Найдены возможные дубликаты

+5

Нисколько не пытаюсь умалять героизма воинов, но касаемо самого поста: ты сам-то много героев Куликовской битвы помнишь? Или войны 1812 года?

раскрыть ветку 1
0

весь изюм этого поста в вашем комменте.

+3

Потому что этих героев, пока они ещё живы, забывает их же страна. Кроме 9 мая, естественно.

раскрыть ветку 1
-1

Да и не осталось уже этих героев

+1

Весь мир воевал с этими героями. С хуя им их помнить?

ещё комментарии
0
Странно, до 9-го вроде далеко еще. ТС, ты чего это?
-8
Здесь ничего такого нет. Если вы все и в правду забывают тех кто воевал ради нас.
-6
Комментарий удален. Причина: оскорбление пользователей.
раскрыть ветку 1
+1

@moderator, ну, вы в курсе что делать с этим экземпляром

ещё комментарии
-3

Название первого фильма не знаю, что самое интересное, второй - "А зори здесь тихие" :)

ещё комментарии
Похожие посты
170

ПАТРОН БЕЗ ГИЛЬЗЫ для какого оружия такой делался в XX веке

Далеко не каждый человек хотя бы видел такие странные боеприпасы для стрелкового оружия, как те, что изображены на фотографии. Вещь действительно исключительная редкая. В том числе по причине того, что широкого распространения она так и не получила. Впрочем, все это ни в коем случае не делает ее менее интересной для рассмотрения.


После Второй мировой войны оружейные мастерские со всего света пустились «во все тяжкие» и принялись с невиданным ранее упорством экспериментировать в области создания принципиального нового патрона. В начале 1970-х годов немецкая оружейная компания Heckler&Koch инициировала еще один проект-попытку по созданию перспективного оружия завтрашнего дня. Конечно же, оружие будущего требовало и невиданный ранее патрон.

ПАТРОН БЕЗ ГИЛЬЗЫ для какого оружия такой делался в XX веке Оружие, Война, Факты, Интересное, Армия, Солдаты, Необычное, Автомат, Видео, Длиннопост

Изображенный на фотографии боеприпас странной конфигурации – это патрон к автомату HK G11, который как раз и появился в рамках упомянутой выше конструкторской инициативы. Почему же он именно такой? Все просто, боеприпас к G11 – это попытка создания безгильзового патрона. Предполагалось, что вместо традиционной гильзы из стали или латуни будет использоваться призматическая коробочка из пороха. Покрывалась она не бумагой, не деревом и даже не пластиком, а специальным сгораемым лаком. Инженеры предполагали, что этого будет достаточно для обеспечения живучести патрона.

ПАТРОН БЕЗ ГИЛЬЗЫ для какого оружия такой делался в XX веке Оружие, Война, Факты, Интересное, Армия, Солдаты, Необычное, Автомат, Видео, Длиннопост

Однако, немцы ошиблись. Несмотря на то, что идея оказалась очень интересной, попытка создания безгильзового боеприпаса для стрелкового оказалась провальной. Причудливый патрон даже после нескольких этапов улучшения оставался крайне ненадежным в полевых условиях. Куда важнее, что он с завидной регулярностью становился причиной выхода из строя самой штурмовой винтовки. Во время сгорания боеприпас выделял слишком много тепла и производил чудовищное количество копоти, что не лучшим образом сказывалось на оружии. В итоге проект был закрыт.

ПАТРОН БЕЗ ГИЛЬЗЫ для какого оружия такой делался в XX веке Оружие, Война, Факты, Интересное, Армия, Солдаты, Необычное, Автомат, Видео, Длиннопост
Показать полностью 2
229

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв)

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

21 год

Наверное пришло время рассказать об одном из самых важных дел своей жизни.Говорят, что человек в своей  жизни должен сделать три дела. Но, я совершенно неожиданно для себя, сделал ещё одно.

75я годовщина Великой войны, 75 лет забвения лётчика Ивана Владимировича Дегтярёва.

Летом 2017 года произошло одно необычное событие, которое повлекло за собой целый ряд других, затронувших один небольшой эпизод Великой Отечественной войны. А может, и вся война состояла из таких маленьких эпизодов?

Но давайте обо всём по порядку. В июне 2017 года в нашей школе раздался телефонный звонок. Татьяна Александровна, наш учитель русского языка и литературы, с удивлением выслушала от Чердакова Евгения Александровича, жителя Тамбовской области, о поисках могилы родственника, погибшего в годы войны на территории нашего села. Это было настолько неожиданно, что Татьяна Александровна даже немного растерялась. Но потом дала мой номер(учителя истории). Получив этот запрос от родственника пропавшего лётчика, у меня  возникло желание помочь этим людям. Легко сказать помочь, но как? С момента гибели пилота прошло 75 лет. Очевидцев ,скорее всего, не осталось в живых, а те ,кто остались, вряд ли что-то помнят. Слухи, о похороненном на местном кладбище в годы войны военном лётчике ходили давно, но место захоронения точно было неизвестно. Я начал собирать информацию, опрашивать старожилов. Буквально первый человек, Саункин Владимир Андреевич дал очень ценную информацию. По его словам, в годы войны в районе Веряева был запасной военный аэродром, регулярно совершались учебные полеты. В декабре 1942 года, в Нестеровском лесу,(место Широкий Луг) совершая полёт, разбился самолет АН-2(«кукурузник») с двумя пилотами на борту. Пилот погиб, штурман выжил. Летчика ещё живого привезли в село, вызвали врача из Пителино. Но ему оставалось только констатировать смерть. Штурмана тут же арестовали особые органы для выяснения всех обстоятельств. Всё- таки падение самолета во время войны могло быть диверсией. Причины катастрофы Владимиру Андреевичу были неизвестны. Обломки самолета привезли к спиртзаводу, где они лежали ещё долгое время. Дальнейшие расспросы других жителей села (Александр Тамбовцев, Владимир Попов, Валентина Спиряева и многие другие), только дополняли картину. Хотя версии иногда отличались. По одним данным, крушение самолета произошло не на Широком лугу, а на Большом поле, тоже в Нестеровском лесу. А это два разных места. По поводу обломков самолёта есть так же некоторая путаница. Тогдашние мальчишки, которым сейчас за 70, рассказывают, что самолёт никто не вывозил, они сами на тачках перевозили металл на пункт приёма. Большое количество времени, прошедшего с тех пор, не позволяет точно выяснить все эти детали. В сборе информации, очевидно, помогали какие- то высшие силы. Оказавшись по своим делам на местном кладбище, я совершенно случайно (или не случайно?) встречаю трех ( !) людей, которые достаточно уверенно показывают место захоронения погибшего лётчика. Стела со звездой (которую ещё в 60х годах прошлого века сделали рабочие местного спиртзавода) была неухоженной, долгие годы никто за могилой не следил. Таблички с данными не было на месте. Сейчас, после проведенных дополнительных исследований, можно утверждать, что это именно та могила. Других вариантов просто нет. На кладбище в Веряево также есть захоронения летчиков, но все могилы подписаны, Дегтярёва там нет. Учащимися Нестеровской школы была проведена уборка, очистка могильной территории. Выяснилось, что памятник находится в очень плачевном состоянии, кирпичное основание полностью разрушено. Вся конструкция держится на кустах сирени. Вся информация передавалась родственникам погибшего летчика. Те, в свою очередь, многое рассказали о нем, прислали письма, документы, фотографии. Местный краевед Василий Валентинович Кашаев, который достаточно хорошо знает историю района (собственно говоря, он один ей и занимается) был просто шокирован этой невероятной историей. Он и представить не мог что на Нестеровском кладбище уже 75 лет похоронен безвестный военный летчик. Он провел свое расследование и написал два очерка в местную газету . Вот некоторые выдержки из этой статьи.

Любимый первенец большой семьи

Иван Дегтярев родился 21 сентября 1921 года в селе Ново-Козмодемьянское (ныне Первомайского района Тамбовской области), в обычной крестьянской семье. Для молодоженов Владимира Моисеевича и Марии Степановны он стал желанным первенцем. Они уделяли ему все тепло сердец, пестовали и берегли, как только могли. «Что ж такого?» – возразят иные.

Дело в том, что после рождения первенца, семью словно преследовало роковое заклятье: все последующие дети умирали в грудном либо годовалом возрасте. Поэтому родители с таким трепетом и любовью относились к Ванюше. Только шестой по счету ребенок избежал роковой участи. А в итоге из 13 детей выжили пятеро сыновей: Иван, Виктор, Леонид, Николай и Василий. Но, увы, и из них ныне никого уже нет – все отошли в мир иной.

Ваню призвали на армейскую службу в 1940 году. Через несколько месяцев направили в Кировобадскую военную школу пилотов, где он стал осваивать управление многоцелевым бипланом У–2. Но тут грянула война. Грозный и беспощадный враг вероломно напал на нашу страну. Доучиваться курсантам авиашколы пришлось в ускоренном порядке.

Из архивных документов выясняется, что комсомолец Иван Дегтярев пошел на фронт добровольцем. Его зачислили в 172-й смешанный авиационный полк. Молодой летчик на переделанном под легкий бомбардировщик У–2 вылетал на разведки вражеских позиций и ночные бомбометания, защищал подступы к Москве. Но главные бои ждали впереди.

Получить медаль не успел…

К январю 1942 года немецко-фашистские полчища удалось отбросить на 100–250 километров от столицы нашей Родины. Перед советскими войсками ставилась задача окружить и разгромить главные сила группы армий «Центр», для чего были разработаны и проведены Ржевско-Вяземская (8.01–20.04) и Ржевско-Сычевская (30.07–23.08) наступательные операции.

В то время 172-й авиаполк входил в состав 33-й армии Западного фронта. Наш земляк участвовал в обеих операциях, но особенно отличился во второй.

Замысел советского командования предусматривал ударами войск левого крыла Калининского фронта и правого крыла Западного фронта на сычевском направлении разгромить основные силы врага, удерживающие стратегически важный плацдарм – так называемый Ржевский выступ. Частям Красной Армии не удалось добиться заметного продвижения, однако они сорвали контрудар противника, нанесли ему поражение и за¬ставили перейти к обороне.

Летал в тыл противника, говорится далее в документе, к частям Красной Армии, несмотря на ураганный обстрел и плохие метеоусловия, доставлял советским бойцам продукты питания, боеприпасы, медикаменты, эвакуировал раненых. Шесть раз ночью садился на не¬оборудованные площадки.

Два раза летал на разведку. Несмотря на сложность полета и обстрел орудиями 3-й армии противника, задания выполнил: зафиксировал огневые точки и передвижения войск.

А в одном из боевых вылетов на бомбометание самолет Дегтярева получил серьезные повреждения мотора и плоскости крыла. Экипажу грозила вынужденная посадка на территории врага, но применяя все пилотное мастерство, Иван дотянул самолет до линии фронта и благополучно посадил его. После замены мотора и необходимой починки крылатая машина снова встала в строй.

Командование представило отважного летчика к ордену Красной Звезды, но на самом верху – в Президиуме Верховного Совета СССР приняли иное решение и заменили орден на медаль «За отвагу». Кстати, Иван об этом знал, но получить награду не успел – помешала смерть, подкараулившая его весьма далеко от линии фронта. Вот что он писал в последнем своем письме домой:

«5.12.42 г. Добрый день! Здравствуйте дорогие папа, мама, братишки Леня, Витя, Коля, Вася. Пишу я вам письмо и посылаю горячий привет и с ним массу наилучших пожеланий в вашей жизни и работе…

Папа, вы пишите, что может, мне нужны теплые вещи: носки и т.д. Спасибо, но этого не надо. Здесь дали все. Папа, вы также просили, чтобы я написал, долго ли буду на этом месте. Сообщаю, что недолго, а подробно не могу сообщить. Как только переучусь, так снова поеду на фронт. А пока больше писать нечего. Пишите, я жду ваших писем. С приветом и горячим поцелуем ваш (подпись).

Начал 5.12.42, кончил 8.12.42 г. Смех.

Могу сообщить предварительно. Меня наградили медалью «За отвагу», а посылали на звезду. Но что-то не вышло. Я жду ваших писем».

Правительственную награду за сына получил в военкомате отец.

Последний полет

Несмотря на десятки боевых вылетов, пилотных навыков лейтенанту Ивану Дегтяреву не хватало. Особенно учитывая ускоренное (ввиду начавшейся войны) прохождение курса в Кировобадской школе пилотов. И вот в конце 1942 года его направили на переподготовку в 3-й отдельный учебно-тренировочный смешанный авиаполк, базировавшийся на аэродроме села Алешино Сасов¬ского района.

Конечно, пареньку очень хотелось побывать в отчем краю, повидать родителей, братишек, друзей – ведь до дома всего-то чуть более ста километров. Но не в меньшей степени тянуло побыстрее вернуться в действующую армию на фронт, бить и гнать ненавистного крага до самого его логова.

Увы, ни первое, ни второе желания не исполнились. Их перечеркнула черная дата 17 декабря 1942 года.

О гибели Ивана родные узнали из скупых строк официального извещения. Не смог сообщить причин и обстоятельств крушения самолета и друг пилота Алексей Агишев. Вот выдержки из его письма от 24.01.43 г.

«Здравствуйте, Владимир Моисеевич! Шлю Вам пламенный красноармей-ский привет и желаю успехов в вашей работе. Я давно собирался Вам написать, но в связи с некоторыми изменениями в нашей жизни задержался, за что, прошу Вас, извините.

Я неизвестный Вам, но близкий друг нашего всеми уважаемого Вани по боевой работе. Считаю своим долгом написать Вам письмо и сообщить более подробно о его боевой работе. С Ваней я около 6 месяцев находился в действующей армии, где часто летали на пару на бомбардировку объектов врага. И жили вместе на одной квартире, и спали на одной койке. Таким образом, мы стали неразлучными друзьями.

О его боевой работе можно судить из того, что по приказу Западного фронта Ваня был награжден правительственной наградой медалью «За отвагу», которой при жизни не мог получить…

Когда ехали в г. Сасово, в Москве вместе сфотографировались: я, Ваня и мой штурман Петя. Если удастся получить, то постараюсь вам выслать. После приезда в Сасово ездили в командировку в г. Алатырь, где 15 суток жили вместе. Оттуда перегнали машины в Сасово – куда прибыли 4-го декабря. 17 декабря в 3 часа дня не стало нашего любимого боевого друга Ивана Владимировича Дегтярева. Очень тяжела нам, Владимир Моисеевич, утрата нашего любимого друга, еще очень молодого Сталинского сокола. Он еще много-много сделал бы полезного…».

А вот строки из второго письма от 20.02.43 г.

«Причина гибели Ивана Владимировича, как предполагает комиссия (а лично никто не видел): во время полета по маршруту с штурманом шли очень низко и при этом против солнца, которое сильно мешает смотреть вперед. Вследствие этого крылом ударились об дерево, и машина упала. На место катастрофы летал командир части капитан Шмаков. Он собрал вещи, привез в Сасово, откуда выслали Вам…

Иван Владимирович погиб в 20–25 км севернее города Сасово, в д. Пителино, где и похоронен. Мы просили командование, чтобы привезли тело покойного в г. Сасово и похоронили там, но командование отказало.

Вот вкратце его последний путь… Все, конечно, трудно передать через письмо. Если останусь живым, то будет возможность встретиться, так как на родину ехать мне через Тамбов».

Увы, встреча Алексея Агишева и Владимира Моисеевича Дегтярева не состоялась. Что стало с другом летчика, неизвестно.

Родственники погибшего лётчика выясняли, как можно увековечить память героя. Бюрократическую машину очень сложно разогнать, но у нас получилось. Совместными усилиями собрали деньги, договорись с рабочими. В мае 2018 го был установлен памятник. Родственники летчика на День Победы приехали на торжественное открытие.Ещё одним тёмным пятном в истории стало меньше. Мой маленький вклад в Великую войну)

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Дегтярёв с товарищем.

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

За два месяца до гибели.

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Родители

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Первоначальное состояние памятника

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк
75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Привели в нормальное состояние.

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк
75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк
75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк

Благоустройство памятника 9 мая 2018 года

75 лет забвения(лётчик И.В.Дегтярёв) Война, Великая Отечественная война, СССР, Россия, Память, История, Реальная история из жизни, Длиннопост, Бессмертный полк
Показать полностью 10
155

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

75 лет назад, в апреле 1945 года, начался штурм Берлина. Почему советские войска пошли на штурм и были ли у них другие альтернативы — в нашей статье.


Последняя военная весна


Прежде всего — что творилось на фронтах Европы к апрелю сорок пятого? Части Красной армии стояли на Одере в 70 километрах от Берлина. Группа армий американского генерала Брэдли окружала немцев в промышленном районе Рура. Войска британского генерала Монтгомери били их же на юге Голландии.


То есть Третий рейх находился на последнем издыхании — война шла уже на его землях.

Единственный остававшийся союзник — Венгрия — тоже уже был разбит.


Так может, не стоило и брать Берлин? И так победили бы?


Не всё так просто.


Да, рейх уже помирал — но ещё не сдох.


На 1 апреля «под ружьём» у Германии, по советским подсчётам, было почти четверть тысячи (248, если точно) дивизий и бригад, не считая запасных и резервных частей.

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

На защиту Берлина шли последние резервы — даже из Восточной Пруссии. Речь всё ещё шла о многомиллионной армии. Пик военного производства в Германии пришёлся на 1944 год, и запасы ещё позволяли воевать.


География войны


Чем являлся Берлин весной 1945 года?


Это был один из крупнейших городов мира. По площади — даже больше тогдашнего Нью-Йорка и второй город после Большого Лондона.


Берлин — самый значимый промышленный центр и узел дорог Германии. Одних только железных дорог к нему сходилось пятнадцать! В городе и пригородах — до тридцати вокзалов, более 120 станций, 80 километров метро — с глубиной станций до 15-17 метров.


В Берлине было две трети электротехнической промышленности рейха — знаменитых по сей день концернов «Сименс» и АЕГ. Шестая часть всего машиностроения. До двадцати больших военных заводов, от Шпандау до фирм Хейнкеля и Даймлер-Бенц. Танки, пушки, самолёты, авиамоторы, снаряды.


И что же нам со всем этим богатством было делать?


Вариант первый. Осада


Не штурмовать Берлин, а обложить город.


Но вокруг Берлина и в самом городе было множество каналов, рек, озер и лесов. Глубина обороны немцев — больше ста километров. Каждый населённый пункт превратили в крепость. Свободного пространства для манёвра наступающих войск просто не осталось.

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

Немцы отлично знали, что судьба Берлина решается на Одере. То есть уже прорыв фронта и борьба против основных вражеских сил под Берлином обошлись бы нашим войскам недёшево. В реальности именно отсечение группировки войск от города позволило взять Берлин быстро и с малыми потерями.


Допустим, мы окружили Берлин. И что? Немецкий гарнизон Бреслау держался с 13 февраля по 6 мая 1945 года, Познани — месяц. За Будапешт сражались с октября 1944-го по февраль 1945 года. А складов продовольствия и боеприпасов в Берлине, по немецким оценкам, хватило бы на месяц.

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

Ждать, пока немцы сдадутся от голода и болезней — это однозначно огромные жертвы среди мирного населения, что показала ещё осада Парижа во франко-прусской войне. Казалось бы — «чего их басурман жалеть?».


Но тем временем гарнизон Берлина и войска вне кольца окружения изо всех сил пытались бы прорваться навстречу друг другу. Причём они сохранили бы управляемость и снабжение, и наши жертвы оказались бы огромными. Война продолжилась бы и на других фронтах — а это означало бы новые потери. Вовсе не надо думать, что Берлин был единственным местом, где продолжалась война. Вермахт имел мощную группировку в Чехословакии, ещё не сдалась Курляндия, ещё оставались войска на севере Германии. Насколько опасными могли быть их удары? Параллельно битве за Берлин немцы устроили контрудар под Бауценом, под который попали в основном польские части и некоторые соединения советских войск. Эту атаку купировали, но к тому моменту немцы уже успели устроить небольшой котёл и перемолоть несколько тысяч поляков за считанные дни, да и русские ушли из Бауцена не без потерь. Короче говоря, вермахт был опасен не подростками, которые сидели на чердаке и тискали потными ладошками фаустпатрон в ожидании ИС-2, а наносящими собственные удары танковыми и пехотными дивизиями. Которые всё ещё существовали и пытались проявлять активность. Эти челюсти конвульсивно двигались до самого конца.

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

А штурм Берлина — это быстрый способ лишить сотни германских дивизий на всех фронтах смысла сопротивления. Конец обороне Берлина — конец войне. Вермахт воевал, пока существовала направляющая его воля. Брось скальп фюрера к ногам народов мира, разгони генштаб — и армия быстро развалится.


С штурмом управились за десять дней. Дальше немецким войскам оставалось только сдаться.


Взяв Берлин, советские войска лишили Третий рейх важнейшего символа, а заодно и промышленности. Даже если Гитлер убежал бы куда-нибудь в Альпы — без заводов и транспорта Берлина рейх был уже окончательно обречён. Чем отбиваться? Но он и не убежал.


Нужно сделать важное уточнение. Берлин имел совершенно не адекватный своим размерам гарнизон. Конкретную численность в царившем хаосе определить сложно, орднунгу наступил полный капут, но речь максимум о ста тысячах человек. Это формально довольно много, но им приходилось защищать огромный периметр, а главное — что это были за люди. В Берлин отступили остатки нескольких дивизий, считанные регулярные батальоны пробились в город в последние дни перед окончательным окружением, так что собственно солдаты и офицеры из этой орды — меньшая часть. Остальное — фольксштурм: поставленные в строй пожарные, аврально мобилизованные люди нежного или, наоборот, преклонного возраста (кто ещё может ходить и кто уже может ходить), недорезанные коллаборанты и тому подобная мощная публика. Оказать жёсткое сопротивление это воинство не могло — и не оказало. Именно поэтому мегаполис пал за десять дней. Беречь такую непрочную крепость и водить вокруг неё хороводы ради удовольствия помахаться лишних несколько недель с регулярными силами вермахта на периферии — откровенно странная идея.

Вариант второй. Ландшафтный дизайн


Снести Берлин бомбами и снарядами.


Пробовали — не вышло. Уже к апрелю 1945 года благодаря налётам союзной авиации многие районы Берлина лежали в руинах на 60, 80, а то и 90 процентов. Но немцы всё равно не сдавались. Причём разрушения только облегчали им оборону среди руин — например, всё пожароопасное уже по большей части сгорело.

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

К тому же практика показывает, что как ни обстреливай, всё равно кто-то жив останется, стопроцентного разрушения не добьёшься, как ты их ни дубась. По Рейхстагу палили из стволов всех калибров — мастерски, с большой любовью к профессии панк-урбаниста и не жалея снарядов. И всё равно, чтобы в итоге предаться стрит-арту на стенах немецкого парламента, советским граффитистам пришлось входить туда пешком и убивать фанатов чистых стен руками. Так что как ни бомби, штурм в итоге будет. Благо орудий и снарядов у РККА в 45-м было столько, что за короткий срок на головы арийцам вываливали дикое количество стали — такое, что День артиллерии под Сталинградом на этом фоне — лёгкий, почти эротический массаж, и пехоте после такой подготовки было гораздо проще работать.


А дустом, дустом не пробовали?


Вариант третий. Боевая химия


Владимир Владимирович Маяковский ещё в 1924 году предсказывал химическую бомбардировку Берлина с беспилотных американских аппаратов:


Скорость —

шестьсот пятьдесят километров.

Девять

тысяч

метров —

высота.

Крыша

рейхстага,

сиявшая лаково,

в две секунды

стала седая.


Правда, реальное химическое оружие по эффективности сильно уступало фантастическому. А Берлин — очень большой город, порядка 90 тысяч гектаров.


Тем не менее, можно было попробовать залить Берлин стойкими отравляющими веществами, например ипритом. Подвешиваем выливные баки или бомбы под сотни бомбардировщиков — и летим. Газовая завеса продержится несколько дней.

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

В апреле 1945 года у авиация США на складах в Англии было свыше 300 тысяч 50-килограммовых бомб М47 с ипритом, 13 тысяч бомб по 227 кило и 36 тысяч 450-килограммовых бомб. Всего около 17 тысяч тонн ядовитой начинки.


Однако залить газами не только улицы, но и подземные убежища, станции и тоннели метро Берлина было бы весьма сложно.


И как потом убирать миллионы трупов? А чистить огромный город? А главное, для немцев химические атаки не были чем-то невиданным — гражданских-то навалим уйму, дурацкое дело нехитрое, а вот с военными большой вопрос.


Хотя, раз уж мы тут имажинарный мир строим, «придумайте, какую ещё гадость сделать арийцу» — окурить какой-нибудь дрянью «флактурмы», башни ПВО, было бы, пожалуй, и неплохо. Только долго окуривать и непрерывно — всё равно сутки напролёт в противогазе не просидишь. Да и зачем иприт (хотя…), обычная слезогонка. Главное — масштаб. Я бы лично загадил башни ПВО слезоточивым газом хотя бы ради заголовков. «Выходя из башни, штандартенфюрер не мог сдержать слёз». «Даже гестаповцы рыдали, покидая флактурм». Да.

Вариант четвёртый. Атомная бомба


Ещё Герберт Уэллс в романе «Освобождённый мир» описал уничтожение именно Берлина «большой атомной бомбой» — которую надо поднимать обеими руками и прокусывать её втулку зубами. Примечательно, что роман вышел ещё до Первой мировой войны — в 1914 году.


А в годы Второй мировой отметился другой фантаст — Хайнлайн. В его «Никудышном решении» Берлин тоже с воздуха посыпают радиоактивной пылью. Третьему рейху конец. Фюреру тоже.


Но вот беда. В нашей реальности первый атомный взрыв на полигоне осуществили только 16 июля 1945 года — спустя более, чем два месяца после капитуляции рейха. Боевое применение — и того позже.


Что же — ждать лета? А если одной бомбы не хватит? Тогдашняя атомная бомба — это не ядерные боезаряды разгара холодной войны. А Берлин — это не Хиросима с плотной застройкой из палок и других сомнительных стройматериалов. Тут камень, нюка того эффекта не даст.


Даже на учениях конца 50-х годов после атомного удара оборону большого города класса Кёнигсберга добивали обычным оружием.

Реальность и альтернатива: почему надо было брать Берлин История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Берлин, Длиннопост, Политика

Так что Красная армия выбрала самый быстрый и надёжный способ. Взятие Берлина поставило во Второй мировой войне в Европе победную — и неоспоримую — точку.


Источник

Показать полностью 7
862

Почему 9 мая?

Решил напомнить, может не все знают. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Берлине был подписан "Акт о капитуляции" Германии, что ознаменовало окончание Второй мировой войны в Европе. Почему в Европе и России День Победы празднуют в разные даты?
Как известно из истории Второй мировой войны, в ночь на 7 мая 1945 года гитлеровская Германия официально признала свое поражение. В тот день в 02.40 по среднеевропейскому времени во французском городе Реймс был подписан акт о капитуляции Германии. От имени Германии документ подписал генерал Альфред Йодль, капитуляцию приняли представители союзников по антигитлеровской коалиции – американский генерал Беддел Смит и советский генерал-майор Иван Суслопаров.
Как только стало известно о подписании акта о капитуляции Германии, в Европе, а затем и в США началось спонтанное празднование и всеобщее ликование, особенно бурными торжества были в Лондоне, а затем и в Нью-Йорке – там на улицах собрались миллионы ликующих людей.
Однако советского лидера Иосифа Сталина подписанный в Реймсе документ не удовлетворил, как недостаточно отразивший роль Красной армии в победе над нацизмом. Сталин потребовал подписания нового акта, и по его приказу маршал Победы Георгий Жуков принял в Берлине общую капитуляцию представителей всех родов войск поверженной Германии. От Германии берлинский акт о капитуляции подписали генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, а также руководство люфтваффе (немецких ВВС – прим. Baltnews) и военно-морских сил Германии. Под документом поставили свои подписи представители союзников – США, Великобритании и Франции.
Берлинский акт о капитуляции был подписан в ночь с 8 на 9 мая, в 00:43 по московскому времени, то есть в Москве фактически уже началось 9 мая. Отметим, в Европе это было в 23:43 по среднеевропейскому времени, то есть там еще не закончилось 8 мая.
В Советском Союзе первый (реймсский) акт о капитуляции стали официально именовать "предварительный протокол о капитуляции Германии", а праздник стали отмечать 9 мая – когда был подписан берлинский акт о капитуляции, инициированный Сталиным. В Европе и США по-прежнему отмечали День Победы 8 мая.

Почему 9 мая? Великая Отечественная война, Война, Россия, Победа, СССР
182

Едва успевший на войну. Ил-10 в битве за Берлин

Автор: Никита Баринов.

Дата написания: 08.04.2020.


Практически всю войну авиаторы хотели штурмовик, такой же как Ил-2, но с перламутровыми крыльями (зачёркнуто) более скоростной, с бронированием стрелка и ещё кучей улучшений. Наконец-то сбылись мечты народные (ну почти) и в Битве за Берлин дебютировал новый штурмовик Ил-10. Как он показал себя в сражении за логово Зверя?!


Штурмовик на замену Ил-2 начали делать уже в 1942 году, но путь их в войска оказался очень тернистым. До фронта Ил-10 добрался только перед Берлинской операции и то в составе всего одного полка.

Едва успевший на войну. Ил-10 в битве за Берлин Cat_cat, История, Авиация, Великая Отечественная война, Война, СССР, Длиннопост

Почти такие участвовали в битве за Берлин. Правда, на фото более поздний Ил-10М. Фото из музея в Монино.


Похоже, личный состав был неплохо подготовлен, так как во время операции пикировали на цель с углом от 15 до 50 градусов. При этом Ил-2 позволял пикирование только с углами до примерно 30 градусов.


Недостатком была относительно небольшая бомбовая нагрузка. Летали - максимум с 400 кг, минимально - 200 кг, а в среднем 290 кг. Использовали только бомбы ФАБ-100, более тяжёлые ФАБ-250 не использовались, хотя штурмовики той же 2 воздушной армии использовали довольно часто. Частично ограничения нагрузки объяснялись довольно плохим аэродромом, на котором базировался полк. Его размеры составляли всего 1000 * 300 м и имел рыхлый песчаный грунт. Второй аэродром полка был ещё хуже и с него летали только с 250 кг бомб.

Едва успевший на войну. Ил-10 в битве за Берлин Cat_cat, История, Авиация, Великая Отечественная война, Война, СССР, Длиннопост

Использованные полком боеприпасы


Фотоконтроль результатов осуществлялся, но большинство снимков вышли неудачными из-за недостаточной тренировки личного состава. Зато невыход на связь иногда объяснялся перегоранием предохранителей и неудобностью настройки.


В итоге сбито было 2 самолёта, столько же потеряли от аварий. Ещё 6 вынужденных посадок и одна потеря ориентировки. В общем, пока своя матчасть оказывалась более страшным врагом, чем зенитки или истребители противника. Плюсом Ил-10 было то, что прикрывающие их истребители могли не маневрировать во время полёта, что было необходимым при прикрытии Ил-2 из-за низкой скорости. Впрочем, истребители противника всего пять раз пытались атаковать Ил-10, так что это преимущество по-настоящему не раскрылось. Один раз Фокке-Вульфы, видимо, приняли их за истребители и сами ушли. Другой раз атаковали отставший самолёт и, несмотря на огонь стрелка, добились 6 пулемётных и 1 снарядного попадания в плоскость. Легко догадаться, что посчитали попадания после успешного приземления на своём аэродроме. При этом пробоину оценили в 23 мм. Такого калибра ни немецкие зенитки ни истребители не имели, так что невозможно сказать, кто нанёс это повреждение. А вот пулевые отверстия - скорее всего от огня истребителя, вероятность попасть пулей с земли исчезающе мала.


Ещё раз уже Ил-10 в условиях дымки встретили некие самолёты, которые не сумели опознать и те ушли с повышенной скоростью. Впоследствии выяснили, что это были Fw-190D с двигателями водяного охлаждения.


Стрелки Ил-10 даже при почти полном отсутствии воздушного противника, без дела не сидели, периодически стреляя, очевидно, по наземным целям. За операцию было израсходовано 580 патронов БС - слишком много для всех 5 коротких случаев встречи с истребителями. Впрочем, можно посмотреть это и с другой стороны. 580 патрон на 34 самолёта это менее 20 патронов на каждый самолёт. Из-за редкости встреч с истребителями противника кассеты авиационных гранат ДАГ-10 не были вообще использованы. Впрочем, это оружие было не очень эффективно и при том имело опасность поразить свои собственные самолёты.


Плюсом Ил-10 в сравнении с Ил-2 была большая скорость. В районе цели держали скорость 380 км/ч, что существенно больше, чем у Ил-2. Это позволяло прикрывающим истребителям не маневрировать, как при прикрытии Ил-2. Благодаря большей скорости и манёвренности Ил-10 могли вести активный бой с истребителями противника. Тем не менее, признавалось, что Ил-10 требуют прикрытия истребителями в той же мере, как и Ил-2.


Ввод в пикирование происходил при несколько большей скорости, чем у Ил-2 - 350 км/ч вместо 320 км/ч, а выход - при 420-600 км/ч (в разных местах документа указаны разные числа 420-550 и 550-600 и просто 600).


Живучесть Ил-10 впечатляла. Один из самолётов получил 42 пробоины в хвостовую часть фюзеляжа и при возвращении на свой аэродром упал на лес. Но не из-за повреждений, а из-за отказа мотора. Самолёт развалился на отдельные части. Экипаж остался невредим.


Другой самолёт вернулся с проломом в нижнем люке бронекорпуса мотора 150*200 мм и другими повреждениями. Двигатель, тем не менее, не пострадал. Пролом заварили, использовав кусок брони. Пострадавший от атаки истребителя самолёт, о котором уже говорилось выше, несмотря на 7 попаданий, отделался лишь повреждением шланга пневмоперезарядки пушки.

Один из самолётов был подбит, тянул на свою территорию с шлейфом дыма, в итоге упал, стрелок погиб, лётчик, по-видимому, выпрыгнул и остался жив. Ещё один самолёт погиб от попадания снаряда в плоскость, половину которой оторвало. Экипаж погиб.


Всего было зенитным огнём повреждено 7 самолётов, при этом один самолёт произвёл посадку вне аэродрома на своей территорией, остальные вернулись на свой аэродром (не ясно, включён ли в это количество разбитый из-за отказа двигателя самолёт, продырявленный зенитками). Повреждения устранялись в течении нескольких часов.

Едва успевший на войну. Ил-10 в битве за Берлин Cat_cat, История, Авиация, Великая Отечественная война, Война, СССР, Длиннопост

Потери полка за Берлинскую операцию


В итоге живучесть самолёта оценивалась даже выше, чем у Ил-2. Зато обзор был оценен ниже, чем у Ил-2. Это было связано с отсутствием прозрачной вставки, которая бы обеспечивала обзор пилоту назад. Также жаловались на “затенение”(возможно, это опечатка и речь о запотевании?) переднего стекла в плохих метеоусловиях (дождь, снег). Также жаловались на неудобство пользования подстройкой и ручкой регулятора громкости связи, а также перегорание предохранителей в умфомере. Но в целом связь оценивалась, как надёжная.


Выросли углы и скорости пикирования, а также манёвренность самолёта.


Проблемным узлом оставался двигатель. За время работы вышло из строя 34 мотора, средняя наработка 28 часов, максимальная - 40 часов.


Также как и для Ил-2, отмечалось, что прицел ВМШ-10 (временной механизм штурмовика) пригоден только для бомбометания на полигоне, так как требует длительного нахождения над целью без маневрирования.


Тактика штурмовиков в целом не отличалась от тактики Ил-2. На задания летали группами от 4 до 24 самолётов с интервалами между группами между восьмёрками в 5 минут. Полеты групп лимитировались “характером заданий и тактической обстановкой”. Летали строем правого пеленга, близкого к фронту в колонне по 4 или 8 самолётов с интервалом 200-300 м. Строй плотный, дистанции 1,5-2 размаха крыла.


Полёт к цели происходил на высоте от 600 до 1600 м на скорости 320-380 км/ч. В районе цели по сигналу ведущего становились в круг и штурмовали цель. Сбрасывание бомб происходило на высоте 300-400 метров. Группа делала от одного до 8 заходов и до 12 атак на цели. Обстрел из пушек и пулемётов производился с высоты 200-300 метров до бреющего полёта. После окончания штурмовки цели правым или левым разворотом уходили от цели на высоте 100-200 метров, собирались и в строю правого пеленга шли на аэродром.


Теоретически, резко увеличившаяся вертикальная манёвренность позволяла после атаку за один боевой разворот набирать высоту, достаточную для нового захода. Это позволяло значительно уменьшать время нахождения в зоне зенитного огня противника и тем самым снижать потери. Но отчёт 2 ВА, где описывается применение штурмовиков, ничего не говорит об использовании этого преимущества. Количество вылетов на одну боевую потерю с точностью до единицы равно среднему за 2 Гвардейский штурмовой авиационный корпус, в составе которого он действовал - 112 вылетов на боевую потерю. Однако, так как потери было всего две, то эта статистика явно недостаточна для выводов о боевых потерях новых штурмовиков в сравнении с привычным Ил-2.

Едва успевший на войну. Ил-10 в битве за Берлин Cat_cat, История, Авиация, Великая Отечественная война, Война, СССР, Длиннопост

Хальбский котёл — место, где кровавые мясники Жуков и Конев устроили бойню…для немецкой армии. 26 апреля котёл занимал большую территорию и несколько восточнее.

Едва успевший на войну. Ил-10 в битве за Берлин Cat_cat, История, Авиация, Великая Отечественная война, Война, СССР, Длиннопост

Эволюция Хальбского котла. Тихо! Идёт естественный отбор!

Едва успевший на войну. Ил-10 в битве за Берлин Cat_cat, История, Авиация, Великая Отечественная война, Война, СССР, Длиннопост

Конец. Наиболее хитрые во главе с командующим 9 А Буссе тикают к союзником. Остальные сдаются в плен или участвуют в создании гумуса.


В том же отчёте есть пара случаев, когда отмечаются действия новых штурмовиков. 26 апреля в восточной части хальбского котла 9-ка Ил-10 штурмовала немецкие колонны. Бомбили с пикирования под 40 градусов. Далее замкнули круг, подавили ЗА и сделали 4 захода, обстреливая мечущихся немцев до бреющего полёта. В тот же день 7-ка Ил-10 атаковала противника в районе Гросс-Кёрис, на северо-западе того же котла. Построились в круг и атаковали с пикирования под углом 30-35 градусов. Там сделали вообще 12 заходов!


Увы, положительные качества новых штурмовиков перечёркивала надёжность двигателя. В отчёте написано “После 224 боевых самолето-вылетов при средней наработке моторов 37 часов, из них в воздухе 24 часа и работа на земле на пыльном аэродрома - 1 час 20 минут - 108 Гвардейский авиационный Рава-Русский ордена Суворова полк на самолетах “ИЛ-10” с мотором АМ-42 по вине моторов вышел из строя боевых частей”. нельзя сказать, что такой исход был неожидан. Ещё во время испытаний Су-6, имевшего такой же двигатель, выявились большие проблемы с надёжностью двигателя, отмечались даже случаи возгорания, в том числа, приводившие к катастрофам. На испытаниях Ил-10 не было подобных случаев и они прошли удачно, однако в ходе освоения серийных штурмовиков такие случаи проявились и на Ил-10, ведь проблема была не в конструкции планера, а в его двигателе, который не изменился. В результате пришлось на время прекратить серийный выпуск штурмовика. Доводить же АМ-42 пришлось ещё очень долго.


Для тех, кто хочет почитать сам документ, по которому писалась статья — ссылка!

https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=114806448&am...\%C1%E5%F0%EB%E8%ED%F1%EA%E0%FF%20%EE%EF%E5%F0%E0%F6%E8%FF::use_main_string\true::group\all::types\opersvodki:rasporyajeniya:otcheti:peregovori:jbd:direktivi:prikazi:posnatovleniya:dokladi:raporti:doneseniya:svedeniya:plani:plani_operaciy:karti:shemi:spravki:drugie::page\12


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_149474

Автор: Никита Баринов.

Личный хештег автора в ВК - #Баринов@catx2, а это наш Архив публикаций за апрель 2020


Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

Показать полностью 5
826

Скрепки и словесный портрет: на чём «сыпались» немецкие шпионы

Скрепки и словесный портрет: на чём «сыпались» немецкие шпионы История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Германия, Разведка, Шпион, Длиннопост, Бранденбург

Советских людей воспитывали в духе постоянной бдительности. О том, что враг не дремлет, говорили радио, газеты и даже популярные песни про «коричневую пуговку» и пионера Алешку. Но затем пришла война…


Вместо качества — количество


В самом начале войны обстановка менялась настолько быстро, что засылка агентов для немцев не имела особого смысла — хватало воздушной разведки, радиоперехвата и опросов пленных или перебежчиков. Кроме того, сплошь и рядом случалось так, что реальную обстановку, в том числе и по частям Красной армии, в немецких штабах знали лучше, чем в советских.


Зато именно с начальным периодом войны связана бо́льшая часть легенд о действиях знаменитых немецких диверсантов из подразделения «Бранденбург-800». На самом деле как раз в начале войны у «бранденбургов» были большие проблемы не только с документами, но даже с советской формой и с людьми, знающими русский язык. В частности, именно из-за нехватки формы провалился захват моста в Екабпилсе 28 июня — бóльшая часть группы, включая командира, погибла, а важный мост взлетел на воздух.


В любом случае «бранденбурги» были скорее боевиками-диверсантами (и чаще ходили в бой как обычная пехота). Немецкое командование при этом больше интересовали вопросы разведки.

Скрепки и словесный портрет: на чём «сыпались» немецкие шпионы История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Германия, Разведка, Шпион, Длиннопост, Бранденбург

Для получения нужных данных руководство абвера развернуло сеть разведшкол. «Курсантов» набирали из военнопленных; сроки подготовки, в зависимости от «глубины» предполагаемой работы, составляли от двух недель до нескольких месяцев. Учитывая, что одновременно в школе могло учиться несколько сот человек, обеспечить стопроцентную лояльность «курсантов», конечно же, не получалось.


При заброске на советскую территорию многие шли сдаваться прямиком в НКВД.

А когда «органы» получали от сдавшихся точную информацию о месте высадки, особых приметах остальных агентов и имевшихся у них документах, остальное уже было «делом техники». Как правило, в рассылаемых ориентировках были именно «словесный портрет» и информация, какими документами располагали сдавшиеся «агенты-парашютисты».


Например, перед Курской битвой немцы забросили для диверсий на железной дороге 15 групп общей численностью 98 человек. Из них 25 сдались сами, а благодаря их показаниям поймали ещё 63.


По тундре, по железной дороге


Пожалуй, самым феерическим провалом, причём для обеих сторон, стал «печорский десант» — засылка группы диверсантов, которые должны были взорвать мост через реку Печора, по которой шла железная дорога из Воркуты, и поднять восстание в лагерях. Но после приземления переодетые в форму НКВД диверсанты застрелили своего командира — бывшего колчаковского офицера Николаева — и пошли сдаваться настоящему НКВД.

Скрепки и словесный портрет: на чём «сыпались» немецкие шпионы История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Германия, Разведка, Шпион, Длиннопост, Бранденбург

К сожалению, когда в контрразведке попытались устроить с их помощью радиоигру с абвером, выяснилось, что специальную карту с местами для выброски грузов у них отобрали (вместе с другими личными вещами) при аресте бойцы ВОХР. Вернуть удалось лишь два носовых платка и три банки лимонной кислоты.


Туда не ходи, сюда ходи


Некоторым агентам всё же везло — до поры. Один из них в июле 1943 года три дня бродил по тылам Красной армии, дважды попадался патрулям НКВД и в итоге спокойно перешёл линию фронта назад, к своим новым хозяевам. Его приятелю, бывшему офицеру Красной армии Недвайло, повезло меньше — «пользуясь существующей у нас беспечностью и ротозейством», он прошёл и проехал на попутках по советскому тылу две сотни километров, но в итоге был задержан в районе станции Поныри. После поимки Недвайло рассказал, что четверо таких агентов возвратились к немцам в Орёл.


Увы, но до 1945 года регулярные проверки показывали, что «часовые пароль знают, но, как правило, пропускают по отзыву „Свои“». А в январе 1944 года в одной дивизии устроили разнос за то, что через линию фронта со стороны немцев сначала проехал на подводе местный житель со своей семьёй, а затем прошли три перебежчика, которые сдались только артиллеристам в тылу.


В общем, на массовую бдительность надежды было мало. Ловить «паршей» по бóльшей части получалось у ОКР «Смерш» и подчинённых им частей — в основном из погранвойск. Они-то умели «прокачивать» в голове и словесные портреты, и особенности документов. Например, в мае 1944 года так отличился сержант погранвойск НКВД Максименко.

Скрепки и словесный портрет: на чём «сыпались» немецкие шпионы История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Германия, Разведка, Шпион, Длиннопост, Бранденбург

— Это же диверсант!..

— Тише… — Малышев испуганно приложил к губам палец и кинул быстрый взгляд на дверь, в которую уже ломился очередной посетитель. — Ко мне пока нельзя! — властно крикнул он посетителю.

Дверь закрылась, и полковник Малышев тихо спросил:

— Извините, с кем имею честь?..

Чумаков назвал себя и протянул удостоверение личности. Малышев открыл потёртые корочки удостоверения и заулыбался:

— Сразу видна наша работа… Ржавчинка… А там все скреплено сверкающей проволочкой.


В романе Стаднюка «Война» именно на скрепках из нержавейки прокалывались немецкие диверсанты, приехавшие в Смоленск для захвата мостов через Днепр. У многих эта деталь вызывала сомнения — как же так, неужели великий и мудрый абвер мог допустить настолько глупую ошибку? Наверняка это были выдумки — да и немецкие солдатские книжки тоже скреплялись ржавыми скрепками.


Тем не менее, в описании партийного билета у задержанного сержантом Максименко немецкого шпиона в числе прочих особенностей записаны «скрепки из нержавеющей стали». Впрочем, судя по другим документам, кто-то в абвере не перетрудился, готовя агентов для задания, поскольку в тексте из вещевой книжки встретились даже латинские буквы — вместо кириллических. Ещё одного агента «со скрепочками» задержали вскоре в Прибалтике.

Скрепки и словесный портрет: на чём «сыпались» немецкие шпионы История, Война, Великая Отечественная война, СССР, Германия, Разведка, Шпион, Длиннопост, Бранденбург

Что-то отличало Штирлица от жителей Германии — то ли мужественный профиль, то ли волевая осанка, то ли волочившийся за ним парашют.


В следующем году подготовка агентов у немцев совсем разладилась. Четвёртого февраля 1945 года боец пограничных войск, проверяя документы у проезжавшего через заставу капитана, заметил, что на удостоверении личности нет номера приказа о присвоении воинского звания, а командировочное предписание заверено печатью с номером части, а не полевой почты. Задержанный «капитан» тут же сознался, что его забросили в советский тыл с рацией для шпионской работы.


Цензура бдит


Возможно, бойцы и офицеры Красной армии проявляли бы больше бдительности, знай они, сколько засылалось вражеских агентов и как именно их ловили. Но вот незадача — знать про это им было нельзя. Когда в июне 1944 года в газете «Сталинская гвардия» напечатали статью «Пример высокой бдительности» о поимке двух шпионов, цензура из штаба армии тут же напомнила, что сведения о шпионской деятельности противника и методах борьбы с ними печатать запрещено — согласно правилам по сохранению военной тайны.


Так что прочитать про ловлю агентов абвера советские люди смогли только после войны.


Источник

Показать полностью 4
650

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

Они жгли самолёты, закидывали танки гранатами и стреляли из миномётов на ходу. Чем и как воевали мотоциклетные части Красной армии — в нашей статье.


Полк на колёсах


Представьте себе полк на мотоциклах. Зрелище, достойное любого фантастического боевика! Но реальность была ещё круче.

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

Советские «байкеры» захватывали опорные пункты, мосты и переправы, узлы дорог, врывались в города, наводили панику… Как? Благодаря солидному набору техники и умению ее применять.


Например, 4-й отдельный гвардейский мотоциклетный полк имел на вооружении советские мотоциклы М-72 и ленд-лизовские «Харлей-Дэвидсон» — почти четверть тысячи машин. Плюс самоходки, пушки, лёгкие танки, броневики, джипы «Виллис»…


Полк обычно двигался так.


Впереди — головная застава: мотоциклетная рота с ручными пулемётами ДП, взвод 82-мм миномётов на мотоциклах, батарея 76-мм орудий, взвод сапёров на машинах и батарея Су-57. Не истребителей пятого поколения — а ленд-лизовских самоходок с 57-мм пушкой на базе БТРа.

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

Дальше — первый эшелон главных сил полка. Две роты мотоциклов, батарея Су-57, батарея 76-мм пушек, взвод сапёров, два взвода станковых пулемётов на «виллисах» и два взвода миномётов. Затем — головной эшелон парка, ГЭП. Ремонтная «летучка», три грузовика с горючим, шесть с боеприпасами, пять машин с продовольствием и машина химиков.


После ехал второй эшелон главных сил: штаб полка, два взвода автоматчиков, два — пулемётчиков, рота управления и рота танков. Позади — вторая летучка, машины с топливом, запчастями и две санитарные.


То есть полк был практически полностью автономным и мог воевать даже за 150-180 километров от остальных сил Красной армии.

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

При встрече с противником бой вела застава. Если требовалось — ей на помощь приходил первый эшелон.


Но что, если полк не мог своими силами уничтожить противника? На этот случай за ним шла танковая армия. Мотоциклисты сковывали врага до подхода главных сил и отрезали пути отхода.


Нередко вместо мотоциклов батальонам давали бронетранспортёры М3А1 и М1 (колёсные «скауты»). Могли придать и самоходки Су-85 или лёгкие танки «Валентайн».


Все темы по тактике, вождению, топографии наполовину отрабатывали ночью.


Мотоциклисты вовсю пользовались скоростью и манёвренностью всех своих машин, творя настоящие чудеса.


Против танков и самолётов


Август 1944 года. Пока противник в Румынии смотрел за танковой армией, из-за её фланга передовой отряд мотополка внезапно выскочил на шоссе и устроил побоище. Было уничтожено до 500 подвод, 39 автомашин, три орудия, четыре миномёта на конной тяге и до 150 солдат и офицеров. Удалось захватить 20 исправных машин, цистерну с бензином и до 600 пленных.


Это в разы больше численности всего передового отряда!


Утром 23 августа застава (рота мотоциклистов, взвод пулемётов, взвод «валентайнов» и батарея Су-57) ворвалась на аэродром у города Бырлад и, «воспользовавшись суматохой и паникой», уничтожила танками восемь самолётов.

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

Подошли главные силы полка и начали теснить гарнизон к центру города. Застава, пользуясь случаем, достигла центра Бырлада и захватила железнодорожную станцию, где уничтожила два эшелона с боеприпасами и до сорока машин.


Взвод автоматчиков захватил в плен начальника тыла дивизии и командира батальона. Потери — один «Валентайн» и мотоцикл.


Ночами, обнаружив вражескую засаду, мотоциклисты спешивались и обтекали немецкие танки и самоходки, забрасывая их гранатами. Противник, не видя нападавших, в панике разбегался, бросая исправные машины. Так полк захватил одну самоходку целой и подорвал вторую, предварительно перебив экипажи.


Дальше при поддержке своих и соседних самоходок полк взял трофеями три исправных немецких танка и сжёг две «пантеры».

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

Утром рота автоматчиков под прикрытием огня Су-85 и танков стремительным броском захватила важнейший мост через реку Серет. Потери при захвате — десять раненых.


От миномёта до зубила — оружие мотоциклиста


М-72 хвалили как выносливые, манёвренные и простые машины — они «оправдали себя во всех видах боя». До среднего ремонта большинство М-72 проезжали по 3,5-4 тысячи километров, а некоторые — до 6,5 тысячи! И это при не слишком сильном моторе.


Экипажи просили только добавить инструментов — молоток, зубило и напильник. Процедуру ремонта можете представить самостоятельно…

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

«Харлей-Дэвидсон» был, конечно, куда сложнее. Но в среднем «харлеи» за 18 часов могли проделать путь до 200 километров (М-72 — до 200-250 км). Ночью же они проезжали 80 километров за восемь часов.


Мотоциклисты воевали пулемётами, противотанковыми ружьями и гранатами — «широко и эффектно».

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

Из ручных пулемётов ДП стреляли как прямо на ходу, так и с земли. Наибольший эффект стрельба с хода давала при преследовании противника. Только представьте себе эту картину!


Иногда с мотоциклов стреляли даже из миномётов!


Но чаще миномёты снимали с машин — и «работали» ими на местности, поскольку миномёты и без того сильно перегружали заслуженные мотоциклы.

Красная армия на дороге ярости: боевые байкеры Сталина История, Война, СССР, Великая Отечественная война, Армия, Байкеры, Длиннопост

В отчётах офицеры застенчиво писали, что «в некоторых подразделениях находятся в эксплуатации мотоциклы марки „Цундап“ и „БМВ“, выпуска 1944 года». С малым пробегом, надо думать. У этих мотоциклов коляска имела ведущее колесо, демультипликатор и передачу заднего хода. Трофеи очень хвалили за отличную проходимость.


Как итог: «все поставленные боевые задачи полк выполнял аккуратно, благодаря хорошей выучке личного состава для действий в любых условиях местности и времени года» (из архивных документов).


Источник

Показать полностью 7
59

А.Б.Жук. "Винтовки и автоматы", "Револьверы и пистолеты". Библиотека доктора.

В четвертом классе в нашу школу пришел "историк". Веселый дядька в непривычном сером костюме и толстых очках "хамелеонах". За необычайную активность и веселость, а также за геометрическое сходство, прозвали мы его Колобок. Так и осталось в памяти: Паливаныч Колобок. А потом почти вся наша компания, благодаря Паливанычу, стала заниматься стрельбой, и это было главным его достижением. Он был хорошим тренером, а вшколе "замещал" пока выздоравливал после инфаркта, если не путаю... Спортивный режим и дополнительная нагрузка, способствующие дисциплинированию детей, дали неплохие результаты. По крайней мере мы не "болтались", да и про выученные уроки он спрашивать не забывал. Мы быстро учились, часто гоняли на соревнования, и "настрелялись", думаю, на всю жизнь. Я и сейчас помню тяжелый "Урал", прикладистый и лёгкий ТОЗ-18, специфический запах пороха и свинца на "рубеже", пыльные и затасканные ватники... А однажды на подиум возле мишеней выскочила крыса. Ну говорить о том, что малолетним дурачкам мишени стали неинтересны не буду, расскажу только о реакции тренера: Он остановил стрельбу, выявил "победителя", и велел животное принести к его столу. Ожидание наказания, да и стыд, проснувшийся в нашем товарище, пересилили брезгливость и крысу за хвост он притащил. Дождавшись, когда мы "налюбуемся" развороченным трупом, тренер сказал: "Запомните, придурки, ваше тело нисколько не прочней. Все правила здесь не просто так!". Я эту историю часто вспоминаю, когда вижу новости о происшествиях в стрелковых клубах. Не хватает там "Паливанычей".

На просторах интернета набирает силу дискуссия о памятнике Калашникову. Ну про всевозможных скоморохов, считающих себя достойными давать оценки я промолчу, сам установил правило не ругаться матом в блоге, а вот об "ошибках" или сознательных ляпах скульптора выскажусь: Есть книга, мне её подарил отец, после первых соревнований, которая вполне тему эту позволяет закрыть. Написал её замечательный советский историк оружия, художник, к слову разработавший множество наград, Александр Борисович Жук.

Полезное издание. Часто полезно и для понимания не только историй с памятниками, а и с политическими новостями.

А.Б.Жук.

"Винтовки и автоматы".

"Пистолеты и револьверы".

Читайте. Рекомендую.

А.Б.Жук. "Винтовки и автоматы", "Револьверы и пистолеты". Библиотека доктора. Литература, Оружие, Автомат, Библиотека доктора, Война, Патроны, Советую прочесть, Снаряжение, Длиннопост
А.Б.Жук. "Винтовки и автоматы", "Револьверы и пистолеты". Библиотека доктора. Литература, Оружие, Автомат, Библиотека доктора, Война, Патроны, Советую прочесть, Снаряжение, Длиннопост
А.Б.Жук. "Винтовки и автоматы", "Револьверы и пистолеты". Библиотека доктора. Литература, Оружие, Автомат, Библиотека доктора, Война, Патроны, Советую прочесть, Снаряжение, Длиннопост
А.Б.Жук. "Винтовки и автоматы", "Револьверы и пистолеты". Библиотека доктора. Литература, Оружие, Автомат, Библиотека доктора, Война, Патроны, Советую прочесть, Снаряжение, Длиннопост
Показать полностью 4
90

Рубрика «Смотри чё есть» — 9-мм автомат АК-9

Рубрика «Смотри чё есть» — 9-мм автомат АК-9 Оружие, Автомат, Ак-9, Автомат АК-9, Война, Россия, Кратко, Длиннопост

АК-9 был создан на Ижевском машиностроительном заводе для вооружения спецподразделений ВС и МВД России. Представляет собой компактный автомат на базе состоящего в настоящее время на вооружении ВС РФ АК-74М. В этом оружии используются патроны 9×39. Основное отличие от автоматов Калашникова – укороченный газоотводный механизм и ствол. Другое отличие – новая пистолетная рукоятка, обладающая значительно лучшей эргономикой. Цевье внизу имеет направляющие Picatinny rail, при помощи которых к оружию могут крепиться различные тактические фонари и лазерные целеуказатели. Коллиматорные или оптические прицелы по-прежнему крепятся к левой части ствольной коробки, как на АК-74М. Складной полимерный приклад так же остался без изменений. Полимерный магазин вмещает 20 патронов, как и в АС или ОЦ-14. К стволу может крепиться быстросъемный глушитель. АК-9 способен прийти на замену нескольким уже состоящим на вооружении правоохранительных ведомств образцам, таким как автоматы АС Вал, 9А-91 и СР-3М Вихрь.



Калибр: 9×39

Общая длина: 705/465 мм (881/646 мм – с ПБС)

Длина ствола: 200 мм

Общая масса: 3,1 кг. (3,8 кг. с ПБС)

Темп стрельбы: 750-800 выстр./мин

Емкость магазина: 20 патронов

Рубрика «Смотри чё есть» — 9-мм автомат АК-9 Оружие, Автомат, Ак-9, Автомат АК-9, Война, Россия, Кратко, Длиннопост
Рубрика «Смотри чё есть» — 9-мм автомат АК-9 Оружие, Автомат, Ак-9, Автомат АК-9, Война, Россия, Кратко, Длиннопост
Рубрика «Смотри чё есть» — 9-мм автомат АК-9 Оружие, Автомат, Ак-9, Автомат АК-9, Война, Россия, Кратко, Длиннопост
Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: