Из книги Арцыбашева "Вечный мираж"
Жизнь же человека ничуть не лучше жизни недорезанной свиньи и голодного барана. Она вся — одна непрестанная и мучительная борьба со страданием, осложненным сознанием страдания. В короткий промежуток времени между первым и последним вздохом, промежуток настолько короткий, что его не хватает даже на то, чтобы в полной мере использовать свои силы и возможности, каждое сознательное мгновение жизни человека полно более или менее мучительных ощущений.
Опасность и голод, холод, усталость, разочарования, необходимость подчиняться чужой воле, сознание своего бессилия, разлука, старость и смерть следуют за человеком неотвязной и бесконечной чередой. Моменты удовлетворения, наслаждений и радости — крайне редки, мимолетны и непрочны.
"Сочтите часы счастья, пережитые вами, сочтите дни страданий, и знайте, кто бы вы ни были, что лучше бы вам не родиться совсем!" — говорит Байрон.
Человек буквально дышит страданиями. Они окружают его, как ядовитый туман, закрывающий солнце. Если в какой либо момент человек и находится в состоянии покоя, то вокруг него ни на мгновение не прекращается все та же смертельная, полная тоски, ужаса и гнева, борьба других существ. И чем человек умнее, чем он чувствительнее, тем труднее для него не видеть ужасов, творящихся вокруг и не принимать в них участия.