Из практики. Про обучение в школе и камень в огород учителей на примере СДВГ
Запрос в чате бесплатной психологической помощи для подростков (краткие выдержки):
Тяжело ходить в школу… перешла в одиннадцатый класс в другую школу, тут мне тяжелее получать нормальные отметки… я не хочу терпеть то, как ко мне относятся учителя из-за того, что я могу чего-то не знать, ошибаться… в глубине души я знаю, что ни за что не прощу себе плохие оценки, я не могу думать о том, что сделаю, если в четверти выйдет не пятерка, если не получится сдать егэ…
Информация:
Желание сделать что-то лучше – это прекрасно, но иногда это мешает нам жить. Вообще, в психологии это называют синдромом отличника. Идеал, совершенство в чём-либо – должно быть достигнуто, а несовершенный результат – не принимается.
Естественно, чаще всего причина этому внутренние установки, навязанные с одной стороны родителями, а с другой стороны учителями – что, наверное, намного хуже. Учителя много нагнетают, пугают вместо того, чтобы поддерживать, как интерес, так и желание в ребёнке. Учёба – не самоцель. Об этом многие забывают.
Размышления:
Естественно, в первую очереди хотелось узнать какие установки есть у ребёнка, которые доводят его до тревожности во время обучения. С одной стороны, чётко видно, как девочка пытается сопротивляться давлению, а с другой стороны, всё же продолжает тревожиться.
Я: А вы искренне позволяете себе чего-то не знать и ошибаться? Мы все чего-то не знаем и ошибаемся. И это нормально. Когда мы накладываем на себя слишком высокие требования, то начинаем уставать, а потом разочаровываться. Позвольте себе чего-то не знать. И так и отвечайте. Вы говорите "я не прощу себе плохие оценки". Плохим оценкам можно расстроиться да, стараться за них, но через чур ли это себя так наказывать и не прощать? Естественно, ваша психика устаёт от таких требований. Идеальных и всезнающих нет. Даже среди учителей) стараться учиться — это прекрасно. Я не к тому, чтобы этого не делать, но излишне давить на себя, заставлять, не принимать - это и нагоняет на нас такие психологические реакции. Лучше не кнутом, а пряником. Хвалите себя за хорошие оценки.
Девочка: спасибо) я устала и уже потихоньку разрешаю себе не волноваться, потому что не могу больше, мне просто страшно, как это может закончиться. сегодня я не могла ничего написать на контрольной и не волновалась, мне страшно от себя.
Я: А что за предмет? Что чувствовали, что не могли?
Девочка: геометрия, я просто смотрела и понимала, что не успею все решить. теперь не знаю, как буду исправлять
Я: ага. Видишь, опять требования к себе - не успею ВСЁ решить. А ещё в жизни не успеешь всё выучить, все фильмы посмотреть, всю музыку переслушать, все книги перечитать))) так что же теперь не делать в силу своих возможностей и желаний?
…..
Девочка: нет, просто я всегда на проверочных работах спешу, дрожу, не могу нормально писать, только таким образом успеваю.
Я: Ну допустим спешить можно и без напряжения болезненного, это вполне в пределах нормы. А вот на счёт дрожи, она как помогает?
Девочка: я заставляю себя спешить, я обычно никогда так не решаю дома. она никак не помогает, это не специально, просто руки должны быстрее писать, я не знаю, как ещё по-другому успевать.
Выводы и камень:
На самом деле ситуация не простая. Очень легко, в принципе, найти навязанные установки, и избавиться от них. Ну, к примеру, как здесь: «не за что не прощу себе плохие оценки», «должна успеть сделать всё» и так далее, о чём мы пообщались и сделали кое-какие выводы. И действительно вскрылась проблема именно образования. Девочка имеет достаточно высокие знания, но по какой-то личностной причине не может уложиться в отведённые сроки на решение задач. Хорошо, допустим мы ничего не делаем, и ребёнок со временем учится работать быстрее.
Но если ситуация становится патовой, когда у ребёнка начинают появляться неврозы, связанные с этим, то очевидно стратегию надо менять.
Наша образовательная система существует по концепции «гибкого обучения», но почему-то об этом все забывают. В рамках обычного школьного образования в случае необходимости должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение. Детей с различного рода нейропсихологическими синдромами могут в целях социализации внедрять в обычные классы. Всё это подразумевает ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход к обучению, который совершенно отсутствует на месте.
Приведём самый лёгкий пример – это дети с гиперактивностью. Им свойственно непоседливость, избыточность движений и так далее. Их гиперактивность не связана с психологическими моментами или воспитанием, а характеризуется запаздыванием созревания высших психических функций, в том числе из-за органического поражения мозга.
Характерной чертой таких детей является цикличность. То есть ребёнок продуктивно работает до 15 минут, а потом его мозг отдыхает, накапливая силы в течение 3-7 минут. Такие дети могут начать качаться на стульях, пытаясь сохранить внимание, и если им запретить это, то их схема рушится, но рушится не в плане, что нормализуется, а наоборот ломается ещё сильнее.
Но интеллект таких детей имеет высокий уровень, более того, среди них часто бывают одарённые дети.
При обучении детей с СДВГ рекомендуется:
- находиться на первой парте на глазах учителя;
- обязательные физкультминутки (полезны всем детям младшего дошкольного возраста);
- гиперактивному ребёнку РАЗРЕШАЕТСЯ через каждый 20 минут вставать и ходить в конце класса;
- направлять энергию ребёнка: вымыть доску, раздать тетради;
- стараться игнорировать негативные поступки, а позитивные поощрять.
То есть, на этом примере мы видим, как важно, чтобы обучение подстраивалось под нужды каждого ребёнка ИНДИВИДУАЛЬНО.
Это касается и детей без поражения мозга, но со своими личностными особенностями. К примеру, для детей с различным уровнем способностей может даваться различное индивидуальное домашнее задание.
В рамках кейса становится понятно, что невыполнение контрольных работ не всегда говорит о низком уровне знаний. Они есть, но не получается их использовать. И для решения этого можно найти различные подходы, ведь, по сути, сама по себе оценка – это ничто.
Общаясь с девочкой, мы так же затронули тему ОГЭ (после 9 класса), где она сказала, что ей было совершенно комфортно там, так как было много времени. И она надеется, что на ЕГЭ будет так же. Но пока она доживёт до ЕГЭ с таким учебным подходом, успеет тысячу раз разочароваться, перенервничать и впасть в невроз.
Такого обучения мы хотим? Что это? Безразличие конкретных учителей или недостаточность их обучения в институтах? Вопрос открытый.
Психология | Не молчи
233 поста673 подписчика
Правила сообщества
Уважительно относиться к людям, просящих помощь. Безоценочные суждения.