К чему привёл запрет на детский труд в школе
В конце прошлого учебного года мне позвонила классный руководитель моего сына с вопросом, можно ли попросить его помочь ей донести сданные учебники до библиотеки. Я была очень удивлена тому, что она об этом спрашивает. Я всегда считала, что попросить ученика помочь что-то сделать - это в порядке вещей и само себе разумеющееся. Но на моё удивление учитель объяснила, что им полагается спрашивать согласие родителей, потому что привлекать детей к общественно-полезному труду в школе запрещено.
Согласно п. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» запрещено привлекать
обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой. То есть даже если дети готовы трудиться, директор не должен позволять им это делать, если родители против.
По словам учителей, доходило до абсурда: их штрафовали даже за то, что ребёнок взял тарелку или стёр с доски, хотя мы все знаем, что многим детям нравится вытирать доску.
Вспоминаю свою учёбу в школе. Да, мы не любили дежурить по классу, мыть полы и ходить на летнюю практику. Но вспоминаются почему-то не уроки, а именно уборка классов, дежурство, уборка территории, когда и происходило общение друг с другом. И обсуждали, и влюблялись, и отношения выясняли в ходе этих занятий. Даже в пары по уборке класса записывались с учётом симпатий! Раздражала летняя практика, но её можно было отработать быстрее, день за два и в удобное время. Дольше 5 дней лично у меня она не продолжалась. Зато никому не приходило в голову плюнуть на пол или бросить мусор, зная, что после уроков его придется убирать, причём часто без перчаток.
А поездки на картошку! Их и не любили, и любили одновременно. Не любили за то, что работать нужно, а любили за посиделки с гитарой и вкуснейшими бутербродами и чаем из термоса. Ну и полевая романтика - симпатии, отношения, конечно же.
В 2016 году Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева выступила с предложением о возвращении в школу общественно полезного труда: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями». Замечу, что речь не шла о выполнении каких-то тяжёлых работ, а именно о вовлечённости школьников в трудовой процесс.
В советский период трудовая практика была неотъемлемой частью воспитания в школе. Через труд можно было решить многие воспитательные проблемы. В первую очередь через труд воспитывается Гражданин - тот, кто любит свою Родину и с малых лет прилагает усилия, чтобы она стала краше, созидает и бережёт её.
Сейчас о пользе школьного труда заговорили и родители, осознав, что дети, освобождённые от ответственности убирать за собой в школе, точно так же ведут себя дома - ни тарелку за собой не уберут, ни снег не почистят у дома. К сожалению, закон тяжело поворачивается в сторону возврата трудового воспитания и воз и ныне там. Недавно этот вопрос снова поднимала одна из учителей на встрече спикера Госдумы РФ Вячеслава Володина с представителями школ и детских садов.
Из блога: Родитель - лучший учитель