Из учебника Основы православной культуры для 4 класса и horror приключение сирийского дьякона в Москве

Попался мне тут в руки учебник Основы православной культуры для 4 класса за авторством Андрея Кураева. Безусловно, учебник воспитывает в детях добро, духовность, скрепы, патриотизм и все такое. Но в одном месте, как мне показалось, автор перестарался. Во втором уроке учебник рассказывает нам про особенности русской культуры, и чтобы проиллюстрировать наиболее важные для неокрепшего детского ума позитивные стереотипы, автор использует свидетельства третьего лица. А именно приводит цитаты сирийского интуриста архидьякона Павла Аллепского, посетившего Москву в XVII веке и поделившегося в своем “бложике” впечатлениями. Так Павел Аллепский отмечает следующие черты русской культуры, которые его поразили:

“В праздничные дни все поспешают в церковь…Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!”

То есть тут мы видим, какой усердный и терпеливый русский человек. Хорошо, далее:

“Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами.”

Ну тут вообще все как в современных Европах - равноправие полов. Даже за один стол с мужчиной женщине разрешают садиться. Где это еще такое в XVII веке видано? А вы все домострой, домострой. Далее:

“По отчеству зовут даже крестьян”

Поразительно. Вот оно как оказывается было. Невероятный уровень взаимоуважения рушит все стереотипы о русском хамстве. Представляю, как боярин обращался к своему крепостному:

"Петр Ильич, а не соизволить ли Вашему холопейшеству вычистить с утреца дерьмо в моем ночном горшке…пожалуйста?"

Ну да не будем занудами. Что плохого в том, чтобы прививать детям добрые стереотипы? Тут все вполне очевидно. Другое дело, следующий эпизод:

“Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников”.

А вот тут я призадумался. А собственно, какую черту русской культуры этим примером хотел подчеркнуть Кураев? Вроде как очевидно, что Кураев хотел отметить трезвость русского народа. Но если все сплошь трезвенники, то зачем в выходные и праздники необходимо закрывать винные лавки и ограничивать продажу алкоголя? Неужели все были настолько трезвенники, что если не закрыть винные лавки, то все нахерачатся в синьку, так что не кому будет “поспешать в церковь” и “молиться во храмах по 6 часов”?

Что поделать. Трезвость – она такая.

Из учебника Основы православной культуры для 4 класса и horror приключение сирийского дьякона в Москве Основы религиозных культур, История, Юмор, Школа, Трезвость, Стереотипы, Мнение, Киноцефалы, Длиннопост

Мне конечно кажется, лучше бы Андрей Кураев рассказал детям о другой вещи поразившей Павла Аллепского во время его пребывания в Москве. Правда, это такая жесткая horror story, что сам Ван Хельсинг принял бы православие на месте, что уж там говорить о четвероклашках.

В качестве спойлера представляю вашему вниманию данную репродукцию иконы.

Из учебника Основы православной культуры для 4 класса и horror приключение сирийского дьякона в Москве Основы религиозных культур, История, Юмор, Школа, Трезвость, Стереотипы, Мнение, Киноцефалы, Длиннопост

Не могу здесь не привести поразительно точную цитату из учебника по Основам православной культуры для 4 класса:

“Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него”.

Итак, знакомьтесь. Это Святой Христофор и у него собачья голова. Почитается как Православной, так и Католической церковью. Атеисты, наверное, ехидно похихикивают, воображая, что это все глупые выдумки верунов? А добрые христиане, которые не прогуливали уроки ОПК знают, что икона это иносказание, ее изображения метафоричные, а символизм образа отражает…

Херас два вам всем символизм образа и выдумки!

Я конечно не знаю, может в тот день плохо закрыли винную лавку, но вот что рассказывает сам Павел Аллепский о своем приключении в хранилище реликвий Благовещенского собора Московского Кремля.

(Сразу предупреждаю, не воцерквленным личностям в конце может быть немножко буэ, лучше увести от экранов маленьких детей, беременных женщин и людей плотно поевших).

Вначале аллепский архидьякон просто рутинно как ни в чем не бывало перечисляет мощи:

“длань апостола Андрея, локтевая часть руки св. Стефана перводиакона, части мощей апостола Прохора, правая рука Иоанна Златоуста, правая рука царя Константина Великого, правая рука мученика Феодора Тирона, глава Феодора Стратилата, глава Григория Богослова, глава мученика Евгения…”

Короче все обыденно для патологоанатомов и православных служителей. А вот потом я прям вижу как глаза нашего сирийского гостя выходят из орбит и он сам, хоть и будучи человеком трезвым средневековым, приофигевает, так, что оказавшийся в его руках экспонат начинает описывать куда скрупулезнее прочих, не веря своим глазам:

“глава мученика Евгения, глава мученика... Христофора... с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражен изумлением: тут нет места сомнению!”

Обратите внимание, как тактично наш герой подбирает выражения в столь неожиданной ситуации, в отличие от вас матершинников. Прочувствуйте силу духа православного человека – вместо того, чтобы во всю глотку заорать Еб***я в р* х***лера! Когда внезапно в руках оказывается сушенная нетленная собачья (?) голова, он как человек православной культуры сдержано произносит — наш ум был поражен изумлением!

Из учебника Основы православной культуры для 4 класса и horror приключение сирийского дьякона в Москве Основы религиозных культур, История, Юмор, Школа, Трезвость, Стереотипы, Мнение, Киноцефалы, Длиннопост

На самом деле он просто еще не знал, что ему предстоит. Самая жесть идет дальше:

Наш тактичный герой стоически продолжает описывать происходящее, похожее на сон, который я видел пересмотревшись в детстве фильм Пила:

“…патриарх погружал в оба сосуда видимые части святых мощей и ЛОБЫЗАЛ их, потом давал целовать нашему учителю, при чем к ним прикладывался и… я
Из учебника Основы православной культуры для 4 класса и horror приключение сирийского дьякона в Москве Основы религиозных культур, История, Юмор, Школа, Трезвость, Стереотипы, Мнение, Киноцефалы, Длиннопост

В общем, дорогие друзья, изучайте православную культуру, любите отечество и будьте трезвыми.


P.S. Стоит отметить, что вторая голова Святого Христофора… да, да, вы не ослышались – вторая голова… Некоторые добрые верующие так охотливы до лобызания и прикладывания к святым мощам, что спрос рождает предложение. Наиболее известный случай - головы Иоанна Предтечи, которых насчитывалось не менее пяти голов и их частей в разных странах: Франции, Италии, Сирии, Армении, Израиле, Германии.

Ну так вот, как я уже начинал говорить вторая голова Святого Христофора по слухам хранится в хорватском городе Раба в церкви св. Юстины. Поэтому если кто не поверил Павлу Аллепскому, то можете лично убедиться. Возможно, вам даже повезет собственными устами, так сказать, приложиться к Святыне.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку