И.В.Сталин. О Китае.

И.В.Сталин. О Китае. Сталин, Китай, Национальный вопрос, Колониализм, Революция, Длиннопост

О КИТАЕ. (Из речи на заседании объединенного пленума ЦК и ЦКК 1 августа 1927.: «Международное положение и оборона СССР»)


______________________________________________________


Перейдем к вопросу о Китае. Я не буду распространяться об ошибках оппозиции по вопросу о характере и перспективах китайской революции. Не буду, так как об этом сказано достаточно много и достаточно убедительно, и повторяться здесь не стоит. Не буду я также распространяться о том, что китайская революция нынешней стадии является, будто бы, революцией за таможенную автономию (Троцкий). Не стоит также распространяться о том, что в Китае не существует, будто бы, феодальных пережитков, а если они и существуют, то не имеют сколько-нибудь серьезного значения, причем аграрная революция в Китае становится, таким образом, совершенно непонятной (Троцкий и Радек). Об этих и подобных им ошибках оппозиции по китайскому вопросу вы, должно быть, уже знаете по нашей партийной печати.


Перейдем к вопросу об основных исходных пунктах ленинизма при решении вопросов революции в колониальных и зависимых странах.


В чем состоит исходный пункт Коминтерна и коммунистических партий вообще при подходе к вопросам революционного движения в колониальных и зависимых странах?


Он состоит в строгом различении между революцией в странах империалистических, в странах, угнетающих другие народы, и революцией в странах колониальных и зависимых, в странах, терпящих империалистический гнет других государств. Революция в империалистических странах – это одно, там буржуазия является угнетателем других народов, там она контрреволюционна на всех стадиях революции, там момент национальный, как момент освободительной борьбы, отсутствует. Революция в колониальных и зависимых странах – это нечто другое, там гнет империализма других государств является одним из факторов революции, там этот гнет не может не задевать также и национальную буржуазию, там национальная буржуазия на известной стадии и на известный срок может поддержать революционное движение своей страны против империализма, там национальный момент, как момент борьбы за освобождение, является фактором революции. Не делать этого различия, не понимать этой разницы, отождествлять революцию в империалистических странах с революцией в странах колониальных, – это значит сойти с пути марксизма, с пути ленинизма, стать на путь сторонников II Интернационала.


Вот что говорил об этом Ленин в своем докладе по национальному и колониальному вопросу на II конгрессе Коминтерна:


«Что является самой важной, основной идеей наших тезисов? Различие между угнетенными и угнетающими народами. Мы подчеркиваем это различие – в противоположность II Интернационалу и буржуазной демократии.»*) (т.ХХV, стр.351).


__________________


*) Курсив мой. И.Сталин.


Основная ошибка оппозиции состоит в том, что она не понимает и не признает этой разницы между революцией одного типа и революцией другого типа.


Основная ошибка оппозиции состоит в том, что она отождествляет революцию 1905 г. в России, в стране империалистической, угнетавшей другие народы, с революцией в Китае, в стране угнетенной, полуколониальной, вынужденной бороться против империалистического гнета других государств.


У нас в России, в 1905 г., революция шла против буржуазии, против либеральной буржуазии, несмотря на то, что революция была буржуазно-демократической. Почему? Потому, что либеральная буржуазия империалистической страны не может не быть контрреволюционной. Именно поэтому у большевиков не было тогда и не могло быть и речи о временных блоках и соглашениях с либеральной буржуазией. Исходя из этого, оппозиция утверждает, что то же самое должно быть произведено в Китае на всех стадиях революционного движения, что временные блоки и соглашения с национальной буржуазией никогда и ни при каких условиях недопустимы в Китае. Но оппозиция забывает, что так могут говорить лишь люди, не понимающие и не признающие разницы между революцией в угнетенных странах и революцией в угнетающих странах, что так могут говорить лишь люди, рвущие с ленинизмом и скатывающиеся к сторонникам II Интернационала.


Вот что говорит Ленин о допустимости временных соглашений и блоков с буржуазно-освободительным движением в колониальных странах:


«Коммунистический интернационал должен идти во временном союзе*) с буржуазной демократией колоний и отсталых стран, но не сливаться с ней и безусловно сохранять самостоятельность пролетарского движения, даже в самой зачаточной его форме» (т.XXV, стр.290)...«мы, как коммунисты, лишь в тех случаях должны и будем поддерживать буржуазно-освободительные*) движения в колониальных странах, когда эти движения действительно революционны, когда представители их не будут препятствовать нам воспитывать и организовывать в революционном духе крестьянство и широкие массы эксплуатируемых» (т.XXV, стр.353).


________________________


*) Курсив мой. И.Сталин.


Как могло «случиться», что Ленин, метавший гром и молнии против соглашений с буржуазией в России, признает допустимость таких соглашений и блоков в Китае? Может быть, Ленин ошибся? Может быть, он повернул от революционной тактики к тактике оппортунистической? Конечно, нет! «Случилось» это потому, что Ленин понимал разницу между революцией в стране угнетенной и революцией в стране угнетающей. «Случилось» это потому, что Ленин понимал, что на известной стадии своего развития национальная буржуазия в колониальных странах может поддержать революционное движение своей страны против внешнего империализма. Этого не хочет понимать оппозиция, но она не хочет этого понимать потому, что она рвет с революционной тактикой Ленина, рвет с революционной тактикой ленинизма.


Обратили ли вы внимание на то, как лидеры оппозиции в своих речах старательно обходили эти указания Ленина, боясь тронуть их, несмотря на то, что тов. Бухарин в своем докладе поставил им вопрос об этих указаниях Ленина в упор? Почему же они обходят эти всем известные тактические указания Ленина для колониальных и зависимых стран? Почему они боятся этих указаний? Потому, что они боятся правды. Потому, что тактические указания Ленина опрокидывают всю идейно-политическую установку троцкизма в вопросах китайской революции.


Об этапах китайской революции. Оппозиция запуталась до того, что она отрицает теперь наличие каких бы то ни было этапов в развитии китайской революции. Но разве бывает революция без известных этапов своего развития? Разве наша революция не имела своих этапов развития? Возьмите апрельские тезисы Ленина и увидите, что Ленин признавал в нашей революции два этапа: первый этап – буржуазно –демократическая революция с аграрным движением, как ее главной осью; второй этап – Октябрьская революция с захватом власти пролетариатом, как ее главной осью. Каковы этапы китайской революции? Их должно быть, по-моему, три: первый этап – революция общенационального объединенного фронта, период кантонский, когда революция направляла свой удар по преимуществу против иностранного империализма, а национальная буржуазия поддерживала революционное движение; второй этап – буржуазно-демократическая революция, после выхода национальных войск на реку Янцзы, когда национальная буржуазия отошла от революции, а аграрное движение разрослось в мощную революцию десятков миллионов крестьянства (ныне китайская революция стоит на втором этаже своего развития); третий этап – советская революция, которой еще нет, но которая еще наступит. Кто не понял того, что революция не бывает без известных этапов своего развития, кто не понял того, что китайская революция имеет три этажа в своем развитии, тот ничего не понял ни в марксизме, ни в китайском вопросе.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

насчёт цыган - это да, давно пора было сжечь

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"@moderator", прошу дать оценку нарушению

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку