29

Как американцы в Крым приходили. Два раза.

В 1988 году, когда Союз уже начал сдавать позиции, но броня всё ещё "была крепка", зашли в Чёрное море американские крейсер с эсминцем. Для укрепления дружбы, сотрудничества и так, понюхать чем пахнет.


В районе мыса Сарыч, недалеко от Севастополя, при попытке пройти через территориальные воды СССР, их встретили наши "сторожевики". Встреча закончилась тем, что сторожевые корабли пошли на столкновение с американскими кораблями. То есть подошли вплотную и навалились на них корпусом.

Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост

Говорят, когда наш корабль пошёл на сближение, американские матросы вначале махали ему и показывали разные неприличные жесты. Так, один негр снял штаны и демонстрировал свою задницу. Зря. Стоя спиной к противнику, он потерял контроль за ситуацией. Остальные члены команды, увидев, что навал неизбежен, быстро ныряли в люки и задраивались. Негр, со спущенными штанами, остался на палубе в одиночестве. Как супер-герой.


Путаясь в штанинах, он метался по палубе от одного закрытого люка к другому. Борт нашего корабля уже "ехал" по корме крейсера. Скрежет. Ломаются леера. Якорь лапами рвёт обшивку. Металл трётся о металл, летят искры и стелется дым обгорающей краски.

Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост

И только наш чернокожий герой в одиночку противостоит русским и всей "империи Зла" сразу.


Но, слава богу, обошлось без жертв. А кусок обшивки американского крейсера красовался потом в музее Черноморского Флота. Не знаю, там ли он сейчас.


А вот в следующем, 1989-м, два американских корабля вновь пришли в Чёрное море. Этот визит разительно отличался от недавнего.


Корабли ошвартовались на морвокзале Севастополя. В центре города рядом с Графской пристанью.


Я помню, как собралось множество народу, который не могло сдержать хлипкое оцепление из матросов. Американцы кидали с борта в толпу жвачку и свои моряцкие шапочки. Наши тоже что-то им бросали. Потом открыли трап и пускали на корабль экскурсантов. Вручали им "Коку" и "Пепси" в банках и ход-доги. Музыканты из экипажа сыграли на площади Нахимова. Американцы гуляли по городу в окружении стаек девушек, пытавшихся что-то лопотать на плохом английском. Девушки ждали своих прекрасных принцев на корабле без алых парусов.


Я помню людей, висевших на заборе и скандировавших одно слово. Ранее я его не знал, но в те дни выучил. Сотни глоток кричали:

- ЧЕНЬЧ !!!  ЧЕНЬЧ !!!  ЧЕНЬЧ !!!

Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост
Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост
Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост
Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост
Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост
Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост
Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост
Как американцы в Крым приходили. Два раза. Рассказ, США vs СССР, 80-е, Севастополь, Флот, Длиннопост

Найдены дубликаты

+14
Не всегда подобные вещи встречались в эпоху перестройки. Мой случай: 1990 год, морская граница с Норвегией в Баренцевом море, слегка штормит(3 балла), зима(-20), ветер пронизывает до костей что не одень. Наша подводная лодка спасатель потеряла спасательную капсулу на учении, а там люди(5 челов), капсула не обогревается(аккумы сели давно), капсула метров 5 длиной. Люди там давно промерзли, на 3-х баллах капсулу болтает обалденно. Засекли капсулу на границе с Норгами, а ветер и течение в их сторону. Рядом болтается норговское военное корыто, пока подошли к капсуле оказались в норвежских терводах, а это международный скандал. Норги видя это дело, разворачиваются и на полном ходу сваливают. Хоть и натовцы, а понимают, что у нас нет другого выхода, кроме как нарушить границу. Капсула не секретная, а людей спасти необходимо. Пока людей достали из капсулы оказались уже конкретно в Норвегии. Норговские вояки постоянно паслись на границе видимости и не мешали. Как только мы ввшли из их тервод они сразу подскочили. Запросили все ли у нас нормально, нужна ли помощь обмороженным. У нас получилось без жертв и потерь. На прощание пожелали нам удачи. А нам и нужно-то было, чтоб они не мешали. Вот такое доброе дело сделали натовцы: просто закрыли глаза на нарушение своей границы. За что им человеческое спасибо.
-1

первая встреча мне как-то больше понравилась

раскрыть ветку 1
-1
Мне тоже. Но вторую тоже нужно помнить. Пресловутый "ченч"(перемены), это обычно -геморрой, причем знатный, и общий. Не даром у китайцев(умных, между прочим людей, по крайней мере в вопросах тех самых "перемен") есть такая поговорка-присказка.
Не дай бог тебе жить в эпоху перемен(не дословно, но смысл не потерян)
Не бывает всё и сразу, никогда посторонний дядя(тем более дядя Сэм) не сделает для нас ничего полезного безвозмездно. Сейчас уже поздно плакать о потеряной недвижимости и потерянных правах на полезные ископаемые, что уж говорить, если даже центробанк- комерческая организация.
0
"В 1989 году"
"А вот в следующем, 1989-м,"
1989 год был два раза?)
раскрыть ветку 1
0

Оп-па! Спасибо, поправил.

0

Напомнило кадры из аниме "Дзипанг", когда они только-только перенеслись в прошлое и чуть не столкнулись с экскадрой.

Иллюстрация к комментарию
-2

А всё Мишка Горбачёв виноват.

Вражина, таких людей испортил.

Похожие посты
260

Инцидент с "Генералами"

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

Почти каждый выход кораблей ТОГЭ в район падения головных частей во время испытания советских МБР сопровождался появлениеv в том же районе кораблей США аналогичного назначения. Чаще всего в 60-80-е годы это был USNS "General H.H.Arnold", реже - USNS "General H.S.Vandenberg".

Как правило, присутствие кораблей США не приводило к каким-либо инцидентам. Но зарегистрированы по крайней мере два случая, когда эти корабли чуть не пострадали. Вот описания этих случаев.


Многие ветераны помнят, так называемый, "инцидент с Генералом Ванденбергом". Чаще всего мы "работали" с другим кораблём США - "Генерал Арнольд", но он тогда встал в ремонт, он был самым активным. И командир "Арнольда" хорошо знал нашу тактику, знал все существующие опасности. "Ванденберг" же был не таким опытным…

Осенью 1976 года корабли ТОГЭ пришли и заняли позиции в полигоне.


На флагманской "Сибири" находился командир Экспедиции капитан 1 ранга Энгельс Яковлевич Краснов и его заместитель капитан 1 ранга Владимир Сергеевич Литвинов. Планировалось 2 или 3 пуска. В этот раз было решено размещать корабли не по типовой схеме треугольника, а поставил их вдоль одной линии.

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

"Сибирь"

Пошли первые 3 головы. Их разворот, разброс был незначительным в пределах группы кораблей, а натовцам известна плоскость стрельбы, стандартные схемы ордера, они уже заняли этот известный им наш треугольник. Ближе к концу, к точке прицеливания становился "Генерал Ванденберг" и по их мнению, если на него полетит ракета - он спокойно её двумя антеннами удержит, отследит.


Если есть сторожевой корабль, то он, как только ракета падала в точку, полным ходом шёл туда. В противовес им наш лётчик должен был выполнять очень сложную задачу: никакой навигации не было, он по нюху, по ветру, по расчёту должен подлететь как можно ближе к точке прицеливания ракеты, упасть как можно ниже и передать сигнал на корабль.


Ракета летит, она уже над СССР, пролетела Камчатку. Приняв всё это по связи, Литвинов поднимается в штурманскую рубку, чтобы уточнить позиции кораблей. Готовность 30 мин.

И вдруг: "Генерал" стоит в точке нашего прицеливания! К Краснову: "Товарищ командир, Вы знаете?" – "Знаю! И они тоже должны знать!" От точки падения до "Генерала" было всего несколько метров, а в головной части десятки килограмм взрывчатки!


Командир вертолёта рассказывал: "Я лечу прямо на точку прицеливания и вижу, что у меня по носу американский корабль. Ничего не пойму, не должно быть так - обычно он далеко стоит! Штурман, проверить расчёт! Штурман: "Летим, как можем, все правильно".

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

Советский вертолет. Фото с USNS "Gen.Arnold".

Американцы высыпали на палубу, машут руками, фотоаппаратами щёлкают, плакаты вывесили: "Как дела, Москва?" - как дети. И вдруг как бабахнет! Лётчики видели, как американцы кинулись с палубы корабля во внутренние помещения, сбивая друг друга.

Потом пришла разведсводка флота, была выдержка из газеты, где было написано, что осколки попали к ним на палубу, на корабле образовалась паника, ситуация была критической.


Часть макета советской ракеты упала на палубу американского корабля в Тихом океане в начале этого месяца (В.Прощенко: 3 июня 1975 г.), сказал вчера обозреватель Джек Андерсон.

"Это был несчастный случай, который должен был помочь экспертам лучше понять новое советское ракетное оружие", - заявил Андерсон.

Советы объявили, что они будут проводить огневые испытания ракет в Тихоокеанском регионе и предупредили о закрытии определенной области для судоходства. ВМС США, следуя своей обычной практике, направили корабль для контроля за испытаниями.

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

Вырезка из газеты "The Palm Beach Post", 1 июля 1975 г.

Ракета, выпущенная из центральной России 3 июня, была гигантской SS18, которая может нести до восьми боеголовок. Это одна из четырех видов ракет, принадлежащих новому поколению.

"Ожидалось, что ни одна из боеголовок, не упадет ближе 3,5 миль от Ванденберга", - сказал Андерсон. "Но за две минуты до падения траекторные измерения показали, что одна боеголовка направлялась непосредственно на корабль". Он сказал, что боеголовка по-видимому распалась на две части, одна упала в океан, вторая на палубу корабля.

"Конечно, корабль торжественно привез обломки для анализа военным", - сказал он. Андерсон сказал, что он разговаривал с членами экипажа Ванденберг, который сейчас в Перл-Харборе, и они подтвердили, что у них не было времени чтобы уклониться.

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

USNS "General H.S.Vandenberg".


Тем не менее. Министр обороны Джеймс Шлезингер сказал в своей последней пресс-конференции, что обломки упали в 100 ярдах от одного из судов наблюдения.

Андерсон также сказал, что это были обломки макета боеголовки, а не реальной.


Рассказывает Билл Льюис, USNS "General H.H.Arnold", 1964-67 гг.,

«Самое опасное место, где мне доводилось бывать, было также одним из самых красивых. Камчатский ракетный испытательный полигон находился в Тихом океане. Это было около сто восьмидесятого меридиана в области, которую древние моряки назвали "Владением Золотого Дракона".

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

Билл Льюис, фото со страницы ветеранов.

Там были потрясающе чистые воды. Где-то на некоторой глубине они стали переливающимися синими, пылающими в нетронутой чистоте. Я вижу их сейчас, когда они были окрашены фиолетовым, солнце садящееся (погружающееся) за горизонт, раздутый шар, гасящий его темно-красные огни в отдаленном море. Ни один бриз не потревожил мирных вод. Ни одна рябь не повредила его зеркальную поверхность. Только мелкая зыбь, сто футов от пика до впадины, остатки некоторого далекого шторма, напоминали мне, что я плыл по воде, а не на стекле. Наверху несколько самых храбрых звезд робко выглянули сквозь алые отблески света.


Морские птицы в тысяче миль от дома отследили наше судно, ныряя и кружась, ища еду, поднятую гигантским винтом. Поскольку ночь становилась темнее, птицы исчезли и пылающий след планктона обозначил путь, который мы проложили через темнеющие глубины. Сияющие драгоценные камни, синие, зеленые, и красные, заполнили фиолетовый небесный свод, в то время как Млечный путь разрезал пылающие светящиеся полосы захватывающие темнеющее небо. Крошечные светлячки танцевали около антенн, крапинки морской соли искрились убийственным огнем, вызванный сыростью, энергией радара пятнадцати миллионов ватт.

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

"Генерал Арнольд"

Устойчивая вибрация гигантских турбин была успокоительной, как и нежный всплеск, который издавала носовая часть корабля, медленно рассекающая спокойные воды. Тарелки радара плавно перемещались через их сетку поиска, хотя все судно дрожало каждый раз, когда они останавливались и меняли направление.

Внезапно мечтательность была нарушена хриплым звуком, ревущим голосом громкоговорящая система корабля победно объявила, "C-Band обнаружена! Автоматическое отслеживание! Держать пятьдесят, машина двадцать три!"


Наши глаза устремились на антенны, затем уставились глубоко в пустоту вдоль направления, на которое они указывали. Не было мчащейся ракеты, которая привлекла бы наше внимание, только единственная яркая звезда, мерцающая в черной ночи!

Нервный смех. "Эти идиоты следят за Венерой" - сказал кто-то.


Но антенны были неподвижны. Никогда анетенны не были неподвижны во время отслеживания! Это было неестественным для антенн -быть неподвижными. Такого не бывает?


Яркая звезда? Она не двигалась, только светилась. Но ракеты всегда двигаются! Они перемещаются вверх, вниз, в стороны - в зависимости от точки зрения наблюдающего. Но они всегда двигались и антенны всегда перемещались с ними. Но эта звезда висела неподвижно на чернильном небе…. эта звезда висела неподвижно и антенны были без движения….и эта звезда становилась всё ярче и ярче!

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

Снимок пуска советской ракеты.

В десяти тысячах квадратных миль испытательного полигона только одно место позволяет наблюдателю рассматривать приближающуюся ракету как неподвижную с нарастающей яркостью! Ужас понимания охватил нас с отвратительным эффектом!

"Боже мой", произнес голос, "Они собирается поразить нас!"


Я отступил назад и споткнулся о свернутый кольцом провод. Соленый вкус крови наполнил мой рот, в то время как горький вкус желчи встал в горле. Звезда всё еще росла ..., и тем не менее она не перемещалась! Всё ярче и ярче …… всё больше и больше! Это был злобный глаз какого-то ужасного монстра, который ищет меня с неба. Хотя палуба была многолюдной, каждый человек столкнулся с этим разрушающим существом. Запах рвотных позывов страха наполнил воздух.


Я закрыл глаза, как будто это спасет меня. Закрыв глаза, я почувствовал обжигающую жару и дыхание дракона на моем теле. И затем звук, как дракон ревел... звук... этот ужасный звук. Акустический рёв транспортного средства перемещающегося со скоростью в двадцать раз превышающего скорость звука.


Всплеск трех тонн ракеты, резко падающей в море на расстоянии в триста футов. "Арнольд" поднялся на волне, на рукотворном цунами. Он дико вздрогнул, когда его винт выскочил из воды. Ужасные брызги от всплеска тысяча футов высотой нахлынули на нас. И затем... все стало тихо.


Той ночью никто не обсуждал, что произошло. Некоторые, я верю, никогда не говорили о той ночи, когда они столкнулись с Золотым Драконом.»


П.Хухтхаузен, А.Шелдон-Дюпле. "Военно-морской шпионаж. История противостояния" (Отрывок из книги)

«Был один тревожный случай, когда спускаемый аппарат приближающейся советской МБР разделился на несколько ложных боеголовок. Боеголовки плюхнулись в Тихий океан таким образом, что два американских эсминца оказались буквально в "вилке", в которой дистанция до упавших ложных боеголовок составляла менее 100 метров. Ситуацию усугубляло присутствие в этом районе советских судов инструментальных измерений, которые предназначались для наблюдения за ракетой на конечном этапе ее полета.


Этими судами были суда поддержки и контроля космического пространства класса "Сибирь", каждый из которых имел на борту вертолет. Присутствие в районе падения такого количества надводных судов и вертолетов часто делало его похожим на карнавал.


В районе падения головных частей советских ракет могли находиться три советских судна инструментальных измерений, американское ИСДП, и два американских эскортных эсминца — "Клод Джоунс" и "Макморрис". Все эти корабли и суда старались занять выгодное положение по периметру округлого в плане участка моря, который объявлялся Советским Союзом опасным для навигации в международном "Уведомлении для моряков и летчиков".

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

Эсминец USS McMorris рядом с USNS "General H.H.Arnold".

Подобные уведомления выпускались за несколько дней до пусков с целью недопущения входа в указанный район кораблей и самолетов, могущих попасть там под удар несущихся в восточном направлении головных частей испытываемых МБР. Добавим к общему числу участников тройку советских вертолетов Ка-25, летающих по кругу, по меньшей мере один Р-3 "Орион" от ВМС США, еще, возможно, и ЕР-3, тоже от ВМС, от ВВС США RC-135 и, иногда, С-130 "Геркулес"; каждый из них старается очутиться как можно ближе к спускаемым аппаратам и никому не уступает.


Когда советские матросы догадались, для чего предназначены плавающие сетки, поставленные американцами, они усложнили дело тем, что заполнили их мусором и отходами, которые они с чрезвычайной ловкостью сбрасывали со своего судна до появления спускаемого аппарата. После окончания операции американские матросы с большим интересом ожидали результатов анализа пойманного сетками улова — одна бутылка из-под "Столичной" водки, горбушка заплесневелого черного хлеба, неопознанный предмет одежды, скорее всего, носок, и так далее.

Инцидент с "Генералами" Исследования, Конфликт, Флот, Океан, США vs СССР, История, Длиннопост

Экипаж USNS "General H.H.Arnold" наблюдает за советским вертолетом-наблюдателем.

Во время одного подобного испытательного пуска советский вертолет случайно упал в море. Американские корабли присоединились к поиску и спасению и подняли раненого члена экипажа, который, получив первую медицинскую помощь, был доставлен на советское судно.


Несмотря на некоторые комичные аспекты этих операций, общая атмосфера была зачастую тягостной.»


Источник

Показать полностью 9
643

Плавучая батарея «Не тронь меня!»

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

В годы Великой Отечественной войны в состав ВМФ СССР входили тысячи самых разнообразных кораблей — линкоры, крейсера, эсминцы, катера, подводные лодки, многочисленные вспомогательные суда. Однако сегодня вы узнаете о самых, пожалуй, необычных боевых кораблях, входивших в состав советского флота — плавучих батареях «Не тронь меня!» и линкора "Марат"


В течение первой половины XX в. «дредноуты» были символом мощи ведущих флотов мира. Каждая крупная морская держава строила для своего военно-морского флота наиболее мощные корабли с сильным вооружением и самой совершенной защитой. Такие корабли не зря называли «королями морей», ведь они только своим существованием могли защитить интересы страны. В середине 30-х гг. в мире началась новая гонка военно-морских вооружений и СССР не остался в стороне. В нашей стране в конце 30-х гг. начали широкомасштабное строительство огромного военно-морского флота, названного «большим морским и океанским», но его постройка прекратилась в июне 1941 г.


Основу мощи советского флота должны были составить огромные суперлинкоры, которые превосходили по своим боевым возможностям корабли зарубежных флотов. В СССР параллельно создавались два проекта — типа «А» (проект 23, водоизмещением 35000 т с 406-мм артиллерией) и «Б» (проект 25, водоизмещением 26000 т с 305-мм артиллерией). Планировалось построить 20 линкоров: четыре больших и четыре малых для Тихоокеанского флота, два больших для Северного флота, четыре малых линкора для Черноморского флота, ещё шесть малых линкоров должны были пополнит состав Балтийского флота. Процесс создания крупных кораблей контролировал лично И.В. Сталин.


При разработке учитывался передовой зарубежный опыт, прежде всего итальянский, немецкий и американский. В 1937 г. проект «Б» был признан «вредительским» и советская судостроительная промышленность была сконцентрирована на подготовке к серийному строительству линкоров проекта 23. Это должен был быть современный боевой корабль — полное водоизмещение превышало 67000 т, его наибольшая длина 269,4 м, наибольшая ширина 38,9 м, осадка 10,5 м, мощность ГЭУ более 231000 л.с., скорость хода около 29 уз, дальность плавания 7000 миль (при 14,5 уз). По вооружению (9х406-мм, 12х152-мм, 12х100-мм орудий и 32х37-мм зенитных автомата) он превосходил всех «коллег», за исключением американской «Монтаны» и японского «Ямато». Линкор имел мощное бронирование и систему противоминной защиты. Его экипаж составляли 1784 моряка. До начала войны были заложены четыре линейных корабля: «Советский Союз» в Ленинграде (завод №189), «Советская Украина» в Николаеве (завод №189), в Молотовске (завод №402) началось строительство «Советской России» и «Советской Белоруссии». Но ни один из них в строй так и не вступил…

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

Так должен был выглядеть линейный корабль «Советский Союз». Рисунок А. Заикина

Создание плавучей батареи №3


В экспозиции Музея Черноморского флота в Севастополе целый зал посвящен героической 250-дневной обороне города от немецких войск в 1941-1942 гг. Моряки Черноморского флота и жители города совершили немало подвигов, защищая севастопольские рубежи. Посетителям музея о них рассказывают многочисленные экспонаты, фотографии и реликвии военной поры. Есть среди них небольшая фотография, мало что говорящая обычным посетителям. Она подписана так — капитан-лейтенант С.А.Мошенский, командир плавучей батареи №3. Чем он прославился, что за плавбатарея № 3, какие подвиги совершил её экипаж не уточняется. Больше никакой информации об этом корабле в экспозиции музея, к сожалению, нет.


Как уже отмечалось, в конце 30-х гг. на судостроительных заводах СССР было развёрнуто масштабное строительство линейных кораблей типа «Советский Союз». Этому предшествовала колоссальная научно-исследовательская и проектно-конструкторская работа, проведённая советскими конструкторами и инженерами. Особое внимание они уделили вопросам разработки вооружения и систем защиты кораблей. Много опытов провели на Чёрном море для определения оптимальной системы ПМЗ (противоминной защиты — по терминологии того времени). На первом этапе были проведены подрывы 24 масштабных отсеков (в масштабе 1:5) с ПМЗ семи различных типов. По результатам опытов был сделан вывод о наибольшей эффективности итальянской и американской систем защиты. В 1938 г. в Севастополе прошёл второй этап опытов. Как и раньше, они производились на масштабных отсеках, были проведены 27 подрывов. Но на этот раз для опытов построили огромный натурный отсек, на котором полностью воспроизводилась конструкция системы ПМЗ линкора проекта 23. Он имел форму прямоугольника, его размеры впечатляли — длина 50 м, ширина 30 м, высота борта 15 м. По результатам этих опытов, комиссия определила, что предельным для ПМЗ была мощность взрыва заряда в 750 кг. После окончания испытаний опытный отсек использовали в качестве мишени для учебных стрельб, а потом его поставили на прикол в одной из севастопольских бухт.

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

Плавучая батарея №3 «Не тронь меня!» в Казачьей бухте, весна 1942 г. Снимок сделан с советского самолёта

После начала войны отсеком заинтересовался капитан 2 ранга Г.А. Бутаков. Он предложил командованию Черноморского флота использовать его для создания плавучей артиллерийской батареи. По его плану «квадрат» планировалось вооружить и установить на якоре в районе Бельбекской долины в нескольких милях от Севастополя. Он должен был усилить ПВО Главной базы флота и обезопасить подступы к ней со стороны моря. По данным разведки ожидалась высадка в Крыму немецкого десанта, и плавучая батарея должна была этому помешать. Командующий ЧФ Ф.С. Октябрьский поддержал рапорт Г.А. Бутакова, нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов одобрил эту идею.


В июле 1941 г. на «квадрате» (так отсек именовали в документах) начались работы по монтажу общекорабельных систем и установке вооружения. Работу над проектом вёл инженер Л.И. Ивицкий. Внутри оборудовали жилые помещения, камбуз, радиорубку, склады и погреба. На палубе бывшего отсека установили боевую рубку, дальномеры и два прожектора. Из арсенала доставили 2×130-мм орудия, которые снабдили «ныряющими» снарядами, предназначенными для борьбы с подводными лодками. Их дополняли 4×76,2-мм зенитных орудия, Зх37-мм зенитных автомата, 3×12,7-мм зенитных пулемёта. Экипаж плавбатареи составили 130 человек, 50 из них призвали из запаса, остальных набрали со всех кораблей ЧФ. К борту «квадрата» рабочие прикрепили шлюпбалку, но шлюпки не нашлось. Зато рабочие нашли на складах завода огромный адмиралтейский якорь и передали его на батарею. Старожилы утверждали, что он с линкора «Императрица Мария». 3 августа 1941 г. на отдельной плавучей батарее №3 был поднят военно-морской флаг. Приказом командующего ЧФ от 4 августа она была включена в состав Охраны Водного района Главной базы. Экипаж плавбатареи во главе со старшим лейтенантом С.Я. Мошенским приступил к несению службы.

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

Боевой путь «Не тронь меня!»


9 августа буксиры перевели плавбатарею в Бельбекс-кую бухту. От угрозы атак со стороны моря её отгородили несколькими рядами противолодочных сетей, с берега она была прикрыта береговыми батареями. Якорь «Императрицы Марии» прочно удерживал «квадрат» на месте. На корабле сразу же начались многочисленные учебные стрельбы, тренировки экипажа по борьбе за живучесть и различные учения. Летом 1941 г. налёты Люфтваффе на Севастополь были нечастым явлением. В основном, немецкие самолёты занимались разведкой военных объектов и постановкой магнитных мин. Лишь изредка бомбили корабли в порту. Несколько раз плавбатарею атаковали немецкие самолёты, но их выпады успешно отражали. Батарейцы прикрывали огнём корабли, которые входили в Севастополь. Ситуация в корне изменилась в конце октября 1941 г. после прорыва Вермахта в Крым.


Немецкие части приступили к штурму Севастополя. Началась 250-дневная оборона города. Немцами были захвачены все крымские аэродромы и теперь время полёта их бомберов до Севастополя составляло всего 10-15 мин. Налёты на город и порт стали ежедневными. Основные силы флота ушли на Кавказ. В конце октября с «квадрата» демонтировали два 130-мм орудия, которые срочно понадобились для сухопутного фронта. Также сняли весь боезапас «стотридцаток», кроме «ныряющих» снарядов, и расчёты орудий. В результате экипаж корабля сократился до 111 человек.

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

«Не тронь меня!» сражается с немецкими самолётами. Рис. А. Лубянова

В начале ноября на Чёрном море были сильные штормы. Их сила была такова, что огромный якорь не смог удерживать плавбатарею на месте. Волны начали приближать её к берегу, который теперь занимали немецкие войска. Было принято решение сменить место стоянки «квадрата». 11 ноября буксиры перевели плавбатарею в Казачью бухту и притопили на отмели, теперь штормы ей были не страшны. Новой боевой задачей, которую командование поставило перед экипажем, стала защита военного аэродрома на мысе Херсонес. Он остался последним советским аэродромом в Крыму. На его поле базировалась вся авиация Севастопольского оборонительного района. Налёты на Херсонесский аэродром участились. Днём 29 ноября 1941 г. зенитчикам плавбатареи удалось одержать свою первую победу. Ими был сбит Bf-109. 17 декабря немцы начали новый штурм Севастополя.


В течение всего дня батарейцам пришлось отражать налёты на аэродром. При этом был сбит Ju-88. С этого дня боевой счёт зенитчиков стал расти — при защите аэродрома они сбили 22 немецких самолёта. Зимний штурм был успешно отражён, но налёты на город продолжались. Не забывали немцы и об аэродроме. Они пытались помешать действиям советской авиации, и в рассказах наших лётчиков постоянно упоминалось о помощи плавбатареи: «Плавбатарея поставила завесу… «Не тронь меня!» отсекла немца…».

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

14 января 1942 г. зенитчики сбили ещё один Ju-88, 3 марта Не-111.19 марта на батареи побывал писатель Леонид Соболев. Целый день он провёл на «квадрате», побеседовал с командиром и экипажем. Об этом он написал в очерке «Не тронь меня!». В марте командир батареи старший лейтенант С.Я, Мошенский был награждён орденом Красного Знамени, он стал капитан-лейтенантом, награды за сбитые самолёты получили и другие члены экипажа.


В мае 1942 г. налёты на город усилились, немцы начали подготовку к новому штурму и стремились нейтрализовать советских лётчиков. В этом им очень мешал точный огонь зенитчиков плавбатареи №3, которую моряки-черноморцы стали называть «Не тронь меня!». 27 мая зенитчикам удалось сбить сразу два Me-109.


Немцы начали новый штурм города и сосредоточили на крымских аэродромах большое число самолётов. Они имели многократное превосходство в авиации, но советским авиаторам удавалось наносить удары по противнику и в этом значительная заслуга экипажа плавбатареи. 9 июня его боевой счёт пополнили три Ju-88, 12 июня Bf-109,13 июня Ju-88. Батарея мешала действиям авиации противника и немецкое командование решило с ней покончить. 14 июня «квадрат» атаковали 23 Ju-87, было сброшено 76 бомб, но им не удалось добиться прямых попаданий. От близких разрывов авиабомб вышел из строя прожектор, осколки срезали шлюпбалку, три моряка были ранены. При отражении этого налёта моряки сбили два Ju-87. Во второй половине дня атаки продолжились, по «квадрату» открыла огонь немецкая батарея. Последовали новые налёты. К этому времени защитники Севастополя испытывали большие трудности из-за недостатка боезапаса. В период между штурмами командованию СОР не удалось создать на складах достаточных запасов боеприпасов и теперь снаряды приходилось экономить. С Большой земли боеприпасы теперь доставляли на кораблях, но их по-прежнему катастрофически не хватало. Немцы же создали огромные запасы боеприпасов, снарядов и патронов они не жалели. Их авиация господствовала в севастопольском небе. 19 июня на «Не тронь меня!» был произведён очередной налёт. Это была 450-я атака немецкой авиации на батарею, экипаж которой теперь день и ночь находился у орудий. Её судьба оказалась решена из-за недостатка боеприпасов к орудиям. Немецким лётчикам удалось прорваться к батарее.

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

Командир плавбатареи №3 капитан-лейтенант С.Я. Мошенский

Несколько слов необходимо сказать о командире плавбатареи «Не тронь меня!» капитан-лейтенанте Сергее Яковлевиче Мошенском. Он родился в Запорожье. Работал на заводе электриком, окончил рабфак. В 1936 году его призвали служить на флот. Комсомольца с законченным средним образованием направила на двухгодичные курсы комсостава. По их окончании он получил звание лейтенанта и был направлен служить командиром первой башни ГК на линкоре «Парижская коммуна». Перед началом войны С. Я. Мошенский закончил в Ленинграде годичные курсы усовершенствования комсостава ВМФ по специальности командир батареи ПВО. Он был женат, семья ждала первого ребёнка.


После начала войны беременную супругу эвакуировали из Севастополя. Десять месяцев командовал С.Я. Мошенский плавбатареей, каждый день он рисковал своей жизнью ради свободы Родины. На ней он погиб, так и не увидев дочери, которая родилась в эвакуации. Он похоронен в Камышовой бухте, но точное место захоронения, к сожалению, неизвестно.


Остались письма Мошенского:

"Пересылаю тебе деньги, литер на поездку в Ташкент и справку. Тебе надо быть там до конца военных дней. Пока не поздно, пока фронт еще далеко, уезжай. Верочка, ты только не волнуйся, спокойно реагируй на все, помни, что оставаться тебе здесь нельзя, подумай о жизни своей и нашего будущего человека. Тебе в Средней Азии будет спокойней, обо мне не думай. Если ты будешь далеко, мне будет легче воевать, а воевать еще придется сильно. Я после войны постараюсь тебя найти как можно скорее, а что будет до конца войны, мне неизвестно".

"Верочка, что с тобой? Я послал тебе много писем разными способами, телеграммы, писал с марками и без марок, через военно-полевую почту, в Краснодарский край и в Чирчик, но ничего не получил от тебя. Если вы еще в Тихорецке, уезжай подальше и приложи силы, чтобы сохранить ребенка. Если погибну, знай, что я не трусил перед лицом врага, не гнул головы при бомбежках".

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

Наградной лист Героя

Плавбатарея стояла в трехстах метрах от берега, но за девять месяцев пребывания на ней капитан-лейтенант Мошенский лишь раз сошел с корабля, что бы получить в штабе орден «Красного Знамени».


Из письма Мошенского: «Живу по-боевому. Спешу разделить с тобой радость: я награжден орденом Красного Знамени. Никогда не думал, что мне выпадет такая честь, а вчера об этом узнал, говорят, что хорошо бью немцев, за это и наградили…»


«Уже на исходе десятый месяц войны. Как много пережито! Может, мне не суждено будет увидеть больше ничего, но это потому, что мы с товарищами принимаем огонь на себя. Я очень хочу жить, но остаться жить, укрывшись от врага, не громить его, не уничтожать, ты знаешь, я не могу. Бездействие, трусость для меня самого — позор, таким человеком жить стыдно, я лучше погибну, чем подумаю о другой жизни. Я ежеминутно помню, что чем больше сбито фашистских самолетов, тем ближе наша победа… Вот и еще одного фашистского стервятника мы отправили на дно моря».


Командир плавбатареи погиб 19 июня 1942 года, когда на батарее практически закончились снаряды. Оставались только патроны для пулемётов и по нескольку обойм для зенитных автоматов.


В 20.20 одна из бомб попала в левый борт «квадрата», вторая разорвалась прямо у борта. Сила взрыва разметала всё живое на палубе. Убитыми и ранеными оказались расчёты зенитных орудий и автоматов, начался пожар в кормовом погребе, огонь подбирался к «ныряющим» снарядам, но его удалось потушить. Погиб командир батареи и ещё 28 членов экипажа. Было ранено 27 моряков, катера немедленно доставили их на берег. К вечеру экипажу удалось ввести в строй 37-мм автомат и два пулемёта ДШК, но боеприпасов к ним на корабле не было. 27 июня 1942 г. экипаж плавбатареи был расформирован. Моряки были направлены воевать на сухопутные позиции, раненых вывезли на Большую землю корабли Черноморского флота, прорывавшиеся в Севастополь.


После падения города немецкие солдаты с интересом осматривали огромный корпус «Не тронь меня!», стоящий на отмели у берега Казачьей бухты.

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

Корпус плавбатареи на отмели в Казачьей бухте, июль 1942 г.

За десять месяцев героической вахты моряки капитан-лейтенанта С.Я. Мошенского отразили 450 воздушных атак (в среднем каждый день по 1-2 атаки). Этот «квадрат» самый странный боевой корабль Военно-Морского Флота. Его упоминания нет ни в одном справочнике по ВМФ, хотя именно этому кораблю принадлежит уникальный боевой рекорд. Им было сбито больше всех фашистских самолётов — 22 за десять месяцев (в среднем 2-3 самолета каждый месяц).


За 16 сбитых самолётов лётчикам давали звание Героя Советского Союза. Большего, чем плавбатарея «Не тронь меня» ни один наш корабль не добился.


Водоизмещение 3494 т; длина 69,4 м, ширина 16,1 м, осадка 4,9 м; мощность паровой машины 1632 л. с.; скорость хода 8 уз. Вооружение: 12 203-мм, 2 152-мм и 2 63-мм десантных орудия. Экипаж 394 человека.


Кстати, «Не тронь меня» — это имя броненосной батареи береговой обороны ЧФ конца XIX века которой в 1891 – 1892 годах, которой командовал капитан 1 ранга В.Ф. Дубасов, герой русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В то время лейтенант флота, награжденный орденом святого Георгия 4-й степени, золотой саблей «За храбрость» и пожалованный званием флигель-адъютанта императора. С 1897 г. вице-адмирал Дубасов командовал эскадрой Тихого океана, а в 1905 г. по назначению императора становится Московским генерал-губернатором с присвоением звания генерал-адъютант.

Плавучая батарея «Не тронь меня!» Не тронь меня, Плавбатарея, Севастополь, Великая Отечественная война, История, Крым, Флот, Длиннопост

После освобождения Севастополя корпус плавбатареи №3 продолжал стоять на отмели в Казачьей бухте. В конце 40-х гг. его подняли и отбуксировали в Инкерман на разборку. О подвиге экипажа «Не тронь меня!» постепенно стали забывать. Лишь в скупых строках официальной хроники войны был зафиксирован беспримерный подвиг её экипажа: «В период обороны Севастополя части и корабли охраны водного района сбили 54 самолёта противника. Из их числа 22 самолёта сбила плавбатарея №3».


Лишь из очерка писателя Леонида Соболева «Не тронь меня!», рассказа «Таинственный остров» детского писателя Олега Орлова, нескольких статей в газетах и журналах советские читатели могли узнать об этом уникальном корабле. Большую роль в сохранении памяти о плавучей батарее №3 сыграл московский журналист Владислав Шурыгин. Много лет он собирал материалы о боевом пути «Не тронь меня!», встречался с ветеранами, работал в архивах. В 1977 г. с его помощью в Севастополе была организована встреча ветеранов плавбатареи. В 1979 г. он написал книгу «Железный остров», рассказавшую о подвиге экипажа плавбатареи и её командира С.Я. Мошенского. Благодаря этим людям, подвиг моряков плавбатареи №3 не был забыт.

Показать полностью 9
123

Шило

- Нюшка-то напилась!

Тётя Ира всплеснула руками:

- Ироды! Спортили девку, - и метнула взгляд на мужа. - Всё твой завод!

Нюшка, моя старшая двоюродная сестра, лапочка и умница, вчерашняя выпускница техникума, еле стояла на ногах.

- Мама! - строго сказала она.

Потом направилась в комнату, ставя ноги так, будто шла по канату, рухнула на кровать и пробормотала:

- Лягу на грунт... лягу на грунт...

И захрапела.


Крым всесоюзная здравница? Ха! Восьмидесятые. Город закрыт - база флота. Заводы - по десять-пятнадцать тысяч работников. Сухие доки клинкетами всасывают в себя бухту и выплёвывают воду обратно, оставляя в своём чреве корабль. Лес мачт, серые корпуса крейсеров, радужные разводы мазута на волнах.

В Балаклаве - завод в штольне, под горой. Всё спрятано, но верная примета - Балаклава жарит рыбу, значит в секретный док встала на ремонт подлодка. Военная тайна!

И приборостроение. Связь, акустика, системы наведения для подводных ракетоносцев.

Атомных лодок на Чёрном море нет, значит что? Командировки. На Дальний Восток, в Приморье, за "длинным" рублём. На ТОФ.


Где аппаратура, там и спирт. Шило. Самодельные плоские фляжки из нержавейки - под одежду их, за пояс! Чтоб на проходной охрана не усекла. Мороз? В омывательный бачок заводского автобуса вместо воды - спирт.

Шило течёт рекой.


Выпьют его регулировщики и монтажницы аппаратуры, крякнут, добавят и достанут гитару:

"Работа, работа, работа,

До крови, до боли, до пота...

В воскресные дни и субботы,

Во славу Российского флота!"


Льётся шило, льётся песня:


"Чёрная субмарина!

Я жизнь свою с тобою связал.

Чёрная субмарина!

Как от тебя я устал."


- Ане-ечка, ну как так вышло? Ты ж у меня девочка непьющая.

Ошиблась Нюшка. Всё вежливость проклятущая. В обеденный перерыв достал регулировщик Сашка майонезную баночку с шилом. Чуть неполную.

- Ну, девоньки, давайте по капушке. Чтоб флот стоял, а деньги плыли. К нашему берегу. Начинай, пионерка!

И поставил баночку перед Нюшкой.

Та смущённо улыбнулась и потянула. До дна.

- Да-а, - сказал на это Сашка. - Резво начинаешь, пионерка. Тут вообще-то на всех было. По глоточку.

Трезвые коллеги уложили пьяницу в закуток, а в конце работы аккуратно вывели через проходную.

- Откуда я знала, мама? Я думала - это мне. Я всё и выпила, чтобы людей не обижать. Ой! Дай водички пожалуйста...


"Кот подпрыгнул на стуле от обиды.

− Помилуйте, королева, − прохрипел он, − разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!"

Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита".

Показать полностью
41

Как я ушёл на флот.

Ребятки. Я теперь военный моряк.

Пройдя долгий и тернистый путь отбора на военную службу по контракту прибыл, на прошлой недели на СКР Сметливый в город Севастополь.

По возможности буду радовать Вас интересными фотографиями и рассказами о службе.

Моим подписчикам - о паразитах тоже буду писать, по возможности))

Фото пока нет интересных, поэтому только парочка с видом на севастопольскую бухту.

Как я ушёл на флот. ВМФ, Флот, Служба по контракту, Севастополь
Как я ушёл на флот. ВМФ, Флот, Служба по контракту, Севастополь
Как я ушёл на флот. ВМФ, Флот, Служба по контракту, Севастополь

Всем удачи!)

Показать полностью 1
93

Гибель линкора "Новороссийск" 29 октября 1955 г.

Гибель линкора "Новороссийск" 29 октября 1955 г. Корабль, ВМФ, Служба, Боевые корабли, Севастополь, Флот, Длиннопост
Гибель линкора "Новороссийск" 29 октября 1955 г. Корабль, ВМФ, Служба, Боевые корабли, Севастополь, Флот, Длиннопост

«Новороссийск» — советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР. До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare). Затонул на севастопольском рейде 29 октября 1955 года; в катастрофе погибло 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры.

Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на бочке № 3 в районе Морского госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Швартовка прошла нештатно — старпом, капитан 2-го ранга Г. А. Хуршудов, замещавший находившегося в отпуске командира корабля, проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа, включая временно исполняющего обязанности командира, убыла на берег. Старшим офицером остался помощник командира корабля З. Г. Сербулов.

29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000—1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².


Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.

В катастрофе погибли 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь 9 человек (семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.


Летом 1956 года экспедиция подводных работ особого назначения ЭОН-35 приступила к подъёму линкора методом продувания. При продувке одновременно использовались 24 компрессора общей производительностью 120—150 м³ свободного воздуха в минуту. Подготовительные работы завершились в апреле 1957 года, и с 30 апреля начали предварительную продувку. Генеральную продувку начали 4 мая, и в тот же день линкор всплыл кверху килем — сначала носовая оконечность, а потом корма. Днище поднялось над водой примерно на 4 м. При подъёме корабля на дне осталась третья башня главного калибра, которую пришлось поднимать отдельно. Многие за участие в спасательной операции получили награды и были отмечены почётными грамотами ЦК ВЛКСМ.


14 (по другим данным, 28) мая корабль отбуксировали в Казачью бухту (куда был пробит соответствующий фарватер) и перевернули. В дальнейшем корабль был разобран на металл и передан на завод «Запорожсталь». Стволы 320-мм орудий до 1971 года лежали напротив Морского училища.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: