Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер»

После Второй Мировой войны из флотов стран-союзников французский пострадал сильнее всего. Оставшиеся в строю корабли совершенно не отвечали требованиям времени. Все они были построены еще в 1930-х годах. Их модернизация требовала таких финансовых затрат, что проще было построить новые корабли. Поэтому к концу 1940-х – началу 1960-х годов все линкоры, тяжёлые и лёгкие крейсеры, а также авианосец «Беарн» были постепенно выведены из состава флота и разделаны на металл.

Перед командованием ВМФ остро встал вопрос усиления своих соединений более крупными и мощными единицами, способными действовать в составе авианосных групп. К этому времени во флот уже был включен лёгкий авианосец «Арроманш» (бывший британский типа «Колоссус»).  Разрабатывались проекты лёгких авианосцев PA.28, который не пошёл в серию, и «Клемансо», а также вертолётоносца «Жанна д’Арк». Единственным послевоенным кораблём класса крейсер стал лёгкий «Де Грасс», который был заложен ещё до войны. Его строительство возобновилось в 1951 году в качестве крейсера ПВО.

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Крейсер «Де Грасс», июнь 1957 г.

Но одного такого корабля было мало. Поэтому в начале 1953 года началась работа над проектом нового лёгкого крейсера ПВО, который должен был стать флагманом Средиземноморской эскадры французского флота.

Разработка и строительство

Чтобы сократить время и затраты на разработку, за основу было решено взять достаточно удачный «Де Грасс», но с некоторыми доработками. Пересмотрели бронезащиту, силовую установку и размещение вооружения. Проект был подготовлен достаточно быстро, и уже 17 мая 1954 года на стапелях военно-морской верфи Арсенала в Бресте заложили корпус лёгкого крейсера «Кольбер». Строительство продолжалось довольно долго, так как в ходе работ несколько раз менялся выбор артиллерии. К тому же сказывалось непростое экономическое положение страны, усугублённое колониальными войнами в Индокитае и Северной Африке. На воду «Кольбер» спустили в марте 1956 года, но в состав флота он был включен только в мае 1959 года.

Описание конструкции и корпуса

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Общий вид крейсера

Внешне «Кольбер» можно было принять за систершип «Де Грасса». Он сохранил те же стремительные обводы корпуса с длинным (до 65% длины) полубаком, массивной передней надстройкой и мощной дымовой трубой. Чтобы повысить остойчивость, длину корабля уменьшили до 180.6 м при увеличении ширины до 20.3 м. Стандартное водоизмещение нового крейсера достигло 9 000 тонн, а полное — 11 100 тонн. Это было даже меньше, чем у «Де Грасса». Так как на вооружение флота уже поступили первые вертолёты, то кормовая часть в ходе строительства была переоборудована под размещение площадки для 1 вертолёта этого типа.

Используемая на «Де Грассе» схема бронирования была признана избыточной. Но полностью от брони решили не отказываться. Толщину бортов уменьшили со 100 до 80 мм в районе цитадели и до 50 мм в оконечностях. Главную бронепалубу сделали толщиной 50 мм, дополнительно усилив районы артиллерийских погребов 20-мм противоосколочными экранами.

Крейсер «Кольбер» получил двухвальную силовую установку суммарной мощностью 85 000 л.с. Она состояла из двух турбозубчатых агрегатов системы Парсонса и четырёх паровых котлов. ГЭУ позволяла крейсеру развивать максимальную скорость 33 узла. Дальность плавания 25-узловым ходом достигала 4 000 миль.

Вооружение до модернизации

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Крейсер «Кольбер» после постройки

В качестве орудий главного калибра были выбраны всё те же 127-мм универсальные орудия Modèle 1948 DP, размещённые в 8 спаренных башенных установках. Четыре башни располагались в носу и корме по линейно-возвышенной схеме, ещё по две башни устанавливалось по бокам передней и задней надстроек. Такая схема обеспечивала максимальные углы обстрела для универсальной артиллерии.

При угле возвышения в +45°, орудия имели дальность стрельбы 22000 м и досягаемость по высоте 9000 м.  Расчётная скорострельность составляла 18 выстр./мин на ствол.

Зенитная артиллерия

Зенитная артиллерия ближнего радиуса действия была представлена 10 спаренными башенными установками 57-мм автоматических орудий SAK Model 1950, являвшимися лицензированной версией шведских орудий «Бофорс».

Эти орудия имели максимальный угол возвышения +90° и практическую скорострельность 120 выстр./мин на ствол. Дальность стрельбы составляла 13000 м, досягаемость по высоте — 5000 м.

Модернизация 1970-1980 годов

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

«Кольбер» после всех модернизаций, 1982 г.

Развитие управляемого ракетного оружия продемонстрировало, что эра чисто артиллерийских кораблей подошла к концу. С появлением у Франции первых корабельных зенитных ракетных комплексов «Масурка» было принято решение переоборудовать «Кольбер» в крейсер УРО. В 1970 году он отправился в Брест на масштабную модернизацию.

Все 127-мм орудия демонтировали. Вместо них в передней части установили две установки, вооружённые одним 100-мм универсальным орудием Model 68 производства компании Mecanique Creusot-Loire. Новая установка весила всего 21 тонну против 48 тонн у предыдущих 127-мм башен. Это позволило добиться экономии веса в 342 тонны.

Более совершенные механизмы обеспечивали высокую скорость наведения. Она достигала 40° в секунду по горизонтали и 25° в секунду по вертикали. Боевая скорострельность новых орудий составляла 60 выстр./мин, дальность стрельбы — до 17000 м, досягаемость по высоте — 6000 м.

В качестве вспомогательной зенитной артиллерии оставили спаренные 57-мм установки SAK Model 1950, но их количество уменьшили до 6 и изменили схему расположения. Две установки располагались побортно в районе передней надстройки, еще по две с каждого борта — в районе дымовой трубы.

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Пусковая установка ЗУР «Масурка»

В кормовой части установили спаренную пусковую установку для ЗУР «Масурка» Мк2 с пассивной радиолокационной системой наведения и 100-кг боевой частью. Боекомплект ЗРК составлял 48 ракет, а суммарная масса комплекса вместе с ракетами достигала 450 тонн.

Кроме артиллерии и ЗРК, крейсер получил современное на тот момент радиолокационное вооружение:

·  РЛС обнаружения воздушных целей DRBV 20, DRBV 23C и DRB1 10D;

·  Тактическую РЛС DRBV 50;

·  Навигационную РЛС «Декка» RM 416;

·  2 РЛС DRBR 51, входящие в состав ЗРК «Масурка»;

·  2 РЛС управления артиллерийским огнём DRBC 31 (для 100-мм орудий) и одну DRBC 32 (для 57-мм орудий);

·  Гидроакустическую станцию DSBV 1.

Модернизация длилась до 1973 года. После принятия на вооружение в 1975 году противокорабельных ракет «Экзосет» ММ-38 командование решило с их помощью ещё больше усилить ударные возможности крейсера. В 1980 году он вновь отправился на модернизацию. В её ходе в передней части за второй артиллерийской 100-мм установкой смонтировали две пусковые установки с четырьмя контейнерами ПКР «Экзосет» в каждой. ПУ расположили по оригинальной схеме, которая использовалась на эсминцах «Аконит». Устаревший комплекс «Масурка» Мк2 заменили на более новую версию Мк3 с полуактивной системой наведения и усиленной боевой частью. Дополнительно установили современный навигационный комплект URN-20 PTCH TACAN и боевую информационно-управляющую систему EEMTT Zénith-1. Она повысила боевые качества крейсера и при этом позволила сократить экипаж до 562 человек. Кроме модернизации, крейсер прошел и капитальный ремонт. Срок службы корабля продлили ещё на 10 лет, и в 1982 году он вновь возвратился в действующий состав флота.

Боевая служба

Сразу после принятия на вооружение крейсер «Кольбер» получил бортовой номер C611 и стал исполнять функцию флагмана Средиземноморского флота. Он регулярно принимал участие в учениях НАТО, где координировал действия различных флотских подразделений. Также корабль часто совершал заграничные визиты и демонстрировал французский флаг во время миротворческих операций.

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Авианосец «Клемансо» и крейсер «Кольбер»

Единственной по настоящему боевой операцией в истории «Кольбера» стала операция «Саламандра», которая являлась частью операции «Щит Пустыни» в ходе Первой войны в Персидском заливе. В составе оперативного соединения «Саламандра», включавшего авианосец «Клемансо» с авиационной группировкой, 2 танкера снабжения флотилии 4 и 23С, 13 августа 1990 года «Кольбер» выдвинулся из Тулона к Ормузскому проливу. После совместных учений с саудовскими и оманскими ВВС 23 сентября в саудовском порту Янбу-аль-Синая была произведена высадка французского контингента. После этого соединение возвратилось во Францию, не сделав ни одного выстрела.

В мае 1993 года «Кольбер» был выведен из состава французского флота. Срок его эксплуатации после капитального ремонта истёк, а вновь ставить крейсер в док командование посчитало излишней тратой ресурсов. Геополитические условия изменились. СССР распался. Страны НАТО лишились своего главного противника. Содержание подобного корабля стало слишком затратным с финансовой точки зрения.Только такие богатые страны, как США, могли позволить себе содержать ракетные крейсеры.

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Крейсер «Кольбер» в Бордо, 2006 г.

До 2007 года «Кольбер» находился на приколе в Бордо, где выполнял роль корабля-музея. Но в 2006 году для его поддержания в нормальном состоянии потребовалось выделить огромную сумму из городского бюджета. Только перекраска порядком изношенного корпуса по смете составляла в сумме около полумиллиона евро. Естественно, подобные траты город себе позволить не мог. Поэтому в октябре 2006 года музей был закрыт для посещения, а в мае 2007 года крейсер отбуксировали на кладбище кораблей в Ландевенн. Здесь с него периодически демонтировали оборудование и механизмы для ремонта вертолётоносца «Жанна д’Арк». Но после того, как вертолётоносец также вывели из состава флота, «Кольбер» решили сдать на слом. В 2016 году его разобрали на металл.

Из артиллериста — в ракетчика. Рассказываем про крейсер «Кольбер» Орудие, Крейсер, Музей, Флот, Корабль, История, Факты, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»