Излишний морализм как причина сотен смертей на "Титанике"

Излишний морализм как причина сотен смертей на "Титанике" Титаник, Спасение, Моралфаги, Жертва, Длиннопост

В современности трудно составить реальную картину ночи 15 марта 1912 года, когда погружался в воду лайнер "Титаник" и люди оставляли тонущее судно. Напрасно искать упоминания о том возмущении в обществе, которое вызвал способ проведения эвакуации населения корабля, о тех обвинениях, которые звучали и звучат поныне. В связи с ними по обе стороны Атлантики - в судебном разбирательстве в Великобритании и в расследовании Сената США - расследование обстоятельств гибели "Титаника" сконцентрировалось даже не на причинах затопления корабля, а на обстоятельствах эвакуации людей с борта.
Главные обвинения общества сводились к следующему:• Дискриминация пассажиров 3го класса, которым был ограничен доступ к спасательным шлюпкам. - (Дискриминация по признаку социального положения и материального благосостояния).• Дискриминация мужчин, которым на основании сексистского распоряжения капитана Смита, запрещали посадку в спасательные шлюпки или ограничивали к ним доступ. - (Дискриминация по половому признаку). Дискриминация осуществлялась в пользу женщин, и даже не детей, процент гибели которых значительно превышает процент потерь среди женщин.
Были и другие возмутительные обстоятельства, которые рассмотрим далее. Отзвуки этих обвинений можно найти и в бесстрастном отчёте британского суда. Расследуя ситуацию со спасательными шлюпками, судья в отчёте пишет, что в ходе слушаний "There was a tendency in the evidence to exaggerate the numbers in each boat, to exaggerate the proportion of women to men, and to diminish the number of crew" (перевод: "У свидетелей была тенденция преувеличения числа людей, находившихся в каждой шлюпке, преувеличения пропорции количества женщин к количеству мужчин, и уменьшения количества членов команды в шлюпках").
Эта фраза отражает следующую реальность, которая была в ту ночь на "Титанике". Спасательные шлюпки от борта отходили заполненными на 1/3 (шлюпка №6 с пассажирами 1 класса) или 1/2, только некоторые были заполнены почти полностью. Людям препятствовали садиться на шлюпки, мужчин не пускали в шлюпки, в том числе для отпугивания людей применялись выстрелы из пистолета (был и такой инцидент, по свидетельствам очевидцев). При посадке в некоторые шлюпки жён разлучали с мужьями, которых оставляли на борту, обрекая на потопление, несмотря на протесты жён (были и такие свидетельства). Команда, которая должна была заниматься сначала спасением пассажиров, а потом своим, садилась в неоправданно большой количественной пропорции на шлюпки вместе с пассажирами, и таким образом мужчин-пассажиров спаслось значительно меньше, чем мужчин из команды. Все эти факты видны из списков пассажиров шлюпок
Приводим результирующие таблицы количества спасшихся с "Титаника" (из британского отчёта).
Спаслось Было на "Титанике"- % спасшихсяВзрослые мужчины 338 из 1670 что составляет 20 %Взрослые женщины 316 из 422 что составляет 75 %Дети 57 из 109 что составляет 52 %Всего 711 из 2201 что составляет 32.3 %
Спаслось Было на "Титанике" - % спасшихся1 класс 203 из 325 что составляет 62 %2 класс 118 из 285 что составляет 41 %3 класс 178 из 706 что составляет 25 %Команда 212 из 885 что составляет 24 %Всего 711 из 2201 что составляет 32.3 %
Согласно британскому отчёту в 20 спасательных шлюпках было 1178 мест, в среднем 59 мест на 1 шлюпку (они были разной вместимости - от 40 до 65 чел). Из спасшихся 711 человек только 625 человек покинули "Титаник" на шлюпках, то есть в среднем загрузка шлюпок составляла 36 человек на 1 шлюпке (61% использования возможностей). Остальные добрались, по-видимому, вплавь. Эвакуация шлюпок с "Титаника" началась в 0-45 и закончилась в основном до 2-00, после чего были отправлены только 4 складные шлюпки. Шлюпки отправлялись с обеих сторон палубы, из разных мест. "Титаник" ушёл под воду в 2-20. Количество спасшихся членов команды 189 чел, что составляет 10 человек на шлюпку - не скажу что неоправданно, но много.
Команда объясняла полупустые шлюпки тем, что женщины боялись садиться в них, что многие пассажиры не верили в опасность потопления "Титаника" и т.п. Эти утверждения повторяются и поныне. Но забывают процитировать резонное возражение британского судьи, написанное в отчёте о расследовании:
"...but I think, nevertheless, that if the boats had been kept a little longer before being lowered, or if the after gangway doors had been opened, more passengers might have been induced to enter the boats. And if women could not be induced to enter the boats, the boats ought to then to have been filled up with men. It is difficult to account for so many of the lifeboats being sent from the sinking ship, in a smooth sea, far from full. These boats left behind them many hundreds of lives to perish" (см. страницу британского расследования)
Перевод: "... но, тем не менее, я полагаю, что если бы шлюпки задерживали немного дольше перед спуском на воду, или если бы двери прохода были открыты для пассажиров, большее число из них могли бы попасть на шлюпки. И если женщин невозможно было побудить зайти на шлюпки, шлюпки можно тогда было наполнять мужчинами. Трудно оправдать отправление от борта такого большого количества шлюпок неполными с тонущего корабля при полном штиле на море. Эти шлюпки оставили без спасения сотни жизней".

Распространено мнение, что большое число жертв крушения "Титаника" объясняется недостатком спасательных шлюпок. Но цифры говорят, что в шлюпках было достаточно мест практически для всех пассажиров "Титаника"! Согласно данным британского отчёта, на корабле находилось 1316 пассажиров (и 885 членов экипажа), а количество мест в спасательных шлюпках — 1178. Причиной такого большого числа жертв (1490 человек, в том числе среди пассажиров 817 человек) на самом деле была плохая организация эвакуации командой и лично капитаном Смитом, который был более озабочен тем, чтобы не пустить мужчин на шлюпки и дать преимущество женщинам при посадке, чем эвакуацией всех пассажиров. В самом начале эвакуации он дал распоряжение эвакуировать в первую очередь женщин и детей, и во время отправки последней шлюпки снова орал в мегафон: будьте британцами, сначала женщины и дети!.. Если бы шлюпки были загружены полностью, жертв было бы на 553 чел. меньше; кроме того, не подумали об использовании подручных средств для сооружения чего–то в роде плотов, которые дали бы возможность продержаться на воде (некоторые люди спаслись в воде, держась за перевёрнутую шлюпку); и даже забыли об одной разборной шлюпке — она всплыла после погружения корабля. Вместо этого закрывали двери и перекрывали доступ на палубу...
Отдельного разговора заслуживает поведение сидевших в шлюпках людей уже после потопления "Титаника". В воде (–2°С) плавало множество людей, которые погибали от охлаждения, но за те несколько часов, что оставались до прибытия "Карпатии", на шлюпки приняли из воды ничтожное число людей, порядка четырёх человек. В полупустых шлюпках спокойно в течение часа могли слушать душераздирающие вопли несчастных, находившихся в воде, и не спасти их. У них были железные нервы. Если некоторые из сидящих в шлюпках предлагали кого–то спасти, остальные возражали. Полупустые шлюпки так и были подняты полупустыми на борт "Карпатии". Для женщин в шлюпках такое поведение — особенно недостойно, ведь им только что обеспечили преимущества при спасении... Кроме того, женщины считаются слабыми и добрыми существами. Большинство из плававших в воде погибли и утонули.
В остальных примерах кораблекрушений, которые были проанализированы, не обнаруженно среди спасшихся ни такой диспропорции по половому признаку, ни такой диспропорции в зависимости от класса пассажиров. Случай на "Титанике" — странный. Странный престарелый капитан Смит сначала своим неумелым руководством довёл судно до потопления среди полного штиля, затем стал навязывать дискриминацию мужчин и отдавать преимущества женщинам, и своими распоряжениями при эвакуации погубил ещё сотни жизней, которые можно было бы спасти.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Интересно.

"некоторые люди спаслись в воде, держась за перевёрнутую шлюпку" - а почему она перевернулась?


По поводу тонущих в воде добавлю. Вот сидите вы в шлюпке с тремя матросами, посадочных мест 10. На воде люди их много. Сотни. Как вы будете их спасать вчетвером? Вы не можете в хаосе ночью рассчитать, что когда вы подплывете к ним, будет ровно столько, сколько поместится в вашей шлюпке. А пловцы при виде вас ломанутся все и им все равно кто поместится, а кто нет, веслом будете отбиваться от лишних?

Для операции спасения нужны были усилия всех шлюпок и их координация, чего очевидно не было в условиях тотальной паники.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, думаю, боялись, что шлюпку просто перевернут.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласно отчету суда это были части той самой разборной шлюпки которая всплыла после затопления Титаника.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Был ли запас провизии в шлюпках ? было ли известно когда прибудет помощь ? Возможно ли что они  расчитывали провести в открытом море несколько недель ?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку