разговор особый, однако автора документа всё-таки пощади...


Я пообещал сохранить его имя в тайне. По крайней мере до конца этого материала...

«Наших планов громадьё»


Руководители «Роскосмоса» любят мечтать — совсем как знаменитый персонаж «Мёртвых душ». Говорят они красиво, увлекательно. Особенно когда речь заходит о будущем. О том времени, когда уже не будут руководить этой легендарной организацией.


Один руководитель «Роскосмоса» ещё на рубеже столетий обещал нам полететь на Луну к 2020 г., да ещё и создать к этому времени линейку ракет-носителей, способных выводить на околоземные орбиты любые спутники и одновременно строить там же орбитальные площадки для стартов к Луне, Венере и Марсу.


Нынешний глава «Роскосмоса» полёт к Луне «перенёс» на 2030 г., обещая к тому времени создать мощную ракету, способную выводить на орбиты до 100 т груза. Эх, какая мощность!


Впрочем, ничего необычного в таких цифрах нет. Именно такие веса потребовались «Аполлонам», чтобы осуществить лунные экспедиции, да и наша «Энергия», созданная под руководством академика В. П. Глушко, была способна справиться с такими весами. Иногда мне кажется, что весьма позорная и весьма разнузданная пропаганда того, что американцы на Луну не летали, а всё имитировали в Голливуде, и организована-то с единственной целью «оправдать» наш проигрыш лунной гонки. Мол, а теперь мы готовы туда не только слетать, но и организовать там лунную базу. Правда, вопрос: «Зачем и что там будем делать?» — остаётся открытым.


Но из грёз и мечтаний вернёмся в действительность.


По итогам 2019 г. из «Роскосмоса» звучат победные реляции:


— состоялся пуск 25 ракет, причём без аварий;


— выведено на орбиту 73 аппарата;


— запущено 4 пилотируемых и 3 грузовых корабля;


— продолжилась работа на Международной космической станции, на которой Олег Кононенко провёл в общей сложности рекордных 737 суток;


— 13 июля 2019 г. проведён успешный запуск космической астрофизической обсерватории «Спектр-РГ»;


— продолжилось строительство космодрома «Восточный», откуда планируется в 2028 г. произвести первый запуск «Ангары».


Впечатляюще, не правда ли?


Но эти данные меркнут, если познакомиться с достижениями в космосе Китая. Сегодня по числу запусков (в том числе коммерческих!) Поднебесная опережает и США, и Россию. Успешные эксперименты на обратной стороне Луны показывают, что китайские амбиции по освоению спутника Земли не лишены оснований, — техника для таких проектов уже создаётся. Более того, появились проекты и по созданию постоянной научной станции на Марсе к тому времени, когда мы собираемся полететь на Луну. Таковы дистанции двух мечтаний — нашей и китайской. У нас — Луна, а у них — Марс! Сегодня Китай в космических областях сотрудничает с 40 странами и 100 организациями, что свидетельствует о его грандиозных успехах в космонавтике в частности и науки в целом.


К сожалению, в планах «Роскосмоса» космическая наука на задворках, на первых местах — коммерция. Это касается как продажи американцам мест в «Союзах», так и приоритета в обычных пусках. Но надо понимать, что постепенно нас вытесняют и с этого рынка — китайские ракеты не менее надёжны, чем наши, цены запуска у них поменьше. Ну а американцы пока стоят чуть в стороне, наблюдая за конкуренцией в космосе. Через год-два они надеются войти в это соревнование с новыми носителями и принципиально новым кораблём, на котором можно будет летать в космос как туристам, там и исследователям Луны и планет. Это будет принципиально новый скачок в освоении космоса. По крайней мере, так считают специалисты.


Мозговой штурм отложен?


Единственный крупный научный эксперимент у нас — это «Спектр-РГ». Прекрасная работа учёных! Жаль, что потребовалось слишком много времени, чтобы его осуществить.


Нынешний руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин любит ссылаться на Академию наук, мол, он ждёт оттуда новых проектов и новых идей, чтобы их осуществлять. Но, как ни прискорбно это говорить, нынешняя Российская академия наук почти полностью отстранена от науки. Как космической, так и других отраслей.


И тем не менее... Теперь каждое утро, едва проснувшись, начинаю размышлять о том, откуда произошла жизнь на Земле и почему надо вновь лететь на Луну и Марс. А случилось это после нашей беседы в президиуме Академии наук с академиками Александром Сергеевым и Юрием Балегой, которые вернулись из США, где подписали соглашение с американской Академией наук о сотрудничестве. Это само по себе стало сенсацией, так как нити, связывающие наши державы, рвутся одна за другой — а тут «научная нить» становится прочнее.

— Даже в самые жёсткие годы холодной войны мы бывали в научных лабораториях США, а они — у нас. Обменивались опытом, результатами исследований, обсуждали перспективные направления работ, — говорит президент РАН академик Александр Сергеев. — Интересы международного научного сообщества выше политики, дипломатических и прочих отношений, так как именно наука определяет уровень развития цивилизации и её будущее.

— Мы договорились о совместной реализации проекта «Венера-Д» по отправке межпланетного космического аппарата на Венеру. Американская сторона очень заинтересовалась российским проектом и дала своё согласие на участие в нём, — сказал Сергеев. — В проект пока не планируется включать никакие другие страны, кроме России и Америки.

— В Москве пройдут два мозговых штурма по программам изучения Луны и Венеры, — сообщил вице-президент РАН Юрий Балега. — Мы обсуждали в НАСА программу исследований Венеры, рассмотрели различные варианты. У нас есть интересная идея запустить аппарат в верхних слоях атмосферы Венеры, чтобы изучать её химический состав. Американцы признают, что у них в техническом плане тема детально не проработана. Именно у нашей страны самый богатый опыт успешных посадок на Венеру. Ещё одной темой обсуждения в НАСА стала лунная программа. У США есть свой проект изучения спутника с помощью лунной орбитальной станции, который предполагает и высадку на поверхность Луны астронавтов. У нас другая концепция — последовательный запуск автоматических зондов начиная с 2022–2023 гг. Мы обсудили с американскими коллегами создание совместной навигационной системы вокруг Луны, чтобы ею пользовались все участники окололунных проектов.

Безусловно, сотрудничество России и США в исследованиях Луны и Венеры полезно и интересно. Особенно оно необходимо после прекращения работы Международной космической станции. Нельзя, чтобы «космическая нить», перекинутая через океан, порвалась. Однако такая опасность существует.


Словом, планы хорошие, оптимистические. Но почему же всё опять застопорилось? Я спросил при встрече у академика Льва Зелёного, который курирует космические программы в академии:

— Как идут дела с «Венерами», о которых договорились с американцами?


— Пока никак, — ответил он, — денег на создание станций «Роскосмос» фирме Лавочкина не выделил. Какие-то приборы мы в Институте космических исследований делаем, но это мизер.


— А «мозговой штурм» состоялся?


— Переговариваемся по интернету. Денег у академии даже на такие встречи нет...

Мы упрекаем коллег на Западе в русофобии, в негативном отношении к нашей стране, которое насаждается сегодня в средствах массовой информации и среди политических элит. К сожалению, мы сами подчас способствуем этому, не выполняя свои обещания и нарушая обговорённые сроки. Нам перестают доверять, а без этого развивать международные связи невозможно.


«Марсианская эпопея»: тоже без нас?


В этом году нам предстоит несколько раз искренне позавидовать и американцам, и китайцам, и европейцам. Ведь наступает «марсианский год». К событиям на Красной планете будет приковано внимание миллионов людей, причём не только тех, кто профессионально интересуется космонавтикой, астрономией и наукой, но и обывателей. На далёком Марсе должны произойти события, которые, возможно, полностью изменят наши представления о прошлом Солнечной системы и нашей планеты. Там пройдут уникальные эксперименты, ради которых работали учёные многих стран.


Среди них есть и наши специалисты. К сожалению, их вклад не так велик, как хотелось бы и каким он мог бы быть, если мы претендуем на роль лидирующей космической державы.


В июле этого года к Марсу отправится американская станция, следом за ней — европейская и китайская. Объединённые Арабские Эмираты также хотят вывести на околомарсианскую орбиту свой аппарат, небольшой, но весьма престижный — таким образом шейхи хотят отметить 50-летие создания своего государства.


Китайцы впервые начнут исследовать Марс. Причём проект предусматривает и орбитальный аппарат, и посадочный модуль, и марсоход. Удачные полёты к Луне и работа на её поверхности дали специалистам Поднебесной необходимый опыт управления космическими роботами, и китайцы рассчитывают на успех. Это даст им приоритет и в области изучения планет — они станут второй державой, которая исследует марсианские равнины. Ну а нам с Красной планетой не везёт — неудачи преследуют нашу космонавтику с запуска «Марса-1»... Пока мы только воспроизводим полёты к этой планете в земных условиях. Интересно, конечно, но реальный старт в далёкой мечте...


Приблизит ли её «ЭкзоМарс»? Ведь полёт станции, созданной европейцами и нами, должен был начаться ещё в 2009 г. Потом он откладывался 5 раз... В основном из-за отсутствия финансирования. Сейчас «Протон» должен вывести станцию на орбиту. Удастся ли это сделать, пока открыто «окно на Марс», т. е. в июле и чуть позже, до конца не очень ясно. Поверим заверениям «Роскосмоса», что всё идёт по плану... Впрочем, это мы слышали и в 2011 г., и в 2013-м, и в 2016-м, и в 2018-м...


Американцы осуществили уже 8 посадок на планету, а марсоходы побывали в разных её районах. Радует лишь то, что наши приборы, созданные в Институте космических исследований РАН, искали там признаки жизни...


Космическая «загогулина»


Октябрь 2018 г. Корабль «Союз МС-10» взорвался на старте — не отделилась боковушка... На борту — наш Алексей Овчинин и американец Тайлер Хейг.


Как тут не вспомнить нашего незабвенного Бориса Николаевича и его знаменитую «загогулину»?! Как показало расследование, штырь, соединяющий блоки ракеты, во время стартовой подготовки не входил в предназначенное для него отверстие, а потому с помощью универсального инструмента русского человека — молотка — был изогнут и превращён в «загогулину». Она и не позволила боковушке отделиться после срабатывания первой ступени. Ну а дальше — взрыв! К счастью, аварийная система спасения не отказала, космонавт и астронавт остались живы.


Виновник аварии был определён, руководство «Роскосмоса» сообщило общественности об успехе расследования, и на этом, казалось бы, поставлена точка. К тому же следующий старт прошёл благополучно...


Но есть ли гарантия, что в нашей космической индустрии не появится новая «загогулина»?

— Нет, так как наша космонавтика находится в глубоком кризисе, — считает Валерий Рюмин.

Оснований не верить прославленному космонавту, который совершил четыре полёта — три на наших орбитальных станциях и один на американском «Шаттле», — нет. Плюс к этому на протяжении многих лет он работает на «Энергии», носящей имя своего основателя С. П. Королёва. Валерий Викторович начинал здесь рядовым инженером, вырос до заместителя главного конструктора, а теперь стал советником. Он руководил полётами станции «Мир» и МКС. В общем, Валерий Рюмин знает ситуацию в нашей и мировой космонавтике изнутри, а потому не считаться с его мнением нельзя.


— В последние годы в нашей отрасли командуют чиновники, что и приводит её к тому плачевному состоянию, в котором она находится. Как известно, чиновники считают, что они всё знают, а потому мнение специалистов их не очень интересует, — утверждает Рюмин. — Кризис начался не сегодня. Считаю, что точка отсчёта — это уход с поста генерального конструктора Юрия Павловича Семёнова. И началась череда смены руководства, что ни к чему хорошему не привело. После Семёнова пришёл Николай Севастьянов — молодой, амбициозный, со своими идеями. Однако они не понравились руководству «Роскосмоса», во главе которого тогда стоял Перминов. Я называю его губителем всех наших идей. Мы тогда только начали разрабатывать новый корабль «Клипер». Договорились с академиком Погосяном, что и как будем делать... Два года работали, кое-что начало получаться. И вдруг Перминов приказал все работы остановить...

— Почему?


— Деньги надо было с авиационной промышленностью поделить! А ведь «Клипер» — оригинальный проект, корабль с крыльями. Для нас — тех, кто работает в «Энергии», — это была новая задача, а потому хотелось проект осуществить. Не сомневаюсь, что «Клипер» мы сделали бы. Однако Перминов — человек военный, т. е. нетворческий человек. Военные привыкли работать по инструкциям. Потом в руководство пришёл Поповкин, тоже военный...

На мой взгляд, большая ошибка — ставить генералов во главе таких отраслей, как космическая. Наша «Энергия» — организация особенная.

— В чём же?


— Космическую технику создают творческие люди. Королёв и Глушко, которые возглавляли «Энергию», никогда не позволяли военным командовать ими. Мне даже представить трудно, чтобы какой-нибудь генерал типа Перминова мог закрыть проект Королёва или Глушко. А сейчас это случается повседневно...


— Что же будет дальше? Скоро у американцев появится новый корабль. Как образно выразился академик Маров, это «трёхкомнатная квартира в космосе». Если продолжать сравнение, то нынешние корабли — это «совмещённые санузлы в хрущёвках».


— Корабль они сделают. У нас в разработке «Федерация». Но ни в 21-м, ни в 22-м году нового корабля у нас не будет. А делаем «Федерацию» уже лет десять... Но даже если мы её сделаем, то выводить корабль на орбиты не на чем. Нет носителя. Была ракета «Энергия», но её уничтожили. А носитель-то был шикарный! Сделать сейчас такой же проблематично...

И вместо заключения


В письме, с которого я начал свой материал, есть такие слова: «Нельзя также не отметить, что именно в области ракетной техники имеет место расходование весьма крупных средств, а полезная отдача и уровень производительности труда зачастую отстают».


Не правда, актуально?


Это один из последних документов, над которым в январе 1966 г. за несколько дней до своей смерти работал академик Сергей Павлович Королёв. Письмо он намеревался отправить Л. Брежневу. А у меня такое ощущение, будто великий конструктор обращается сегодня к Президенту России.


Фрагменты из письма

«В настоящее время нет единого, достаточно хорошо продуманного и технически обеспеченного плана работ по космосу.


Между тем имеются крупные, обладающие большим опытом производственные базы и кооперации. Есть много новых и прогрессивных научных и технических идей и предложений. Наряду с этим есть ещё отдельные вопросы и участки, крайне слабо развитые, без производственной базы, без перспективы их развития, что сильно тормозит нормальный ход работ.


В целом можно сказать, что у нас отсутствует правильная и рациональная организация работ по космосу.


На протяжении последних лет не выработано и единой технической политики по космосу, и главным образом потому, что любое вносимое техническое предложение принимается, как правило, волевым порядком либо обсуждается не всесторонне, а в кругу авторов, и научный фронт работ слишком расширяется.


Призванные для решения именно этих вопросов научные советы и организации бездействуют...»

https://aif.ru/society/science/kak_do_luny_po_chey_vine_my_s...

Дубликаты не найдены

+18
Но надо понимать, что постепенно нас вытесняют и с этого рынка — китайские ракеты не менее надёжны, чем наши, цены запуска у них поменьше. Ну а американцы пока стоят чуть в стороне, наблюдая за конкуренцией в космосе.

Ровно наоборот. Китай на мировом рынке коммерческих запусков практически не представлен - они замкнуты на себя. А вот США - и конкретно SpaceX - отъели у России практически весь рынок за счёт более высокой надёжности при меньшей цене.

раскрыть ветку 59
-3

Врете.

1. Запуски самых тяжелых аппаратов спейсХ не умеет.

2. 80% запусков спейХ в принципе не могли быть проведены в России, т.к. это военная нагрузка и опять же американские коммерческие спутники с содержимым, которое запрещено ввозить в Россию.

3. Цена ниже только за счет огромных компенсаций из бюджета, огромных цен на военные запуски.

4. Надежность? После посадки некоторых нетоварищей аварии российских аппаратов прекратились. Не так ли? Так что надежность такая надежность...

5. Практически весь рынок - вас не затруднит цифры привести? Ну так, для поржать.

раскрыть ветку 23
+3

1. Самых тяжёлых - это каких? F9 в беспосадочном варианте и FH в посадочном по энергетике примерно соответствует Протону.

2. Военной нагрузки у SpaceX - штук пять запусков, никак не 80%.

3. При этом военные запуски у них тоже дешевле, чем у конкурентов. Да и никаких пруфов на компенсации нет.

4. По надёжности Falcon превосходит Протон, который долгое время был основной коммерческой ракетой Роскосмоса.

5. Не затруднит. Твёрдых коммерческих контрактов на Протоны осталось ровно ноль.

раскрыть ветку 16
0

Российских аппаратов? Нет Российских аппаратов, Россия заканчивает обгладывать труп СССР.

раскрыть ветку 5
-7

А вот США - и конкретно SpaceX - отъели у России практически весь рынок за счёт более высокой надёжности при меньшей цене.

Ну да 4 коммерческих запуска у спейсов в 2019-ом против 6 у РКС-а это прям "отъели"
раскрыть ветку 34
+5
А теперь смотрим статистику за два года 18-19) и сравниваем, например, с 11-12))
ещё комментарии
+2

Прям да. Заказы на Протоны кончились, хотя раньше их было до восьми в год.

раскрыть ветку 4
ещё комментарии
+22

Ну да все последние годы пытались гордиться коммерческими запусками и тем что продаем им(пендосам проклятым) движки. И вдруг вот стало возникать понимание что развития нет, а на рынке внезапно стали появляться конкуренты.

раскрыть ветку 17
+8

самое интересное, что продавали эти движки себе в убыток. Этакий демпинг, чтоб потешить своё самолюбие, и хоть и говорится, что ситуацию поправили, не ясно, действительно ли они поправили или просто отчёты там, где надо переписали. Учитывая всякие санкции, курс валют, рост цен - то думаю второе.

В 2008—2009 годах чистый убыток «Энергомаша» от поставок двигателей РД-180 в США составил 880 миллионов рублей или почти 68% всех убытков компании. Счётная палата России выявила, что двигатели продавались только за половину стоимости затрат на их производство. Вики.

раскрыть ветку 6
+2

Ну думаю кто надо в прибытке, а то что убыток у госкомпании, это эффект перераспределения средств ы нужный карман.

-5

Во первых не в убыток, а из наличия произведенных в 80-е. Разницу понимаете?  Списать убытки всего предприятия  на какое-то одно направление - для хорошего бухгалтера норма.

Во вторых - поддержание развития производства. Это было важно в 90-е и 00-е годы.

В третьих - уничтожение  производства в штатах. Нет у них своих сравнимых движков.


Короче, если не знаете ситуацию изнутри, глупость получается.

раскрыть ветку 4
ещё комментарии
-3

понимание стало возникать....)))  может стало пропаганды больше....? по факту покупают наши движки и летают на наших кораблях но выпустили кучу статей и фильмов о том что у нас все прогнило.. а у них передовая наука человечества во главе с маском...))

раскрыть ветку 9
0

Пропаганды да, стало больше.  но я не удивлюсь если через пять лет извочик которому раньше платили станет не нужен.

раскрыть ветку 8
+6

А письмо Королева лучше бы целиком, чтобы точно было понятно о чем именно он писал.

+6
Ургант давеча уже все сказал.
раскрыть ветку 11
+1

А что сказал Ургант?

раскрыть ветку 3
+1
раскрыть ветку 2
-17

ургант чмо конченое

раскрыть ветку 6
0

Олежка Рогозин, перелогинься

ещё комментарии
ещё комментарии
+3

Мне вот интересно пока даже на Луне станции не создали, но все говорят про Марс. А как они вообще без апробации какой-то сразу собираются на Марсе это строить.

раскрыть ветку 4
+9
А как они вообще без апробации какой-то сразу собираются на Марсе это строить.

Условия на Луне и Марсе разные. Технические решения, годные для Луны, во многих случаях не пригодятся на Марсе.

раскрыть ветку 3
+1

А сама колония зачем нужна? На Луну уже практически забили, а с Марса какой толк?

раскрыть ветку 2
+2

Интересно, а американцы сильно обижаются, что их китайцы по запускам обошли?

раскрыть ветку 1
+4

Только если китайцы обижаются на то, что у них спутников в 3,5 раза меньше. Одно дело когда США запускают тяжелые и сверхтяжелые ракеты со спутниками, что по 15-20 лет живут, и совсем другое китайские 5-летки на легких и средних рн

Иллюстрация к комментарию
+2

Космос ебучий

Закрою его для вас

+2
Лауреат госпремии СССР? Он уже в маразме должен быть, если не в 10 лет эту премию получал.
раскрыть ветку 1
-2

ну написал человек художественный текст, зачем ругаетесь. старый маразматик, обиженный на то что его не ценят, всего лишь....

+1
Ща тебя фанаты рогозина с говном смешают и сожрут
раскрыть ветку 12
+14

фанаты рогозина? Ладно фанаты Бузовой я ещё могу понять, но фанаты рогозина?

раскрыть ветку 10
+12
Фанаты Рогозина - родители фанатов Бузовой.
+3

Разве такие в природе есть?

раскрыть ветку 1
+2

комментарии под любым видео на канале Роскосмоса. их мало, но они вонючие.

+2

Это наверное из тех, с кем он на митингах тусовался до работы в Роскосмосе.

раскрыть ветку 3
-1
Деньги не пахнут (с)
-1

те, у которых твой ник в трудовой записан.

+4

Не забываем про фанатов робота Федора.

https://twitter.com/FEDOR37516789/status/1224916024551792640

-1

Неужели горбатый виноват?

-1
Горбачёв, Ельцин, начнём с этих предателей!
-1

Прости Юра, мы всё....

-3

Нах та Луна, Сибирь бы освоить

-5

плак плак делаем федерацию 10 лет лузеры и все такое (хотя вопрос нахуя до сих пор ответа не имеет, что такого прогресивного даст федерация по сравнению с союзами), не то что американцы делают новый корабль... 10 лет, ну он должен был еще в 2014 лететь, а до сих пор не летал. Тот же грузовой дракон от маска программа 2006 года, про пилотируемый и говорить пока рано. Правда надо отдать штатам должное - они тащат целых три программы (есть еще боинг, который тоже десятилетие в разработке и должен быть лететь еще 5 лет назад, но полетел только в прошлом году и то как то частично) в надежде что хоть одна да дойдет до финала

в таком стиле вся статья

раскрыть ветку 67
+11
хотя вопрос нахуя до сих пор ответа не имеет, что такого прогресивного даст федерация по сравнению с союзами)

Большая пассажироёмкость, большая длительность полёта.
Американцы 3 корабля делают
Орион (наиболее близкий к Федерации) который начали разрабатывать в середине нулевых и пробный полёт был в 14м.
Старлайнер, который с кучей косяков но вышел на орбиту.
Крю дрэгон, который год назад беспилотно пристыковался к МКС.
Во всех трёх программах есть оборудование "нюхнувшее космос", по федерации ничего кроме макетов и переименований нет. А нет, вру. На днях Рогозину показали днище. Но когда это днище выйдет на орбиту всё ещё непонятно.

раскрыть ветку 5
-2

такой специалист как вы не мог не знать что после 2014 года полетов больше небыло и новый испытательный полет только в следующем году если опять не отменят... есть все шансы что между первым и вторым полетом пройдет 10 лет :)

про дракон я написал - в первый раз засветился в 2006, слетал к МКС в 2012, летать по контракту начал с 2015 - т.е. сроки разработки вполне себе типичные для отрасли т.к. на создание федерации бабло начали выделять в 2016 году только (не в курсе про фактически выделенные объемы, но по крайней  мере заложили в бюджет хоть что то)

раскрыть ветку 4
+9

Американцы (конкретно - SpaceX) - начали делать пилотируемый корабль в 2012 году, и в прошлом году он успешно слетал к МКС в беспилотном режиме. 7 лет от начала разработки до лётного изделия.

Федерацию начали делать в 2009 году, и полететь она в беспилотном режиме должна по планам в 2022 году. 13 лет. Почти вдвое.

раскрыть ветку 13
+4

И пока "должна". Много у нас уже было объектов, которые сдавались совершенно не в срок.

-1

учите русский язык что ли... то как федерацию делают это давно уже напоминает анекдот, 4 года от "начали делать" в 2009 до "весовой макет" в 2013... Особенно ржачно что финансирование первого летного образца Роскосмосом в лице государства началось в 2016 году... (у американцев мы с этого считаем начало разработки, с получания финансирования, а не с твита про полет на луну почему то)

раскрыть ветку 11
+4

Здрасте. Грузовой дрэгон летает с 2010 года, уже даже вторая его версия.  Че там с 2006 маринуют то?

ещё комментарии
+1
"ну он должен был еще в 2014 лететь, а до сих пор не летал"
ЧЕГО? В КАКОМ ГОДУ? Дядя Петя, с вами все хорошо? Ничего страшного, что как раз в 2014-м только были определены участники CCP? То есть, только были выделены деньги на разработку? В вашем мире розовых пони космический корабль за месяц можно разработать, что ли?)) Нет, я не спорю, спейсы сроки сорвали, это да. Но про 2014 - это вы смешно пошутили.
раскрыть ветку 26
-1

Орион летал в 2014 в первый тестовый полет, я даже хз чего у вас там в голове. Больше не летал.

раскрыть ветку 25
-7
Очередной говнопост застрающий все российские 🤦♀️
раскрыть ветку 11
+2
Душа патриота взыграла, а ответить то и нечего.
раскрыть ветку 8
-2
А шо тут говорить? Объективность и не пахнет. Сборная солянка из г0вна
раскрыть ветку 7
0

пхах, ууу, лариончик, опять манямирок посыпался))

раскрыть ветку 1
-2
И тебе хорошего дня🤣
-12

Луна, Марс - все это хуйня и распил бабла. И нехуй там делать

раскрыть ветку 1
+8

Делать может и нечего, пока, но это ещё и развитие технологий сегодня для будущего. Прогресс и развитие должно быть всегда.

-13

Да конечно, Китай использует наши технологии американцы просто покупают места и двигатели но как всегда у нас все  плохо... как надоели нытики ненавижу вас.. вместо статей о наших успехах.. кругом одни высеры... если вы обратили внимание наш лидер весьма последователен, сейчас решен вопрос со внешней политикой начали решать вопросы внутри страны, следующая пятилетка будет социально ориентированной а дальше уж развитие пойдет ...  Россия сейчас уже среди мировых лидеров... и это после оккупации 90-х, пройдет  еще немного времени и мы станем величайшей державой в мире так как принципы наши это взаимопонимание и сотрудничество в отличии от принуждения и войны что используют заокеанские "партнеры" вот тогда и космосом начнем развивать.. а вы окончательно подавитесь своим ядом))

раскрыть ветку 41
+6
сейчас решен вопрос со внешней политикой
Заебись. А я как-то прохлопал этот момент. Как мы там, со всеми дружим или всех нагнули и послы немчурские на коленях ползут?
раскрыть ветку 26
+8

И Ангелу Меркель мы держим за яйца (с)

+5

А ты разве не заметил? Все 15 бывших республик слились в братском экстазе под твердой, но ласковой дланью Падишаха-императора, гордая польская шляхта на коленках умоляет воссоздать ОВД, Восточные немцы бунтуют и начали заново возводить стену, норвеги порвали с НАТО и возвернули взад куски акватории Баренцева моря, чиста пабраццки  отдав аж до Тромсё....

раскрыть ветку 3
-6

1. дружим и сотрудничаем с Китаем и Индией этого мало? ))) 2. Да всех кого надо нагнули а остальным показали что оружие наше лучшее в мире )) 3. буквально вчера 36 послов выстроились в ряд с вверительными грамотами в кремле к Владимиру Владимировичу ) так что вы действительно в "все прохлопали"  снимите с ушей "общечеловеческую" лапшу и повернитесь лицом к своей стране не будьте жертвой плана Далеса

раскрыть ветку 20