Из истории мифов : эльфы
Как происходит создание мифов? Тех, что увлекают людей по всему миру, влияют на культуру, и порождают подражательные образцы творчества.
Упоминания об эльфах впервые появляются в древнегерманской мифологии, особенно у северных германцев - скандинавов. Там они назывались альвы. Это были некие духи, которые могли быть белыми или чёрными. Альвы были враждебны человеку, особенно детям, беременным, старикам и больным.
Люди старались всячески задобрить их, приносили им жертвы. Альвы олицетворяли стихийные природные проявления. И люди с глубокой древности понимали, насколько коварна к ним природа : ветер, дождь, град, засуха, оползни, извержения вулканов на севере подобны катастрофе - зима там долгая, лето вовсе не жаркое и очень короткое.
Поэтому скандинавы старались уберечься от этих напастей.
Позже, с введением христианства, альвов стали считать злыми демонами. Предания о них постепенно выродились в сказки.
В конце средневековья и в Новое Время ( 16 - 18 вв.) эти духи уже называются привычно нам - ''эльфами'', и выглядят в среде писателей и их читателей, как крошечные крылатые существа, типа Дюймовочки. Эти беззлобные крошки жили в цветочках, порхали с листиков на веточки и существовали какой-то очень насыщенной, но довольно глупой жизнью. То же было и с феями - такие же милые крошки, только ещё более глупенькие и няшные.
Но проходит время, и Толкиен создаёт свой мир Средиземья.
В этом мире эльфы - уже полноправные хозяева, некий воплощеный идеал людских устремлений, абсолютно гармоничный с Природой.
Люди, как мы все прекрасно знаем, природу преобразовывают, но при этом и уничтожают.
Эльфы же - созидатели и творцы, но при этом - высшего порядка. К тому же им не чуждо ничто человеческое : любовь, страсти, чувства.
В конце истории, созданной Толкиеном, эльфы покидают мир людей навсегда.
И люди уже должны сами быть себе идеалом, любить и понимать Природу, беречь тот мир, в котором они живут, потому что другого у них просто нет.
В этом - главная идея Толкиена об эльфах и людях.
Ведь в конце трилогии '' Властелин колец '' эльфийская принцесса становится женой человека, и в их потомках навсегда запечатлеется этот высокий и не всеми постижимый идеал : настоящая гармония человеческой жизни.
Любой миф - творится людьми и для людей. Некоторые мифы уже устарели, и малопонятны сегодня.
Но жизнь всегда находит новые идеи и выразителей этих идей. В нашу эпоху - это писатели и философы.
Тех, кому действительно удалось сотворить новый миф, новый мир в сознании, всегда очень мало, и рождаются они очень-очень редко. Например Гомер, живший почти три тысячи лет назад, Шекспир, живший почти уже полтысячи лет назад, Толкиен.
В древней русской традиции - это автор '' Слова о полку Игореве '' - непревзойденного эпического произведения, которое очень долго влияло на русскую и европейскую традицию.
Кстати - Толкиен изучал '' Слово '', и в его книге есть несколько моментов, взятых из этого произведения. Для него было очень важно найти выражение связи Природы и Человека, а в ''Слове'' это очень хорошо показано.
И помимо древнерусского эпоса Толкиен использовал весь громадный массив устных преданий и средневековой литературы. Именно на ее основе и было возможно создать новую реальность. Без этого у него просто ничего не вышло бы.
Но есть ещё одна важнейшая вещь, которая сделала его выдуманный мир таким настоящим - война.
Толкиен пережил Первую мировую, теряя друзей, здоровье и веру в Человека. Он считал, что ничего страшнее и быть не может. Чудовищные виды оружия, отравляющие газы, щедро направляемые противниками, низкий уровень медицины, отсутствие антибиотиков - всё это приводило к ужасающим травмам и увечьям, и к мучительной смерти.
Он считал, что ничего страшнее быть не может... К сожалению он ошибся, как мы знаем.
Не в силах вынести свои душевные муки и страхи Толкиен стал творить свой мир. Помогла ему в этом любовь. Ему довелось пережить очень большое, настоящее чувство, которое давало ему силы и веру в Человека, в то, что у людей есть будущее.
Также и новая мифология о Гарри Поттере. Джоан Роулинг взяла всё то, что относится к старинным народным и церковным суевериям, к лженаукам, к тому, что считалось фольклором всегда, и придала этому очень жизненное обоснование.
Мы восприняли её мир как "альтернативно возможный".
Именно потому, что он обычен в человеческих проявлениях.
Как видим, миф творится из самых обыденных и привычных вещей : из жизни и смерти, из любви и ненависти, из войны и мира, из чести и предательства, из лжи и правды, из надежды на лучшее, высшее и настоящее, из н а с в с е х - Человечества.