28

Как 22 бойца Красной Армии захватили форт и 550 пленных

Как 22 бойца Красной Армии захватили форт и 550 пленных Исаев, Великая Отечественная война, История, Видео

В полночь 14 февраля 1945 штурмовая группа Красной Армии, состоящая из 22 бойцов, скрытно выдвинулась к форту №4 "Hake", что в городе Познань. Форты, подобные этому, кольцом окружали город и мешали продвижению наших войск к центру.

Наши бойцы подошли к центральному входу форта и внезапной атакой застали находящихся там немцев врасплох. Уничтожили часовых, два пулёметных гнезда, пушку 75 мм и уже в 2-30 ворвались непосредственно в форт. Там начались, как это называется в известном кино, "агрессивные переговоры", которые продолжались до 7-30. Судя по дальнейшим событиям, "переговоры"оказались успешными и немцы стали сдаваться. Форт капитулировал и в плену оказались 550 немецких солдат и еще 229 раненных, которые там находились. Так небольшая группа бойцов смогла захватить серьёзный узел обороны и обеспечить продвижения наших войск вглуб города.

Но на этом история не закончилась. Часть пленных были направлены в соседний форт №4 А "Waldersee II" с предложением капитулировать. Наверно, рассказы об умении наших вести переговоры показались убедительными и гарнизон тоже сдался.

Так научились воевать наши и вот о чём надо фильмы снимать.

Ролик историка Исаева, где он рассказывает об этих случаях.

Найдены возможные дубликаты

0

А где посты про то как Красная Армия писдюлей нашим буржуям и "их благородиям" вломила в гражданскую?

-1

Но мы снимем всё равно про 28 Панфиловцев! И херня это, что миф опровергнут Главной военной прокуратурой СССР, а двое героев посмертно служили потом немцам! Главное, что миф геройский и все погибли. А тут что? Все живы остались, да ещё с немцами договорились. Не по нашему это)))

Похожие посты
116

На пути к СУ-76

Автор: Юрий Пашолок.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

До начала Великой Отечественной войны приоритетной базой для создания лёгкой самоходной артиллерийской установки (САУ) в СССР считался танк Т-50. Впрочем, на совещании 9 июня 1941 года, на котором рассматривались проекты создания лёгких САУ, возникло предложение создать и шасси на базе разведывательного танка-амфибии Т-40. Идею быстро забросили, а уже через пару недель, после нападения Германии на Советский Союз, военным стало и не до САУ на базе Т-50. Совершенно неожиданно первой лёгкой советской САУ военного периода оказалась ЗИС-30 на шасси артиллерийского тягача «Комсомолец». Но из-за сворачивания производства тягачей идея САУ на основе агрегатов Т-40 поздней осенью 1941 года была извлечена из нафталина. В результате появилось небольшое семейство опытных машин, таких, как зенитная самоходная установка СУ-31 и самоходная артиллерийская установка СУ-32.


Универсальное шасси


Первоначальные планы советского военного руководства на выпуск трёх тысяч ЗИС-30 были разрушены жестокой действительностью. Уже с августа 1941 года «Комсомолец» с производства снимался, так что САУ на его базе оставалась без шасси. По этой причине план был скорректирован в сторону уменьшения всего до 100 машин.


Но это было только начало проблем со средствами механизации для советской артиллерии. В сентябре 1941 года завод №183 эвакуировали в Нижний Тагил, одновременно прекратилось производство тяжёлых тягачей «Ворошиловец». Осенью 1941 года в Челябинске перестали выпускать трактор С-65 и артиллерийский тягач С-2. Причиной тому стало наращивание выпуска тяжёлых танков КВ-1. Наконец, в Сталинграде всерьёз задумались о снятии с производства артиллерийских тягачей СТЗ-5. Причина оказалась та же — увеличение выпуска танков, на сей раз Т-34. Производство СТЗ-5 все же сохранилось, но в минимальном объёме. Главное артиллерийское управление Красной армии (ГАУ КА) в ноябре 1941 года оказалась перед крайне неприятной перспективой совсем лишиться механической тяги.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

Эскизный проект «Шасси 31», май 1942 года. Построенная в металле машина имела очень похожую компоновку


Наиболее логичным решением этой проблемы на тот момент выглядела разработка самоходных установок. Ничего нового в ГАУ не придумали, решив возродить довоенные планы по самоходной артиллерии. Правда, с целой массой оговорок, особенно в том, что касалось лёгких САУ.


Из-за отсутствия иных альтернатив было решено вернуться к идее шасси на базе танка Т-40. Правда, к ноябрю 1941 года ни Т-40, ни Т-30, который сменил его в серии, уже не производились. Новой базой стал танк Т-60, который по многим агрегатам, впрочем, был всё тем же Т-40/Т-30. Такое шасси для САУ было включено в тематический план работ на 1942 год. Тему курировал С. А. Гинзбург.


29 января 1942 года был разработан проект тактико-технических требований на эскизный проект универсального самоходного шасси на базе агрегатов Т-60:

«1. Универсальное шасси создаётся, в основном, из агрегатов, деталей и узлов танка Т-60 для использования его для ниже перечисленных установок:

а) Штурмовое 76 мм орудие поддержки мотомеханизированных войск на базе пушки УСВ или ЗИС-5.

б) Самоходная установка зенитной 37 мм пушки обр. 1939 г.

в) Танк с башенной установкой 37 мм зенитной пушки по типу группы т. Савина.

г) Лёгкий танк с бронированием до 45 мм со спаренной установкой 45 мм пушек и пулемётов в башне.

д) Бронированный транспортёр для пехоты и боеприпасов и прочих специальных целей.

2. Максимальная скорость движения для проектируемого шасси устанавливается 45 км/ч по передаточным числам. Для отдельных вариантов максимальная скорость может быть понижена за счёт соответствующего изменения передаточного числа трансмиссии.


3. В связи с тем, что все вышеперечисленные конструкции будут тяжелее Т-60, имеющего достаточно напряжённый баланс мощности в отсутствие более мощных двигателей, в качестве обязательного варианта должны быть проработана компоновка, согласно прилагаемой схемы с передними, по бортам расположенными двумя двигателями ГАЗ-202, расположением водителя между двигателями и боевым отделением в кормовой части. Каждый из двигателей работает через коробку передач, кардан — самостоятельную главную передачу — бортовой фрикцион — бортовую передачу на ведущую звёздочку. Главные передачи блокируются валом с зубчатой или эластичной муфтой. Последняя должна быть специально разработана (как вариант) с расчётом поглощения могущих возникать при переключении передач ударов. Управление газом и переключением передач — спаренное. Подвеска Т-60 с увеличенным до 5 пар числом несущих колёс.


4. Основное бронирование должно быть выполнено равным бронированию Т-60, утверждённому на 1942 г. Кроме того, должен быть представлен расчёт характеристик шасси для разных видов его использования с более тяжёлым бронированием (37–40–45 мм) основных вертикальных листов.


5. Для самозащиты на близких дистанциях экипаж должен быть вооружён автоматом ППШ или ППД и гранатами из расчёта 700 штук патронов на автомат и 5 гранат на человека.


6. Платформа должна иметь запас хода по горючему 200–250 километров».

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

Таким был первоначальный концепт «Шасси 32» в варианте 76-мм САУ


Как можно заметить из предложенных требований, на выходе планировалось получить не только самоходные установки, но ещё и лёгкий танк. Таким образом Гинзбург предполагал создать замену Т-60, который, к слову, за месяц до того «съел» его детище — Т-50. Но как раз в конце января КБ ГАЗ им. Молотова под руководством Н. А. Астрова вышло на финишную прямую в проектировании лёгкого танка ГАЗ-70, позже превратившегося в Т-70. К 14 февраля создание опытного образца этого танка уже закончили, так что Гинзбург немного опоздал. Между тем, к требованиям по созданию 76-мм САУ набралось немало вопросов:

«1. Орудие предназначается для совместных действий с мотомехчастями против танков, ДЗОТов, укреплённых точек в населённых пунктах, а также против живой силы противника (стрельба шрапнелью).


2. Вес машины в походном положении 7,5–8 тонн, спец. прицепки 3,5–4 тонны.


3. Система имеет противопульную и противоосколочную защиту расчета со лба и частично с боков. Экипаж, двигатель, топливные баки и боекомплект бронируется аналогично Т-60.

4. Возимый боекомплект не менее 20 штук унитарных патронов. Основой боекомплект должен транспортироваться на прицепке к Т-60.


5. Система должна иметь как минимум горизонтальный обстрел +/−7 градусов (желательно возможно больший), вертикальный обстрел от –5 до +30 градусов.


6. Конструкция системы должны обеспечивать возможность ведения огня без специальных упоров (сошников).


7. Команда (вместе с водителем) 4–5 человек».

Что заявленная боевая масса, что боекомплект вызывают некоторое недоумение. Однозначно можно говорить о том, что с таким набором тактико-технических требований нормальную самоходную установку спроектировать было невозможно. Увеличение числа опорных катков до пяти на борт, конечно, подразумевало увеличение длины корпуса, но, как показали дальнейшие работы, этого оказалось недостаточно.


Тем не менее первый шаг к созданию новой лёгкой САУ был сделан.


На площадке завода №37


Примерно в то же самое время, когда шла работа по составлению требований к шасси для лёгкой САУ, в Свердловске разворачивалось производство танка Т-60. Эвакуированный из Москвы завод №37 первое время продолжал выпускать из задела Т-30, приступив к выпуску собственно Т-60 только в феврале 1942 года. А уже 9 марта 1942 года вышло постановление ГКО №1417 «Об организации производства танков Т-70 на заводах № 37 и 38 Наркомтанкопрома». С таким трудом налаженное производство Т-60 следовало перестраивать под новый танк.


Заводское руководство по вполне понятным причинам вступило с ГАБТУ КА в жёсткую полемику. На сторону завода встал С. А. Гинзбург, прекрасно понимавший состояние дел на заводе. 12 апреля 1942 года было подписано Постановление ГКО №1581 «О выпуске танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Завод №37 получил отсрочку для организации производства Т-70 до августа.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

СУ-32 на заводском дворе, июль 1942 года


Между тем в феврале и марте 1942 года вовсю шли консультации и уточнения по тактико-техническим требованиям, предъявляемым к лёгкому шасси для САУ. Собственно говоря, именно здесь интересы Гинзбурга и руководства завода №37 совпали. Завод хотел сохранить производство Т-60. Гинзбург же получал площадку для реализации собственных разработок, которую он потерял после эвакуации завода №174 из Ленинграда и прекращения выпуска Т-50.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

Орудие при максимальном угле возвышения


Первоначально, впрочем, позиции новых союзников были не особо крепкими. 15 апреля состоялся пленум Арткома ГАУ КА, который был посвящён развитию самоходной артиллерии. Фактически это совещание стало отправной точкой к практическим работам по советским САУ.

Разумеется, речь шла и про лёгкие самоходы, что было отмечено в протоколе пленума:

«1. Подтвердить правильность требований Артиллерийского Комитета ГАУ Красной Армии о необходимости иметь в системе вооружения Красной Армии следующие типы пушечных самоходных установок:

Самоходные орудия истребления ДОТов;

Самоходные орудия истребления танков;

Штурмовые самоходные орудия поддержки моторизованной пехоты;

Самоходные зенитные установки сопровождения танковых и моторизованных войск.

2. Считать необходимым дополнить систему вооружения Красной Армии типом гаубичной самоходной установки для борьбы с ДЗОТами и со скоплениями живой силы противника.


3. Считать необходимым выдать заводам задание на изготовление следующих образцов самоходных установок:

а) 76 мм дивизионная пушка УСВ или ЗИС-3 на универсальном шасси из агрегатов танка Т-70. Работу поручить заводу №37 (НКТП) с привлечением завода №92 (НКВ)».

Поскольку Т-70 уже был принят на вооружение, лёгкий танк из списка проектируемых машин исчез. Из-за отсутствия острой необходимости из перечня пропал и транспортёр боеприпасов, а с зенитным танком в это время разворачивалась отдельная драма. Что же касается использования Т-70 в качестве базы для универсального шасси, то требования ГАУ КА были интерпретированы весьма оригинальным способом.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

В отличие от Т-70, механик-водитель СУ-32 располагался справа по ходу движения.


Не отказываясь от навязанной базы, КБ завода №37 стало проектировать сразу два варианта шасси. Формально главным конструктором при этом выступал Н. А. Попов, но в эскизных наработках и переписке значится другой человек — Г. С. Суренян. Тот самый Суренян, который в августе 1941 года предлагал строить на базе Т-40 противотанковые самоходные установки ШИТ (штурмовик-истребитель танков).


Надо сказать, что Суренян, судя по его активности, в коллективе завода №37 был одним из основных идеологов создания самоходных установок. И здесь трудно с ним не согласиться: Т-60 в качестве вооружения имел 20-мм автоматическую пушку, а Т-70 — 45-мм пушку. Оба орудия к 1942 году явно устарели для использования в качестве основного вооружения танков, что очень сильно снижало эффективность машин на поле боя. Выпуск вместо них САУ с тем же бронированием, но при этом оснащённых куда более мощным вооружением, выглядел вполне здравой идеей. Правильность этого мнения подтверждает и дальнейшее развитие событий: к осени 1943 года вместо лёгких танков заводы начали выпуск СУ-76.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

Для упрощения работы расчёта боевого отделения сзади были предусмотрены подножки


Работы по теме лёгких САУ официально были начаты КБ завода №37 в середине апреля 1942 года. К двадцатым числам мая удалось подготовить расчёты и эскизные наработки. Одновременно разрабатывались и штурмовые САУ, и ЗСУ, причём в двух вариантах: с 37-мм пушкой 61-К и 25-мм зенитной пушкой 72-К. По понятным причинам приоритет был отдан варианту на базе Т-60. Он получил обозначение «шасси 31», или «объект 31». Старшим инженером проекта был инженер-конструктор отдела 030 К. Е. Истомин.


«Объект 31» во многом соответствовал тактико-техническим требованиям на универсальное шасси, разработанным в январе 1942 года. В качестве силовой установки применялись расположенные параллельно двигатели ГАЗ-202, система охлаждения, коробки передач и главные передачи брались с Т-60. Система управления позволяла машине в случае необходимости двигаться на одном работающем двигателе. Коробки передач для переключения соединялись общим удлинённым рычагом. Ходовая часть бралась с Т-60, при этом длина торсионных валов увеличивалась с 1718 до 2225 мм, а число опорных катков — с 4 до 6 на каждый борт.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

Боевое отделение СУ-32. Нельзя сказать, что тут очень просторно, — более поздние машины имели увеличенный объём боевого отделения


Согласно проекту, «шасси 31» предусматривалось для установки на нём 25-мм зенитного автомата 72-К обр.1940 г, 37-мм зенитного автомата 61-К обр.1939 г.; также предусматривалась возможность установки 76-мм пушки ЗИС-3 обр.1942 г. Во всех вариантах предусматривалась дополнительное оборонительное вооружение в виде пулемёта ДТ. Толщина брони зенитного варианта составляла 10 мм по периметру, в варианте штурмового орудия — 30 мм в лобовой части и 15 мм с бортов и кормы. ЗСУ с 25-мм пушкой имела индекс БГС-1, ЗСУ с 37-мм пушкой называлась БГС-2, а штурмовая САУ — БГС-3, их боевая масса оценивалась в 9500 кг, 9700 кг и 9900 кг соответственно.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

К августу 1942 года СУ-32 получила трёхцветный камуфляж


Второй проект, получивший обозначение «шасси 32» или «объект 32», представлял собой универсальное шасси, спроектированное на базе агрегатов Т-70. Работами по этой машине руководил инженер-конструктор отдела 030 Н. Н. Ефимов. Согласно проекту, в качестве силовой установки здесь применялся двигатель ГАЗ-203, коробка, система охлаждения и бортовые передачи брались с Т-70. Ходовая часть также «заимствовалась» у Т-70, но ввиду того, что эту машину на заводе ещё так и не освоили, на опытном образце предполагалось использовать базу Т-60 с удлинёнными торсионными валами.


В отличие от «шасси 31», на «объекте 32» предполагалось использовать 76-мм танковую пушку ЗИС-5. Штурмовой вариант «шасси 32» являлся приоритетным. Также на его базе проектировались ЗСУ с установкой 25-мм зенитного автомата 72-К обр.1940 г или 37-мм зенитного автомата 61-К обр.1939 г. Как и в случае с «объектом 31», здесь предусматривалось оборонительное вооружение в виде пулемёта ДТ. Толщина лобовой брони штурмового варианта была больше, чем у «шасси 31» — 35 мм. ЗСУ получила индекс БГС-4, а штурмовая версия — БГС-5. Их боевая масса оценивалась, соответственно, в 8700 и 10 500 кг.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

СУ-32 стала отправной точкой для проектирования более поздних советских лёгких САУ


22 мая 1942 года на заводе №37 состоялось техническое совещание, на котором были рассмотрены оба шасси. Занятный факт: ориентировалось заводское КБ на тактико-технические требования января 1942 года. В ходе обсуждения были внесены уточнения в требования, поскольку спроектированные машины в них не вписывались. Одновременно была составлена программа испытаний для «Шасси 31» и «Шасси 32».


Приоритет был отдан варианту на агрегатах Т-60, причём в варианте ЗСУ. Не исключено, что это было связано с неопределённостью в выборе орудия для САУ. Использование массово производящейся ЗИС-3, конечно, выглядело логичнее, зато ЗИС-5 получилась компактнее, а главное, эта пушка выпускалась в Свердловске.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

СУ-31 в ходе демонстрации, август 1942 года. Машина уже имеет трёхцветный камуфляж


Непосредственно завод №37 работал над шасси, а их коллеги из КБ УЗТМ имели прямое отношение к разработке вооружения для самоходных установок. Установку ЗИС-5 для БГС-5 разработали под индексом У-31, а орудийную часть ЗСУ БГС-2 — под индексом У-32. Работы велись под руководством Л.И. Горлицкого, ведущими инженерами были К. Н. Ильин и А. Н. Шляков. Машина, получившая обозначение СУ-31, оказалась результатом взаимного интереса сразу трёх сторон: Гинзбурга как главного идеолога её создания, завода №37 как изготовителя шасси и УЗТМ — как разработчика орудийной части.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

По вполне понятным причинам различных элементов от Т-60 в конструкции СУ-31 было куда больше


Опытный образец СУ-31 был изготовлен в июне 1942 года. Тогда же состоялись и первые испытательные пробеги. Между тем идея использования 76-мм танковой пушки ЗИС-5 понимания не нашла. По этой причине проект БГС-5, по которому первоначально проектировалась САУ СУ-32, претерпел существенные метаморфозы. А надежды завода №37 на то, что более быстро изготовленная ЗСУ СУ-31 окажется по этой причине в приоритете, не оправдались. Более того, 3 июля 1942 года вышло постановление ГКО № 1958сс «О производстве танков Т-34 и Т-70», по которому выпуск Т-60 на заводе №37 прекращался. Смысл в использовании агрегатной базы Т-60 исчез. Тем не менее от запланированных испытаний самоходов никто не отказывался.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

Максимальный угол возвышения орудия


СУ-32 изготовили в июле 1942. Как и СУ-31, построили её из неброневой стали толщиной 15 мм по периметру. Ходовую часть взяли от Т-70, как и люк механика-водителя. Серьёзно была переработана рубка, которая стала более просторной, что позволило увеличить боекомплект установки до 60 выстрелов. Как и в проектном образце, рубку сделали открытой сверху, однако площадь открытого сзади проёма сократили за счёт добавления кормовых бронелистов. Для удобства попадания внутрь САУ на кормовых листах рубки установили скобы, также имелись две подножки.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

Боевое отделение СУ-31. Позднее аналогичное по конструкции боевое отделение проектировалось и для других советских лёгких ЗСУ


В качестве вооружения использовалась 76-мм пушка ЗИС-3 на тумбе. Система устанавливалась вместе с элементами лафета и фрагментами станин, из-за чего занимала внутри боевого отделения больше места. Зато использовалась менее дефицитная пушка с минимумом переделок. Для прикрытия механизмов отката пушка получила бронировку сварной конструкции. Справа от пушки располагался курсовой пулемёт ДТ в шаровой установке, аналогичной использовавшейся на КВ-1.


Задел на будущее


К официальной программе ходовых испытаний СУ-31 и СУ-32 на полигоне Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигоне) в Кубинке приступили 21 августа. Ещё раньше, 18 августа, прошли демонстрационные стрельбы на Софринском артиллерийском полигоне. Всего с 21 августа по 3 сентября СУ-31 и СУ-32 прошли 630 и 524 километра соответственно. Было произведено 490 выстрелов из 61-К и 205 выстрелов из ЗИС-3.

Для соответствия весовым характеристикам СУ-32 на испытаниях догрузили до боевой массы с проектной толщиной брони. В ходе испытаний у обеих самоходок наблюдались частые разрывы гусеничных лент. Решить эту проблему предполагалось модернизацией ходовой части по типу Т-70Б, название это условное, поскольку в документах Т-70 с усиленной ходовой частью так не называется. Также ходовые испытания выявили серьёзные проблемы системы охлаждения двигателя СУ-32, на СУ-31 подобного не наблюдалось. Отмечалось неудобное размещение боекомплекта, в результате чего скорострельность (по сравнению со штатной ЗИС-3) оказалась снижена. На угле возвышения 25 градусов орудийный щит закрывал обзор панорамы, в результате прицеливание становилось невозможным. Кроме того, установка бронекожуха увеличила усилия на маховики механизма наведения.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

СУ-31 в ходе испытаний на проходимость, проводившихся в конце сентября 1942 года


По результатам сравнительных испытаний был сделан следующий вывод:

«Испытания пробегом показали, что машина (СУ-32) имеет кроме слабых тормозов и траков следующие дефекты:

а) Перегрев двигателя.

б) Слабое крепление коробки перемены передач.

в) Наличие указанных дефектов не даёт возможности рекомендовать шасси со спаренной установкой двигателя для принятия на вооружение Красной Армии.


Учитывая, что компоновка 76 мм пушки на самоходной установке в основном работает удовлетворительно, комиссия считает целесообразным одновременно с выпуском опытной серии 37 мм зенитных самоходных установок, выпустить для проведения испытаний в частях действующей Красной Армии опытной серии в количестве 6–10 штук 76 мм штурмовых самоходных установок на шасси с параллельным расположением двигателей, рекомендованном для 37 мм зенитной самоходной установки».

Продолжения работ по теме СУ-31 и СУ-32 на заводе №37 не последовало. Ещё 27 июля вышло постановление ГКО №2120, по нему завод №37 становился филиалом Уралмаша и приступал к освоению производства танка Т-34, а все наработки по теме лёгких САУ передавались на завод №38. Общее руководство работами сохранилось за Гинзбургом.

На пути к СУ-76 Cat_cat, История, Великая Отечественная война, Техника, Военная техника, Война, Длиннопост

По проходимости СУ-31 оказалась ничуть не хуже, чем Т-70


На этом испытания СУ-32 прекратились, а вот с СУ-31 ситуация оказалась несколько иной. Дело в том, что схему с параллельным расположением двигателей Гинзбург считал более правильной. Как показали испытания, грелись эти двигатели меньше. То, что при этом у машины было две коробки передач, которые приходилось переключать при помощи здоровенного рычага, конструктора не смущало. В итоге именно такую схему было решено использовать на перспективной САУ завода №38.


Кроме того, 28–29 сентября 1942 года на НИИБТ Полигоне были проведены сравнительные испытания на проходимость СУ-31 и Т-70. В качестве места для их проведения выбрали заболоченную местность. Испытания показали, что проходимость у машин примерно одинаковая. Концепцию СУ-31 окончательно утвердили как основную. Вряд ли тогда Семён Александрович Гинзбург мог подозревать, что это станет самой большой ошибкой в его жизни.


Оригинал: https://warspot.ru/8037-na-puti-k-su-76

ВКонтакте: https://vk.com/wall-162479647_94748

Автор на Warspot: https://warspot.ru/users/12363-yuriy-pasholok

Автор ВКонтакте: https://vk.com/yuripasholok

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_267162923

Личный хештег автора в ВК - #Пашолок@сatx2, а это наш Архив публикаций за март 2020

Показать полностью 15
113

Он еще при жизни стал легендой. О яркой и короткой жизни Сергея Лазо

Он еще при жизни стал легендой. О яркой и короткой жизни Сергея Лазо Дальний Восток, История, Герои, Великая Отечественная война, Длиннопост

Фото © ТАСС


Пассионарий и партизан Сергей Лазо ещё при жизни стал фигурой легендарной. Ровно век назад, в апреле 1920 года, 26-летний революционер был схвачен японцами и вскоре казнён. Василий Авченко для DV вспоминает о яркой короткой жизни Лазо.


По долинам и по взгорьям


В 1918 году в Приморье после мятежа чехословацкого легиона Советы пали. Край оккупировали интервенты из Японии, Америки, Англии… Большевики ушли в подполье. К весне 1919 года партизанское движение, зародившееся в долине Сучана, приняло широкий размах. В сопки потянулись рабочие, матросы, шахтёры, студенты… Отряды стали объединяться. У партизан были своя печать, промышленность, пусть специфическая (отливка пуль, изготовление гранат), даже ЗАГСы и суды. Командующим всеми партизанскими силами Приморья был избран Сергей Лазо, бывший подпоручик царской армии. В июне 1919 года партизаны под его руководством вывели из строя Сучанский рудник и железную дорогу, чтобы лишить белый Владивосток угля.


«Американский гарнизон был разбит, железнодорожный путь разрушен, — вспоминала вдова Ольга Лазо. — Шахтёры взорвали подъёмники на узкоколейке, по которой доставлялся уголь, партизаны уничтожили шесть мостов, захватили винтовки, патроны, телефонную аппаратуру… Партизанские отряды действовали уже не разрозненно, а под единым командованием».

В качестве ответной меры белые и интервенты провели ряд карательных акций. Был схвачен и жестоко убит (закопан заживо) адъютант Лазо — Попов. Лазо бродил по тайге с походной канцелярией за плечами, опухший от болезни почек, и готовил зимние базы. Однако зимовать в сопках не пришлось: осенью Красная армия перешла Урал, взяла Сибирь… Колчаковцы нередко переходили на сторону красных. Лазо понял: наступает удачное время. Он возглавил подготовку восстания во Владивостоке.


Красный Дон Кихот


Кто же он, этот «партизанский генерал»? Уроженец Бессарабии, потомственный дворянин, Лазо учился в Петербургском технологическом институте, на физмате Московского университета. В 1916-м призван в армию, в чине прапорщика попал в Красноярск, в запасный полк.


Лазо, как писал он сам, не желал «судьбы городского обывателя, который чувствует себя неловко вне своей квартиры и привычного места службы», не хотел «превратиться в трусливое животное, готовое поступиться своими мыслями и вступить в сделки с совестью, лишь только ему угрожает опасность и лишения». Осознанно порвал с предназначенной ему судьбой: «Нужно было отказаться от всего, от всех благ, но и от всех зол того строя, в котором я вырос». В Красноярске Лазо сошёлся с политическими ссыльными, примкнул к левым эсерам, вёл антивоенную пропаганду… Занялся политикой — или она занялась им? После Февральской революции солдаты избрали Лазо командиром роты и в Красноярский Совет депутатов. Позже Лазо стал военным комендантом и начальником гарнизона Иркутска.

Он еще при жизни стал легендой. О яркой и короткой жизни Сергея Лазо Дальний Восток, История, Герои, Великая Отечественная война, Длиннопост

Лазо во время учёбы в Петербургском технологическом институте, 1914 год

Фото © ТАСС


Писатель Александр Фадеев, в юности партизанивший в Приморье под именем Булыга, вспоминал Лазо: «Лицо поразительной интеллектуальной красоты». Поэт Николай Асеев, живший в те времена во Владивостоке, запомнил Лазо «тонким, ловким и лёгким, как девушка». Партизанский командир Иосиф Певзнер (прототип Левинсона в фадеевском «Разгроме») отмечал «исключительную культурность» Лазо: способный математик, блестящий шахматист… Известен список книг, изучавшихся Лазо зимой 1918−1919 годов в подполье: Маркс, Энгельс, Ленин, Бокль, Шопенгауэр, Мах, Вольтер, Фихте, Клаузевиц, «Этика японцев», книги о судовых турбинах и двигателях внутреннего сгорания, Салтыков-Щедрин, Чернышевский, Короленко, Вересаев, Герцен, Лондон, высшая математика…


Когда высокий Лазо ехал верхом, стремена едва не касались земли, а сам он возвышался, как каланча. «Внешне он напоминал Дон-Кихота», — пишет Фадеев, но оговаривается: «Это совершенно не соответствовало внутреннему его облику». С другой стороны, у Дон Кихота и Лазо сходство было не только внешним: оба были идеалистами, романтиками. Как и революционер следующего поколения Че Гевара, в прощальном письме сказавший: «Я вновь чувствую своими пятками рёбра Росинанта…»


«Партизанские отряды занимали города…»


Успех восстания во Владивостоке во многом зависел от позиции офицерского училища, созданного на острове Русском при участии британского генерала Нокса. В советское время писали, что Лазо один отправился на Русский, обратился к курсантам с речью («За кого вы — русские люди, молодёжь русская… Вот за эту русскую землю, на которой я сейчас стою, мы умрём, но не отдадим её никому!») и убедил их держать нейтралитет. Однако реалистичность этого похода вызывает сомнения. В дневниках Лазо об этом не говорится. Историк Олег Стратиевский указывает: Лазо был загружен работой, почти не спал. Краевед Нелли Мизь: «Школа прапорщиков уже тогда была против выступления, её агитировать уже было не надо». Не говоря о том, что такой поход мог окончиться для самого Лазо фатально.

Он еще при жизни стал легендой. О яркой и короткой жизни Сергея Лазо Дальний Восток, История, Герои, Великая Отечественная война, Длиннопост

Сергей Лазо в рабочем кабинете

Фото © ТАСС


Переворот во Владивостоке произошёл 29−31 января. В город без выстрела вступили партизаны. Наместник Колчака генерал Розанов отбыл в Японию. Владивосток покинули интервенты — все, кроме японцев. Одни большевики настаивали на немедленном восстановлении Советов, другие предлагали подождать, учитывая «читинскую пробку» атамана Семёнова, стоявшего между Приморьем и Советской Россией. Сошлись на компромиссе: власть приняла Приморская областная земская управа во главе с эсером Медведевым. Но фактически все основные решения принимал Лазо как зампредседателя Военного совета и член Дальбюро ЦК РКП(б).


Наступило странное и тревожное затишье. Друг напротив друга стояли японские и красные гарнизоны.


Смерть героя


В качестве повода для «японского выступления» 1920 года был использован «инцидент Тряпицына». Прапорщик-орденоносец Первой мировой, Яков Тряпицын командовал партизанским отрядом. В советское время его не жаловали, да и теперь нередко пишут, что Тряпицын попросту уничтожил Николаевск-на-Амуре, вырезав жителей. С другой стороны, есть основания считать Тряпицына жертвой оговора, а «николаевский инцидент» — следствием провокации японцев. В феврале партизаны Тряпицына осадили Николаевск; в ответ на предложение перемирия японцы убили парламентёров Орлова и Сорокина. Партизаны открыли огонь по казармам, японцы пошли на переговоры и позволили партизанам войти в город, но 12 марта вероломно их атаковали. Тряпицын согласовал с Советами в Благовещенске вопрос об эвакуации пятитысячной армии и 15-тысячного населения, а сам город поджёг, чтобы помешать японцам создать базу в устье Амура. За превышение полномочий Тряпицына расстреляли летом того же года, причём линчевал его некто Андреев — белый офицер, перешедший к красным только в феврале и вскоре перебежавший к японцам…


Как бы то ни было, в ночь на 5 апреля японцы атаковали красные гарнизоны по всему Дальнему Востоку. «Выступление японцев являлось враждебной оккупацией Владивостока, сопровождавшейся бессмысленной, вызвавшей человеческие жертвы стрельбой на улицах», — писал генерал Грейвс, командующий американскими экспедиционными силами. Большевик Пётр Никифоров: «С Тигровой сопки и японских судов по городу ударили орудия, улицы простреливались из пулемётов». С особой жестокостью японцы взялись за корейцев. Ольга Лазо: «Окружили Корейскую слободку и буквально сжигали там людей». То же творилось в других городах; всего погибло до 7000 красных бойцов и мирных жителей. В Спасске-Приморском в бою с японцами был ранен Фадеев.


Во Владивостоке на улице Полтавской, ныне носящей имя Лазо, японцы схватили руководство Военного совета — самого Лазо, разведчика и востоковеда Алексея Луцкого, кузена Фадеева — Всеволода Сибирцева. По официальной советской версии, в мае арестантов доставили на станцию Муравьёв-Амурский (ныне Лазо), где белые из отряда Бочкарёва сожгли их в топке паровоза: Лазо — заживо, Луцкого и Сибирцева — расстреляв.

Он еще при жизни стал легендой. О яркой и короткой жизни Сергея Лазо Дальний Восток, История, Герои, Великая Отечественная война, Длиннопост

Паровоз Ел−629, в топке которого был сожжён Сергей Лазо, в 1972 году установлен как памятник на станции Уссурийск

Zimin.V.G./CC BY 1.0/Wikimedia Commos


В перестройку эту версию оспаривали. Один приморский краевед заявил: в топку «пролезет только кошка». Другой не понимал, зачем японцам понадобилось везти Лазо за сотни километров от Владивостока и сдавать бочкарёвцам… Однако в гибель Лазо в топке верится куда проще, чем в поход на Русский. Размер шуровочного отверстия топки паровоза Ел−629 — 350×550 мм, габариты колосниковой решётки — 2746×2191 мм, минимальная высота топки — 1645 мм. По словам преподавателя Приморского института железнодорожного транспорта Сергея Бойчуня, топка «специально сконструирована, чтобы в неё можно было залезть человеку. Это связано с технической необходимостью». Передача пленников бочкарёвцам тоже объяснима: японцы были связаны новым мирным соглашением, но отпускать Лазо не хотели — и покончили с ним чужими руками, вдали от Владивостока.


Советская власть окончательно установилась в Приморье только в октябре 1922 года.


Мученическая гибель Лазо стала фактом литературы: от «В паровозных топках сжигали нас японцы…» из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин» до Виктора Пелевина, описавшего в «Жёлтой стреле» коньяк «Лазо» с пылающей топкой на этикетке.


***

В середине 1920-х во Владивостоке демонтировали памятник адмиралу Завойко — организатору обороны Камчатки от англо-французской эскадры в 1854 году. В 1945 году по предложению первого секретаря Приморского крайкома ВКП(б) Николая Пегова на постамент водрузили фигуру Лазо. Интересно, что в 1941 году Пегов, готовя край к возможной войне с Японией, оборудовал в тайге партизанские базы на местах стоянок Лазо.

Он еще при жизни стал легендой. О яркой и короткой жизни Сергея Лазо Дальний Восток, История, Герои, Великая Отечественная война, Длиннопост

Памятник Сергею Лазо во Владивостоке

Фото © Сергей Метелица/ТАСС


Во Владивостоке спорят о том, не пора ли вернуть Завойко на место. Безусловно, адмирал заслуживает памятника и памяти. Но не хотелось бы, чтобы Лазо низвергали, как когда-то низвергли Завойко. По большому счёту, оба делали одно дело: защищали интересы России на Дальнем Востоке. Губернатор Приморья Олег Кожемяко уже дал понять: Лазо останется на месте, а для Завойко найдут другую достойную локацию.


…Тем более что у Лазо нет даже могилы. Он ушёл напрямую в небо — через паровозную трубу. А его родному селу, в советское время носившему имя Лазо, независимая Молдавия в 1991 году вернула название Пятра.


Источник DV.Land

Показать полностью 4
146

Ракетный КВ-1К

Привет!

Вчера мне посчастливилось найти и новые фотографии данного советского танка. Поэтому, держите пост.


Весной 1942 года стартовали работы по созданию модификации танка КВ-1, оснащённого ракетной системой КАРСТ-1 (короткая артиллерийская ракетная система танковая). Это были реактивные 132-мм снаряды М-13 (как на «Катюше»), устроенные в компактную систему.

Ракетный КВ-1К История, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, СССР, Бронетехника, Танки, Прототип, Кв-1, Длиннопост

Схема КВ-1К на основе КВ-1С.

Разработка машины КВ-1К, базировавшейся на КВ-1 модификации 1941 года со сварной башней, велась на опытном заводе №100 в Челябинске. Проект принадлежал инженеру-подполковнику (ещё и преподавателю ВАММ) Александрову, а курировал работы на месте товарищ Ермолаев.

Ракетный КВ-1К История, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, СССР, Бронетехника, Танки, Прототип, Кв-1, Длиннопост

Итак, модификация. Суть состояла в том, что четыре парные установки КАРСТ-1 размещались на надгусеничных полках танка. Передние имели возвышение в +3°, а задние +4°. Корпуса установок изготавливались из стальных листов толщиной 10-30 мм и имели направляющие для снарядов. Направляющие задних установок ложились на крышки корпусов передних. Экипаж оставался прежним и мог самостоятельно перезаряжать снаряды М-13. Масса машины возрастала примерно на полторы тонны, доходя до 49 оных.

Ракетный КВ-1К История, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, СССР, Бронетехника, Танки, Прототип, Кв-1, Длиннопост

Производить залп из КАРСТ-1 должен был механик-водитель, который получал для этого пульт управления. И управление сводилось только к пуску электрического залпа. Наводка осуществлялась только поворотом всего корпуса, а точность сводилась к "вон туда". Причём, вести огонь из задних установок можно было только при постановке башни по курсу, иначе, был риск попасть реактивным снарядом по ней же. Залпы велись 2, 4 или 8 снарядами разом. Дальность полёта снарядов М-13 на КВ-1К варьировалась между 0,6 и 0,8 км.

Ракетный КВ-1К История, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, СССР, Бронетехника, Танки, Прототип, Кв-1, Длиннопост

С 7 по 31 августа 1942 года танк КВ-1К усердно испытывался на полигоне в Чебаркуле. Танк гонял по говнам слабым грунтам, пускал 132-мм снаряды на ходу и с места, все сразу и по очереди. В итоге, испытания удовлетворили военных. Танк не утратил надёжности и боевой эффективности. Был сделан вывод, что оснащать установками КАРСТ-1 можно танки КВ-1С. И на этом проект забуксовал, танки КВ ракетами более не вооружали. Прототип КВ-1К, по разным данным, катали по 1944 год на различных испытаниях, а дальше он канул в Лету.

Ракетный КВ-1К История, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, СССР, Бронетехника, Танки, Прототип, Кв-1, Длиннопост

Все фотографии танка на испытаниях попали в интернет из Центрального Архива Министерства Обороны Российской Федерации (Подольск, МО), того самого ЦАМО РФ.

Показать полностью 4
77

Крылья Бурятии

Автор: Артём Наливайко.


Истории о первых бурятских лётчиках


Когда Колумб прибыл в Америку, а Эрнан Кортес принялся её завоёвывать — могли ли они предположить, что на месте древней столицы индейцев, Теночтитлана, однажды возникнет десятимиллионный мегаполис?


Так и Чингисхан в своих самых дерзких мечтаниях не смел помыслить о том, что его потомки не будут заселять всю Землю, а оторвавшись от её тверди, устремятся вверх, в синее небо к небесному отцу.


Базыр Башлеев. Инструктор.


Когда в начале 20-го века братья Райт в Китти Хоуке подняли в небо свой первый планер, мало кто мог представить, какое будущее ждёт авиацию. И тем-более никто не мог представить, что через каких-то 8 лет в улусе Алят района Усть-Орды Иркутской области родится человек, которому будет суждено стать первым бурятским лётчиком. Базыр Башлеев. Путь в небо был извилистым — в 1928-м году Базыр был отправлен в Тверскую Кавалерийскую школу, где обучался вместе с курсантами из Монголии. Они быстро нашли общий язык — в конце концов, он действительно у них был общий, бурят-монгольский!


Так и стал бы Базыр кавалеристом, если бы не вмешался случай. В 30-м году в Оренбургское лётное училище прибыли шестеро монгольских курсантов. Всё было хорошо до того момента, как выяснилось … что все шестеро не знают русского языка (!). От слова «совсем». Встал вопрос — отказаться от обучения представителей братского монгольского народа нельзя — Партия не оценит и может сделать организационные выводы. Быстро научить курсантов русскому — не получится. Научить инструкторов говорить по-монгольски … ну, то есть Партия, может сказать «НАДО», и ты не то, что по-монгольски заговоришь, а с антарктическим пингвином за жизнь беседовать начнёшь. Правда, с пингвинами в Оренбурге было сложно, и полиглотов из инструкторов как-то тоже не вышло.


Оставался последний вариант — найти среди военнослужащих переводчика, который хорошо говорил бы на обоих языках. Задача оказалась нетривиальной — но нет ничего, с чем не смогли бы справиться настоящие коммунисты! Так курсант Тверской Кавалерийской школы Базыр Васильевич Башлеев оказался в лётной школе имени Ворошилова, что в Оренбурге.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Базыр и монгольские курсанты


Поначалу молодой переводчик помог монгольским товарищам с книгами, плакатами, схемами. И всё было неплохо, пока не настало время первого самостоятельного полёта с инструктором. Оказалось, что монголы всё ещё не понимают русского языка, а на переводчика У-2, к сожалению, не рассчитан.


В лётной школе приняли единственно возможное решение. Учить монголов будет бурятский переводчик. Ну и что, что он сам не умеет летать? Научим! Так Базыр превратился в учлёта (или, переводя с советско-птичьего на русский, лётчика-курсанта) Оренбургского лётного училища. И научился, закончив курс в 1932-м году! А научившись сам — передавал знания монголам. Что самое смешное, Базыр, вероятно, был одним из самых молодых лётчиков — инструкторов в Союзе. Даже не просто своего времени, а за всю его историю.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Выпускники Оренбургского училища


За 12 лет службы в Оренбургской лётном училище, через него прошло полторы сотни курсантов из Монголии. Некоторые из них — будущий Герой Монголии Чоймболын Шагдарсурэн, Дамчаагийн Дэмбэрэл, прославились под Халхин-Голом. Он же учил первую монгольскую летчицу, Ичинхорлоо.


Курсанты летали на Р-1, Р-5, И-3.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Дамчаагийн Дэмбэрэл

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

C. Ичинхорлоо и маршал авиации Судец


Учениками были не только монголы, но и множество советских лётчиков. К 1940-му году Базыр, уже командир эскадрильи, налетал больше 50 000 часов.


И тут случилась война. Базыр продолжил заниматься тем, что умел лучше всего — летал и учил летать.


13 его учеников совершили воздушные тараны, 12 — повторили подвиг Гастелло. Многие получили высшую награду СССР в годы войны — стали Героями Советского Союза. На фронт сам Базыр попал в 1943-м году, с лета 44-го в качестве инспектора по технике пилотирования 197-й штурмовой авиадивизии 16-й воздушной армии. И летал сам, конечно. Много летал.


Тут надо понимать, что такое инспектор по технике пилотирования в то время. В теории — это человек, который определяет пригодность личного состава к выполнению того или иного полётного задания. Например, готовность летать в сложных метеоусловиях, ночью, и так далее. Фактически, в начале войны понятия «готовность» не существовало — уже к зиме 41-го большинство советских пилотов по довоенным меркам считались бы «непригодными» и требующими дальнейшего обучения. Так что задача инспектора по пилотированию сводилась к ещё одной важной вещи — работе с личным составом для того, чтобы этот самый недоученный личный состав избегал типовых ошибок и чуть чаще выживал при встрече с немецкими зенитками и разбивал вверенную матчасть методом капотирования при посадке.


Инспектора были разные — полка, дивизии, армии (воздушной армии, разумеется). Нередко после этой работы они уходили на командиров полка, а многие из лётчиков-инспекторов продолжили свою карьеру и после окончания войны, оставшись на действительной службе. В общем, Башлеев был хорошим лётчиком. Очень хорошим.


Он сам прошел от Украины до Германии, участвовал в штурмах немецких оборонительных укреплений в ходе Ковельской, Варшавской и Берлинской операций. На счету его дивизии — десятки немецких танков, орудий, сотни огневых позиций. Награжден орденами Ленина, двумя орденами Боевого Красного Знамени, Орденом Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды. После войны, его дивизию расформировали, и Базыр Васильевич был демобилизован. Но и «на гражданке» с авиацией уже не расстался. С 1946 по 1950 год он был начальником летной части аэроклуба в Ташкенте и Курске. А затем начальником аэроклуба в Перми. На пенсию он ушел в 1967 году – из Пермского обкома ДОСААФ.


Боевой путь:

Белорусская операция «Багратион» - с 7 июля 1944 года по 29 августа 1944 года.

Люблин-Брестская операция - с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года.

Белградская операция - с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года.

Висло-Одерская операция - с 12 января 1945 года по 3 февраля 1945 года.

Варшавско-Познанская операция - с 14 января 1945 года по 3 февраля 1945 года.

Восточно-Померанская операция - с 10 февраля 1945 года по 20 марта 1945 года.

Берлинская операция - с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

_________________________________________________________________________________


Логин Убеев. Битва за Уран.


Путь Базыра Башлеева к самолётам лежал через Тверь и Оренбург. Его соотечественнику Логину Убееву для этого не потребовалось ехать через пол-страны, но всё сложилось не менее интересно. В 1934-м году в Верхнеудинске, переименованном в Улан-Удэ, открыли первый аэроклуб. Находился он в одном из залов Дома Обороны, в здании бывшей синагоги. Для обучения лётному делу отобрали 32 человека, с хорошей физической подготовкой.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Будущий аэроклуб и Верхнеудинская синагога


Тут надо сказать одну вещь. Как ни странно, именно в СССР аэроклубы и само обучение управлению самолётом стали доступны действительно «народным массам» — в царской России это было прерогативой скорее выходцев из верхних слоёв общества. Хотя не случись революции — кто знает, как бы всё за 20 лет повернулось …


В общем, Логин Убеев стал курсантом. Теоретически, аэроклубы готовили кадры для лётных училищ. Предполагалось, что их выпускники будут иметь начальную подготовку. В предвоенные годы именно аэроклубы являлись основным источником пополнения военных школ курсантами. Только в 1938-1940 гг. они направили в летные вузы более 24 тыс. человек. При этом необходимое количество пилотов постоянно росло — аэроклубы просто не справлялись, и будущих лётчиков зачастую набирали из армии, как получилось с первым бурятским лётчиком, Базыром Башлеевым. А ещё выпускники аэроклубов представляли собой мобилизационный резерв на случай войны. Так и вышло, когда началась война.


Для любого молодого человека, и комсомольца (из которых курсантов и набирали) небо было настоящей мечтой. Для кого-то — пропуском «наверх», в ряды новой красной элиты. Шагом в карьере. Для кого-то — детской мечтой. Учеба требовала отличного здоровья и железных нервов.


И — хороших, здоровых мозгов. Учеба — это не только полёты. Это — навигация, механика, и много чего ещё.


Причем между аэроклубом и лётным училищем была большая разница — курсанты в Улан-Удэ учились «без отрыва от производства»! То есть как был Логин рабочим на хлебзаводе — так им и оставался. А после смены — летал. Через год такой вечерней учебы, из 32 курсантов осталось 19. Четверых выделили особо, и одним из них оказался Логин. Выпускников приветствовала и местная партийная элита, куда же без них. Увидеть среди выпускников бурята (остальные лётчики были или русскими, или потомками смешанных браков) для них было важно. Так Логин Убеев получил свой пропуск в элиту и должность инструктора.


На третий год существования аэроклуба, по случаю Дня Авиации, был большой парад. Выступали и лётчики — инструктора аэроклуба. Вместе с Логином Убеевым летал его однокашник из первого выпуска Василий Михалёв. Через три года он был призван в Красную Армию, закончил Ульяновское лётное училище. В 43-м году стал командиром эскадрильи, а в 44-м получил Золотую звезду Героя Советского Союза. Войну закончил знаменитым асом с 23 сбитыми немецкими самолётами.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Василий Павлович Михалёв и Пётр Тимофеевич Харитонов, уроженцы Верхнеудинска.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Вместе с ними, в первом выпуске, аэроклуб закончил и Пётр Харитонов, совершивший 28-го июня 41-го один из первых результативных воздушных таранов. Тоже Герой Советского Союза. Такой вот интересный выпуск получился.


Но для Логина в 37-м случилось другое важное событие. В Улан-Удинский аэроклуб пришла первая девушка, Дора Константинова, 18-летняя студентка пединститута.

Предвоенная мода на авиацию с массовым движением Осоавиахима, парашютными вышками на стадионах, аэроклубами не обошла и Бурят-Монголию. А когда выяснилось, что заниматься там нужно без отрыва от производства, а потом самим искать себе работу, многие сами ушли из него. В итоге из моего набора в аэроклубе осталась одна я — рассказывала Данара Николаевна Константинова. — многие не прошли медкомиссию или не сдали экзамен, Аэроклуб только создавался.

Там же, на аэродроме, в 39-м году, она познакомилась и с будущим мужем. Логином Убеевым. Дальше — замужество, четверо детей.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Логин и Дора, 1960 год.


Логин к тому моменту был достаточно известен — один из первых бурятов-лётчиков, закончивший читинское лётное училище, прошедший Халхин-Гол. А потом была война.


Логин рвался на фронт, но остался на востоке Союза. Сначала как лётчик инструктор, потом как командир звена разведчиков, летавших над оккупированными японцами территориями …


А потом — как личный пилот командующего 17-й общевойсковой армии генерал-лейтенанта Данилова. В любую погоду. В любое время суток. Без радиосвязи и метеоразведки, вдали от цивилизации и подготовленных аэродромов. Случись что — рассчитывать можно только на себя. Летал на разведку, доставлял грузы, возил людей — очень важных в тот момент людей. Война с Японией закончилась в сентябре 45-го. Полёты продолжались — теперь уже не только над Монголией, но по всему Китаю. В те города, которые заняла Красная армия, и в те, где ещё были японцы, Логин возил советские делегации. Когда война закончилась, его колоссальный опыт полётов в сложнейших условиях позволял ему стать пилотом гражданского воздушного флота, но выбрал другой путь.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Фрагмент лётной книжки Логина Убеева, 1945 год.


В 48-м году Логин поступает на службу в Восточно-Сибирское геологоуправление. А СССР вступает в новую войну — на этот раз холодную. За три года до того американцы сбросили на Японию две атомные бомбы. Теперь новый противник американцев — СССР. В Союзе великолепно представляют возможности Запада по производству нового оружия, и многие считают, что теперь есть только один способ не повторить судьбу японцев — получить собственную бомбу. И не одну. А для этого нужен уран, много урана.


В 42-м году, когда советский атомный проект только начался, количество металлического урана было мизерным. Урановые руды в шахтах Центральной Азии были очень низкой концентрации, и общее количество урана было куда меньше той сотни метрических тонн, которые были нужны Игорю Курчатову для запуска первого реактора.


И было совершенно непонятно, где его взять.


Да и не до того было в годы войны, когда само выживание СССР было под вопросом. Обратились к американцам — те поставили 10 килограмм урана и несколько сотен — урановой окиси. В 44-м году советские лаборатории сумели произвести первый килограмм собственного урана. В 45-м добавились «немецкие поставки» — общее количество металлического урана в стране начала приближаться к 100 килограммам, едва достаточного для пуска первого реактора. К тому моменту, американцы уже получили бомбу. Союз в спешке искал новые месторождения — в Эстонии, Средней Азии, Болгарии. В спешке расконсервировали довоенный рудник в Богемии, на котором работали тысячи немецких военнопленных, а после их освобождения — советских заключенных.


25 декабря 1946 года в СССР осуществили первую цепную реакцию — на чешском и восточногерманском уране, горное оборудование для добычи которых собирали по всем оккупационным зонам. Доля «советского» урана была незначительна. А «несоветский» уран был в радиусе нескольких минут полёта американских самолётов.


Начиная с 1948 года был организован поиск месторождений урановых руд на территории СССР. Для работы с воздуха использовали самолёты (как правило, Ан-2) со специальным радиочувствительным оборудованием на борту. Приборы были несовершенны — для их сравнительно надежной работы, лететь надо было на высотах до 100 метров. Зачастую — в условиях гор, тумана, без радиосвязи и нормальной навигации. В чем-то это было страшнее и тяжелее, чем в войну. Лётчики регулярно разбивались — на их месте тут-же появлялись новые. Советский «урановый» проект курировал лично Берия, и поиск месторождений урана действительно был для СССР вопросом выживания.


В эпоху становления реактивной авиации, Логин облетел на Ан-2 почти весь Красноярский край, Чукотку, Бурятию, Иркутскую область. Возил первые команды геологов в Мирный, где нашли первые знаменитые алмазные трубки. Поднимался на перевал Мунку-Сардык к альпинистам. В его жизни не было безумных скоростей и гонки за высотой лётчиков реактивных самолётов. Там был пронизывающий холод Сибири и отсутствие права на ошибку. Умел сесть на любом пятачке, умел взлететь с любой полосы. Логин стал своего рода легендой для малой авиации Сибири.

Крылья Бурятии Cat_cat, История, СССР, Бурятия, Авиация, Летчики, Великая Отечественная война, Война, Длиннопост

Экспедиция на Чукотке. Убеев — второй справа.


После ухода на почетную пенсию, стал начальником Кыренского аэропорта в Тункинской долине. Там он и умер в 82-м, после долгих лет полётов. Не выдержало сердце.

______________________________________________


Кроме Базыра Башлеева и Логина Убеева, в Бурятии родилось множество талантливых лётчиков. Про Василия Михалёва и Петра Харитонова я уже писал. Борис Степанович Быстрых воевал с первых дней Великой Отечественной, погиб в 230-м боевое вылете в 43-м году под Вязьмой. Александр Михайлович Тюрюмин был лётчиком-испытателем ОКБ Илюшина, установил 43 мировых рекорда. Юрий Семёнович Быков, лётчик-испытатель Улан-Удинского авиационного завода, трагически погибший в 68-м году.

И многие другие.

_________________________________________


Источники:

Казаринов, Петр Степанович. «Крылатая юность»

http://sangharussia.ru/faces-of-buryatia/bashleev-bazyr-vasi...

https://news.sputnik.ru/obschestvo/2565179a6a509dc914e9df554...

http://asiarussia.ru/persons/19844/

https://ulan.mk.ru/articles/2016/01/13/letchik-login-ubeev-l...

История советского атомного проекта (40-е — 50-е годы): междунар. симп.; Дубна, 1996. Труды. Т. 2. — 1999

Подготовка летных кадров в 1939-1941 годах. Н.Федоренко, Военно-исторический журнал (1976 год).


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_74806

Автор: Артём Наливайко (@MrPaggot).

Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257581115

Личный хештег автора в ВК - #Наливайко@catx2, а это наш Архив публикаций за март 2020

Показать полностью 10
324

История фронтовика Иванова, который одним из первых вошел в бункер Гитлера

История фронтовика Иванова, который одним из первых вошел в бункер Гитлера Великая Отечественная война, История, Война, Фронтовик, Сталин, Потсдамская конференция, Длиннопост

Источник фото:  Личный архив семьи Ивановых


В охране дворца Цецилиенхоф, где проходила Потсдамская конференция, участвовал уроженец Якутии Василий Иванов. Также он стоял в почетном карауле во время Нюрнбергского процесса. Выходец из маленького села, которому врачи несколько раз отказывали в отправке добровольцем на фронт, прошел всю войну, был разведчиком и одним из первых, кто вошел в бункер Гитлера


Близкие Иванова не забыли своего предка: ставят спектакль по его книге и делают копию уникального мундира, в котором Иванов был очевидцем Потсдамской конференции и Нюрнбергского процесса, чтобы передать его краеведческому музею Якутска. Рассказываем историю солдата, в 17 лет ушедшего на фронт, почти не говоря по-русски, и ставшего разведчиком.


"Ушел добровольцем на фронт"


Василий Иванов родился в Чочунском наслеге (наслег — сельское поселение — прим. ТАСС) Вилюйского района в Якутии. После окончания семилетки решил поступить в культурно-просветительское училище в Якутске. Когда началась война, парню было 17 лет. Несколько раз он безуспешно пытался пойти добровольцем на фронт, но врачи отказывали: в детстве мальчик перенес серьезные заболевания, которые сказались на зрении и общем состоянии здоровья.

История фронтовика Иванова, который одним из первых вошел в бункер Гитлера Великая Отечественная война, История, Война, Фронтовик, Сталин, Потсдамская конференция, Длиннопост

Слева: культпросвет-школа в Якутске, 1940 год. Справа: Вилюйск, март, 1940 год

Источник фото: Личный архив семьи Ивановых


Но в июне 1942 года упорный юноша врачебную комиссию все же прошел.


"Дедушку не брали ни по возрасту, ни по состоянию здоровья, но он все равно ушел на фронт добровольцем, прибавив себе год. Его мать Матрена Семеновна очень сильно не хотела его отпускать. Но уходил он на фронт именно ради матери, чтобы ее защитить, потому что больше всего боялся, что фашисты придут и убьют ее", — рассказывает внучка героя Маргарита Попова.

К концу войны Василий Иванов прошел Сталинград, участвовал в освобождении оккупированной Украины и штурмовал Берлин. Воевал в Сталинграде в 68-й гвардейской армии, после ранения на Юго-Западном фронте был командиром отделения 127 пограничных войск МГБ, на Донском фронте в 1-й гвардейской армии 38-й гвардейской дивизии служил разведчиком. Войну окончил 11 мая 1945 года на реке Эльбе под Берлином.


Поверил в Бога


Много было случаев на войне у Иванова. Как потом он рассказывал — именно там он поверил в Бога.


"Была у него алюминиевая фляга, которую он всегда таскал с собой и держал возле сердца. И после войны она всегда была с ним, — вспоминает Маргарита. — Так вот, на ней явственно можно было увидеть три глубокие отметины. Именно столько раз пуля могла попасть ему в сердце..."

Происходили с юношей и мистические вещи. Один раз он вернулся с задания. Зайдя в землянку, от усталости сразу свалился спать. "И вот посреди ночи его будят. Женщина, неизвестно каким образом появившаяся, обращается к нему по-якутски и зовет его по имени. Все повторяет и повторяет, что нужно вставать. Дедушка все никак проснуться не мог, и женщина уже начала злиться, но все равно продолжала его будить", — говорит Маргарита Попова. В итоге Иванов все-таки проснулся и бросился из землянки. Через пару минут прямо в нее угодила бомба.

20 слов по-русски


Когда Василий уходил на войну, он знал всего 20 слов по-русски, но очень быстро выучил не только русский язык — стал разведчиком, брал в плен немцев. Внуки говорят, что дедушка был очень скромным и никогда не хвастался, поэтому для всех не считался из ряда вон выходящим тот факт, что он одним из первых вошел в бункер Гитлера и был единственным из всей Якутии участником Потсдамской конференции и Нюрнбергского процесса.


"С 30 апреля по 5 мая мы охраняли пешеходную дорожку и тайный бункер Гитлера, рейхсканцелярию, труп Геббельса во дворе Министерства иностранных дел, архивы вермахта, НСДАП и СС, личный штандарт фюрера", — пишет Василий Иванов в своей книге "Я вернусь...".

Как рассказывал сам ветеран, труп отравившегося ядом Геббельса с пеной изо рта наводил ужас. И на многочисленные вопросы — действительно ли мертв Гитлер? — он отвечал всегда утвердительно.


История в одном мундире


Китель Иванова был сшит специально для участия в почетном карауле. В нем якутский воин присутствовал на заключительном заседании Нюрнбергского процесса, в том же мундире он стоял в почетном карауле Потсдамской конференции.


"Я волновался настолько, что чуть автомат из рук не выронил", — вспоминает Иванов в своей книге "Я вернусь...".

Далее он описывает прошедшее мимо почетного караула правительство. "Проходя мимо нас, Сталин, который держал в одной руке головной убор, повернул к нам лицо и помахал свободной рукой. Я козырнул вождю привычным жестом". Эту церемонию Иванов называет самым главным событием, произошедшим во время его почетного караула.

История фронтовика Иванова, который одним из первых вошел в бункер Гитлера Великая Отечественная война, История, Война, Фронтовик, Сталин, Потсдамская конференция, Длиннопост

Потсдамская конференция, Потсдам, 1945 год

Источник фото: ТАСС


Позднее сослуживцы Иванова шутили, что нельзя мыть лицо, на которое смотрел Сталин.


Послевоенная жизнь


В 1948 году Иванов вернулся в Якутию. По пути домой он посетил много городов, но тем не менее упорно добирался до Вилюйска, где его возвращения дожидалась мать. В своих воспоминаниях Иванов пишет, что никогда не плакал навзрыд, а тут "слезы сами полились ручьем"...


Так началась его послевоенная жизнь. После контузии, полученной на войне, Иванову дали инвалидность второй группы и назначили пенсию в размере 600 рублей — большие деньги по тем временам. Но людям с такой инвалидностью работать было нельзя.

История фронтовика Иванова, который одним из первых вошел в бункер Гитлера Великая Отечественная война, История, Война, Фронтовик, Сталин, Потсдамская конференция, Длиннопост

Василий (в центре) с братьями Дмитрием и Михаилом

Источник фото: Личный архив семьи Ивановых


А Василий был полон энергии и работать очень хотел. Поэтому он добился перевода на третью группу инвалидности, которая допускала трудоустройство. Так он стал начальником эксплуатационной части вилюйской тюрьмы, затем был избран секретарем партийной организации МВД и КГБ. В 1959 году он переехал в город Мирный, где всю оставшуюся жизнь проработал в сфере охраны алмазов.


Василий Давыдович ушел из жизни 7 октября 2011 года. Его похоронили в Мирном. После себя он оставил семерых детей, 16 внуков, 14 правнуков. Василий Иванов — почетный гражданин города Мирный Мирнинского района, заслуженный работник народного хозяйства Якутской АССР. Награжден многочисленными медалями и грамотами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации за добросовестный труд.


Китель — селу


В 2000-е годы Иванов передал китель в дар своему родному селу Сыдыбыл в Вилюйском районе.


"Сама в Сыдыбыле не была, но знаю, что в сельском музее есть целый уголок, посвященный дедушке. Ведь он был оттуда родом, и его там до сих пор помнят и уважают", — рассказывает Маргарита Попова.

Китель впервые вывезли за пределы Вилюйского района в феврале 2020 года. В Якутске его внуки решили создать копию мундира и передать краеведческому музею.

История фронтовика Иванова, который одним из первых вошел в бункер Гитлера Великая Отечественная война, История, Война, Фронтовик, Сталин, Потсдамская конференция, Длиннопост

Тот самый парадный мундир Василия Иванова

Источник фото:  Юлия Бочкарева/ТАСС


"Сейчас мы подыскиваем материал для шитья копии. Оказалось, что это сложная задача. Материал оказался настолько уникальным, что подходящий найти не так просто. Швея, которая должна изготовить копию, сказала, что такого плотного и качественного материала еще не видела", — рассказывает Маргарита Попова.

Родственники намерены успеть к 9 Мая — сам ветеран всегда хотел, чтобы китель постоянно находился в родном селе.


Проект "Я вернусь…"


Родственники Василия Иванова собираются запустить и другой проект. Книга воспоминаний Иванова "Я вернусь…" вышла в свет в 2011 году. По этой книге будет написана пьеса для одного актера, а остальные участники постановки будут воссозданы с помощью проекций, голографических вставок, видеовставок, игры настроенной светотени, экранов.


Для создания атмосферы будет использована современная электронная музыка, которая сможет воссоздать звуки войны и вплести их в музыкальную структуру спектакля. Также проект планируют дополнить традиционной этномузыкой и национальными якутскими танцами. Создать спектакль семья намерена уже в 2020 году. Копия мундира тоже исполнит в нем свою роль.

История фронтовика Иванова, который одним из первых вошел в бункер Гитлера Великая Отечественная война, История, Война, Фронтовик, Сталин, Потсдамская конференция, Длиннопост

Василий Иванов

Источник фото:  Личный архив семьи Ивановых


Сейчас оригинал кителя выставлен в Государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера в Якутске.


Источник ТАСС

Показать полностью 5
45

Герои не из комиксов. Как немцы 5 месяцев ловили советских диверсантов

В английском каталоге спецслужб ХХ века советская ДРГ «Джек» признана одной из лучших за все столетие. Во время пятимесячного рейда бойцы погибали в перестрелках, подрывали себя гранатами, а те, кто выжил, продолжали выполнять задание.

Все не как в кино

Из фильмов мы знаем, что группа диверсантов глубинной разведки – спаянный боевой отряд, который перед заданием проходит серьезные тренировки. В реальности это не так. Один из переживших рейд разведчиков Геннадий Юшкевич вспоминал, что перед выходом они не знали даже имена друг друга. Подтверждается это и документально. ДРГ сформировали 25 июля 1944 года, а забросиили в немецкий тыл 27 июля 1944 года.

Одеты диверсанты были не в советскую или немецкую форму, а в гражданскую одежду. О том, что их забрасывают в Восточную Пруссию джековцы узнали только в самолете. Командиру отряда 27-летнему лейтенанту Павлу Крылаты с позывным «Джек» приказали собрать данные о дислокации войск противника, наличии оборонительных рубежей и готовности немцев к ведению химической войне.

Группа должна была стать «глазами» 3-го Белорусского фронта в предстоящем наступлении на Восточную Пруссию.  Для связи с «центром» в отряде были две рации и радистки – 23-летняя сержант Анна «Лебедь» Морозова и старшина Зинаида «Сойка» Бардышева, которой исполнилось 20 лет.

Всего в ДРГ числилось 10 бойцов. Старшему 29 лет, а младшему 16 лет. На вооружении числилось шесть автоматов ППШ и по два диска к ним, 9 пистолетов ТТ, ножи-финки, гранаты, мины, компасы, бинокли, карты местности за 1914 год. Продпаек состоял из 25 кг. муки, концентратов, тушенка, сало и три килограмма махорки.

Первая потеря

В ночь с 27 на 28 июля 1944 года ДРГ десантировалось в еловый лес рядом с поселком Ляукнен (Громово, Славского района). Первая потеря произошла через сутки. Джековцы переходили мост через речку Парве (Луговая). Диверсантов засекла охрана концлагеря Хохенбрух. Немцы выпустили несколько очередей наугад. Шальная пуля попала в сердце капитан Крылатых. «Джек» погиб на месте, а командование взял на себя 24-летний лейтенант Николай «Еж» Шпаков.

Немцы устроили облаву, но группа вышла из «коробочки», которая вот-вот должна была захлопнуться. Весь август и сентябрь они рыскали по прусским лесам и следили за железнодорожными перевозками на маршруте Кенигсберг (Калининград) — Тильзит (Советск). Информация о количестве вагонов с танками и солдатами три раза в день передавали в «центр». После каждого радиоконтакта бойцы меняли позицию.

«Так будет с каждым из вас»

Все это время они устраивали засады, брали «языков», выходили из окружений, отстреливались от наседающих «фрицев». От немецких овчарок их спали дожди, табак, которыми сбивали след и мины-ловушки. В последние дни августа джековцам сбросили дополнительные боеприпасы, провиант и теплые вещи. Ночью 10 сентября диверсанты услышали вдалеке свист звуковых ракет, которые использовались немцами для координации движения цепей, прочесывающих лес.

В смертельном бою погиб 29-летней разведчик Иосиф Зварика с позывным «Морж». В радиограмме Николай Шпаков докладывал, что из-за плотности цепей врага группа прорывалась из окружения мелкими группами. Утром 11 сентября нацисты засекли Зварика и хотели взять его живьем. «Морж» отстреливался и оттянул немцев на себя. В бою его убили. Позднее джековцы обнаружили истерзанный труп товарища. На его шею немцы повесили табличку с надписью: «Так будет с каждым из вас!»

Остатки группы продолжали выполнение задание. Благодаря радиосвязи джековцы наладили контакт с бойцами из диверсионных групп «Максим» и «Орион». Они несколько раз объединялись для нападения на немецкие объекты. 28 октября отряд «Джек» попал в очередную засаду. В перестрелке без вести пропал командир Шпаков. Выяснилось, что он получил ранение и застрелился.

В этот же день подвернул ногу переводчик группы 24-летний Наполеон Ридевский. Командование взял на себя красноармеец Иван «Крот» Мельников, которому было 24 года. Он разделил группу на две части. Мельников, две радистки, разведчики Иван Овчаров (26 лет) и Иван Целиков (22 года) шли на прорыв. В это время 16-летний Геннадий «Орел» Юшкевич должен был вынести раненого Ридевского.

«Не люди, а тени»

Юшкевич и Ридевский так и не смогли соединиться с основным отрядом. Их спасет семья немецкого антифашиста Августа Шиллята. До января 1945 года крестьяне укрывали советских диверсантов на своем хуторе Минхельвальде. Остальная часть ДРГ прорвались до Велау (поселок Знаменск). Ночью 1 октября им на парашюте скинули контейнер с продуктами, боеприпасами и приказ вести наблюдение и передавать данные о переброске немецких войск по шоссе Инстербург – Норденбург.

Ночью 11 ноября к джековцам присоединился новый командир – 22-летний лейтенант Анатолий «Гладиатор» Моржин, а 19 ноября погиб разведчик Иван Овчаров. Во время боя 29 ноября боец Иван Целиков оказался отрезан от джековцев и присоединился к группе «Максим». Воевал до февраля 1945 года и предположительно умер в 1999 году.

За месяцы рейдов и боев джековцы не разу не развели костра и пробегали за день по 20 километров. Моржин послал командованию радиограмму: «…это не люди, а тени. За последние недели они настолько изголодались, промерзли и продрогли в своей летней экипировке, что у них нет сил держать автоматы».

«Гладиатор» запросил разрешения прекратить операцию и прорываться в Польшу. «Центр» – разрешил. Бойцы пережили полтора десятка облав, а 27 декабря группа попала в засаду. Зинаида «Сойка» Бардышева получила ранение и застрелилась, Иван «Крот» Мельников погиб во время контратаки. Лейтенант Моржин в этом бою пропал без вести. По неподтвержденным данным, был взят в плен, после войны репрессирован СМЕРШем.

«Умерла хорошо»

Уйти от карателей удалось только Анне «Лебедь» Морозовой. Она сохранила рацию, и 30 декабря 1944 года передала в «центр» подробности последнего боя и предсмертные слова Зинаиды Бардышевой: «Передай маме. Сделала все, что смогла, умерла хорошо». Радистка Морозова погибла на следующий день. Оказавшись в окружении, она уничтожила шифры передатчика и подорвала себя гранатой.

Юшкевич и Ридевский дождались прихода Красной армии и попали в поле зрение СМЕРШа.  Ветеран живет в Минске и говорит, что не любит ходить на 9 мая в школу. Правда войны очень жестока, а врать детям он не хочет.

Мой телеграм-канал Мертвая голова.

Показать полностью
93

Копейкин, жги

Сержант Геннадий Копейкин, 1926 года рождения. При штурме города-крепости Познань в феврале 1945 года, этот настоящий герой сам поставил дымовую завесу с помощью дымовых шашек, подполз к рву, окружающему форт, по верёвке спустился в ров и подполз на 15 метров к амбразурам. Выжег гарнизон из огнемёта ( забыл сказать, что всё это он проделал с огромной бандурой огнемёта за спиной). После этого он перебрался через ров и так как огнесмесь у него еще была, остатками её сжёг гарнизон каземата.

Представлен к ордену Красного знамени за этот подвиг.

А теперь представьте, каково это ползти с канистрой огнесмеси за спиной, когда любая пуля или осколок сделает из тебя факел. Да и враги всегда к огнемётчикам относились очень нехорошо.

Вот такой смысл имел когда-то глагол "жги"

К сожалению, фото героя я не нашел.

Ролик, где историк Алексей Исаев рассказывает об этом штурме Познани

96

Безвестные герои июня 41 года

Слушаю историка Исаева о приграничном сражении в июне-июле 41 года.

В основном, увы, это трагичные картины, когда на неотмобилизованную Красную Армию, к тому же находящуюся в двух эшелонах развёртывания, навалился полностью боеготовый вермахт. Вермахт, который уже имел двухлетний опыт современной войны и полностью готовый к ней.


Но были и эпизоды в боевых действиях, которые можно назвать даже юмористическими. Немецкое подразделение Бранденбург предназначалось в первую очередь для захвата важных объектов вроде мостов. И вот в июне 41 мимо Брестской крепости на велосипедах рота из этого подразделения доезжает до моста, который охранялся незначительным количеством красноармейцев. Немцы их сбивают, рассеивают и посчитав свою задачу выполненной, разворачиваются и едут к своим. Но вот незадача - когда они вернулись уже с основными частями, моста уже не было. Он сгорел.

То есть наши, хотя и отступили перед превосходящими силами, не растерялись и мост подожгли.

Другой эпизод - прямо перед наступающими немецкими колоннами на мост влетает полуторка, из кузова которой льётся бензин из бочек. И мост поджигается. Немцам пришлось останавливаться и его тушить. Потушили, двинулись дальше, а там следующий мост. Точнее, то, что от него осталось - его тоже сожгли.

Незначительные эпизоды? А вот нифига - такие действия замедляли продвижения немцев и давали возможность войскам КА закрепится на новых рубежах.

Жаль, мы уже никогда не узнаем имён тех героев, которые своими действиями и создавали будущую победу.


Ссылка на момент в ролике, где рассказываются об этих эпизодах

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: