11

К вопросу о лунной конспирологии и искусству спора

Обратите внимание – у куклы в красном кресле в руках мегафон, и бородка нарисована. Стэнли Кубрик – всё как полагается :)ЛЕГО внимательна к деталям. Слева не переднем плане даже звукооператор есть – в наушниках и с микрофонной «удочкой» – звук записывает. На Луне...

К вопросу о лунной конспирологии и искусству спора Космос, Луна, Аполлон, Лунный заговор, Конспирология, Длиннопост

Дополнение из комментариев к посту. Это не один набор - композиция составлена редактором SpaceNews из набора про Луну и набора про киностудию.
Конспирологи не понимают простого и печального факта – над ними все смеются. Теперь вот и ЛЕГО – присоединилась.Но оставим конспирологов, их исправит только то, что исправляет горбатых.
Поговорим о нормальных людях – о тех, кто пытается с конспирологами спорить. Потому что к этой стороне тоже немало претензий: ребята, вы делаете грубые полемические ошибки – сплошь и рядом. И самая главная ошибка – вы охотно (и серьёзно) беретесь отвечать на то, что в академической практике называют «foul question» («мошеннический вопрос»).
Что такое «FOUL QUESTION»?Вообще говоря, в курсе Полемики это целая тема, и, если кому интересно – я очень рекомендую взять учебник – в любой библиотеке. Причём – вам совершенно не нужен какой-нибудь "The Art Of Polemics" для аспирантов MBA-уровня. Вам нужно что-нибудь существенно проще, для первокурсников, типа "The Basics of Rhetoric and Communication" или "Introduction to Rhetoric and Public Speaking". Но тут я этого пересказывать не буду, потому что, для начала, признаки foul question нам с вами не нужны вовсе. У нас признак один, и очень простой: если вопрос задан конспирологом – значит это foul question. Исключения крайне редки :) Далее – мотивационные классы для foul questions нам тоже не нужны, мотивация у конспирологов совершенно одинаковая – устроить базар на пустом месте. То есть, заморочить голову оппоненту/читателю и в конечном счёте – создать впечатление, что им – есть что возразить™.Это же их козырной припев: «Есть масса очень неудобных вопросов по Аполло! На которые нет ответов!»™
Итак, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛЯ FOUL QUESTION (упрощённое):Foul question – всегда – содержит в себе ложь – спрятанную глубоко или не очень, но не сформулированную в виде утверждения задающим вопрос. Что очень удобно – «А я такого и не говорил, я только спросил!». Ложность в foul question бывает двух типов:1. Вопрос содержит в себе *false ststement* (*ложное утверждение*). Простейший пример: «А вот почему американцы так гордятся своими достижениями в космосе? – ведь им пришлось снимать полёты Аполло в Голливуде!» (как вариант: «Ведь есть столько серьёзных вопросов™ по аутентичности снимков Аполло!»)Этот тип самый простой и легко идентифицируемый – поскольку он содержит напрямую (т.е., текстуально) ложное утверждение.Второй вариант похитрее:2. Вопрос основан на *unfounded assumption* (*необоснованное допущение/предположение*). Здесь отчётливой лжи – прямо в тексте – нет. А скрытое unfounded assumption – его надо выявить. Что, впрочем, не так уж сложно – поскольку именно на этом допущении и основано – недоумение вопрошающего: "Если они действительно туда летали – то как же такое получается? Неувязочка!" Вот в основе этой "неувязочки" и лежит всегда это самое – несформулированное и ложное – допущение.
Теперь – КАК ЭТО РАБОТАЕТ?Очень просто, по формуле "белые начинают и проигрывают в один ход":Как только вы начали отвечать по существу на foul question – всё, вы поставили себя в безвыигрышное положение. Потому что теперь все утверждения делаете – вы, соответственно вам их и доказывать. А ваш противник – он ничего не утверждал, он только задал вопрос. (Он «хочет разобраться»™) Приняв от него вопрос – вы избавили его от необходимости доказывать – что бы то ни было. Теперь доказывать приходится вам, а доказать им ничего нельзя: они будут придираться к каждой мелочи, они будут менять тему при малейшей возможности. И даже если вы предъявите им идеальное по строгости рассуждение – у них есть два неотразимых ответа:Короткий – «Неубедительно!»Развёрнутый – «Ну, чувак, ну у тебя пукан-то как рванул... На две страницы истерику накатал, я даже до половины дочитать не смог!»В результате – конспиролог добился своего: он показал тот самый очень неудобный вопрос™.
И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?Во-первых – не надо отвечать на foul question по существу.Во-вторых – надо выявить спрятанное ложное утверждение или необоснованное допущение – и предложить оппоненту его доказать/обосновать. Вот и всё. В конце концов, это они заявляют, что у них есть доказательства или, по крайней мере, неудобные вопросы. Вот пусть они – и доказывают.Впрочем, конспирологи этого не делают. Обычно – после правильно сформулированного запроса на обоснование – они просто сваливают в голубую даль. Или пытаются сменить тему.Да, переубедить их нельзя – я не наивен. Однако позитивный результат есть, даже два: (1) конспирологу не удалось устроить базар, (2) а вот нам – удалось показать любому непредвзятому читателю, что заявленный «неудобный вопрос» оказался пустышкой, пустой болтовнёй пополам с враньём.
И напоследок – КАК ЭТО ДЕЛАТЬ? – на конкретных примерах из дискуссий с конспирологами.
Пример первый:**А почему под Лунными Модулями не видно никаких следов копоти и сажи??**Задающий этот вопрос – он вообще-то не конспиролог, он двоюродный. Он хочет разобраться™.И, разбираясь, он споткнулся – нет сажи, но должна быть! А раз нету – то его пытливый ум подсказывает, что модуль не совершил посадку на ракетном двигателе в это место, а был поставлен туда подъёмным краном™. Затем, естественно, возникает Голливуд, Кубрик – далее везде, со всеми остановками.В чём здесь заключается *unfounded assumption* (*необоснованное допущение*) ?Вопрос «Где тут сажа? Почему её не видно?» приобретает статус неудобного вопроса – только в случае, если мы допустим, что при работе ракетного двигателя сажа (копоть) образуется всегда и непременно – то есть, при любых режимах работы двигателя, при любых компонентах топлива и при любых внешних условиях.Но это допущение – НЕ сформулировано в явной форме. Вот и не надо бросаться отвечать по существу, вместо этого –
ПЕРВЫЙ ШАГ: запросите допущение в явной форме.(«Следы сажи? – действительно, я не вижу их на этом снимке. А они обязательно должны быть? Вы уверены? – хотелось бы узнать, на чем основана ваша уверенность.»)
ВТОРОЙ ШАГ: А что такое сажа и копоть?Это, опять, вопрос к НЕМУ, не надо ему это объяснять, пусть САМ расскажет.В принципе, здесь сгодится даже русская вики (которую я очень не люблю, в частности – вот за такие плюшки: в статье «Сажа» – в первой же, блин, фразе – две фактурные ошибки).Но чёрт с ним, пусть сажа будет – «аморфный углерод». Для конспирологов сойдёт. А нам важно только, что сажа – это углерод. И ещё важнее – чтоб он сам сказал, что сажа – это углерод.
ТРЕТИЙ ШАГ: конкретно по Лунному Модулю.Для справки: посадочный двигатель Лунного Модуля использует: Aerozine-50 (горючее) и азотный тетроксид, N2O4 (окислитель). Основным компонентом горючего (примерно две трети в молярном отношении) является гидразин, N2H4. Таким образом, общая реакция (в брутто-форме):2N2H4 + N2O4 = 4H2O + 2N2На самом деле там всё несколько сложнее, и а Аэрозине есть другие компоненты, и реакция идёт в несколько стадий, но такие детали – на простейшем уровне – не важны. Здесь нам важно только отметить, что основными продуктами реакции являются – газообразная вода и газообразный азот.Вот и предложите этому желающему разобраться «Где же сажа?» для начала разобраться с другим вопросом:Как из H2O и N2 получить углерод ? (хоть аморфный, хоть кристаллический – без разницы, не будем мелочны). Как разберётся – вот тогда и поговорим™. Но не раньше.
ЧЕТВЁРТЫЙ ШАГ (контрольный, в голову):Дело в том, что при работе жидкостных ракетных двигателей сажа (или копоть) – не образуется вообще, по крайней мере – в визуально заметных количествах. Во всяком случае – при работе в штатном режиме. При работе в режиме «пожар» (или, ещё лучше, «взрыв») – пожалуйста, сажи будет сколько угодно. А вот в штатном режиме – жидкостные ракетные двигатели – сажи не дают. Независимо от того, что там горит – гептил, керосин, метан или водород – всё равно, сажи не будет. Почему? Ну, вообще-то объяснять статистику Больцмана и Газовую Динамику – в их приложении к Химической Термодинамике – конспирологам... нет, это не для белого человека :) Проще их носом ткнуть – в фотографии. В те самые фотки, которые они считают чуть ли не единственно возможным доказательством.В данном случае полезны будут фотографии бустеров ракеты Фалкон – тех из них, что возвращались на космодром и садились на бетонную площадку – на своём двигателе – жидкостном и ракетном. И который работает на керосине (усреднённая формула – C12H26), который на 85% состоит из углерода, который так нужен конспирологам – для сажи. Но вот беда – на этих фотках вернувшихся Фалконов – на бетоне по ними никакой сажи не видно... А фотографий этих уже накопилось немало, поскольку бустеров, успешно севших на бетон, уже 14 (если я со счёту не сбился).Только не надо им эти фотки – предъявлять, нет – пусть сами ищут. Ведь это они считают, что там должна быть сажа. Значит, им и искать – фотки Фалконов «с сажей на бетоне».Как найдут – вот тогда и поговорим™. Но не раньше.


Пример второй:**А почему под Лунными Модулями не видно ВОРОНКИ?**Всё практически то же самое, что и в первом примере: предполагается, что при посадке обязательно должна быть воронка. – Пусть доказывают, такое предположение требует доказательства. Вот пусть ищут – на фотках тех же возвращённых Фалконов – двухметровую воронку в бетоне. Да ладно, чего уж там – пусть предъявят хотя бы метровую воронку. Я сегодня щедр.Для справки (и для нормальных людей – конспирологам этого рассказывать не надо):1.Лунный Модуль весил около 15 тонн, и на топливо посадочного двигателя приходилось более 8 тонн. Непосредственно перед посадкой Лунный Модуль весил уже примерно 6.9 тонны. Сила тяжести на Луне составляет 1/6 от земной, и для полного зависания достаточно тяги 6.9 / 6 = 1.15 тс.2.Бустер ракеты Falcon 9 перед посадкой весит примерно 28.5 тонны, и поскольку он садится на Землю, то для полного зависания необходима тяга в те же 28.5 тс. Что примерно в 25 раз больше тяги Лунного Модуля.3.Места для посадки экспедиций Аполло обычно выбирались на лавовых полях, которые сложены из пород Flood Basalts, по-русски они называются трапповые базальты (или просто траппы). В любом учебнике (типа «Введение в Основы Петрологии») вы прочтете, что траппы относятся к самым прочным породам, они прочнее гранитов. И уж безусловно они прочнее – в разы – ординарных марок бетона.В результате:Фалконы садятся с тягой в 25 раз больше (чем LEM) и на площадку из менее прочного материала. Однако – лично я никаких «воронок» там не замечал. Впрочем, я специально не искал. Но это дело для конспирологов: они выдвинули тезис – им и доказывать. Пусть ищут воронки под Фалконами. Или под Нью Шепардами – сойдёт и Нью Шепард. Я сегодня щедр.Как найдут – вот тогда и поговорим™. Но не раньше.
Пример третий:**А почему Лунные Модули такие чистенькие и блестящие на фотографиях?? Ведь на киносъёмке посадки видны клубы пыли, поднятые реактивной струёй! Почему они не запылились?**
Здесь спрятано предположение (или убеждение), что поднятая пыль должна вернуться обратно. Ну, на Земле примерно так и бывает: поднятая пыль может вернуться и запылить сам источник пылеобразования. Поскольку на Земле бывает ветер, тепловая конвекция, турбулентности и другие – атмосферные явления. Да, но – на Луне-то атмосферы нет.Что мы имеем на Луне: Лунный модуль опускается вертикально (или с небольшим скольжением – для простоты рассмотрим случай строго вертикальный). Из двигателя вниз бьёт газовая струя, которая расходится в вакууме (диссипация) широким конусом – строго в стоответствии с Больцманом. Сталкиваясь с плоской поверхностью, струи разворачиваются вдоль и прочь от эпицентра. То есть, прочь от того места, куда садится Лунный модуль. Соответственно, вся пыль, что поднята этими струями (абсолютно – вся) – она получает импульс радиально прочь от садящегося модуля. И – в соответствии с законом сохранения импульса – эта пыль продолжает полёт в этом направлении, и в вакууме – ей ничто не мешает.С чего вдруг эта пыль вернётся обратно, чтобы «запылить Лунный модуль»?Вот когда они придумают – как вернуть пыль обратно – но при этом не нарушая Закона Клапейрона, Уравнения Больцмана и Закона Сохранения Импульса – тогда и поговорим™. Но не раньше.
Ещё – полезно предложить им поискать следы пыли на китайских лунниках – китайцы опубликовали массу фотографий посадочных модулей «со стороны», которые сделали их лунные зайцы – в высоком разрешении. Вот пусть найдут и предъявят – отчетливо видные и неоспоримо идентифицируемые – запылённые поверхности. – Тогда и поговорим™.
И ещё одна деталь, юмористическая в некотором роде:Дело в том, что пресловутая «поднятая пыль», видимая на киносъёмке из Лунного модуля - это большей частью вовсе НЕ пыль. Собственно пыли там - процентов десять, а то и меньше. А то, что мы видим - это мельчайшие ледяные кристаллы. Дело в том, что в вакууме - из-за диссипации - давление в выхлопной струе падает стремительно. И - в соответствии с Клапейроном - падает и температура. Не столь стремительно, но - ниже точки кристаллизации воды. Чем вода немедленно и пользуется - превращаясь в ледяные криссталлы.Но конспирологам этого рассказывать не надо, пусть это останется нашим маленьким секретом :)
И напоследок – упражнение на закрепление пройденного.**А почему на этом снимке Лунного Ровера нет следов колёс?**По-моему, используют этот снимок:

К вопросу о лунной конспирологии и искусству спора Космос, Луна, Аполлон, Лунный заговор, Конспирология, Длиннопост

Ну, или другой, похожий.Далее всё идёт по проторенной дорожке: следов нет – значит подъёмный кран™, студия, Голливуд, Кубрик...Итак -Дано: это типичный мошеннический вопрос (foul question). То есть, его неудобность основана на спрятанном - и совершенно ложном - допущении.Требуется: выявить ложное допущение, спрятанное в этом «неудобном вопросе».
Этот случай немножко посложней предыдущих, в частности тем, что ложных допущений тут не одно, а два.Но, строго говоря, достаточно выявить и одно – и тогда неудобный вопрос сразу превращается в пустую болтовню.
Автор: Михаил Смоляр (ЖЖ-юзер smoliarm).Ссылка.

Найдены дубликаты

+8

в комментариях к посту в ЖЖ засветился интересный конспиролог. красный диплом МФТИ, научрук у него Черток, четыре года в РКК "Энергия" - и несет заезженный бред в стиле "а вы знаете про смертельную радиацию? а как они на второй космической вернулись?". при том, организация, в которой он проработал 4 года, успешно осуществила облёт Луны и возврат на Землю черепашек в 68 году, плюс забрасывала в пояса Ван Аллена собак на 20 дней.

раскрыть ветку 3
+4

Известный, известный подход. Бацура вот двадцать лет тоже всюду начинал с того, что он ведущий специалист ракетно-космической отрасли, работал в КБХМ имени Исаева, пока не обмолвился, что работал он там на площадке приема металлолома.

раскрыть ветку 2
+7

Напомнило:

- Ты где работаешь?

- В аэропорту, туалеты мою.

- Ну и зачем тебе такая работа, брось её!

- ЧЁ! Вот так просто ВЗЯТЬ И уйти из авиации???!

раскрыть ветку 1
+4
Вот что случилось с реальной экспидицией. Поэтому на фото Голливуд;)
раскрыть ветку 1
0

Ага, на безатмосферной Луне услышать пшик от скафандра. :)

+2

Автор неплохо отвечает на вопросы конспиролухов.

А что бы ты ответил на вопрос, когда и как проводились замеры о допустимости дозы радиации, которые должен получить космонавт?

В поясе ван аллена ведь сильный фон.

Я не конспиролог, просто этот вопрос они часто задают.

раскрыть ветку 123
+6

Ответ очень простой.

До Аполлонов был спутник Эксплорер-1 (который, собственно, первый пояс и обнаружил). Была программа Пионер, в ходе которой обнаружили второй пояс и разведали обстановку вокруг Луны. Была программа Лунар Орбитер, в ходе которой далее разведали обстановку возле Луны.

Так что всё было изучено автоматами. Более того, СССР делал подобные исследования (программа Зонд, облёт Луны черепахами).

раскрыть ветку 28
0

Да, но в этой программе ведь был же фантом человека, который измерял радиацию? Или как было получено доказательство возможности полёта для человека? Где документы, подтверждающие это?

Собственно, вопрос относится ко всем документам, касательно программы зонд.

Какие есть подтверждения, что фантом летал выше этого пояса? Нет никаких сомнений в облете луны техникой, но Где доказательства, подтверждающие безопасность этих поясов для человека? В общем, где документальные подтверждения? Полет черепах не равен полету человека.

Кстати, черепахи являются радиорезистентными организмами, в отличие от людей.  

раскрыть ветку 27
+1

"В поясе ван-аллена ведь сильный вон" - это вот признак foul question. Лови конспиролуха!
Автор неплохо отвечает на вопросы, которые сам же и задаёт. Во всяком случае, я не вижу тут конспиролухов, которые бы народным голосованием накидали бы ему список.
Поэтому, самый логичный вопрос: "Нафига?" Нафига накидывать самому себе список вопросов, самому блистательно громить их ответами и вставать в пафосную позу?

раскрыть ветку 93
+3

Это не самому себе.

Про пыль, про воронку - это типовые вопросы конспирологов. Автор на их примере показал, как надо отвечать на подобные вопросы.

раскрыть ветку 90
0

Потому я и задал ему вопрос не из его списка. Посмотрим на его ответы.

А вот утверждение про фон в поясе ван аллена это как раз-то факт, а не фол квесщен. Так что не надо подменять понятия.

раскрыть ветку 1
+1
Видел интервью, если не ошибаюсь, с Георгием Гречко. У него спросили, правда ли американцы были на луне или это всё монтаж, и он дал очень хороший ответ: "Вы правда считаете, что СССР в период лунной гонки и противостояния с США не разоблочил бы такую ложь?" (Цитата примерная, но смысл тотже, дословно не помню) для меня это один из самых убедительных доводов что они там были! :)
+1
"А почему на этом снимке Лунного Ровера нет следов колёс?" Я требую продолжения банкета!
Не, ну правда, интересно же 😳
раскрыть ветку 2
+5

А почему они должны быть?

210 килограмм, помноженные на 1/6 лунного тяготения по сравнению с земным, два здоровых мужика могут перенести на другое место на руках.

Видишь в середине ручку? :)

+3
Он был достаточно лёгким для двоих, но в тоже время с широким радиусом разворота, астронавты просто его приподнимали и поворачивали носом в нужную сторону. Видимо, это один из таких моментов
0

Пока пидрил, утверждающих, что люди не могли сами построить пирамиды, сами научиться добывать огонь, или сами не могли полететь на Луну, а всё это дело рук рептилоидов-ариев-перунов-нибирян, не будут расстреливать на месте, РЭНТВ и прочие так и будут ссать в ум, плодя конспиролухов.

А вот как начнут, тогда и поговорим™

-3

А почему вы верите, что американцы (не) были на Луне?

раскрыть ветку 43
+7

Это не вера, это знание.

Земля круглая, Гагарин летал в космос, американцы были на Луне, Эверест самая высокая гора на планете, жирафы живут в Африке - факты примерно одного уровня достоверности.

раскрыть ветку 40
0

Кстати про знание. Земля - не круглая, круг - это двумерная фигура. Земля - геоид. Эверест - самая высокая точка на планете, но самая высокая гора - Мауна-Кеа.  Родиной жирафов является центральная Азия, в Африке они локализовались относительно недавно - около 1500-2000 лет назад. Американцы на Луне - факт примерно одного уровня достоверности с остальными.
p.s. извиняюсь за повторяющийся тезис, в офисе  написал и забыл отправить. )

раскрыть ветку 2
-4

Можно мне примерно такие же статьи на тему: "разоблачение конспиролухов, утверждающих, что жирафы проживают в Антарктиде", если не сложно? Ведь это факты примерно одного уровня достоверности, которые вызывают примерно одинаковую реакцию у людей. )

раскрыть ветку 5
-4

Ну тогда можно сказать, что это предположения, имеющие очень высокий процент события, имеющего быть в реальности.

раскрыть ветку 4
-6

Когда то было знание, что земля плоская) потом, что вселенная бесконечна) А как оказалось, бесконечна, только человеческая глупость) В 60-х смогли слетать, а потом, как отрубило и до сих пор больше никто не смог повторить, при нынешних то технологиях) Лажа это всё) Вот тебе второй вопрос, ни один из астронавтов, на библии, так и не поклялся, что был на луне. Почему?

раскрыть ветку 25
ещё комментарии
-1

Разумеется не были, при попытке выйти на орбиту земного диска они бы постоянно цеплялись за лапы и хвост черепахи.

раскрыть ветку 1
+1

Как-то у вас все очень странно со строением  Вселенной....

По идее, они должны были летать по периметру диска и иногда залетать за его край, пр этом до лап они могли реально не доставать!

-1

надо, как бэ, различать троллей и заблуждающихся.

-17

Вот ответ верующим в наса:

https://youtu.be/rioKsGhdssQ

раскрыть ветку 3
+6

Густая борода, полумрак, не все лицо освещено, непонятно время и место съемки. Видео ничего не доказывает.

+8

Это фейк. Нет никаких подтверждений того, что на видео именно Кубрик.

ещё комментарии
Похожие посты
186

Космические деньги

Про финансы и экономику освоения космоса

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Логистика освоения солнечной системы описана в посте
Колонизация солнечной системы

Уточнение
@sun.ami в прошлом посте нашёл ошибку: у меня при расчете купола взят полный объём сферы, должно быть 2100 вместо 4200 м3.



Внимание: расчёт сугубо оценочный с округлениями и допущениями, предназначен для только для понимания порядка затрат.


1. Стоимость запуска многоразового корабля Земля - НОО

Рассчитаем стоимость доставки 100 тонн на НОО для корабля типа «Starship» и первой ступени типа «Super Heavy» от «SpaceX». Данный аппарат наиболее близок к реальному производству и уже достаточно проработан, чтобы по нему можно было провести оценку.

Стоимость двигателя «Merlin 1D» при тяге 67 тс составляет около 1 млн $ (или 15000 $/тс). Пересчитав пропорционально мощности можно оценить стоимость двигателя «Raptor»: при тяге в 200 тс, получаем стоимость в 3 млн $.

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

На первой ступени планируется 37 двигателя «Raptor», стоимость их составит 111 млн $. Двигатели составляют примерно половину от стоимости всей ступени, таким образом, фюзеляж ступени с топливной системой и авионикой будут стоить также 111 млн $.

Стоимость «Starship» (периодически буду называть его 2-ой ступенью) - это 6 двигателей и 18 млн $.
Остальные элементы можно оценить пропорционально элементам 1 ступени:
- через отношения масс 180:120;
- через отношение длин 70:50.
Также можно выразить суммарную стоимость через двигатели, принимая, что они стоят 25% от всего корабля.
Получаем, соотвественно, 74, 79 и 54 млн $. Возьмём максимальные 79 млн $.

Вся ракета получается 319 млн$.

Расчёт коррелируется с другими данными, найдеными на просторах интернета.

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Инфографику увидел в посте
Космическая экспансия человечества

Базовая цена запуска ракеты-носителя «Атлас-5» составляет 109 млн $. На первой ступени установлены двигатели «РД-180», стоимостью 25 млн $ (тягой 390 тс) и «RL-10A» тягой 10 тс (данных по стоимости не нашёл). Двигатели первой ступени составляют около четверти от цены запуска. Также примерно четверть составляет прибыль компании, стоимость пусковых услуг, страховка.

Ещё был найден такой расчёт:
https://astronews.space/spacecrafts-2/252-raschet-stoimosti-...

Далее идёт эффект многоразовости.
На текущий момент первая ступень «Falcon 9» при заявленном десятикратном использовании достигла 6 повторных пусков, используя керосиновые двигатели. Это позволяем предположить, что к 2035 году вполне реально достижение на более совершенном «Starship», проектируемые с учётом полученного опыта и более совершенных двигателях, следующих показателей:
- ресурс планёра и первой ступени - 50 циклов взлёта-посадок (шаттл «Discovery» остановился на 39);
- ресурс двигателя 25 циклов взлёта-посадок;
Следующее предположение - после каждой посадки требуется затратить 1 % от стоимости элемента на осмотр и, при необходимости, ремонт.

Таким образом каждый запуск будет стоить 5.16 млн $ по ресурсу двигателей, 3.8 млн $ по ресурсу планера и, соответсвенно, 1.29 и 1.9 млн $ на осмотр и ремонт.

При многоразовом использовании, когда стоимость 1 запуска сильно падает, вклад топлива начинает существенно расти. «Starship» использует метан-кислородную пару. Стоимость жидкого метана - 430 $ за тонну, жидкого кислорода - 200 $ за тонну (цена в России при текущем курсе). Оптимальное соотношение кислорода к метану 3.65 к 1. Соответсвенно средняя цена топлива - 250 $ за тонну.

Для запуска 100 тонн и возвращения ступеней используется 3400 на 1-ой и 1200 тонн на 2-ой. При цене по 250 $/т получаем 1.15 млн $.

Следующее допущение: увеличение частоты пусков снизит стоимость пусковых услуг (пусковой стол, пункт управления, заправка, транспортировка, посадочные платформы и страховка) до 25 % от стоимости ракеты с топливом и подготовкой к повторному пуску. Прибыль компании примем тоже как 25 %.

Итого получаем: 13.3 млн $ - ракета и топливо, 20 млн $ - суммарная стоимость запуска 100 тонн на НОО.
При увеличении ресурса планёра и двигателей до 100 и 50 пусков соответсвенно, а также появления конкурентов для «SpaceX», что повлечёт снижение прибыли и стоимости организации пуска до 10%, получим стоимость вывода на НОО чуть выше 10 млн $ (уже 2035...2040 год).

Вполне реальная цифра к 2040 году:
100 тысяч $ за тонну на НОО

Для справки: самая низкая цена сегодня («Falcon 9») - 4 млн $ за тонну.


2. Стоимость рейса НОО - Луна

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Для полетов между НОО Земли и НОО Луны используется отдельный корабль, который не совершает посадок на поверхность.

Такому кораблю не нужны мощные двигатели, вполне достаточно два (для безопасности) метановых аналога «Мерлина». Таким образом, стоимость двигателей будет около 2 млн $.

Отсек полезной нагрузки «Starship» при пересчёте пропорционально длине составит примерно 40 тонн массы и 28 млн $ в цене.

Удельная масса и стоимость бака составляет около 60 кг и 0.038 млн $ на тонну топлива.

Требуемый запас характеристической скорости для полёта между Землей и Луной около 4 км/с, что при удельном импульсе в 3800 м/с потребует топлива по массе почти в 2 раза больше массы корабля.

Чтобы вернуться после доставки 100 тонн, для корабля массой 120 тонн (40 отсек и двигатели + 80 баки), потребуется 240 тонн топлива. Для того, чтобы доставить от Земли корабль массой 460 тонн (корабль, топливо и целевая нагрузка) потребуется уже 920 тонн топлива. Фактически получаем тот же «Starship», но с намного большим ресурсом планёра (не надо выдерживать вход в атмосферу) и дешевыми двигателями.

Получаем стоимость 81 млн $ (79 ступень + 2 двигателя) с ресурсом (грубо) 500 полетов (до Луны и обратно) для планера, но 50 для двигателей.

Стоимость осмотра для планера приём также 1 % от стоимости (проводится реже, но в условиях космоса), а для двигателей - 4 % от стоимости (повышение из-за условий космоса).

Для такого корабля возникают дополнительные траты - доставка топлива, новых двигателей и запчастей на орбиту.
Масса 2 двигателей и некоторого количества ЗИП примем за 2 тонны.

Дополнительно к замене двигателей придётся добавить 0.2 млн $, что, относительно мало, а вот за подъем на орбиту 1200 тонн топлива придётся выложить дополнительно 120 млн $.

Стоимость работ по организации примем равной двойной стоимости наземного пуска - около 3.5 млн $.

Стоимость вывода корабля на орбиту - 12 млн $, с учётом ресурса в 500 полетов, это добавит только 0.024 млн $ за один полёт.

Итого стоимость отправки на Лунную орбиту 100 тонн груза составит почти 125 млн. (0.04 + 0.16 + 0.79 + 0.08 + 0.024+ 3.5 + 120.2) причём доля доставки топлива составит 96 %.

Для пилотируемых миссий такой вариант подходит, так как важно время.

Вполне реальная цифра к 2045 году:
1.25 млн $ за тонну между НОО Земли и Луны на химических двигателях.


Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Если ракета на химическом топливе оправдана для пассажирских перевозок, то перевозка грузов выйдет слишком дорого. Все грузовые рейсы выгодно осуществлять на ионных ядерных буксирах.

На ОКР по разработке такой техники выделили 4.2 млрд рублей. Из чего можно сделать вывод, что стоимость опытного образца мощностью 1 МВт и массой в 20 тонн выйдет в 2.1 млрд рублей. Буксир, массой в 200 тонн и выводимый в два этапа, может (далее экспертная оценка) иметь мощность 30 МВт и стоимость 21 млрд рублей или 300 млн $.

Время набора 4 км/с для буксира массой 200, корабля 40 и с нагрузкой 100 тонн займёт 16 дней, таким образом, полёт в обе стороны займёт 36 дней (с учётом стыковки, разгрузки, выхода на орбиту разгона).

Срок службы ядерных буксиров составляет 10 лет, что эквивалентно 100 рейсам.

Для ионных двигателей с удельным импульсом 50 км/с потребуется 50 тонн ксенона на рейс.

Стоимость ксенона 250 тыс $ за тонну. Учитывая необходимость вывода на орбиту, стоимость на рейс составит 17.5 млн $.

Доставки 100 тонн при помощи ядерного буксира будет состоять из 4 млн $ - за ресурс корабля, 3 - за ресурс буксира, 0.24 - за доставку на орбиту корабля и буксира, 3.5 - организация запуска, 3 - осмотр и ремонт, 17.5 - рабочее тело для ионных двигателей. Всего 31.5 млн $. Даже в ядерном буксире стоимость топлива (ксенона) составит 55.6 %.

Вполне реальная цифра к 2045 году:
0.32 млн $ за тонну между НОО Земли и Луны при помощи ядерного буксира.


3. Стоимость доставки груза с НОО Луны на поверхность

Космические деньги Луна, Космос, Колонизация, Стоимость, Starship, Длиннопост

Необходимый запас характеристической скорости для посадки/взлёта с Луны с запасом для коррекции орбиты и маневрировании на посадке составляет 1.9 км/с.

Для возврата корабля в 60 тонн (40 корабль и 20 двигатели и топливные баки) потребуется 40 тонн топлива. Соответсвенно, для посадки такого корабля с грузом 100 тонн необходимо 132 тонны топлива. Общая масса - 332 тонны. 3 двигателя «Merlin 1D» более чем достаточно для взлета или посадки с резервированием.

Стоимость лунного шаттла составит 40 млн $ (3 - двигатели, примерно 30 - корабль (36 % от «Starship»), 7 - баки). Ресурс принимается для планера в 200 посадок (нет входа в атмосферу), для двигателей - 50 циклов.

Доставка 1 тонны груза с поверхности Земли до НОО Луны обойдётся в 0.415 млн $. Доставка 2 тонн запчастей и двигателей - 0.83 млн $, корабля - 24.9 млн $, 172 тонн топлива для 1 посадки взлёта - 71.4 млн $. Итоговая стоимость составит 75.8 млн $ (0.08 - двигатели, 0.32 - корабль с доставкой, 3.5 организация рейса, 0.12 + 0.37 - осмотр двигателя и корабля, 71.4 - топливо) за 100 тонн. Доля топлива - 84 %.

Вполне вероятная цифра к 2045 году:
0.76 млн $ за тонну между НОО Луны и ее поверхностью.


4. Подведем итог

Стоимость доставки:
Земля - орбита Земли - 0.1 млн $ за тонну груза;
Земля - ортита Луны - 0.42 млн $ за тонну груза или 1.35 млн примерно за 4-х человек.
Земля - Луна - 1.18 млн $ за тонну груза или 2.11 млн $ примерно за 4-х человек.

Дорого ли это?

Сейчас самую низкую цену - 4 млн $ за тонну за вывод на НОО - предлагает «SpaceX» на «Falcon 9».

Постройка авианосца типа «Gerald R. Ford» стоит 14 млрд $, а его авиакрыло около 8 млрд $. Это соответственно отправка 11800 тонн и примерно 15000 человек.

Бюджет NASA - 25 млрд $ в год, сопоставимо с авианосцем. Это позволит США без особых экономических усилий держать постоянную базу в несколько сотен астронавтов на Луне.

Бюджет Роскосмоса намного скромнее - около 2.5 млрд $. Всю инфраструктуру не построить, но в кооперации с Китаем, можем себе позволить пару десятков человек на Луне.

Показать полностью 5
858

Колонизация солнечной системы

Часть 4. Трава у дома

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Межпланетные перелеты, Космос, Длиннопост

Рассмотрим инфраструктуру колоний на Луне и Марсе.

Очевидно, первые полеты на другие планеты будут похожи на высадку американцев на Луну - прилетели, поработали, улетели. Но со временем появятся постоянные базы для десятка человек, а потом и полноценные колонии на тысячи.

Начало постройки базы будет выглядеть как-то так:
- прилетает спутник ДЗЗ, который строит подробнейшие карты с рельефом, по которым определяются лучшие места для посадки;
- прилетает пилотируемая миссия, подтверждается точка развёртывания базы, ставятся навигационные маяки в точки посадки (параллельно можно разворачивать лунный/марсианский «Глонасс»);
- в обозначенные точки прилетает куча беспилотных ракет, выгружают тонны оборудования, роботизированных модулей, манипуляторов и экскаваторов;
- выполняются все подготовительные работы, которые могут быть выполнены удаленно и автономно;
- в уже подготовленную временную станцию направляются отряды колонистов, которые должны будут обустроить основу для долговременной станции.

Собственно, что нужно для обеспечения колонии?
- космодром;
- жилые модули;
- электростанция;
- производство;
- биосферные модули;
- транспорт.


Космодром

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Межпланетные перелеты, Космос, Длиннопост

Космодром - основная часть инфраструктуры любой действующей колонии.

Так как что на Луне, что на Марсе отсутсвует органика, то будет необходимо регулярно снабжать колонистов едой, пластиком и резиной.

Для посадочной площадки требуется довольно прочное основание и защита прилегающих территорий от пыли, поднимаемой двигателями. И если защититься от пыли можно растянув довольно легкую термостойкую пленку, то для поверхности площадки потребуются металические листы и небольшой слой связанного грунта (аналогично бетону) под ними.

С учётом того, что в целях безопасности посадочную площадку необходимо делать на удалении от обитаемых модулей, возникает вопрос доставки людей из герметичного корабля до герметичного помещения. И тут либо аналог «кишки» в аэропорту, лило скафандры и электробусы.

В любом случае, процесс разгрузки грузового корабля потребует тяжелой автотранспортной техники.

В 100 тонн можно уложить стальную площадку диаметром 50 м и толщиной 6 мм. Достаточно мало, но если превратить реголит с помощью «эпоксидки» в аналог бетона, то и 6 мм сверху такого основания будет вполне достаточно.


Жилые модули

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Межпланетные перелеты, Космос, Длиннопост

Самая важная вещь для модуля - это герметичность и возможность выдерживать перепад давления в 1 атмосферу (на Марсе давлением местной атмосферы можно пренебречь).

Другой важный аспект - защита от радиации. Самый простой способ защитится от вредного космического излучения на планетах с твёрдой поверхностью - расположить людей за парой метров грунта. Делать панорамное смотровое окно в крыше над кроватью будет не самой хорошей идеей, если, конечно, оно не толщиной в метр. При этом маленькие боковые окна-трубы, которые идут сквозь защиту - вполне пригодны для создания психологического комфорта.

В целом, для этих целей (избыточное давление и необходимость держать массу земли) идеально подходит шарообразная форма купола, причём распределённый вес земли сверху, будет уравновешивать внутреннее давление. Это обеспечит минимальную массу конструкции и, как следствие, более дешёвую доставку модулей на Луну.

Для возведения такого модуля необходимы:
- луноход-трактор для углубления и выравнивания площадки, насыпи грунта на поверхность модуля (рыть в глубь слишком сложно, а если строить на поверхности, то все равно придётся рыть яму, чтобы добыть грунт для насыпи сверху);
- стальные арочный каркас-основа и панели, которые соединяются сваркой;
- роботы-манипуляторы, типа «Kuka» для автоматической сборки всей конструкции.

Технологический аналог таких модулей - большие нефтяные резервуары типа РВС-20000, на Земле делают без особых проблем.

Масса полусферического купола (каркас и обшивка) радиусом 10 м составит около 25 тонн, а с учётом внутренних помещений и системы жизнеобеспечения можно спокойно уложиться в 100 тонн. Стоит отметить, что объём такого строения около 4200 м3. Для человека на Земле вполне комфортно жить в 50 м3. Таким образом, купол, запускаемый одной ракетой с Земли, обеспечит жильем примерно 50 человек в комфорте или 125 по нормативам общежития, и при этом в центральной части останется большое общее пространство.


Электростанция

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Межпланетные перелеты, Космос, Длиннопост

На любой внеземной базе все оборудование будет электрическим. Отсюда возникает потребность в большом количестве мегаватт.

Может показаться, что будущие колонии будут утыканы солнечными панелями. Но это не так. Если на Марсе небольшие вспомогательные «поляны» панелей оправданы, то на Луне исключены. Основа энергетики - газовые ядерные реакторы.

Причины следующие:
- на Марсе слишком низкая энергия солнечного излучения и для 1 кВт потребуется 10 кг панелей. Есть смена суток, что повлечёт для среднего потребления 1 кВт - 20 кг панелей и 30 кг аккумуляторов, что даст 50 кг/кВт.
- на Луне очень длинная ночь, которая потребует огромного количества аккумуляторов, так как все системы должны работать круглосуточно.

Ядерный реактор может иметь удельную массу менее 30 кг/кВт (если верить данным по «Нуклону» и, что более важно, работать ночью.

Поэтому, вместо бескрайних «полей» солнечных - небольшой холмик с «полянкой» ярко-красного свечения радиаторов реактора.


Производство

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Межпланетные перелеты, Космос, Длиннопост

Основа существования любой колонии - это воздух и вода.

На Луне вода содержится в районах полюсов в виде льда, а также в очень малой доле в реголите. На Марсе в районах полюсов в виде льда, а также под поверхностью, в том числе, в жидком виде.

В случае с Марсом, если повезёт, можно пробурить скважину. А так,потребуются экспедицию на элетрогрузовике с цистерной в кратеры, поближе к полюсам, где будут добывать лёд, и доставлять обратно на станцию.

Кислород для воздуха можно получать либо из воды, либо из оксидов методом электролиза. Если организована добыча металлов, то кислород может быть побочным продуктом.

Стоит отметить, что на Марсе можно получать азот для воздуха путём обогащения местной атмосферы.

Если есть вода и кислород, то можно рассмотреть возможность добычи местных полезных ископаемых.

На Луне в большом количестве представлены:
- Кремний;
- Кальций;
- Магний;
- Железо;
- Алюминий;
- Титан (не во всех районах).
Остальное представлено в малых количествах.
На Марсе плюс-минус тоже самое.

С учётом того, что на Луне есть вода и нет особых проблем с электричеством, можно достаточно просто наладить производство (металлургическое) основных конструкционных материалов, а также стекла.

Имея железо, титан, алюминий и выполнив доставку 3D-принтеров на Луну, можно изготавливать довольно сложные изделия из металла.

Тут возникает проблема: можно спокойно делать предметы из металла и керамики, но привычную пластмассу или резину можно получить только с Земли.

Целесообразно организовать производство изделий, типа электродвигателей или аналогичной сложности, которые практически полностью состоят из металла.

Помещение завода - все тот же металлический купол, аналогичный жилым.


Биосферные модули

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Межпланетные перелеты, Космос, Длиннопост

Если вода в колонии имеет замкнутый цикл, то вот с едой возникают проблемы. Человеку нужно в среднем 2.5 кг еды в день. Разовая поставка в 100 тонн, обеспечит пищей 100 человек на год.

Современные теплицы позволяют иметь урожайность до 50 кг/м2 в год. Модуль диаметром 20 м, даст около 25 тонн овощей в год при двухъярусном варианте, а также будет утилизировать углекислый газ.

Выращивать животных спасла не имеет, так как они потребляют слишком много корма, который тяжело получить в замкнутых условиях. Проще привезти мясо с Земли.

Естественно, что биосферный модуль не сможет обеспечить полную автономность, но даст возможность несколько упростить снабжение и самое важное - обеспечить психологический комфорт людям.


Транспорт

Колонизация солнечной системы Колонизация, Луна, Марс, Межпланетные перелеты, Космос, Длиннопост

Что на Луне, что на Марсе вариантов транспорта всего 2 (не считая велосипеда):
- электропоезд;
- электромобиль.

Развитие железнодорожной сети вполне оправдано - производство подвижного состава и рельс возможно непосредственно в колонии.


Что имеем в итоге?

Внешне - радиальная сеть холмов, соединенные между собой переходами. В центре большие с производственными и биосферными модулями, по периметру жилые меньшего размера. На удалении, с одной стороны посадочные площадки, с другой ядерная электростанция. Все это связано дорогами. Колонии связаны между собой сетью железных дорог и грунтовок.

Внутри - многоэтажные интерьеры из стекла и металла, квартиры по периметру полусферы с маленькими иллюминаторами, в центре просторное общее помещение (спортивные залы, столовые, зоны отдыха). Переход из одного купола в другой, а также до производственных модулей - по длинным коридорам.


PS: Следующий пост цикла будет про экономику и стоимость таких проектов.

Показать полностью 6
616

Колонизация солнечной системы

Часть 3. Точки опоры

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

В этой части рассмотрим рациональный способ колонизации солнечной системы и логистику. Стоит отметить, что речь идёт не о разовой высадке, а про постоянно действующие полуавтономные базы, между которыми выполняются регулярные рейсы.

Подразумевается уровень технологий близкий к текущему, а это наличие аппаратов на ионных двигателях с ядерными энергетическими установками, полностью многоразовых космических кораблей, выводящих около 100 тонн на НОО и обратно.

На мой взгляд, способ освоения космоса может быть только один: создание опорных орбитальных станций, с их помощью осуществление стабильных перемещений с поверхности планет на низкую орбиту и далее между опорными станциями планет.

Очередность освоения банальна: опорные орбитальные станции на орбитах Земли и Луны - освоение Луны - орбитальная станция Марса - Марсианская база.

Чтобы человеку лететь дальше, нужен скачок технологий в части двигателей (обеспечивающий запас по скорости ближе к 100 км/с), без него постоянные пилотируемые полёты дальше пояса астероидов маловероятны - слишком большая длительность. Поэтому Каллисто и Титан - это уже очень далекая перспектива, а Церера на грани достижения аппаратами ближайшего будущего.

«Новый дивный Мир»
Первое что нужно для создания колоний - это опорные орбитальные станции.

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

Фотография станция «Мир»

В обозримом будущем неизбежно появление орбитальных станций, по сравнению с которыми «Мир» и МКС будут смотреться небольшими cubsat’ами.

Создание колонии, подразумевает перемещение большого количества грузов с поверхности Земли на поверхность другой планеты (спутника) и постоянное перемещение людей между ними.

Посадка и взлёт на поверхность могут быть выполнены только при помощи химических двигателей, при этом межпланетные перелеты или доставку грузов (где время не играет большого значения) выгоднее выполнять на ионных. Тут выявляется первая задача такой станции: необходимость пересадки пассажиров, накопление и загрузка контейнеров.

В целом, если речь идёт о массовых полетах, то экономически целесообразно делать разные корабли:
- для выполнения посадки на Землю (Марс) с возможность выдерживать высокие тепловые нагрузки при посадке;
- для выполнения посадок/взлёта на Луну, которые будут иметь в шесть раз меньше двигателей чем для взлёта с земли, небольшие топливные баки и без тепловой защиты;
- для выполнения пассажирских перевозок между станциями с радиационной защитой вместо тяжёлых элементов для посадки на поверхность, а также с минимальным количеством двигателей;
- для грузовых перевозок в виде медленного ионного ядерного буксира с возможностью установки множества стандартных контейнеров (хотя для космоса это скорее цилиндры).

Например, взлёт с Луны и выход на ее низкую орбиту, требует в 6 раз меньше тяги и в 7 раз меньше топлива. Соотвественно, при одинаковой выводимой массе полезной нагрузки Лунный аппарат можно сделать более чем в 6 раз дешевле.

Для перелётов между Землей и Луной не нужны мощные двигатели, которые обеспечивают взлёт с поверхности, а достаточно одного маломощного (но тут нужна оптимизация с точки зрения вероятности отказа). Топливные баки можно делать меньше примерно в 4 раза. Это все снижает массу, что позволит без особых потерь делать массивную радиационную защиту.

Туристический чартер будущего (не надо воспринимать всерьёз)

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

До тех пор, пока в колонии не начнёт функционировать производство компонентов топлива - необходимо осуществлять дозаправку ракет. Взлёт с земли не позволяет иметь на борту достаточного количества топлива для полетов даже к Луне (имеется ввиду применение и возвращение аппаратов многоразового использования). Таким образом, для любых полетов с НОО (если они не в один конец) потребуется наличие топлива на орбите. Например, чтобы заправить до полного «Starship» требуется выполнить 12 запусков и осуществить 11 стыковок с процедурой перелива топлива. Очевидно, удобнее и выгоднее выполнить заправку один раз, пристыковавшись к орбитальной станции. И быстрое обеспечение топливом - это второе основное предназначение орбитальных станций.

Появление кораблей, которые не рассчитаны на сход с орбиты (буксиры с ядерными энергоустановками), повлечёт за собой необходимость выполнения сборочных, ремонтных операций и технического обслуживания прямо в космосе. Учитывая, что вывод более 100 тонн с Земли достаточно тяжелая задача, поэтому, чтобы собрать грузовой корабль с реактором мегаватт на 30, его придётся выводить на орбиту по частям и уже на ней выполнять крупноузловую сборку. Это третья функция орбитальной станции.

Фактически на орбите Земли и любого другого «шара», где развивается колония, необходим грузовой и пассажирский порт. Соотвественно, появляется необходимость наличия постоянного рабочего персонала, для которого требуется создать комфортные условия. Тут уже неизбежно появление «центробежной» гравитации.

В итоге, на орбитах Луны, Марса (а затем и на других обозначенных планетах) получим что-то вроде МКС, с длинными фермами причалов, ядерным реактором, полями панелей радиаторов, шарообразными баками с топливом, надувными ангарами и вращающимся тором жилых модулей. По всему этому великолепию будут постоянно передвигаться «лифты» и люди в скафандрах.

Картинки, удовлетворяющей меня с инженерной точки зрения, не нашёл, поэтому прикреплю наиболее адекватную с просторов интернета.

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

Выгоднее иметь одну международную станцию. Чем больше - тем безопаснее при выходе из строя отдельного модуля. Чем чаще на неё летают - тем дешевле снабжение и ротация людей. Станция будет расти, пока не упрется в предел по площади панелей системы охлаждения и прочность конструкции, необходимой для выполнения коррекции орбиты.

Стоит отметить: для оптимизации запусков к Луне и Марсу наклонение орбиты станции должно быть около 25 градусов, что заставляет задуматься о роли России в этом прекрасном будущем.


Полёт с Земли на Луну будет выглядеть примерно так:
- добираешься до космопорта;
- садишься на ракету;
- взлетаешь и летишь к орбитальной станции;
- отдыхаешь с зале ожидания с видом на Землю пару часов;
- пересаживаешься на корабль с метан-кислородными двигателями до Луны;
- отлетаешь от Земной станции, летишь в космосе (по времени как трансокеанский перелёт) и выходишь на Лунной станции;
- там пересаживаешься на посадочный шаттл с водородо-кислородными двигателем, и долетаешь до Лунного космопорта;
- садишься на экспресс-луноход и едешь до нужной базы.

У нас некоторые на поезде до Чёрного моря дольше ездят.

Колонизация солнечной системы Космос, Луна, Марс, Орбитальная станция, МКС, Солнечная система, Длиннопост

Картинка из интернета.

Процесс доставки на Марс посылки будет примерно следующим:
- на марсианском алиэкспрессе делается заказ;
- заказ приходит в сортировочный центр космопорта;
- его вместе с другими заказами упаковывают в стандартный космический грузовой контейнер (например, цилиндр 8x12 м) и выводят к орбитальной станции;
- там автоматические манипуляторы под присмотром оператора разместят контейнер на буксире с ионными двигателями, добавит ещё штук 11 таких контейнеров (с запасными реакторами, разными консервами, компьютерной техникой, скафандрами и прочими вещами);
- далее этот космический контейнеровоз начинает свой полёт на Марс;
- на марсианской станции его разгружают и по одному контейнеру спускают с орбиты на посадочных модулях;
- далее груз сортируют и доставляют заказ уже в жилой модуль.


Про инфраструктуру колонии в следующем посте.

Показать полностью 4
64

Лунные исследования СССР. Часть 2

Лунные исследования СССР. Часть 1

Если первые запуски автоматических станций первого и второго поколения к Луне представляли собой робкие шаги по получению первых знаний о Луне, то появление в СССР носителя тяжелого класса "Протон-К" позволило осуществлять более продуктивные миссии. На этом этапе они были направлены по большей части на научное и техническое сопровождение разрабатываемого на тот момент пилотируемого полета к Луне в атмосфере гонки с США.

Первым аппаратом, который должен был совершить полет к спутнику Земли,  был представитель семейства "Зонд" (7К-Л1). Стоит упомянуть, что изначально так именовались совершенно иные станции, направляемые к Марсу, но из-за технических причин или поставленных задач не достигшие планеты.

7К-Л1 являлся существенно облегченной версией космического корабля 7К-ЛОК, запускаемой на "Протон-К" по облетной траектории вокруг Луны, из-за ограничений носителя. На борту "Зонд" размещались биологические образцы, проводились эксперименты по дальней связи, изучению радиационного фона на борту. По причине ненадежности как самого корабля, так и носителя, ограничения миссий на фоне успешных миссий "Аполлон", пилотируемые полеты не совершались. На основе 7К-Л1 был создан 7К-Л1С, выводимый на орбиту Луны носителем Н-1 из-за неготовности базового корабля 7К-ЛОК.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

7К-ЛОК, который стал базой для корабля 7К-ОК "Союз", создавался для пилотируемого полета к Луне. В дальнейшем списке он приведен для общей картины.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

В НПО имени Лавочкина был успешно спроектирован аппарат третьего поколения лунных станций Е-8. Он представлял собой платформу, выводимую на орбиту вокруг Луны, и совершающую мягкую посадку. На платформе размещался планетоход "Луноход". Аппарат должен был проводить физико-химические исследования лунной поверхности, провести телевизионную съемку. В планах в его задачи входили функции разведки возможных мест для посадки космонавтов, радиомаяка и транспорта.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

На базе успешной платформы Е-8 было создано две модификации. Первой на свет появилась Е-8-5.  На фоне отставания в подготовке пилотируемой программы в СССР приняли решение опередить США в доставке лунного грунта. На посадочной платформе вместо самоходного аппарата разместили возвратную ракету, манипулятор для забора грунта, научное оборудование, телевизионную систему . Основная система управления была перенесена в тороидальный отсек на самой платформе. Модель Е-8-5М не имела телевизионного оборудования, а манипулятор заменили рельсовой направляющей, позволяющей брать керны с глубины до двух метров.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост
Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

В основе Е-8ЛС было положено много узлов аппарата "Луноход", в частности, герметичный отсек с размещенной на ней солнечной батареей. Основной задачей станции было изучение поверхности Луны с орбиты, с применением новой телевизионной системы, гамма-спектрометра, магнитометра, радиовысотометра.

Лунные исследования СССР. Часть 2 Космос, Луна, Амс, СССР, Длиннопост

1967 год.


27 сентября. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Из-за блокирования линии подачи топлива не запустился один из стартовых двигателей ракеты-носителя.


22 ноября. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Отказ двигателя второй ступени ракеты-носителя.


1968 год.


2 Марта. Станция 7К-Л1. «Зонд-4». Частичный успех.

Станция выполнила полет на расстояние лунной орбиты. При возвращении в атмосферу спускаемый аппарат сбился с курса из-за неисправной системы астроориентации. Станция самоуничтожилась.


22 апреля. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Из-за ошибочного включения аварийной системы во время работы второй ступени ракеты-носителя сработала САС.


14 сентября. Станция 7К-Л1. «Зонд-5». Успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу и вернулась на Землю.


10 ноября. Станция 7К-Л1. «Зонд-6». Частичный успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу. При возвращении произошла разгерметизация спускаемого аппарата, что погубило биологические образцы. При спуске в атмосфере ошибка высотометра привела к отделению парашюта на высоте 5300 метров и падению станции.


1969 год.


20 января. Станция 7К-Л1. Безымянная. Неудача.

Из-за отказов двигателей второй и третьей ступеней ракеты-носителя станция не вышла на промежуточную орбиту.


19 февраля. Станция Е-8. Безымянная. Неудача.

При прохождении этапа максимального динамического давления произошло разрушение головного обтекателя ракеты-носителя.


21 февраля. Станция 7К-Л1С. Безымянная. Неудача.

Из-за возгорания в первой ступени произошло крушение ракеты-носителя.


14 июня. Станция Е-8-5. Безымянная. Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция не вышла на опорную орбиту.


13 июля. Станция Е-8-5. «Луна-15». Неудача.

По невыясненным причинам сигнал станции прервался при выполнении посадки на лунную поверхность.


31 июля. Станция 7К-Л1С. Безымянная. Неудача.

Из-за возгорания в первой ступени произошло крушение ракеты-носителя на стартовый стол.


7 августа. Станция 7К-Л1. «Зонд-7». Успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу и вернулась на Землю.


23 сентября. Станция Е-8-5. «Космос-300». Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция осталась на опорной орбите.


22 октября. Станция Е-8-5. «Комос-305». Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция осталась на опорной орбите.


1970 год.


6 февраля. Станция Е-8-5. Безымянная. Неудача.

Ошибочная команда от датчика давления отключила двигатель второй ступени-носителя во время выведения.


12 сентября. Станция Е-8-5. «Луна-16». Успех.

Станция успешно вернула образцы лунного грунта на Землю и выполняла научную работу на поверхности Луны.


20 октября. Станция 7К-Л1. «Зонд-8». Успех.

Станция совершила облет Луны, выполнила научную программу и вернулась на Землю.


10 ноября. Станция Е-8. «Луна-17». Успех.

Станция совершила посадку на лунную поверхность и доставила планетоход «Луноход-1»


1971 год.


2 сентября. Станция Е-8-5. «Луна-18». Неудача.

Из-за чрезмерного расхода топлива на ранних этапах, связь со станцией прервалась на заключительной части посадки.


28 сентября. Станция Е-8ЛС. «Луна-19». Успех.

Станция вышла на окололунную орбиту и выполнила поставленную научную программу.


1972 год.


14 февраля. Станция Е-8-5. «Луна-20». Успех.

Станция успешно вернула образцы лунного грунта на Землю и выполняла научную работу на поверхности Луны.


23 ноября. Станция 7К-ЛОК. Безымянная. Неудача.

Взрыв первой ступени ракеты-носителя.


1973 год.


8 января. Станция Е-8. «Луна-21». Успех.

Станция совершила посадку на лунную поверхность и доставила планетоход «Луноход-2»


1974 год.


2 июня. Станция Е-8ЛС. «Луна-22». Успех.

Станция вышла на окололунную орбиту и выполнила поставленную научную программу.


28 октября. Станция Е-8-5М. «Луна-23». Неудача.

Станция совершила жесткую посадку на лунную поверхность, что привело к отказу некоторых систем, грунтозаборного устройства и взлетной ракеты.


1975 год.


16 октября. Станция Е-8-5М. Безымянная. Неудача.

Из-за отказа Блока Д станция не вышла на опорную орбиту.


1976 год.


Станция Е-8-5М. «Луна-24». Успех.

Станция успешно вернула образцы лунного грунта на Землю и выполняла научную работу на поверхности Луны.


Это был последний аппарат, посланный к Луне СССР.

Показать полностью 4
310

Человека - в космос

Ответ на вопрос, что делать человечеству на других планетах.

Человека - в космос Космос, Человечество, Луна, Марс, Полёты в космос, Длиннопост

Предлагаю рассмотреть вопрос колонизации соседних планет и спутников с точки зрения мотивации, не касаясь финансовой стороны вопроса. В моем понимании, денежный вопрос вторичен, зависит от существующих технологий и степени необходимости осваивать космические просторы.

Рассмотрю 2 сценария для каждого из которых присутствуют свои интересы на солнечную систему:
- первый для текущего политического положения, где все страны практически конкурируют между собой;
- второй для объединённого в одну глобальную страну мира (утопическая, а может и антиутопическая перспектива, но возможная).


«Каждый сам за себя»
В данной концепции основной движущей силой является конкуренция стран: военная, экономическая и политическая.

Человека - в космос Космос, Человечество, Луна, Марс, Полёты в космос, Длиннопост

Основным фактором развития космоса а ХХ века было военное и политическое соперничество США и СССР.
Гагарин полетел (далее грубое обобщение) вместо фоторазведовательной аппаратуры на ракете, которая предназначалась в своей базе для доставки ядерных боеголовок старым союзникам. Армстронг гулял по Луне, лишь для того, чтобы у США тоже был свой «первый человек».
Станция «Мир» и «Space Shuttle» - последствия все той же военно-политической конкуренции.

Сейчас XXI век, глобальные игроки сменились. Теперь «первый человек» требуется уже Китаю, деньги и технологии есть, осталось подождать. И для этой цели вполне подойдёт создание небольшой лунной базы или полёт к Марсу. Сразу город на Луне не построят, но запустят цепную реакцию, где США (и тем кто потянет) придётся отвечать. Каждый полёт, каждый новый модуль - это совершенствование технологий освоения космоса, что позволит, сделав «небольшой шаг для человека», через некоторое время «протоптать тропинку», а потом и «проложить автобан» на другие планеты.

Другой аспект - экономический. Фактически, Луну и Марс можно рассматривать как Америку, когда ее начало осваивать Европейцы. Принцип будет простой: кто первый территорию занял - тому она и будет принадлежать. Нужна она или нет, покажет время, а соорудив серию баз по периметру - можно половину видимой стороны Луны сделать своей. Но это произойдёт, естественно, после создания необходимых технологий.


«Один за всех»
Главная мотивация объединённого человечества (предполагаем, что это позитивный сценарий, а не тотальное угнетение) - выполнение глобальных задач и научное развитие (второе, конечно, маловероятно)

Человека - в космос Космос, Человечество, Луна, Марс, Полёты в космос, Длиннопост

Когда мир объединён и целью правящего класса является прибыль - то эксплуатировать остаётся только своих граждан. Чтобы прибыли было много и постоянно, а граждане не сильно возмущались, нужно ставить глобальные задачи, в выполнении которых задействованы огромные массы людей. Но что еще более важно, эти глобальные задачи должны нравятся людям. Идеальный пример - колонизация Марса: строим металлургические заводы, химические, конвейеры по производству ракет и космических кораблей, вводим налог на освоение космоса для спасения человечества и устраиваем лотерею для полетов на Марс - и все счастливы. Все работают для великой цели, а прибыль с ракет идёт.

Научное развитие - самый лучший вариант. Познаем другие планеты, ищем внеземную жизнь, вместо Эвереста покоряем Олимп. Авианосные соединения, ядерное оружие и прочие средства уничтожения иностранных партнеров в рамках единого мира строить уже не надо, и ресурсы можно перенаправить на космическую сферу. Ну и очевидное для науки - заселяем другие планеты, чтобы если прилетит метеорит/комета или иной «конец света», то сохранить человечество как вид.


Варианты, при которых человечество начнёт осваивать космос, есть и для них понятна мотивация. Так что вполне вероятно, следующее поколение уже будет иметь постоянные базы вне Земли.


В посте использованы кадры из к/ф «Планета бурь».


PS:
@Uberkreatur написал пост Космическая экспансия человечества
В нем разобраны кратко экономика и мотивация для космической экспансии. Кому тема космической экспансии интересна - советую прочитать.

Показать полностью 2