К началу Первой мировой Россия приплелась в гнилой деревянной посудине
К началу Первой мировой Россия приплелась в гнилой деревянной посудине
Царская Россия, повинуясь желаниям французских и английских кредиторов, ринулась в Первую мировую войну за чужие интересы и это при том, что она была совершенно не готова к войне и представляла из себя прогнившую от коррупции полуколониальную рухлядь.
Плакальщики по "России, которую мы потеряли" сотрясают воздух цифрами небывалого роста экономики при Николае II, уповая на среднегодовой прирост промышленной продукции в 1908-1913 годах – 8,8%.
С таким же успехом можно сказать и о росте современной экономики России, мол в каждой семье по две машины, по пять телефонов. Однако цена этому «росту» без развития – гибель высокотехнологичных и наукоёмких предприятий, деградация образования, вымирание научных кадров. На фоне всеобщей коррупции страна разваливается.
Доля России в совокупном промышленном производстве пяти держав: США, Англия, Франция, Россия и Германия составляла всего лишь 4,2%, а в общемировом производстве в 1913 году доля России – это 1,72%. Для сравнения доля США – 20%, Англии 18%, Германии – 9%, Франции – 8%, и это при том, что население России было намного больше.
Антисоветчики в качестве примера приводят динамику роста по выплавке стали и чугуна, но и по этим показателям на 1913 год Россия отставала от Запада.
Отсталая промышленность
Химической промышленности в России не было, лаки краски импортировались, удобрения закупались.
Машиностроение было в плачевном состоянии - только восемь резьбошлифовальных станков и 625 автоматов и полуавтоматов. Первый подшипниковый завод был построен только в годы Первой пятилетки.
Более 63% всех работ выполнялось за счёт мускульной силы животных и людей.
По энерговооружённости Россия отставала от США в 10 раз, от Англии – впятеро, от Германии, Бельгии, Новой Зеландии – в 4 раза.
Электричество поставляли частные иностранные силовые станции, которые продавали 1 квт за 22 копейки, сумасшедшие деньги по тем временам, которые уплывали за границу.
Накануне Первой мировой войны потребление электричества на душу населения в США составляло 185 кВт/час, в Германии – 100 кВт/час, в России – 12 кВт/час.
Электрические сети, как и российские железные дороги были орудием грабежа России, её несметных богатств, путём жестокой эксплуатации населения страны.
Опять же для сравнения. В 1913 году Россия добывала 31 млн тонн каменного угля в год, Германия – 190 млн тонн ка, Франция – 40млн т, Англия – 287 млн т.
Роковая ошибка
Незавершённость строительства железных дорог сыграет роковую роль для России во время Первой мировой. Получается, что Россия не сделала выводов после поражения в Крымской войне, не строила железные дороги, а средства благополучно разворовывались.
В этой войне возник огромный фронт боевых действий от Чёрного моря до Балтики, к которому вело только 13 магистралей, двухпутными из коих были только пять дорог.
Зато со стороны противника к русскому фронту подходили 32 магистрали, в том числе 14 из них двухпутные, русские двигали к фронту 211 поездов, а противник 530.
Отставание торгового флота
Торговый флот царской России был настолько слабым, что общий тоннаж составлял в 1913 году всего 1% от мирового, это были мелкие парусные и парусно-моторные суда. Флот составлял на 1914 год всего 1,8 миллиона регистровых тонн (Англия имела 19,3, Германия – 5,5, США – 5,3, Франция – 2,3, Япония – 1,7 миллиона регистровых тонн).
Кораблестроение было развито плохо, первый ледокол Ермак был построен в Англии, крейсер Варяг в США.
Цветная металлургия
В 1913 году Россия произвела только 17 тысяч тонн меди (1,7% мирового производства), всего 1,5 тысячи тонн свинца (0,14% мирового производства), 3 тысячи тонн цинка (0,2% мирового производства). Алюминия не выпускали вовсе.
А зачем развивать электротехнику, производить двигатели или оружие, если всё проще купить.
Чёрная металлургия
Опять же возьмём 1913 год, США делают по 327 килограммов чугуна на душу населения, а Россия – лишь тридцать кило. Сталь пришлось ввозить из-за рубежа (один миллион тонн). Но всё равно вплоть до 1916 года Россия испытывала снарядный голод.
Автомобильная промышленность
Накануне Первой мировой в России было как бы три завода: Лесснера (сборка немецких машин), Пузырёва (за 1911-1913 гг. выпустил 38 машин, потом скончался) и "Руссо-Балт", который в среднем с 1909 по 1918 год выпускал по 60 машин в год и при этом завозил из-за рубежа почти все комплектующие (специальную сталь, шарикоподшипники, свечи, насосы, покрышки и камеры, карбюраторы, магнето, колёса, маслёнки, приборы, валы, шурупы, винты, болты, тросы).
В США в 1914 году производилось 569 тысяч авто, в Англии (в 1913 г.) – 34 тысячи, в Германии – 20 тысяч, во Франции – 45 тысяч автомобилей в год.
Из чего можно сделать вывод, что автомобильная промышленность в России только зарождалась, и это в 20 веке.
В электротехнической промышленности те заводы, что были, на две трети принадлежали иностранцам.
«Кожевенная промышленность не могла обеспечить Россию хромовой кожейи "шевро"; дубильные вещества и экстракты для обработки кож ввозятся из-за рубежа. Даже мыла своего (туалетного и жидкого) в той России была 63 231 тонна – по 0,39 кг на душу населения». (А.Г. Купцов. "Миф о красном терроре". С. 169-170.)
Производство аэропланов 1914-1918 годы
Англия – 41 тысяча моторов +55 тысяч аэропланов
Франция – 93 тысячи моторов +51 тысяча самолётов
Германия - 41 тысяча моторов + 46 тысяч самолётов
Россия – 1500 моторов + 5607 самолётов
«За первые три года войны Германия построила самолётов в 16 раз больше, чем Российская империя. При этом аэропланы и моторы России отставали от западных. Так, к 1917 году основной немецкий истребитель "Альбатрос" развивал скорость в 165 км/час, австрийский "Ганза-Бранденбург" – 187 км/час. Новейшие французские аэропланы "СПАД" – до 190-200 км/час. А русские машины того же периода (завод Лебедева) – максимум 135 км/час. Русское двигателестроение в 1917 году покрывало лишь 36% потребностей собственного невеликого авиастроения» (статья Владислава Гончарова "Карлики и великаны").
Всего 94 Муромца
Россия первой в мире выпустила четырехмоторный бомбардировщик ("Илья Муромец" Игоря Сикорского), но сделано было всего 94 машины, для сравнения в Германии за войну выпустили 2028 бомбардировщиков.
Экономические показатели
По размерам ВНП на душу населения Россия катастрофически отставала от стран Европы и США и уступала США в 9,5 раза, Англии – в 4,5, Канаде – в 4, Германии – в 3,5, Франции, Бельгии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии, Испании – в 3 раза, отсталой Австро-Венгрии – в 2 раза.
В 1909-1914 гг. англичане построили 64 крупных надводных корабля, немцы – 47, французы – 24, итальянцы – 16. Россия с потугами достроила и вновь создала 10 надводных кораблей класса "линкор-крейсер". И это при том, что военные расходы в бюджете составляли треть бюджета. Остаётся только догадываться куда уплывали денежки.
"Статистические ежегодники России" (под редакцией директора Центрального статистического Комитета МВД Н.Н. Белявского) за 1908-1913 годы,
«Итак, за 1908-1913 годы общие суммы доходов, поступивших в бюджет, составили 14 987 млн руб. В том числе доходы от водочной монополии: 3993 млн руб. (26,64%). Прямые налоги: 1115 млн руб. (7,44%). Косвенные налоги: 3111 млн. руб. (20,76%), пошлины: 943 млн руб. (6, 29%)…"
Как видим бюджет России в 1913 году был маловат, всего 3 млрд рублей в год. Входить в мировую войну с такой степенью отсталости было смертельно опасно.
По словам Ленина, предвоенный период Россия оставалась «невероятно, невиданно отсталой страной, нищей и полудикой, оборудованной современными орудиями производства вчетверо хуже Англии, впятеро хуже Германии, вдесятеро хуже Америки» (В.И. Ленин. Соч. Т. 19. С. 261).
При этом 85 % крестьянского населения проживало в деревне и влачило полуголодное существование.
Справка о голодных годах
В начале XX века в России голодными были 1901–1902, 1905–1908 и 1911–1912 годы.
В 1901–1902 годах голодали 49 губерний: в 1901 — 6,6%, в 1902 — 1%, в 1903 — 0,6%, в 1904 — 1,6% населения.
В 1905–1908 годах голодало от 19 до 29 губерний: в 1905 — 7,7%, в 1906 — 17,3% населения.
В 1911–1912 годах за 2 года голод охватил 60 губерний: в 1911 — 14,9% населения. На грани смерти находилось 30 млн человек. По различным оценкам в 1901–1912 гг. от голода и его последствий погибло около 8 млн человек.
Народ голодал не потому, что не было хлеба, а потому что весь хлеб изымался у крестьян на экспорт
Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает.
Если довольно хлеба в деревнях — едят по три раза; стало в хлебе умаление, хлебы коротки — едят по два раза, налегают больше на яровину, картофель, конопляную жмаку в хлеб прибавляют.
Конечно, желудок набит, но от плохой пищи народ худеет, болеет, ребята растут туже, совершенно подобно тому, как бывает с дурно содержимым скотом...
Имеют ли дети русского земледельца такую пищу, какая им нужна? Нет, нет и нет. Продавая немцу нашу пшеницу, мы продаем кровь нашу, т.е. мужицких детей» (Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем. 1872–1887. М., 1956. С.363, 364, 366–367.)
Таким образом накануне Первой мировой Россия представляла из себя разрушенное вековой коррупцией отсталое государство, которое ещё в предыдущем XIX веке тащилось в хвосте европейских государств. Выводы не были сделаны, страна продолжала разворовываться.
Вступив в Первую мировую, «элита» России не изменила своим привычкам, оставшимся со времён Крымской войны. Сама оборона "процветающей России 1913 года" превратилась в кормушку для казнокрадов, которые воровали на всём, вплоть до солдатского исподнего.
https://dzen.ru/a/aGWBxR0MfR-_VEqY